1. Пояснительная записка Учебный план для X классов составлен в соответствии с Федеральной образовательной программой СОО и федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (ФГОС СОО-2022), утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2022 №1014. Учебный план для XI классов составлен в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (ФГОС СОО-2012), утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 №413 (с учётом изменений и дополнений). Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся. Учебный план на 2023/2024 учебный год сформирован в соответствии с нормативными документами, с учетом образовательной программы, обеспечивающей достижение обучающимися результатов освоения основных общеобразовательных программ, установленных федеральными государственнымиобразовательными стандартами. 1.1. Нормативная база: В целях организации работы МАОУ СОШ № 25 города Тюмени при разработке учебных планов на 2023/2024 учебный год были использованы следующие нормативные документы: Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990); Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 24.09.2022 №371-ФЗ); Федеральный закон от 31.07.2020 №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся, во исполнение поручений Президента РФ от 23.02.2018 №Пр-328 п.1, от20.12.2020 №Пр-2182; Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р; Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 №413 (далее – ФГОС среднего общего образования – СОО- 2012); Приказ Министерства просвещения РФ от 12.08.2022 №732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 17.05.2012 №413; Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основнымобщеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115; Федеральная образовательная программа среднего общего образования (далее – ФОП СОО), утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №371; Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования учебников, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 №858; Федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещение Российской Федерации от 02.08.2022 №653; Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 (с изменениями и дополнениями); Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 (далее – СП 2.4.3648-20); Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 (далее - СанПиН 1.2.3685- 21); При составлении учебного плана использовались: Письмо Министерства просвещения РФ от 16.01.2023 №03-68 «О направлении информации о введении федеральных основных общеобразовательных программ»; Письмо Министерства просвещения РФ от 13.01.2023 №03-49 «О направлении методических рекомендаций по системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; Письмо Министерства просвещения РФ от 14.02.2023 №03-287 «О направлении информации об организации изучения начальной военной подготовки в образовательных организациях в рамках освоения основных общеобразовательных программ»; Письмо Министерства просвещения РФ от 03.03.2023 №03-327 «О направлении информации по введению федеральных основных общеобразовательных программ»; Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации от 26.02.2021 №03-205 «Методические рекомендации по обеспечению возможности освоения образовательных программ обучающимися 5-11 классов по индивидуальному учебному плану»; Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 01.06.2023 № АБ 2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации». Основная образовательная программа среднего общего образования реализуется с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Формы организации образовательного процесса при реализации основной образовательной программы среднего общего образования определяет школа. Учебный план 10-11 классов ориентирован на программу среднего общего образования 2-летнего нормативного срока освоения. Обучение осуществляется в профильных классах, сформированных с учетом склонностей и способностей обучающихся, их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Построение учебного плана основано на идее двухуровневого образования, состоящего из базового и углубленного уровней. Учащимся также предоставлено право выбора элективных курсов с целью расширения базовых или профильных знаний и подготовки к дальнейшему обучению. Реализуемые профили обучения – технологический, социально-экономический, универсальный - с изучением на углубленном уровне учебных предметов (физика, математика – технологический профиль, математика, обществознание социальноэкономический, литература, обществознание математика, информатика – (универсальный профиль) – 10 класс; физика, математика, информатика – технологический профиль, математика, экономика, право – социально-экономический профиль – 11 класс). Класс (профиль) 10а технологический 10б гуманитарный Информационно-технологический 10в Социально-экономический 10г Информационно-технологический Лингвистический 11а технологический 11б, г универсальный 11в Социально-экономический Профильные предметы Физика Математика Литература, Обществознание Математика Информатика Математика Обществознание Математика Информатика Английский язык Математика Физика Математика Информатика Математика, экономика, право Учебный план среднего общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС среднего общего образования, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения). Особенности учебного плана в соответствии с требованиями ФГОС СОО (X-XI классы): Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих образовательную программу среднего общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива школы. