ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к учебному плану 5-9 классов МАОУ СОШ № 25 г. Тюмени на 2023-2024 учебный год (в условиях перехода на ФОП ООО в 5-9 классах и обновленные ФГОС ООО в 5-8 классах) Основной целью деятельности педагогического коллектива в организации образовательной деятельности является: повышение качества образования на основе совершенствования содержания и технологий образования 1. Пояснительная записка Учебный план для V– VIII классов составлен в соответствии с Федеральной образовательной программой, утвержденной приказом Министерством просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370, федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО-2021), утверждённым приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №287. Учебный план для IX классов составлен в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО-2010), утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (с учётом изменений, внесённых приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 №1644), а также ФОП ООО, утвержденной приказом Министерством просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении Федеральной образовательной программы основного общего образования». Основная образовательная программа основного общего образования реализуется школой с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общегообразования определяет школа. Учебный план основного общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФОП и ФГОС основного общего образования, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения). 1.1. Нормативная база: В целях организации работы МАОУ СОШ № 25 города Тюмени при разработке учебных планов на 2023/2024 учебный год были использованы следующие нормативные документы: • Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990); • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 24.09.2022 №371-ФЗ); • Федеральный закон от 31.07.2020 №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся, во исполнение поручений Президента РФ от 23.02.2018 №Пр-328 п.1, от 20.12.2020 №Пр-2182; • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р; • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №287 (далее – ФГОС основного общего образования 2021 – ФГОС ООО2021); • Приказ Министерства просвещения РФ от 18.07.2022 №568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 №287»; • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (далее – ФГОС основного общего образования – ООО2010); • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115; • Федеральная образовательная программа основного общего образования (далее – ФОП ООО), утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №370; • Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования учебников, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 №858; • Федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещение Российской Федерации от 02.08.2022 №653; • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 (с изменениями и дополнениями); • Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 (далее – СП 2.4.3648-20); • Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 (далее - СанПиН 1.2.3685- 21); • При составлении учебного плана использовались: • Письмо Министерства просвещения РФ от 16.01.2023 №03-68 «О направлении информации о введении федеральных основных общеобразовательных программ»; • Письмо Министерства просвещения РФ от 13.01.2023 №03-49 «О направлении методических рекомендаций по системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; • Письмо Министерства просвещения РФ от 14.02.2023 №03-287 «О направлении информации об организации изучения начальной военной подготовки в образовательных организациях в рамках освоения основных общеобразовательных программ»; • Письмо Министерства просвещения РФ от 01.03.2023 №03-312 «О направлении информации о применении основной образовательной программы основного общего образования»; • Письмо Министерства просвещения РФ от 03.03.2023 №03-327 «О направлении информации по введению федеральных основных общеобразовательных программ»; • Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации от 26.02.2021 №03-205 «Методические рекомендации по обеспечению возможности освоения образовательных программ обучающимися 5-11 классов по индивидуальному учебному плану»; • Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 01.06.2023 № АБ 2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации». 1.2 Особенности учебного плана 5-9 классов Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих образовательную программу основного общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам)обучения. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива школы. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает (при наличии учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования): • увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части и введение новых учебных предметов; • другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся. ФГОС ООО устанавливает обязательные учебные предметы и обязательные предметные области, в числе которых: • предметная область «Русский язык и литература» включает учебные предметы: «Русский язык», «Литература»; • предметная область «Иностранные языки» включает учебный предмет «Иностранный язык (Английский язык)»; • предметная область «Математика и информатика» включает учебные предметы «Математика» (содержит учебные курсы - «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика»), «Информатика»; • предметная область «Общественно-научные предметы» включает учебные предметы «История», «Обществознание», «География»; • предметная