Учебный план на 2023-2024 учебный год ООО

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к учебному плану 5-9 классов
МАОУ СОШ № 25 г. Тюмени
на 2023-2024 учебный год
(в условиях перехода на ФОП ООО в 5-9 классах и обновленные ФГОС ООО в 5-8 классах)
Основной целью деятельности педагогического коллектива в организации образовательной
деятельности является: повышение качества образования на основе совершенствования
содержания и технологий образования
1. Пояснительная записка
Учебный план для V– VIII классов составлен в соответствии с Федеральной
образовательной программой, утвержденной приказом Министерством просвещения
Российской Федерации от 18.05.2023 № 370,
федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО-2021),
утверждённым приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021
№287. Учебный план для IX классов составлен в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС
ООО-2010), утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 №1897 (с учётом изменений, внесённых приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 №1644), а также ФОП ООО,
утвержденной приказом Министерством просвещения Российской Федерации от
18.05.2023 № 370 «Об утверждении Федеральной образовательной программы основного
общего образования».
Основная образовательная программа основного общего образования реализуется
школой с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических
правил и нормативов. Формы организации образовательного процесса, чередование
урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной
программы основного общегообразования определяет школа.
Учебный план основного общего образования обеспечивает введение в действие и
реализацию требований ФОП и ФГОС основного общего образования, определяет общий
объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и
структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения).
1.1. Нормативная база:
В целях организации работы МАОУ СОШ № 25 города Тюмени при разработке
учебных планов на 2023/2024 учебный год были использованы следующие нормативные
документы:
•
Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989,
вступила в силу для СССР 15.09.1990);
•
Федеральный закон «Об образовании
в Российской
Федерации» от
29.12.2012 №273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 24.09.2022 №371-ФЗ);
•
Федеральный закон от 31.07.2020 №304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся, во исполнение поручений Президента РФ от 23.02.2018 №Пр-328 п.1, от
20.12.2020 №Пр-2182;
•
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р;
•
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 31.05.2021 №287 (далее – ФГОС основного общего образования 2021 – ФГОС ООО2021);
•
Приказ Министерства просвещения РФ от 18.07.2022 №568 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021
№287»;

•
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 №1897 (далее – ФГОС основного общего образования – ООО2010);
•
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115;
•
Федеральная образовательная программа основного общего образования (далее –
ФОП ООО), утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
18.05.2023 №370;
•
Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность и установления предельного срока использования
учебников, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
21.09.2022 №858;
•
Федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства просвещение Российской Федерации
от 02.08.2022 №653;
•
Санитарно-эпидемиологические
правила
и
нормативы
СанПиН
2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными Постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189
(с изменениями и дополнениями);
•
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №28 (далее – СП 2.4.3648-20);
•
Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 (далее - СанПиН 1.2.3685- 21);
•
При составлении учебного плана использовались:
•
Письмо Министерства просвещения РФ от 16.01.2023 №03-68 «О направлении
информации о введении федеральных основных общеобразовательных программ»;
•
Письмо Министерства просвещения РФ от 13.01.2023 №03-49 «О направлении
методических рекомендаций по системе оценки достижения обучающимися планируемых
результатов освоения программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования»;
•
Письмо Министерства просвещения РФ от 14.02.2023 №03-287 «О направлении
информации об организации изучения начальной военной подготовки в образовательных
организациях в рамках освоения основных общеобразовательных программ»;
•
Письмо Министерства просвещения РФ от 01.03.2023 №03-312 «О направлении
информации о применении основной образовательной программы основного общего
образования»;
•
Письмо Министерства просвещения РФ от 03.03.2023 №03-327 «О направлении
информации по введению федеральных основных общеобразовательных программ»;
•
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования
Министерства просвещения Российской Федерации от 26.02.2021 №03-205
«Методические рекомендации по обеспечению возможности освоения образовательных
программ обучающимися 5-11 классов по индивидуальному учебному плану»;

