Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа История техники 10 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №25 города Тюмени

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«История техники»
10 класс
универсальный профиль

Составитель :
Учитель физики Вольф С.В.

Тюмень, 2024 год

Пояснительная записка
Программа кружка ориентирована на учащихся 10 класса, обучающихся по
универсальному профилю. В процессе изучения данного материала
учащимся
предоставляется возможность расширить представления о важнейших достижениях
человечества в освоении природы с помощью технических приспособлений, развитии
знаний о природных материалах и их свойствах, о техническом прогрессе цивилизации.
Программа «История техники» на уровне среднего общего образования составлена
на основе требований к результатам освоения ФОП СОО, утвержденной приказом
Министерства просвещения РФ от 18.05.2023 № 371; планируемым результатам обучения
в соответствии с обновленным ФГОС СОО утвержденным приказом Министерства
просвещения РФ от 12.08. 2022 г. №732; с учётом Федеральной рабочей программы
воспитания.
Поскольку курс предлагается учащимся, определившим собственный выбор пути
дальнейшего профильного образования, то его содержание может варьироваться с учетом
склонностей и интересов тех учеников, которые будут обучаться по данной программе.
Практически любая тема программы может быть развернута в своеобразный «модуль», в
изучении которого учащиеся реализуют свои познавательные интересы и получают
необходимые знания и умения.
Кружок «История техники» является «межпредметным», поскольку наряду со
сведениями из истории важнейших технических достижений, смелых изобретательских
идей в его содержание входит изучение существа технических конструкций,
воплощавших эти идеи.
Важное место в содержании кружка отводится знакомству с отдельными
выдающимися изобретателями, создателями техники, чьи имена вошли в историческую
память человечества.
Направленность кружка — развивающая. Прежде всего, он ориентирован на
удовлетворение и поощрение любознательности старших школьников, их аналитических
и синтетических способностей.
Задачи:
 удовлетворение индивидуального интереса обучающихся к практическим
приложениям физики в процессе самостоятельной, познавательной и творческой
деятельности;
 раскрыть роль развития техники.
Результатами обучения являются:
личностные
сформированность познавательных интересов и творческих способностей учащихся;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических
умений.
метапредметные
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организация
учебной
практической
и
творческой
деятельности;
оценки
результатов
своей
деятельности;
формирование умений перерабатывать и предъявлять полученную информацию в
образной,
символической
формах.
общепредметные
обнаруживать зависимости между физическими величинами и законами в технике,
объяснять
полученные
результаты
и
делать
выводы;
предметные
понимание и способность объяснять такие физические явления, как колебания
нитяного и пружинного маятников, охлаждение жидкости при испарении, нагревание
проводников электрическим током, возникновение линейчатого спектра излучения.
В процессе изучения данного курса ученики могут овладеть:
• конкретно-историческими сведениями, касающимися различных аспектов развития
техники и науки;

