Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 25 города Тюмени Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Спортивной секции по баскетболу 7 - 10 класс Составитель: Учитель физической культуры Лизовенко И.А. Тюмень, 2024 год 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Рабочая программа по внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительного направления) составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения. Программа спортивной секции по баскетболу составлена на основе - требований к результатам освоения просвещения РФ от 18.05.2023 № 370; на уровне основного общего образования ФОП ООО, утвержденной приказом Министерства планируемым результатам обучения в соответствии с обновленным утвержденным приказом Министерства просвещения РФ 31 мая 2021 г. № 287; ФГОС ООО, - с учётом Федеральной рабочей программы воспитания. - «Физическая культура 5-9 классы. Рабочие программы» под редакцией В. И. Ляха, М. Я. Виленского (2011г.) -Адаптированная программа для Детско-юношеской спортивной школы (2002г.) Программа спортивно-оздоровительного направления «Баскетбол» по своему содержательному наполнению ориентируется на укрепление здоровья школьников, целью, которой является: формирование у учащихся основ здорового образа жизни, развития интереса и творческой самостоятельности посредством спортивных игр. В соответствии с целями данной программы можно сформулировать три группы задач, 1.Оздоровительная задача. Укрепление здоровья. Совершенствование физического развития. 2.Образовательная задача. Обучение основам техники и тактики игры баскетбол. Развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости; Формирование у занимающихся необходимых теоретических знаний в области физической культуры для самостоятельного использования их в повседневной жизни. 3.Воспитательная задача. Формирование у занимающихся устойчивого интереса к занятиям баскетболом. Воспитание моральных и волевых качеств. 2. МЕСТО ПРОГРАММЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта второго поколения и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 5-8 класса. Рассчитана программа на 34 учебных часа и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям с целью проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками.( 1 учебный час в неделю) Режим занятий: занятия по данной программе проводятся в форме урока, ограниченного временем (40мин) в системе целого учебного дня 1 раза в неделю. Место проведения: спортивный зал школы, спортивная площадка. Особенности набора детей – учащиеся 5-7 классов с разным уровнем физической подготовленности, группой здоровья – основная и подготовительная (по заключению врача). Количество обучающихся 12 человек. Формы занятий – в форме урока, беседы, урок-презентация, урок-марафон Формы контроля – опрос, тесты-практикумы. Годовое планирование учебно-тренировочного материала Программный материал Теоретические сведения Техническая подготовка Общефизическая подготовка Специальная физическая подготовка Подвижные и спортивные игры Итого: Количество часов 5 18 7 6 32 68 3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. Баскетбол - один из наиболее массовых и любимых видов спорта у нас в стране. Занятия баскетболом улучшают работу сердечно - сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению периферического зрения, ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в баскетбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретенными навыками. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Предлагаемая программа помогает улучшить физические, физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих уроки физической культуры. В предложенной программе выделяются четыре раздела: 1. Основы знаний. 2. Общая физическая подготовка. 3. Специальная подготовка. 4. Соревновательная деятельность В разделе «основы знаний» представлен материал, способствующий расширению знаний учащихся о собственном организме; о гигиенических требованиях; об избранном виде спорта. В разделе «обшефизической подготовки» даны упражнения, строевые команды и другие двигательные действия. Обшефизическая подготовкаспособствует формированию общей культуры движений, развивает определенные двигательные качества. В разделе «специальной подготовки» представлен материал по баскетболу способствующий обучению техническим и тактическим приемам. Практическая часть более чем на 90 % представлена практическими действиями – физическими упражнениями. Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, беседу с учащимися, показ изучаемых технических элементов, просмотр презентаций. Два раза в год должны проводиться контрольные испытания по общей и специальной подготовке. Теоретические и практические занятия, общеразвивающие и специальные упражнения. 1. Значение баскетбола в общеобразовательной системе, общеразвивающих и специальных упражнений в системе общефизической подготовки. 2. Место и время проведения общеразвивающих и специальных упражнений во время тренировочных занятий. 3. Подбор упражнений и составление комплекса общеразвивающих и специальных упражнений для различных видов спорта. 4. Общеразвивающие упражнения, направленные на всестороннее физическое воспитание и развитие основных физических качеств: 5. Для развития силы - упражнения с предметами и без предметов, на снарядах и со снарядами в парах. 6. Для развития быстроты - упражнения на быстроту двигательной реакции, разновидности спортивных и подвижных игр. 7. Для развития выносливости - длительный бег умеренной и переменной интенсивности. 8. Для развития ловкости и гибкости - упражнения с высокими требованиями к координации и амплитуде 4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ положительное отношение к систематическим занятиям баскетболом; понимание роли баскетбола в укреплении здоровья. Учащиеся научатся: Рассказывать об истории развития баскетбола в России; Рассказывать о правилах личной гигиены, профилактики травматизма; Технически правильно выполнять двигательные действия в баскетболе; Играть в баскетбол по упрощенным правилам. Учащиеся научатся: Следовать при выполнении задания инструкциям учителя; Понимать цель выполняемых действий; Различать подвижные и спортивные игры; Договариваться и приходить к общему решению, работая в паре. 5. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п Изучаемый раздел, тема учебного материала ОФП 1 Ходьба и бег Основные виды учебной деятельности Инструктаж по ТБ. Чередование ходьбы и бега. Ходьба на носках, на пятках. Обычный бег. Бег с ускорением. ОРУ (Общеразвивающие упражнения). Формы организации занятий Фронтальная; групповая Умеют правильно выполнять основные движения в ходьбе и беге; бегают с максимальной скоростью до 60 м. Перемещения; ловля - передача и ведения мяча на месте Выполняют технику бега боком вперед, спиной вперед, ловли и передачи мяча на месте, ведения мяча на месте. Передача одной рукой от плеча Выполняют технику передач двумя руками от груди, одной рукой от плеча, поворотов на месте, ведение мяча в движении. 2 3 Умеют выполнять изучаемые упражнения, применять в эстафете. 4 Передача мяча двумя руками над головой Выполняют передачи одной и двумя руками, повороты на месте с мячом с последующим ведением в движении, передачи от груди. 5 Передача мяча двумя руками в движении Выполняют перемещение с заданием, передачи двумя руками в движении, броски одной рукой с места; умеют применять изучаемые приемы в игре «борьба за мяч» Техника броска после ведения мяча Выполняют перемещение в защитной стойке, передачи во встречном движении, передачи после поворотов на месте; умеют применять изучаемые приемы в учебной игре. 6 Работа в парах. Техника поворотов в движении Выполняют перемещение, передачи во встречном движении, броски после ведения, умеют применять изучаемые приемы в учебной игре на одной половине. Техника ловли мяча, отскочившего от щита Выполняют перемещение в игре, изучаемый прием, передачи в движении, броски с места, применяют изучаемые приемы в учебной игре по всей площадке. Техника броска в движении после ловли мяча Выполняют ловлю мяча, отскочившего от щита, броски в движении после ловли мяча, броски с места, передачи после ведения, штрафные броски; Умеют применять изучаемые приемы в учебной игре по всей площадке. Техника броска в прыжке с места Выполняют броски в движении после ловли мяча, изучаемый прием, передачи с отскоком от земли, штрафные броски; Умеют применять изучаемые приемы в учебной игре по всей площадке Техника передач одной рукой сбоку и одной рукой в прыжке Выполняют броски в прыжке с места, изучаемые приемы, броски в движении, ведение мяча с обводкой предметов; учебная игра Техника передач на месте и в движении, бросков в прыжке после ведения мяча Выполняют передачи в парах, в тройках, броски в прыжке после ведения мяча, передачи одной рукой в прыжке с поворотом