Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 города Тюмени Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я» 5 класс Составитель: Педагог-психолог Дурымонова Е.Г. Тюмень, 2024 год Пояснительная записка. Программа курса внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я» на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения ФОП ООО, утвержденной приказом Министерства просвещения РФ от 18.05.2023 № 370; планируемым результатам обучения в соответствии с обновленным ФГОС ООО, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ 31 мая 2021 г. № 287; с учётом Федеральной рабочей программы воспитания. Рабочая программа по психологии для 5 класса разработана на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я». Уроки психологии в школе (5-6 класс), Хухлаева О.В. Москва: Генезис, 2016г. Начало учебы в 5 классе – особый этап в школьной жизни ребенка. Перед каждым учеником стоит задача адаптации к непривычным условиям обучения: к множеству учебных предметов, к новым учителям и т. п. У пятиклассников наблюдаются относительно высокая тревожность, некоторое снижение успеваемости, проблемы в поведении. Кроме того, приближается «трудный» возраст, когда дети превращаются в подростков. Ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остается учеба. Это еще одна причина внутреннего конфликта, переживаемого учащимися 5 класса. Цель курса: формирование и сохранение психологического здоровья школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни. Задачи курса: 1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека. 2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека. 3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей-установку преодоления. 4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем. 5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника. 6. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения. Место курса в учебном плане. В соответствии с учебным планом МОУ СОШ №25 на 2023-2024 учебный год рабочая программа рассчитана на 17 часов в полугодие, проводится 1 час в неделю, Длительность 1 занятия 30 минут. Общая характеристика курса. В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками. Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи: 1.Введение в тему. 2.Развёртывание темы. 3.Индивидуализация темы. 4.Завершение темы Форма занятий: -Выполнение упражнений в игровой форме, проведения дискуссий; соревнования, психологические тренинги и релаксации. Планируемые результаты: - приобретение навыков эффективного взаимодействия со сверстниками; - снижение уровня тревожности; - развитие навыков уверенного поведения. Итоговый контроль осуществляется в виде повторной диагностики в конце курса по изучению нормализации уровня тревожности и повышению уровня учебной мотивации. Результаты освоения курса. Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: осознавать свои личные качества, способности и возможности; осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции; овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и учителями; научиться контролировать собственное агрессивное поведение; осознавать свою долю ответственности за чувства, мысли и поступки; учиться прогнозировать последствия собственных поступков. Познавательные УУД: учиться осознавать и анализировать изменения в самом себе; планировать свою учебную деятельность с учетом индивидуального стиля учебной деятельности; адекватно воспринимать оценки учителей; уметь распознавать чувства других людей; обогатить представления о собственных ценностях и их роли в жизни; уметь формулировать собственные проблемы. Коммуникативные УУД: учиться строить взаимоотношения с окружающими; учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации; учиться правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других; учиться самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями; формулировать свое собственное мнение и позицию; учиться толерантному отношению к другому человеку. Методы и техники, используемые в программе 1.Ролевые игры. Разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды (например, обиженный и обидчик; учитель и ученик). 2.Дискуссии.Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия. 3.Рисуночная арт-терапия. Задания могут быть предметно-тематические («Я в школе», «Мое любимое занятие», «Мой самый хороший поступок») и образно-тематические: изображение в рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов (таких, как «Счастье», «Добро»), а также изображающие эмоциональные состояния и чувства («Радость», «Гнев», «Обида»). 4. Моделирование образцов поведения. Поскольку тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у подростка адекватных способов поведения, нами подобраны игры и упражнения на снятие тревожности, на преодоление школьных страхов, которые позволяют преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка. 5.