2 3 ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Общие положения .....................................................................................................................3 2. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабовидяших обучающихся (вариант 4.1)….......................................................6 2.1. Целевой раздел…....................................................................................................................6 2.1.1. Пояснительная записка ...................................................................................................... 6 2.1.2. Планируемые результаты освоения слабовидящими обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования… ............... 12 2.1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения слабовидящими обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования ....................................................................................................................13 2.2. Содержательный раздел… .................................................................................................. 16 2.2.1. Направления и содержание программы коррекционной работы................................. 16 2.3. Организационный раздел… ................................................................................................ 20 2.3.1. Учебный план ....................................................................................................................20 2.3.2. Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слабовидящих обучающихся….....................22 4 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Определение и назначение примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слабовидящих обучающихся Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (далее - АООП НОО) - образовательная программа, адаптированная для обучения слабовидящих обучающихся с учетом их возрастных, типологических и индивидуальных особенностей, а также особых образовательных потребностей. АООП НОО для слабовидящих наряду с обучением и воспитанием обучающихся обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АООП НОО для слабовидящих обучающихся самостоятельно разработана и утверждена МАОУ СОШ №25 города Тюмени (далее – Гимназия) в соответствии со Стандартом и с учетом примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования (далее ПрАООП НОО) для слабовидящих обучающихся. АООП НОО для слабовидящих обучающихся определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации. Структура адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слабовидящих обучающихся Структура АООП НОО для слабовидящих обучающихся в соответствии со Стандартом содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП НОО для слабовидящих обучающихся, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает: - пояснительную записку; - планируемые результаты освоения слабовидящими обучающимися АООП НОО; - систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО. Содержательный раздел определяет общее содержание АООП НОО для слабовидящих обучающихся и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов: - программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся; - программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области; - программу духовно-нравственного развития, воспитания слабовидящих обучающихся при получении НОО; - программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; - программу коррекционной работы; - программу внеурочной деятельности. Организационный раздел включает: - учебный план НОО, включающий предметные и коррекционно-развивающую области, направления внеурочной деятельности; - систему условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта. Учебный план НОО слабовидящих обучающихся (далее – Учебный план) является основным организационным механизмом реализации АООП НОО. Принципы и подходы к формированию адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слабовидящих обучающихся В основу разработки АООП НОО для слабовидящих обучающихся заложены дифференцированный и деятельностный подходы. 5 Дифференцированный подход к построению АООП НОО для слабовидящих обучающихся предполагает учет неоднородности их особых образовательных потребностей (в том числе индивидуальных), типологических особенностей обучения. Применение дифференцированного подхода к созданию общеобразовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя слабовидящим обучающимся возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности образования с учетом специфики развития личности слабовидящих обучающихся. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности слабовидящих обучающихся младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (учебно-познавательной, предметнопрактической коммуникативной, двигательной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является организация учебно-познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающая овладение ими содержанием образования. В контексте разработки АООП НОО для слабовидящих обучающихся реализация деятельностного подхода обеспечивает: - придание результатам образования социально и личностно значимого характера; - прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях; - существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения; - обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД. В основу формирования АООП НОО для слабовидящих обучающихся положены следующие принципы: - принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.); - принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся; - принцип коррекционной направленности образовательного процесса; - принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; - онтогенетический принцип; - принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования слабовидящих обучающихся на всех ступенях обучения; - принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а «образовательной области»; - принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения слабовидящими обучающимися всеми видами доступной им предметнопрактической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; - принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность 6 обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире; - принцип сотрудничества с семьей. 7 2. АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ВАРИАНТ 4.1) 2.1 Целевой раздел 2.1.1. Пояснительная записка Цель реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слабовидящих обучающихся Целью реализации АООП НОО для слабовидящих обучающихся является создание условий выполнения требований Стандарта через обеспечение получения качественного начального общего образования слабовидящими обучающимися в одинаковые с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья, сроки, которые полностью соответствуют достижениям, требованиям к результатам освоения, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС НОО), с учетом особых образовательных потребностей обучающихся данной группы. Достижение поставленной цели требует за счет учета особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся решения следующих основных задач: - формирования общей культуры, духовнонравственного, гражданского, социального, личностного и интеллектуального развития, развития творческих способностей, сохранения и укрепления здоровья; - обеспечения планируемых результатов по освоению целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, особыми образовательными потребностями; - развития личности слабовидящего обучающегося в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей сенсорно-перцептивного, коммуникативного, двигательного, личностного развития, обусловленных негативным влиянием патогенного фактора, ее успешной социальной адаптации и интеграции; - достижения планируемых результатов освоения АООП НОО слабовидящими обучающимися; - осуществления коррекционной работы, обеспечивающей минимизацию негативного влияния особенностей познавательной деятельности слабовидящих обучающихся на освоение ими АООП НОО, сохранение и поддержание физического и психического здоровья слабовидящего обучающегося, профилактику (при необходимости) и коррекцию вторичных нарушений, оптимизацию социальной адаптации и интеграции; - выявления и развития способностей слабовидящих обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности; - организации интеллектуальных и творческих соревнований, научнотехнического творчества и проектноисследовательской деятельности, физкультурно-оздоровительной деятельности; - участия слабовидящих обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды; - использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, определяющих пути и способы достижения слабовидящими обучающимися социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей; 8 - предоставления слабовидящим обучающимся возможности накопления опыта самостоятельной и активной деятельности в