• техническими и технологическими знаниями, осознанными на базе осмысления
исторического опыта человечества;
• историко-биографической информацией, касающейся выдающихся изобретателей,
ученых, творцов техники;
• историко-страноведческими знаниями, показывающими вклад отдельных стран и
народов в мировой технический прогресс;
• умениями, связанными с работой с научно-популярной и справочной литературой
(аннотирование, составление тематических картотек, таблиц, схем, реферирование
литературы по избранной теме или проблеме);
• элементами исследовательских процедур, связанных с поиском, отбором, анализом,
обобщением собранных данных, представлением результатов самостоятельного (под
руководством педагога) микроисследования.
В содержании курса по данной программе выделяются теоретический и
прикладной аспекты. Последнее вызвано тем, что постижение технических идей
невозможно без элементов моделирования, анализа чертежей, составления
принципиальных схем устройства и т.п.
Итогом работы отдельных учащихся или группы учащихся по данной программе
могут стать подготовленные самостоятельно рефераты или сообщения по истории
конкретного изобретения, а также выполненные макеты, модели и т.п. и их описание.
Образовательные результаты изучения данного материала могут быть выявлены в
рамках следующих форм контроля:
• текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, проблемам, аспектам
развития техники, сущности технических идей и способов их воплощения;
рецензирование сообщений учащихся и др.);
• тематический контроль (тестовые задания и тематические зачеты);
• зачетный практикум (описание и практическое выполнение обязательных практических
заданий, связанных с изучением прикладного аспекта курса);
•
обобщающий (итоговый) контроль в форме презентации личных достижений,
полученных в результате образовательной деятельности (самостоятельно подготовленных
энциклопедических справок, устных и письменных докладов и сообщений, рефератов,
описаний выполненных практических работ).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. ТЕХНИКА ПЕРИОДА ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ (от ремесла
к мануфактуре) (10 ч)
Текстильное производство. Самопрялка с ручным и ножным приводом. Ленточная
машина. Изобретение «самолетного» челнока. Изобретение прядильной машины.
Появление смесовых тканей.
Транспорт и связь. Основные центры судостроения. Усовершенствование морского
транспорта. Торговые, военные и пиратские суда. Верфи, гавани, порты, шлюзы, каналы,
водохранилища. Сухопутный транспорт. Гужевые повозки. Почтовая связь. Прокладка
шоссейных дорог. Попытки создания «самобеглых» повозок. Зарождение рельсового
транспорта.
Развитие книгопечатания. Центры книгопечатания. Издательские и типографские
мануфактуры
Военное дело. Артиллерия. Пушечное производство. Начало нормализации орудий по
калибру ствола и весу снаряда. Изготовление каменных, чугунных ядер, бомб и картечи.
Ручное оружие. Фитильные и кремневые ружья. Изобретение винтовки. Пистолеты.

Ручные гранаты. Мины. Применение ракет в военном деле.
Фортификация. Башни, стены, бастионы, равелины.
Военно-морской флот. Гребной и парусный флот. Типы судов: галеры, галеасы, линейные
корабли, фрегаты.
Технические идеи. Парашют. Первые воздушные шары. Реактивные устройства.
Подводные суда и скафандры.
Раздел 2. ТЕХНИКА ПЕРИОДА СТАНОВЛЕНИЯ
ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
(вторая половина XVIII — первая половина XIX в.) (14 ч)
Общая характеристика промышленного переворота. Понятие промышленного переворота.
Международный характер изобретательства. Изобретатели периода промышленного
переворота.
Развитие машинной техники в промышленности. Новые рабочие машины в текстильном
производстве. Прядильные машины Дж. Харг-ривса, Р. Аркрайта. Мюль-машина С.
Кромптона. Текстильный станок Э. Картрайта с паровым двигателем. Ситценабивные
машины. Швейная машина И.М. Зингера.
Энергетика. Изобретение паровой машины. Дж. Уатт. Р. Тревитик. Компаунд-машина.
Появление локомобилей. Двигатель внутреннего сгорания. Н.А. Отто. Электрические
двигатели. Изобретение генератора. Электромагнитный двигатель Б.С. Якоби.
Металлургия. Совершенствование конструкции доменных печей: горячее дутье, водяное
охлаждение печной кладки и т.д. Пудлинговая печь Г. Корта. Конвертер Г. Бессемера.
Мартеновская печь. Производство алюминия.
Металлообработка и машиностроение. Токарно-винторезный станок . Модели с
самоходным суппортом. Машинная фабрикация машин.
Новые типы металлорежущих станков: строгальные, фрезерные, токарные, сверлильные,
карусельные и др. Тенденция к стандартизации и взаимозаменяемости деталей машин.
Химическое

производство.

Производство

соды.

Н.

Леблан.

Камерный

способ

производства серной кислоты Дж. Роубака. Изобретение первых синтетических
красителей. Н.Н. Зинин, А.В. Гофман, У.Г. Перкин и др. Изобретение гальванопластики и
гальваностегии. Б.С. Якоби.
Средства транспорта. Развитие техники водного транспорта. Парусный флот. Барки,
шлюпы,

клиперы.

