рабочая программа элективного курса Элементы биофизики (9 класс)

Пояснительная записка
Рабочая программа «Элементы биофизики» для обучающихся 9 класса разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования. УМК - Зорин Н.И. (Элективный курс «Элементы биофизики»: 9 класс. М.:
ВАКО, 2007. 336с.- (Мастерская учителя)). Элективный курс рассчитан на преподавание в объеме 33 часа (1 час в неделю).
Цели и задачи курса:
Цели, на достижение которых направлено изучение физики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в
Федеральном государственном стандарте общего образования и конкретизированы в основной образовательной программе основного
общего образования Школы:
 повышение качества образования в соответствии с требованиями социально-экономического и информационного развития общества и
основными направлениями развития образования на современном этапе.
 создание комплекса условий для становления и развития личности выпускника в её индивидуальности, самобытности, уникальности,
неповторимости в соответствии с требованиями российского общества
 обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и
компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями
обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
 усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
 формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине
мира;
 формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
 формирование готовности современного выпускника основной школы к активной учебной деятельности в информационнообразовательной среде общества, использованию методов познания в практической деятельности, к расширению и углублению
физических знаний и выбора физики как профильного предмета для продолжения образования;
 организация экологического мышления и ценностного отношения к природе, осознание необходимости применения достижений
физики и технологий для рационального природопользования;
 понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых
приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин
техногенных и экологических катастроф;
 формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как
следствие несовершенства машин и механизмов;





овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных
и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую
среду и организм человека
развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики,
электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ФИЗИКИ В 9 КЛАССАХ
Физика как наука о наиболее общих законах природы вносит основополагающий вклад в формировании знаний об окружающем мире.
Школьный элективный курс физики является системообразующим для других предметов естественнонаучного цикла – химии, биологии,
географии и астрономии.
Цели изучения элективного курса в основной школе следующие:
 Формирование у обучающихся представлений о физической картине мира;
 понимание обучающимися сущности основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними, условий их
применимости;
 развитий интеллектуальных и творческих способностей обучающихся на основе формирования системы научных знаний и опыта
познавательной деятельности.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
 знакомство обучающихся с научном методом познания и методами исследования объектов и явлений природы;
 усвоение обучающимися, знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах,
характеризующих эти явления;
 овладение обучающимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема,
гипотеза, модель, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
 понимание обучающимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых,
производственных и культурных потребностей человека, для дальнейшего научно-технического прогресса.
Программой предусмотрено выполнение теоретических заданий творческого характера. Этот вид деятельности направлен на развитие
умений обучающихся искать и анализировать информацию.
Элективный курс предназначен для 9 классов общеобразовательных учреждений естественно – научного или естественно –
математического профиля. Курс основан на знаниях и умениях, полученных учащимися при изучении физики и биологии в средней шко ле.

Для отбора биофизического материала использовано три направления:
 показать учащимся единство законов природы, применимость законов физики к живому организму;
 ознакомление с физическими методами взаимодействия и исследования, широко применяемых в биологии, и в медицине;
 ознакомление учащихся с идеями и некоторыми результатами бионики.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ФИЗИКИ.
Обучение физике по данной программе способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных
результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования.
Содержание элективного курса базируется материале курса физики, изучаемого в основной школе, в соответствии с программой общего
образования по физике.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей: объяснение физических явлений, знакомство с
работами физиков – классиков, обсуждение достижений физики как науки, выполнение исследовательских и конструкторских
заданий:
 формирование убеждённости в необходимости познания природы, развития науки и технологий для дальнейшего развития
человеческого общества: знакомство со становлении развитием физики как науки, обсуждение вклада отечественных и зарубежных
учёных в освоение космоса, развитие телевидения, радиосвязи, ядерной энергетики и др.;
 ценностное отношение к физике и результатам обучения, воспитание уважения к творцам науки и техники, термодинамике,
молекулярной физики, электродинамики, квантовой, атомной и ядерной физики;
 формирование мотивации образовательной деятельности и оценки собственных возможностей и личных интересов при выборе сферы
будущей профессиональной деятельности: выполнение творческих заданий, проектов, обсуждение основополагающих достижений
классической и современной физики.
МЕТОПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
 овладение основными способностями учебной деятельности: постановке целей, планирование, самоконтроль, оценка полученных
результатов и др.;



