ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к учебному плану МАОУ СОШ 25 г. Тюмени на 2023-2024 учебный год, реализующей обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с задержкой психического развития (вариант 7.2) Учебный план муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 25 города Тюмени на 2023-2024 учебный год сформирован в соответствии с нормативными документами, с учетом образовательной программы, обеспечивающей достижение обучающимися результатов освоения адаптивной основной общеобразовательной программы для детей с задержкой психического развития (вариант 7.2). При составлении учебного плана образовательное учреждение руководствовалось следующими нормативными документами: 1. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции от 01.05.2019); 2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; 3. Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1023 Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; 4. Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 № 345 “О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в действующей редакции от 08.05.2019); 5. Приказ Министерства просвещения РФ от 18.05.2020 № 249 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018г №345»; 6. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 года №28 «Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». 7. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017 №09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятий и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»; 8. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.03.2016 № ВК- 452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»; 9. Локальными актами МАОУ СОШ №25 г. Тюмени. Учебный план является основным механизмом реализации Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2). Учебный план начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития направлен на решение двух задач: сформировать основы функциональной грамотности и основные умения и навыки учения и общения; своевременно скорректировать отставание в развитии обучающихся, ликвидируя пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, преодолеть недостатки в результате нарушенного развития, включая недостатки мыслительной деятельности, речи, моторики, пространственной ориентировки, регуляции поведения. В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционноразвивающая область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2). Коррекционно-развивающая область включена в структуру учебного плана с целью коррекции недостатков психофизического развития обучающихся. Учебный план состоит из двух частей – обязательной части (80%) и части, формируемой участниками образовательного процесса (20%). В обязательной части учебного плана полностью реализуется федеральный компонент государственного образовательного стандарта для детей с задержкой психического развития (вариант 7.2). Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП НОО, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с ОВЗ (вариант 7.2). - формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; - готовность обучающихся к продолжению образования на последующей ступени основного общего образования; - формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; - формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; - личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2). Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательной организации. Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности и представлено фронтальными и индивидуальными коррекционноразвивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой, направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях. Обязательный предмет «Ритмика» рассчитан на развитие мышления, координации движений, мышечного тонуса, моторной и рече-моторной деятельности, эмоционально-волевой сферы, пространственной ориентировки. Занятия по ритмике тесно связаны с обучением на уроках физкультуры и музыки. Организация внеурочной деятельности предполагает, что в этой работе принимают участие все педагогические работники школы (учителя музыки, учителя-логопеды, педагогипсихологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования и др.), так же и медицинские работники. Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется следующим образом: недельная нагрузка ― 10 ч, из них 7 ч отводится на проведение коррекционных занятий. Сроки освоения АООП НОО (вариант 7.2) обучающимися с ЗПР составляют 5 лет, с обязательным введение 1 дополнительного класса. Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Обучение проходит в одну смену. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования реализуется общеобразовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность. План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся. План внеурочной деятельности реализуется с учетом психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ и программами коррекционноразвивающей направленности. Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными), направленными на коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях, а также групповыми занятиями по ритмике, направленными на коррекцию отклонений в развитии моторной деятельности обучающихся, развитие пространственных представлений, координации движений и улучшения осанки детей. Количество часов в неделю указывается на одного учащегося. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 мин., на групповые занятия – до 40 минут. Часы коррекционно-развивающей области, которые проводятся в течение учебного дня, не входят в максимальную нагрузку. Коррекционно-развивающая область учебного плана решает задачи: - продолжение целенаправленной работы по коррекции и развитию психических процессов, эмоциональной и когнитивной сфер, обеспечивающих усвоение обучающимися образовательной программы (на основе применения методов и приемов, форм обучения, способствующих повышению работоспособности, активизации учебной деятельности); - отслеживание результативности обучения и динамики развития обучающимися. Образовательным учреждением составляется модульная программа коррекционноразвивающих занятий, а затем на основании психолого-педагогической диагностики, исходя из индивидуальных особенностей детей, составляется планирование. Временной режим образования обучающихся с ЗПР (учебный год, учебная неделя, день) устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также локальными актами образовательной организации. Устанавливается следующая продолжительность учебного года: 1 классы – 33 учебных недели; 2 – 4 классы – 34 учебных недели. Учебный день включает в себя специально организованные занятия/уроки, а также паузу, время прогулки, выполнение домашних заданий. Обучение и воспитание происходит, как в ходе занятий/уроков, так и во время другой (внеурочной) деятельности обучающегося в течение учебного дня. Учебные занятия начинаются в 8 часов 30 минут. Проведение нулевых уроков не допускается. Число уроков в день: для обучающихся 1 классов – не должно превышать 4 уроков и один день в неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры; для обучающихся 2 – 4 классов – не более 5 уроков. Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут. При определении продолжительности занятий в 1 классах используется «ступенчатый» режим обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябредекабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май – по 4 урока по 40 минут каждый). Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2-го или 3-го уроков) – 20-30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2-го и 3-го уроков устанавливать перемены по 20 минут каждая. Между началом коррекционных, внеклассных, факультативных занятий, кружков, секций и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут. В конце учебного года для обучающихся 2-4 классов проводится годовая промежуточная аттестация по отдельным учебным предметам (курсам, модулям), ее формы и сроки в соответствии с Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся школы. Годовая промежуточная аттестация обучающихся 2-4-х классов проводится на основе диагностических и комплексных контрольных работ. Контроль результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования также включает самооценку ученика, результаты защиты учебных проектов, результаты разнообразных внеурочных и внешкольных работ (портфель достижений ученика). При проведении промежуточной аттестации для обучающихся с ОВЗ предусмотрено адаптирование текстов-инструкций с учетом их особых образовательных потребностей. Промежуточная аттестация обучающихся по адаптированной основной образовательной программе вариантов проходит в форме итоговой работы с учетом индивидуальных возможностей обучающихся. Промежуточная аттестация обучающихся 2-4 классов в 2023-2024 учебном году по итогам учебного года проводится в формах, представленных в таблице: Учебные предметы Русский язык 2 класс 3 класс 4 класс Стандартизированная Стандартизированная Стандартизированная контрольная работа контрольная работа контрольная работа Литературное чтение Проверка читательских умений Проверка читательских умений Проверка читательских умений Математика Комбинированная контрольная работа Комбинированная контрольная работа Комбинированная контрольная работа Окружающий мир Тест Тест Тест Творческая работа для итоговой выставки Проект Итоговая административная контрольная работа (лексикограмматический тест) Творческая работа для итоговой выставки Проект Иностранный язык Изобразительное искусство Технология Творческая работа для итоговой выставки Проект Физическая культура Музыка ОРКСЭ Портфель спортивных достижений Проект Портфель спортивных достижений Проект Портфель спортивных достижений Проект Тест Приложение 1 Учебный план МАОУ СОШ № 25 г. Тюмени для обучающихся с задержкой психического развития (ФГОС ОВЗ – вариант 7.2) на 2023-2024 учебный год Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю 1 2 3 4 11 Обязательная часть Филология Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание Основы религиозных культур и светской этики Русский язык Литературное чтение Иностранный язык 5 4 - 5 4 - 5 4 - 4 4 1 4 3 1 Математика 4 4 4 4 4 Окружающий мир 2 2 2 2 2 Основы религиозных культур и светской этики 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 20 20 20 20 20 1 - 2 2 3 1 1 1 1 Музыка Изобразительное искусство Технология Технология Физическая культура Физическая культура (Адаптивная физическая культура) Итого Часть, формируемая участниками образовательного процесса Русский язык Литературное чтение Иностранный язык Геометрия вокруг нас Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5дневной учебной неделе) Внеурочная деятельность (включая коррекционноразвивающую область): коррекционно-развивающая область коррекционно-развивающие занятия ритмика направления внеурочной деятельности Всего Искусство 1 1 2 1 1 1 21 21 23 23 23 10 10 10 10 10 7 6 1 3 31 7 6 1 3 31 7 6 1 3 33 7 6 1 3 33 7 6 1 3 33 Коррекционно-развивающая область для обучающихся с ЗПР (Вариант 7.2) 1 класс 2 класс 3 класс 11 Коррекционно7 7 7 7 развивающая область: - педагогическая коррекция 1 1 1 1 (ритмика) - коррекционно-развивающие 2 2 2 2 занятия (логопедические) - коррекционно-развивающие 2 2 2 2 занятия (психокоррекционные) -педагогическая коррекция 1 1 1 1 (русский язык) -педагогическая коррекция 1 1 1 1 (математика) 4 класс 7 1 2 2 1 1 Коррекционно-развивающая область для обучающихся с ЗПР (Вариант 7.2) 1 10 11 10 2 10 3 10 4 10 7 7 7 7 7 - ритмика 1 1 1 1 1 - логопедические развивающие занятия 2 2 2 2 2 - психокоррекционные развивающие занятия 2 2 2 2 2 Педагогическая коррекция Из них: 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Внеурочная деятельность (включая коррекционно–развивающую область) Коррекционно-развивающая область: Коррекция речи и пробелов знаний русскому языку Развитие математических представлений. по План внеурочной деятельности для обучающихся с задержкой психического развития (ФГОС ОВЗ – вариант 7.2) Количество часов в неделю Направления 1 2 3 4 11 Спортивно-оздоровительная деятельность Коммуникативная деятельность Учение с увлечением Итого 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 3 1 1 3 1 1 3 1 1 3 Направления Формы организации внеурочной В деятельност неде лю и Объем внеурочной деятельности (кол-во часов) В год В неде лю 1 В неде лю 11 1 Лаборатория Спортивнооздоровительная здоровья «Школа деятельность В год 33 1 В год В неде лю 2 33 1 В год В неде лю 3 В год 4 34 здоровья» Лаборатория Спортивнооздоровительная здоровья «Растём деятельность здоровыми сильными» Коммуникативна Студия «Тропинка я деятельность 1 34 1 34 и к 1 33 1 33 своему Я» Коммуникативна Литературный кружок я деятельность 1 34 1 34 1 34 «Грамотный читатель» Учение с увлечением Кружок «Геометрия вокруг нас» 1 33 1 33 1 34 1 34 1 34 Всего 3 99 3 99 3 102 3 102 3 102