РП СОО Информатика(углубленный уровень) 2024-2025 уч.год

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 города Тюмени

Рабочая программа учебного предмета
«ИНФОРМАТИКА. УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ»
среднего общего образования
для обучающихся 10-11 классов
на 2024 – 2025 учебный год
Составитель:
Куприянова Наталья Александровна,
учитель информатики

Тюмень, 2024







1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по информатике в 10-11 классах является составной частью основной образовательной программы основного общего
образования МАОУ СОШ №25 г. Тюмени.
Рабочая программа составлена в соответствии с:
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (ФГОС СОО), утвержденного Приказом
Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (в действующей редакции);
Федеральной образовательной программой среднего общего образования, утверждённой приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 18 мая 2023 года № 371, с изменениями, утвержденными приказом Министерства просвещения от 01.02.2024 № 62 «О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ
основного общего образования и среднего общего образования»;
Основной образовательной программой среднего общего образования МАОУ СОШ №25 г. Тюмени, утвержденной приказом директора от
31.08.2023 г. № 178-ОД;
Концепцией преподавания информатики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 24.12.2013 года № 2506р;
Для реализации программы используются учебники для общеобразовательных учреждений
10 кл. Информатика. 10 класс. Базовый и углубленный уровни: учебник в 2 ч. 2020-352с
11 кл. Информатика. 11 класс. Базовый и углубленный уровни: учебник в 2 ч. 2020-240с
К. Ю. Поляков, Е. А. Еремин. под ред. ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний»; (М.: Просвещение, 2020 год).
Общая характеристика учебного предмета «Информатика»
В системе СОО учебный предмет Информатика, изучаемый на углубленном уровне, входит в предметную область Математика и информатика.
Учебным планом на изучение информатики отводится 272 часа: в 10 классе — 136 часов (4 часа в неделю), в 11 классе — 136 часов (4 часа в
неделю).
Из них 6 часов за 2 года обучения выделено на проведение оценочных процедур, что не превышает 10% от всего объема учебного времени
(письмо Минпросвещения России № СК-228/03 и Рособрнадзора № 01.169/08-01 от 06.08.2021):
10 класс – 6 часов на проведение контрольных работ и 42 практические работы;
11 класс – 6 часов на проведение контрольных работ и 43 практических работы.
Программа по информатике (углублённый уровень) на уровне среднего общего образования разработана на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в ФГОС СОО, а также федеральной
рабочей программывоспитания.
Программа по информатике даёт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами
учебного предмета
«Информатика» на углублённом уровне, устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает его структурирование по
разделам и темам курса, определяет распределение его по классам (годам изучения), даёт примерное распределение учебных часов по
2

тематическим разделам курса и рекомендуемую(примерную) последовательность их изучения с учётом межпредметных ивнутрипредметных
связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.
Программа по информатике определяет количественные и качественные характеристики учебного материала для каждого года изучения,
в том числе для содержательного наполнения разного вида контроля (промежуточной аттестации обучающихся, всероссийских проверочных
работ, государственной итоговой аттестации). Программа по информатике является
основой для составления авторских учебных
программ и учебников, поурочного планирования курса учителем.
Информатика в среднем общем образовании отражает:
сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания
и
возможности
автоматизации
информационных процессовв различных системах;
основные области применения информатики, прежде всего информационные технологии, управление и социальную сферу;
междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.
Курс информатики для уровня среднего общего образования является завершающим этапом непрерывной подготовки обучающихся в
области информатики и информационно-коммуникационных технологий, опирается на содержание курса информатики уровня основного
общего образования и опыт постоянного применения информационно-коммуникационных технологий, даёт теоретическое осмысление,
интерпретацию и обобщение этого опыта.
Результаты углублённого
уровня
изучения
учебного
предмета
«Информатика» ориентированы на получение компетентностей для последующейпрофессиональной деятельности как в рамках данной
предметной области, таки в смежных с ней областях.
Они включают в себя:
овладение ключевыми понятиями и закономерностями, на которых строится данная предметная область, распознавание соответствующих
им признаков и взаимосвязей, способность демонстрировать различные подходы к изучению явлений, характерных для изучаемой предметной
области;
умение решать типовые практические и теоретические задачи, характерные для использования методов и инструментария данной
предметной области;
наличие представлений о данной предметной области как целостной теории (совокупности теорий), основных связях со смежными
областями знаний.
В рамках углублённого уровня изучения информатики обеспечиваетсяцеленаправленная подготовка обучающихся к продолжению
образованияв организациях профессионального образования по специальностям, непосредственно связанным с цифровыми технологиями, таким
как программная инженерия, информационная
безопасность,
информационные
системыи технологии, мобильные системы и сети,
большие данные и машинное обучение, промышленный интернет вещей, искусственный интеллект, технологии беспроводной связи,
робототехника, квантовые технологии, системы распределённого реестра, технологии виртуальной и дополненной реальностей.
Основная цель изучения учебного предмета «Информатика» на углублённом уровне среднего общего образования – обеспечение
дальнейшего развития информационных компетенций обучающегося, его готовности к жизни в условияхразвивающегося информационного
общества и возрастающей конкуренции на рынке труда. В связи с этим изучение информатики в 10–11 классах должно обеспечить:
сформированность мировоззрения, основанного на понимании роли информатики, информационных и коммуникационных технологий в
современномобществе;
3

