Рабочая программа курса внеурочной деятельности Я-ты-он-она - вместе целая страна

ДА
ГО

КЛА
СС

Х СОБЫТИ
Й
НЫ

Я-ТЫ-ОН-ОНА —
ВМЕСТЕ ЦЕЛАЯ СТРАНА:
5 КЛАССНЫХ СОБЫТИЙ ГОДА
Программа внеурочной деятельности
по активной социализации
обучающихся 5-х классов

Программа внеурочной деятельности по активной социализации
обучающихся 5-х классов «Я-ты-он-она — вместе целая страна» —
М.: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания», 2023. —
16 СТР.

Авторский коллектив
Буянов А.А., Кушко Н.Н., Лобынцева С.В., Шестакова О.А.

Программа внеурочной деятельности по активной социализации
обучающихся 5-х классов «Я-ты-он-она — вместе целая страна» разработана с целью приобщения обучающихся к российским традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям; развития
инициативности и самостоятельности пятиклассников, умения работать в коллективе; ориентирована на создание благоприятных условий
для адаптации при переходе на следующий уровень образования. Программа адресована педагогам, классным руководителям, методистам,
советникам директора по воспитанию, руководителям образовательных организаций.

ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания», 2023
2

СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОГРАММЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
ТЕЗАУРУС ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. . 9
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . .. .. .. .. .. .. .. .. 10
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С 1 сентября 2023 года на всей территории Российской Федерации
начинает действовать Федеральная образовательная программа основного общего образования (далее — ФОП ООО), структурным элементом которой является федеральная рабочая программа воспитания.
Ценностно-целевыми основаниями программы воспитания являются традиционные российские духовно-нравственные ценности. Их
сохранение и укрепление является одной из стратегических целей системы образования, что закреплено Указом президента Российской
Федерации от 09.11.2022 № 8091 и Стратегией национальной безопасности Российской Федерации2.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, ФОП ООО реализуется посредством урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой
образовательной организацией совместно с семьей и другими институтами воспитания.
В рамках обеспечения методического сопровождения ФОП ООО
разработана программа внеурочной деятельности по активной социализации обучающихся 5-х классов «Я-ты-он-она — вместе целая страна» (далее — Программа) с целью приобщения обучающихся 5 классов
к российским традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям. Данная Программа является преемственной по отношению к программе социальной активности для обучающихся начальных классов «Орлята России».

Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении
Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей»
2
Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»
1

4

Актуальность Программы
Воспитание в школе выстраивается с помощью различных механизмов, одним из которых является внеурочная деятельность обучающегося. Под внеурочной деятельностью понимается образовательная
деятельность, направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемая в формах, отличных
от урочной3.
Формы внеурочной деятельности должны предусматривать активность и самостоятельность обучающихся, сочетать индивидуальную
и групповую работы, проектную и исследовательскую деятельность,
экскурсии, походы, деловые игры и пр. Внеурочная деятельность может
реализовываться через цикл занятий, посвященных актуальным социальным и нравственным проблемам современного мира. Данные занятия должны быть направлены на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся. Основная цель занятий — развитие
важных для жизни подрастающего человека социальных умений: заботиться о других и организовывать свою собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя инициативу и нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и принимать другие точки зрения.
Основная задача, решаемая с помощью занятий, — обеспечение
психологического благополучия обучающихся в образовательном
пространстве школы, создание условий для развития ответственности
за формирование макро и микрокоммуникаций, складывающихся в образовательной организации, понимания обучающимися зон личного
влияния на уклад школьной жизни.
В пятом классе происходит переход от младшего школьного возраста к подростковому, поэтому среди пятиклассников можно увидеть
и еще «психологических младшекласников», и одновременно младших
подростков. Пятиклассника уже не удовлетворяет позиция школьника, которую он занимал в начальных классах. У него появляется возможность к построению обобщений в более сложной деятельности
по усвоению норм взаимоотношений, что выражается в активизации
интимно-личностного и стихийно-группового общения. Фактически
в пятом классе происходит переход ведущей деятельности ребенка
от учения к общению.
Пятиклассники переживают образовательный кризис: полностью
меняется характер обучения по сравнению с начальной школой, поэтому особое внимание в Программе уделено вопросам адаптации
школьников к новым условиям. Происходит активное формирование
ценностной сферы личности, определяются жизненные перспективы.
Дети осознают себя и свои возможности, интересы, способности, у них
3