на 180 гр., ведение с обводкой линий штрафного броска; Умеют применять изучаемые приемы в учебной игре Учет по технической подготовке Выполняют на результат: штрафные броски, броски в прыжке с места, обводка области штрафного броска; Умеют применять изучаемые приемы в учебной игре Техника передач и бросков в движении; опека игрока без мяча Выполняют изучаемые приемы, ловли мяча в прыжке, броски в прыжке после поворотов; Умеют применять изучаемые приемы в учебной игре Техника ведения и передач в движении Выполняют ведение и передачи в движении, взаимодействие 2 х 2, бросок; Умеют применять изучаемые приемы в учебной игре 16 Техника передач одной рукой с поворотом и отвлекающим действиям на передачу Выполняют передачи одной рукой с поворотом и отвлекающим действиям на передачу, взаимодействие с центровым игроком, броски в движении; Умеют применять изучаемые приемы в учебной игре 17 Техника отвлекающих действий на передачу с последующим проходом Выполнять отвлекающие действия на передачу с последующим проходом, отвлекающие действия на бросок, взаимодействие с центровым игроком, броски с большого расстояния; Умеют применять изучаемые приемы в учебной игре. 7 8 9 10 Индивидуальная 11 12 13 14 15 Коллективная, групповая Индивидуальная Групповая 18 Техника отвлекающих действий на бросок Выполняют отвлекающие действия на бросок перехват мяча, взаимодействие с центровым игроком, броски; Умеют применять изучаемые приемы в учебной игре 19 Техника передачи и ловли мяча одной рукой, выбивание и вырывание Выполняют технику передач и ловли мяча одной рукой, выбивание и вырывание. Выполняют изучаемые приемы, опеку игрока, нормативы на результат. Техника выбивания мяча после ведения Выполняют технику выбивания мяча после ведения. Умеют выполнять изучаемые приемы, передачи «убегающему игроку», ведение мяча, броски в движении. Техника атаки двух нападающих против одного защитника Выполняют технику атаки двух нападающих против одного защитника. Умеют выполнять изучаемый прием, ведение, передачи, броски левой рукой, ловля мяча, катящегося по площадке, взаимодействие 2 х 1; игра. Выбивание мяча при ведении Выполняют технику изучаемых приемов. Умеют изучаемый прием - в парах выбивание мяча при ведении; атака трех нападающих против двух защитников; броски в прыжке с сопротивлением защитника. Штрафные броски. Учебная игра. Передача одной рукой с поворотом Выполняют технику изучаемых приемов. Умеют выполнять передачи одной рукой с поворотом; броски двумя руками снизу; добивание мяча в корзину; броски в прыжке с сопротивлением защитника. Учебная игра. Прием нормативов по технической подготовке Выполняют на результат: штрафной бросок; бросок в прыжке с места; добивание мяча в щит; обводка области штрафного броска Передача в движении в парах Выполняют выбивание мяча при ведении, бег с ускорением по одной из боковых линий, после ускорения – бег в медленном темпе. Передачи в движении в парах; быстрый прорыв – в тройках; ведение мяча со сменой рук; броски с места – в парах, игроки соревнуются между собой. Учебная игра. Передачи в тройках в движении Выполняют передачи в тройках в движении (схема); быстрый прорыв – упражнения; перехват мяча; штрафные броски – 20 бросков. Учебная игра. Передачи в тройках в движении Выполняют передачи в тройках в движении (схема); быстрый прорыв; передачи на месте; ведение мяча с различной высотой. Учебная игра. Закрепление передач в движении Выполняют передачи в движении – упражнения; быстрый прорыв 2 х 1; 3 х 2; борьба за мяч, отскочившего от щита. Учебная игра 20 21 22 23 24 25 26 27 коллективная Работа в парах 28 Закрепление техники борьбы за мяч, отскочившего от щита 29 Индивидуальная Выполняют упражнения: борьба за мяч, отскочившего от щита – 3 х 3; быстрый прорыв (схема); передачи через центрового; броски в прыжке с сопротивлением – в парах; Учебная игра. Закрепление техники передач мяча Выполняют передачи мяча – в парах меняя расстояние между собой; быстрый прорыв при начальном и спорном броске; нападение через центрового игрока; выбивание мяча; учебная игра 31 Закрепление техники передач мяча, быстрый прорыв после штрафного броска Выполняют передачи в движении; нападение через центрового игрока; броски по корзине в прыжке и с места; штрафные броски. Учебная игра. 32 Техника передач в движении, нападение через центрового игрока Выполняют передачи в движении; нападение через центрового игрока; броски по корзине