Метафорические истории и притчи. Структура занятия Каждое занятие начинается ритуалом приветствия, выполняющим функцию установления эмоционально-позитивного контакта психолога с ребенком и формирования у ребенка направленности на сверстников, и завершается ритуалом прощания. Эти процедуры сплачивают детей, создают атмосферу группового доверия и принятия. Разминка включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышают уровень их активности и способствует формированию групповой сплоченности. Обсуждение домашнего задания проводится после (иногда вместо) разминки и способствует закреплению пройденного материала. Основная часть занятия включает в себя психотехнические упражнения, игры и приемы, направленные на решение основных задач тренинга. Предпочтение отдается многофункциональным техникам, таким как моделирование образцов поведения, позволяющим преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка. Тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, поэтому в основной части занятия в первую очередь представлены упражнения и игры, направленные на снятие тревожности и школьных страхов. Обсуждение итогов занятия, или рефлексия является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения. Соблюдение подобной структуры занятий, привыкание к ней детей помогает им войти в новую деятельность и сформировать соответствующие ожидания. Формы контроля: входная, промежуточная, итоговая диагностика Содержание курса 5 класс Раздел 1. Введение в мир психологии Зачем нужны занятия по психологии? Здравствуй, пятый класс! Правила нашей жизни Раздел 2. Я - это я Качества личности: «кто я? какой я?» Мы разные, но мы вместе! Я - могу. Я - нужен! . Я — успешный ученик. Осознание себя в роли ученика. Знакомство со школьными правилами, поведение в различных школьных ситуациях. Формирование учебных навыков, усвоение правил работы на уроке. Диагностика учебной мотивации, школьной тревожности, интеллекта, памяти, внимания. Формирование навыков взаимодействия в группе. Раздел 3. Я имею право чувствовать и выражать свои чувства Чувства бывают разные. Стыдно ли бояться? Имею ли я право сердиться и обижаться? Определение уровня тревожности. Раздел 4. Я и мой внутренний мир Каждый видит мир и чувствует по- своему. Любой внутренний мир ценен и уникален. Раздел5 .Кто в ответе за мой внутренний мир? Трудные ситуации могут научить меня. В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдется. Раздел 6. Я и ты. Я и мои друзья. У меня есть друг. Я и мои «колючки». Что такое одиночество? Я не одинок в этом мире. Раздел 7. Мы начинаем меняться Нужно ли человеку меняться? Самое важное - захотеть меняться. Тематический план Дата 2.10 23 Название разделов и тем Количество часов виды деятельности всего теория практи ка Тема 1. Введение в мир психологии. 1 0,5 0,5 Здравствуй, пятый класс! Правила нашей жизни. 1 0,5 0,5 Тема 2. Я-это я 1,5 1,5 Цифровые образовательные ресурсы https://pandia.ru/tex t/78/036/352-6.php Игровая Познавательная Проблемноценностное общение 3 Формы занятий Подгрупповые формы https://flibusta.clu b/b/482392/read Коллективные обсуждения и дискуссии. https://www.rulit. me/books/tropinka -k-svoemu-yauroki-psihologii-vnachalnoj-shkole14-read-4722471.html 09.10.23 16.10.23 Кто я, какой я? Я - могу. Я нужен! Мы разные, но мы вместе! 1 0,5 0,5 Игровая Познавательная Проблемноценностное общение 1 0,5 0,5 Игровая Познавательная Проблемноценностное общение 23.10.23 Легко ли быть учеником? 1 0,5 0,5 Игровая Познавательная Проблемноценностное общение 30.10.23 Тема 3. Я имею право чувствовать и выражать свои чувства. 3 1,5 1,5 Чувства бывают разные. Стыдно ли бояться? 1 0,5 0,5 Игровая Познавательная Самостоятельная работа. Работа в парах. Коллективные обсуждения и дискуссии Коллективные обсуждения и дискуссии Техники и приѐмы саморегуляции. https://kindbook.net /chitat/tropinka-ksvoemu-ya-urokipsihologii-vsredney-shkole-5-6 Проблемноценностное общение 06.11.23 13.11.23 Имею ли я право сердиться и обижаться? 1 Чего я боюсь? 1 0,5 0,5 Игровая Познавательная Проблемноценностное общение 0,5 0,5 Игровая Познавательная Проблемноценностное общение 20.11.23 27.11.23 Тема 4. Я и мой внутренний мир. 2 1 1 Каждый видит мир и чувствует по-своему. 1 0,5 0,5 Любой внутренний мир важен и уникален. 1 Игровая Познавательная Проблемноценностное общение 0,5 0,5 Игровая Познавательная Проблемноценностное общение Использование экспрессдиагностик Использование экспрессдиагностик Коллективные обсуждения и дискуссии Коллективные обсуждения и дискуссии коммуникативные игры; 04.12.23 11.12.23 18.12.23 Тема 5. Кто в ответе за мой внутренний мир? 4 2 2 Трудные ситуации могут научить меня. 1 0,5 0,5 В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдется. 1 Конфликт или взаимодействие? 1 Игровая Познавательная Проблемноценностное общение 0,5 0,5 Игровая Познавательная Проблемноценностное общение 0,5 0,5 Игровая Познавательная Проблемноценностное общение 25.11.23 Работа с негативными переживаниями. Тема 6. Я и ты. 08.01.24 Я и мои друзья .У меня есть 1 0,5 0,5 Игровая Познавательная Проблемноценностное общение 2 1 1 1 0,5 0,5 Игровая Работа в парах переменного состава, работа в группах, взаимообучение Работа в парах переменного состава, работа в группах, взаимообучение Коллективные обсуждения и дискуссии методы психической саморегуляции арт-терапия; сказкотерапия; тренинговые друг. 15.01.24 22.01.24 Что такoe одиночество? Я не одинок в этом миpe. 1 Тема 7. Мы начинаем меняться. 1 1 1 Нужно ли человеку меняться? Самое важное - захотеть меняться 1 0,5 0,5 0,5 0,5 Познавательная Проблемноценностное общение упражнения; коммуникативные игры; дискуссии; Игровая Коллективные обсуждения и дискуссии Познавательная Проблемноценностное общение Игровая Познавательная Проблемноценностное общение Коллективные обсуждения и дискуссии Список литературы 1. Григорьева Т.Г. «Основы конструктивного общения»: Практикум; М., 2008г 2. Кравцова М.М. «Дети изгои. Психологическая работа с проблемой»; М., 2009г 3. Марасанов Г.И. «Социально – психологический тренинг»; М., 2007г 4. Фопель К. «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: психологическое пособие: в 4 т.»; М., 2007г 5. Лебедева Л.Д. «Практика арт – терапии: подходы, диагностика, система занятий» Спб., 2009г 6. Райс Ф. « «Психология подросткового и юношеского возраста»; Спб., 2007г 7. «Психогимнастика в тренинге» под ред. Н.Ю. Хрящевой. Спб., 2008г 8. Хухлаева О.В.«Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5—6 классы)». - М.: Генезис, 2017.