Письмо Минпросвещения №ТВ-1290/03 от 05.07.2022 года

5

формируются взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое
будущее. В этом возрасте актуализируются потребности в установлении доверительных отношений, признании и самоутверждении, главным образом, в группе сверстников.
Активность пятиклассников направлена как на себя, так и на других
людей. Они начинают осознавать и нести ответственность за свои поступки, внешняя регуляция активности смещается к внутренней регуляции4. Деятельность с одной стороны должна отвечать потребностям
пятиклассника в самоутверждении, а с другой — создавать условия для
развертывания отношений с товарищами и признания его реальной
значимости как полноправного члена общества5. Участие в такой деятельности обеспечивает признание взрослых и в то же время создает
возможности для построения разнообразных отношений со сверстниками.
Таким типом деятельности могут выступать воспитательные события, под которыми понимаются субъект-субъектные формы взаимодействия взрослого и ребенка, в которых активность взрослого способствует овладению представлениями о какой-либо ценности, формированию
отношения к ней и к приобретению ребенком собственного опыта ее
переживания. В событиях ребенок преобразовывает персональный
социальный опыт на личные установки и позиции, включается в многообразные социальные связи, является исполнителем разных ролевых
функций, тем самым преобразует окружающее общество и себя. Участие ребенка в такого рода событиях обеспечивает активную социализацию ребенка.
Программа внеурочной деятельности по активной социализации
обучающихся 5-х классов «Я-ты-он-она — вместе целая страна» разработана с учетом указанных выше возрастных особенностей пятиклассников, социальной ситуации развития детей в образовательной организации и направлена на их активную социализацию.
Цель и задачи Программы
Цель Программы: приобщение обучающихся к российским традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям с учетом субъектной позиции ребенка, его возрастных и психологических
особенностей.

Бердникова Д.В. Возрастная динамика активности // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2016. — № 4 (часть 3) — С. 628–630.
5
Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста // Хрестоматия повозрастной психологии. — М.: МПСИ, 1996. — С. 163–168.
4

6

Задачи Программы:
● 
создание условий для усвоения обучающимися социальных норм,
духовно-нравственных ценностей, традиций;
● 
формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
● 
приобретение соответствующего социальным нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения,
межличностных и социальных отношений;
● 
развитие у обучающихся инициативности, самостоятельности,
самопознания, ответственности, умения работать в коллективе;
● 
обеспечение благоприятных условий для адаптации обучающихся 5-х классов при переходе на следующий уровень образования.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
Методологическими основаниями Программы являются аксиологический, антропологический и системно-деятельностный подходы:
● 
аксиологический подход предполагает, что воспитание представляет собой социальную деятельность, направленную на передачу ценностей от старшего поколения к младшему. Обучающиеся
присваивают ценности в событийных общностях, приобретают
социокультурный опыт; у них формируется моральная рефлексия, нравственное самосознание и нравственная культура;
● 
антропологический подход предполагает становление и воспитание человека во всей полноте его природных, социальных
и духовных характеристик. Воспитание человека осуществляется в системе реальных жизненных связей и отношений в событийных общностях, в которых происходит зарождение нравственного сознания, обретается опыт нравственного поведения,
что в совокупности с личностными особенностями составляет
основу субъектности ребенка;
● 
системно-деятельностный подход обуславливает системную реализацию воспитательного потенциала содержания образования,
формирование и развитие у обучающихся мотивации к учебной
деятельности, развитие субъектной личностной позиции на основе опыта нравственной рефлексии и нравственного выбора.
В основе Программы лежит понятие образовательного события,
которое было введено в педагогическую систему А. С. Макаренко и закреплено классической традиционной педагогикой. Образовательное
событие — это особая форма организации совместной деятельности
детей и взрослых, которая предполагает инициативные формы включения и создание «продукта совместной деятельности», позволяющая
7