сформированность основ логического и алгоритмического мышления;
сформированность умений различать факты и оценки, сравнивать оценочныевыводы, видеть их связь с критериями оценивания
и связь критериевс определённой системой ценностей, проверять на достоверность и обобщатьинформацию;
сформированность представлений о влиянии информационных технологий на жизнь человека в обществе, понимание социального,
экономического, политического, культурного, юридического, природного, эргономического, медицинского и физиологического контекстов
информационных технологий;
принятие правовых и этических аспектов информационных технологий, осознание ответственности людей, вовлечённых в создание и
использование информационных систем, распространение информации;
создание условий для развития навыков учебной, проектной, научно- исследовательской и творческой
деятельности, мотивации
обучающихсяк саморазвитию.
В содержании учебного предмета «Информатика» выделяются четыретематических раздела.
Раздел «Цифровая грамотность» посвящён вопросам устройства компьютеров и других элементов цифрового окружения, включая
компьютерные сети, использованию средств операционной системы, работе в сети Интернет и использованию интернет-сервисов,
информационной безопасности.
Раздел «Теоретические основы информатики» включает в себя понятийный аппарат информатики, вопросы кодирования информации,
измерения информационного объёма данных, основы алгебры логики и компьютерного моделирования.
Раздел «Алгоритмы и программирование» направлен на развитие алгоритмического мышления, разработку алгоритмов и оценку их
сложности, формирование навыков реализации программ на языках программирования высокого уровня.
Раздел «Информационные технологии» посвящён вопросам примененияинформационных
технологий,
реализованных
в
прикладных программныхпродуктах и интернет-сервисах, в том числе в задачах анализа данных,использованию баз данных и электронных
таблиц для решения прикладных задач.В приведённом далее содержании учебного предмета «Информатика»
курсивом выделены дополнительные темы, которые не входят в обязательную программу обучения, но могут быть предложены для
изучения отдельным мотивированным и способным обучающимся.
Углублённый уровень изучения информатики рекомендуется для технологического профиля, ориентированного на инженерную и
информационную сферы деятельности. Углублённый уровень изучения информатики обеспечивает: подготовку обучающихся, ориентированных
на специальности в области информационных технологий и инженерные
специальности, участие в проектной и исследовательской деятельности, связанной с современными направлениями отрасли
информационно-коммуникационных технологий, подготовку к участию в олимпиадах и сдаче Единого государственного экзамена по
информатике.
Последовательность изучения тем в пределах одного года обучения может быть изменена по усмотрению учителя при подготовке
рабочей программыи поурочного планирования.
Общее число часов, рекомендованных для изучения информатики – 272 часа:в 10 классе – 136 часов (4 часа в неделю), в 11 классе – 136
часов (4 часа в неделю).