Начало

парового

судоходства.

Изобретение

гребного

винта.

Пароходные линии. Строительство каналов, дамб, плотин, шлюзов, тоннелей, лотковакведуков и других гидротехнических сооружений. Суэцкий канал. Водные системы.
Сухопутный транспорт. Дорожное строительство. Системы дорожных покрытий.
Металлические мосты. Подводные тоннели. Средства гужевого транспорта. Типы и виды
гужевого транспорта. Изобретение велосипеда. К. Драйз. Опыты по устройству паровых

повозок. У. Мердок. Р. Тревитик.
Возникновение железнодорожного транспорта. Конная рельсовая дорога.
Изобретение паровоза. Дж. Стефенсон. Паровозе и вагоностроение.

Строительство

первых железных дорог и магистралей. Железные конструкции в мостостроении. Вокзал.
Возникновение воздухоплавания. Воздушный шар братьев Ж. и Э. Монгольфье.
Аэростаты. Изобретение парашюта. Проекты создания летательных аппаратов тяжелее
воздуха.
Техника связи. Изобретение телеграфа. Оптический (семафорный) телеграф. Создание
электрического телеграфа. П.Л. Шиллинг. С.Ф.Б. Морзе. Азбука Морзе. Буквопечатающие
телеграфные аппараты Б.С. Якоби и Д.З. Юза. Первые опыты создания телефона. Развитие
почтового

дела.

Появление

почтовых

марок

и

открыток.

Голубиная

почта.

Пневматическая почта.
Сельскохозяйственная техника. Разновидности рабочих машин: одно- и многолемешные
плуги,

культиваторы,

сельскохозяйственного

сеялки,

молотилки,

машиностроения.

жатки,

Применение

сноповязалки.

паросиловых

Заводы

установок

—

локомобилей. Использование искусственных удобрений. Мелиорация. Распространение
плодосеменных систем и новых методов рационального землепользования. Развитие
агрономии и агрохимии.
Строительство и благоустройство. Строительные материалы. Изобретение романского и
портландского

цементов.

Механизация

производства

кирпича.

Применение

металлических конструкций и стекла. Появление паровых лифтов. Строительство
канализационных систем. Средства освещения. Стеариновые свечи. Керосиновые лампы.
Введение газового освещения. Появление новых средств зажигания огня. Изобретение
фосфорных спичек. Производство «безопасных», «шведских» спичек. Первые опыты по
созданию электрического освещения.
Полиграфическое и бумажное производство. Возникновение литографии. Наборные
машины и типографские станки. Стереотипия и изобретение ротационных машин.
Изобретение
фотографии.

бумагоделательной
Совершенствование

машины.

Применение

письменных

целлюлозы.

принадлежностей.

Появление
Появление

металлических перьев. Изобретение авторучки. Карандаш. Изобретение пишущей
машинки.
Военная техника. Стрелковое огнестрельное оружие. Изобретение капсюля. Изобретение
«игольчатого» ружья со скользящим затвором, заряжаемого с казенной части унитарным
патроном. Опыты по созданию винтовок. Изобретение револьвера. С. Кольт.
Артиллерия. Появление стальных нарезных орудий. Изобретение шрапнели. Применение
паровых тягачей и железнодорожных платформ. Использование ракетного оружия.
Начало применения воздушных шаров для военных целей. Новые взрывчатые вещества.

Изобретение пироксилина и нитроглицерина. Динамит. А. Нобель.
Военно-морской флот. Создание первого военного парохода. Использование железа в
строительстве военных кораблей. Броненосцы. Подводные лодки. Электрические мины.
Раздел 3. ТЕХНИКА ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ (вторая половина XIX
— XX в.) (10 ч)
Особенности развития техники индустриальной цивилизации. Технический прогресс.
Неравномерность технического развития. Тенденции к специализации и стандартизации,
непрерывному

и

автоматическому

технологическому

процессу.

Конвейер.

Электрификация.
Машиностроение.

