Целевой раздел адаптированной основной образовательной программы основного общего образования для слабовидящих обучающихся. 1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Цели и задачи реализации адаптированной основной образовательной программы основного общего образования для слабовидящих обучающихся Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования являются: • достижение обучающимися с ОВЗ планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; • становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости. Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательной организацией адаптированной основной образовательной программы основного общего образования для слабовидящих обучающихся предусматривает решение следующих основных задач: • работа в режиме апробации по обеспечению соответствия адаптированной основной образовательной программы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО с ОВЗ); • обеспечение преемственности начального общего, о сновного общего, с образования обучающихся с ОВЗ; • обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися с ОВЗ; • установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития ли чности, созданию необходимых условий для ее самореализации; • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений; • взаимодействие образовательной организации при р еализации адаптированной основной образовательной программы с социальными партнерами; • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их интересов через систему клубов, секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования; • организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности; • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада; • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия; • социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы; • сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности. 1.1.2. Принципы и подходы к формированию адаптированной основной образовательной программы основного общего образования для слабовидящих обучающихся Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который предполагает: • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения многонациона льного, поликультурного и поликонфессионального состава; • формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; • ориентацию на достижение основного результата образования - развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательной деятельности и определении образовательно - воспитательных целей и путей их достижения; разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося с нарушением зрения, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей-инвалидов. Адаптированная о сновная образовательная программа основного общего образования формируется с учетом психолого - педагогических особенностей развития обучающихся с ОВЗ, связанных: • с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к ов ладению этой учебной деятельностью на уровне основной школы в единстве мотивационно - смыслового и операционно - технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося - направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества; • с осуществлением на каждом возрастном уровне, благодаря раз витию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий: моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных за дач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе; • с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и за кономерности взаимодействия с окружающим миром; • с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества, развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками; • с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской. Адресность адаптированной основной образовательной программы: Слепые и слабовидящие обучающиеся, имеющие такие нарушения психофизического развития, степень выраженности которых, требует особых условий, методов и приемов обучения и коррекции. В программе учтены психофизические особенности слепых и слабовидящих учащихся, детей-инвалидов. В зависимо сти от степени снижения остроты зрения и от возможности использования зрительного анализатора, выделяют следующие группы детей: абсолютно (тотально) слепые дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо сохранившие способность к светоощущению; частично (парциально) зрячие дети, имеющие светоощущения, форменное зрение (способность к выделению фигуры из фона) с остротой зрения от 0,005 до 0,04; слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2. Главное отличие данной группы детей от слепых: при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо. Адаптированная ООП ООО направлена на осуществление образовательной и коррекционно-развивающей деятельности, т.е. реализацию федеральных государственных образовательных стандартов для детей с патологией зрения; формирование общей культуры личности обучающихся на основе обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптации и интеграции в общество; обеспечение обучения, воспитания, коррекции вторичных отклонений в развитии детей с нарушением зрения, развитие сохранных анализаторов, формирование социально значимых качеств личности, компенсаторных умений и навыков, обеспечивающих социальную адаптацию в обществе; обеспечение условий для качественного обучения незрячих и слабовидящих учащихся, всестороннего развития и раскрытия их способностей. Психолого-педагогическая характеристика слабовидящих обучающихся, получающих основное общее образование. 1 вариант обучения слабовидящих обучающихся-(ФГОСООО без пролонгации сроков обучения) ориентирован на обучающегося успешно освоившего образовательную программу НОО по варианту 4.1 или 4.2, освоившего программу коррекционной работы по направлениям: РЗВ, СБО и ориентировка в пространстве в полном объеме, что подтверждает развернутая психолого-педагогическая характеристика тифлопедагога образовательной организации, включающая описание личностных результатов; сформированные навыки, которые обучающийся демонстрирует при прохождении комиссии ПМПК, а также заключение психолога образовательной организации, заключение врача-офтальмолога, отражающее допустимую зрительную нагрузку в учебном процессе. Критерием к выбору данного варианта обучения, также является отсутствие медицинских противопоказаний в отношении психофизического здоровья обучающегося (необходимость проходить периодический курс лечения в стационаре, реабилитационный период после хирургического вмешательства, устойчивая соматическая ослабленность организма, наличие неврологической симптоматики, неблагоприятный прогноз по зрению и т.п.). Увеличение времени освоения ОП на один учебный год позволяет снизить нагрузку на зрительный анализатор слабовидящего обучающегося, т.к. зрительное восприятие остается ведущим каналом у данной категории лиц с нарушением зрения, в связи с чем, эффективно распределяется объем учебной нагрузки, с учетом специфики её усвоения слабовидящими. Т. о., вариант обучения без пролонгации необходимо согласовать с родителями (законными представителями) обучающегося. 2 вариант обучения слабовидящих обучающихся (ФГОС ООО с пролонгацией) ориентирован на обучающегося, освоившего образовательную программу НОО по варианту 4.1 или 4.2, освоившего минимальный объем программы коррекционной работы и нуждающегося (испытывающего потребность в увеличении объема коррекционной помощи тифлопедагога по одному или нескольким направлениям) в продолжении освоения, в том числе и, на условиях индивидуального изучения: РЗВ, СБО и ориентировки в пространстве, индивидуальных коррекционных занятиях с другими специалистами (логопед, психолог, инструктор АФК и т.