4

2. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
10 КЛАСС
Цифровая грамотность
Требования техники безопасности и гигиены при работе с компьютерами и другими компонентами цифрового окружения.
Принципы работы компьютеров и компьютерных систем. Архитектура фон Неймана. Гарвардская архитектура. Автоматическое
выполнение программы процессором. Оперативная, постоянная и долговременная память. Обмен данными с помощью шин. Контроллеры
внешних устройств. Прямой доступ к памяти.
Основные тенденции развития компьютерных технологий. Параллельные вычисления. Многопроцессорные системы. Суперкомпьютеры.
Распределённые вычислительные системы и обработка больших данных. Мобильные цифровые устройства и их роль в коммуникациях.
Встроенные компьютеры. Микроконтроллеры. Роботизированные производства.
Программное обеспечение компьютеров и компьютерных систем. Виды программного обеспечения и их назначение. Особенности
программного обеспечения мобильных устройств. Параллельное программирование. Системное программное обеспечение. Операционные
системы. Утилиты. Драйверы устройств. Инсталляция и деинсталляция программного обеспечения.
Файловые системы. Принципы размещения и именования файловв долговременной памяти. Шаблоны для описания групп
файлов.
Программное обеспечение. Лицензирование программного обеспечения и цифровых ресурсов. Проприетарное и свободное
программное обеспечение. Коммерческое и
некоммерческое
использование
программного
обеспечения и цифровых ресурсов.
Ответственность, устанавливаемая законодательством Российской Федерации за неправомерное использование программного обеспечения и
цифровых ресурсов.
Принципы построения и аппаратные компоненты компьютерных сетей. Сетевые протоколы. Сеть Интернет. Адресация в сети Интернет.
Протоколы стекаTCP/IP. Система доменных имён.
Разделение IP-сети на подсети с помощью масок подсетей. Сетевое администрирование. Получение данных о сетевых настройках
компьютера.Проверка наличия связи с узлом сети. Определение маршрута движения пакетов.
Виды деятельности в сети Интернет. Сервисы Интернета. Геоинформационные системы. Геолокационные сервисы реального времени
(например, локация мобильных телефонов, определение загруженности автомагистралей), интернет-торговля, бронирование билетов и гостиниц.
Государственные электронные сервисы и услуги. Социальные сети – организация коллективного взаимодействия и обмена данными.
Сетевой этикет: правила поведения в киберпространстве. Проблема подлинности полученной информации. Открытые образовательные ресурсы.
Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием информационно-коммуникационных технологий. Общие проблемы
защиты информации и информационной безопасности. Средства защиты информации в компьютерах, компьютерных сетях и
автоматизированных информационных системах. Правовое обеспечение информационной безопасности. Электронная цифровая подпись,
сертифицированные сайты и документы.
Предотвращение несанкционированного доступа к личной конфиденциальной информации, хранящейся на персональном компьютере,
мобильных устройствах. Вредоносное программное обеспечение и способы борьбы с ним. Антивирусные программы. Организация личного
5

архива информации. Резервное копирование. Парольная защита архива.
Шифрование данных. Симметричные и несимметричные шифры. Шифры простой замены. Шифр Цезаря. Шифр Виженера. Алгоритм
шифрования RSA. Стеганография.
Теоретические основы информатики
Информация, данные и знания. Информационные процессы в природе, технике и обществе.
Непрерывные и дискретные величины и сигналы. Необходимость дискретизации информации, предназначенной для хранения, передачи и
обработкив цифровых системах.
Двоичное кодирование. Равномерные и неравномерные коды. Декодированиесообщений, записанных с помощью неравномерных кодов.
Условие Фано. Построение однозначно декодируемых кодов с помощью дерева. Граф Ал.А. Маркова. Единицы измерения количества
информации. Алфавитный подход к оценке количества информации.
Системы счисления. Развёрнутая запись целых и дробных чисел в позиционной системе счисления. Свойства позиционной
записи числа: количество цифр в записи, признак делимости числа на основание системы счисления. Алгоритм перевода целого числа из Pичной системы счисления в десятичную. Алгоритм перевода конечной P-ичной дроби в десятичную. Алгоритм перевода целого числа из
десятичной системы счисления в P-ичную. Перевод конечной десятичной дроби в P-ичную. Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная
системы счисления, связь между ними. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Троичная уравновешенная система
счисления. Двоично-десятичная система счисления.
Кодирование текстов. Кодировка ASCII. Однобайтные кодировки. Стандарт UNICODE. Кодировка UTF-8. Определение информационного
объёма текстовых сообщений.
Кодирование изображений. Оценка информационного объёма графических данных при заданных разрешении и глубине кодирования цвета.
Цветовые модели.Векторное кодирование. Форматы графических файлов. Трёхмерная графика. Фрактальная графика.
Кодирование звука. Оценка информационного объёма звуковых данных при заданных частоте дискретизации и разрядности кодирования.
Алгебра логики. Понятие высказывания. Высказывательные формы (предикаты). Кванторы существования и всеобщности.
Логические операции. Таблицы истинности. Логические выражения. Логические тождества. Доказательство логических тождеств с
помощью таблиц истинности. Логические операции и операции над множествами.
Законы алгебры логики. Эквивалентные преобразования логических выражений. Логические уравнения и системы уравнений.
Логические функции. Зависимость количества возможных логических функций от количества аргументов. Полные системы логических
функций.
Канонические формы логических выражений. Совершенные дизъюнктивные и конъюнктивные нормальные формы, алгоритмы их
построения по таблице истинности.
Логические элементы в составе компьютера. Триггер. Сумматор. Многоразрядный сумматор. Построение схем на логических
элементах по заданному логическому выражению. Запись логического выражения по логической схеме. Микросхемы и технология их
производства.
Представление целых чисел в памяти компьютера. Ограниченность диапазоначисел при ограничении количества разрядов. Переполнение
разрядной сетки. Беззнаковые и знаковые данные. Знаковый бит. Двоичный дополнительный код отрицательных чисел.
Побитовые логические операции. Логический, арифметический и циклический сдвиги. Шифрование с помощью побитовой операции
«исключающееИЛИ».
6