•
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 01.06.2023 № АБ 2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации».
1.2 Особенности учебного плана 5-9 классов
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей для всех имеющих государственную аккредитацию образовательных
организаций, реализующих образовательную программу основного общего образования, и
учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам)обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего
реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных
представителей), педагогического коллектива школы.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
предусматривает (при наличии учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
основного общего образования):
•
увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части и введение новых учебных предметов;
•
другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности
обучающихся.
ФГОС ООО устанавливает обязательные учебные предметы и обязательные предметные
области, в числе которых:
• предметная область «Русский язык и литература» включает учебные
предметы: «Русский язык», «Литература»;
• предметная область «Иностранные языки» включает учебный предмет
«Иностранный язык (Английский язык)»;
• предметная область «Математика и информатика» включает учебные
предметы «Математика» (содержит учебные курсы - «Алгебра», «Геометрия»,
«Вероятность и статистика»), «Информатика»;
• предметная область «Общественно-научные предметы» включает учебные
предметы «История», «Обществознание», «География»;
• предметная область «Естественнонаучные предметы» включает учебные
предметы «Физика», «Химия», «Биология»;
• предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
включает учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»;
• предметная область «Искусство» включает учебные предметы «Музыка» и
«Изобразительное искусство», которые ведутся отдельно по 1 часу в неделю;
• предметная область «Технология» включает учебный предмет «Технология»;
• предметная
область
«Физическая
культура
и
основы
безопасности
жизнедеятельности» включает учебные предметы «Физическая культура» и
«Основы безопасности жизнедеятельности».
Исходя из позиций целесообразности, часы, отведенные на преподавание следующих
учебных предметов, проводятся отдельно:
• «Математика» – в VII-IX классах включает учебные курсы «Алгебра» (3 часа в
неделю), «Геометрия» (2 часа в неделю), «Вероятность и статистика» (1 час в
неделю);
• «История» – в VII-IX классах включает учебные курсы «История России»,
«Всеобщаяистория»;
• «Искусство» – в V-VII классах включает предметы «Музыка» (1 час в
неделю) и «Изобразительное искусство» (1 час в неделю) В VII классе
завершается обучение по предметам «Музыка» и «Изобразительное искусство»,

при этом предусмотрено достижение образовательных результатов и всех
требований ФГОС ООО.
Для обеспечения реализации требований ФГОС ООО в VII-IX классах в рамках изучения
учебного предмета «Математика» вводится учебный курс «Вероятность и статистика». Для
обеспечения реализации требований ФГОС ООО обучающимися VIII-IX классов
овладение содержанием учебного курса «Вероятность и статистика» организовано в рамках
учебного курса «Алгебра», для чего в него добавлено вероятностно-статистическое
содержание. При выставлении итоговой отметки в аттестат указывается наименование
учебного предмета «Математика», проставляется отметка как среднее арифметическое
годовых отметок по трем учебным курсам «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и
статистика» и экзаменационной отметки выпускника.
Изучение учебного предмета «История» в V-IX классах осуществляется по линейной
модели исторического образования (изучение истории в IX классе завершается 1914 годом).
Предусмотрен особый порядок планирования учебного предмета «История России» в IX
классе – реализация модуля «Введение в Новейшую историю России» (17 час.).
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в
соответствии с ФГОС ООО должна обеспечить, в том числе, знание основных норм
морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об
исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении
российской государственности.
При реализации федерального учебного плана количество часов на физическую
культуру составляет 2, третий час реализовывается за счет внеурочной деятельности и
(или) за счёт посещения обучающимися спортивных секций, школьных спортивных клубов,
включая использование учебных модулей по видам спорта.
Предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области
(учебного предмета) ОРКСЭ. В рамках предметной области ОДНКНР возможна реализация
учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные
особенности народов Российской Федерации, которые обеспечивают достижение
следующих результатов:
• понимание вклада представителей различных народов Росси в формирование её
цивилизационного наследия;
• понимание ценности многообразия культурных укладов народов РФ;
• поддержка к традициям собственного народа и народов, проживающих в РФ;
• знание исторических примеров взаимопомощи и сотрудничества народов РФ;
• формирование уважительного отношения к национальным и этническим
ценностям,религиозным чувствам народов РФ;
• осознание ценности межнационального и межрелигиозного согласия;
• формирование представлений об образцах и примерах традиционного духовного
наследия народов РФ;
• воспитание
способности
к
духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения
к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
• знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в
культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
• формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных
религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в
становлениигражданского общества и российской государственности;
• понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и
общества;
• формирование представлений об исторической роли традиционных религий и
гражданского общества в становлении российской государственности.
Предметная область ОДНКНР является обязательной предметной областью, на ее
изучение выделяется 1 час в неделю (34 часа в год) в V классе и 2 часа в неделю за счет
обязательной части учебного плана и части, формируемой участниками образовательных

