ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к учебному плану МАОУ СОШ 25 г. Тюмени на 2023-2024 учебный год, реализующей обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (вариант 5.2) Учебный план муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 25 города Тюмени на 2023-2024 учебный год сформирован в соответствии с нормативными документами, с учетом образовательной программы, обеспечивающей достижение обучающимися результатов освоения адаптивной основной общеобразовательной программы для детей с тяжёлыми нарушениями речи (вариант 5.2). При составлении учебного плана образовательное учреждение руководствовалось следующими нормативными документами: 1. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции от 01.05.2019); 2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; 3. Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1023 Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; 4. Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 № 345 “О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в действующей редакции от 08.05.2019); 5. Приказ Министерства просвещения РФ от 18.05.2020 № 249 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018г №345»; 6. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 года №28 «Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». 7. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017 №09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятий и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»; 8. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.03.2016 № ВК- 452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»; 9. Локальными актами МАОУ СОШ №25 г. Тюмени. Учебный план является основным механизмом реализации Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжёлым нарушением речи (вариант 5.2). Учебный план начального общего образования обучающихся с тяжёлым нарушением речи направлен на уточнение и обогащение словарного запаса, развитие связной речи, грамматического строя речи, фонематического восприятия, артикуляционной моторики; коррекцию звукопроизношения, формирование навыков чтения и письма. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования реализуется общеобразовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность. В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционноразвивающая область (Приложение 1). Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (вариант 5.2). Коррекционно-развивающая область включена в структуру учебного плана с целью коррекции нарушений речи у обучающихся. Учебный план состоит из двух частей – обязательной части (80%) и части, формируемой участниками образовательного процесса (20%). В обязательной части учебного плана полностью реализуется федеральный компонент государственного образовательного стандарта для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (вариант 5.2). Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП НОО, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (вариант 5.2): - формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; - готовность обучающихся к продолжению образования на последующей ступени основного общего образования; - формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; - формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; - личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. Обязательная часть учебного плана включает предметные области, содержит перечень учебных предметов, предусмотренных действующим ФГОС НОО и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (вариант 5.2). Вариативная часть плана, формируемая участниками образовательных отношений, включает часы по выбору родителей (законных представителей): в первом классе по выбору родителей (законных представителей) обучающихся в части, формируемой участниками образовательных отношений, представлен предмет «Русский язык» в объеме 5 часов в неделю, в 1(доп.) – «Русский язык» в объёме 4 часов, в 3 классе «Иностранный язык» в объёме 2 часа. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ТНР учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательной организации. План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности реализуется с учетом психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ и программами коррекционно-развивающей направленности. Коррекционно-развивающая область включает часы следующих коррекционных курсов: «Логопедическая ритмика», «Произношение», «Развитие речи». В структуру коррекционно-развивающей области включаются индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия по коррекции речевых нарушений, развитию речи, когнитивных, коммуникативных и творческих способностей обучающихся. Индивидуальные логопедические занятия проводятся с одним обучающимся в течение 20 минут. Частота посещений индивидуальных занятий обучающимися – не менее 2 раз в неделю. Подгрупповые логопедические занятия с 2–4 обучающимися составляют 20 – 25 минут. Частота посещений подгрупповых логопедических занятий – не менее 2 раз в неделю. Время, отводимое на внеурочную деятельность (10 часов в неделю), составляет до 1350 часов. Часы, отводимые на коррекционно-развивающую область, включаются в часы, отводимые на внеурочную деятельность (в объеме не менее 5 часов), и являются обязательными. Часы коррекционно-развивающей области, которые проводятся в течение учебного дня, не входят в максимальную нагрузку. Организация внеурочной деятельности предполагает, что в этой работе принимают участие все педагогические работники школы (учителя музыки, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования и др.), так же и медицинские работники. Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется следующим образом: недельная нагрузка ― 10 ч, из них 5 ч отводится на проведение коррекционных занятий. Продолжительность учебного года на I отделении (I (I дополнительный) - IVкласс) и на II отделении (I - IV класс) освоения адаптированной основной общеобразовательной программы НОО составляет для обучающихся I (I дополнительного) класса - 33 недели, IIIV классов - не менее 34 недель. В I (I дополнительном) классе обучающимся устанавливаются дополнительные каникулы в третьей четверти. При максимально допустимой нагрузке в течение учебного дня количество уроков не должно превышать в I дополнительном и I классе - 4 уроков в день, один день в неделю 5 уроков, во II - IV классах – не более 5 уроков в день. В I (I дополнительном) классах используется «ступенчатый» режим обучения: : в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май – по 4 урока по 40 минут каждый). Обучение проводится в первую смену. Расписание в образовательной организации для обучающихся с ТНР строится с учётом кривой умственной работоспособности в течение учебного дня и учебной недели с соблюдением режима ранжирования предметов по баллам. В течение учебного дня проводятся и трудные, и более лёгкие для восприятия обучающимися предметы, что может снижать их утомляемость и не допускать перегрузки. Формы организации образовательного процесса могут предусматривать чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках расписания. Реализация вариативной части учебного плана обеспечивает индивидуальный характер развития обучающихся с учетом тяжести речевого недоразвития, особенностейих эмоционального и психического развития, интересов и склонностей. Учебный план сохраняет преемственность изучаемых учебных предметов на каждой ступени. Учебный день включает в себя специально организованные занятия/уроки, а также паузу, время прогулки, выполнение домашних заданий. Обучение и воспитание происходит, как в ходе занятий/уроков, так и во время другой (внеурочной) деятельности обучающегося в течение учебного дня. Учебные занятия начинаются в 8 часов 00 минут. Проведение нулевых уроков не допускается. Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2-го или 3го уроков) – 20-30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2-го и 3-го уроков устанавливать перемены по 20 минут каждая. Между началом коррекционных, внеклассных, факультативных занятий, кружков, секций и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут. Приложение 1 Учебный план МАОУ СОШ № 25 г. Тюмени начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2) на 2023-2024 учебный год Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю по классам I доп. Классы I Всего II III IV Буквар После ный буквар период ный период Обязательная часть Русский язык и Русский язык литературное Обучение грамоте чтение - - 4 4 4 4 16 7 7 - - - - 14 Литературное чтение - - 4 4 4 4 16 Математика 4 4 4 4 4 4 24 2 2 2 2 2 2 12 - - 1 1 Математика и информатика Обществознание Окружающий мир и естествознание Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики. - - Искусство Изобразительное искусство 1 1 1 1 1 1 6 Музыка 1 1 1 1 1 1 6 Технология Технология 1 1 1 1 1 1 6 Физическая культура Физическая культура (адаптивная физическая культура). 2 2 2 2 2 2 12 Итого 18 18 19 19 19 20 113 Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений (при 5-дневной учебной 3 3 2 4 4 3 19 неделе) Обучение грамоте 2 2 4 Русский язык Геометрия вокруг нас 1 1 Иностранный язык 1 1 1 1 4 1 1 1 2 2 2 6 5 Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) 21 21 23 23 23 111 Внеурочная деятельность 10 10 10 10 10 50 Из них обязательные коррекционные курсы: 7 6 5 5 5 28 Развитие речи 2 2 2 2 2 10 Логопедическая ритмика 1 1 1 1 1 5 Произношение 2 1 Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия 2 2 2 2 2 10 Другие направления внеурочной деятельности 3 4 5 5 5 22 Всего 31 31 33 33 33 161 3 Распределение часов внеурочной деятельности по направлениям в 1-4 классах Направления Спортивно-оздоровительная деятельность Проектно-исследовательская деятельность Коммуникативная деятельность Художественно-эстетическая творческая деятельность Информационная культура Интеллектуальные марафоны Учение с увлечением Итого 1(Доп.) 1 1 1 3 Количество часов в неделю 1 2 3 1 1 1 1 4 4 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 0,5 1 0,5 1 0,5 1 1 5 0,5 1 1 5 0,5 1 1 5 Группы для организации внеурочной деятельности формируются на основе выбора обучающихся и их родителей (законных представителей) с учётом реальных кадровых, материально-технических, организационных возможностей школы. Организация внеурочной деятельности Колво часов Спортивнооздоровительная деятельность 1 «Школа здоровья» (Л.А.Обухова) Лаборатория здоровья 1, 2 1 Лаборатория здоровья 3, 4 Проектноисследовательск ая деятельность Коммуникативн ая деятельность 1 «Растём здоровыми и сильными» (Н. Я. Дмитриева, К.А. Семенова) Программа «Я – исследователь» (Савенков А.И.) «Тропинка к своему я» (Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М.), Разговоры о важном Факультатив 1, 2, 3, 4 Час общения 1-4 «Творческая работа со словом. Театр» для детей младшего школьного возраста (7–10 лет) (И.А.Генералова) Программа «Праздники, традиции, ремесла народов России» (Л.Н. Михеева) Основы информационной культуры Финансовая грамотность (О.М.Лескина, Ю.А.Корлюгова) Эрудит Театральная студия 1, 2, 3 Экскурсии, поисковая деятельность, конкурсы, проекты Факультатив 4 учитель начальных классов 1, 2, 3, 4 Учитель начальных классов Учитель начальных классов 1 1 1 1 Художественноэстетическая творческая деятельность 1 1 Информационна я культура 1 Интеллектуальн ые марафоны 0,5 0,5 Учение с увлечением Программа (Ф.И.О. автора) Формы организации Класс Направление Студия 1 Факультатив 1-4 Клуб 1-4 Тропинка в профессию Факультатив 1-4 Грамотный читатель (Антошин М.К.) Литературный кружок 2, 3, 4 Должности педагогов, организующих внеурочную деятельность учитель начальных классов учитель начальных классов учитель начальных классов Педагогпсихолог Учителя начальных классов учитель начальных классов Учитель начальных классов Учителя начальных классов учителя начальных классов Приложение 2 Промежуточная аттестация обучающихся Промежуточная аттестация обучающихся 1 (доп.), 1 , 3 по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (вариант 5.2) классов в 2022-2023 учебном году по итогам учебного года проводится в формах, представленным в таблице: Учебные предметы 1 (доп.) 1 класс 2 класс 3 класс - Диктант с грамматиче ским заданием Проверка читательски х умений Комбиниро ванная контрольна я работа Диктант с грамматиче ским заданием Диктант с грамматиче ским заданием Проверка читательски х умений Комбиниро ванная контрольна я работа Диктант с грамматиче ским заданием Проверка читательски х умений Комбиниро ванная контрольна я работа Тест Тест Творческая работа для итоговой выставки Проект Портфель спортивных достижений Проект Тест Творческая работа для итоговой выставки Проект Портфель спортивных достижений Проект Тест Русский язык Литературное чтение - Математика Окружающий мир Тест Иностранный язык Изобразительное искусство - Технология Физическая культура - Музыка ОРКСЭ - Творческая работа для итоговой выставки Проект Портфель спортивных достижений Проект Проверка читательски х умений Комбиниро ванная контрольна я работа Творческая работа для итоговой выставки Проект Портфель спортивных достижений Проект 4 класс