процессе реализации освоенных умений и навыков в урочной и внеурочной деятельности; - включения слабовидящих обучающихся в процессы познания и пре образования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города). Принципы и подходы к формированию адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слабовидящих обучающихся представлены в разделе 1 «Общие положения». Общая характеристика АООП НОО для слабовидящих обучающихся Вариант 4.1 предполагает, что слабовидящий обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1-4 классы). Обязательным является систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого обучающегося. Основными направлениями в специальной поддержке являются: - удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением зрения; - коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; - развитие зрительного восприятия; обучение использованию всех анализаторов и компенсаторных способов деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни; - формирование основных навыков ориентировки в микропространстве; овладение основными навыками ориентировки в макропространстве; - формирование адекватных (в соответствии с возрастом) предметных (конкретных и обобщенных), пространственных представлений; - развитие познавательного интереса, познавательной активности; - формирование представлений (соответствующие возрасту) о современных оптических, тифлотехнических и технических средствах, облегчающих познавательную и учебную деятельность, и активное их использование; - использование специальных приемов организации учебно-познавательной деятельности, доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящих обучающихся; - соблюдение регламента зрительных нагрузок (с учетом рекомендаций офтальмолога); - соблюдение светового режима (необходимость дополнительного источника света, уменьшение светового потока и другое); - рациональное чередование зрительной нагрузки со слуховым восприятием учебного материала; - использование приемов, направленных на снятие зрительного напряжения; - использование специальных учебников и учебных принадлежностей, отвечающих особым образовательным потребностям слабовидящих; - использование индивидуальной, адаптированной с учетом зрительных возможностей слабовидящих обучающихся, текстовой и изобразительной наглядности, индивидуальных пособий, оптических, тифлотехнических и технических средств, облегчающих, учебнопознавательную деятельность слабовидящих обучающихся; - соблюдение режима физических нагрузок (с учетом противопоказаний); - необходимость при выполнении слабовидящими обучающимися итоговых работ адаптации (в соответствии с их особыми образовательными потребностями) текстового и иллюстративного материала и увеличения времени на их выполнение: время может быть 9 увеличено в 1,5 раза по сравнению с регламентом, установленным для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Психолого-педагогическая поддержка предполагает: помощь в формировании и развитии адекватных отношений между ребенком, учителями, одноклассниками и другими обучающимися, родителями; работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе, школе, поддержанию эмоционально комфортной обстановки; создание условий успешного овладения учебной деятельностью с целью профилактики негативного отношения обучающегося к ситуации школьного обучения в целом; развитие стремления к самостоятельности и независимости от окружающих (в учебных и бытовых ситуациях), к проявлению социальной активности; развитие адекватного использования речевых и неречевых средств общения. В структуру АООП НОО включена Программа коррекционной работы, направленная на осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медикопедагогической помощи слабовидящим обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей; минимизацию негативного влияния особенностей познавательной деятельности слабовидящих обучающихся на освоение ими АООП НОО; взаимосвязь урочной, внеурочной и внешкольной деятельности. Психолого-педагогическая характеристика слабовидящих обучающихся Слабовидение связано со значительным нарушением функционирования зрительной системы вследствие её поражения. Слабовидение характеризуется, прежде всего, показателями остроты зрения лучше видящего глаза в условиях оптической коррекции от 0,05-0,4. Так же слабовидение может быть обусловлено нарушением другой базовой зрительной функции - поля зрения. Общим признаком у всех слабовидящих обучающихся выступает недоразвитие сферы чувственного познания, что приводит к определённым, изменениям в психическом и физическом развитии, трудностям становления личности, к затруднениям предметно-пространственной и социальной адаптации. Категория слабовидящих обучающихся представляет собой чрезвычайно неоднородную группу, различающуюся по своим зрительным возможностям, детерминированным состоянием зрительных функций и характером глазной патологии. Выделяются степени слабовидения: тяжелая, средняя, слабая. Группу слабовидения тяжелой степени составляют обучающиеся с остротой зрения, находящейся в пределах от 0,05 до 0,09 на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции. Наряду со значительным снижением остроты зрения, как правило, нарушен ряд других зрительных функций: поле зрения (сужение или наличие скотом), светоощущение (повышение или понижение светочувствительности), пространственная контрастная чувствительность, цветоразличение, глазодвигательные функции (в виде нистагма, значительно осложняющего процесс видения, и косоглазия) и другие. Нарушение зрительных функций значительно затрудняет формирование адекватных, точных, целостных, полных чувственных образов окружающего, снижает возможности ориентировки, как в микро, так и макропространстве, осложняет процесс зрительного восприятия, обусловливает возникновение трудностей в процессе реализации учебнопознавательной деятельности. Состояние зрительных функций у данной подгруппы обучающихся чрезвычайно неустойчивое и во многом зависит от условий, в которых осуществляется учебно-познавательная деятельность: в неблагоприятных условиях состояние зрительных функций может существенно снижаться. Несмотря на достаточно низкую остроту зрения и нестабильность зрительных функций, ведущим в учебно-познавательной деятельности данной группы обучающихся выступает зрительный анализатор. 10 Определенная часть обучающихся, входящих в данную группу, в силу наличия неблагоприятных зрительных прогнозов, наряду с овладением традиционной системой письма и чтения, должна параллельно обучаться рельефно-точечной системе письма и чтения. Группу слабовидения средней степени составляют обучающиеся с остротой зрения от 0,1 до 0,2 на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции. При этих показателях остроты зрения имеют место искажения зрительных образов и трудности зрительного контроля при передвижении в пространстве, для большинства обучающихся характерен монокулярный характер зрения. В данную группу входят так же обучающиеся, у которых, наряду со снижением остроты зрения, могут иметь место нарушения (отдельные или в сочетании) других зрительных функций (поля зрения, светоощущения, пространственной контрастной чувствительности, цветоразличения, глазодвигательные функции и др.). Вследствие комбинированных (органических и функциональных) поражений зрительной системы снижается их зрительная работоспособность, осложняется развитие зрительно-моторной координации, что затрудняет учебно-познавательную и ориентировочную деятельность. Разнообразие клинико-патофизиологических характеристик нарушенного зрения требует строго индивидуально-дифференцированного подхода к организации образовательного процесса слабовидящих обучающихся данной группы. Группу слабовидения слабой степени составляют обучающиеся с остротой зрения от 0,3 до 0,4 на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции. Несмотря на то, что данные показатели остроты зрения позволяют обучающемуся в хороших гигиенических условиях успешно использовать зрение для построения полноценного образа объекта (предмета), воспринимаемого на близком расстоянии, данная группа обучающихся испытывает определенные трудности как в процессе восприятия окружающего мира, так и в процессе учебно-познавательной деятельности. Сочетание снижения остроты зрения с нарушениями других функций, также часто осложняется наличием вторичных зрительных осложнений в виде амблиопии (стойкое снижение центрального зрения) и/или косоглазия, что усугубляет трудности зрительного восприятия слабовидящих обучающихся. Монокулярный характер зрения, имеющий место при амблиопии, обусловливает снижение скорости и точности восприятия, полноты и точности зрительных представлений, приводит к возникновению трудностей в дифференциации направлений, неспособности глаза выделять точное местонахождение объекта в пространстве, определять степень его удаленности. Неоднородность группы слабовидящих обучающихся детерминируется наличием у них как различных клинических форм слабовидения (нарушение