п.). Определение потребности обучающегося в коррекционной помощи проводится на основании имеющейся развернутой психолого-педагогической характеристики тифлопедагога образовательной организации, включающей описание личностных результатов, результатов выполнения коррекционной работы; сформированных навыков, обучающийся демонстрирует при прохождении комиссии ПМПК, которые а также заключения психолога образовательной организации; заключения и рекомендаций врача-офтальмолога, отражающих допустимую зрительную нагрузку в учебном процессе. Критерием к выбору данного варианта обучения, также является наличие медицинского заключения в отношении психофизического здоровья обучающегося (необходимость проходить периодический курс лечения в стационаре, реабилитационный период после хирургического вмешательства, устойчивая соматическая ослабленность организма, наличие неврологической симптоматики, изменения в работе зрительной системы (после или в результате офтальмологической коррекции, наличия прогрессирующего характера, предстоящее хирургическое вмешательство, неблагоприятный прогноз по зрению и т.п.), необходимость постоянного наблюдения врачомофтальмологом и прохождения регулярного плеоптико-ортоптического лечения в условиях образовательной организации. Во всех вариантах отсутствует содержательное различие программ, пролонгированный срок обучения позволяет дозированно распределить зрительную нагрузку, активно участвующую в учебном процессе, появляется вариативность при разработке индивидуального плана обучения (возможность восполнения пробелов по направлениям коррекционной работы), в том числе, учитывается нагрузка, связанная с возросшим объемом по освоению программ основной ступени образования. Тем не менее, пролонгация последнего года обучения в основной школе, ориентирована на повторное закрепление всего пройденного материала с целью подготовки обучающихся к успешному прохождению процедуры ГИА. Результаты освоения слабовидящими обучающимися ОП первого года обучения на ступени основного общего образования: 1. Личностные результаты должны отражать: умение сопоставлять зрительные впечатления с учетом полученных знаний об особенностях своего зрительного восприятия, на основании сформированных действительности; представлений сформированность о мотивации предметах к и обучению явлениях и окружающей целенаправленной познавательной деятельности, способность осознавать себя частью социума. 2. Метапредметные результаты включают освоение слабовидящими обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться; Умение использовать сохранные анализаторы в различных видах деятельности (учебно-познавательной, ориентировочной, трудовой); применять зрительно-осязательный способ обследования и восприятия; знать основы рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля; иметь представления о современных тифлотехнических средствах, применяемых в учебном процессе, умение использовать современные средства коммуникации. Владение слабовидящими обучающимися начальными навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки; умение планировать предметно-практические действия с учетом имеющегося зрительного диагноза в соответствии с поставленной задачей; умение проявлять в коммуникативной деятельности, адекватные ситуации, невербальные формы общения. 3. Предметные результаты. В начале учебного года необходимо акцентировать внимание на сформированных у обучающихся знаниях и навыках учебной деятельности, соответствующих результатам освоения АООП НОО, полученные знания и умения должны обеспечивать успешное продолжение обучения на ступени основного общего образования. Предметные результаты АООП ООО полностью совпадают с требованиями к предметным результатам ФГОС ООП ООО, однако, в связи с имеющимися особенностями восприятия и переработки визуальной информации, а также спецификой обучения слабовидящих обучающихся, отдельные дисциплины содержат дополнительные требования к предметным результатам освоения АОП ООО. 3. Предметные результаты. В начале учебного года необходимо акцентировать внимание на сформированных у обучающихся знаниях и навыках учебной деятельности, соответствующих результатам освоения АООП НОО, полученные знания и умения должны обеспечивать успешное продолжение обучения на ступени основного общего образования. Предметные результаты АООП ООО полностью совпадают с требованиями к предметным результатам ФГОС ООП ООО, однако, в связи с имеющимися особенностями восприятия и переработки визуальной информации, а также спецификой обучения слабовидящих обучающихся, отдельные дисциплины содержат дополнительные требования к предметным результатам освоения АОП ООО. 3.1. Русский язык и литература. Родной язык и родная литература 3.1.1. Русский язык. Родной язык: - сформированность навыка письма плоским шрифтом; 3.1.2. Литература. Родная литература: - сформированность навыка чтения плоского шрифта; - умение работать с электронной и аудио книгой. 3.1.3. Иностранный язык. - сформированность навыков письма и чтения плоского шрифта изучаемого иностранного языка; - владение технологией доступа к электронным ресурсам на иностранном языке. 3.2. Общественно-научные предметы 3.2.1. История России. Всеобщая история 3.2.2. География - владение тактильно -зрительным способом чтения цветных рельефных географических карт. 3.3. Математика и информатика 3.3.1. Математика: - владение тактильно-зрительным способом обследования и восприятия рельефных изображений предметов, контурных изображений геометрических фигур и т.п.; - умение выполнять простые геометрические построения с помощью соответствующих приспособлений. 3.3.2. Информатика: Программа по предмету «Информатика и ИКТ» должна учитывать особенности освоения слабовидящими обучающимися практической части курса: - владение основным функционалом программы увеличения изображения на экране ПК; - владение «слепым» десятипальцевым способом ввода информации на стандартной компьютерной клавиатуре; - умение использовать персональные тифлотехнические средства компенсации слабовидения. 3.4. Естественно-научные предметы (Биология): - умение планировать предметно-практические действия при проведении лабораторных работ с учетом специфики зрительного восприятия. 3.5. Искусство 3.5.1. Изобразительное искусство: - владение тактильно -зрительным способом обследования и восприятия: рельефных изображений предметов, контурных изображений и т.п.; - умение пользоваться рисунком при изучении различных учебных предметов; - владение навык ами графического изображения предметов с натуры, по памяти, по представлению. 3.5.2. Музыка 3.6. Технология Предметные результаты изучения предметной области «Технология» должны отражать: - знания слабовидящих обучающихся о различных материалах труда и их применении, о трудовых операциях; - знание и соблюдение правил безопасности; - организация рабочего места в соответствии с требованиями безопасности; - приемы осязательного, слухового и визуального самоконтроля в процессе формирования трудовых действий; жизни; - представления о современных бытовых приборах и их применении в повседневной - сформированность представлений о роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; - понимание причин и последствий развития техники и технологий; - виды современных технологий и перспективы их развития; - условия применимости технологии с позиций экологической защищенности. В результате освоения предметной программы слабовидящий обучающийся научится: - выполнять операции по обработке текстильных материалов; - выполнять простые операции по обработке древесины с использованием ручных инструментов и приспособлений; - изготавливать изделия из древесины; - готовить кулинарные блюда в технологической последовательности; - характеризовать основные направления растениеводства; - использовать способы переработки и хранения растениеводческой продукции; - презентовать собственное изделие (продукт); - характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованность на рынке труда. Программа по предмету «Технология» реализуется 2 раза в неделю, 70 часов в год: Содержание предмета: Тема 1. 