Методические рекомендации по теме "Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития и коррекции образовательных достижений обучающихся"

13.02.2023

"…Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться…»
К.Д. Ушинский

 

Каждый человек по-своему воспринимает, перерабатывает и интерпретирует полученную информацию, в зависимости от своих психофизиологических особенностей, прожитого опыта, характера, воли, мотивации, эмоциональных отношений. Наблюдается неравномерность индивидуального характера развития.

Потенциальные возможности современных школьников зачастую оказываются разноплановыми и диаметрально противоположными: от одарённости, высокого таланта, до заторможенности, задержки в развитии, слабой успеваемости, затруднённости в усвоении образовательных программ. Эта многоплановость, многоликость в образовательном процессе общеобразовательной школы была присуща обучающимся на протяжении всех лет её осуществления.

Возможности фронтальных занятий для выстраивания особой линии обучения для каждого конкретного ученика с учётом его индивидуальных особенностей ограничены, поскольку общий фронт объективно требует одинакового темпа, способа, средств, времени для изучения одного и того же материала.

Практика фронтальных занятий показывает, что после изучения любой темы всегда остаётся часть учащихся, которые что-нибудь из данной темы не поняли. Поэтому часть учащихся вынуждена переходить к новому материалу, так и не освоив предыдущий. К определённому времени накапливается такое количество пробелов в системе знаний и умений, что ученик весь последующий материал осваивать уже не может (М.В. Минова).

Индивидуализация подготовки учащихся в соответствии с их склонностями, возможностями и интересами является определяющей тенденцией современной школы. Вместе с тем в реальной практике массовой школы в рамках классно-урочного обучения отсутствуют достаточные условия индивидуализации учебного процесса.

Какие условия необходимо создавать для того, чтобы учитывать индивидуальные потребности и возможности ученика в развитии и коррекции его образовательных достижений?

Принято считать, что процесс индивидуализации образования - это процесс образовательного взаимодействия, ориентированный на интересы, активность, инициативность обучающегося и открыто-рефлексивную позицию педагога. Совместная работа педагога и обучающегося направлена на формирование предметных умений и универсальных умений (компетентностей), на получение учебных результатов в продуктивной форме.

Преимущественно индивидуализация обучения трактуется как «учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются» Унт Инге Эриховна

Всесторонне рассматривая проблему индивидуализации в аспекте развивающего обучения, И.Э. Унт делает вывод, что обучение применительно к каждому отдельному учащемуся будет развивающим в том случае, если

1) приспособить обучение к уровню развития данного ученика;

2) исходить из достигнутого уровня, для чего нужно выявлять этот уровень у каждого ученика;

3) сохранять индивидуализацию в течение всего периода обучения, а не рассматривать только как исходный момент развития (поскольку развивающее обучение не ведет к нивелировке уровней развития учащихся);

4) обеспечить соответствующими средствами обучения.

Организация образовательного процесса обеспечивает индивидуализацию обучения через механизмы формирования учебных планов, планов внеурочной деятельности, формирования учебных групп в рамках как урочной, так и внеурочной деятельности, составления гибких расписаний занятий, применение современных образовательных технологий, регламентацию учебно-исследовательской деятельности.

Наиболее распространены в образовательной практике школы формы индивидуализации обучения, которые обеспечивают индивидуально-дифференцированный подход не только через содержание и отбор учебного материала, но и через другие дифференцированные формы, позволяющие проявлять индивидуальность:

1.         организацию самостоятельной работы (задания варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей и потребностей учащихся, а также путем их группировки внутри класса по различным признакам);

2.         развертывание спектра программ внеурочной деятельности обучающихся, в части, формируемой участниками образовательного процесса;

3.         организацию проектной, в том числе учебно-исследовательской деятельности учащихся, подготовку к защите индивидуального учебного проекта;

4.         формирование единых подходов к содержательному наполнению и способам представления портфолио личностных достижений учащихся, обеспечение их преемственности при переходе на следующую ступень образования.

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) –  специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми компетенциями,   повысить уровень учебной мотивации.[3]. ИОМ выступает  как средство индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания, как форма конструктивного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса с целью их личностного развития, стимулирования творческой инициативы, достижения своих вершин  в период  школьного обучения. Изменения происходят не только в ученике, и от учителя требуется больше гибкости по отношению к учащемуся, мобильности, динамичности, увеличивается потребность к саморазвитию [4].