рефракции, патология хрусталика, глаукома, заболевания нервно-зрительного аппарата и др.), так и таких заболеваний, как: врожденная миопия (в том числе осложненная), катаракта, гиперметропия высокой степени, ретинопатия недоношенных, частичная атрофия зрительного нерва, различные деформации органа зрения и др. Стабилизация зрительных функций может быть обеспечена за счет учета в учебно-познавательной деятельности клинических форм и зрительных диагнозов слабовидящих обучающихся. Неоднородность группы слабовидящих также определяется возрастом, в котором произошло нарушение (или ухудшение) зрения. Значение данного фактора определяется тем, что время нарушения (ухудшения) зрения оказывает существенное влияние не только на психофизическое развитие обучающегося, но и на развитие у него компенсаторных процессов. В настоящее время в качестве лидирующих причин, вызывающих слабовидение, выступают врожденно-наследственные причины. В этой связи наблюдается преобладание слабовидящих обучающихся, у которых зрение было нарушено в раннем возрасте, что, с одной стороны, обусловливает своеобразие их психофизического 11 развития, с другой - определяет особенности развития компенсаторных механизмов, связанных с перестройкой организма, регулируемой центральной нервной системой. Обучающимся данной группы характерно: снижение общей и зрительной работоспособности; замедленное формирование предметно-практических действий; замедленное овладение письмом и чтением, что обусловливается нарушением взаимодействия зрительной и глазодвигательной систем, снижением координации движений, их точности, замедленным темпом формирования зрительного образа буквы, трудностями зрительного контроля; затруднение выполнения зрительных заданий, требующих согласованных движений глаз, многократных переводов взора с объекта на объект; возникновение трудностей в овладении измерительными навыками, выполнение заданий, связанных со зрительно-моторной координацией, зрительно-пространственным анализом и синтезом и др. В условиях слабовидения наблюдается обедненность чувственного опыта, обусловленная не только снижением функций зрения и различными клиническими проявлениями, но и недостаточным развитием зрительного восприятия и психомоторных образований. У слабовидящих наблюдается снижение двигательной активности, своеобразие физического развития (нарушение координации, точности, объема движений, нарушение сочетания движений глаз, головы, тела, рук и др.), в том числе трудности формирования двигательных навыков. При слабовидении наблюдается своеобразие становления и протекания познавательных процессов, что проявляется в: снижении скорости и точности зрительного восприятия, замедленности становления зрительного образа, сокращении и ослаблении ряда свойств зрительного восприятия (объем, целостность, константность, обобщенность, избирательность и др.); снижении полноты, целостности образов, широты круга отображаемых предметов и явлений; трудностях реализации мыслительных операций, в развитии основных свойств внимания. Слабовидящим характерны затруднения: в овладении пространственными представлениями, в процессе микро- и макроориентировки, в словесном обозначении пространственных отношений; в формировании представлений о форме, величине, пространственном местоположении предметов; в возможности дистантного восприятия и развития обзорных возможностей; в темпе зрительного анализа. Слабовидящим характерно своеобразие речевого развития, проявляющееся в некотором снижении динамики и накопления языковых средств, выразительных движений, слабой связи речи с предметным содержанием. У них наблюдаются особенности формирования речевых навыков, недостаточный запас слов, обозначающих признаки предметов и пространственные отношения; трудности вербализации зрительных впечатлений, овладения языковыми (фонематический состав, словарный запас, грамматический строй) и неязыковыми (мимика, пантомимика, интонация) средствами общения, осуществления коммуникативной деятельности (трудности восприятия, интерпретации, продуцирования средств общения). У слабовидящих обучающихся наблюдается снижение общей познавательной активности, что затрудняет своевременное развитие различных видов деятельности, в том числе сенсорно-перцептивной, которая в условиях слабовидения проходит медленнее по сравнению с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья. Кроме того, слабовидящим характерны трудности, связанные с качеством выполняемых действий, автоматизацией навыков, осуществлением зрительного контроля над выполняемыми действиями, что особенно ярко проявляется в овладении учебными умениями и навыками. 12 У слабовидящих отмечается снижение уровня развития мотивационный сферы, регуляторных (самоконтроль, самооценка, воля) и рефлексивных образований (начало становления «Я-концепции», развитие самоотношения). У них могут формироваться следующие негативные качества личности: недостаточная самостоятельность, безынициативность, иждивенчество. У части обучающихся данной группы слабовидение сочетается с другими поражениями (заболеваниями) детского организма, что снижает их общую выносливость, психоэмоциональное состояние, двигательную активность, обуславливая особенности их психофизического развития. Особые образовательные потребности слабовидящих обучающихся В структуру особых образовательных потребностей слабовидящих входят, с одной стороны, образовательные потребности, свойственные для всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с другой, характерные только для слабовидящих. К общим потребностям относятся: - получение специальной помощи средствами образования; - психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогами и соучениками; - психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации; - в случае необходимости использование специальных средств обучения (в том числе и специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных» путей обучения; - увеличение степени индивидуализации обучения по сравнению с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья; - обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды; - максимальное расширение образовательного пространства за счет расширения социальных контактов с широким социумом. К особым образовательным потребностям, характерным для слабовидящих обучающихся, относятся: - целенаправленное обогащение чувственного опыта через активизацию, развитие, обогащение зрительного восприятия и всех анализаторов; - руководство зрительным восприятием; - расширение, обогащение и коррекция предметных и пространственных представлений, формирование и расширение понятий; - развитие познавательной деятельности слабовидящих как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений, имеющихся у данной группы обучающихся; - систематическое и целенаправленное развитие логических приемов переработки учебной информации; - обеспечение доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящих обучающихся; - строгий учет в организации обучения и воспитания слабовидящего обучающегося: зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени нарушения зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических средств и приборов, режима зрительных и физических нагрузок; - использование индивидуальных пособий, выполненных с учетом степени и характера нарушенного зрения, клинической картины зрительного нарушения; - учет темпа учебной работы слабовидящих обучающихся; - увеличение времени на выполнение практических работ; 13 - при необходимости введение в образовательную среду коррекционно-развивающего тифлопедагогического сопровождения; - постановка и реализация на общеобразовательных уроках и внеклассных мероприятиях целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии слабовидящего; - активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций; - целенаправленное формирование умений и навыков зрительной ориентировки в микро и макропространстве; - создание условий для развития у слабовидящих обучающихся инициативы, познавательной и общей активности, в том числе за счет привлечения к участию в различных (доступных) видах деятельности; - повышение коммуникативной активности и компетентности; - физическое развитие слабовидящих с учетом его своеобразия и противопоказаний при определенных заболеваниях, повышение двигательной активности; - поддержание и наращивание зрительной работоспособности слабовидящего обучающегося в образовательном процессе; - поддержание психофизического тонуса слабовидящих; - совершенствование и развитие регуляторных (самоконтроль, самооценка) и рефлексивных (самоотношение) образований. 