ребенку приобретать собственный опыт переживания той или иной
ценности. В воспитательном событии осуществляется взаимное обогащение всех субъектов воспитательного процесса. Оно способствует развитию самостоятельности, ответственности, инициативности пятиклассников6.
ТЕЗАУРУС ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
Активность — это деятельное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества. Активность ребенка направлена на получение новых знаний,
умений, навыков, на успешное вхождение в коллектив сверстников.
Воспитание — социальная деятельность, направленная на передачу общественных ценностей от старшего поколения к младшему. Обучающиеся присваивают ценности в событийных общностях, приобретают социокультурный опыт, у них формируется моральная рефлексия,
нравственное самосознание и нравственная культура.
Общность — устойчивая система связей и отношений между людьми, имеющая единые ценностно-смысловые основания и конкретные
целевые ориентиры. Общность — реальное объединение людей, объективно заданное способом их устойчивой взаимосвязи, при котором
они выступают (проявляют себя) как коллективный субъект социального действия.
Событие (в контексте воспитания) — субъект-субъектная форма
взаимодействия взрослого и ребенка, в которой активность взрослого способствует овладению представлениями о какой-либо ценности,
формированию отношения к ней и к приобретению ребенком собственного опыта ее переживания.
Социализация — это интегративный процесс вступления субъекта
в структуру общества, посредством овладения им социальными правилами, ценностями, ориентациями, традициями, познание которых помогает стать эффективным индивидом общества.

Кудинова Ю.В. Педагогически обоснованная событийность как интегративное
свойство воспитательной системы [Текст] / Ю.В. Кудинова, Д.С. Калашкина // Известия ВГПУ. — 2019. — № 3. — С. 55–58.

6

8

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1

Классные события
«Моя школа — мои
возможности»

Темы занятий

Количество
часов

Занятие 1.
«Какие мы?»

1

Занятия 2–3. «Маршруты нашей школы»

2

Занятие 4. «Школьные старты» (подготовка)

1

Занятие 5. «Школьные старты»

1

Занятия 6–7. «Мы — команда»

2
ИТОГО: 7

2

«Моя семья — моя опора» Занятие 8.
«История моей семьи»

1

Занятие 9.
«Семья — начало всех начал»

1

Занятие 10.
«Правила счастливой семьи» (подготовка)

1

Занятия 11–12.
«Правила счастливой семьи»

2
ИТОГО: 5

3

«Мой выбор — моя
ответственность»

Занятие 13.
«Моя гражданская позиция: почему важно выбирать»

1

Занятие 14.
«Свобода и ответственность»

1

Занятие 15.
«Цифровая грамотность и безопасность в сети»

1

Занятие 16.
«Безопасное использование цифровых ресурсов»

1

Занятие 17.
«Финансовая безопасность»

1

Занятие 18.
«Планируем бюджет»

1

Занятие 19.
«5 правил финансовой грамотности»

1

Занятия 20–21.
«Мы выбираем»

2
ИТОГО: 9

4

«Мои знания — моя сила»

Занятия 22–23.
«Чудеса науки»

2

Занятие 24.
«Правильные привычки: здоровое питание»

1

Занятие 25.
«Правильные привычки: правила безопасности»

1

Занятия 26–27.
«В здоровом теле — здоровый дух»

2
ИТОГО: 6

5

«Моя страна — моя
история»

Занятие 28.
«Аллея памяти»

1

Занятие 29.
«Живет герой на улице родной»

1

Занятие 30.
«Через года, через века помните…»

1

Занятия 31–32.
«Зарница»

2
ИТОГО: 5

Итоговое занятие

«Я-ТЫ-ОН-ОНА — ВМЕСТЕ ЦЕЛАЯ СТРАНА»

