ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования составлена на основе требований к результатам освоения ФОП СОО, утвержденной приказом Министерства просвещения РФ от 18.05.2023 № 371; планируемым результатам обучения в соответствии с обновленным ФГОС СОО, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 12.08. 2022 г. №732; Федеральной рабочей программой по русскому языку, а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р). Рабочая программа по русскому языку представляет собой методически оформленную конкретизацию требований обновленных ФГОС СОО и раскрывает их реализацию через конкретное предметное содержание. Рабочая программа по русскому языку в 10-11 классах является составной частью основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ СОШ № 25 города Тюмени. Для реализации программы используются учебники для общеобразовательных учреждений 10 кл.-11 кл.: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ Л.М.Рыбченкова и др.-2-еизд.М:Просвещение,2020год Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования составлена на основе требований к результатам освоения ФОП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также федеральной рабочей программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в российской федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р) и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части ФОП СОО. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» Русский язык – государственный язык Российской Федерации, язык государствообразующего народа, язык межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования общероссийской гражданской идентичности. Как государственный язык и язык межнационального общения русский язык является основой социально-экономического, культурного и духовного объединения народов Российской Федерации. Изучение русского языка способствует усвоению обучающимися традиционных российских духовнонравственных ценностей; воспитанию нравственности, любви к Родине, ценностного отношения к русскому языку; формированию интереса и уважения к языкам и культурам народов России и мира; развитию эмоционального интеллекта, способности понимать и уважать мнение других людей. Русский язык, обеспечивая коммуникативное развитие обучающихся, является в школе не только предметом изучения, но и средством овладения другими учебными дисциплинами в сфере гуманитарных, естественных, математических и других наук. Владение русским языком оказывает непосредственное воздействие на качество усвоения других учебных предметов, на процессы формирования универсальных интеллектуальных умений, навыков самоорганизации и самоконтроля. Свободное владение русским языком является основой социализации личности, способной к успешному речевому взаимодействию и социальному сотрудничеству в повседневной и профессиональной деятельности в условиях многонационального государства. Программа по русскому языку реализуется на уровне среднего общего образования, когда на предыдущем уровне общего образования освоены основные теоретические знания о языке и речи, сформированы соответствующие умения и навыки, направлен в большей степени на совершенствование умений эффективно пользоваться языком в разных условиях общения, повышение речевой культуры обучающихся, совершенствование их опыта речевого общения, развитие коммуникативных умений в разных сферах функционирования языка. Системообразующей доминантой содержания программы по русскому языку является направленность на полноценное овладение культурой речи во всех её аспектах (нормативном, коммуникативном и этическом), на развитие и совершенствование коммуникативных умений и навыков в учебно-научной, официально-деловой, социально-бытовой, социально-культурной сферах общения; на формирование готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию в учебной и практической деятельности. Важнейшей составляющей учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования являются элементы содержания, ориентированные на формирование и развитие функциональной (читательской) грамотности обучающихся – способности свободно использовать навыки чтения с целью извлечения информации из текстов разных форматов (гипертексты, графика, инфографика и др.) для их понимания, сжатия, трансформации, интерпретации и использования в практической деятельности. В соответствии с принципом преемственности изучение русского языка на уровне среднего общего образования основывается на тех знаниях и компетенциях, которые сформированы на начальном общем и основном общем уровнях общего образования, и предусматривает систематизацию знаний о языке как системе, его основных единицах и уровнях; знаний о тексте, включая тексты новых форматов (гипертексты, графика, инфографика и др.). В содержании программы выделяются три сквозные линии: «Язык и речь. Культура речи», «Речь. Речевое общение. Текст», «Функциональная стилистика. Культура речи». Учебный предмет «Русский язык» на уровне среднего общего образования обеспечивает общекультурный уровень молодого человека, способного к продолжению обучения в системе среднего профессионального и высшего образования. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей: осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения на основе расширения представлений о функциях русского языка в России и мире; о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности многонационального народа России; о взаимосвязи языка и культуры, языка и истории, языка и личности; об отражении в русском языке традиционных российских духовнонравственных ценностей; формирование ценностного отношения к русскому языку; овладение русским языком как инструментом личностного развития и формирования социальных взаимоотношений; понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и социализации; совершенствование устной и письменной речевой культуры на основе овладения основными понятиями культуры речи и функциональной стилистики, формирование навыков нормативного употребления языковых единиц и расширение круга используемых языковых средств; совершенствование коммуникативных умений в разных сферах общения, способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью; развитие функциональной грамотности: совершенствование умений текстовой деятельности, анализа текста с точки зрения явной и скрытой (подтекстовой), основной и дополнительной информации; развитие умений чтения текстов разных форматов (гипертексты, графика, инфографика и др.); совершенствование умений трансформировать, интерпретировать тексты и использовать полученную информацию в практической деятельности; обобщение знаний о языке как системе, об основных правилах орфографии и пунктуации, об изобразительно-выразительных средствах русского языка; совершенствование умений анализировать языковые единицы разных уровней, умений применять правила орфографии и пунктуации, умений определять изобразительно-выразительные средства языка в тексте; обеспечение поддержки русского языка как государственного языка Российской Федерации, недопущения использования нецензурной лексики и иностранных слов, за исключением тех, которые не имеют общеупотребительных аналогов в русском языке и перечень которых содержится в нормативных словарях. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ На изучение русского языка в 10–11 классах основного среднего образования в учебном плане отводится 136 часов: в 10 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 11 классе – 68 часов (2 часа в неделю). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» 10 КЛАСС Общие сведения о языке Язык как знаковая система. Основные функции языка. Лингвистика как наука. Язык и культура. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения, национальный язык русского народа, один из мировых языков. Формы существования русского национального языка. Литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго. Роль литературного языка в обществе. Язык и речь. Культура речи Система языка. Культура речи Система языка, её устройство, функционирование. Культура речи как раздел лингвистики. Языковая норма, её основные признаки и функции. Виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, словообразовательные, грамматические (морфологические и синтаксические). Орфографические и пунктуационные правила (обзор, общее представление). Стилистические нормы современного русского литературного языка (общее представление). Качества хорошей речи. Основные виды словарей (обзор). Толковый словарь. Словарь омонимов. Словарь иностранных слов. Словарь синонимов. Словарь антонимов. Словарь паронимов. Этимологический словарь. Диалектный словарь. Фразеологический словарь. Словообразовательный словарь. Орфографический словарь. Орфоэпический словарь. Словарь грамматических трудностей. Комплексный словарь. Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы Фонетика и орфоэпия как разделы лингвистики (повторение, обобщение). Фонетический анализ слова. Изобразительно-выразительные средства фонетики (повторение, обобщение). Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов. Нормы ударения в современном литературном русском языке. Лексикология и фразеология. Лексические нормы Лексикология и фразеология как разделы лингвистики (повторение, обобщение). Лексический анализ слова. Изобразительно-выразительные средства лексики: эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, гипербола, сравнение (повторение, обобщение). Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Многозначные слова и омонимы, их употребление. Синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Иноязычные слова и их употребление. Лексическая сочетаемость. Тавтология. Плеоназм. Функционально-стилистическая окраска слова. Лексика общеупотребительная, разговорная и книжная. Особенности употребления. Экспрессивно-стилистическая окраска слова. Лексика нейтральная, высокая, сниженная. Эмоционально-оценочная окраска слова (неодобрительное, ласкательное, шутливое и пр.). Особенности употребления. Фразеология русского языка (повторение, обобщение). Крылатые слова. Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы Морфемика и словообразование как разделы лингвистики (повторение, обобщение). Морфемный и словообразовательный анализ слова. Словообразовательные трудности (обзор). Особенности употребления сложносокращённых слов (аббревиатур). Морфология. Морфологические нормы Морфология как раздел лингвистики (повторение, обобщение). Морфологический анализ слова. Особенности употребления в тексте слов разных частей речи. Морфологические нормы современного русского литературного языка (общее представление). Основные нормы употребления имён существительных: форм рода, числа, падежа. Основные нормы употребления имён прилагательных: форм степеней сравнения, краткой формы. Основные нормы употребления количественных, порядковых и собирательных числительных. Основные нормы употребления местоимений: формы 3-го лица личных местоимений, возвратного местоимения себя. Основные нормы употребления глаголов: некоторых личных форм (типа победить, убедить, выздороветь), возвратных и невозвратных глаголов; образования некоторых глагольных форм: форм прошедшего времени с суффиксом -ну-, форм повелительного наклонения. Орфография. Основные правила орфографии Орфография как раздел лингвистики (повторение, обобщение). Принципы и разделы русской орфографии. Правописание морфем; слитные, дефисные и раздельные написания; употребление прописных и строчных букв; правила переноса слов; правила графического сокращения слов. Орфографические правила. Правописание гласных в корне. Употребление разделительных ъ и ь. Правописание приставок. Буквы ы – и после приставок. Правописание суффиксов. Правописание н и нн в словах различных частей речи. Правописание не и ни. Правописание окончаний имён существительных, имён прилагательных и глаголов. Слитное, дефисное и раздельное написание слов. Речь. Речевое общение Речь как деятельность. Виды речевой деятельности (повторение, обобщение). Речевое общение и его виды. Основные сферы речевого общения. Речевая ситуация и её компоненты (адресант и адресат; мотивы и цели, предмет и тема речи; условия общения). Речевой этикет. Основные функции речевого этикета (установление и поддержание контакта, демонстрация доброжелательности и вежливости, уважительного отношения говорящего к партнёру и др.). Устойчивые формулы русского речевого этикета применительно к различным ситуациям официального/неофициального общения, статусу адресанта/адресата и т. п. Публичное выступление и его особенности. Тема, цель, основной тезис (основная мысль), план и композиция публичного выступления. Виды аргументации. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учётом его цели, особенностей адресата, ситуации общения. Текст. Информационно-смысловая переработка текста Текст, его основные признаки (повторение, обобщение). Логико-смысловые отношения между предложениями в тексте (общее представление). Информативность текста. Виды информации в тексте. Информационно-смысловая переработка прочитанного текста, включая гипертекст, графику, инфографику и другие, и прослушанного текста. План. Тезисы. Конспект. Реферат. Аннотация. Отзыв. Рецензия. 11 КЛАСС Общие сведения о языке Культура речи в экологическом аспекте. Экология как наука, экология языка (общее представление). Проблемы речевой культуры в современном обществе (стилистические изменения в лексике, огрубление обиходно-разговорной речи, неоправданное употребление иноязычных заимствований и другое) (обзор). Язык и речь. Культура речи Синтаксис. Синтаксические нормы Синтаксис как раздел лингвистики (повторение, обобщение). Синтаксический анализ словосочетания и предложения. Изобразительно-выразительные средства синтаксиса. Синтаксический параллелизм, парцелляция, вопросноответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, анафора, эпифора, антитеза; риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение; многосоюзие, бессоюзие. Синтаксические нормы. Порядок слов в предложении. Основные нормы согласования сказуемого с подлежащим, в состав которого входят слова множество, ряд, большинство, меньшинство; с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием (двадцать лет, пять человек); имеющим в своём составе числительные, оканчивающиеся на один; имеющим в своём составе числительные два, три, четыре или числительное, оканчивающееся на два, три, четыре. Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим при себе приложение (типа диван-кровать, озеро Байкал). Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным аббревиатурой, заимствованным несклоняемым существительным. Основные нормы управления: правильный выбор падежной или предложно-падежной формы управляемого слова. Основные нормы употребления однородных членов предложения. Основные нормы употребления причастных и деепричастных оборотов. Основные нормы построения сложных предложений. Пунктуация. Основные правила пунктуации Пунктуация как раздел лингвистики (повторение, обобщение). Пунктуационный анализ предложения. Разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них: знаки препинания в конце предложений; знаки препинания внутри простого предложения; знаки препинания между частями сложного предложения; знаки препинания при передаче чужой речи. Сочетание знаков препинания. Знаки препинания и их функции. Знаки препинания между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при обособлении. Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями, обращениями, междометиями. Знаки препинания в сложном предложении. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Знаки препинания при передаче чужой речи. Функциональная стилистика. Культура речи Функциональная стилистика как раздел лингвистики. Стилистическая норма (повторение, обобщение). Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Основные жанры разговорной речи: устный рассказ, беседа, спор и другие (обзор). Научный стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки научного стиля: отвлечённость, логичность, точность, объективность. Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Основные подстили научного стиля. Основные жанры научного стиля: монография, диссертация, научная статья, реферат, словарь, справочник, учебник и учебное пособие, лекция, доклад и другие (обзор). Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля: точность, стандартизированность, стереотипность. Лексические, морфологические, синтаксические особенности официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: закон, устав, приказ; расписка, заявление, доверенность; автобиография, характеристика, резюме и другие (обзор). Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки публицистического стиля: экспрессивность, призывность, оценочность. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля: заметка, статья, репортаж, очерк, эссе, интервью (обзор). Язык художественной литературы и его отличие от других функциональных разновидностей языка (повторение, обобщение). Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, языковых средств других функциональных разновидностей языка. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Личностные результаты освоения обучающимися программы по русскому языку на уровне среднего общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности общеобразовательной организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности; уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и людям старшего поколения; взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. В результате изучения русского языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1) гражданского воспитания: сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в текстах литературных произведений, написанных на русском языке; готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях; умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности. 2) патриотического воспитания: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде; идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу. 3) духовно-нравственного воспитания: осознание духовных ценностей российского народа; сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения; способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности; осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России. 4) эстетического воспитания: эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе словесного, творчества; готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по русскому языку. 