Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 города Тюмени
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Тропинка к своему Я»
5 класс
Составитель:
Педагог-психолог Дурымонова Е.Г.
Тюмень, 2024 год
Пояснительная записка.
Программа курса внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я» на уровне основного общего образования составлена на основе требований
к результатам освоения ФОП ООО, утвержденной приказом Министерства просвещения РФ от 18.05.2023 № 370; планируемым результатам
обучения в соответствии с обновленным ФГОС ООО, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ 31 мая 2021 г. № 287; с учётом
Федеральной рабочей программы воспитания.
Рабочая программа по психологии для 5 класса разработана на основе программы формирования психологического здоровья младших
школьников «Тропинка к своему Я». Уроки психологии в школе (5-6 класс), Хухлаева О.В. Москва: Генезис, 2016г.
Начало учебы в 5 классе – особый этап в школьной жизни ребенка. Перед каждым учеником стоит задача адаптации к непривычным условиям
обучения: к множеству учебных предметов, к новым учителям и т. п. У пятиклассников наблюдаются относительно высокая тревожность, некоторое
снижение успеваемости, проблемы в поведении. Кроме того, приближается «трудный» возраст, когда дети превращаются в подростков. Ведущей
деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остается учеба. Это еще одна причина внутреннего конфликта,
переживаемого
учащимися
5
класса.
Цель курса: формирование и сохранение психологического здоровья школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной
жизни.
Задачи курса:
1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей-установку преодоления.
4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к
мнению собеседника.
6. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
Место курса в учебном плане.
В соответствии с учебным планом МОУ СОШ №25 на 2023-2024 учебный год рабочая программа рассчитана на 17 часов в полугодие,
проводится 1 час в неделю, Длительность 1 занятия 30 минут.
Общая характеристика курса.
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками.
Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:
1.Введение в тему.
2.Развёртывание темы.
3.Индивидуализация темы.
4.Завершение темы
Форма занятий:
-Выполнение упражнений в игровой форме, проведения дискуссий; соревнования, психологические тренинги и релаксации.
Планируемые результаты:
- приобретение навыков эффективного взаимодействия со сверстниками;
- снижение уровня тревожности;
- развитие навыков уверенного поведения.
Итоговый контроль осуществляется в виде повторной диагностики в конце курса по изучению нормализации уровня тревожности и повышению
уровня учебной мотивации.
Результаты освоения курса.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
осознавать свои личные качества, способности и возможности;
осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции;
овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и учителями;
научиться контролировать собственное агрессивное поведение;
осознавать свою долю ответственности за чувства, мысли и поступки;
учиться прогнозировать последствия собственных поступков.
Познавательные УУД:
учиться осознавать и анализировать изменения в самом себе;
планировать свою учебную деятельность с учетом индивидуального стиля учебной деятельности;
адекватно воспринимать оценки учителей;
уметь распознавать чувства других людей;
обогатить представления о собственных ценностях и их роли в жизни;
уметь формулировать собственные проблемы.
Коммуникативные УУД:
учиться строить взаимоотношения с окружающими;
учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации;
учиться правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других;
учиться самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями;
формулировать свое собственное мнение и позицию;
учиться толерантному отношению к другому человеку.
Методы и техники, используемые в программе
1.Ролевые игры. Разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды (например, обиженный и обидчик; учитель и ученик).
2.Дискуссии.Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия.
3.Рисуночная арт-терапия. Задания могут быть предметно-тематические («Я в школе», «Мое любимое занятие», «Мой самый хороший
поступок») и образно-тематические: изображение в рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов (таких, как
«Счастье», «Добро»), а также изображающие эмоциональные состояния и чувства («Радость», «Гнев», «Обида»).
4. Моделирование образцов поведения. Поскольку тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у
подростка адекватных способов поведения, нами подобраны игры и упражнения на снятие тревожности, на преодоление школьных страхов, которые
позволяют преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка.
