Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 города Тюмени Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука театра» 5-6 классы Составитель: Учитель музыки Мордасова Ю.А. Тюмень, 2024 год Пояснительная записка Программа курса внеурочной деятельности «Азбука театра» на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения ФОП ООО, утвержденной приказом Министерства просвещения РФ от 18.05.2023 № 370; планируемым результатам обучения в соответствии с обновленным ФГОС ООО, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ 31 мая 2021 г. № 287; с учётом Федеральной рабочей программы воспитания. Цель курса: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства, формирование творческого потенциала школьников через театральную деятельность на основе художественных ценностей. Содержание программы предполагает обучение детей основам театрального искусства, помогает сформировать навыки театрального мастерства, развивает художественно-эстетический вкус и творческую активность детей. Место курса в плане внеурочной деятельности МАОУ СОШ №25: учебный курс предназначен для обучающихся 5-6х классов, рассчитан на 1 час в неделю или 34 часа в год. Содержание курса внеурочной деятельности. Раздел 1. Знакомство (2 ч) Знакомство друг с другом «Я, Он, Она», «Я – Мы» Школа-театр. Сравнительная характеристика: учитель-актёр; ученик-актёр. Знакомство с книгой. «Расскажи мне о себе». Что такое искусство. Театр как вид искусства. Как часто мы встречаемся с ним? Какое место оно занимает в нашей жизни. Зачем надо уметь играть. Что значит понимать искусство. Игра. Игровой тренинг. Раздел 2. Дорога в театр (4 ч) Театр как здание. Театральный словарь: «премьера». Путешествие в театр на спектакль «Приключения Буратино». «Запутанные картинки». «Лабиринт», «Чемодан», «Превращения квадрата», «Дорога из чисел», «Площадь часов», «Исчезнувшие цвета». Игровой тренинг. Раздел 3. В театре (4 ч) Этика поведения в театре. «Театр начинается с вешалки» (К.С. Станиславский). Обсуждение: «Что значит это выражение известного режиссёра?» Зрительный зал и сцена. Театральный словарик: «антракт», «авансцена», «инсценировка», «аплодисменты», «бис». Раздел 4. Как создаётся спектакль (3 ч) Путешествие по театральным мастерским. Бутафорская и гримёрная. Театральный словарик: «грим». В мастерской художника и костюмера. Мастерская актёра и режиссёра. Актёр и режиссёр. Актёр – творец, материал и инструмент. Музыка в театре. Основные отличия театра от других видов искусства – «здесь и сейчас». История театра: выдающиеся актёры и режиссёры. «Мои любимые актёры». Задание: наклеить фотографии актёров и режиссёров в рабочую тетрадь по театру. Раздел 5. Гномы играют в театр (2 ч) Сочинение «Сказки про Дракона». Описание героев будущего спектакля. Передача образа доброго или злого героя. Выражение своего восхищения мужеством, стойкостью героев. Отражение отрицательного отношения к жадности, злости, трусости. Раздел 6. Учимся актёрскому мастерству (6 ч) Актёр – творец, материал и инструмент. Выражение настроения, характера через мимику и жесты. Театральный словарик: «мимика», «пантомима», «мим». Знакомство с театром пантомимы и балета. Стихотворения Д. Хармса и С. Чёрного. Что умеет актёр и что необходимо каждому человеку. Средства образной выразительности. Расскажи сказку «Цыплёнок», используя жесты, мимику и голос. Возможности человеческого тела и использование его в разных видах искусства. Знакомство с возможностями собственного тела. Роль воображения в литературе, живописи и театральном искусстве. «Фантазёр» – чтение стихотворения в предлагаемых обстоятельствах. «Одушевление неодушевлённых предметов». Стихотворение «Про девочку, которая нашла своего мишку». Беседа. «Игрушка на сцене и значение игрушки в жизни человека». Раздел 7. Делаем декорации (2 ч) Что такое декорация. Зачем нужны декорации. Художники-декораторы. Выражение настроения, отношения художника к событию или герою с помощью цвета. Создание своих декораций. Раздел 8. Придумываем и делаем костюмы (3 ч) Стихотворение В. Берестова как сценическая история. Репетиция и показ. Внешний вид сказочного героя, его одежда (костюм). Костюм – важное средство характеристики персонажа. Эскиз костюма Зайца. Назначение театральных масок. Изготовление маски Дракона и Льва. Раздел 9. В мастерской бутафора (3 ч) Театральный словарик: «бутафория». Для чего нужна бутафория и из чего её изготовляют. Изготовление пальчиковых кукол. Пальчиковая гимнастика. Импровизация из рук. Игра с пальчиковыми куклами. Разыгрывание сценических историй «Про Дракона». Раздел 10. Делаем афишу и программку (2 ч) Театральный словарик: «афиша». Назначение афиши и театральной программки. Изготовление афиши. Заполнение программки. Задание «Лишняя профессия». Раздел 11. Урок-концерт (3 ч) Репетиция пальчикового спектакля «Про Дракона и волшебницу», сценических историй с пальчиковыми куклами, отдельными номерами. Открытый урок-концерт: выступления детей с разученными играми и упражнениями. Репетиция лучших сценических историй, этюдов, наиболее удачных игровых упражнений. Подготовка выставки лучших детских работ: эскизов и макетов декораций, театральных билетов, афиш. Показ. Методы и формы работы с детьми В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения. СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у детей осознанного стилевого восприятия художественного произведения. Понимание стиля, методов импровизации и стилистических характеристик произведений. ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно - педагогический метод, определяющий качественнорезультативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности артистов, в первую очередь в сольном исполнении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации. В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена театрального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими. МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение художественного произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, мимикой, жестами, но и телом. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты: Личностные универсальные учебные действия: на смыслообразование, на мотивацию. Изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, о моделирование межличностных отношений, развитие способности к адаптации» в различных ситуациях, воспитание коллективизма, социализации ребёнка. Здесь рассматриваются темы: овладения азами актёрского мастерства, получают опыт зрительской культуры, получают опыт выступления в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка. Внешним результатом деятельности будут следующие формы работы: • показ спектаклей, художественных номеров; • участие в школьных, районных, областных выставках-экскурсиях декоративно – прикладного искусства; • участие в школьных, районных, областных конкурсах и фестивалях детского творчества. Метапредметные результаты: -С учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; -Предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; -Проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; -Оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента); -Самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; -Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; -Выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; Регулятивные универсальные учебные действия: Внутренним результатом деятельности станет развитие устойчивых личностных качеств детей: -навыки сотрудничества; -навыки самопрезентации; -творческая активность; -стремление к самореализации; - эмоциональная гибкость; -трудолюбие; -способность к адекватной самооценке; -формирование совокупности следующих компетентностей учащихся: интеллектуальной, личностной, коммуникативной, рефлексивной, деловой, креативной, эмоциональной. Овладение системой регулятивных универсальных учебных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся. 4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5-6класс (34 часа) № ТЕМА № п\п Кол-во часов. Ауд. 1. Знакомство. Истории про театр. Вид деятельности Формы занятий Вне ауд. 1 1 2. Дорога в театр. Театральные профессии. 3 3. В театре. Зритель в театре. 3 1 2 Звуки и шумы. 4. Как создаётся спектакль. Музыкальное сопровождение. 2 5. Театральное мастерство. Этюд 1 1 1 -история театра, театральные профессии, великие актеры; -виды театра «Драмтеатр, театр зверей, балаганчик и другие», -театр своими руками Т «Изготовление настольного театра, театра марионеток, инсценирование»; -основы зрительской культуры; -театральная мастерская «Декорации, костюмы», -театр приходит на урок «Выступления для учащихся других классов»/раз в четверть/, «Родители - актеры». Постановки с участием взрослых/раз в полугодие/. Использовать методики, печатный материал по сказкотерапии, игротерапии, психотерапии в Беседа Игра актерский тренинг Виртуальная экскурсия 6. Наш театр. актёрскому мастерству. Учимся 7. Делаем декорации. 6 1 1 3 индивидуальной работе с учащимися. Привлекать к сотрудничеству в работе по этому разделу психолога, логопеда, библиотекарей. Артикуляционная гимнастика «Речевые разминки», Изучение основ «Развитие артикуляции в сценического чистоговорках, мастерства скороговорках», «Чистота произношения звука, Виртуальная логопедические игры», экскурсия «Звукопись в художественных произведениях»; -упражнения на снятие напряженности, страха «Упражнения на развитие дыхания», «Формирование умения дышать во время произношения фраз», «Работа по формированию дыхательных навыков в Беседа чистоговорках», «Игры на определение выносливости и способностей органов дыхания», «Развитие дыхательных Актерский тренинг способностей на музыкальном материале»; -профилактика заболеваний органов дыхания и оздоровление «Совет от бабушки», «В гостях у Айболита»; -активное использование междометий, слов, фраз, стихов, поговорок «Мини - инсценировки»; -роль интонации, ритма, тембра голоса в создании образа «Голоса в создании образа», «Упражнения на развитие интонации голоса», «Логическое ударение в предложениях разных по интонации», «Упражнения на развитие ритма», «Инсценирование, Просмотр спектакля 8. Придумываем и делаем костюмы. 2 1 9. В мастерской бутафора. 1 10. Делаем афишу программку. 