Специализированные

и

универсальные

машиностроительные

предприятия. Станкостроение. Новые типы станков. Станки-автоматы. Индивидуальный
электрический двигатель. Роторно-кон-вейерные линии.
Металлургия. Томасовский способ производства стали. Стали с заданными свойствами.
Производство высококачественных и легированных сталей. Электрометаллургия. Цветная
металлургия. Порошковая металлургия. Техника литейного производства. Формовка.
Вагранки, модели, опоки. Техника кузнечного производства. Горны. Паровые молоты и
гидравлические прессы. Штамповка. Прокатные станы. Блюминг. Сварка металлов.
Горное дело. Разведка полезных ископаемых. Добыча твердых полезных ископаемых.
Использование паровых и электрических машин. Изобретение перфоратора с гидро-,
пневмо- и

электроприводами. Проходческие машины, элеваторы

и

скребковые

транспортеры. Взрывотехника. Драга. Подъемные машины. Вентиляторы. Насосы.
Портативная электрическая лампа. Добыча нефти. Бурение скважин. Турбо- и электробуры. Эрлифт и газлифт.
Энергетика. Промышленное применение электроэнергии. Изобретение динамо-машины
(электрогенераторов). Начало передачи электроэнергии по проводам. Первые тепловые,
гидроэлектрические

станции.

Изобретение

электродвигателя.

Электротехника.

Совершенствование паровых двигателей и котельных установок. Новые тепловые
двигатели. Паровые
турбины. Двигатели внутреннего сгорания. Дизель. Водяные турбины. Опыты с газовыми
турбинами. Идея использования атомной энергии. АЭС. Приливные, ветро- и
геотермальные электростанции.
Химическая технология. Новые способы получения серной кислоты, соды. Машинное
производство бумаги из целлюлозы. Искусственные материалы. Суррогаты. Пластмассы.
Искусственное волокно. Синтетический каучук. Синтез аммиака. Синтетические
красители. Переработка нефти. Механизация производства стекла. Оптическое стекло.
Керамическая

промышленность.

Деревообработка.

Кожевенно-обувная промышленность.

Текстильная

промышленность.

Строительство.

Строительство

высотных

зданий.

Каркасное

строительство.

Металлические конструкции. Железобетонные конструкции. Строительная техника.
Бытовая техника. Центральное отопление и водоснабжение. Система канализации.
Вентиляция. Электроосвещение. Лифты, эскалаторы и движущиеся тротуары.
Железнодорожный транспорт. Строительство железнодорожных линий. Строительство
мостов и туннелей. Развитие тяги и подвижного состава. Зарождение электрических
железных дорог. Локомотивы. Вагоны, полувагоны, цистерны. Появление трамвая,
троллейбуса, фуникулера. Монорельсовые дороги. Поезда на магнитной подвеске.
Метрополитен.
Автомобильный

транспорт.

Изобретение

автомобиля.

Мотоцикл.

Автомобильное

производство. Специализация автомобилей. Дорожное строительство.
Пневматические дороги. Трубопроводный транспорт.
Водный транспорт. Развитие судостроения. Судовые компаунд-машины и паровые
турбины. Лайнеры. Теплоходы, паротурбоходы, дизель-электроходы. Моторные катера и
глиссеры. Суда из металла. Ледоколы. Строительство каналов. Панамский канал.
Атомоходы. Газотурбоходы. Суда на подводных крыльях. Суда на воздушной подушке.
Специализация судов. Порты и доки.
Воздухоплавание, авиация и космическая техника. Создание дирижаблей. Планеры.
Аэропланы с паровым двигателем. Аэропланы с двигателями внутреннего сгорания.
Автожиры и геликоптеры. Специализация авиации. Типы и виды самолетов. Реактивная
авиация. Экранопланы. Развитие ракетно-космической техники.
Средства связи. Развитие проводной электрической связи. Совершенствование телеграфа
и телефона. Радио. Телевидение. Электроника. Изобретение компьютера. Компьютерная
техника. Компьютерные сети. Лазерная техника и технология.
Средства массовой информации. Полиграфия. Наборно-печатающие машины. Новые
способы

полиграфии.

