Рабочая программа элективного курса Учимся понимать и строить текст (9 класс)

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Учимся строить и понимать текст» в 9 классе является составной частью
основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ №25 г. Тюмени. Рабочая программа составлена в соответствии
с:
 Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденного приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (в действующей редакции);
 Основной образовательной программой основного общего образования МАОУ СОШ №25 г. Тюмени, утвержденной приказом директора от
19.05.2020 № 108а-ОД;
 Концепцией преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от
09.04.2016 года №637-р;
 Авторской программы для общеобразовательных учреждений по внеурочной деятельности «Учимся работать с текстом. 5–9 классы» [Текст] /
В. В. Васильева, Е. В. Ежова // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. СанктПетербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 170-178.
Учебный предмет изучается в 9 классе, рассчитан на 1 час в неделю, всего 17 часов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Личностные результаты освоения элективного курса:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия
народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки
в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности
вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных

чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
12) развитие умения формулировать и объяснять собственную позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе полученных знаний
с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина.
13) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Метапредметные результаты освоения элективного курса:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);
развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
13) умение находить и извлекать информацию в различном контексте; объяснять и описывать явления на основе полученной информации;
анализировать и интегрировать полученную информацию; формулировать проблему, интерпретирует и оценивать её; делать выводы, строить
прогнозы, предлагать пути решения.
Предметные результаты изучения элективного курса:
1) совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при
помощи современных средств устной и письменной коммуникации):
создание устных монологических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с
соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; умение различать монологическую, диалогическую и
полилогическую речь, участие в диалоге и полилоге;
развитие навыков чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и содержательной переработки прочитанного
материала, в том числе умение выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и выразительности;
овладение различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением
информации);
понимание, интерпретация и комментирование текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и
функциональных разновидностей языка, осуществление информационной переработки текста, передача его смысла в устной и письменной форме, а
также умение характеризовать его с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения;
умение оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных
неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
выявление основных особенностей устной и письменной речи, разговорной и книжной речи;
умение создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью и сферой общения (аргументированный ответ на вопрос,
изложение, сочинение, аннотация, план (включая тезисный план), заявление, информационный запрос и др.);
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и
самообразования:
осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и
коммуникативных потребностей;
соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;
стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения
и планировать их совершенствование и развитие;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка:
распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развернутая
и скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение; сравнительный оборот; фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в речи;
уместное использование фразеологических оборотов в речи;

корректное и оправданное употребление междометий для выражения эмоций, этикетных формул;
использование в речи синонимичных имен прилагательных в роли эпитетов;
4) анализ текста и распознавание основных признаков текста, умение выделять тему, основную мысль, ключевые слова, микротемы, разбивать текст
на абзацы, знать композиционные элементы текста;
определение функционально-смысловых типов речи, принадлежности текста к одному из них и к функциональной разновидности языка, а также
создание текстов различного типа речи и соблюдения норм их построения;
определение видов связи, смысловых, лексических и грамматических средств связи предложений в тексте, а также уместность и целесообразность
их использования;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для
свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения:
умение использовать словари (в том числе - мультимедийные) при решении задач построения устного и письменного речевого высказывания,
осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, их строения и способах
конструирования информационных запросов;
пользование толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего - для определения лексического значения (прямого и
переносного) слова, принадлежности к его группе однозначных или многозначных слов, определения прямого и переносного значения,
особенностей употребления;
пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова;
использование словарей для подбора к словам синонимов, антонимов;
7) овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными,
стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и
письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и
фразеологии языка:
поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами;
освоение правил правописания служебных частей речи и умения применять их на письме;
применение правильного переноса слов;
применение правил постановки знаков препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании,
диалоге;
соблюдение основных орфоэпических правил современного русского литературного языка, определение места ударения в слове в соответствии с
акцентологическими нормами;
выявление смыслового, стилистического различия синонимов, употребления их в речи с учетом значения, смыслового различия, стилистической
окраски;
нормативное изменение форм существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов;
соблюдение грамматических норм, в том числе при согласовании и управлении, при употреблении несклоняемых имен существительных и
аббревиатур, при употреблении предложений с деепричастным оборотом, употреблении местоимений для связи предложений и частей текста,
конструировании предложений с союзами, соблюдение видовременной соотнесенности глаголов-сказуемых в связном тексте;
В результате изучения элективного курса на уровне основного общего образования:
Выпускник научится:

 владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
 владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного
материала;
 владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации)
и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
 адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание,
рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
 участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной
направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого
этикета;
 создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и
речевого этикета;
 анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функциональносмысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
 опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
 соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
 опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
 опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
 использовать орфографические словари.
Выпускник получит возможность научиться:
 анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата;
понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
 оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
 опознавать различные выразительные средства языка;
 писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
 осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности;
 участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и
читательского опыта;
 самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
 самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач.

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

1)
2)

Очная.
Дистанционная (с применением образовательных платформ).
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» (4 часа)
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Рассуждение-размышление. Рассуждение-объяснение.
Рассуждение-доказательство. Функционально-стилевая дифференциация текстов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой
стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль,
жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных
сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Разные виды предст авления
информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака, диаграммы. Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет.
Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников.
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» (8 часов)
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Приёмы сжатия текста. Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании
текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую.
Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании исходного текста (художественного,
публицистического стиля) монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи. Композиция
текста типа рассуждения. Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учётом поставленной задачи. Формулирование
тезисов, аргументов, выводов с опорой на прочитанный текст.
Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом
цели их дальнейшего использования. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания
прослушанного текста). Создание письменного текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
Раздел «Работа с текстом: оценка информации» (5 часов)
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Участие в
учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. В процессе работы с
одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой
информации. Критическое отношение к информации.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема

Количество часов

Виды деятельности
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов.
Рассуждение-размышление. Рассуждение-объяснение. Рассуждение-доказательство.
Функционально-стилевая
дифференциация
текстов
(разговорный
стиль,
художественный
стиль,
официально-деловой
стиль,
научный
стиль,
публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста.
Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста.
Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации,
конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части
текста, микротема, абзац, план текста. Разные виды представления информации:
словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака, диаграммы. Источники
информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет.
Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации,
полученной из нескольких источников.
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Приёмы сжатия текста.
Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста. Аргументы,
подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление
связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся
в разных частях текста информации. Составление на основании исходного текста
(художественного, публицистического стиля) монологического высказывания
(устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи.
Композиция текста типа рассуждения. Выбор типа и стиля речи собственного
монологического высказывания с учётом поставленной задачи. Формулирование
тезисов, аргументов, выводов с опорой на прочитанный текст.
Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов:
планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их
дальнейшего использования. Письменное воспроизведение текста с заданной
степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста).
Создание письменного текста в соответствии с заданной темой и функциональносмысловым типом речи.
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение
собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Участие в учебном диалоге
при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление

1.

Работа с текстом: поиск
информации и понимание
прочитанного

4

2.

Работа с текстом: преобразование и
интерпретация информации

8

3.

Работа с текстом: оценка
информации

5

различных точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или
несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации.
Нахождение способов проверки противоречивой информации. Критическое
отношение к информации.
ИТОГО

17

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема

Кол-во
часов

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов.
Функционально-стилевая дифференциация текстов. Жанр текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея.
Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Разные виды представления информации.
Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет. Работа с несколькими источниками информации.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Подробный и сжатый пересказ текста.
Приёмы сжатия текста. Сжатый пересказ текста.
Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста).
Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод.
Составление на основании художественного текста письменного монологического высказывания в соответствии с заданным
типом и стилем речи.
Композиция текста типа рассуждения.
Формулирование тезисов, аргументов, выводов с опорой на прочитанный текст.
Создание письменного текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Работа с текстом: оценка информации

13.
14.
15.
16.
17.

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его 1
аргументация.
Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
1
Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию.
1
В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации.
1
Нахождение способов проверки противоречивой информации. Критическое отношение к информации.
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».