1 и 11. Творческий проект. ИТОГО: 1 создание образа с помощью изменений характеристик голоса «Волк и 7 козлят»»; -использование фольклорного материала для развития речи «Работа с потешками», «Работа с колыбельными песнями», «Сказки о животных»; Беседа Иллюстрирова ние Постановка спектакля 1 34 Календарно-тематическое планирование по курсу «Азбука театра» № 1-2 Дата КолТема во часов 2 Знакомство. Истории про театр. Основные виды деятельности Планируемые результаты Сравнительная характеристика: учительактёр, ученик – актёр. Игровой тренинг. Знакомство с пособием. Л–оценивать поступки людей, жизненные ситуациис точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; –эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; –понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; –высказывать своё отношение к героям прочитанных и прослушанных произведений, к их поступкам. Регулятивные УУД: –определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; –проговаривать последовательность действий на занятии; –учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги; –учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные УУД: –делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Школа – театр. Дорога в театр. Театральные профессии. Спектакль «Приключение Буратино». В театре Работа по пособию. Обсуждение просмотренного спектакля. Иллюстрирование сказки. Театральные игры. Правила поведения в театре. Театральные профессии. 3 Как создаётся спектакль 2 Театральное мастерство. Путешествие по театральным мастерским. Бутафорская и гримёрная. В мастерской художника и костюмера. Мастерская актёра и режиссёра. Основные отличия театра от других видов искусства. Сочинение сказки «Про дракона». Описание героев будущего спектакля. 3-6 4 711 5 1214 1516 Зрительный зал и сцена. «Театр начинается с вешалки» (К.С.Станиславский). Что значит это выражение? (Обсуждение). Повторение изученного материала. Реализация направления Что такое искусство. Театр как вид искусства. Театральный словарик: премьера. Театральный словарик: антракт, авансцена, инсценировка, аплодисменты, бис. Театральный словарик: грим. Театральный словарик: оркестровая яма. Этюд. 1723 7 Наш театр. Учимся актёрскому мастерству 2427 4 Делаем декорации 2830 3 Придумываем и делаем костюмы 3132 2 В мастерской бутафора Обсуждение полученных результатов. Актёр на сцене и в жизни. Мимика и жесты. Пластика и походка. Общение через жесты. Стихотворения Д.Хармса и С.Чёрного. Сказка К.И.Чуковского «Цыплёнок». Использование мимики и жестов. Возможности человеческого тела и использование его в различных видах искусства. Роль воображения в литературе, живописи и театральном искусстве. Чтение стихотворения А.Усачёва «Фантазёр» в предлагаемых обстоятельствах. Одушевление неодушевлённых предметов». Стихотворение С.Чёрного «Про девочку, которая нашла своего мишку». Беседа на тему: «Игрушки на сцене. Значение игрушки в жизни человека». Изготовление декораций. Стихотворение В.Берестова как сценическая история. Репетиция и показ. Изготовление маски дракона. Изготовление маски льва. Беседа на тему: «Для чего нужна бутафория и из чего её изготовляют» . . Изготовление пальчиковых кукол. Игра с пальчиковыми куклами. Разыгрывание сценических историй «Про Дракона». Чтение стихотворений по выбору учащихся. –преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, инсценировка небольших текстов. Коммуникативные УУД: –оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); –слушать и понимать речь других; –выразительно читать и пересказывать текст; –договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; –учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). Коммуникативных УУД : продуктивное чтения и организация работы в парах и малых группах. Театральный словарик: мимика, пантомима, мим. Театральный словарик: бутафория 33 1 Делаем афишу и программку Изготовление афиши. Заполнение программки. Игра «Лишняя профессия». 34 1 Творческий проект Репетиция пальчикового спектакля «Про Дракона и волшебницу». Импровизации сценических историй. Показ пальчикового спектакля «Про Дракона и волшебницу». Итоги занятий. Театральный словарик: афиша. Итого:34 часа Список литературы для учителя 1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир театральных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.1 : Начальная школа. – М.: 5 за знания, 2006. – 208с. – (Классному руководителю). 2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир театральных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.2 : Средняя школа. – М.: 5 за знания, 2006. – 224с. – (Классному руководителю). 3. Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. - М.:ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. – 222с. –(серии «Учимся играючи», «Азбука развития»). 4. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 336с.: ноты. – (Б-ка учителя музыки). 5. Дешкова И.П. Загадки Терпсихоры /Худож. В. Косоруков – М.: Дет.-лит., 1989. – 54с.: ил. 6. Михайлова М.А. Детские праздники. Игры, фокусы, забавы. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Художники Г.В. Соколов, В. Н. Куров – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил. – (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»). 7. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил. 8. Театр и дети для преподавателей, воспитателей, классных руководителей 1-7 классов /сост. В.В. Фадин. - Волгоград: Учитель, 2005. – 99с. 9. Покровский Б.А. Путешествие в страну театра. – М.: Современник, 1997. – 238с.: фотоил. – (Под сенью дружных муз).