5) физического воспитания: сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью; потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью. 6) трудового воспитания: готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения русского языка; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к деятельности филологов, журналистов, писателей; умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни. 7) экологического воспитания: сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их; расширение опыта деятельности экологической направленности. 8) ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность, в том числе по русскому языку, индивидуально и в группе. В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися рабочей программы по русскому языку у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе; саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому; внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации; социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учётом собственного речевого и читательского опыта. В результате изучения русского языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне; устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и обобщения языковых единиц, языковых явлений и процессов, текстов различных функциональных разновидностей языка, функционально-смысловых типов, жанров; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в наблюдении; разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов; вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по русскому языку; развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом собственного речевого и читательского опыта. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, в том числе в контексте изучения учебного предмета «Русский язык», способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; владеть разными видами деятельности по получению нового знания, в том числе по русскому языку; его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; формировать научный тип мышления, владеть научной, в том числе лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и разнообразных жизненных ситуациях; выявлять и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу, задавать параметры и критерии её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений; анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку новым ситуациям, приобретённому опыту; уметь интегрировать знания из разных предметных областей; уметь переносить знания в практическую область жизнедеятельности, освоенные средства и способы действия — в профессиональную среду; выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы решения проблем. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и её целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации (презентация, таблица, схема и другие); оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам; использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования информационной безопасности. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни; пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог; развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё мнение, строить высказывание. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственность за результаты выбора; оценивать приобретённый опыт; стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий: давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению; принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; признавать своё право и право других на ошибку; развивать способность видеть мир с позиции другого человека. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 10 КЛАСС К концу обучения в 10 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по русскому языку: 1) сформированность представлений о функциях русского языка в современном мире (государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения, один из мировых языков); о русском языке как духовнонравственной и культурной ценности многонационального народа России; о взаимосвязи языка и культуры, языка и истории, языка и личности; об отражении в русском языке традиционных российских духовно-нравственных ценностей; сформированность ценностного отношения к русскому языку; 2) совершенствование умений создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров; употреблять языковые средства в соответствии с речевой ситуацией (объем устных монологических высказываний – не менее 100 слов; объем диалогических высказываний – не менее 7-8 реплик); совершенствование умений выступать публично; представлять результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности; использовать образовательные информационно-коммуникационные инструменты и ресурсы для решения учебных задач; 3) сформированность знаний о признаках текста, его структуре, видах информации в тексте; совершенствование умений понимать, анализировать и комментировать основную и дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно и (или) на слух; выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в тексте; создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты научного, публицистического, официально-делового стилей разных жанров (объем сочинения – не менее 150 слов); 4) совершенствование умений использовать разные виды чтения и аудирования, приемы информационносмысловой переработки прочитанных и прослушанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другое (объем текста для чтения – 450-500 слов; объем прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов); совершенствование умений создавать вторичные тексты (тезисы, аннотации, отзыв, рецензия и другое); 5) обобщение знаний о языке как системе, его основных единицах и уровнях; обогащение словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств; совершенствование умений анализировать языковые единицы уровней, тексты разных функционально-смысловых типов, функциональных разновидностей языка (разговорная речь, функциональнын стили, язык художественной литературы), различной жанровой принадлежности; сформированность представлений о формах существования национального русского языка; знаний о признаках литературного языка и его роли в обществе; 6) сформированность представлений об аспектах культуры речи: нормативном, коммуникативном и этическом; формирование системы знаний о нормах современного русского литературного языка и их основных видах (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические); совершенствование умений применять знание норм современного русского литературного языка в речевой практике, корректировать устные и письменные высказывания; обобщение знаний об основных правилах орфографии и пунктуации, совершенствование умений применять правила орфографии и пунктуации в практике письма; сформированность умений работать со словарями и справочниками, в том числе академическими словарями и справочниками в электронном формате; 7) обобщение знаний о функциональных разновидностях языка: разговорной речи, функциональных стилях (научный, публицистический, официально-деловой), языке художественной литературы; совершенствование умений распознавать, анализировать и комментировать тексты различных функциональных разновидностей языка (разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы); 8) обобщение знаний об изобразительно-выразительных средствах русского языка; совершенствование умений определять изобразительно-выразительные средства языка в тексте; 9) совершенствование умений использовать правила русского этикета в социально-культурной, учебнонаучной, официально-деловой сферах общения, в повседневном общении, интернет-коммуникации. Общие сведения о языке Иметь представление о языке как знаковой системе, об основных функциях языка; о лингвистике как науке. Опознавать лексику с национально-культурным компонентом значения; лексику, отражающую традиционные российские духовно-нравственные ценности в художественных текстах и публицистике; объяснять значения данных лексических единиц с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и других); комментировать фразеологизмы с точки зрения отражения в них истории и культуры народа (в рамках изученного). Понимать и уметь комментировать функции русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России, одного из мировых языков (с опорой на статью 68 Конституции Российской Федерации, Федеральный закон от 1 июня 2005 г.№ 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации», Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации»» от 28.02.2023 № 52-ФЗ, Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации»). Различать формы существования русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго), знать и характеризовать признаки литературного языка и его роль в обществе; использовать эти знания в речевой практике. Язык и речь. Культура речи Система языка. Культура речи Иметь представление о русском языке как системе, знать основные единицы и уровни языковой системы, анализировать языковые единицы разных уровней языковой системы. Иметь представление о культуре речи как разделе лингвистики. Комментировать нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи, приводить соответствующие примеры. Анализировать речевые высказывания с точки зрения коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, выразительности, соответствия нормам современного русского литературного языка. Иметь представление о языковой норме, её видах. Использовать словари русского языка в учебной деятельности. Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы Выполнять фонетический анализ слова. Определять изобразительно-выразительные средства фонетики в тексте. Анализировать и характеризовать особенности произношения безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных, некоторых грамматических форм, иноязычных слов. Анализировать и характеризовать речевые высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка. Соблюдать основные произносительные и акцентологические нормы современного русского литературного языка. Использовать орфоэпический словарь. Лексикология и фразеология. Лексические нормы Выполнять лексический анализ слова. Определять изобразительно-выразительные средства лексики. Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения лексических норм современного русского литературного языка. Соблюдать лексические нормы. Характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной и эмоционально-экспрессивной лексики. Использовать толковый словарь, словари синонимов, антонимов, паронимов; словарь иностранных слов, фразеологический словарь, этимологический словарь. Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы Выполнять морфемный и словообразовательный анализ слова. Анализировать и характеризовать речевые высказывания (в том числе собственные) с точки зрения особенностей употребления сложносокращённых слов (аббревиатур). Использовать словообразовательный словарь. Морфология. Морфологические нормы Выполнять морфологический анализ слова. Определять особенности употребления в тексте слов разных частей речи. Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения морфологических норм современного русского литературного языка. Соблюдать морфологические нормы. Характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения трудных случаев употребления имён существительных, имён прилагательных, имён числительных, местоимений, глаголов, причастий, деепричастий, наречий (в рамках изученного). Использовать словарь грамматических трудностей, справочники. Орфография. Основные правила орфографии Иметь представление о принципах и разделах русской орфографии. Выполнять орфографический анализ слова. Анализировать и характеризовать текст (в том числе собственный) с точки зрения соблюдения орфографических правил современного русского литературного языка (в рамках изученного). Соблюдать правила орфографии. Использовать орфографический словарь. Речь. Речевое общение Создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров; употреблять языковые средства в соответствии с речевой ситуацией (объём устных монологических высказываний — не менее 100 слов; объём диалогического высказывания — не менее 7-8 реплик). Выступать перед аудиторией с докладом; представлять реферат, исследовательский проект на лингвистическую и другие темы; использовать образовательные информационно-коммуникационные инструменты и ресурсы для решения учебных задач. Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей (объём сочинения — не менее 150 слов). Использовать различные виды аудирования и чтения в соответствии с коммуникативной задачей, приёмы информационно-смысловой переработки прочитанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другие, и прослушанных текстов (объём текста для чтения – 450–500 слов; объём прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов). Знать основные нормы речевого этикета применительно к различным ситуациям официального/неофициального общения, статусу адресанта/адресата и другим; использовать правила русского речевого этикета в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения, повседневном общении, интернет-коммуникации. Употреблять языковые средства с учётом речевой ситуации. Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка. Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Текст. Информационно-смысловая переработка текста Применять знания о тексте, его основных признаках, структуре и видах представленной в нём информации в речевой практике. Понимать, анализировать и комментировать основную и дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно и (или) на слух. Выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в тексте. Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей (объём сочинения — не менее 150 слов). Использовать различные виды аудирования и чтения в соответствии с коммуникативной задачей, приёмы информационно-смысловой переработки прочитанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другие, и прослушанных текстов (объём текста для чтения – 450–500 слов; объём прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов). Создавать вторичные тексты (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация, отзыв, рецензия и другие). Корректировать текст: устранять логические, фактические, этические, грамматические и речевые ошибки. 11 КЛАСС К концу обучения в 11 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по русскому языку: Общие сведения о языке Иметь представление об экологии языка, о проблемах речевой культуры в современном обществе. Понимать, оценивать и комментировать уместность (неуместность) употребления разговорной и просторечной лексики, жаргонизмов; оправданность (неоправданность) употребления иноязычных заимствований; нарушения речевого этикета, этических норм в речевом общении и другое. Язык и речь. Культура речи Синтаксис. Синтаксические нормы Выполнять синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного предложения. Определять изобразительно-выразительные средства синтаксиса русского языка (в рамках изученного). Анализировать, характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения основных норм согласования сказуемого с подлежащим, употребления падежной и предложно-падежной формы управляемого слова в словосочетании, употребления однородных членов предложения, причастного и деепричастного оборотов (в рамках изученного). Соблюдать синтаксические нормы. Использовать словари грамматических трудностей, справочники. Пунктуация. Основные правила пунктуации Иметь представление о принципах и разделах русской пунктуации. Выполнять пунктуационный анализ предложения. Анализировать и характеризовать текст с точки зрения соблюдения пунктуационных правил современного русского литературного языка (в рамках изученного). Соблюдать правила пунктуации. Использовать справочники по пунктуации. Функциональная стилистика. Культура речи Иметь представление о функциональной стилистике как разделе лингвистики. Иметь представление об основных признаках разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Распознавать, анализировать и комментировать тексты различных функциональных разновидностей языка (разговорная речь, научный, публицистический и официально-деловой стили, язык художественной литературы). Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей (объём сочинения — не менее 150 слов). Применять знания о функциональных разновидностях языка в речевой практике. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов ПР/ Всего КР ЛР/ РР Виды деятельности обучающихся Электронные (цифровые) образовательные ресурсы (ЭОР) (для учителя и обучающегося Раздел 1. Общие сведения о языке 1.1 Язык как знаковая система. Основные функции языка. Лингвистика как наука 1 Анализировать неязыковые знаки, выявлять характерные признаки знака. Сравнивать языковые и неязыковые знаки. Выявлять специфику языкового знака по сравнению с другими (неязыковыми) знаками (на отдельных примерах). Выступать перед аудиторией с докладом; представлять реферат, исследовательский проект на лингвистическую и другие темы; использовать образовательные информационнокоммуникационные инструменты и ресурсы для решения учебных задач. Для учителя: https://m.edsoo.ru/7f41bacc https://infourok.ru/prezentaciya-yazykkak-znakovaya-sistema4090734.html?ysclid=lj1iwll8f7818051 189 https://media.prosv.ru/content/item/read er/10163/ 1.2 Язык и культура 1.3 Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения, национальный язык русского народа, один из мировых языков 1 1 1 Опознавать лексику с национально-культурным компонентом значения; лексику, отражающую традиционные российские духовнонравственные ценности в художественных текстах и публицистике; объяснять значения данных лексических единиц с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и других). Комментировать фразеологизмы с точки зрения отражения в них культуры и истории русского народа (в рамках изученного) Анализировать текст статьи 68 Конституции Российской Федерации, ФЗ «О государственном языке Российской Федерации», ФЗ «О языках народов Российской Федерации». Комментировать функции русского языка как государственного языка Российской Для учителя: https://m.edsoo.ru/7f41bacc https://infourok.ru/urok-russkogoyazika-v-klasse-po-teme-otrazhenienacionalnoy-kulturi-v-leksike-ifrazeologii476267.html?ysclid=lj1j0ajsoy8148434 33 Для учителя: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc Для ученика: https://resh.edu.ru/subject/lesson/5891/ conspect/105810/ 1.4 Формы существования русского национального языка 2 1 Федерации и языка межнационального общения народов России, одного их мировых языков (с опорой на статью 68 Конституции Российской Федерации, ФЗ «О государственном языке Российской Федерации», ФЗ «О языках народов Российской Федерации») Различать и характеризовать