Развитие

фотографии.

Звукозаписывающие

средства.

Кинематограф. Голография.
Техника и технология сельского хозяйства. Севооборот. Минеральные удобрения.
Развитие селекции растений. Механизация полевых работ. Изобретение трактора,
комбайна. Новые породы скота. Техники и
технология хранения и переработки сельскохозяйственных продуктов. Элеваторы.
Мукомольное производство. Сахарное производство. Холодильники. Консервирование.
Производство сыра.
Военная техника. Автоматизация огнестрельного оружия. Автоматы, гранатометы, минометы.
Артиллерия. Дальнобойные и скорострельные орудия. Многоствольное оружие. Ракетная
техника. Взрывчатые вещества. Отравляющие вещества. Изобретение танка, САУ и бронеавтомобиля. Военно-воздушные силы. Типы военных самолетов. Военно-морской флот. Типы и

виды надводных и подводных военных кораблей. Мины. Торпеды. Оружие массового
поражения. Применение средств связи. Специальная военная техника.

Тематический план
№

1

Название разделов и тем

РАЗДЕЛ 1.
ТЕХНИКА
ПЕРИОДА
ИНДУСТРИАЛЬ
НОЙ
ЦИВИЛИЗАЦИИ
(XVI — первая
половина XVIII
в.)

Количество часов

виды деятельности

всег
о

теория

прак
тика

10

10

0

Познавательная
деятельность:
–

использование

для

познания окружающего мира
различных
естественнонаучных методов:
моделирование;
–

формирование

умений

различать факты, гипотезы,
причины,

следствия,

доказательства,
2

РАЗДЕЛ 2.
ТЕХНИКА
ЭПОХИ ПАРА
(вторая половина
XVIII — вторая
половина XIX в.)

Цифровые образовательные ресурсы

14

12

2

законы,

Для учителя
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bf72
ostihttps://resh.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru
http://fcior.edu.ru
http://www.fizika.ru
Для обучающихся
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bf72
ostihttps://resh.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru
http://www.fizika.ru

теории;
–

приобретение

выдвижения

опыта

гипотез

для

объяснения известных фактов
и

экспериментальной

проверки

выдвигаемых

гипотез.
•Информационно3

РАЗДЕЛ 3.
ОСОБЕННОСТИ
РАЗВИТИЯ
ТЕХНИКИ
ИНДУСТРИАЛЬ
НОЙ
ЦИВИЛИЗАЦИИ
(вторая половина
XIX — XX в.)

10

10

10

коммуникативная
деятельность:
– владение монологической и
диалогической

речью,

развитие
понимать

способности
точку

собеседника

и

зрения

– использование для решения
познавательных и
коммуникативных

задач

источников

информации.
•Рефлексивная деятельность:
–

владение

навыками

контроля и оценки своей
деятельности,
предвидеть

Для обучающихся

признавать

право на иное мнение;

различных

Для учителя
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bf72
ostihttps://resh.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru
http://fcior.edu.ru
http://www.fizika.ru

умением
возможные

результаты своих действий:
– организация учебной

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bf72
ostihttps://resh.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru
http://www.fizika.ru

деятельности: постановка
цели, планирование,
определение оптимального
соотношения цели и средств

Календарно-тематический план
Раздел

№
Тема занятия
занятия
«Колумбы» и «каравеллы»
(транспорт и связь).
Развитие книгопечатания.

Кол- Дата
во
часов
2ч.
4.10
11.10
2ч.
18.10
25.10
2ч.
1.11
15.11
4ч.
22.11
29.11

Формы занятий

Лекция

Лекция

РАЗДЕЛ 1.
ТЕХНИКА
ПЕРИОДА
ИНДУСТРИАЛЬНОЙ
ЦИВИЛИЗАЦИИ
(XVI — первая
половина XVIII в.)
10 часов

1-2

РАЗДЕЛ 2.
ТЕХНИКА ЭПОХИ
ПАРА
(вторая половина
XVIII — вторая
половина
XIX в.)
14 часа

11 12

Текстильное производство
эпохи промышленной
революции.