6 ч. Производство и технологии: Что такое технология; История развития техники и технологии; Современные технологические достижения; Экскурсии. Тема 2. 6 ч. Виды материалов и их использование: Природные материалы; Искусственные материалы; Промышленное производство материалов; Промышленная обработка материалов; Экскурсии. Тема 3. 12 ч. Ручная обработка текстильных материалов: Безопасность труда; Организация рабочего места; Виды и свойства текстильных материалов, технологии их механической обработки; Виды швов, обработка краев изделия; Вязание крючком. Тема 4. 12 ч. Ручная обработка древесины: Безопасность труда; Организация рабочего места; Форма материала (брусок, доска, рейка и т.д.); Закрепление детали; Ручные инструменты (пила, рубанок, рашпиль и т.д.); Устройства и приспособления (тиски, стусло и др.); Практическая обработка древесины. Тема 5. 16 ч. Ручная обработка пищевых продуктов: Безопасность труда, организация рабочего места, гигиена при работе с пищевыми продуктами; Основы рационального питания; Приготовление (выбор и подготовка продуктов, последовательность приготовления блюд): Бутерброды и горячие напитки; Блюда из яиц; Блюда из молока; Технологии обработки овощей и фруктов; Технология сервировки стола. Правила этикета. Тема 6. 6 ч. Технология ведения домашнего хозяйства (уборка квартиры): Виды уборки и приспособления. Правила безопасности труда. Приспособления для уборки, их х ранение и обработка. Моющие и чистящие средства. Практическая работа: алгоритм и приемы уборки помещения (подметание влажным веником или щеткой, уборка пылесосом, вытирание влажной тряпкой пыли с мебели, подоконников, батарей, плинтусов). Тема 7. 4 ч. Растениеводство: Характеристика и классификация культурных растений; Общая технология выращивания культурных растений; Уход за комнатными растениями. Тема 8. 6 ч. Повторение пройденного материала, закрепление сформированных предметно-практических действий: Безопасность и организация труда; Теоретические основы технологии; Практические работы. 3.7. Физическая культура: - сформированность у слабовидящих обучающихся жизненно необходимых естественных двигательных навыков и умений; - достижение возможного в данном возрасте уровня развития координации, точности и быстроты движений, функции равновесия, мышечной силы, скоростно-силовых качеств, подвижности в суставах, выносливости; - при отсутствии индивидуальных противопоказаний физическая подготовка слабовидящих обучающихся включает: элементы гимнастики и легкой атлетики, подвижные игры, ходьбу на лыжах; - повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям и расширение его функциональных возможностей (улучшения регуляторных функций центральной нервной системы, укрепление опорно-двигательного аппарата, увеличение дееспособности сердечнососудистой, дыхательной и других систем); - воспитание морально-волевых качеств (настойчивости, смелости), имеющих важное, значение в бытовой и трудовой деятельности; - воспитание устойчивого интереса и привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация. Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации слабовидящих обучающихся образовательная организация самостоятельно разрабатывает и создает фонды оценочных средств (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие задания, и др.). Оценочные средства должны быть адаптированы для слабовидящих обучающихся и позволять оценить достижение ими запланированных в образовательной программе результатов обучения, заявленных в АООП. Форма проведения текущего контроля и промежуточной аттестации для слабовидящих обучающихся устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно укрупненным шрифтом или на компьютере с установленным специальным программным обеспечением и т.п.). Во время проведения текущего контроля или промежуточной аттестации слабовидящему обучающемуся предоставляется дополнительное время на подготовку и оформление ответа, т.к. это связано с низкими темпами работы зрительной системы, в сравнении с нормально видящими сверстниками. Адаптированная основная образовательная программа реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. В части, формируемой участниками образовательного процесса, на первом году обучения на ступени основного общего образования, вводится специальный предмет «Тифлотехника». Организационный раздел адаптированной основной образовательной программы основного общего образования для обучающихся 5 класса (вариант 4.1) 3.1. Учебный план для реализации адаптированной основной общеобразовательной программы общего образования для слабовидящих в условиях интеграции в общеобразовательном классе Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Учебный план включает обязательные предметные области и внеурочную деятельность, в том числе, коррекционно-развивающую область. Соотношение обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, составляет: 70% и 30%. Учебный планы учитывает особенности психофизического развития обучающихся с ОВЗ и не предполагает пролонгацию сроков обучения по АООП ООО. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по годам обучения. Все учебные предметы изучаются в полном объеме. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), возможностей образовательной организации. Общий объем нагрузки на обучающихся с ОВЗ, включающий аудиторную недельную нагрузку и нагрузку по внеурочной деятельности, не превышает гигиенических требований к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся, в соответствии с санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами СанПин2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15». Продолжительность учебного года на втором уровне образования составляет 35 недель в год, 5 - дневная учебная неделя. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет 35 дней, летом – не менее 8 недель. Продолжительность урока – 40 минут. Предельно допустимая аудиторная нагрузка обучающихся 5 классов – 29 часов в неделю; обучающихся 6 классов – 30 часов в неделю; обучающихся 7 классов – 32 часа в неделю, 8,9 классов – 33 часа в неделю. Для удовлетворения биологической потребности в движении проводятся 2 учебных занятия адаптивной физической культуры в неделю и реализовывается спортивно-оздоровительное направление через внеурочную деятельность. Обязательная часть учебного плана Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные области: Предметная область «Русский язык и литература» Учебный предмет «Русский язык» Русский язык - национальный язык русского народа и государственный язык Российской Федерации, являющийся также средством межнационального общения. Изучение предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования нацелено на личностное развитие обучающихся, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа. Русский язык является основой развития мышления и средством обучения в школе, поэтому его изучение неразрывно связано со всем процессом обучения на уровне основного общего образования. Изучение русского языка направлено на развитие и совершенствование коммуникативной компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический ее компоненты), лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой компетенций. Коммуникативная компетенция владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся основной школы. Лингвистическая (языковедческая) компетенция - способность получать и использовать знания о языке как знаковой системе и общественном явлении, о его устройстве, развитии и функционировании; общие сведения о лингвистике как науке и ученых - русистах; об основных нормах русского литературного языка; способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями. Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова, закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова, закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков. Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Русский язык» я вляется усвоение содержания предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Главными задачами реализации Программы являются: • формирование у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального общения; • усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при анализе и оценке языковых фактов; овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного использования языковых средств; • овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как средства коммуникации и средства познания. В процессе изучения предмета «Русский язык» создаются условия • для развития личности, ее духовно -нравственного и эмоционального совершенствования; • для развития способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности; • для формирования социальных ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций; • для включения обучающихся в процессы преобразования социальной среды, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ; для знакомства обучающихся с методами научного познан для формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектноисследовательской и художественной деятельности; • для овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий. Учебный предмет «Литература» тесно связан с предметами «Русский язык», «Родной язык». Литература - учебный предмет, освоение содержания которого направлено: на последовательное формирование читательской культуры через приобщение к чтению художественной литературы; на освоение общекультурных навыков чтения, восприятия художественного языка и понимания художественного смысла литературных произведений; на развитие эмоциональной сферы личности, образного, ассоциативного и логического мышления; на овладение базовым филологическим инструментарием, способствующим более глубокому эмоциональному переживанию и интеллектуальному осмыслению художественного текста; на формирование потребности и способности выражения себя в слове. В цели предмета «Литература» входит передача от поколения к поколению нравственных и эстетических традиций русской и мировой культуры, что способствует формированию и воспитанию личности. Знакомство с фольклорными и литературными произведениями разных времен и народов, их обсуждение, анализ и интерпретация предоставляют обучающимся возможность эстетического и этического самоопределения, приобщают их к миру многообразных идей и представлений, выработанных человечеством, способствуют формированию гражданской позиции и национальнокультурной идентичности (способности осознанного отнесения себя к родной культуре), а также умению воспринимать родную культуру в контексте мировой. Стратегическая цель изучения литературы на этапе основного общего образования - формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов, что предполагает постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию смысла различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме. В опыте чтения, осмысления, говорения о литературе у обучающихся последовательно развивается умение пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений, воспитывается потребность в осмыслении прочитанного, формируется художественный вкус. Изучение литературы в основной школе закладывает необходимый фундамент для достижения перечисленных целей. Объект изучения в учебном процессе - литературное произведение в его жанрово-родовой и историко -культурной специфике. Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках литературы. Изучение литературы в школе решает следующие задачи: осознание коммуникативноэстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений русской литературы, литературы своего народа, мировой литературы; формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципи альных отличий художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления, ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам; формирование отношения к литературе как к особому способу познания жизни; воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего характера; воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного отношения к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом; формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей народа; обеспечение через чтение и изучение классической и современной литературы культурной самоиденти фикации; осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование у школьника стремления сознательно планировать свое досуговое чтение. Предметная область «Родной язык и родная литература» С целью сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, соблюдения прав обучающихся на выбор изучения родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе р одного русского языка, при формировании адаптированной основной образовательной программы общего образования, данного учебного плана, рабочих программ обеспечена свобода выбора языка с учетом поданных заявлений (согласий) родителей (законных представителей) обучающихся Центра. В соответствии с выбором русского языка как родного обучающимися и их родителями (законными представителями), изучение содержания учебных предметов предметной области «Родной язык и родная литература» осуществляется в рамках пр едметной области «Русский язык и литература» за счет расширения учебного материала вопросами региональной и краеведческой направленностей, создания условий для формирования знаний обучающихся по родному русскому языку и родной русской литературе. Изучение предметной области "Родной язык и родная литература" обеспечивает: воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа; приобщение к литературному наследию своего народа; формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа; обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров. Учебный предмет «Родной язык» Родной язык: 1) со вершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; 2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования; 3) использование коммуникативно -эстетических возможностей родного языка; 4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка; 5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лекси ческого, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста; 6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободног о выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; 7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографич ескими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию; 8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность. Учебный предмет «Родная литература» 1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; 2) понимание родной литературы как одной из основных национально культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; 3) обеспечение культурной самоид ентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры; изучения 4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение; 5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; 6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. Предметная область «Иностранные языки» Учебный предмет «Иностранный язык (английский)», «Второй иностранный язык (французский)» Учебные предметы «Иностранный язык», «Второй иностранный язык» обеспечивают развитие иноязычных коммуникативных умений и языковых навыков, которые необходимы обучающимся для продолжения образования в школе или в системе среднего профессионального образования. Освоение учебных предметов «Иностранный язык», «Второй иностранный язык» направлено на достижение обучающимися допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции, позволяющем общаться на иностранном языке в устной и письменной формах в пределах тематики и языкового материала основной школы как с носителями иностранного языка, так и с