5.Метафорические истории и притчи.
Структура занятия
Каждое занятие начинается ритуалом приветствия, выполняющим функцию установления эмоционально-позитивного контакта психолога с
ребенком и формирования у ребенка направленности на сверстников, и завершается ритуалом прощания. Эти процедуры сплачивают детей, создают
атмосферу группового доверия и принятия.
Разминка включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышают уровень их активности и способствует
формированию групповой сплоченности.
Обсуждение домашнего задания проводится после (иногда вместо) разминки и способствует закреплению пройденного материала.
Основная часть занятия включает в себя психотехнические упражнения, игры и приемы, направленные на решение основных задач тренинга.
Предпочтение отдается многофункциональным техникам, таким как моделирование образцов поведения, позволяющим преодолеть тревожность и
расширить поведенческий репертуар ребенка. Тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего
подростка адекватных способов поведения, поэтому в основной части занятия в первую очередь представлены упражнения и игры, направленные на
снятие тревожности и школьных страхов.
Обсуждение итогов занятия, или рефлексия является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания
занятия в ходе заключительного обсуждения. Соблюдение подобной структуры занятий, привыкание к ней детей помогает им войти в новую
деятельность и сформировать соответствующие ожидания.
Формы контроля: входная, промежуточная, итоговая диагностика
Содержание курса 5 класс
Раздел 1. Введение в мир психологии Зачем нужны занятия по психологии? Здравствуй, пятый класс! Правила нашей жизни
Раздел 2. Я - это я Качества личности: «кто я? какой я?» Мы разные, но мы вместе!
Я - могу. Я - нужен!
. Я — успешный ученик. Осознание себя в роли ученика. Знакомство со школьными правилами, поведение в различных школьных ситуациях.
Формирование учебных навыков, усвоение правил работы на уроке. Диагностика учебной мотивации, школьной тревожности, интеллекта, памяти,
внимания. Формирование навыков взаимодействия в группе.
Раздел 3. Я имею право чувствовать и выражать свои чувства Чувства бывают разные. Стыдно ли бояться? Имею ли я право сердиться и обижаться?
Определение уровня тревожности.
Раздел 4. Я и мой внутренний мир Каждый видит мир и чувствует по- своему. Любой внутренний мир ценен и уникален.
Раздел5 .Кто в ответе за мой внутренний мир? Трудные ситуации могут научить меня. В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно
найдется.
Раздел 6. Я и ты. Я и мои друзья. У меня есть друг. Я и мои «колючки». Что такое одиночество? Я не одинок в этом мире.
Раздел 7. Мы начинаем меняться Нужно ли человеку меняться? Самое важное - захотеть меняться.
Тематический план
Дата
2.10 23
Название разделов и тем
Количество часов
виды деятельности
всего
теория
практи
ка
Тема 1. Введение в мир
психологии.
1
0,5
0,5
Здравствуй, пятый класс!
Правила нашей жизни.
1
0,5
0,5
Тема 2. Я-это я
1,5
1,5
Цифровые
образовательные
ресурсы
https://pandia.ru/tex
t/78/036/352-6.php
Игровая
Познавательная
Проблемноценностное
общение
3
Формы занятий
Подгрупповые
формы
https://flibusta.clu
b/b/482392/read
Коллективные
обсуждения и
дискуссии.
https://www.rulit.
me/books/tropinka
-k-svoemu-yauroki-psihologii-vnachalnoj-shkole14-read-4722471.html
09.10.23
16.10.23
Кто я, какой я? Я - могу. Я
нужен!
Мы разные, но мы вместе!
1
0,5
0,5
Игровая
Познавательная
Проблемноценностное
общение
1
0,5
0,5
Игровая
Познавательная
Проблемноценностное
общение
23.10.23
Легко ли быть учеником?