        

2.         Определение направлений ИОМ.

Диагностический этап работы предполагает проведение рубежных контрольных мероприятий, анкетирование, наблюдение. В результате чего учитель получает информацию о типичных ошибках, возможных причинах их возникновения, индивидуальных затруднениях, снижении или повышении учебной мотивации. Учитель имеет возможность сопоставить результаты обученности на данном этапе с реальными учебными возможностями учащихся.

В случае снижения уровня обученности ученика выявляются  причины снижения успеваемости и определяется зона  ближайшего развития. В случае повышения  качества знаний – разрабатывается  программа развития повышенной сложности.

Исходя из выявленных причин низкой успеваемости учащихся, определяются следующие направления ИОМ:

- ликвидация общего отставания по программе;

- формирование УУД.

     Нужно обратить внимание на создание ситуации успеха, перед ребенком ставить доступные по трудности задачи и небольшие по объему.

    По результатам диагностики для сильных учеников  определяются следующие направления ИОМ:

- развитие одаренности;

- раскрытие творческого потенциала;

- формирование УУД.

 По результатам работы составляется характеристика учащегося.

 

3.Формы организации деятельности учащихся при реализации ИОМ

 

Индивидуальный образовательный маршрут реализуется через различные формы организации деятельности учащихся:

• занятие в классе;

• групповые занятия;

• самостоятельное изучение материала;

• домашняя самостоятельная работа.

На первый взгляд, кажется, что только индивидуальная форма обеспечивает формирование ИОМ. Однако это далеко не так. В начальной школе преимущественно коллективная и групповая формы работы учащихся являются основанием для формирования ИОМ на следующих ступенях обучения – в коллективной и групповой работе отрабатываются не только многие метапредметные умения, но и умение взаимодействовать с другими, совместно двигаться к намеченной цели, осознавать и познавать учащимся себя.

 

4. Образовательные технологии и методы - компонент ИОМ.

При реализации ИОМ на занятиях и в группе необходимо использовать способы и приемы дифференциации:

Способы и приемы дифференциации

Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.

Такой способ дифференциации предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).

К релродуктивным заданиям относятся задания, требующие воспроизведение знаний и их применение в обычной ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений.

К продуктавным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных.

Дифференциация учебных заданий по уровню трудности.

Дифференциация заданий по объему учебного материала.

Необходимость дифференциации заданий по объему обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту ее фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания.

Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.

При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.

Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.

В отличии от дифференциации по степени самостоятельности, этот способ  не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.

Наиболее распространенными видами помощи являются:

- помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений;

- помощь в виде “подсказок (карточек-помощниц, карточек- консультаций, записей на доске и др.).

Используется стимулирующая, направляющая и обучающая помощь.Хочу такой сайт

Важно учитывать, что от урока к уроку степень помощи ученику уменьшается. В итоге он должен научиться выполнять задания самостоятельно, без какой бы то ни было помощи.

На карточках могут быть использованы различные виды помощи.

Они часто сочетаются друг с другом.

Дифференциация работы по форме учебных действий.

В трудах Н.Ф. Талызиной подробно рассмотрены различные формы учебных действий. Опишем их основные особенности.

1. Предметные действия обычно выполняются рукой. Это реальное преобразование объекта с целью изучения его свойств. Действие может быть материальным (используются различные предметы, например, счетный материал) или материализованным (используются заместители, модели, т.е. знаково-символические средства).

2. Перцептивное действие выполняется не рукой, а глазом. Преобразование реальных или знаково-символических объектов осуществляется без использования предметных действий.

З. Речевое действие может осуществляться как громкая речь (проговаривание выполняемых операций вслух или шепотом) внешняя речь про себя (беззвучное проговаривание действия про себя, но с четким словесно - понятийным его расчленением)

4. Умственное действие осуществляется без опоры на какие-либо внешние средства, во внутреннем плане. Речевая оболочка сокращается, приобретает характер внутренней речи - действие выполняется в уме.

 

Разнообразие технологий и методов, используемых в современном образовании неисчерпаемо.

Наибольшим потенциалом обладает дистанционное обучение – система, основанная на взаимодействии педагога и обучающихся, обучающихся между собой, разделенных расстоянием, и реализуемая средствами различных интерактивных технологий.

Применение современных дистанционных образовательных технологий позволяет в полной мере реализовать технологию индивидуализированного обучения, поскольку обеспечивается непрерывный мониторинг усвоения информации, который и позволяет осуществлять учет индивидуальных особенностей обучающихся.