представителями других стран, которые используют иностранный язык как средство межличностного и межкультурного общения. Изучение предметной области "Иностранные языки" должно обеспечить: приобщение к культурному наследию стран изучаемого иностранного языка, воспитание ценностного отношения к иностранному языку как инструменту познания и достижения взаимопонимания между людьми и народами; осознание тесной связи между овладением иностранными языками и личностным, социальным и профессиональным ростом; формирование коммуникативной иноязычной компетенции (говорение, аудирование, чтение и письмо), необходимой для успешной социализации и самореализации; обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения иностранным языком в соответствии с требованиями к нормам устной и письменной речи, правилами речевого этикета. Изучение предмета «Иностранный язык» в части формирования навыков и развития умений обобщать и систематизировать имеющийся языковой и речевой опыт основан о на межпредметных связях с предметами «Русский язык», «Литература», «История России», «История», «География», «Физика», «Музыка», « Предметная область «Общественно-научные предметы» Изучение «Истории» как части предметной области «Общественно-научные предметы» основано на межпредметных связях с предметами: «Обществознание», «География», «Литература», «Русский язык», «Иностранный язык», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Информат ика», «Математика», «Основы безопасности и жизнедеятельности» и др. Знакомство обучающихся при получении основного общего образования с предметом «История» начинается с курса всеобщей истории. Изучение всеобщей истории способствует формированию общей карт ины исторического пути человечества, разных народов и государств, преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов. Преподавание курса дает обучающимся представление о процессах, явлениях и понятиях мировой истории, помогает сформировать знания о месте и роли России в мировом историческом процессе. Курс всеобщей истории призван сформировать у учащихся познавательный интерес, базовые навыки определения места исторических событий во времени, умения соотносить исторические события и п роцессы, происходившие в разных социальных, национально -культурных, политических, территориальных и иных условиях. В рамках курса всеобщей истории обучающиеся знакомятся с исторической картой как источником информации о расселении человеческих общностей, расположении цивилизаций и государств, местах важнейших событий, динамики развития социокультурных, экономических и геополитических процессов в мире. Курс имеет определяющее значение в осознании обучающимися культурного многообразия мира, социально - нравственного опыта предшествующих поколений; в формировании толерантного отношения к культурно -историческому наследию народов мира, усвоении назначения и художественных достоинств памятников истории и культуры, письменных, изобразительных и вещественных историч еских источников. Курс дает возможность обучающимся научиться сопоставлять развитие России и других стран в различные исторические периоды, сравнивать исторические ситуации и события, давать оценку наиболее значительным событиям и личностям мировой истории, оценивать различные исторические версии событий и процессов. Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым предмета «История». Он сочетает историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошло е родного города, села). Такой подход способствует осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре - как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи. Одной из главных задач школьного курса истории является формирование гражданской общероссийской идентичности, при этом делается акцент на идее гражданственности, прежде всего при решении проблемы взаимодействия государства и общества. С этим связана и проблема гражданской активности, прав и обязанностей граждан, строительства гражданского общества, формирования правового сознания. Концепцией нового учебно- методического комплекса по отечественной истории в качестве наиболее оптимальной представлена модель, при которой изучение истории строиться по линейной системе с 5 по 9 классы. За счет более подробного изучения исторических периодов обучающиеся смогут как освоить базовые исторические категории, персоналии, события и закономер ности, так и получить навыки историографического анализа, глубокого проблемного осмысления материалов (преимущественно в ходе изучения периодов истории Нового и Новейшего времени), сравнительного анализа. Целью школьного исторического образования является формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мир овую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России. Учебный предмет «География». Географическое образование в основной школе должно обеспечить формирование картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально -экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения без опасности жизнедеятельности. Это позволяет реализовать заложенную в образовательных стандартах метапредметную направленность в обучении географии. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формули ровать гипотезы, конструировать, проводить наблюдения, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни. География синтезирует элементы общественно -научного и естественно - научного знания, поэтому содержание учебного предмета «География» насыщенно экологическими, этнографическими, социальными4, экономическими аспектами, необходимыми для развития представлений о взаимосвязи естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Содержание учебного предмета «География» включает темы, посвященные акту альной геополитической ситуации страны, в том числе воссоединение России и Крыма. Учебный предмет «География» способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать учебное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные резу льтаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы. Изучение предмета «География» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоения практического применени я научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «Биология», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др. Предметная область «Математика и информатика» Изучение предметной области "Математика и информатика" должно обеспечить: осознание значения математики и информатики в повседневной жизни человека; формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки; понимание роли информационных процессов в современном мире; формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления. В результате изучения предме тной области "Математика и информатика" обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях; овладевают математическими рассуждениями; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию; получают представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях. Учебный предмет «Математика» Содержание курсов математики 5-6 классов, алгебры и геометрии 7,8,9 классов объединено как в исторически сложившиеся линии (числовая, алгебраическая, геометрическая, функциональная и др.), так и в относительно новые (стохастическая линия, «реальная математика»). Отдельно представлены линия сюжетных задач, историческая линия. Общие цели и задачи образования с учетом специфики учебного предмета Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей: 1) в направлении личностного развития: -Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; Развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту; -Формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта; -Воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения; -Формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе; -Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей; 2) в метапредметном направлении: -Развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования; -Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности; 3) в предметном направлении: -Овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни; -Создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности. Целью изучения курса математике в 5-6 классах является систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии. Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками с обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами, получают представление об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур. Учебный предмет «Информатика» При реализации программы учебного предмета «Информатика» у учащихся формируется информационная и алгоритмическая культура; умение формализации и структурирования информации, учащиеся овладевают способами представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; у учащихся формируется представление о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; представление об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах; развивается алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; формируются представления о том, как понятия и конструкции информатики применяются в реальном мире, о роли информационных технологий и роботизированных устройств в жизни людей, промышленности и научных исследованиях; вырабатываются навык и умение безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в сети Интернет, умение соблюдать нормы информационной этики и права; в 5 классе изучается материал предметной области «Тифлотехника». Предметная область «Естественно-научные предметы». Учебный предмет «Биология» Биологическое образование должно обеспечить формирование биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой. Освоение учебного предмета «Биология» направлено на развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы, создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни. Учебный предмет «Биология» способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы. Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «География», «Математика», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др. Предметная область «Искусство». Учебный предмет «Изобразительное искусство. Тифлографика» Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» ориентирована на развитие компетенций в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться в различных сферах мировой художественной культуры, на формирование у обучающихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях русской художественной культуры. В программе предусмотрена практическая художественно-творческая деятельность, аналитическое восприятие произведений искусства. Программа включает в себя основы разных видов визуально пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, театра, фото- и киноискусства. Отличительной особенностью программы является новый взгляд на предмет «Изобразительное искусство», суть которого заключается в том, что искусство в нем рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный и нравственный мировой опыт. Как целостность, состоящая из народного искусства и профессионально - художественного, проявляющихся и живущих по своим законам и находящихся в постоянном взаимодействии. Цель курса «Тифлографика», который реализуется в рамках предметной области «Изобразительное искусство» - закрепить умение и /или научить детей представлять объемный предмет по контурному рельефному рисунку, читать рельефное изображение, понимать рельеф. Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоении практического применения знаний и основано на межпредметных связях с предметами: «История России», «Обществознание», «География», «Математика», «Технология». Учебный предмет «Музыка» Овладение основами музыкальных знаний в основной школе должно обеспечить формирование основ музыкальной культуры и грамотности как части общей и духовной культуры школьников, развитие музыкальных способностей обучающихся, а также способности к сопереживанию произведениям искусства через различные виды музыкальной деятельности овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкальнотворческой деятельности. Освоение предмета «Музыка» направлено на: приобщение школьников к музыке как эмоциональному, нравственно -эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, раскрывающих духовный опыт поколений; расширение музыкального и общего культурного кругозора школьников; воспитание их музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию; развитие творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения, позволяющих проявить творческую индивидуальность в различных видах музыкальной деятельности; развитие способности к эстетическому освоению мира, способности оценивать произведения искусства по законам гармонии и красоты; овладение основами музыкальной грамотности в опоре на способность эмоционального восприятия музыки как живого образного искусства во взаимосвязи с жизнью, на специальную терминологию и ключевые понятия музыкального искусства, элементарную нотную грамоту, в том числе – нотную грамоту по системе Брайля (для слепых детей). В рамках продуктивной музыкально -творческой деятельности учебный предмет «Музыка» способствует формированию у обучающихся потребности в общении с музыкой в ходе дальнейшего духовно -нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры. Предметная область «Технология». Предметная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования всех школьников, предоставляя им возможность применять на практике знания основ наук. Это фактически единственный школьный учебный курс, отражающий в своем содержании общие принципы преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры. Он направлен на овладение учащимися навыками конкретной предметно - преобразующей (а не виртуальной) деятельности, создание новых ценностей, что, несомненно, соответствует потребностям развития общества. В рамках «Технологии» происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности. Программа предмета «Технология» обеспечивает формирование у школьников технологического мышления. Схема технологического мышления (потребность – цель – способ результат) позволяет наиболее органично решать задачи установления связей между образовательным и жизненным пространством, образовательными результатами, полученными при изучении различных предметных областей, а также собственными образовательными результатами (знаниями, умениями, универсальными учебными действиями и т. д.) и жизненными задачами. Кроме того, схема технологического мышления позволяет вводить в образовательный процесс ситуации, дающие опыт принятия прагматичных решений на основе собственных образовательных результатов, начиная о т решения бытовых вопросов и заканчивая решением о направлениях продолжения образования, построением карьерных и жизненных планов. Таким образом, предметная область «Технология» позволяет формировать у обучающихся ресурс практических умений и опыта, необходимых для разумной организации собственной жизни, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Предмет «Технология» является базой, на которой может быть сформировано проектное мышление обучающихся. Проектная деятельность как способ преобразования реальности в соответствии с поставленной целью оказывается адекватным средством в ситуациях, когда сформировалась или выявлена в ближайшем окружении новая потребность, для которой в опыте обучающегося нет отработанной технологии целеполагания и построения способа достижения целей или имеется противоречие между представлениями о должном, в котором выявленная потребность удовлетворяется, и реальной ситуацией. Таким образом, в программу включено содержание, адекватное требованиям ФГОС к освоению обучающимися принципов и алгоритмов проектной деятельности. Программа обеспечивает