2ч.

6.12
13.12

13 14
15 16

Обуздавшие энергию.

2ч.

Техника металлургии,
металлообработки и
машиностроения.
Техника химического
производства.

2ч.

20.12
Практическо
27.12
занятие
10.01.25 Лекция
17.01

1ч.

24.01

Лекция

18

От паруса к пару.

1ч.

31.01

19

1ч.

7.02

1 ч.

14.02

Лекция

1ч.

21.02

Лекция

22

По дорогам и бездорожью
(средства транспорта
и дорожное строительство).
Телеграф и семафор (развитие
связи и коммуникации).
Новые помощники фермера
(сельскохозяйственная
техника).
Индустриальное зодчество

Практическое
занятие
Лекция

1ч.

28.02

23

Эпоха «Ремингтона».

1ч.

7.03

24
25

1ч.
1ч.

14.03
21.03

1ч.

4.04

Лекция

27

Аргументы господина Кольта
Металлургия и
металлообработка
Горное дело. Разведка
полезных ископаемых
Электрический век.

Творческие
задания
Творческие
задания
Лекция
Лекция

1ч.

11.04

28

Волшебные превращения

1ч.

18.04

Творческие
задания
Творческие

3-4
5-6
710

17

20
21

РАЗДЕЛ 3.
ОСОБЕННОСТИ
РАЗВИТИЯ
ТЕХНИКИ
ИНДУСТРИАЛЬНОЙ
ЦИВИЛИЗАЦИИ
(вторая половина XIX

26

Военная техника на суше и на
море.
Идеи изобретателей Нового
времени.

Творческие
задания
Творческие
задания
Лекция

— XX в.)
10 часов

29

30
31
32
33
34

(химическая технология).
Нить Ариадны (новые
технологии и традиционные
ремесла).
Строительство и урбанизация.
Бытовая техника (от мечты к
электрическому дому).
Железные дороги на службе
цивилизации.
Прочие виды сухопутного
транспорта.
Водный транспорт.
Все выше и выше, и выше...
Средства связи. От линотипа
до голографии. (Техника и
средства
массовой информации).
ИТОГО:

задания
Лекция

1ч.

25.04

1ч.
1ч.

8.05
16.05

1ч.

2305

Лекция
Практическое
занятие
Лекция

1ч.

30.05

Лекция

1ч.

30.05

Практическое
занятие
Лекция
Лекция

34ч.

Список рекомендуемой литературы
Алексеев Г.Н. Становление и развитие ядерной энергетики. — М., 1990.
Виргинский B.C. Очерки истории науки и техники в XVI—XIX вв.: Книга для учителя. —
М., 1984.
Виргинский B.C., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники в 1870—1917 гг.:
Книга для учителя. — М., 1988.
Виргинский B.C., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники с древнейших времен
до середины XV века: Книга для учителя. — М.,1993.
Иванов С.А. 1000 лет озарений. История вещей. — М., 2002.
История открытий. — М.,1998.
Липе Ю. Происхождение вещей. — Смоленск, 2001.
Мусский С.А. Сто великих чудес техники. — М., 2002.
Непомнящий Н.Н. Сто великих загадок истории. — М., 2003
Рыжов К.В. 100 великих изобретений. — М., 2002.
Сомин Д.К. Сто великих ученых. — М., 2003
Самые знаменитые изобретатели России. — М., 2002.
Скрицкий Н.В. Самые знаменитые кораблестроители России. — М., 2002.
Сто великих чудес света. — М., 2003.
Фальковский Н.И. Москва в истории техники. — М.,1997.
Хотеенков В.Ф. Все о технике. — М.,1996.
Энциклопедический словарь юного техника. — М.,1987.
Энциклопедия для детей. Т.14. Техника. — М., 2001.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».