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части и введение новых учебных предметов; другие виды учебной и иной деятельности обучающихся. Обязательная часть учебного плана обеспечивает достижение целей среднего общего образования и реализуется через обязательные учебные предметы. Обновленный ФГОС СОО предусматривает изучение не менее 13 учебных предметов. В учебном плане предусмотрено выполнение обучающимися индивидуальных проектов. Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности: познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом. Количество учебных занятий за 2 года при пятидневной рабочей неделе не может составлять менее 2170 часов и более 2590 часов. Профиль обучения является способом введения обучающихся в ту или иную общественно-производственную практику; это комплексное понятие, не ограниченное ни рамками учебного плана, ни заданным набором учебных предметов, изучаемых на базовом или углубленном уровне, ни образовательным пространством школы. Учебный план профиля строится с ориентацией на будущую сферу профессиональной деятельности, с учетом предполагаемого продолжения образования обучающихся, для чего были изучены намерения и предпочтения обучающихся и их родителей (законных представителей). Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Обучение проводится с балльным оцениванием знаний обучающихся и домашними заданиями. Промежуточное оценивание результатов обучения осуществляется по полугодиям и в конце года. В конце учебного года для обучающихся 10,11-х классов проводится годовая промежуточная аттестация по отдельным учебным предметам (курсам, модулям), ее формы и сроки определяются в соответствии с Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся школы. В 10,11-х классах формами проведения письменной аттестации являются: контрольные работы, тестирование, диктанты, сочинения или изложения с творческим заданием. Формами проведения устной аттестации являются: экзамен, защита рефератов, творческих работ и проектов. Учебный план СОО МАОУ СОШ № 25 города Тюмени на 2023-2024 учебный год (обновленный ФГОС СОО) Технологический профиль (РН-класс) (10 А класс) Предметная область Русский язык и литература Иностранный язык Математика и информатика Естественно-научные предметы Общественно-научные предметы Физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Учебные недели Всего часов Максимально допустимая недельная нагрузка Учебный предмет Уровень Обязательная часть Русский язык Б Литература Б Английский язык Б Алгебра и начала У математического анализа Геометрия У Вероятность и статистика У Информатика Б Физика У Химия Б Биология Б История Б Обществознание Б География Б Физическая культура Б Основы безопасности Б жизнедеятельности Индивидуальный проект Информационная безопасность 5-ти дневная неделя, количество часов в неделю 10 класс 11 класс 2 3 3 4 2 3 3 4 3 1 1 5 1 1 2 2 1 2 1 3 1 1 5 1 1 2 2 1 2 1 1 33 1 1 33 2 34 34 34 34 34 34 Универсальный профиль (10Б класс) Предметная область Русский язык и литература Иностранный язык Математика и информатика Естественно-научные предметы Общественно-научные предметы Физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Учебные недели Всего часов Максимально допустимая недельная нагрузка Учебный предмет Уровень 5-ти дневная неделя, количество часов в неделю 10 11 класс класс Гуманитарный Обязательная часть Русский язык Б Литература У Английский язык Б Алгебра и начала Б математического анализа Геометрия Б Вероятность и Б статистика Информатика Б Физика Б Химия Б Биология Б История Б Обществознание У География Б Физическая культура Б Основы безопасности Б жизнедеятельности Индивидуальный проект Методы решения физических задач Информационная безопасность Уровень 10 класс 5-ти дневная неделя, количество часов в неделю 10 11 класс класс Информационнотехнологический 2 5 3 2 2 5 3 2 Б Б Б У 2 3 3 4 2 3 3 4 2 1 2 1 У У 3 1 3 1 1 2 1 1 2 4 1 2 1 1 2 1 1 2 4 1 2 1 У Б Б Б Б Б Б Б Б 4 2 1 1 2 2 1 2 1 4 2 1 1 2 2 1 2 1 1 1 1 1 31 3 33 1 33 1 33 1 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 Социально-экономический профиль (10 В) Предметная область Русский язык и литература Иностранный язык Математика и информатика Естественно-научные предметы Общественно-научные предметы Физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Учебные недели Всего часов Максимально допустимая недельная нагрузка Учебный предмет Уровень Обязательная часть Русский язык Б Литература Б Английский язык Б Алгебра и начала У математического анализа Геометрия У Вероятность и статистика У Информатика Б Физика Б Химия Б Биология Б История Б Обществознание У География Б Физическая культура Б Основы безопасности Б жизнедеятельности Индивидуальный проект Информационная безопасность Социально-экономическая география 5-ти дневная неделя, количество часов в неделю 10 класс 11 класс 2 3 3 4 2 3 3 4 3 1 1 2 1 1 2 4 1 2 1 3 1 1 2 1 1 2 4 1 2 1 1 32 1 1 1 32 2 34 34 34 34 34 34 Универсальный профиль (10 Г) Предметная область Русский язык и литература Иностранный язык