развитие творческого мышления на основе формирования устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели
физических явлений, экспериментально проверять выдвигаемые гипотезы;
 понимание различий между теоретическими и эмпирическими методами познания, исходными фактами и гипотезами для их
объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами;
 приобретение опыта самостоятельного поиска информации естественнонаучного содержания с использованием различных
источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных без данных, ресурсов Интернета) и
информационных технологий, её обработки и представления в различных формах (словесно, с помощью графиков, математических
символов, рисунков и структурных схем);
 готовность к самостоятельному выполнению проектов, докладов, рефератов и других творческих работ;
 формирование умений выражать свои мысли, выслушивать различные точки зрения, признавать право другого человека на иное
мнение, вести дискуссию, отстаивать свои взгляды и убеждения, работать в группе с выполнением различны социальных ролей;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
 показать необходимость развития в процессе обучения физике способностей, позволяющих решать задачи и получать
дополнительные сведения из смежных областей знаний;
 формирование знаний о становлении физики как науке, о вкладе отечественных и зарубежных классиков физики в развитие науки и
техники, об экологических проблемах и путях их решения;
 понимание и способность объяснить физические явления в повседневной жизне: равномерное прямолинейное движение,
равноускоренное прямолинейное равномерное движение, передача давления жидкостям и газам, атмосферное давление, плавание тел,
механические колебания и волны, диффузия, теплопроводность, конвекция, излучение, испарение, конденсация кипение, плавление,
кристаллизация, электризация тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на
проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитная индукция, отражение, преломление и дисперсия света, возникновение
линейного спектра излучения;
 приобретение умений вычислять физические величины: скорость, ускорение, импульс, работу, силы, мощность, кинетическую
энергию, потенциальную энергию, удельную теплоёмкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, относительную
влажность воздуха, электрический заряд, оптическую силу линзы;
 использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в
процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники, контроля за исправности
электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире, рационального применения простых механизмов, оценки
безопасности радиационного фона.

СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ФИЗИКИ
Элементы биофизики при изучении механики(6ч)
Движение и сила. Масса тела. Плотность. Сила тяжести. Вес тела. Сила трения и сопротивления. Трение в живых организмах. Давление
жидкостей и газов. Архимедова сила. Законы Ньютона. Простые механизмы в живой природе. Деформации. Мощности, развиваемые
человеком.
Элементы биофизики при изучении колебаний и звука(6ч)
Колебания в живой природе. Голосовой аппарат человека. Голоса в животном мире. Биоакустика рыб. Как животные определяют
направление звука. Слуховой аппарат человека. Методы выстукивания – перкуссия. Выслушивание – аускультация. Регистрация звука
сердца и легких. Эхо в мире живой природы. Ультразвук, его роль в биологии и медицине. Аппарат – предсказатель шторма.
Элементы биофизики при изучении теплоты и молекулярных явлений(6ч)
Первоначальные сведения о строении вещества. Процессы диффузия в живой природе. Капиллярные явления. Смачивание. Теплоизоляция в
жизни животного мира. Пчелиный улей с точки зрения теплотехники. Почему мы краснеем в жару, а в холод бледнеем и дрожим? Роль
процессов испарения для животных организмов. Испарение в жизни растений. Закон сохранения и превращения энергии.
Элементы биофизики при изучении электричества(6ч)
Электрические свойства тканей организма. Поражение деревьев молнией, Биопотенциалы и их регистрация. Биоточный манипулятор.
Применение статического электричества. Применение электрического тока с лечебной целью. Применение высокочастотных колебаний в
лечебных целях. Микроволновая терапия. Радиотелеметрия. Новый источник электроэнергии. Электрические рыбы.
Элементы биофизики при изучении оптики и строении атома(6ч)
Глаза различных представителей животного мира. Глаз человека. Как пчёлы различают цвета. Холодное свечение в природе. Интерференция
в живой природе. Ультрафиолетовые и рентгеновские лучи. Применение спектрального и рентгеноструктурного анализа к изучению
строения гемоглобина. Оптические приборы в медицине. Радиоактивные изотопы в биологии и медицине. Биологическое действие
ионизирующих излучений.
Проекты (3ч)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ.