Представление вещественных чисел в памяти компьютера. Значащая частьи порядок числа. Диапазон значений вещественных чисел.
Проблемы хранения вещественных чисел, связанные с ограничением количества разрядов. Выполнение операций с вещественными числами,
накопление ошибок при вычислениях.
Алгоритмы и программирование
Определение возможных результатов работы простейших алгоритмов управления исполнителями и вычислительных алгоритмов.
Определение исходныхданных, при которых алгоритм может дать требуемый результат.
Этапы решения задач на компьютере. Инструментальные средства: транслятор, отладчик, профилировщик. Компиляция и интерпретация
программ. Виртуальные машины.
Интегрированная среда разработки. Методы отладки программ. Использование трассировочных таблиц. Отладочный вывод. Пошаговое
выполнение программы. Точки останова. Просмотр значений переменных.
Язык программирования (Python, Java, C++, C#). Типы данных: целочисленные, вещественные, символьные, логические. Ветвления.
Сложные условия. Циклы с условием. Циклы по переменной. Взаимозаменяемость различных видов циклов. Инвариант цикла. Составление
цикла с использованием заранее определённого инварианта цикла.
Документирование программ. Использование комментариев. Подготовка описания программы и инструкции для пользователя.
Алгоритмы обработки натуральных чисел, записанных в позиционных системах счисления: разбиение записи числа на отдельные
цифры, нахождение суммы и произведения цифр, нахождение максимальной (минимальной) цифры.
Нахождение всех простых чисел в заданном диапазоне. Представление числа в виде набора простых сомножителей. Алгоритм
быстрого возведения в степень.
Обработка данных, хранящихся в файлах. Текстовые и двоичные файлы. Файловые переменные (файловые указатели). Чтение из
файла. Записьв файл.
Разбиение задачи на подзадачи. Подпрограммы (процедуры и функции). Рекурсия. Рекурсивные объекты (фракталы). Рекурсивные
процедуры и функции. Использование стека для организации рекурсивных вызовов.
Использование стандартной библиотеки языка программирования. Подключение библиотек подпрограмм сторонних производителей.
Модульныйпринцип построения программ.
Численные методы. Точное и приближённое решения задачи. Численные методы решения уравнений: метод перебора, метод половинного
деления.Приближённое вычисление длин кривых. Вычисление площадей фигур с помощьючисленных методов (метод прямоугольников, метод
трапеций). Поиск максимума (минимума) функции одной переменной методом половинного деления.
Обработка символьных данных. Встроенные функции языка программирования для обработки символьных строк. Алгоритмы обработки
символьных строк: подсчёт количества появлений символа в строке, разбиение строки на слова по пробельным символам, поиск подстроки внутри
данной строки, замена найденной подстроки на другую строку. Генерация всех слов в некотором алфавите, удовлетворяющих заданным
ограничениям. Преобразование числав символьную строку и обратно.
Массивы и последовательности чисел. Вычисление обобщённых характеристик элементов массива или числовой последовательности
(суммы, произведения, среднего арифметического, минимального и максимального элементов, количества элементов, удовлетворяющих
заданному условию). Линейный поиск заданного значения в массиве.
Сортировка одномерного массива. Простые методы сортировки (метод пузырька, метод выбора, сортировка вставками). Сортировка
слиянием. Быстрая сортировка массива (алгоритм QuickSort). Двоичный поиск в отсортированном массиве.
7