Математика и информатика Естественно-научные предметы Общественно-научные предметы Физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Учебные недели Всего часов Максимально допустимая недельная нагрузка Учебный предмет Русский язык Литература Английский язык Алгебра и начала математического анализа Геометрия Вероятность и статистика Информатика Физика Химия Биология История Обществознание География Физическая культура Основы безопасности жизнедеятельности Индивидуальный проект Информационная безопасность Социальноэкономическая география Уровень 5-ти дневная неделя, количество часов в неделю 10 11 класс класс Информационнотехнологический Обязательная часть Б 2 2 Б 3 3 Б 3 3 У 4 4 Уровень 5-ти дневная неделя, количество часов в неделю Б Б У У 2 3 5 4 2 3 5 4 У У 3 1 3 1 У У 3 1 3 1 У Б Б Б Б Б Б Б Б 4 2 1 1 2 2 1 2 1 4 2 1 1 2 2 1 2 1 Б Б Б Б Б Б Б Б Б 1 2 1 1 2 2 1 2 1 1 2 1 1 2 2 1 2 1 1 1 1 1 33 1 33 1 32 1 32 10 11 класс класс Лингвистический 1 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 11 А класс (технологический профиль) Предметная область Русский язык и литература Родной язык и родная литература Иностранные языки Общественные науки Математика и информатика Учебный предмет Русский язык Литература Родной (русский) язык Иностранный язык (английский) История Обществознание Математика Информатика Физика Естественные науки Астрономия Физическая Физическая культура культура, экология Основы и основы безопасности безопасности жизнедеятельност жизнедеятельност и и Итого Дополнительные учебные предметы, курсы по выбору Уровень Кол-во изучения/ часов за 2 дополнител года ьный обучения предмет, курс по выбору Обязательная часть Б 69 Б 207 Б 35 Кол-во часов в неделю 10 класс Кол-во часов в год 1 3 35 105 1 35 Кол-во часов в неделю 1 3 34 102 102 Б 207 3 105 3 Б Б 138 138 2 2 70 70 2 2 У 414 6 210 6 204 У У Б 276 345 34 4 5 140 175 4 5 1 136 170 34 Б 207 3 105 3 102 1 35 1 Б 69 31 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Химия ДП 69 1 35 Индивидуальный ЭК 70 2 70 проект Методы решения ЭК 69 1 35 физических задач Замечательные неравенства. Способы получения и примеры применения. Теория и практика написания сочинений разных жанров Минимальная/Максимальная учебная нагрузка обучающихся при 5-ти дневной учебной неделе 11 класс Кол-во часов вгод 68 68 34 1054 1 34 ЭК 69 1 35 1 34 ЭК 69 1 35 1 34 2170/2590 2485 37 1295 34/34 1156 11 Б, Г классы (универсальный профиль) Предметная область Русский язык и литература Родной язык и родная литература Иностранные языки Общественные науки Математика и информатика Учебный предмет Русский язык Литература Родной (русский) язык Иностранный язык (английский) История Обществознание Математика Информатика Уровень Кол-во изучения/ часов за 2 дополнител года ьный обучения предмет, курс по выбору Обязательная часть Б 69 Б 207 Кол-во часов в неделю 10 класс Кол-во часов в год 1 3 35 105 Кол-во часов в неделю 11 класс Кол-во часов вгод 1 3 34 102 Б 35 1 35 Б 207 3 105 3 102 Б Б 138 138 2 2 70 70 2 2 68 68 Б 345 5 175 5 170 Б 69 1 35 1 34 2 1 68 34 3 102 1 34 24 816 1 1 1 34 34 34 Физика Б 138 2 70 Естественные науки Астрономия Б 34 Физическая Физическая Б 207 3 105 культура культура, экология и основы Основы безопасности безопасности Б 69 1 35 жизнедеятельност жизнедеятельности и Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений География ДП 69 1 35 Дополнительные Биология ДП 69 1 35 учебные Химия ДП 69 1 35 предметы, курсы по выбору Индивидуальный ЭК 70 2 70 проект Методы решения ЭК физических задач Современные 69 1 35 социальноЭК культурные процессы Избранные вопросы ЭК 69 1 35 математики Теория и практика написания ЭК 69 1 35 сочинений разных жанров Графический ЭК 69 1 35 дизайн Минимальная/Максимальная учебная нагрузка обучающихся при 2170/2590 2209 33 1155 5-ти дневной учебной неделе 1 34 1 34 1 34 1 34 31/34 1054 11 В класс (социально- экономический профиль) Предметная область Русский язык и литература Родной язык и родная литература Иностранные языки Общественные науки Математика и информатика Естественные науки Физическая культура, экология иосновы безопасности жизнедеятельности Дополнительные учебные предметы, курсы по выбору Учебный предмет Уровень изучения/ дополните льный предмет, курс по выбору Обязательная часть Русский язык Б Литература Б Родной (русский) язык Б Колво часов за 2 года обуче ния 10 класс КолКолво во часо часов вв в год неде лю 11 класс КолКолво во часов часов в в год недел ю 68 204 1 3 34 102 1 3 34 102 34 1 34 - - Б 204 3 102 3 102 Б У У 136 136 136 2 2 2 68 68 68 2 2 2 68 68 68 У 408 6 204 6 204 Б 136 2 68 34 204 2 3 68 Б Б 102 1 3 34 102 Б 68 1 34 1 34 1768 26 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Обществознание ДП Б 136 2 География ДП Б 68 1 Информатика ДП Б 68 1 Индивидуальный проект ЭК 68 2 Экономические задачи ЭК 136 2 Моделирование ЭК 68 1 экономических процессов Теория и практика написания ЭК 34 сочинений разных жанров 884 26 884 68 34 34 68 68 1 1 2 34 34 68 34 1 34 1 34 Иностранный язык (английский) История Экономика Право Математика: алгебра и начала математического анализ,геометрия Физика Астрономия Физическая культура Основы безопасности жизнедеятельности Минимальная/Максимальная учебная нагрузка обучающихся при 5-ти дневной учебной неделе 2170/2590 646 2414 10 36 - 340 6 1224 32/34 204 1088