2
ИТОГО: 34 часа

9

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс внеурочной деятельности состоит из пяти событий, в каждом
из которых отражаются особенности личностного развития ребенка,
его воспитания и социализации. Активная социализация осуществляется через овладение представлениями о ценностях, нормах и правилах
поведения в обществе; формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе; приобретение опыта деятельности
и поведения в соответствии с ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.
Событие «Моя школа — мои возможности» направлено на развитие представлений ребенка о школе как единой общности, помогающей развить его индивидуальные способности, сформировать навыки
активной социальной деятельности в коллективе сверстников и взрослых. В основе события лежат такие ценности, как жизнь, дружба, сотрудничество, коллективизм и командная работа.
Событие «Моя семья — моя опора» направлено на сохранение семейных ценностей и традиций, актуализирует у детей представления
о семье как важнейшем социальном институте. Событие актуализирует
такие ценности, как крепкая семья, милосердие, взаимопомощь и взаимоуважение.
Событие «Мой выбор — моя ответственность» направлено на развитие умения ребенка делать осознанный выбор в разных сферах жизни. В основе данного события лежат такие ценности, как справедливость, гуманизм, гражданственность, выбор и ответственность, права
и свободы человека, приоритет духовного над материальным, высокие
нравственные идеалы.
Событие «Мои знания — моя сила» способствует приобщению детей к миру научного знания, формированию навыков познавательной
деятельности. Данное событие строится на таких ценностях, как знание, достоинство и созидательный труд.
Событие «Моя страна — моя история» направлено на развитие патриотических чувств детей, формирование общероссийской гражданской идентичности. Данное событие способствует актуализации у ребенка таких ценностей, как Родина, патриотизм, историческая память
и преемственность поколений, единство народов России, служение
Отечеству и ответственность за его судьбу.
События включают в себя несколько занятий, каждое из которых
состоит из трех частей.
Первая часть — «информирование»: ребенок получает информацию, формирующую у него представления о какой-либо ценности (или
группе ценностей), лежащей в основе события.

10

Вторая часть — «практика»: в контексте полученной информации
ребенку предлагаются практические задания, выполнение которых
способствует формированию отношения к транслируемой ценности.
Третья часть — «рефлексия». На основании полученной информации и проделанной самостоятельной работы ребенок при поддержке
педагога делает выводы о полученных результатах.
Каждое событие завершается итоговым занятием, на котором дети
демонстрируют приобретенные ранее знания в совместной деятельности, делятся индивидуальным опытом по каждому из занятий, формируют в итоге коллективный вывод о значимости всего события для
группы (см. рис. 1).
На итоговом занятии дети заполняют рефлексивные дневники, которые позволяют им зафиксировать полученный в событии опыт. Таким
образом, в конце учебного года у каждого пятиклассника будет иметься
собственная брошюра, иллюстрирующая его путь в Программе.
По окончании всех событий проводится итоговая игра, на которой дети демонстрируют полученные в течение учебного года знания
и умения, подводят коллективные и индивидуальные итоги.

}

СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ СОБЫТИЯ
Занятие 1

Занятие n

информация

информация





практика

практика

практика



рефлексия



рефлексия



рефлексия





опыт

опыт

опыт

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
демонстрация индивидуального опыта
в коллективной деятельности



Занятие 2

информация

групповая рефлексия

формирование, развитие и корректировка ценностных ориентаций

Рисунок 1 — Схема организации события
Таким образом, у пятиклассников происходит построение логической цепочки от собственного опыта проживания каждого занятия
к ознакомлению с опытом других детей и к формированию общего отношения классного коллектива к прожитому ими событию.
Эта логическая цепочка закреплена в названии программы «Я-тыон-она — вместе целая страна» и наглядно демонстрирует особенности
протекания активной социализации на практике, когда знания и опыт
отдельного субъекта, с одной стороны, интегрируются в общее социальное пространство, а с другой стороны, дополняют и обогащают
опыт самого субъекта новыми коллективными знаниями.
11