Двумерные массивы (матрицы). Алгоритмы обработки двумерных массивов: заполнение двумерного числового массива по заданным
правилам, поиск элементав двумерном массиве, вычисление максимума (минимума) и суммы элементов двумерного массива, перестановка строк
и столбцов двумерного массива. Разработка программ для решения простых задач анализа данных (очистка данных, классификация, анализ
отклонений).
Информационные технологии
Текстовый процессор. Редактирование и форматирование. Проверка орфографии и грамматики. Средства поиска и автозамены в текстовом
процессоре. Использование стилей. Структурированные текстовые документы. Сноски, оглавление. Коллективная работа с документами.
Инструменты рецензированияв текстовых процессорах. Облачные сервисы. Деловая переписка. Реферат. Правила цитирования источников и
оформления библиографических ссылок. Оформление списка литературы. Знакомство с компьютерной вёрсткой текста. Технические средства
ввода текста. Специализированные средства редактированияматематических текстов.
Анализ данных. Основные задачи анализа данных: прогнозирование, классификация, кластеризация, анализ отклонений.
Последовательность решения задач анализа данных: сбор первичных данных, очистка и оценка качества данных,выбор и/или построение модели,
преобразование данных, визуализация данных, интерпретация результатов. Программные средства и интернет-сервисы для обработки и
представления данных. Большие данные. Машинное обучение. Интеллектуальный анализ данных.
Анализ данных с помощью электронных таблиц. Вычисление суммы, среднего арифметического, наибольшего (наименьшего) значения
диапазона. Вычисление коэффициента корреляции двух рядов данных. Построение столбчатых,линейчатых и круговых диаграмм. Построение
графиков функций. Подбор линии тренда, решение задач прогнозирования.
Численное решение уравнений с помощью подбора параметра. Оптимизация как поиск наилучшего решения в заданных условиях. Целевая
функция, ограничения. Локальные и глобальный минимумы целевой функции. Решениезадач оптимизации с помощью электронных таблиц.

11 класс
Теоретические основы информатики
Теоретические подходы к оценке количества информации. Закон аддитивности информации. Формула Хартли. Информация и вероятность.
Формула Шеннона.
Алгоритмы сжатия данных. Алгоритм RLE. Алгоритм Хаффмана. Алгоритм LZW. Алгоритмы сжатия данных с потерями. Уменьшение
глубины кодирования цвета. Основные идеи алгоритмов сжатия JPEG, MP3.
Скорость
передачи
данных.
Зависимость
времени
передачи от информационного объёма данных и характеристик канала
связи. Причины возникновения ошибок при передаче данных. Коды, позволяющие обнаруживать и исправлять ошибки, возникающие при
передаче данных. Расстояние Хэмминга. Кодирование с повторением битов. Коды Хэмминга.
Системы. Компоненты системы и их взаимодействие. Системный эффект.
Управление как информационный процесс. Обратная связь.
Модели и моделирование. Цель моделирования. Соответствие модели моделируемому объекту или процессу, цели моделирования.
Формализация прикладных задач.
Представление результатов моделирования в виде, удобном для восприятия человеком. Графическое представление данных (схемы,
таблицы, графики).
Графы. Основные понятия. Виды графов. Описание графов с помощью матрицсмежности, весовых матриц, списков смежности. Решение
алгоритмических задач, связанных с анализом графов (построение оптимального пути между вершинами графа, определение количества
8