отношений в VI классе. Область включает учебный предмет «Основы духовнонравственной культуры народов России».
Отражая специфику школы, с целью ранней профилизации, для отработки основных
требований
к организации образовательного процесса в соответствии с
федеральнымгосударственным
образовательным
стандартом
основного
общего
образования, а именно
повышения уровня универсальных учебных действий,
формирования информационно-коммуникационных компетенций, формирования навыков
проектно–исследовательской деятельности часы части, формируемой участниками
образовательных отношений, учебного плана в 5-9 классах определены на предметные
курсы: «Наглядная геометрия» (5 класс), «Решение проектных и исследовательских задач»
(7-8 класс).
В части, формируемой участниками образовательных отношений, по заявлению
родителей в 7,8 классах реализуется предметный курс «Функциональная грамотность:
учимся для жизни», направленный на формирование читательской, математической,
естественно-научной, финансовой грамотности и креативного мышления, в 5-х классах –
учебный предмет «Родной русский язык».
Изучение второго иностранного языка (французского или немецкого) осуществляется по
заявлению родителей (законных представителей), как предмет из части, формируемой
участниками образовательных отношений в 7-8 классах.
Особенности регионального компонента отражаются в содержании предметов в форме
интегрированных модулей или отдельных уроков (модули или уроки фиксируются в
рабочих программах педагогов). На уроках ИЗО учащиеся знакомятся с народными
промыслами Тюменского края (6 класс), деревянной резьбой Тюмени (5 класс), а также
творчеством Тюменских художников (7 класс). В 5-х классах региональный компонент
реализуется на уроках литературы при изучении произведений тюменских писателей: В.П.
Крапивина, С.С. Козлова и др.
Региональный (национально-региональный) компонент составляет 10% от изучаемого
программного материала. Изучение обучающимися отдельных тем краеведческой,
экологической направленности, а также вопросов безопасности жизнедеятельности,
формирования принципов здорового образа жизни предусмотрено в следующих учебных
предметах: в 6,7 классах – «География», «Биология», «История», в 5-7 классах –
«Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», в 8-9 классах – «История»,
«Обществознание», «География».
В рамках реализации регионального проекта «Кадры для региона», направленного на
раннюю профилизацию и профориентацию школьников с учетом востребованных на
региональном рынке труда производств и профессий, в содержание предметов биология,
физика, химия, география, информатика включен блок «Актуальная тематика для региона»,
который содержит перечень предприятий, организаций, учебных заведений для
ознакомления с содержанием их деятельности на уроках, экскурсиях, в рамках реализации
проектов и т.д.
В соответствии с распоряжением Правительства от 25.09.2017 № 2039-р «Об
утверждении «Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской федерации на
2017 - 2023 годы» для формирования компетенций в сфере финансовой грамотности, в
целях актуализации и внедрения элементов финансовой грамотности в образовательные
программы различных уровней образования в содержание учебных предметов
интегрировано содержание прикладного курса «Финансовая грамотность». Объем
прикладного интегрированного курса «Финансовая грамотность» составляет 16 часов для
каждого образовательного уровня и распределяется по учебным предметам следующим
образом:
Предметы
Математика
Обществознание
Итого за год
Итого по уровню обучения

классы
5
1
2
3
16

6
1
2
3

7
1
2
3

8
1
2
3

9
2
2
4

Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с
ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих
обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы.
Обучение проводится с балльным оцениванием знаний обучающихся и домашними
заданиями. Промежуточное оценивание результатов обучения осуществляется по
четвертям и в конце года. Формы проведения промежуточной аттестации на уровне
основного общего образования: контрольная работа, диктант с грамматическим заданием,
словарный диктант, сочинение, изложение, тестирование; защита творческого проекта.