Основное содержание по темам

Количество часов

Элементы биофизики при изучении механики

6ч

Элементы биофизики при изучении колебаний и звука

6ч

Элементы биофизики при изучении теплоты и молекулярных
явлений

6ч

Элементы биофизики при изучении электричества

6ч

Элементы биофизики при изучении оптики и строении атома

6ч

Проекты

3ч

Итог

33ч

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА.
Программно-методическое обеспечение рабочей программы:
 авторская программа элективного курса «Элементы биофизики»: 9 класс./ Н.И. Зорин-М.: ВАКО,2007.-160с. - (Мастерская учителя).
Методическая литература
 Акимушкин И. «Занимательная биология».- М.: Молодая гвардия, 1967.
 Безденежных Е.А., Брикман И.С. Физика в живой природе и медицине.- Киев.: Радяннська школа, 1976.
 Воронин Л.Г., Колбановский В.Н., Маш Р.Д. Физиология высшей нервной деятельности и психология. - М.: Просвещение, 1977.
 Воронцова З. Удивительные растения. - М.: Изобразительное искусство, 1976.
 Воронцова З., Семенцов – Ошевский А. Мастерская природы. - М.: Изобразительное искусство, 1981.
 Галактионов С., Юрин В. Ботаники с гальванометром. - М.: Знание, 1979.
 Грегг Дж. Опыты со зрением в школе и дома. - М.: Мир, 1970.
 Денизова Г.А. Удивительный мир растений. - М.: Просвещение, 1981.
 Дре Ф. Эхология. - М.: Атомиздат, 1976.
 Жостан В.И. Природа наших ощущений. - М.: Просвещение, 1983.
 Кацц Б. Решение задач по физике живой природы // Физика в школе. -1975. - № 6.
 Литинецкий А.Б. Беседы о бионике. - М.: Наука, 1968.
 Морозов В. Занимательная биоакустика (Наука и прогресс). - М.: Знание, 1983.
 Оммани Ф. Рыбы. - М.: Мир, 1975.
 Перельман Я.И. Занимательная физика. - Кн. 1, 2. - М.: Наука, 1976.
 Пресман А.С. Электромагнитная сигнализация в живой природе» -. М.: Советское радио, 1974.
 Прокофьев О.Н. Удивительное рядом. - М.: Просвещение, 1973.
Электроно – звуковые средства обучения:
1.
Комплект учебных видиофильмов по физики DVD.
2.
Сборник демонстрационных опытов по физике «Школьный физический эксперимент» на DVD.
3.
Комплект компьютерных пособий по школьному курсу физики.
Печатные пособия:
1.
Комплекты тематических таблиц, транспарантов по физике для 7-9 классов.

2.
др.
3.

Таблицы «Множители и приставки СИ», «Физические величины. Фундаментальные константы», «Шкала электромагнитных волн» и
Портреты выдающихся физиков.

Информационно – образовательные ресурсы:
1.
Коллекция медиаресурсов и электронные базы данных по физике.
2.
Ресурсы сети интернет по физике.
Технические средства обучения:
1.
Компьютер.
2.
Мультимедийный проектор.
Оборудование и приборы.
Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного
материала, базисной программой общего образования. Лабораторное и демонстрационное оборудование указано в Перечне учебного
оборудования по физике для общеобразовательных учреждений РФ.
Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного
комплекта оборудования на двоих учащихся.
Календарно – тематическое планирование элективного курса «Элементы биофизики» для 9 класса
№

Дата

Пла
н

Название разделов, тем

Кол
ичес
тво
часо
в на
изуч
ение

Основные виды учебной деятельности

Виды и формы контроля

1

Основные демонстрации:

Пр

Фак
т

Элементы биофизики при изучении механики (6ч)
1

5.09

Движение и сила. Масса тела и

2

12.09

34.

19.09
26.09

плотность.
Сила тяжести и вес. Сила трения и
сопротивления. Трение в живых
организмах.
Давление жидкостей и газов.
Архимедова сила в живой природе.

5-6

3.10
10.10

Простые
природе.

механизмы

в

живой

Элементы биофизики при изучении колебаний и звука(6ч)
7-8 17.10
Колебания в живой природе.
24.10
Голосовой аппарат человека. Голоса
в животном мире. Биоаккустика
рыб.
97.11
Методы
выстукивания
и
10
14.11
выслушивания. Регистрация звуков
сердца и легких. Эхо в мире живой
природы. Ультразвук и инфразвук.
11- 21.11
Конференция по теме «Колебания и
12
28.11
волны. Звук.

