31.03.2022
Задача дошкольного
образования, как отмечает Л. М. Гурович, заключается в подготовке к
долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе.
Воспитательно-образовательная деятельность в
подготовительной к школе группе строится на основе основной общеобразовательной
программы дошкольного образования МАОУ СОШ № 25 города Тюмени в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17
октября 2013 года). Освоение содержания образовательной программы
осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности.
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам
дошкольного образования речевое
развитие включает владение речью как
средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной,
грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого
творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов
различных жанров детской литературы; формирование звуковой
аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
В подготовительной
группе работа с текстом строится на основе ознакомления детей с художественной
литературой. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь
общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает
мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы
русского литературного языка.
Ознакомление с художественной
литературой направлено на решение следующих задач:
v Продолжать развивать
интерес детей к художественной литературе.
v Пополнять литературный
багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками,
скороговорками.
v Воспитывать читателя,
способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять
себя с полюбившимся персонажем. Развивать у детей чувство юмора.
v Обращать внимание детей на
выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения);
помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать
чуткость к поэтическому слову.
v Продолжать
совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении
стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность
поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к
содержанию литературной фразы).
v Помогать детям объяснять
основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом,
стихотворением.
v Продолжать знакомить
детей с иллюстрациями известных художников.
Чтение и рассказывание художественной литературы;
заучивание стихотворений на занятиях
Чтение литературных произведений раскрывает перед
детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они
начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном
словесном творчестве. У детей воспитывается способность наслаждаться
художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному
языку, к его точности и выразительности, меткости.
Педагог
воспитывает у детей любовь к книге, к художественной
литературе, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический
слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической
речи), интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать
и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.
При
ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные
приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми: выразительное
чтение воспитателя, беседа о прочитанном, повторное чтение, рассматривание
иллюстраций, объяснение незнакомых слов.
В процессе приобщения
детей к художественной литературе воспитатель использует разнообразные методы,
приемы и средства, такие как:
- словесный - чтение произведений;
- вопросы к детям по содержанию произведений;
- пересказ произведения;
- заучивание наизусть стихотворения, потешки и т. п.;
- выразительное чтение художественной литературы;
- беседа по произведению;
- прослушивание аудиозаписи;
- практический, наглядный - игры-драматизации;
- игровой - дидактические игры;
- словесный - театрализованные игры;
- элементы инсценировки;
- наглядный - показ иллюстраций;
- элементы инсценировки;
- просмотр видеофильмов;
- оформление выставки, книжного уголка.
Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но
ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры
раскованно и свободно. В процессе работы над выразительностью реплик
персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка,
совершенствуется звуковая культура речи и многое другое.
Использование литературных произведений и произведений устного
народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности
Знакомство с
художественной литературой не может ограничиваться занятиями. Чтение и
рассказывание книг организуется во все моменты жизни дошкольника, его связывают
с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом. Список произведений
устного народного творчества и художественной литературы рекомендуется
программой, а формы деятельности, в которую включается художественное слово,
более разнообразны, чем занятия, и определяются творчеством педагога.
При использовании литературных
произведений вне занятий решаются следующие задачи:
v выполнение программы по ознакомлению с
художественной литературой;
v воспитание положительного эстетического
отношения к произведению, умения чувствовать образный язык стихов, сказок,
рассказов, воспитание художественного вкуса;
v всестороннее воспитание и развитие ребенка с помощью произведений литературы и народного творчества.
В совместной с педагогом деятельности дети имеют возможность повторно встретиться с книгой, которую изучили на занятии. Только систематическим повторением художественных произведений можно воспитать интерес и любовь к стихам, рассказам, сказкам. Повторение предупреждает забывание. Закреплению прочитанного способствуют беседа о сказках и рассказах, о произведениях писателя, отгадывание героев художественных произведений, своеобразные викторины, рассматривание иллюстраций к прочитанным книгам и рассказам на темы знакомых сюжетов.
Все эти приемы направлены на
формирование положительного эмоционального отношения к литературе, на
воспитание художественного вкуса и бережного отношения к книге. Также педагог
расширяет круг чтения детей, используя дополнительную «внепрограммую»
литературу.
Воспитатель
вовлекает детей в театральную деятельность, поскольку театрализованная
деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и
открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, эта
деятельность развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляют его
сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Воспитательные возможности театрализованной
деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем
его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы
заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе
работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний
незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура
речи, ее интонационный строй. Продукты этой
Таким образом, у воспитателя много возможностей, чтобы книга
заняла почетное место в жизни детей. Все формы
работы по знакомству детей с художественной литературой вне занятий воспитывают
интерес и любовь к книге, формируют будущих читателей.
Формы работы с родителями по приобщению детей к художественной
литературе
Знакомство детей с
художественной литературой, даёт лучшие результаты, если объединены усилия
воспитателей и родителей.
Чтобы в ребёнке
воспитать читателя, сам взрослый должен проявлять интерес к книге, понимать её
роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны ребенку, следить за
новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с малышом, быть
искренним в выражении своих чувств.
Основные формы
работы с родителями помогают знакомить детей с художественной литературой,
формируя нравственную и культурную сторону ребенка, передавая представления о
жизни, труде, об отношении к природе, развивая тем самым, социальный опыт и
трудовую деятельность дошкольника.
При совместной работе педагогов и родителей у
детей формируется представления об особенностях художественной литературы,
развивается поэтический слух, способность целостного восприятия произведений
разных жанров.
Произведения
художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств,
вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с
героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких
и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства —
способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это
основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.02.2020
Дата обновления: 06.04.2022
Дата публикации: 31.03.2022