в прыжке и с места; штрафные броски. Учебная игра. 33 Техника нападения через центрового, входящего в область штрафной площадки Выполняют ведение мяча и выбивание; нападение через центрового, входящего в область штрафной площадки; заслоны; передачи мяча. Учебная игра. Заслон через центрового Выполняют броски в движении с двух сторон; нападение через центрового, входящего в штрафную площадку; заслоны; добивание мяча в корзину; Учебная игра. Закрепление техники передач. Разучивание нападения «тройкой» Выполняют передачи; нападение «тройкой» - подводящие упражнения; обводка области штрафного броска; добивание мяча в корзину; броски со средних расстояний в прыжке. Учебная игра. Закрепление техники передач. Разучивание нападения «тройкой» Выполняют передачи; нападение «тройкой» - подводящие упражнения; обводка области штрафного броска; добивание мяча в корзину; броски со средних расстояний в прыжке. Учебная игра 37 Прием нормативов по технической подготовке Выполняют на результат: штрафной бросок; бросок в прыжке с места; добивание мяча в щит; обводка области штрафного броска. 38 Техника комбинаций при вбрасывании мяча из-за боковой линии. Заслоны. Выполняют передачи мяча в тройках с продвижением вперед; комбинации при вбрасывании мяча из-за боковой линии; заслоны; передачи на месте; броски в прыжке со средних расстояний. 30 34 35 36 Индивидуальная Работа в парах 39 40 41 Закрепление комбинаций при вбрасывании мяча из-за боковой линии. Заслоны. Выполняют передачи мяча в тройках с продвижением вперед; комбинации при вбрасывании мяча из-за боковой линии; заслоны; передачи на месте; броски в прыжке со средних расстояний. Закрепление техники и тактики в игре, бросков Выполняют технику изучаемых приемов. Учебная игра. Броски. Техника быстрого прорыва, заслона центровым игроком, техника игры Выполняют технику изучаемых приемов. «Салки» мячом; Быстрый прорыв 2 Х 1, 3 Х 2; заслон центровым игроком; перехваты; штрафные броски. Учебная игра. 42 43 44 45 46 47 48 Закрепление быстрого прорыва, заслона центровым игроком, техника игры Выполняют технику изучаемых приемов. «Салки» мячом; Быстрый прорыв 2 Х 1, 3 Х 2; заслон центровым игроком; перехваты; штрафные броски. Учебная игра. Техника плотной защиты, заслона с выходом на получение мяча от центрального, техника Выполняют технику изучаемых приемов. «Салки»; Встречная эстафета с передачами; заслон с выходом на получение мяча от центрального; плотная система защиты; броски в движении потоком с двух сторон. Учебная игра. Техника плотной защиты, заслона с выходом на получение мяча от центрального, техника Выполняют технику изучаемых приемов. «Салки»; Встречная эстафета с передачами; заслон с выходом на получение мяча от центрального; плотная система защиты; броски в движении потоком с двух сторон. Учебная игра. Техника отвлекающих действий на получении мяча с последующим проходом по щит, передачи через центрового игрока Выполняют технику изучаемых приемов: отвлекающие действия на получение мяча с последующим проходом под щит; передачи через центрового; нападение через центрового; выбивание мяча при ведении; Учебная игра. Закрепление техники отвлекающих действий на получении мяча с последующим проходом по щит, передачи через центрового игрока Выполняют технику изучаемых приемов: отвлекающие действия на получение мяча с последующим проходом под щит; передачи через центрового; нападение через центрового; выбивание мяча при ведении; Учебная игра. Техника накрывания мяча при броске, наведение защитника на центрового игрока Выполняют накрывание мяча при броске; наведение защитника на центрового игрока (схема); перехваты мяча, адресуемого центровому; броски в прыжке. Учебная игра Закрепление техники накрывания мяча при броске, наведение защитника на центрового игрока Выполняют технику изучаемых приемов. Умеют выполнять накрывание мяча при броске; наведение защитника на центрового игрока (схема); перехваты мяча, адресуемого центровому; броски в прыжке. Учебная игра. Закрепление техники борьбы за мяч, отскочившего от щита Выполняют технику изучаемых приемов. Умеют выполнять: борьба за мяч, отскочившего от щита – в тройках; опека центрового игрока спереди и передачи ему мяча; прием нормативов по технической подготовке; учебная игра. Закрепление техники борьбы за мяч, отскочившего от щита Выполняют технику изучаемых приемов. Умеют выполнять: борьба за мяч, отскочившего от щита – в тройках; опека