1

2

2

2

Хватательные органы растений (шипы,
усы, чешуйки, бугорки и т.п.).
Простые механизмы в живой природе
(скелеты животных, человека).
«Строительная техника» в живой природе
(паутина, стебли злаков в разрезе),
раковины, кораллы и т.п.
Плавание рыб и пиявок в аквариуме.
Практические работы:
Определение плотности биологических
объектов: дерева; костей и т.п.
Измерение скорости движения кошки.
Определение выталкивающей силы,
действующей на рыбу.
Творческие задания:
Подумайте и поставьте задачи, в которых
использовались бы скорости различных
животных и рыб.
Изготовить плакат, где будут
представлены различные виды
хватательных органов растений и
животных.
Подготовить доклад об аппарате
искусственного кровообращения (АИК).
Исследование влияния силы тяжести на
развитие растений.

Пр

Пр

Основные демонстрации:
Кассета звуков живой природы (животных
и шум леса).

2

Ультразвуковые аппараты в медицине.
Перкуссия (метод выстукивания).
Аускультация (выслушивание).

2

Регистрация звуков сердца и легких.
Учебный кинофильм
«Рукокрылые».

об

эхолокации

Экскурсии и творческие работы:

Творческие работы

Ультразвуковые аппараты в медицине.
Регистрация звуков сердца и легких –
экскурсия.
Элементы биофизики при изучении теплоты и молекулярных явлений(6ч)
135.12
Процессы диффузии в живой 2
Основные демонстрации и практические
14
12.1
природе. Капиллярные явления.
работы:
2
Смачиваемость.
Демонстрация диффундирования молекул
1519.1
Теплоизоляция в животном мире. 2
соли или сахара через целлофановый
16
2
Пчелиный улей с точки зрения
мешочек.
26.1
теплотехники.
2
Демонстрация молекул воды через
179.01
Роль процессов испарения для 2
мешочек с более мелкими порами.
18
16.0
живых организмов. Испарение в
Подкормка растений путем опрыскивания
1
жизни растений.
кроны.

Творческие работы

Растение – компас (гербарий).
Творческие работы:
Пчелиный
улей
с
теплотехники (реферат).

точки

зрения

Почему мы краснеем в жару, а в холод
бледнеем
и
дрожим
(небольшое
сообщение).
Закон сохранения и превращения энергии
(реферат).
Элементы биофизики при изучении электричества (6ч)
1923.0
Электрические свойства тканей
20
1
человека. Поражение молнией.
30.0
Биопотенциалы и их регистрация.
1
216.02
Применение
статического
22
13.0
электричества.
Применение
2
постоянного
тока
и
высокочастотных
колебаний
с
лечебной целью
2320.0
Радиотелеметрия. Новые источники
24
2
электроэнергии.
Электрические
27.0
рыбы.
2

2

2

2

Творческие работы:
Реферат «Магниты в медицине»
Применение электричества в медицине.
Творческие работы

Элементы биофизики при изучении оптики и строении атома(6ч)
255.03
Глаза различных представителей 3
27
12.0
животного мира. Как пчелы
3
различают цвета. Глаз человека.
19.0
3
282.04
Холодное свечение. Интерференция 3
30
9.04
в живой природе.
16.0
Ультрафиолетовые и рентгеновские
4
лучи. Радиоактивные изотопы в
биологии и медицине.

Основные демонстрации:
Модель глаза человека.
Таблица «Как пчелы различают цвета?».
Таблица свечения различных животных и
грибов, бактерий.

Творческие работы

Крылья бабочек, стрекоз (интерференция).
Демонстрация
ультрафиолетового
инфракрасного излучения.

и

Рентгеновская трубка.
Оптические
приборы
в
медицине
(микроскопы, лупы, бинокулярные лупы и
т.п.), лазеры.
Творческие работы:
Реферат
«Биологическое
действие
ионизирующих излучений».
Реферат «Роль электромагнитных полей в
жизни человека».
3133.

23.0
4
30.0
4
7.05
14.0
5

Проекты

3

Проекты


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».