1
0,5
0,5
Игровая
Познавательная
Проблемноценностное
общение
30.10.23
Тема 3. Я имею право
чувствовать и выражать
свои чувства.
3
1,5
1,5
Чувства бывают разные.
Стыдно ли бояться?
1
0,5
0,5
Игровая
Познавательная
Самостоятельная
работа.
Работа в парах.
Коллективные
обсуждения и
дискуссии
Коллективные
обсуждения и
дискуссии
Техники и приѐмы
саморегуляции.
https://kindbook.net
/chitat/tropinka-ksvoemu-ya-urokipsihologii-vsredney-shkole-5-6
Проблемноценностное
общение
06.11.23
13.11.23
Имею ли я право сердиться и
обижаться?
1
Чего я боюсь?
1
0,5
0,5
Игровая
Познавательная
Проблемноценностное
общение
0,5
0,5
Игровая
Познавательная
Проблемноценностное
общение
20.11.23
27.11.23
Тема 4. Я и мой
внутренний мир.
2
1
1
Каждый видит мир и чувствует
по-своему.
1
0,5
0,5
Любой внутренний мир важен
и уникален.
1
Игровая
Познавательная
Проблемноценностное
общение
0,5
0,5
Игровая
Познавательная
Проблемноценностное
общение
Использование
экспрессдиагностик
Использование
экспрессдиагностик
Коллективные
обсуждения и
дискуссии
Коллективные
обсуждения и
дискуссии
коммуникативные
игры;
04.12.23
11.12.23
18.12.23
Тема 5. Кто в ответе за
мой внутренний мир?
4
2
2
Трудные ситуации могут
научить меня.
1
0,5
0,5
В трудной ситуации я ищу
силу внутри себя, и она
обязательно найдется.
1
Конфликт или взаимодействие?
1
Игровая
Познавательная
Проблемноценностное
общение
0,5
0,5
Игровая
Познавательная
Проблемноценностное
общение
0,5
0,5
Игровая
Познавательная
Проблемноценностное
общение
25.11.23
Работа с негативными
переживаниями.
Тема 6. Я и ты.
08.01.24
Я и мои друзья .У меня есть
1
0,5
0,5
Игровая
Познавательная
Проблемноценностное
общение
2
1
1
1
0,5
0,5
Игровая
Работа в парах
переменного
состава, работа в
группах,
взаимообучение
Работа в парах
переменного
состава, работа в
группах,
взаимообучение
Коллективные
обсуждения и
дискуссии
методы
психической
саморегуляции
арт-терапия;
сказкотерапия;
тренинговые
друг.
15.01.24
22.01.24
Что такoe одиночество? Я не
одинок в этом миpe.
1
Тема 7. Мы начинаем
меняться.
1
1
1
Нужно ли человеку меняться?
Самое важное - захотеть
меняться
1
0,5
0,5
0,5
0,5
Познавательная
Проблемноценностное
общение
упражнения;
коммуникативные
игры; дискуссии;
Игровая
Коллективные
обсуждения и
дискуссии
Познавательная
Проблемноценностное
общение
Игровая
Познавательная
Проблемноценностное
общение
Коллективные
обсуждения и
дискуссии
Список литературы
1. Григорьева Т.Г. «Основы конструктивного общения»: Практикум; М., 2008г
2. Кравцова М.М. «Дети изгои. Психологическая работа с проблемой»; М., 2009г
3. Марасанов Г.И. «Социально – психологический тренинг»; М., 2007г
4. Фопель К. «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: психологическое пособие: в 4 т.»; М., 2007г
5. Лебедева Л.Д. «Практика арт – терапии: подходы, диагностика, система занятий» Спб., 2009г
6. Райс Ф. « «Психология подросткового и юношеского возраста»; Спб., 2007г
7. «Психогимнастика в тренинге» под ред. Н.Ю. Хрящевой. Спб., 2008г
8. Хухлаева О.В.«Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5—6 классы)». - М.: Генезис, 2017.