основные признаки литературного языка, просторечия, народных говоров, профессиональных разновидностей, жаргона, арго. Выявлять особенности литературного языка в отличие от других форм существования русского литературного языка. Характеризовать роль русского литературного языка в обществе. Анализировать и оценивать текст (устный и письменный) с точки зрения уместности Для учителя: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc https://infourok.ru/yazik-kak-sredstvoobscheniya-formi-suschestvovaniyarusskogo-nacionalnogo-yazika3423973.html?ysclid=lj1j3m4np78459 19500 использования диалектной лексики, профессионализмов (с опорой на толковые словари, диалектные словари, «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля), с точки зрения этичности употребления просторечных слов и выражений, жаргона. Использовать знания о формах существования русского национального языка в речевой практике. Итого по разделу Раздел 2. Система языка. Культура речи 5 2.1 Система языка, её устройство, функционирование 1 2.2 Культура речи как раздел лингвистики 1 1 1 1 Характеризовать единицы разных уровней языка в предъявленном тексте, приводить примеры взаимосвязи между ними Характеризовать понятие культуры речи и соответствующий раздел лингвистики. Комментировать аспекты (компоненты) культуры речи, приводить Для учителя: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc Для учителя: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc 2.3 2.4 Языковая норма, её основные признаки и функции. Виды языковых норм Качества хорошей речи 1 1 1 соответствующие примеры Различать виды норм русского литературного языка, приводить соответствующие примеры. Анализировать и характеризовать устный и письменный текст с точки зрения уместности, точности, ясности, выразительности речи, с точки зрения соблюдения этических норм. Использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи. Осуществлять выбор наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения Различать виды норм русского литературного языка, приводить соответствующие примеры. Анализировать и Для учителя: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc https://infourok.ru/razrabotka-uroka-porusskomu-yaziku2270009.html?ysclid=lj1j7lmi4223288 645 Для учителя: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc https://infourok.ru/urok-russkogoyazika-na-temu-pravilnost-rechi-klass529760.html?ysclid=lj1j8reura8539973 85 2.5 Основные виды словарей (обзор) характеризовать устный и письменный текст с точки зрения уместности, точности, ясности, выразительности речи, с точки зрения соблюдения этических норм. Использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи. Осуществлять выбор наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения Характеризовать основные виды лингвистических словарей, их назначение. Комментировать строение словарной статьи основных словарей русского языка. Использовать основные лингвистические словари и справочники в учебной деятельности 1 Итого по разделу 5 Раздел 3. Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы 2 Для учителя: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc https://infourok.ru/uroka-po-russkomuyaziku-klassa-vidi-slovarey2007244.html?ysclid=lj1jaeaet6457930 264 Для учителя: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc 3.1 3.2 Фонетика и орфоэпия как разделы лингвистики (повторение, обобщение). Изобразительно-выразительные средства фонетики (повторение, обобщение). Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы 1 Выполнять фонетический анализ слова. Определять изобразительновыразительные средства фонетики в тексте, характеризовать их стилистическую роль 2 Анализировать и характеризовать особенности произношения безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных, некоторых грамматических форм, иноязычных слов. Оценивать и корректировать высказывания с точки зрения соблюдения основных произносительных и акцентологических норм современного русского литературного языка. 1 https://infourok.ru/razrabotk a-uroka-po-russkomuyaziku-v-klasse-uroksorevnovanie-v-klasseobobschayuscheepovtorenie-izuchennogo-poteme-fonetika-3747197.html?ysclid=lj1jcak e89669507991 Для учителя: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc https://rosuchebnik.ru/materi al/orfoepicheskieakcentologicheskie-normyrusskiy-yazyk-10-klass/ Соблюдать основные произносительные и акцентологические нормы современного русского литературного языка. Использовать орфоэпический словарь Итого по разделу 3 1 Раздел 4. Лексикология и фразеология. Лексические нормы 4.1 Лексикология и фразеология как разделы лингвистики (повторение, обобщение). Изобразительно-выразительные средства лексики (повторение, обобщение) 2 1 Выполнять лексический анализ слова. Определять лексическое значение слова. Различать многозначные слова и омонимы, употреблять их в соответствии с лексическими значениями. Подбирать синонимы и антонимы к слову, строить синонимические ряды. Сравнивать слова, входящие в синонимическую/антоним ическую пару, синонимический ряд, характеризовать их значения. Выбирать нужное слово из ряда синонимов. Различать паронимы, определять их лексические значения. Для учителя: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc Для ученика: https://resh.edu.ru/subject/13 /6/ (уроки 14-26) 4.2 Основные лексические нормы современного русского литературного языка 3 1 Использовать толковый словарь Выполнять лексический анализ слова. Употреблять синонимы, антонимы, паронимы в соответствии с их лексическими значениями. Употреблять слово с учётом его лексической сочетаемости. Употреблять иноязычные слова с учётом коммуникативной целесообразности. Анализировать, оценивать и корректировать высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения лексических норм современного русского литературного языка. Анализировать текст с точки зрения речевой избыточности. Корректировать текст с целью устранения плеоназма и тавтологии. Использовать толковый словарь, словарь омонимов, словарь иностранных слов, Для учителя: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc Для ученика: https://resh.edu.ru/subject/13 /6/ (уроки 14-26) 4.3 Функционально-стилистическая окраска слова 1 словарь синонимов, словарь антонимов, словарь паронимов. Различать слова, соответствующие нормам литературного языка (стилистически нейтральные, книжные, разговорные), и слова, не соответствующие нормам литературного словоупотребления (просторечные слова, диалектизмы, жаргонизмы. Характеризовать слово с точки зрения функциональностилистической окраски. Анализировать, оценивать и корректировать высказывания с точки зрения использования книжных и разговорных, просторечных слов, диалектизмов и жаргонизмов. Употреблять функциональностилистически окрашенные слова с учётом речевой ситуации. Использовать толковый Для учителя: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc 4.4 4.5 Экспрессивно-стилистическая окраска слова Фразеология русского языка (повторение, обобщение). Крылатые слова 1 1 словарь, диалектные словари, «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля. Различать устаревшую и новую лексику, высокие (торжественные) и сниженные слова и словосочетания. Анализировать устный и письменный текст с точки зрения уместности использования в нём высокой и сниженной лексики; эмоциональнооценочных слов. Употреблять экспрессивностилистическую, эмоционально-оценочную лексику с учётом речевой ситуации. Использовать толковый словарь. Определять значения фразеологических оборотов и крылатых слов. Употреблять фразеологические обороты и крылатые слова с учётом речевой ситуации. Анализировать, оценивать и Для учителя: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc https://infourok.ru/konspekturoka-po-russkomu-yazykuna-temu-emocionalnoekspressivnaya-leksika-10klass6426018.html?ysclid=lj1jkc qmov252318425 Для учителя: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc Для ученика: https://resh.edu.ru/subject/les son/4664/conspect/106598/ корректировать высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения лексических норм современного русского литературного языка. Использовать фразеологический словарь, словарь крылатых слов. Итого по разделу 8 1 1 Раздел 5. Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы Морфемика и словообразование как Выполнять морфемный и 5.1 разделы лингвистики (повторение, 2 словообразовательный обобщение) анализ слова. Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с точки зрения особенностей употребления 5.2 Словообразовательные нормы 1 1 аббревиатур. Соблюдать нормы употребления аббревиатур. Использовать школьный словообразовательный словарь. Итого по разделу 3 1 Раздел 6. Морфология. Морфологические нормы Для учителя: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc Для учителя: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc 6.1 Морфология как раздел лингвистики (повторение, обобщение) 6.2 Основные морфологические нормы современного русского литературного языка. 