Рабочая программа астрономия 11 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
Рабочая программа учебного предмета «Астрономия» на уровне среднего общего образования составлена на основе требований к результатам
освоения ФОП СОО, утвержденной приказом Министерства просвещения РФ от 18.05.2023 № 371; планируемым результатам обучения в
соответствии с обновленным ФГОС СОО, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 12.08. 2022 г. №732; Федеральной рабочей
программой по астраномии, а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания, Концепции преподавания астрономии в Российской
Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
Рабочая программа по астрономии представляет собой методически оформленную конкретизацию требований обновленных ФГОС СОО и раскрывает
их реализацию через конкретное предметное содержание.
Рабочая программа по астрономии в 11 классах является составной частью основной образовательной программы среднего общего образования
МАОУ СОШ № 25 города Тюмени.
Программа курса астрономии реализована учебником «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута.
–М.:Дрофа, 2020. – 238с ( прошел экспертизу, включен в Федеральный перечень и обеспечивает освоение образовательной программы среднего
общего образования).
Место предмета в учебном плане: на освоение астрономии отводится 34 ч в год (1 час в неделю, 34 учебных недель)
Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения.

Общая характеристика учебного предмета

Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы,
знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время
важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о
непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.
.

Планируемые результаты
Личностными результатами освоения курса астрономии в средней (полной) школе являются:
 формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и
самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;
 формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами
информационных технологий;
 формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;
 формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять
уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.
Метапредметные результаты освоения программы предполагают:

 находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее
эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и
заключения;
 анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
 на практике пользоваться основными логическими
 приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;
 выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
 извлекать информацию из различных источников(включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;
 готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.
Предметные результаты изучения астрономии в средней(полной) школе представлены в содержании курса по темам. Обеспечить достижение планируемых
результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов
и способов деятельности должен системно-деятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой
достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и
проектную деятельность, которая имеет следующие особенности:
1) цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность
должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их
способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;
2) учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в
общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой,
творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к
другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
3) организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах
деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности выпускник получит представление:

о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;

о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;

о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках;

об истории науки;

о новейших разработках в области науки и технологий;

о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского
права и т. п.);

о деятельности организаций, сообществ и

структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов (фонды,
государственные структуры, краудфандинговые структуры и т. п.).
Выпускник сможет:

решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин (межпредметные задачи);

использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;

использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной
жизни;

использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;

использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
С точки зрения формирования универсальных учебных действий в ходе освоения принципов учебно-исследовательской и проектной деятельности выпускник
научится:


формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об
общем благе;

восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном
пространстве;

отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке
собственных целей;

оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные, такие как время, необходимые для достижения поставленной цели;

находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в
различных областях деятельности человека;

вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с
целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;

самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта
или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;

адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;

адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);
 адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.

СОДЕРЖАНИЕ
11 класс (34 ч, 1 ч в неделю)
Что изучает астрономия. Наблюдения — основа астрономии (2 ч)
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и
радиотелескопы. Всеволновая астрономия.
Предметные результаты освоения темы позволяют:
—воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой;
—использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа.
Практические основы астрономии (5 ч)
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических
широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Предметные результаты изучения данной темы позволяют:
—воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);
—объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;
—объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений
Луны и Солнца;
—применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.
Строение Солнечной системы (7 ч)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической
системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера.
Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы
небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Предметные результаты освоения данной темы позволяют:
—воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира;
—воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный
параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);

—вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию;
—формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;
—описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;
—объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;
—характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной
системы.
Природа тел Солнечной системы (7 ч)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа
Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды.
Метеоры, болиды и метеориты.
Предметные результаты изучение темы позволяют:
—формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;
—определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды,
планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);
—описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;
—перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;
—проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы
этих планет;
—объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;
—описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;
—характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;
—описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;
—описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
—объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.
Солнце и звезды (6 ч)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды
— далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр—светимость».
Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.
Предметные результаты освоения темы позволяют:
—определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);
—характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;
—описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;
—объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;
—описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
—вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
—называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр - светимость»;
—сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
—объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
—описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых;
—оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
—описывать этапы формирования и эволюции звезды;
—характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.
Строение и эволюция Вселенной (5 ч)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области
звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы

современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение
расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Предметные результаты изучения темы позволяют:
—объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);
—характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);
—определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»;
—распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
—сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;
—обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;
—формулировать закон Хаббла;
—определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости Сверхновых;
—оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
—интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной;
—классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва;
—интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи,
природа которой еще неизвестна.
Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические
соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд.
Человечество заявляет о своем существовании.

Информационно-образовательная среда линии

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
1. Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. «Астрономия. 11 класс». Учебник с электронным приложением.— М. : Дрофа, 2020.
2. Методическое пособие к учебнику «Астрономия. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута. — М. : Дрофа, 2020.
3. Рабочая программа к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута : учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2020.