оперативное введение в образовательный процесс содержания, адекватно отражающего смену жизненных реалий, формирует пространство, на котором происходит сопоставление обучающимся собственных стремлений, полученного опыта учебной деятельности и информации, в первую очередь в отношении профессиональной ориентации. Важнейшую группу образовательных результатов составляет полученный и осмысленный обучающимися опыт практической деятельности. В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальном, так и в групповом формате. Сопровождение со стороны педагога принимает форму прямого руководства, консультационного сопровождения или сводится к педагогическому наблюдению за деятельностью с последующей организацией анализа (рефлексии). Предметная область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» Учебный предмет «Адаптивная физическая культура» Физическое воспитание в основной школе обеспечивает физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся, формирование и развитие установок активного, здорового образа жизни. Освоение учебного предмета «Адаптивная физическая культура» направлено на раз витие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма, формирование потребности в систематических занятиях адаптивной физической культурой. В процессе освоения предмета «Физическая культура» на уровне основного общего образования формируется система знаний о физическом совершенствовании человека, приобретается опыт организации самостоятельных занятий физической культурой с учетом индивидуальных особенностей и способностей, формируются умения применять средства физической культуры для организации учебной и досуговой деятельности. Основные задачи учебного предмета «Адаптивная физическая культура»: содействие гармоническому развитию личности обучающегося с ОВЗ, укрепление здоровья обучающихся, закрепление навыков правильной осанки, профилактика плоскостопия, выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни; обучение основам базовых видов двигательных действий; дальнейшее развитие координационных способностей; формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособности и развитии двигательных способностей на основ е знаний о системе организма; углублённое представление об основных видах спорта; приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и занятием любимым видом спорта в свободное время; формирование адекватной оценки собственных физических возможностей. Коррекционно-развивающие задачи адаптивной физической культуры: совершенствование основных движений в ходьбе, беге, метании, прыжках, передвижении на лыжах, упражнениях с предметами; развитие физической подготовленности; развитие координационных способностей; профилактика соматических нарушений; профилактика, коррекция и развитие психических, сенсорно -перцептивных способностей; компенсация нарушенных функций; коррекция недостатков эмоционально –личностного развития. С целью формирования у учащихся ключевых компетенций, в процессе освоения предмета «Адаптивная физическая культура» используются знания из других учебных предметов: «Биология», «Математика», «География», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Иностранный язык», «Музыка» и др. Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Предметная область ОДНКНР реализуется через занятия внеурочной деятельности и интегрировано, через учебные занятия, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности Тюменской области; включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей; тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания; план внеурочной деятельности по духовно нравственному направлению, в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся. Изучение предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» должно обеспечить: – воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; – знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; – формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; – понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества; – формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. Учебный план основного общего образования Срок обучения - 5 лет (без пролонгации) Предметные области Русский литература язык Учебные предметы и Литература Родной язык и родная литература Иностранный язык Математика информатика Классы Обязательная часть Русский язык Количество часов в неделю V VII VIII 5 6 4 3 3 21 3 3 2 2 3 13 Родной язык 0,5 1 Родная литература 0,5 1 Иностранный язык (английский) Второй иностранный язык (французский) и Математика 3 3 3 3 3 15 2 2 2 2 2 10 5 5 Алгебра История Обществознание География Естественно-научные Физика предметы Химия Биология Искусство Музыка Изобразительное искусство. Тифлографика Технология Технология Физическая культура и Основы безопасности Основы безопасности жизнедеятельности жизнедеятельности Адаптивная физическая культура 10 3 2 3 2 3 2 9 6 1 1 1 3 1 2 1 1 2 1 2 2 1 1 1 1 1 1 2 1 2 2 2 2 1 3 1 2 3 2 2 11 4 8 7 4 7 4 1 2 1 2 1 2 1 1 Геометрия Информатика Общественно-научные предметы IX Всего VI 2 2 28 Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений 1 Тифлотехника 1 Максимально допустимая недельная нагрузка 29 Внеурочная деятельность (включая коррекционно8 развивающую область) Коррекционно-развивающие занятия по 1 программе коррекционной работы педагогапсихолога «Психологическое развитие» Другие направления внеурочной деятельности 7 4 7 1 1 2 2 30 2 31 2 34* 2 33 10 157 0 0 30 0 0 0 31 35 33 2 2 159 8 8 8 8 40 1 1 1 1 5 7 7 7 7 35 *в 8 классе по согласованию с Управляющим советом школы учебный план реализуется за 6-дневную рабочую неделю. Внеурочная деятельность обучающихся Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации адаптированной основной образовательной программы школа определяет самостоятельно. По каждому варианту обучения предусмотрена возможность обучения по индивидуальному учебному плану. Индивидуальный учебный план для слабовидящего обучающегося разрабатывается образовательной организацией в соответствии с рекомендациями ПМПК, с учетом психофизических особенностей ребенка- инвалида, индивидуальной программы реабилитации и абилитации (ИПРА), пожеланий родителей (законных представителей). Индивидуальный учебный план для слабовидящего обучающегося отражает перечень и форму освоения отдельных предметов, сроки и количество часов, отводимых на каждый предмет. Также включает предметы коррекционной программы и внеурочную деятельность. Направления и формы внеурочной деятельности, идентичны указанным в требованиях к структуре ООП ФГОС ООО, при условии обеспечения коррекционной направленности в каждом виде деятельности. Внеурочная деятельность обучающихся основного уровня образования Согласно ФГОС успешность современного человека определяет ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. В качестве ценностных ориентиров ФГОС выделено формирование российской идентичности как условие: укрепление российской государственности, развитие в России гражданского общества, повышение конкурентноспособности отечественного человеческого капитала. Методологической основой стандарта выступает «Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина», определившая воспитательный идеал и базовые национальные ценности. Приоритет воспитания в рамках новых ФГОС прослеживается в первом разделе основной образовательной программы основного общего образования, где уделяется большое внимание вопросам организации воспитательной деятель ности в школе, предусматривающее в ее реализации системность и взаимодействие всех участников образовательных отношений. В ФГОС основного общего образования воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно ориентированный процесс, который охватывает и пронизывает собой все виды образовательной деятельности: учебную и внеурочную. Внеурочная деятельность обучающихся