2 4 Выполнять морфологический анализ слова. Характеризовать особенности употребления в тексте слов разных частей речи, комментировать их стилистические функции. Анализировать и характеризовать образование и употребление падежных форм количественных, порядковых и собирательных числительных. Оценивать и корректировать высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения морфологических норм. Употреблять имена числительные в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Использовать словари грамматических трудностей, справочники Анализировать и характеризовать особенности употребления Для учителя: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc Для учителя: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc формы 3-го лица личных местоимений, возвратного местоимения себя. Оценивать и корректировать высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения морфологических норм. Употреблять личные местоимения и возвратное местоимение в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Использовать словари грамматических трудностей, справочники. Анализировать и характеризовать особенности образования и употребления некоторых личных форм глагола, возвратных и невозвратных глаголов (в рамках изученного) Оценивать и корректировать высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения морфологических норм. Соблюдать основные нормы употребления некоторых личных форм глагола, возвратных и невозвратных глаголов в соответствии с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного). Использовать словари грамматических трудностей, справочник Итого по разделу 6 Раздел 7. Орфография. Основные правила орфографии 7.1 Орфография как раздел лингвистики (повторение, обобщение) 7.2 Правописание гласных и согласных в корне 1 2 Приводить примеры, иллюстрирующие принципы и разделы русской орфографии. Выполнять орфографический анализ слова. Соблюдать орфографические нормы. Использовать орфографические словари. Осуществлять выбор правила, регулирующего верное написание гласных и согласных в корне. Выполнять орфографический анализ слов с орфограммами в корне. Для учителя: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc Для учителя: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc 7.3 7.4 Употребление разделительных ъ и ь. Правописание приставок. Буквы ы – и после приставок Правописание суффиксов 2 2 Сравнивать слова с разделительными ъ и ь. Осуществлять выбор правила, регулирующего написание слов с разделительными ъ и ь. Выполнять орфографический анализ слов с разделительными ъ и ь. Анализировать текст с точки зрения соблюдения в нём орфографических правил . Применять орфографические правила в речевой практике. Использовать орфографические словари. Осуществлять выбор правила, регулирующего написание имён существительных, имён прилагательных, глаголов, причастий, деепричастий, наречий с орфограммой в суффиксах. Выполнять орфографический анализ имён существительных, имён прилагательных, глаголов, причастий, деепричастий, наречий с Для учителя: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc Для учителя: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc 7.5 Правописание н и нн в словах различных частей речи 2 орфограммой в суффиксах. Анализировать текст с точки зрения соблюдения в нём орфографических правил. Применять орфографические правила в речевой практике. Использовать орфографические словари. Сравнивать имена существительные, имена прилагательные, глаголы, причастия, наречия с н и нн в суффиксах. Осуществлять выбор правила, регулирующего написание н и нн в суффиксах имён существительных, имён Для учителя: прилагательных, глаголов, Библиотека ЦОК причастий, наречий. https://m.edsoo.ru/7f41bacc Выполнять орфографический анализ употреблённых в тексте имён существительных, имён прилагательных, глаголов, причастий, наречий с н и нн в суффиксах. Анализировать текст с 7.6 Правописание не и ни 7.7 Правописание окончаний имён существительных, имён прилагательных и глаголов 1 2 точки зрения соблюдения в нём орфографических правил. Применять орфографические правила в речевой практике. Использовать орфографические словари. Сравнивать примеры правописания не и ни. Разграничивать правила правописания не и ни. Осуществлять выбор правила, регулирующего верное написание не и ни. Выполнять орфографический анализ употреблённых в тексте примеров написания не и ни. Анализировать текст с точки зрения соблюдения орфографических правил. Применять орфографические правила в речевой практике. Использовать орфографические словари. Сравнивать имена существительные, имена прилагательные, глаголы с безударными Для учителя: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc Для учителя: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc 7.8 Слитное, дефисное и раздельное написание слов 2 1 окончаниями. Осуществлять выбор правила, регулирующего верное написание имён существительных, имён прилагательных, глаголов с безударными окончаниями. Выполнять орфографический анализ употреблённых в тексте имён существительных, имён прилагательных, глаголов с безударными окончаниями. Анализировать текст с точки зрения соблюдения в нём орфографических правил. Применять орфографические правила в речевой практике. Использовать орфографические словари. Сравнивать примеры слитного, дефисного и раздельного написания сложных имён Для учителя: существительных, имён Библиотека ЦОК прилагательных, наречий, https://m.edsoo.ru/7f41bacc предлогов, союзов, частиц. Осуществлять выбор правила, регулирующего слитное, дефисное и раздельное написание имён существительных, имён прилагательных, наречий, предлогов, союзов, частиц. Выполнять орфографический анализ примеров слитного, дефисного и раздельного написания употреблённых в тексте сложных имён существительных, имён прилагательных, наречий, предлогов, союзов, частиц. Анализировать текст с точки зрения соблюдения в нём орфографических правил. Применять орфографические правила. Использовать орфографические словари Итого по разделу Раздел 8. Речь. Речевое общение 8.1 Речь как деятельность. Виды речевой деятельности (повторение, обобщение) 14 1 1 1 Создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров. Для учителя: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc Употреблять языковые средства с учётом речевой ситуации (объё устных монологических высказываний не менее 100 слов; объём диалогического высказывания не менее 78 реплик). Выступать перед аудиторией с докладом; представлять реферат, исследовательский проект на лингвистическую и другие темы. Использовать образовательные информационнокоммуникационные инструменты и ресурсы для решения учебных задач. Использовать различные виды аудирования и чтения в соответствии с коммуникативной задачей, приёмы информационносмысловой переработки прочитанных и прослушанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и 8.2 Речевое общение и его виды. Основные сферы речевого общения. Речевая ситуация и её компоненты 1 1 другие (объём текста для чтения – 450-500 слов; объём прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов); объём сочинения не менее 150 слов. Иметь представление о нормах речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения. Употреблять языковые средства с учётом речевой ситуации (объём устных монологических высказываний не менее 100 слов; объём диалогического высказывания не менее 78 реплик). Учитывать в процессе речевого общения речевую ситуацию. Выбирать речевую тактику и языковые средства с учётом речевой ситуации. Анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения, успешности в достижении Для учителя: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc прогнозируемого результата 8.3 Речевой этикет 1 1 Характеризовать нормы речевого этикета применительно к различным ситуациям Для учителя: официального/неофициаль Библиотека ЦОК ного общения, статусу https://m.edsoo.ru/7f41bacc адресанта/адресата и другому. Использовать правила русского речевого 8.4 Публичное выступление 2 Итого по разделу 5 Раздел 9. Текст. Информационно-смысловая переработка текста 9.1 Текст, его основные признаки (повторение, обобщение) 1 1 этикета в социальнокультурной, учебнонаучной, официальноделовой сферах общения, в повседневном общении, интернет-коммуникации. Различать основные виды публичной речи по их основной цели. Анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач. Для учителя: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc 4 Характеризовать текст с точки зрения соответствия основным признакам. Выявлять способы и средства связи предложений и абзацев в тексте. Использовать знание признаков текста в процессе его создания и корректировки Для учителя: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc 9.2 Логико-смысловые отношения между предложениями в тексте (общее представление) 9.3 Информативность текста. Виды информации в тексте 9.4 Информационно-смысловая переработка текста. План. Тезисы.Конспект. Реферат. Аннотация. Отзыв. Рецензия 2 1 2 3 1 Выявлять логикосмысловые отношения между предложениями в тексте. Характеризовать логикосмысловые отношения между предложениями в тексте. Корректировать текст с учётом знаний о логико-смысловых отношениях между предложениями в тексте. Анализировать и комментировать основную и дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно/на слух. Использовать разные формы предъявления информации. Осуществлять информационносмысловую переработку прочитанного и прослушанного текста. Предъявлять информацию текста в форме плана (простого и сложного; назывного, вопросного), в форме тезисов. Предъявлять информацию Для учителя: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc Для учителя: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc Для учителя: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc текста в форме конспекта. Создавать реферат на основе одного или нескольких источников. Осуществлять информационносмысловую переработку прочитанного текста. Предъявлять информацию текста в форме плана (сложного), в форме тезисов. Составлять аннотацию, отзыв, рецензию. 