область «Естественнонаучные предметы» включает учебные предметы «Физика», «Химия», «Биология»; • предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» включает учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России»; • предметная область «Искусство» включает учебные предметы «Музыка» и «Изобразительное искусство», которые ведутся отдельно по 1 часу в неделю; • предметная область «Технология» включает учебный предмет «Технология»; • предметная область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» включает учебные предметы «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности». Исходя из позиций целесообразности, часы, отведенные на преподавание следующих учебных предметов, проводятся отдельно: • «Математика» – в VII-IX классах включает учебные курсы «Алгебра» (3 часа в неделю), «Геометрия» (2 часа в неделю), «Вероятность и статистика» (1 час в неделю); • «История» – в VII-IX классах включает учебные курсы «История России», «Всеобщаяистория»; • «Искусство» – в V-VII классах включает предметы «Музыка» (1 час в неделю) и «Изобразительное искусство» (1 час в неделю) В VII классе завершается обучение по предметам «Музыка» и «Изобразительное искусство», при этом предусмотрено достижение образовательных результатов и всех требований ФГОС ООО. Для обеспечения реализации требований ФГОС ООО в VII-IX классах в рамках изучения учебного предмета «Математика» вводится учебный курс «Вероятность и статистика». Для обеспечения реализации требований ФГОС ООО обучающимися VIII-IX классов овладение содержанием учебного курса «Вероятность и статистика» организовано в рамках учебного курса «Алгебра», для чего в него добавлено вероятностно-статистическое содержание. При выставлении итоговой отметки в аттестат указывается наименование учебного предмета «Математика», проставляется отметка как среднее арифметическое годовых отметок по трем учебным курсам «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика» и экзаменационной отметки выпускника. Изучение учебного предмета «История» в V-IX классах осуществляется по линейной модели исторического образования (изучение истории в IX классе завершается 1914 годом). Предусмотрен особый порядок планирования учебного предмета «История России» в IX классе – реализация модуля «Введение в Новейшую историю России» (17 час.). Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в соответствии с ФГОС ООО должна обеспечить, в том числе, знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. При реализации федерального учебного плана количество часов на физическую культуру составляет 2, третий час реализовывается за счет внеурочной деятельности и (или) за счёт посещения обучающимися спортивных секций, школьных спортивных клубов, включая использование учебных модулей по видам спорта. Предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ. В рамках предметной области ОДНКНР возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, которые обеспечивают достижение следующих результатов: • понимание вклада представителей различных народов Росси в формирование её цивилизационного наследия; • понимание ценности многообразия культурных укладов народов РФ; • поддержка к традициям собственного народа и народов, проживающих в РФ; • знание исторических примеров взаимопомощи и сотрудничества народов РФ; • формирование уважительного отношения к национальным и этническим ценностям,религиозным чувствам народов РФ; • осознание ценности межнационального и межрелигиозного согласия; • формирование представлений об образцах и примерах традиционного духовного наследия народов РФ; • воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; • знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; • формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлениигражданского общества и российской государственности; • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества; • формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. Предметная область ОДНКНР является обязательной предметной областью, на ее изучение выделяется 1 час в неделю (34 часа в год) в V классе и 2 часа в неделю за счет обязательной части учебного плана и части, формируемой участниками образовательных отношений в VI классе. Область включает учебный предмет «Основы духовнонравственной культуры народов России». Отражая специфику школы, с целью ранней профилизации, для отработки основных требований к организации образовательного процесса в соответствии с федеральнымгосударственным образовательным стандартом основного общего образования, а именно повышения уровня универсальных учебных действий, формирования информационно-коммуникационных компетенций, формирования навыков проектно–исследовательской деятельности часы части, формируемой участниками образовательных отношений, учебного плана в 5-9 классах определены на предметные курсы: «Наглядная геометрия» (5 класс), «Решение проектных и исследовательских задач» (7-8 класс). В части, формируемой участниками образовательных отношений, по заявлению родителей в 7,8 классах реализуется предметный курс «Функциональная грамотность: учимся для жизни», направленный на формирование читательской, математической, естественно-научной, финансовой грамотности и креативного мышления, в 5-х классах – учебный предмет «Родной русский язык». Изучение второго иностранного языка (французского или немецкого) осуществляется по заявлению родителей (законных представителей), как предмет из части, формируемой участниками образовательных отношений в 7-8 классах. Особенности регионального компонента отражаются в содержании предметов в форме интегрированных модулей или отдельных уроков (модули или уроки фиксируются в рабочих программах педагогов). На уроках ИЗО учащиеся знакомятся с народными промыслами Тюменского края (6 класс), деревянной резьбой Тюмени (5 класс), а также творчеством Тюменских художников (7 класс). В 5-х классах региональный компонент реализуется на уроках литературы при изучении произведений тюменских писателей: В.