Учебный план МАОУ СОШ № 25 г. Тюмени для 5-9 классов на 2023-2024 учебный год
(в условиях перехода на ФОП ООО в 5-9 классах и обновленный ФГОС ООО в 5-8 классах)
учебные
курсы,
Количество часов (в неделю/в год)
Всего, часов
Предметные области
Учебные предметы модули (при
V-IX
наличии)
классы
V
VI
VII
VIII
IX
Обязательная часть
Русский язык
5 170 6 204 4 136 3 102 3 102 21
714
Русский язык и литература
Литература
3 102 3 102 2 68 2 68
3 102 13
442
Иностранный язык
3 102 3 102 3 102 3 102 3 102 15
510
Иностранные языки
Второй
0 0 0 0 0 0 0 0
0
0
0
0
иностранный язык
Математика 5 170 5 170
10
Алгебра
3 102 3 102 3 102 19
Математика
952
Геометрия
2 68 2 68
2
68
6
Математика и информатика
Вероятность
1 34 1 34
1
34
3
и статистика
Информатика
1 34 1 34
1
34
3
102
История
45
45
45
45
8
России
История
2
2
2
2
340
Всеобщая
2 68
23
23
23
23
2
история
Модуль
Общественно-научные предметы
«Введение в
новейшую
0,5 17 0,5
историю
России»
Обществознание
1 34 1 34 1 34
1
34
4
136
География
1 34 1 34 2 68 2 68
2
68
8
272
Физика
2 68 2 68
3 102 7
238
Естественно-научные предметы
Химия
2 68
2
68
4
136
Биология
1 34 1 34 1 34 2 68
2
68
7
238
Основы духовно-нравственной культуры народов
Основы духовно1 34 1 34 0 0 0 0
0
0
2
68

России

нравственной
культуры народов
России
Изобразительное
искусство
Искусство
Музыка
Технология
Технология
Физическая
культура
Физическая культура и основы безопасности
Основы
жизнедеятельности
безопасности
жизнедеятельности
Итого, обязательная часть

Предметные области

1 34 1 34 1

34

0

0

0

0

3

102

1 34 1 34 1
2 68 2 68 2

34
68

1
1

34
34

0
1

0
34

4
8

136
272

2 68 2 68 2

68

2

68

2

102

11

340

1

34

1

34

2

68

27 918 28 952 30 1020 31 1054 32,5 1105 148,5

Учебный план МАОУ СОШ № 25 г. Тюмени для 5-9 классов на 2023-2024 учебный год
(в условиях перехода на ФОП ООО в 5-9 классах и обновленные ФГОС ООО в 5-8 классах)
учебные курсы,
модули (при
Количество часов (в неделю/в год)
наличии)
Учебные предметы
классы

V
VI
VII
VIII
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
2

68

2

68

2

68

2

68

1

34

1

34

1

34

1

34

Учимся говорить по-французски (по-немецки)
Функциональная грамотность: учимся для жизни
Наглядная геометрия

1

Родной русский язык

1

34

Решение проектных и исследовательских задач
Основы духовно-нравственной культуры народов России

1

34

5049

Всего, часов
V-IX

IX
0,5

34

9

306

Избранные вопросы математики

0,5

Учимся понимать и строить текст
Итого, часть, формируемая участниками ОО
ИТОГО, учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе

0,5
2

68

1

34

2

29

986

29

986

32 1088 33 1122 33,5

Количество учебных недель
Учебная нагрузка, предусмотренная Гигиеническими
нормативами и Санитарно-эпидемиологическими
требованиями при 5-дневной учебной неделе, не более

34

29

986

34

68

34

2

68

1

34

30 1020 32 1088 33 1122

34

10

272

1139

189,5

5321

157

5338

34

33

1122

Учебный план реализуется в соответствии с календарным учебным графиком, расписанием учебных занятий; имеет необходимое кадровое,
нормативно-методическое и материально-техническое обеспечение.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».