При формировании ИОМ значимы любые технологии, способствующие развитию мышления, как предпосылки осознания и понимания учащихся себя, своих возможностей, интересов, целей, планов (Приложение 1).

 

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Деятельность также может быть организована посредствам ИОМ (Приложение 2). Метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но если это метод, то он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

Основные требования к использованию метода проектов:

1)         наличие значимой проблемы (задачи), требующей интегрированного знания;

2)         практическая, теоретическая, познавательная значимость результатов;

3)         самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;

4)         структурирование содержательной части проекта;

5)         использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

•           определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования методов «мозговой атаки», «круглого стола»);

•           выдвижение гипотезы их решения;

•           обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных наблюдений и пр.);

•           обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, творческих отчетов), сбор, систематизация и анализ полученных данных;

•           подведение итогов, оформление результатов, их презентация: выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть и личным. В одних случаях учителя определяют тематику с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал «путешествий», компьютерная газета, доклад и т.д.).

    Формы контроля усвоения знаний выбираются с учетом индивидуальных и личностных особенностей ребенка.

       В результате работы с индивидуальными образовательными маршрутами у обучающихся:

- повышается уровень личностного развития;

 -наблюдается положительная динамика качества обучения, степени обученности;

- повышается уровень УУД.

      Таким образом, в результате реализации ИОМ выявлена высокая степень влияния ИОМ на индивидуальное развитие ученика и на формирование у него УУД.

 

Рекомендации педагогам  и родителям  воспитанника, обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту

·       Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций, относительно, чем они должны заниматься.

·       Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.

·       Научите ребенка прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов.

·       Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализы ситуаций.

·       Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе или дома, как область приложения полученных навыков в решении задач.

·       Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.

·       Подходите ко всему творчески.

ИОМ составляется на все предметы учебной программы,  факультативы, кружки, творческую и учебно-исследовательскую деятельность. При таком подходе к  окончанию учебного года не может быть учеников с несформированным уровнем  базовых знаний.

 В процессе работы над ИОМ обучающиеся учатся  самостоятельному анализу и осмыслению прохождения собственного образовательного маршрута.  Поэтому  под руководством учителя они пытаются  оценивать и фиксировать  результат учебного труда,  используя условную запись: знаю, сомневаюсь, не знаю; умею, сомневаюсь, не умею. Удаётся не всем. Эта работа позволяет сформировать умения самоанализа и  самооценки, повышает уровень самосознания в процессе обучения.

 

Заключение

Роль учителя при работе с индивидуальными образовательными маршрутами изменяется: это консультирование, рекомендация дополнительных источников информации;  учитель помогает привести запланированные продукты учения в соответствие с образовательными возможностями и потенциальными способностями ученика. Учитель выполняет функции тьютора: оказывает персональное сопровождение ученика в образовательном пространстве, создает условия для реализации индивидуализации процесса обучения.

Работа по индивидуально-образовательным маршрутам реализует право ученика на выбор темпов работы, форм обучения и, несомненно, даёт шанс ребёнку открыть себя как индивидуальность, как личность.

     Таким образом, обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования, инструмент повышения качества образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Логинова, Ю.Н. Понятия индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной траектории и проблема их проектирования // Биб-ка журнала «Методист».-2009.-№9.-С.4-7.

2.     Крылова, Н.Б. Индивидуализация ребенка в образовании: проблемы и решения / Н.Б. Крылова // Школьные технологии.-2008. - №2. - С.34-41.

3.     Князева, Т.Н. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка как условие осуществления психолого-педагогической коррекции младших школьников с ЗПР/ Т.Н. Князева // Коррекционная педагогика. - 2005. -№1.

4.     Индивидуальная образовательная траектория ученика //Начальная школа плюс до  после. - 2007. - №12.

5.     Цыбенов, Б.В. Рабочие материалы педагога и обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту / Б.В. Цыбенко //Практика административной работы в школе. - 2009. - №4. - С.48-52. 

Просмотров всего: , сегодня:

ИОМ как средство развития и коррекции образовательных достижений учащихся.pdf (скачать) (посмотреть)
Технологии, способствующие развитию мышления.docx (скачать)

Дата создания: 30.05.2023

Дата обновления: 30.05.2023

Дата публикации: 13.02.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».