2 Итого по разделу 8 Повторение 6 Итоговый контроль 5 5 68 5 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Всего 10ч. на РР Для учителя: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc Для учителя: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc 11 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Контрольные Всего работы Виды деятельности обучающихся Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Общие сведения о языке 1.1 Культура речи в экологическом аспекте Итого по разделу 2 2 1 1 Выражать в устной и письменной форме отношение к культуре языка (от уровня бытового общения до состояния литературного языка в целом). Анализировать, оценивать и комментировать уместность/неуместнос ть употребления разговорной и просторечной лексики, сленга, жаргонизмов; оправданность/неоправ данность употребления иноязычных заимствований; нарушения речевого этикета, этических норм в речевом общении и другое. Для учителя: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 Раздел 2. Синтаксис. Синтаксические нормы 2.1 Синтаксис как раздел лингвистики (повторение, обобщение) 2 2.2 Изобразительно-выразительные средства синтаксиса 2 2.3 Синтаксические нормы 2 1 1 Выполнять синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного предложения Определять изобразительновыразительные средства синтаксиса русского языка (в рамках изученного). Характеризовать особенности употребления в тексте изобразительновыразительных средств синтаксиса, комментировать их стилистические функции. Анализировать, характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения основных норм согласования сказуемого с подлежащим (в рамках изученного). Корректировать текст с точки зрения основных норм Для учителя: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 Для учителя: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 Для учителя: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 Для ученика: https://resh.edu.ru/subject/less on/3659/start/221300/ 2.4 Основные нормы управления 2 2.5 Основные нормы употребления однородных членов предложения 2 1 согласования сказуемого с подлежащим Соблюдать синтаксические нормы. Использовать словари грамматических трудностей, справочники. Анализировать, характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения употребления падежной и предложно-падежной формы управляемого слова (в рамках изученного). Корректировать текст с точки зрения употребления падежной и предложно-падеж- ной формы управляемого слова. Соблюдать синтаксические нормы. Использовать словари грамматических трудностей, справочники Анализировать, характеризовать и Для учителя: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 Для учителя: Библиотека ЦОК 2.6 Основные нормы употребления причастных и деепричастных оборотов 3 оценивать высказывания с точки зрения особенностей употребления однородных членов предложения (в рамках изученного). Корректировать текст с точки зрения основных норм употребления однородных членов предложения. Соблюдать синтаксические нормы. Использовать словари грамматических трудностей, справочники Анализировать, характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения основных норм употребления причастных и деепричастных оборотов (в рамках изученного). Корректировать текст с точки зрения основных норм употребления причастных и деепричастных https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 Для учителя: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 Для ученика: https://resh.edu.ru/subject/less on/2272/ 2.7 Основные нормы построения сложных предложений 2.8 Обобщение и систематизация по теме «Синтаксис. Синтаксические нормы» Итого по разделу оборотов . Соблюдать синтаксические нормы. Использовать словари грамматических трудностей, справочники. Анализировать, характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения основных норм построения сложных предложений (в рамках изученного). Корректировать текст с точки зрения основных норм построения сложных предложений. Соблюдать синтаксические нормы. Использовать словари грамматических трудностей, справочники. Соблюдать синтаксические нормы. Использовать словари грамматических трудностей, справочники 3 1 1 17 2 2 Для учителя: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 Для ученика: https://resh.edu.ru/subject/less on/1619/ https://resh.edu.ru/subject/less on/4820/start/148803/ Для учителя: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 Раздел 3. Пунктуация. Основные правила пунктуации 3.1 Пунктуация как раздел лингвистики (повторение, обобщение) 1 3.2 Знаки препинания между подлежащим и сказуемым 1 3.3 Знаки препинания в предложениях с однородными членами 2 1 Выполнять пунктуационный анализ предложения. Соблюдать правила пунктуации. Использовать справочники по пунктуации. Анализировать предложение и осуществлять выбор правила, регулирующего постановку тире между подлежащим и сказуемым. Анализировать и характеризовать текст с точки зрения соблюдения пунктуационных правил современного русского литературного языка (в рамках изученного). Соблюдать правил пунктуации. Использовать справочники по пунктуации. Анализировать предложение и Для учителя: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 Для ученика: https://resh.edu.ru/subject/less on/3669/ Для учителя: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 Для ученика: https://resh.edu.ru/subject/less on/7636/ Для учителя: Библиотека ЦОК 3.4 Знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения 3 осуществлять выбор правила, регулирующего постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами. Анализировать и характеризовать текст с точки зрения соблюдения пунктуационных правил современного русского литературного языка (в рамках изученного). Соблюдать правила пунктуации. Использовать справочники по пунктуации. Анализировать предложение и осуществлять выбор правила, регулирующего постановку знаков препинания в предложениях с обособленными определениями, приложениями, https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 Для ученика: https://resh.edu.ru/subject/less on/7646/ Для учителя: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 Для ученика: https://resh.edu.ru/subject/less on/1511/ 3.5 Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями, обращениями, междометиями 2 дополнениями, обстоятельствами, уточняющими членами. Анализировать и характеризовать текст с точки зрения соблюдения пунктуационных правил современного русского литературного языка (в рамках изученного). Соблюдать правила пунктуации. Использовать справочники по пунктуации Анализировать предложение и осуществлять выбор правила, регулирующего постановку знаков препинания в предложениях с вводными конструкциями, обращениями, междометиями. Анализировать и характеризовать текст с точки зрения Для учителя: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 Для ученика: https://resh.edu.ru/subject/less on/1938/ 3.6 Знаки препинания в сложном предложении 3 3.7 Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи 2 соблюдения пунктуационных правил современного русского литературного языка (в рамках изученного). Соблюдать правила пунктуации . Использовать справочники по пунктуации Анализировать предложение и осуществлять выбор правила, регулирующего постановку знаков препинания в сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном сложном предложениях. Анализировать предложение и осуществлять выбор правила, регулирующего постановку знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи. Анализировать и Для учителя: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 Для ученика: https://resh.edu.ru/subject/less on/1619/ Для учителя: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 3.8 Знаки препинания при передаче чужой речи 2 характеризовать текст с точки зрения соблюдения пунктуационных правил современного русского литературного языка (в рамках изученного). Соблюдать правила пунктуации. Использовать справочники по пунктуации Анализировать предложение и осуществлять выбор правила, регулирующего оформление предложений с прямой речью, косвенной речью, диалогом, цитатой. Анализировать и характеризовать текст с точки зрения соблюдения пунктуационных правил современного русского литературного языка (в рамках изученного). Соблюдать правила Для учителя: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 3.9 Повторение и обобщение по темам раздела «Пунктуация. Основные правила пунктуации» 1 пунктуации. Использовать справочники по пунктуации. Анализировать и характеризовать текст с точки зрения соблюдения пунктуационных правил современного русского литературного языка (в рамках изученного). Соблюдать правила пунктуации. Использовать справочники по пунктуации. 