Тематическое планирование.
№
п/п

Кол- Кол-во Практ Контр.
вочасо ч-в ич.раб работ
в
теории оты
ы

Тема
Что

изучает

1 астрономия.

Наблюдения
основа
астрономии.

—

2

2

—

Основные виды учебной деятельности учащегося



Поиск примеров, подтверждающих практическую направленность астрономии.
Применяет знания, полученные в курсе физики, для описании устройства телескопа. Характеризует
преимущества наблюдений, проводимых из космоса.






Подготовка презентации об истории названий созвездий и звезд.
Применяет знания, полученные в курсе географии, о составлении карт в различных проекциях.
Работает со звездной картой при организации и проведении наблюдений
Характеризует отличительные особенности суточного движения звезд на полюсах, экваторе и в средних
широтах Земли.
Характеризует особенности суточного движения Солнца на полюсах. экваторе и в средних широтах Земли
Изучает основные фазы Луны. Описывает порядок их смены. Анализирует причины, по которым Луна всегда
обращена к Земле одной стороной.
Описывает взаимное расположение Земли, Луны и Солнца в моменты затмений.
Объясняет причины, по которым затмения Солнца и Луны не происходят каждый месяц
Подготовка и презентация сообщения об истории календаря.
Анализирует необходимость введения часовых поясов, високосных лет и нового календарного стиля.

—

Практические

2 основы
астрономии.



5

3

2

— 






Строение

3 Солнечной
системы.

7

4

2

1











Природа



тел

4 Солнечной
системы.

8

6

1

1







Подготовка и презентация сообщения означении открытий Коперника и Галилея для формирования научной
картины мира. Объясняет петлеобразное движение планет с использованием эпициклов и дифферентов.
Описывает условия видимости планет, находящихся в различных конфигурациях.
Решает задачи на вычисление звездных периодов обращения внутренних и внешних планет.
Анализирует законы Кеплера, их значения для развития физики и астрономии.
Решает задачи на вычисление расстояний планет от Солнца на основе третьего закона Кеплера.
Решает задачи на вычисление расстояний и размеров объектов.
Построение плана Солнечной системы в принятом масштабе с указанием положения планет на орбитах.
Определение возможности их наблюдения на заданную дату.
Решает задачи на вычисление массы планет.
Объясняет механизм возникновения возмущений и приливов.
Подготовка и презентация сообщения о КА, исследующих природу тел Солнечной системы.
На основе знаний физических законов объясняет явления и процессы, происходящие в атмосферах
планет. Описывает
и сравнивает природы планет земной группы. Объяснение причин
существующих различий.
Подготовка и презентация сообщения о результатах исследований планет земной группы.
Подготовка и презентация сообщения по этой проблеме. Участие в дискуссии.
На основе знаний законов физики описание природы планет -гигантов. Подготовка и презентация
сообщения о новых результатах иоследований планет гигантов, их спутников и колец.
Анализирует определение понятия «планета».
Описывает внешний вид астероидов и комет.




Солнце и звезды.




Объясняет процессы, происходящие в комете, при изменении ее расстояния от Солнца.
Подготовка и презентация сообщения о способах обнаружения опасных космических объектов и
предотвращения их столкновения с Землей.
На основе знания законов физики описывает и объясняет явления метеора и болида.
Подготовка сообщения о падении наиболее известных метеоритов.



На основе знаний физических законов описывает и объясняет явления и процессы, наблюдаемые на Солнце.




5




6

Строение

4

1

—







— 

и

6 эволюция
Вселенной.

5

5






1






Жизнь и разум

7 во Вселенной.
Всего

2

1

—

1

34

24

6

4



Описывает процессы, происходящие при термоядерных реакциях протон-протонного цикла.
На основе знаний о плазме, полученных в курсе физики, описывает образование пятен,
протуберанцев и других проявлений солнечной активности.
Характеризует процессы солнечной активности и механизма их влияния на Землю.
Определяет понятие «звезда». Указывает положение звезд на диаграмме «спектр — светимость»
согласно их характеристикам.
Анализирует основные группы диаграммы.
На основе знаний по физике описывает пульсацию цефеид как автоколебательного процесса.
Подготовка сообщения о способах обнаружения «экзопланет» и полученных результатах.
На основе знаний по физике оценивает время свечения звезды по известной массе запасов
водорода; для описания природы объектов на конечной стадии эволюции звезд.

Описывает строение и структуру Галактики.
Изучает объекты плоской и сферической подсистем.
Подготовка сообщения о развитии исследований Галактики.
На основе знаний по физике объясняет различные механизмы радиоизлучения.
Описывает процесс формирования звезд из холодных газопылевых облаков.
Определяет типы галактик.
Подготовка сообщения о наиболее интересных исследованиях галактик, квазаров и других далеких
объектов.
Применяет принцип Доплера для объяснения «красного смещения» .
Подготовка сообщения о деятельности Хаббла и Фридмана. Доказывает справедливость закона
Хаббла для наблюдателя, расположенного в любой галактике.
Подготовка и презентация сообщения о деятельности Гамоваи, лауреатов Нобелевской премии по
физике за работы по космологии.
Подготовка и презентация сообщения о современном состоянии научных исследований по
проблеме существования внеземной жизни во Вселенной.
Участвует в дискуссии по этой проблеме.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».