2.1.2. Планируемые результаты освоения слабовидящими обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования Требования к результатам освоения слабовидящими обучающимися АООП НОО (личностным, метапредметным, предметным) полностью соответствуют требованиям к результатам, представленным в ФГОС НОО. В требования к планируемым результатам освоения АООП НОО включены требования к результатам освоения слабовидящими обучающимися программы коррекционной работы. Результатами освоения слабовидящими обучающимися программы коррекционной работы выступают: - овладение эффективными компенсаторными способами учебно-познавательной и предметно-практической деятельности; - овладение умением осуществлять учебно-познавательную деятельность с учетом имеющихся противопоказаний и ограничений; - повышение возможностей в пространственной и социально-бытовой ориентировке: совершенствование навыков ориентировки в микропространстве и формирование умений в ориентировке в макропространстве; умение использовать в ориентировочной деятельности все анализаторы, средства оптической коррекции и тифлотехнические средства; умение использовать освоенные ориентировочные умения и навыки в новых (нестандартных) ситуациях; умение адекватно оценивать свои зрительные возможности и учитывать их в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни; умение обращаться за помощью при внезапно возникших затруднениях; развитие элементарных навыков самообслуживания; - развитие межличностной системы координат «слабовидящий - нормально видящий»: развитие навыков сотрудничества с нормально видящими взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; овладение вербальными и невербальными средствами общения; повышение стремления к расширению контактов со сверстниками; развитие умения использовать в процессе межличностной коммуникации все анализаторы; 14 развитие умения четко излагать свои мысли; развитие сопереживания, эмоциональной отзывчивости; развитие самоконтроля и саморегуляции в процессе общения; - повышение дифференциации и осмысления картины мира, в том числе: обогащение чувственного опыта познания и деятельности; расширение предметных (конкретных и обобщенных), пространственных, социальных представлений; расширение круга предметно-практических умений и навыков; готовность к построению целостной и дифференцированной картины происходящего; формирование умений пользоваться оптическими, тифлотехническими и техническими средствами в учебной деятельности и повседневной жизни; повышение познавательной и социальной активности; повышение самостоятельности в учебной деятельности и повседневной жизни; - повышение способности к дифференцировке и осмыслению социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей: развитие интереса к представителям ближайшего окружения; расширение представлений о различных представителях широкого социума; развитие внимания к состоянию, настроению, самочувствию окружающих; развитие дифференциации собственных эмоциональных реакций и понимание эмоциональных проявлений окружающих; расширение представлений о принятых в обществе правилах, нормах, ценностях; обогащение и расширение социального опыта. Результаты освоения слабовидящим обучающимся программы коррекционной работы проявляются в следующих достижениях: - использует все анализаторы и компенсаторные способы деятельности в учебнопознавательном процессе и повседневной жизни; - сформировал основные навыки ориентировки в микропространстве; овладел основными навыками ориентировки в макропространстве; - имеет адекватные (в соответствии с возрастом) предметные (конкретные и обобщенные), пространственные, социальные представления; - проявляет познавательный интерес, познавательную активность; - имеет представления (соответствующие возрасту) о современных оптических, тифлотехнических и технических средствах, облегчающих познавательную и учебную деятельность, и активно их использует; - проявляет стремление к самостоятельности и независимости от окружающих (в учебных и бытовых ситуациях); - умеет адекватно использовать речевые и неречевые средства общения; - способен к проявлению социальной активности; - способен к соучастию, сопереживанию, эмоциональной отзывчивости; - способен проявлять настойчивость в достижении цели; - способен к самоконтролю и саморегуляции (в соответствии с возрастом); - знает и учитывает в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни имеющиеся противопоказания и ограничения. 2.1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения слабовидящими обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО являются оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности образовательных организаций и педагогических кадров. Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования. Система оценки достижений обучающимися планируемых результатов освоения АООП НОО призвана решать следующие задачи: 15 - закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; - ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие, воспитание слабовидящих обучающихся, на достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и программы коррекционной работы, формирование универсальных учебных действий; - обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП НОО, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов; - предусматривать оценку достижений слабовидящих обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших АООП НОО) и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения; - позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений слабовидящих обучающихся. Результаты достижений обучающихся в овладении АООП НОО являются значимыми для оценки качества образования. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения учащимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. Оценка результатов освоения слабовидящими обучающимися АООП НОО (кроме программы коррекционной работы) осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Оценка результатов освоения слабовидящими обучающимися программы коррекционной работы, составляющей неотъемлемую часть АООП НОО, осуществляется в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО. Оценка результатов освоения слабовидящими обучающимися программы коррекционной работы осуществляется с опорой на следующие принципы: 1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся; 2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся; 3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что сможет обеспечить объективность оценки. Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения слабовидящими обучающимися программы коррекционной работы выступает наличие положительной динамики развития обучающихся в интегративных показателях. К таким интегративным показателям в соответствии со ФГОС НОО относятся: - сформированность умения использовать все анализаторы и компенсаторные способы деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни; - сформированность навыков ориентировки в микропространстве и умений ориентироваться в макропространстве; - сформированность адекватных (в соответствии с возрастом) предметных (конкретных и обобщенных), пространственных представлений о предметах, объектах и явлениях окружающей жизни; - проявление познавательного интереса, познавательной активности; - наличие представлений (соответствующих возрасту) о современных тифлотехнических, оптических и технических средствах, облегчающих познавательную и учебную деятельность, и готовности их активного использования; 16 - проявление стремления к самостоятельности и независимости от окружающих (в бытовых вопросах); - сформированность умений адекватно использовать речевые и неречевые средства общения; - способность к проявлению социальной активности; - способность осуществления самоконтроля и саморегуляции; - готовность учета имеющихся противопоказаний и ограничений в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни. Результаты освоения слабовидящими обучающимися программы коррекционной работы не выносятся на итоговую оценку. Обобщенная оценка результатов освоения программы коррекционной работы слабовидящими обучающимися осуществляется в ходе различных мониторинговых процедур, посредством использования метода экспертных оценок. Мониторинг, обладая такими характеристиками, как непрерывность, диагностичность, научность, информативность, наличие обратной связи, позволяет осуществить не только оценку достижений планируемых результатов освоения слабовидящими программы коррекционной работы, но и вносить (в случае необходимости) коррективы в ее содержание и организацию. В целях оценки результатов освоения слабовидящими обучающимися программы коррекционной работы используются все три формы мониторинга: стартовая, текущая и финишная диагностика. Стартовая диагностика позволяет наряду с выявлением индивидуальных особых образовательных потребностей и уровня развития компенсаторных возможностей обучающихся выявить исходный уровень развития интегративных показателей, свидетельствующий о степени влияния нарушений развития на учебно-познавательную деятельность и повседневную жизнь (например, выявить стартовый уровень развития у слабовидящего обучающегося умения использовать все анализаторы и компенсаторные способы деятельности в учебно-познавательной и повседневной жизни). Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в течение всего времени обучения слабовидящего на начальной ступени образования. При использовании данной формы мониторинга используются различные методики экспрессдиагностик интегративных показателей, состояние которых позволяет судить об успешности (наличие положительной динамики) или неуспешности (отсутствие даже незначительной положительной динамики) слабовидящих обучающихся в освоении планируемых результатов овладения программой коррекционной работы. Данные эксперсс-диагностики выступают в качестве ориентировочной основы для определения дальнейшей стратегии: продолжения реализации разработанной программы коррекционной работы или внесения в нее определенных корректив. Целью финишной диагностики, проводящейся на заключительном этапе (окончание учебного года, окончание обучения на начальной ступени школьного образования), выступает оценка достижений слабовидящего обучающегося в соответствии с планируемыми результатами освоения ими программы коррекционной работы. Организационно-содержательные характеристики стартовой, текущей и финишной диагностики разрабатывает Гимназия с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, их индивидуальных особых образовательных потребностей. В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах освоения программы коррекционной работы (отсутствие положительной динамики по двум и более интегративным показателям) обучающегося в случае согласия родителей (законных представителей) рекомендуется направить на расширенное психолого-медикопедагогическое обследование для получения необходимой информации, позволяющей внести коррективы в организацию и содержание программы коррекционной работы. 17 Для полноты оценки достижений планируемых результатов освоения слабовидящими программы коррекционной работы учитывается мнение родителей (законных представителей), поскольку наличие положительной динамики обучающихся по интегративным показателям, свидетельствующей об ослаблении (отсутствии ослабления) степени влияния нарушений развития на жизнедеятельность обучающихся, проявляется не только в учебно-познавательной деятельности, но и повседневной жизни. Оценка результатов деятельности Гимназии осуществляется в ходе аккредитации, а также в рамках аттестации педагогических кадров. Она проводится на основе результатов итоговой оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО с учётом: - результатов мониторинговых исследований разного уровня (федерального, регионального, муниципального); - условий реализации АООП НОО; - особенностей контингента обучающихся. 2.2. Содержательный раздел Программы формирования универсальных учебных действий; отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-образовательной области; духовнонравственного развития, воспитания; формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; внеурочной деятельности (кроме программы коррекционной работы) полностью соответствуют ФГОС НОО и отражены в ООП НОО школы. 2.2.1. Направления и содержание программы коррекционной работы Направления и содержание программы коррекционной работы реализуются во внеурочное время в объеме не менее 5 часов. Объем и содержание определяются в зависимости от образовательных потребностей конкретных обучающихся. Программа коррекционной работы в рамках АООП НОО варианта 4.1. для слабовидящих обучающихся включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие её основное содержание: - мониторинг имеющихся в школе условий для удовлетворения особых образовательных потребностей и условий обучения слабовидящих обучающихся; - определение (перечень) индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих слабовидящим обучающимся удовлетворение особых образовательных потребностей, их интеграцию/инклюзию в образовательной организации и освоение ими АООП НОО. Данный перечень включает: - игры, направленные на коррекцию и развитие деффицитарных функций (сенсорных, моторных, психических) слабовидящего обучающегося; - упражнения, направленные на развитие умений и навыков пространственной, социальнобытовой ориентировки, коммуникативной деятельности, осязания и мелкой моторики слабовидящего обучающегося; - создание ситуаций, обеспечивающих возможность активного использования освоенных компенсаторных способов деятельности, умений и навыков, восстановленных и скорректированных зрительных функций в разных видах учебной деятельности; - приемы работы, направленные на развитие навыков самостоятельной работы, развитие познавательной активности, познавательных интересов, формирование эмоциональноволевой сферы и положительных качеств личности. Конкретный перечень мероприятий ежегодно разрабатывается школой. Диагностическая работа обеспечивает: - своевременное выявление у слабовидящего обучающегося особых образовательных потребностей, позволяющих разработать рекомендации по оказанию психологомедикопедагогической помощи в условиях школы; 18 - коррекционноразвивающую работу по оказанию своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии слабовидящих обучающихся; - консультативную работу, обеспечивающую возможность своевременного решения вопросов, возникающих у педагогов, родителей (законных представителей) в процессе освоения слабовидящими обучающимися АООП НОО; - информационнопросветительскую работу, направленную на обогащение знаний педагогов, родителей (законных представителей) по вопросам, связанным с особенностями организации образовательного процесса для данной категории детей по вопросам охраны, развития, использования нарушенного зрения в учебнообразовательном процессе. Основными механизмами реализации программы коррекционной работы являются: - оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательной организации, обеспечивающее системное сопровождение слабовидящих обучающихся специалистами различного профиля; - социальное партнёрство, предполагающее профессиональное взаимодействие образовательной организации с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества). Взаимодействие специалистов школы предусматривает: - комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля; - многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка; - составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебнопознавательной, речевой, эмоциональнойволевой и личностной сфер ребёнка. Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволит обеспечить систему комплексного психологопедагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка - это ППк, которые предоставляют многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также школы в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе слабовидящих детей. Социальное партнёрство предусматривает: - сотрудничество с образовательными организациями и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе слабовидящих детей; - сотрудничество со средствами массовой информации, а также с негосударственными структурами, прежде всего с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с ОВЗ, в том числе слабовидящих детей; - сотрудничество с родительской общественностью. Реализация программы коррекционной работы АООП НОО для слабовидящих детей № Мероприятия Срок Ответственные I. Диагностические Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-педагогической помощи Своевременное выявление детей, Сентябрь Медицинский 1 нуждающихся в специализированной работник, педагогпомощи психолог, классный 19 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Ранняя (с первых дней пребывания ребёнка в школе) диагностика отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации Комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля Определение уровня актуального и зоны ближайшего развития учащегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей Изучение развития эмоционально волевой сферы и личностных особенностей обучающихся Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка Сентябрь Сентябрь Сентябрь Октябрь Октябрь Изучение адаптивных возможностей и уровня Октябрь социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья Системный разносторонний контроль Постоянно специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка Обсуждение возможных вариантов решения По плану проблемы; построение прогнозов заседаний эффективности программ коррекционной работы. Работа ППк Анализ успешности коррекционно- Май развивающей работы руководитель Педагог-психолог, классный руководитель Педагог-психолог, классный руководитель Педагог-психолог, классный руководитель Педагог-психолог, классный руководитель Педагог-психолог, классный руководитель Педагог-психолог, классный руководитель Заместитель директора по УВР, педагог-психолог, классный руководитель Заместитель директора по УВР, педагог-психолог Заместитель директора по УВР, педагог-психолог, классный руководитель II. Коррекционно-развивающие Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов Заместитель 1 Выбор оптимальных для развития ребёнка с Сентябрь директора по УВР, ограниченными возможностями здоровья педагог-психолог, коррекционных программ, методик, методов и классный приёмов обучения в