Пояснительная записка Рабочая программа «Элементы биофизики» для обучающихся 9 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. УМК - Зорин Н.И. (Элективный курс «Элементы биофизики»: 9 класс. М.: ВАКО, 2007. 336с.- (Мастерская учителя)). Элективный курс рассчитан на преподавание в объеме 33 часа (1 час в неделю). Цели и задачи курса: Цели, на достижение которых направлено изучение физики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в Федеральном государственном стандарте общего образования и конкретизированы в основной образовательной программе основного общего образования Школы: повышение качества образования в соответствии с требованиями социально-экономического и информационного развития общества и основными направлениями развития образования на современном этапе. создание комплекса условий для становления и развития личности выпускника в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости в соответствии с требованиями российского общества обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними; формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира; формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения; формирование готовности современного выпускника основной школы к активной учебной деятельности в информационнообразовательной среде общества, использованию методов познания в практической деятельности, к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета для продолжения образования; организация экологического мышления и ценностного отношения к природе, осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования; понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф; формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов; овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ФИЗИКИ В 9 КЛАССАХ Физика как наука о наиболее общих законах природы вносит основополагающий вклад в формировании знаний об окружающем мире. Школьный элективный курс физики является системообразующим для других предметов естественнонаучного цикла – химии, биологии, географии и астрономии. Цели изучения элективного курса в основной школе следующие: Формирование у обучающихся представлений о физической картине мира; понимание обучающимися сущности основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними, условий их применимости; развитий интеллектуальных и творческих способностей обучающихся на основе формирования системы научных знаний и опыта познавательной деятельности. Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач: знакомство обучающихся с научном методом познания и методами исследования объектов и явлений природы; усвоение обучающимися, знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления; овладение обучающимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, модель, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки; понимание обучающимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека, для дальнейшего научно-технического прогресса. Программой предусмотрено выполнение теоретических заданий творческого характера. Этот вид деятельности направлен на развитие умений обучающихся искать и анализировать информацию. Элективный курс предназначен для 9 классов общеобразовательных учреждений естественно – научного или естественно – математического профиля. Курс основан на знаниях и умениях, полученных учащимися при изучении физики и биологии в средней шко ле. Для отбора биофизического материала использовано три направления: показать учащимся единство законов природы, применимость законов физики к живому организму; ознакомление с физическими методами взаимодействия и исследования, широко применяемых в биологии, и в медицине; ознакомление учащихся с идеями и некоторыми результатами бионики. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ФИЗИКИ. Обучение физике по данной программе способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Содержание элективного курса базируется материале курса физики, изучаемого в основной школе, в соответствии с программой общего образования по физике. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей: объяснение физических явлений, знакомство с работами физиков – классиков, обсуждение достижений физики как науки, выполнение исследовательских и конструкторских заданий: формирование убеждённости в необходимости познания природы, развития науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества: знакомство со становлении развитием физики как науки, обсуждение вклада отечественных и зарубежных учёных в освоение космоса, развитие телевидения, радиосвязи, ядерной энергетики и др.; ценностное отношение к физике и результатам обучения, воспитание уважения к творцам науки и техники, термодинамике, молекулярной физики, электродинамики, квантовой, атомной и ядерной физики; формирование мотивации образовательной деятельности и оценки собственных возможностей и личных интересов при выборе сферы будущей профессиональной деятельности: выполнение творческих заданий, проектов, обсуждение основополагающих достижений классической и современной физики. МЕТОПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: овладение основными способностями учебной деятельности: постановке целей, планирование, самоконтроль, оценка полученных результатов и др.; развитие творческого мышления на основе формирования устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели физических явлений, экспериментально проверять выдвигаемые гипотезы; понимание различий между теоретическими и эмпирическими методами познания, исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами; приобретение опыта самостоятельного поиска информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных без данных, ресурсов Интернета) и информационных технологий, её обработки и представления в различных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем); готовность к самостоятельному выполнению проектов, докладов, рефератов и других творческих работ; формирование умений выражать свои мысли, выслушивать различные точки зрения, признавать право другого человека на иное мнение, вести дискуссию, отстаивать свои взгляды и убеждения, работать в группе с выполнением различны социальных ролей; ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: показать необходимость развития в процессе обучения физике способностей, позволяющих решать задачи и получать дополнительные сведения из смежных областей знаний; формирование знаний о становлении физики как науке, о вкладе отечественных и зарубежных классиков физики в развитие науки и техники, об экологических проблемах и путях их решения; понимание и способность объяснить физические явления в повседневной жизне: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное равномерное движение, передача давления жидкостям и газам, атмосферное давление, плавание тел, механические колебания и волны, диффузия, теплопроводность, конвекция, излучение, испарение, конденсация кипение, плавление, кристаллизация, электризация тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитная индукция, отражение, преломление и дисперсия света, возникновение линейного спектра излучения; приобретение умений вычислять физические величины: скорость, ускорение, импульс, работу, силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию, удельную теплоёмкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, относительную влажность воздуха, электрический заряд, оптическую силу линзы; использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники, контроля за исправности электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире, рационального применения простых механизмов, оценки безопасности радиационного фона. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ФИЗИКИ Элементы биофизики при изучении механики(6ч) Движение и сила. Масса тела. Плотность. Сила тяжести. Вес тела. Сила трения и сопротивления. Трение в живых организмах. Давление жидкостей и газов. Архимедова сила. Законы Ньютона. Простые механизмы в живой природе. Деформации. Мощности, развиваемые человеком. Элементы биофизики при изучении колебаний и звука(6ч) Колебания в живой природе. Голосовой аппарат человека. Голоса в животном мире. Биоакустика рыб. Как животные определяют направление звука. Слуховой аппарат человека. Методы выстукивания – перкуссия. Выслушивание – аускультация. Регистрация звука сердца и легких. Эхо в мире живой природы. Ультразвук, его роль в биологии и медицине. Аппарат – предсказатель шторма. Элементы биофизики при изучении теплоты и молекулярных явлений(6ч) Первоначальные сведения о строении вещества. Процессы диффузия в живой природе. Капиллярные явления. Смачивание. Теплоизоляция в жизни животного мира. Пчелиный улей с точки зрения теплотехники. Почему мы краснеем в жару, а в холод бледнеем и дрожим? Роль процессов испарения для животных организмов. Испарение в жизни растений. Закон сохранения и превращения энергии. Элементы биофизики при изучении электричества(6ч) Электрические свойства тканей организма. Поражение деревьев молнией, Биопотенциалы и их регистрация. Биоточный манипулятор. Применение статического электричества. Применение электрического тока с лечебной целью. Применение высокочастотных колебаний в лечебных целях. Микроволновая терапия. Радиотелеметрия. Новый источник электроэнергии. Электрические рыбы. Элементы биофизики при изучении оптики и строении атома(6ч) Глаза различных представителей животного мира. Глаз человека. Как пчёлы различают цвета. Холодное свечение в природе. Интерференция в живой природе. Ультрафиолетовые и рентгеновские лучи. Применение спектрального и рентгеноструктурного анализа к изучению строения гемоглобина. Оптические приборы в медицине. Радиоактивные изотопы в биологии и медицине. Биологическое действие ионизирующих излучений. Проекты (3ч) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ. Основное содержание по темам Количество часов Элементы биофизики при изучении механики 6ч Элементы биофизики при изучении колебаний и звука 6ч Элементы биофизики при изучении теплоты и молекулярных явлений 6ч Элементы биофизики при изучении электричества 6ч Элементы биофизики при изучении оптики и строении атома 6ч Проекты 3ч Итог 33ч ОПИСАНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. Программно-методическое обеспечение рабочей программы: авторская программа элективного курса «Элементы биофизики»: 9 класс./ Н.И. Зорин-М.: ВАКО,2007.-160с. - (Мастерская учителя). Методическая литература Акимушкин И. «Занимательная биология».- М.: Молодая гвардия, 1967. Безденежных Е.А., Брикман И.С. Физика в живой природе и медицине.- Киев.: Радяннська школа, 1976. Воронин Л.Г., Колбановский В.Н., Маш Р.Д. Физиология высшей нервной деятельности и психология. - М.: Просвещение, 1977. Воронцова З. Удивительные растения. - М.: Изобразительное искусство, 1976. Воронцова З., Семенцов – Ошевский А. Мастерская природы. - М.: Изобразительное искусство, 1981. Галактионов С., Юрин В. Ботаники с гальванометром. - М.: Знание, 1979. Грегг Дж. Опыты со зрением в школе и дома. - М.: Мир, 1970. Денизова Г.А. Удивительный мир растений. - М.: Просвещение, 1981. Дре Ф. Эхология. - М.: Атомиздат, 1976. Жостан В.И. Природа наших ощущений. - М.: Просвещение, 1983. Кацц Б. Решение задач по физике живой природы // Физика в школе. -1975. - № 6. Литинецкий А.