Дошкольное образование – первая ступень приобщения ребенка к работе с текстом

31.03.2022

Задача дошкольного образования, как отмечает Л. М. Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе.

Воспитательно-образовательная деятельность в подготовительной к школе группе строится на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования МАОУ СОШ № 25 города Тюмени в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года). Освоение содержания образовательной программы осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования  речевое развитие включает  владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

В подготовительной группе работа с текстом строится на основе ознакомления детей с художественной литературой. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

       Ознакомление с художественной литературой направлено на решение следующих задач:

v Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.

v Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками.

v Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развивать у детей чувство юмора.

v Обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.

v Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).

v Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.

v Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников.

  

Чтение и рассказывание художественной литературы; заучивание стихотворений на занятиях

Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве. У детей воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости.

Педагог воспитывает  у детей любовь к книге, к художественной литературе, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.

При ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми: выразительное чтение воспитателя, беседа о прочитанном, повторное чтение, рассматривание иллюстраций, объяснение незнакомых слов.

В процессе приобщения детей к художественной литературе воспитатель использует разнообразные методы, приемы и средства, такие как:
- словесный - чтение произведений;
- вопросы к детям по содержанию произведений;
- пересказ произведения;

- заучивание наизусть стихотворения, потешки и т. п.;
- выразительное чтение художественной литературы;
- беседа по произведению;
- прослушивание аудиозаписи;
- практический, наглядный - игры-драматизации; 
- игровой - дидактические игры;
- словесный - театрализованные игры;
- элементы инсценировки;
- наглядный - показ иллюстраций;
- элементы инсценировки;
-  просмотр видеофильмов;
- оформление выставки, книжного уголка.

 Более эффективным является практический метод, а именно театрализованная деятельность, т. к. она способствует легкому и свободному осуществлению процессов обучения и развития детей.
Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи и многое другое.

   

Использование литературных произведений и произведений устного народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности

Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться занятиями. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни дошкольника, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом. Список произведений устного народного творчества и художественной литературы рекомендуется программой, а формы деятельности, в которую включается художественное слово, более разнообразны, чем занятия, и определяются творчеством педагога.

При использовании литературных произведений вне занятий решаются следующие задачи:Хочу такой сайт

v выполнение программы по ознакомлению с художественной литературой;

v воспитание положительного эстетического отношения к произведению, умения чувствовать образный язык стихов, сказок, рассказов, воспитание художественного вкуса;

v всестороннее воспитание и развитие ребенка с помощью произведений литературы и народного творчества.


 В совместной с педагогом деятельности дети имеют   возможность повторно встретиться с книгой, которую изучили на занятии. Только систематическим повторением художественных произведений можно воспитать интерес и любовь к стихам, рассказам, сказкам. Повторение предупреждает забывание. Закреплению прочитанного способствуют беседа о сказках и рассказах, о произведениях писателя, отгадывание героев художественных произведений, своеобразные викторины, рассматривание иллюстраций к прочитанным книгам и рассказам на темы знакомых сюжетов. 

Все эти приемы направлены на формирование положительного эмоционального отношения к литературе, на воспитание художественного вкуса и бережного отношения к книге. Также педагог расширяет круг чтения детей, используя дополнительную «внепрограммую» литературу.

Воспитатель вовлекает детей в театральную деятельность, поскольку театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, эта деятельность развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

 Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Продукты этой деятельности представлены на праздниках, например, осенний праздник «Морковкина свадьба». Дети не только поют и танцуют, они читают стихи и показывают спектакль. Это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за свои достижения.

 Таким образом, у воспитателя много возможностей, чтобы книга заняла почетное место в жизни детей.  Все формы работы по знакомству детей с художественной литературой вне занятий воспитывают интерес и любовь к книге, формируют будущих читателей.

 

Формы работы с родителями по приобщению детей к художественной литературе

Знакомство детей с художественной литературой, даёт лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей.

Чтобы в ребёнке воспитать читателя, сам взрослый должен проявлять интерес к книге, понимать её роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны ребенку, следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с малышом, быть искренним в выражении своих чувств.


Основные формы работы с родителями помогают знакомить детей с художественной литературой, формируя нравственную и культурную сторону ребенка, передавая представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника.

При  совместной работе педагогов и родителей у детей формируется представления об особенностях художественной литературы, развивается поэтический слух, способность целостного восприятия произведений разных жанров.

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 26.02.2020

Дата обновления: 06.04.2022

Дата публикации: 31.03.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».