соответствии с его руководитель особыми образовательными потребностями 2 Организация и проведение индивидуальных Постоянно Педагог-психолог, и групповых коррекционно-развивающих классный занятий, необходимых для преодоления руководитель нарушений развития и трудностей обучения Системное воздействие на учебно- Постоянно Заместитель 3 познавательную деятельность ребёнка в директора по УВР, 20 4 5 6 динамике образовательной деятельности, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии Постоянно Коррекция и развитие высших психических функций Развитие эмоционально волевой и личностной Постоянно сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения Социальная защита ребёнка в случаях Постоянно неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах классный руководитель, педагог-психолог Педагог-психолог, классный руководитель Педагог-психолог, классный руководитель Заместитель директора по УВР, классный руководитель, педагог-психолог III Консультативные Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации учащихся 1 2 3 Выработка совместных рекомендаций по Сентябрь основным направлениям работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса Консультирование педагогов по выбору Постоянно индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья. Консультативная помощь семье в вопросах Постоянно выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья Заместитель директора по УВР, классный руководитель, педагог-психолог Зам.директора по УВР, педагогпсихолог Заместитель директора по УВР, педагог-психолог, классный руководитель IV Информационно-просветительские Цель: организация информационно-просветительской деятельности со всеми участниками образовательной деятельности Заместитель 1 Проведение различных форм Постоянно директора по УВР, просветительской деятельности (лекции, классный беседы, информационные стенды, печатные руководитель материалы), направленных на разъяснение педагог-психолог участникам образовательной деятельности обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. 21 Проведение тематических выступлений для Постоянно Заместитель педагогов и родителей по разъяснению директора по УВР, индивидуально типологических особенностей педагог-психолог, различных категорий детей с классный ограниченными возможностями здоровья. руководитель Условия реализации программы В школе созданы специальные условия обучения и воспитания детей с ОВЗ, включающие: 1) Психологопедагогическое обеспечение, в том числе: - обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психологомедикопедагогической комиссии; - обеспечение психологопедагогических условий (коррекционная направленность учебновоспитательной деятельности; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных, для оптимизации образовательной деятельности, повышения ее эффективности, доступности); - обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ (в том числе данной нозологии); введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях); - обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарногигиенических правил и норм); - обеспечение участия всех детей с ОВЗ (в том числе данной нозологии), независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурноразвлекательных, спортивнооздоровительных и иных досуговых мероприятий; - развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития. 2) Программнометодическое обеспечение В процессе реализации программы коррекционной работы используются коррекционноразвивающие программы, диагностический и коррекционноразвивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагогапсихолога. Кадровое, материально-техническое и информационное обеспечение представлено в Программе далее. 2.3. Организационный раздел 2.3.1. Учебный план Учебный план по предметным областям обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО. Выделяются дополнительные задачи реализации содержания. Предметная область Дополнительные задачи реализации содержания 2 22 Филология Математика информатика Обществознание естествознание (Окружающий мир) и Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности. Преодоление вербализма и формализма речи. Развитие зрительного восприятия, овладение навыком безнаклонного письма Развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и пространственных представлений. Формирование первоначальных представлений о сенсорных эталонах, развитие чувства ритма, координации движений, развитие навыков ориентировки в микропространстве. Обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности и Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование культуры поведения для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Овладение компенсаторными умениями и навыками познания окружающего мира с помощью нарушенного зрения Основы религиозных культур и светской этики Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. Формирование нравственных понятий, преодоление негативных черт характера Искусство Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Развитие опыта самовыражения в доступных видах искусства. Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, зрительно-моторной координации, ориентировки в пространстве. Овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности Технология Формирование первоначального опыта практической 23 преобразующей деятельности. Формирование опыта как основы обучения и познания, осуществления поисковоаналитической деятельности. Развитие трудовых умений, профессиональных интересов, способностей и компенсаторных возможностей в процессе овладения трудовыми навыками. Формирование положительного отношения к труду и его значению в жизни человека. Овладение технологическими приемами ручной обработки материалов Физическая культура Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению. Профилактика вторичных нарушений физического развития. Формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Владение основными двигательными умениями и навыками (бег, ходьба и другие). Развитие основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, координация, гибкость, равновесие). Развитие потребности в занятиях физической культурой. Занятия по физической культуре должны проводиться в строгом соответствии с группой здоровья Коррекционная работа осуществляется во внеурочное время. Объем и содержание определяются в зависимости от образовательных потребностей обучающихся. 2.3.2. Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слабовидящих обучающихся Система условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта (далее – система условий) разработана на основе соответствующих требований Стандарта и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения АООП НОО. Система условий учитывает особенности школы, а также её взаимодействие с социальными партнерами. Система условий содержит: - описание имеющихся условий: кадровых, финансовых, материально-технических (включая учебно-методическое и информационное обеспечение); - контроль за состоянием системы условий. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам образовательной среды, обеспечивающей: - высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для всех обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества; - духовно-нравственное развитие, воспитание слабовидящих; - охрану и укрепление их физического, психического и социального здоровья; - коррекцию нарушений развития и профилактику возникновения вторичных отклонений развития у слабовидящих. В целях обеспечения реализации АООП НОО для слабовидящих обучающихся в школе создаются условия, обеспечивающие возможность: 24 - достижения планируемых результатов освоения АООП НОО всеми слабовидящими обучающимися; - выявления и развития способностей обучающихся через систему секций, студий и кружков, и через использование возможностей образовательных организаций дополнительного образования; - расширения социального опыта и социальных контактов слабовидящих, в том числе с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья; - учета особых образовательных потребностей, характерных для данной группы слабовидящих обучающихся; - участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке АООП НОО, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся; - эффективного использования времени, отведенного на реализацию части АООП НОО, формируемой участниками образовательного процесса, в соответствии с запросами слабовидящих обучающихся и их родителей (законных представителей), спецификой образовательной организации; - использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, при необходимости - тифлотехнических средств обучения и средств обучения, соответствующих особым образовательным потребностям слабовидящих; - обновления содержания АООП НОО, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов слабовидящих обучающихся и их родителей (законных представителей); - эффективного управления образовательной организацией с использованием информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования; - эффективной