1 Для учителя: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 Для ученика: https://resh.edu.ru/subject/less on/3669/start/115130/ https://resh.edu.ru/subject/less on/4792/start/175757/ Итого по разделу 17 2 Раздел 4. Функциональная стилистика. Культура речи 4.1 Функциональная стилистика как раздел лингвистики 1 1 4.2 Разговорная речь 2 1 Характеризовать классификационные признаки выделения функциональных разновидностей языка. Анализировать текст с точки зрения принадлежности к той или иной функциональной разновидности языка. Отличать Для учителя: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 Для учителя: 4.3 Основные жанры разговорной речи: устный рассказ, беседа, спор (обзор) 2 1 разговорную речь от других функциональных разновидностей языка. Анализировать и комментировать примеры разговорной речи с точки зрения специфики использования фонетических и интонационных особенностей, лексических, морфологических, синтаксических средств. Сопоставлять и сравнивать разговорную речь с текстами других функциональных разновидностей языка с точки зрения их внеязыковых и лингвистических особенностей. Характеризовать содержательные, композиционные, языковые Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 Для ученика: https://resh.edu.ru/subject/less on/3703/start/175819/ Для учителя: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 4.4 Научный стиль 3 1 особенности устного рассказа, беседы, спора . Принимать участие в беседах, разговорах, спорах, соблюдая нормы речевого поведения; создавать устные рассказы Распознавать тексты научного стиля. Анализировать и комментировать научные (учебнонаучные, научносправочные и научнопопулярные) тексты с точки зрения специфики использования лексических, морфологических, синтаксических средств. Сравнивать научные (учебнонаучные и научнопопулярные) тексты с текстами других функциональных стилей, а также с разговорной речью, языком художественной Для ученика: https://resh.edu.ru/subject/less on/4822/start/30390/ Для учителя: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 4.5 Основные жанры научного стиля (обзор) 4.6 Официально-деловой стиль. Основные жанры официально-делового стиля (обзор) 2 2 1 литературы Распознавать тексты научного стиля: монографию, диссертацию, научную статью, реферат, словарь, справочник, учебник и учебное пособие, лекцию, доклад и другие. Анализировать и комментировать учебнонаучные, научно-популярные, научно-справочные тексты с точки зрения специфики использования лексических, морфологических, синтаксических средств. Создавать тексты научного стиля: доклад, реферат. Корректировать собственные тексты научного стиля. Распознавать тексты официально-делового стиля. Анализировать и комментировать тексты Для учителя: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 Для учителя: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 Ученику: 4.7 Публицистический стиль 2 1 официально-делового стиля с точки зрения специфики использования лексических, морфологических, синтаксических средств. Сравнивать тексты официальноделового стиля с текстами других функциональных стилей, а также с разговорной речью, языком художественной литературы Распознавать тексты публицистического стиля. Анализировать и комментировать тексты публицистического стиля с точки зрения специфики использования лексических, морфологических, синтаксических средств. Сравнивать тексты публицистического стиля с текстами https://resh.edu.ru/subject/less on/4790/start/175664/ Для учителя: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 Для ученика: https://resh.edu.ru/subject/less on/5893/start/270968/ 4.8 4.9 Основные жанры публицистического стиля (обзор) Язык художественной литературы 3 4 1 1 других функциональных стилей, а также с разговорной речью, языком художественной литературы Распознавать основные жанры публицистического стиля: заметку, статью, репортаж, очерк, эссе, интервью. Создавать тексты публицистического стиля (сочинениерассуждение объёмом не менее 150 слов). Корректировать собственные тексты публицистического стиля (сочинениерассуждение объёмом не менее 150 слов). Распознавать тексты художественной литературы. Анализировать и комментировать тексты художественной литературы с точки зрения использованных изобразительно- Для учителя: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 Для ученика: https://resh.edu.ru/subject/less on/4793/start/175788/ Для учителя: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 Для ученика: https://resh.edu.ru/subject/less on/4848/start/93577/ https://resh.edu.ru/subject/less on/5889/start/299747/ выразительных средств. 7 Всего 10ч. на РР Итого по разделу 21 Повторение 6 Итоговый контроль 5 5 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 5 1 Для учителя: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 Для учителя: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Обязательные учебные материалы для ученика Включить учебник (-и) из реализуемого УМК по русскому языку (10-11 кл.) В том числе электронную форму учебника(-ов) Методические материалы для учителя Включить методические пособия авторов УМК по русскому языку (10-11 кл.) ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Официальные сайты 3. 1. https://edu.gov.ru/ Министерство просвещения Российской Федерации 2. https://edu.ru / Федеральный портал «Российское образование» http://obrnadzor.gov.ru/ Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) 4. http://www.fipi.ru/ Федеральный институт педагогических измерений 5. https://edsoo.ru/ Портал «Единое содержание общего образования» 6. http://www.rosolymp.ru/ Всероссийская олимпиада школьников Электронные словари и справочные порталы 1. 2. 3. 4. 5. http://www.gramota.ru/ Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех. Справочный материал по всем разделам русской грамматики, десятки словарей, познавательные статьи о языке, учебные диктанты. http://www.textologia.ru/ Образовательный журнал Teкcтoлoгия.py. Интернет-журнал, созданный с целью привить интерес к русскому языку, литературе, языкознанию. Исторические вопросы, интересные факты, популярные статьи, справочная служба. 3дecь опубликованы информационные и обучающие материалы по различным учебным дисциплинам, представлен объективный свод знаний по проблемам современной науки и культуры. http://dic.academic.ru/ Наиболее полная коллекция словарей и энциклопедий на Академике. http://gramma.ru/ Портал «Культура письменной речи. Русский язык и литература» содержит учебно-справочный, нормативный и методический материал по русскому языку и литературе, а также собрание типичных ошибок. https://ruscorpora.ru/new/ «Национальный корпус русского языка» – информационно-справочная система, содержащая миллионы текстов на русском языке. 6. 7. http://www.slovari.ru/ Словари.Ру – ресурс, содержащий обширную коллекцию онлайн-словарей русского языка. https://therules.ru/ Правила русского языка – справочный сайт, на котором собраны грамматические правила. Цифровые образовательные ресурсы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. https://m.edsoo.ru/7f41bacc Библиотека цифрового образовательного контента – масштабная база знаний, созданная по всем предметам и темам школьной программы в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, примерными основными образовательными программами и универсальным тематическим классификатором с использованием самых современных способов визуализации материала. https://elementy.ru/catalog/8602/Edinoe_okno_dostupa_k_obrazovatelnym_resursam_window_edu_ru Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» предоставляет свободный доступ к каталогу образовательных интернет-ресурсов и полнотекстовой электронной учебно-методической библиотеке для общего и профессионального образования. https://resh.edu.ru/ «Российская электронная школа» – это полный школьный курс качественных видеоуроков; информационнообразовательная среда, объединяющая ученика, учителя, родителя. https://school.mos.ru/ «Московская электронная школа» – это проект для учителей, детей и родителей, направленный на создание высокотехнологичной образовательной среды в школах города Москвы. Главная цель проекта – максимально эффективное использование современной ИТ-инфраструктуры для улучшения качества школьного образования. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов по разным предметам для учителей и учеников. https://elementy.ru/catalog/8609/Federalnyy_tsentr_informatsionno_obrazovatelnykh_resursov_fcior_edu_ru Федеральный центр информационно образовательных ресурсов – направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования. https://urok.1sept.ru/ Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» Периодические издания http://vestniknews.ru/ Официальный сайт журнала «Вестник образования России». http://www.ug.ru/ Независимое педагогическое издание «Учительская газета» https://1sept.ru / Издательский дом «1 сентября» https://www.riash.ru/jour Журнал «Русский язык в школе» http://litsh.ru/ Журнал «Литература в школе» http://www.schoolpress.ru/ Издательство «Школьная Пресса». Журнал «Русская словесность» 14. 15. 16. https://russkayarech.ru/ «Русская речь» – научный академический журнал Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН, Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина и Российской академии наук. http://ozp.instrao.ru/ Журнал «Отечественная и зарубежная педагогика» https://lecta.rosuchebnik.ru/teacher «Классная работа» — сервис для учителей для быстрой подготовки и проведения классных работ