в школе объединяет все виды деятельности (кроме учебной деятельности на уроке), в которых целесообразно и возможно решение разнообразных задач воспитания и социализации детей с ОВЗ. План внеурочной деятельности является нормативно-правовым документом, определяющим распределение часов внеурочной деятельности, состав и структуру направлений, формы организации и объём внеурочной деятельности. Воспитательная парадигма школы требует от педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка с ОВЗ, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки. Внеурочная деятельность на этапе основного общего образования позволяет решить целый ряд важных задач: выявить интересы, склонности, возможности обучающихся со зрительной депривацией к различным видам деятельности; обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; - создать условия для индивидуальн ого развития и формирования компетенций ребенка с ОВЗ в избранных сферах внеурочной деятельности; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся с ОВЗ; скорректировать имеющиеся недостатки развития ребёнка, вызванные зрительной депривацией; создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков; создать условия для развития опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества; - расширить рамки общения с социумом. Занятия внеурочной деятельностью проходят во второй половине дня в содержательном единстве учебной, воспитательной, коррекционно-развивающей деятельности в рамках воспитательной системы школы и основной образовательной программы образовательной организации. Для каждого обучающегося с ОВЗ, с целью улучшения компенсаторных возможностей, вызванных зрительной депривацией, самовыражения, самореализации и самоорганизации, формируется индивидуальная образовательная траектория, которая способствует развитию личности обучающегося по всем направлениям: спортивно-оздоровительному, духовно-нравственному, общеинтеллектуальному, общекультурному, социальному. При организации внеурочной деятельности используется оптимизация всех внутренних ресурсов образовательного учреждения. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы. Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью составляет 8 часов. Индивидуальное коррекционное занятие – 20 минут. Коррекционно-развивающая работа направлена на: - осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической поддержки учащихся со зрительной депривацией с учётом их особых образовательных возможностей; минимизацию негативного влияния особенностей познавательной деятельности учащихся с нарушениями органа зрения на освоение ими адаптированной основной общеобразовательной программы; взаимосвязь урочной, внеурочной, внешкольной деятельности. Курсы коррекционно-развивающей области проводятся в форме фронтальных, групповых или индивидуальных занятий. Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности. Коррекционно-развивающая область учебного плана формируется на основе рекомендаций психолого -медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида, а также на основе рекомендаций школьного психолого-педагогического консилиума. В рамках внеурочной деятельности, для слабовидящих обучающихся организуются самостоятельные коррекционные курсы в форме индивидуальных и подгрупповых занятий. Данные курсы обеспечивают реализацию индивидуальных образовательных потребностей, и непосредственно влияют на формирование жизненных компетенций: «Развитие зрительного восприятия», «Социально -бытовая ориентировка», «Развитие коммуникативной деятельности», «Пространственная ориентировка» (направления реализуются через программу коррекционной работы педагога-психолога «Психологическое развитие»). Содержание работы по программам и направлениям внеурочной деятельности со слабовидящими обучающимися, корректируется с учетом особенностей их психофизического развития, возрастных и индивидуальных возможностей, сформированных умений и навыков на предыдущих образовательных ступенях (дошкольное образование и НОО), времени приобретения зрительной патологии, прогрессирования заболевания и т.п. Внеурочная деятельность обучающегося 5 класса – вариант 4.1 на 2020-2021 учебный год № Направление внеурочной деятельности Формы организации Класс Количеств о часов в неделю Должности педагогов, организующих внеурочную деятельность Классные руководители, учителя физической культуры 1 Спортивно – оздоровительное направление Проект «Школа – территория здоровья» 5-9 1 2 Духовнонравственное направление Проект «Моя страна, моя Россия» Проект «Сыны Отечества» 5-9 0,5 5-9 0,5 3 Общеинтеллектуальное направление 5 1 Учителя –предметники 4 Социальное направление Учебный курс «Основы духовнонравственной культуры народов России» Проект «Тюмень – лучший город Земли» Проект «В мире профессий: инженер в нефтегазовом регионе» Художественная студия «Фантазия» 5-9 0,5 Зам.директора по ВР, классные руководители 5-9 0,5 5 Общекультурное направление 6 Корреционноразвивающая область Итого Охрана и развитие остаточного зрения Социально-бытовая ориентировка Развитие коммуникативной деятельности Зам.директора по ВР, классные руководители 1 Учителя –предметники 5-9 5-9 1 Классный руководитель 5-9 1 Педагог-психолог 5-9 1 Учителя –предметники 8 Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими коррекционноразвивающими занятиями: «Охрана и развитие остаточного зрения», «Социально -бытовая ориентировка», «Развитие коммуникативной деятельности» Коррекционный курс «Охрана и развитие остаточного зрения» Охрана и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия проводится со слабовидящими обучающимися и обучающимися с остаточным зрением с целью сохранения зрительных способностей и обучения зрительным приёмам ориентировки в малом и большом пространстве. Возможно проведение занятий с использованием компьютерных программ по развитию зрительного восприятия. Коррекционный курс «Социально-бытовая ориентировка». Занятия направлены на расширение первоначальных и адекватных представлений о бытовой и социальной сфере окружающей действительности, расширение знаний о личной гигиене, о здоровом пит ании, о способах ухода за одеждой и обувью, о приёмах, позволяющих поддерживать чистоту в жилых и учебных помещениях, о культуре поведения в различных социально -бытовых ситуациях, развитие социально -бытовых умений и навыков, необходимых для полноценной самостоятельной жизни. Коррекционный курс «Пространственная ориентировка» Занятия направлены на формирование представлений о знакомом и незнакомом пространстве, формирование элементарных навыков и умений пространственной ориентировки в свободном и замкнутом пространстве, формирование умения пользов аться тростью и совместного передвижения с сопровождающим. Коррекционный курс « Развитие коммуникативной деятельности» Формирование коммуникативных умений обучающихся – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияе т не только на результативность обучения , но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения обучающихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. «Развитие коммуникативной деятельности» решает не только задачи развития устной и письменной речи в ходе передачи содержания прослушанного или прочитанного текста, исследования и описания картин и других произведений искусств, исключения вербализма понятий и образов, но и опору на развитие мимических и пантомимических особенностей восприятия устной речи. Для обучающихся, которым по показанию офтальмолога, рекомендован плоскопечатный шрифт и, с целью предупреждения возможных трудностей при прогнозировании ухудшения зрительных функций, изучение рельефно-точечной системы Брайля в рамках отдельного коррекционно - развивающего курса , так и в рамках других направлений – «Литературная гостиная», «Развитие коммуникативной деятельности». Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)