самостоятельной работы слабовидящих обучающихся при поддержке педагогических работников. Кадровые условия реализации примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования Уровень квалификации педагогических работников, реализующих АООП НОО для слабовидящих, для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности. К реализации АООП НОО для слабовидящих обучающихся, осуществляющейся в условиях совместного обучения с другими обучающимися, привлекаются педагоги, имеющие соответствующую профессиональную подготовку: - педагогические работники (учитель начальных классов, учитель музыки, учитель изобразительного искусства, учитель физической культуры, учитель иностранного языка, педагог-психолог, социальный педагог, педагог-организатор, педагог дополнительного образования, учитель-логопед), наряду со средним или высшим профессиональным педагогическим образованием по соответствующему занимаемой должности направлению (профилю, квалификации) подготовки имеющие документ о повышении квалификации установленного образца в области инклюзивного образования; - при необходимости - учитель-дефектолог, наряду с высшим профессиональным педагогическим образованием в области специального образования (тифлопедагогики, олигофренопедагогики, сурдопедагогики, логопедии) имеющий диплом установленного образца о профессиональной переподготовке в области инклюзивного образования; - руководящие работники (административный персонал), наряду со средним или высшим профессиональным педагогическим образованием имеющие документ о повышении квалификации в области инклюзивного образования установленного образца. 25 В процессе реализации АООП НОО для слабовидящих обучающихся школа в случае необходимости (по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии) обеспечивает участие тьютора с высшим профессиональным педагогическим образованием и дипломом о профессиональной переподготовке по соответствующей программе установленного образца. В процесс реализации АООП НОО для слабовидящих обучающихся в случае необходимости (по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии) обеспечивает участие ассистента (помощника), имеющего образование не ниже общего среднего и прошедшего соответствующую программу подготовки. Школа имеет право включать в штатное расписание специалистов по информационно-технической поддержке образовательной деятельности, имеющих соответствующую квалификацию. Педагогические работники школы имеют чёткое представление об особенностях психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (в том числе данной нозологии), о методиках и технологиях организации образовательной деятельности. Финансовые условия реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение обучающимися с ОВЗ общедоступного и бесплатного образования за счет средств муниципального бюджета на основе утвержденных нормативов, обеспечивающих реализацию АООП НОО в соответствии со Стандартом. Материально-технические условия реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования В соответствии с требованиями Стандарта для материально-технического обеспечения всех предметных областей, включая коррекционно-развивающую область и внеурочную деятельность, Школа принимает меры для обеспечения соответствия строительным нормам и правилам, санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности и оборудована: - учебными помещениями (классы, специальные кабинеты), размещение, площадь, освещенность, расположение, размеры рабочих, игровых зон и зон для индивидуальных занятий, для активной деятельности и отдыха которых обеспечивают возможность успешной реализации слабовидящими обучающимися урочной и внеурочной деятельности; - учебными помещениями для осуществления образовательного процесса (классами, специальными кабинетами): коррекции речевых нарушений, психологической коррекции; - помещениями (кабинетами, мастерскими, студиями) для занятий изобразительным искусством и др.; - помещениями библиотек с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой, фонотекой; - актовым залом; - спортивными сооружениями (залами, спортивными площадками), оснащёнными игровым, спортивным оборудованием и инвентарём, соответствующим особым образовательным потребностям слабовидящих обучающихся; - помещениями для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающими возможность организации качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков; - помещениями медицинского назначения; - административными и иными помещениями, оснащёнными необходимым 26 оборудованием для организации учебного процесса; - гардеробами, санузлами, местами личной гигиены; - участком (территорией) с необходимым набором оснащённых зон. Информационно-образовательная среда Школы, реализующей АООП НОО для слабовидящих обучающихся, включает в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ. Информационно-образовательная среда Школы обеспечивает возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности: планирование образовательного процесса; размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе – работ обучающихся и педагогов, информационных ресурсов; фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения слабовидящими обучающимися АООП НОО; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе – дистанционное посредством сети Интернет; возможность использования данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью; контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся); взаимодействие Школы с органами, осуществляющими управление в сфере образования и с другими образовательными организациями. Функционирование информационной образовательной среды обеспечивается средствами ИКТ и квалификацией работников ее использующих и поддерживающих. Функционирование информационной образовательной среды соответствует законодательству Российской Федерации. Школа вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфереобразования. При реализации Школой образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения. Материально-технические условия реализации АООП НОО для слабовидящих обучающихся отвечают особым образовательным потребностям данной категории обучающихся и особым образовательным потребностям, характерным для конкретной группы слабовидящих, что обусловливает необходимость предъявления специфических требований к: организации процесса обучения; организации пространства; организации временного режима обучения; организации рабочего места обучающегося; техническим средствам обучения; учебникам, учебным принадлежностям, дидактическим материалам и средствам наглядности. Требования к организации процесса обучения 27 Требования к наполняемости классов. В условиях инклюзии в классе может обучаться не более 2 слабовидящих. 2. Требования к организации работы по реализации АООП НОО: - необходимость повышенного педагогического руководства учебно-познавательной деятельностью слабовидящих обучающихся; - необходимость использования специальных приемов организации учебнопознавательной деятельности слабовидящих обучающихся; - обеспечение доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящими обучающимися; - соблюдение регламента зрительных нагрузок (с учетом рекомендаций офтальмолога); - учет офтальмо-гигиенических рекомендаций по соблюдению светового режима (необходимость дополнительного источника света, уменьшение светового потока и др.); - рациональное чередование зрительной нагрузки со слуховым восприятием учебного материала; - использование приемов, направленных на снятие зрительного напряжения; - при необходимости использование специальных учебников и учебных принадлежностей, отвечающих особым образовательным потребностям слабовидящих; - использование индивидуальной, адаптированной с учетом зрительных возможностей слабовидящих обучающихся, текстовой и изобразительной наглядности; - при необходимости использование оптических, тифлотехнических и технических средств, облегчающих, учебно-познавательную деятельность слабовидящих обучающихся; - преимущественное использование индивидуальных пособий, выполненных в соответствии со зрительными возможностями слабовидящих обучающихся; - соблюдение режима физических нагрузок (с учетом противопоказаний); - необходимость при выполнении слабовидящими обучающимися итоговых работ адаптации (в соответствии с их особыми образовательными потребностями) текстового и иллюстративного материала и увеличения времени на их выполнение: время может быть увеличено в 1,5 раза по сравнению с регламентом, установленным для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. 3. Требования к единому орфографическому режиму. Требования к организации пространства Организация пространства обеспечивает: 1) безопасность предметно-пространственной среды, что предполагает: - безопасное предметное наполнение школьных помещений (свободные проходы к партам, входным дверям, отсутствие выступающих углов и т. п.); - оборудование специальными приспособлениями школьных помещений в соответствии с особыми образовательными потребностями слабовидящих обучающихся (зрительные ориентиры, контрастно выделенные первые и последние ступеньки лестничных пролетов и т.