П. Крапивина, С.С. Козлова и др. Региональный (национально-региональный) компонент составляет 10% от изучаемого программного материала. Изучение обучающимися отдельных тем краеведческой, экологической направленности, а также вопросов безопасности жизнедеятельности, формирования принципов здорового образа жизни предусмотрено в следующих учебных предметах: в 6,7 классах – «География», «Биология», «История», в 5-7 классах – «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», в 8-9 классах – «История», «Обществознание», «География». В рамках реализации регионального проекта «Кадры для региона», направленного на раннюю профилизацию и профориентацию школьников с учетом востребованных на региональном рынке труда производств и профессий, в содержание предметов биология, физика, химия, география, информатика включен блок «Актуальная тематика для региона», который содержит перечень предприятий, организаций, учебных заведений для ознакомления с содержанием их деятельности на уроках, экскурсиях, в рамках реализации проектов и т.д. В соответствии с распоряжением Правительства от 25.09.2017 № 2039-р «Об утверждении «Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской федерации на 2017 - 2023 годы» для формирования компетенций в сфере финансовой грамотности, в целях актуализации и внедрения элементов финансовой грамотности в образовательные программы различных уровней образования в содержание учебных предметов интегрировано содержание прикладного курса «Финансовая грамотность». Объем прикладного интегрированного курса «Финансовая грамотность» составляет 16 часов для каждого образовательного уровня и распределяется по учебным предметам следующим образом: Предметы Математика Обществознание Итого за год Итого по уровню обучения классы 5 1 2 3 16 6 1 2 3 7 1 2 3 8 1 2 3 9 2 2 4 Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Обучение проводится с балльным оцениванием знаний обучающихся и домашними заданиями. Промежуточное оценивание результатов обучения осуществляется по четвертям и в конце года. Формы проведения промежуточной аттестации на уровне основного общего образования: контрольная работа, диктант с грамматическим заданием, словарный диктант, сочинение, изложение, тестирование; защита творческого проекта. Учебный план МАОУ СОШ № 25 г. Тюмени для 5-9 классов на 2023-2024 учебный год (в условиях перехода на ФОП ООО в 5-9 классах и обновленный ФГОС ООО в 5-8 классах) учебные курсы, Количество часов (в неделю/в год) Всего, часов Предметные области Учебные предметы модули (при V-IX наличии) классы V VI VII VIII IX Обязательная часть Русский язык 5 170 6 204 4 136 3 102 3 102 21 714 Русский язык и литература Литература 3 102 3 102 2 68 2 68 3 102 13 442 Иностранный язык 3 102 3 102 3 102 3 102 3 102 15 510 Иностранные языки Второй 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 иностранный язык Математика 5 170 5 170 10 Алгебра 3 102 3 102 3 102 19 Математика 952 Геометрия 2 68 2 68 2 68 6 Математика и информатика Вероятность 1 34 1 34 1 34 3 и статистика Информатика 1 34 1 34 1 34 3 102 История 45 45 45 45 8 России История 2 2 2 2 340 Всеобщая 2 68 23 23 23 23 2 история Модуль Общественно-научные предметы «Введение в новейшую 0,5 17 0,5 историю России» Обществознание 1 34 1 34 1 34 1 34 4 136 География 1 34 1 34 2 68 2 68 2 68 8 272 Физика 2 68 2 68 3 102 7 238 Естественно-научные предметы Химия 2 68 2 68 4 136 Биология 1 34 1 34 1 34 2 68 2 68 7 238 Основы духовно-нравственной культуры народов Основы духовно1 34 1 34 0 0 0 0 0 0 2 68 России нравственной культуры народов России Изобразительное искусство Искусство Музыка Технология Технология Физическая культура Физическая культура и основы безопасности Основы жизнедеятельности безопасности жизнедеятельности Итого, обязательная часть Предметные области 1 34 1 34 1 34 0 0 0 0 3 102 1 34 1 34 1 2 68 2 68 2 34 68 1 1 34 34 0 1 0 34 4 8 136 272 2 68 2 68 2 68 2 68 2 102 11 340 1 34 1 34 2 68 27 918 28 952 30 1020 31 1054 32,5 1105 148,5 Учебный план МАОУ СОШ № 25 г. Тюмени для 5-9 классов на 2023-2024 учебный год (в условиях перехода на ФОП ООО в 5-9 классах и обновленные ФГОС ООО в 5-8 классах) учебные курсы, модули (при Количество часов (в неделю/в год) наличии) Учебные предметы классы V VI VII VIII Часть, формируемая участниками образовательных отношений 2 68 2 68 2 68 2 68 1 34 1 34 1 34 1 34 Учимся говорить по-французски (по-немецки) Функциональная грамотность: учимся для жизни Наглядная геометрия 1 Родной русский язык 1 34 Решение проектных и исследовательских задач Основы духовно-нравственной культуры народов России 1 34 5049 Всего, часов V-IX IX 0,5 34 9 306 Избранные вопросы математики 0,5 Учимся понимать и строить текст Итого, часть, формируемая участниками ОО ИТОГО, учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе 0,5 2 68 1 34 2 29 986 29 986 32 1088 33 1122 33,5 Количество учебных недель Учебная нагрузка, предусмотренная Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями при 5-дневной учебной неделе, не более 34 29 986 34 68 34 2 68 1 34 30 1020 32 1088 33 1122 34 10 272 1139 189,5 5321 157 5338 34 33 1122 Учебный план реализуется в соответствии с календарным учебным графиком, расписанием учебных занятий; имеет необходимое кадровое, нормативно-методическое и материально-техническое обеспечение.