центрового игрока спереди и передачи ему мяча; прием нормативов по технической подготовке; учебная игра. 49 50 Индивидуальная Групповая Работа в парах. Выполнение техники высоко летящего мяча одной рукой, нападение двумя центрами и их взаимодействие Выполняют ловлю высоко летящего мяча; нападение двумя центрами и их взаимодействия (схемы); выполнение технических приемов; Учебная игра. Закрепление техники высоко летящего мяча одной рукой, нападение двумя центрами и их взаимодействие Выполняют технику изучаемых приемов. Умеют выполнять ловлю высоко летящего мяча; нападение двумя центрами и их взаимодействия (схемы); выполнение технических приемов; Учебная игра. Передачи на максимальной скорости, нападение двумя центрами Выполняют передачи на максимальной скорости; нападение двумя центрами; штрафной бросок – 20; Учебная игра. Закрепление передач на максимальной скорости, нападение двумя центрами Выполняют технику изучаемых приемов. Умеют выполнять передачи на максимальной скорости; нападение двумя центрами; штрафной бросок – 20; Учебная игра. 55 Закрепление пройденного материала Выполняют технику изучаемых приемов. Учебная игра. ОФП. 56 Закрепление пройденного материала Выполняют технику изучаемых приемов. Учебная игра. ОФП. Техника ведения на максимальной скорости Выполняют эстафету с ведением мяча; устранение ошибок; плотная опека игроков в тыловой зоне; броски с места. Учебная игра. Закрепление техники ведения на максимальной скорости Выполняют технику изучаемых приемов. Умеют выполнять эстафету с ведением мяча; устранение ошибок; плотная опека игроков в тыловой зоне; броски с места. Учебная игра. Прием нормативов по технические и специальные подготовки Выполняют на результат: бег челночным способом, бег на 30 м. с максимальной скоростью. Закрепление техники добивания мяча в корзину Выполняют добивание мяча в корзину; переключения подводящие упражнения; броски в движении. Учебная игра. Закрепление техники передач в парах, нападения тройкой с активным заслоном Выполняют передачи в парах; нападение в тройке с активным заслоном; броски с сопротивлением. Учебная игра. Закрепление техники бросков и передач в движении Выполняют броски и передачи в движении; плотная опека на ¾ площадки; выбивание мяча стоя на месте; броски в прыжке со среднего расстояния. Закрепление ведения мяча, комбинации при выполнении штрафных бросков Выполняют ведение мяча в парах; комбинации при выполнении штрафных бросков; освобождение от заслонов; перехваты мяча; Учебная игра. Закрепление техники борьбы за мяч, отскочившего от щита Выполняют технику изучаемых. Умеют выполнять: борьба за мяч, отскочившего от щита выполняется на двух щитах; зонная защита 2+1+2 и игра против бросков с места с расстояния 6 – 7 м. Учебная игра 51 52 53 54 57 58 59 60 61 62 63 64 Коллективная групповая Индивидуальная групповая 65 66 67 Закрепление бросков в движении Выполняют броски в движении; зонная защита 3+2 (схема); зонная защита 2+3 (схема); упражнение «челнок»; передачи в парах; Учебная игра. Прием нормативов по технической и специальной подготовке Сдача нормативов. Учебная игра Закрепление пройденного материала по технические и тактические подготовки Выполняют технику технических приемов. Учебная игра. Совершенствование в технических приемах Выполняют технику изучаемых приемов. Умеют выполнять технические приемы; ловля мяча двумя руками с отскока в движении; зонная защита 1+3+1; вбрасывание мяча изза боковой линии с наведением на двух центровых; Учебная игра. 68 Индивидуальная групповая 6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. Подбор оборудования для занятий определяется задачами программы. Количество инвентаря определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий. 1. Щит с кольцом 2шт. 2. Гимнастическая стенка 4 пролета 4. Скакалки 12 шт. 5. Мячи баскетбольные №5 15 шт. 6. Мячи набивные (масса 1кг) 5 шт. 7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Баскетбол. Начальный этап обучения.- Кузин В. В., Полиевский С.А. Изд.2-е- М.: Физкультура и спорт, 2002.-136с. 2. Внеурочная деятельность учащихся. Баскетбол: пособие для учителей и методистов/ Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А М.: Просвещение, 2013.-112с. 3. «Физическая культура 5-9 классы. Рабочие программы» под редакцией В. И. Ляха, М. Я. Виленского (2011г.) 4. Физкультура. Методика преподавания, спортивные игры/Серия «Книга для учителя».ростов н/Д: «Феникс», 2003.1.