Б. Беседы о бионике. - М.: Наука, 1968. Морозов В. Занимательная биоакустика (Наука и прогресс). - М.: Знание, 1983. Оммани Ф. Рыбы. - М.: Мир, 1975. Перельман Я.И. Занимательная физика. - Кн. 1, 2. - М.: Наука, 1976. Пресман А.С. Электромагнитная сигнализация в живой природе» -. М.: Советское радио, 1974. Прокофьев О.Н. Удивительное рядом. - М.: Просвещение, 1973. Электроно – звуковые средства обучения: 1. Комплект учебных видиофильмов по физики DVD. 2. Сборник демонстрационных опытов по физике «Школьный физический эксперимент» на DVD. 3. Комплект компьютерных пособий по школьному курсу физики. Печатные пособия: 1. Комплекты тематических таблиц, транспарантов по физике для 7-9 классов. 2. др. 3. Таблицы «Множители и приставки СИ», «Физические величины. Фундаментальные константы», «Шкала электромагнитных волн» и Портреты выдающихся физиков. Информационно – образовательные ресурсы: 1. Коллекция медиаресурсов и электронные базы данных по физике. 2. Ресурсы сети интернет по физике. Технические средства обучения: 1. Компьютер. 2. Мультимедийный проектор. Оборудование и приборы. Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной программой общего образования. Лабораторное и демонстрационное оборудование указано в Перечне учебного оборудования по физике для общеобразовательных учреждений РФ. Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на двоих учащихся. Календарно – тематическое планирование элективного курса «Элементы биофизики» для 9 класса № Дата Пла н Название разделов, тем Кол ичес тво часо в на изуч ение Основные виды учебной деятельности Виды и формы контроля 1 Основные демонстрации: Пр Фак т Элементы биофизики при изучении механики (6ч) 1 5.09 Движение и сила. Масса тела и 2 12.09 34. 19.09 26.09 плотность. Сила тяжести и вес. Сила трения и сопротивления. Трение в живых организмах. Давление жидкостей и газов. Архимедова сила в живой природе. 5-6 3.10 10.10 Простые природе. механизмы в живой Элементы биофизики при изучении колебаний и звука(6ч) 7-8 17.10 Колебания в живой природе. 24.10 Голосовой аппарат человека. Голоса в животном мире. Биоаккустика рыб. 97.11 Методы выстукивания и 10 14.11 выслушивания. Регистрация звуков сердца и легких. Эхо в мире живой природы. Ультразвук и инфразвук. 11- 21.11 Конференция по теме «Колебания и 12 28.11 волны. Звук. 1 2 2 2 Хватательные органы растений (шипы, усы, чешуйки, бугорки и т.п.). Простые механизмы в живой природе (скелеты животных, человека). «Строительная техника» в живой природе (паутина, стебли злаков в разрезе), раковины, кораллы и т.п. Плавание рыб и пиявок в аквариуме. Практические работы: Определение плотности биологических объектов: дерева; костей и т.п. Измерение скорости движения кошки. Определение выталкивающей силы, действующей на рыбу. Творческие задания: Подумайте и поставьте задачи, в которых использовались бы скорости различных животных и рыб. Изготовить плакат, где будут представлены различные виды хватательных органов растений и животных. Подготовить доклад об аппарате искусственного кровообращения (АИК). Исследование влияния силы тяжести на развитие растений. Пр Пр Основные демонстрации: Кассета звуков живой природы (животных и шум леса). 2 Ультразвуковые аппараты в медицине. Перкуссия (метод выстукивания). Аускультация (выслушивание). 2 Регистрация звуков сердца и легких. Учебный кинофильм «Рукокрылые». об эхолокации Экскурсии и творческие работы: Творческие работы Ультразвуковые аппараты в медицине. Регистрация звуков сердца и легких – экскурсия. Элементы биофизики при изучении теплоты и молекулярных явлений(6ч) 135.12 Процессы диффузии в живой 2 Основные демонстрации и практические 14 12.1 природе. Капиллярные явления. работы: 2 Смачиваемость. Демонстрация диффундирования молекул 1519.1 Теплоизоляция в животном мире. 2 соли или сахара через целлофановый 16 2 Пчелиный улей с точки зрения мешочек. 26.1 теплотехники. 2 Демонстрация молекул воды через 179.01 Роль процессов испарения для 2 мешочек с более мелкими порами. 18 16.0 живых организмов. Испарение в Подкормка растений путем опрыскивания 1 жизни растений. кроны. Творческие работы Растение – компас (гербарий). Творческие работы: Пчелиный улей с теплотехники (реферат). точки зрения Почему мы краснеем в жару, а в холод бледнеем и дрожим (небольшое сообщение). Закон сохранения и превращения энергии (реферат). Элементы биофизики при изучении электричества (6ч) 1923.0 Электрические свойства тканей 20 1 человека. Поражение молнией. 30.0 Биопотенциалы и их регистрация. 1 216.02 Применение статического 22 13.0 электричества. Применение 2 постоянного тока и высокочастотных колебаний с лечебной целью 2320.0 Радиотелеметрия. Новые источники 24 2 электроэнергии. Электрические 27.0 рыбы. 2 2 2 2 Творческие работы: Реферат «Магниты в медицине» Применение электричества в медицине. Творческие работы Элементы биофизики при изучении оптики и строении атома(6ч) 255.03 Глаза различных представителей 3 27 12.0 животного мира. Как пчелы 3 различают цвета. Глаз человека. 19.0 3 282.04 Холодное свечение. Интерференция 3 30 9.04 в живой природе. 16.0 Ультрафиолетовые и рентгеновские 4 лучи. Радиоактивные изотопы в биологии и медицине. Основные демонстрации: Модель глаза человека. Таблица «Как пчелы различают цвета?». Таблица свечения различных животных и грибов, бактерий. Творческие работы Крылья бабочек, стрекоз (интерференция). Демонстрация ультрафиолетового инфракрасного излучения. и Рентгеновская трубка. Оптические приборы в медицине (микроскопы, лупы, бинокулярные лупы и т.п.), лазеры. Творческие работы: Реферат «Биологическое действие ионизирующих излучений». Реферат «Роль электромагнитных полей в жизни человека». 3133. 23.0 4 30.0 4 7.05 14.0 5 Проекты 3 Проекты