п.); - обеспечение свободного доступа естественного света в учебные и другие помещения, использование жалюзи, позволяющих регулировать световой поток; - обеспечение в классах, где выполняются трудовые операции с использованием мелких орудий труда, работы с мелкими деталями, равномерного, рассеивающегося по всей поверхности рабочей зоны освещения; - оперативное устранение факторов, негативно влияющих на состояние зрительных функций слабовидящих (недостаточность уровня освещенности рабочей поверхности, наличие бликов и др.); Школа при необходимости обеспечивает наличие зрительных ориентиров. К уличным ориентирам относятся: 1. 28 - стрелочные указатели, показывающие направление, в котором следует идти до указанного на них номера корпуса; - номерные указатели устанавливаются на всех зданиях образовательной организации на расстоянии 500мм от входной двери справа на высоте, удобной для слабовидящих. Номер наносится черной краской на белый фон. Габаритные размеры: 700х500мм, толщина линий шрифта – 30мм; - цветовые указатели: в случае, когда входные двери в здании стеклянные, их на определенной высоте обозначают двумя горизонтальными полосами шириной 400мм каждая: верхняя полоса - красного цвета, нижняя полоса – желтого. Нижняя кромка желтой полосы должна быть на высоте 500мм от уровня пола. В качестве ориентиров для помещений при необходимости используются: - таблички и надписи с обозначением номеров аудиторий, названий учебных кабинетов, кабинетов должностных лиц, которые укрепляются на стене со стороны дверной ручки на высоте 1,6-1,7м; таблички рекомендуется выполнять размером 500х150 мм, текст выполняется на белом фоне черным цветом, толщина линии - 10мм; - указатели размещения аудиторий (классов), кабинетов, служебных помещений на этажах в вестибюлях первых этажей учебных корпусов; - поэтажные планы у входа на каждый этаж. 2) определенного уровня освещенности школьных помещений: - требование к уровню освещенности школьных помещений (учебных помещений, классов, кабинетов, спортивного зала, мастерских, комнат отдыха, рекреаций и др.) при реализации АООП НОО соответствует нормам освещения, предусмотренным для слабовидящих обучающихся; - требование к уровню освещенности школьных помещений при реализации АООП НОО в отдельном классе, в отдельных классах соответствует нормам к уровню освещенности, утвержденным действующим СанПиНом для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. При наличии рекомендаций уровень освещенности рабочего места слабовидящего обучающегося должен быть увеличен за счет оборудования рабочего места индивидуальным источником света. 3) доступность образовательной среды, что предполагает: - при необходимости использование учебников, дидактического материала и средств наглядности, отвечающих особым образовательным потребностям слабовидящих обучающихся; - при необходимости использование оптических, тифлотехнических, технических средств, в том числе и средств комфортного доступа к образованию; - при необходимости наличие в классе (специальном кабинете) места для хранения индивидуальных тифлотехнических и оптических средств, учебников, дидактических материалов; - обеспечение доступности справочной и наглядной информации, размещенной в МАОУ гимназии №1 города Тюмени, для непосредственного и беспрепятственного восприятия слабовидящими обучающимися. Временной режим обучения Временной режим обучения обучающихся слабовидящих (учебный год, учебная неделя, день) устанавливается в соответствии законодательно закрепленными нормативами (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», СанПиН, приказы Министерства образования и науки РФ и др.), локальными актами Гимназии. Сроки освоения слабовидящими обучающимися АООП НОО устанавливаются Стандартом. Учебный день включает в себя уроки, курсы коррекционно-развивающей области. Обучение и воспитание происходит в урочной и внеурочной учебной деятельности обучающихся в течение учебного дня. Обучение слабовидящих обучающихся 29 осуществляется только в первую смену. Продолжительность общеобразовательного урока определяется действующим СанПиНом. Продолжительность групповых занятий коррекционно-развивающей области определяется федеральными нормативными актами, индивидуальных занятий - возрастом и психофизическим состоянием обучающегося. В середине урока проводится физкультурная минутка, направленная на снятие общего мышечного напряжения (в соответствии с действующим СанПиНом) и физкультминутка, в которую включаются упражнения, способствующие снятию зрительного напряжения и предупреждению зрительного утомления. Упражнения проводятся с учетом состояния зрения обучающихся (клинических форм зрительного заболевания, имеющихся противопоказаний, этапами лечения). Психолого-медико-педагогическое сопровождение слабовидящих в процессе освоения АООП НОО осуществляется в урочной и внеурочной деятельности и реализуется командой специалистов: педагогами, психологами, при необходимости медицинским персоналом. Требования к организации рабочего места При наличии рекомендаций рабочее место слабовидящего обучающегося должно быть снабжено дополнительным индивидуальным источником света, щкольная парта может быть стационарно зафиксирована, быть снабжена ограничительными бортиками, обеспечивающими предметную стабильность рабочей зоны. Номер парты должен соответствовать росту ученика. Определение местоположения парты в классе для слабовидящего осуществляется в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога. Требования к техническим средствам комфортного доступа слабовидящего обучающегося к образованию В целях комфортного доступа слабовидящего обучающегося к образованию предусмотрено использование адаптированных (с учетом особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся) официальных сайтов, при необходимости персонального компьютера, оснащенного необходимым для слабовидящего обучающегося программным обеспечением, Режим зрительной нагрузки при работе с техническими средствами комфортного доступа и техническими средствам обучения регламентируется: - нормами, предъявляемыми к непрерывной зрительной нагрузке слабовидящих: первый, второй классы - от 7до10 минут; третий, четвертый, пятый классы – от 10 до15 минут; - индивидуальными рекомендациями врача-офтальмолога. При работе слабовидящих обучающихся с компьютером обеспечивается соблюдение условий, определенных действующим СанПиНом, и специальных условий, разработанных для слабовидящих. Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающими гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана обеспечивается равномерное их освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости. Требования к техническим средствам обучения Наряду с общими техническими средствами, используемыми на начальной ступени образования, в обучении слабовидящих при необходимости могут использоваться специальные тифлотехнические и оптические (индивидуальные средства оптической коррекции, электронные лупы, дистанционные лупы, карманные увеличители различной кратности и др.) средства, облегчающие учебно-познавательную деятельность обучающимся. Оптические и тифлотехнические средства должны быть доступными для систематического использования слабовидящими обучающимися. При необходимости Школа обеспечивает наличие тифлотехнических устройств, 30 позволяющих увеличивать, изменять контрастность и цвет (программы увеличения изображения на экране компьютера, автономных видео увеличителей) визуальной информации. При необходимости рабочее место слабовидящего обучающегося должно содержать технические и учебно-методические средства доступа к информации: - программное обеспечение, установленное на ноутбук или ПК: программа увеличения изображения на экран (Magic); - цифровой планшет, обеспечивающий связь и интерактивной доской в классе (при наличии), с компьютером учителя; - ручной и стационарный видео увеличитель (Topaz, Onix); - индивидуальное освещение рабочей поверхности. Требования к учебникам, учебным принадлежностям, дидактическим материалам и наглядным пособиям. При необходимости в процессе обучения слабовидящих необходимо использовать: 1) специальные учебники, созданные на основе учебников для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, но отвечающие особым образовательным потребностям слабовидящих (отпечатанные увеличенным шрифтом) и имеющие учебно-методический аппарат, адаптированный под зрительные возможности слабовидящих; 2) учебные принадлежности: ручки с черной (для записи учебного материала) и зеленой (для выполнения графических работ) пастой; тетради в клетку и линейку, которые по рекомендации врача-офтальмолога должны быть специально разлинованы; 3) индивидуальные дидактические материалы и наглядные пособия, выполненные с учетом типологических и индивидуальных зрительных возможностей слабовидящих обучающихся. 31 32