Основными формами взаимодействия педагогов с обучающимися
являются: классный час, творческая мастерская хакатон, квест-игра,
которые направлены на формирование ценностных ориентаций в процессе активной деятельности.
Для проведения занятий по Программе желательно использовать
не только учебный кабинет, закрепленный за классом, но и другие помещения образовательной организации (спортзал, библиотеку, рекреации и т. д.), а также пришкольную территорию. Кроме того, Программа
предусматривает организацию экскурсий, мастер-классов и других занятий за пределами школы на территории социальных партнеров.
Приветствуется активное участие самих обучающихся в подготовке
и проведении занятий Программы, а также старшеклассников (наставников), других педагогов школы, родителей и социальных партнёров
школы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия в рамках Программы направлены на обеспечение достижений школьниками следующих личностных и метапредметных образовательных результатов с учетом рабочей программы воспитания
в общеобразовательных организациях.
Личностные результаты
В сфере гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод
и законных интересов других людей; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных
правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах
и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной
деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, проявление интереса к исследованию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России,
к истории и современному состоянию российских гуманитарных наук.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, возникающих в процессе реализации проектов или исследований, осознание
важности морально-этических принципов в деятельности исследователя; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального
и общественного пространства.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание последствий и непри12

ятие вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения)
и иных форм вреда для физического и психического здоровья, способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать
себя и других без осуждения; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным
состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего
права на ошибку и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания: осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; способность действовать
в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться
у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания,
навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе
способность формулировать свои идеи, понятия, гипотезы об объектах
и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие.
Метапредметные результаты
В сфере овладения универсальными учебными познавательными
действиями: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации,
основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи
при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием
дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать
свою позицию, мнение; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных
ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах; применять различные методы, инструменты и запросы
при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом
задачи; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретиро-

13

вать информацию различных видов и форм представления; находить
сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту
же идею, версию) в различных информационных источниках.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными
действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать свою
точку зрения в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать
и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять
уважительное отношение к собеседнику; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других
участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов; понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель
совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей,
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
планировать организацию совместной работы, определять свою роль
(с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать
в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые
штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада
в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным
участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению
отчета перед группой.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными
действиями: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных
ситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или
его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имею14

щихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный
алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение; владеть способами
самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку
ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное
в произошедшей ситуации, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных
ошибок, возникших трудностей; различать; выявлять и анализировать
причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, регулировать способ выражения эмоций;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать
свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других без осуждения.
МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для успешной реализации Программы и обеспечения единых подходов к ее реализации разработан учебно-методический комплект, состоящий из отдельных тетрадей по каждому событию, в которых содержатся методические рекомендации педагогу, помогающие ему грамотно
организовать деятельность школьников.
Разработки занятий представлены в виде технологических карт. Технологическая карта представляет собой документ, регламентирующий
деятельность педагога по планированию и организации образовательного процесса на занятии в соответствии с требованиями ФОП ООО.
Технологическая карта является обобщенно-графическим выражением сценария урока, основой его проектирования, средством представления индивидуальных методов работы педагога. В каждой технологической карте представлено описание необходимого для проведения
занятия материально-технического обеспечения, а также обозначено
пространство, соответствующее условиям проведения занятия.
В приложениях к соответствующим технологическим картам размещены необходимые для проведения занятий демонстрационные и раздаточные материалы.
При разработке методических материалов к занятиям использовался принцип вариативности, позволяющий педагогу самостоятельно
выбрать задания, формы занятий в зависимости от имеющихся в образовательной организации материально-технических и кадровых ресурсов, а также уровня сформированности классного коллектива.
15

институтвоспитания.рф

ИНСТИТУТ ВОСПИТАНИЯ
ФГБНУ ИИДСВ

ИНСТИТУТ ВОСПИТАНИЯ
НА ДЗЕНЕ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ |
ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРОЕКТ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».