Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 города Тюмени Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Театральная студия АРТ» на 2024-2025 учебный год 5-11 класс Составитель: Ермакова С.В. Тюмень 2024 г. Содержание Ι. Пояснительная записка ΙΙ. Цель и задачи программы. ΙΙΙ. Учебно-тематический план ΙV. Содержание программы V. Годовой календарный график VΙ. Планируемые результаты. Ι.Пояснительная записка Как развивать речь и мышление учащихся? Как учить постигать тайны слова? Как учить постигать мир, воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь ко всему живому? Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность. В составленной программе Театральной студии детский театр рассматривается не только как средство достижения некоего художественного результата, т.е. создание спектакля. Очень важно, чтобы занятия театральным искусством активизировали у учащихся мышление и познавательный интерес, пробудили фантазию и воображение, любовь к родному слову, научили сочувствию и сопереживанию. Театральная студия - это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем урок. Ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам. На занятиях внимание ребят направлено на задания: через установку, логическую структуру занятий руководитель осуществляет руководство самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Они сами выбирают и нужный темп, и средства, и методы выполнения задания, чередуя парную, индивидуальную и групповую работу. Атмосфера доверия, сотрудничества учащихся и руководителя содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту учащихся, связь с другими видами искусств - способствует развитию индивидуальности ученика. Программа создана на основе программы внеурочной деятельности В.А. Горского. Программа театральной студии рассчитана для занятий с детьми средних классов. ΙΙ. Цель и задачи программы. Цель программы: гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно – творческих умений; нравственное становление. Цель может быть достигнута при решении ряда задач: Обеспечение необходимых условия для личностного творческого развития детей; Формирование общей культуры; Приобретение знаний и практики в области театрального искусства. ΙΙΙ. Учебно-тематический план № занятия 1 Тема Вводное занятие. Знакомство программой кружка. 2-3 Основы театральной культуры 4-5 Культура и техника речи 6-7 Сценическая речь Характеристика основных Количество видов учебной часов деятельности ученика с Задачи и особенности 1 занятий в театральном кружке, коллективе. Игра «Театр – экспромт»: «Колобок». Игразнакомство беседа с элементами игры. Упражнение снежный ком. Беседа: «Что такое театр?» Пантомима «Шар». Дать детям возможность 2 окунуться в мир фантазии и воображения. Познакомить с понятием «театр». Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему. Учимся сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Как вести себя на сцене. Учить детей 2 2 8-10 Работа с текстом 11-12 Театральная игра 13-14 Ритмопластика 15-17 Создание сценария к спектаклю «Двенадцать месяцев» 18-20 Работа над образом. Анализ мимики лица. Прически и парики 21-27 Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему. Учимся сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Работа над темпом, громкостью, мимикой на основе игр: «Репортаж с соревнований по гребле», «Шайба в воротах», «Разбилась любимая мамина чашка». Работа над темпом, громкостью, мимикой на основе игр: «Репортаж с соревнований по гребле», «Шайба в воротах», «Разбилась любимая мамина чашка». Инсценировка пословиц. Игра-миниатюра с пословицами «Объяснялки». Упражнение на освобождение мышц, на снятие телесных зажимов. Знакомство с текстом, распределение ролей, диалоги героев. Игра «Превращение». Игра на выразительность мимики и жестов Развитие интонационной выразительности «Повторяй со мной». Учимся развивать зрительное, слуховое внимание, наблюдательность. Учимся находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом. 3 2 2 3 3 7 28-34 Репетиции спектакля 35-38 Разработка и создание декораций к спектаклю 39-40 Генеральная репетиция спектакля 41-42 Премьера спектакля «Двенадцать месяцев» 43 Знакомство с историей театра «Петрушка» в России 44 Устройство ширмы и декораций 45-46 Особенности изготовления кукол 47-48 Особенности работы кукловода. 49 Выбор басен для театральных номеров Театр - искусство коллективное, спектакль результат творческого труда многих людей различных профессий. Музыкальные пластические игры и упражнения. Игры на развитие образного мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству. Игрыпантомимы Игры на развитие образного мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству. Игрыпантомимы Игры на развитие образного мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству. Игрыпантомимы. Пантомимическая игра Творческая игра «Что это за сказка?» Знакомство с содержанием, выбор литературного материала. Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов. Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов. Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов. Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов. 7 4 2 2 1 1 1 2 1 Речевая гимнастика Упражнения на постановку 1 дыхания (выполняется стоя). Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. 1.Упражнения «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)», «Надуваем щёки». 2.Упражнения для языка. Упражнения для губ. Радиотеатр: озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и т. п.). 51-58 Репетиции театральных номеров 59-60 Генеральная репетиция театральных номеров. Игры на развитие образного мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству. Игрыпантомимы. Игры на развитие образного мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству. Игрыпантомимы. 50 Итого 8 2 60 ΙV. Содержание программы Занятия в театральной студии ведутся по программе, включающей несколько разделов. Раздел «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения , направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Раздел «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки. Раздел «Театральная игра» предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях. Раздел «Этика и этикет» включает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития учащегося и возможную его корректировку. Расписание занятий строится из расчета два занятия в неделю. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят. V. Годовой календарный график № занятия 1 Тема Вводное занятие. Знакомство программой кружка. Количество часов с 1 04\10 Дата 2-3 4-5 Основы театральной культуры Культура и техника речи 2 2 04,11\10 11,18\10 6-7 8-10 Сценическая речь Работа с текстом 2 3 11-12 13-14 15-17 Театральная игра Ритмопластика Создание сценария к спектаклю «Двенадцать месяцев» Работа над образом. Анализ мимики лица. Прически и парики Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением 2 2 3 18,25\10 25\10 8,8\11 15,15\11 22,22\11 29,29\11 06\12 06,13,13\12 7 20,20,27,27\12 17,17,24\01 28-34 Репетиции спектакля 7 35-38 Разработка и создание декораций к спектаклю Генеральная репетиция спектакля 4 24,31,31\01 07,07,14,14\02 21,21,28,28/02 2 07,07\03 18-20 21-27 39-40 3 41-42 43 44 45-46 47-48 49 50 51-58 59-60 Премьера спектакля «Двенадцать месяцев» Знакомство с историей театра «Петрушка» в России Устройство ширмы и декораций 2 14,14\03 1 21\03 1 21\03 Особенности изготовления кукол Особенности работы кукловода. Выбор басен для театральных номеров Речевая гимнастика Репетиции театральных номеров 2 2 1 04,04\04 11,11\04 18\04 1 8 Генеральная репетиция театральных номеров. 2 18/04 25,25\04 16,16,23,23, 24.24/05 29,29\05 VΙ. Планируемые результаты. В результате освоения программы театрального кружка «Театральная студия» учащиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения. Учащиеся должны: Уметь правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков; Достигнуть состояния актерской раскованности, уметь проживать тот или иной литературный сюжет этюдным методом, импровизировать за достаточно сжатые сроки; Воспитывать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства ,уверенность; Овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке. Список литературы Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2003. – 176 с. – (Методика). Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 1998 – 139 с. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2002. – 72 с. Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. – сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2004. – 200 с. Львова С.и. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 1996 – 416 с. Изготовление реквизита в кукольном театре –М.,1979. Михеева Л.Н. Молодежный любительский театр/ Л.Н. Михеева –М., 2006 Наш кукольный театр , -М. 1978.