различных путей между вершинами ориентированного ациклического графа).
Деревья. Бинарное дерево. Деревья поиска. Способы обхода дерева. Представление арифметических выражений в виде дерева. Дискретные
игры двух игроков с полной информацией. Построение дерева перебора вариантов, описаниестратегии игры в табличной форме. Выигрышные
и проигрышные позиции. Выигрышные стратегии.
Средства
искусственного
интеллекта.
Сервисы
машинного
перевода и распознавания устной речи. Когнитивные сервисы.
Идентификация и поиск изображений, распознавание лиц. Самообучающиеся системы. Искусственный интеллект в компьютерных играх.
Использование методов искусственного интеллекта в обучающих системах. Использование методов искусственного интеллекта в робототехнике.
Интернет вещей. Перспективы развития компьютерных интеллектуальных систем. Нейронные сети.
Алгоритмы и программирование
Формализация понятия алгоритма. Машина Тьюринга как универсальная модель вычислений. Тезис Чёрча–Тьюринга. Машина Поста.
Нормальные алгоритмы Маркова. Алгоритмически неразрешимые задачи. Задача останова. Невозможность автоматической отладки
программ.
Оценка сложности вычислений. Время работы и объём используемой памяти, их зависимость от размера исходных данных. Оценка
асимптотической сложности алгоритмов. Алгоритмы полиномиальной сложности. Переборные алгоритмы. Примеры различных алгоритмов
решения одной задачи, которые имеют различнуюсложность.
Поиск простых чисел в заданном диапазоне с помощью алгоритма «решето Эратосфена».
Многоразрядные целые числа, задачи длинной арифметики.
Словари (ассоциативные массивы, отображения). Хэш-таблицы. Построениеалфавитно-частотного словаря для заданного текста.
Анализ текста на естественном языке. Выделение последовательностейпо шаблону. Регулярные выражения. Частотный анализ.
Стеки. Анализ правильности скобочного выражения. Вычислениеарифметического выражения, записанного в постфиксной форме.
Очереди. Использование очереди для временного хранения данных.
Связные списки. Реализация стека и очереди с помощью связных списков.
Алгоритмы на графах. Построение минимального остовного дерева взвешенного связного неориентированного графа. Обход графа в
глубину. Обход графа в ширину. Количество различных путей между вершинами ориентированного ациклического графа. Алгоритм
Дейкстры. Алгоритм Флойда–Уоршалла.
Деревья. Реализация дерева с помощью ссылочных структур. Двоичные (бинарные) деревья. Построение дерева для заданного
арифметического выражения. Рекурсивные алгоритмы обхода дерева. Использование стека и очереди для обхода дерева.
Динамическое программирование как метод решения задач с сохранением промежуточных результатов. Задачи, решаемые с помощью
динамического программирования: вычисление рекурсивных функций, подсчёт количества вариантов, задачи оптимизации.
Понятие
об
объектно-ориентированном программировании. Объекты и классы. Свойства и методы объектов. Объектноориентированный анализ. Разработка программ на основе объектно-ориентированного подхода. Инкапсуляция, наследование, полиморфизм.
Среды быстрой разработки программ. Проектирование интерфейса пользователя. Использование готовых управляемых элементов для
построенияинтерфейса.
Обзор языков программирования. Понятие о парадигмах программирования.
Изучение второго языка программирования.
Информационные технологии
9

Этапы компьютерно-математического моделирования: постановка задачи, разработка модели, тестирование модели, компьютерный
эксперимент, анализ результатов моделирования.
Дискретизация при математическом моделировании непрерывных процессов.Моделирование движения. Моделирование биологических
систем. Математические модели в экономике. Вычислительные эксперименты с моделями. Обработка результатов эксперимента. Метод
наименьших квадратов. Оценка числовых параметров моделируемых объектов и процессов. Восстановление
зависимостей по результатам эксперимента.
Вероятностные модели. Методы Монте-Карло. Имитационное моделирование. Системы массового обслуживания.
Табличные (реляционные) базы данных. Таблица – представление сведений об однотипных объектах. Поле, запись. Ключ таблицы. Работа
с готовой базой данных. Заполнение базы данных. Поиск, сортировка и фильтрация данных. Запросы на выборку данных. Запросы с
параметрами. Вычисляемые поляв запросах.
Многотабличные базы данных. Типы связей между таблицами. Внешний ключ. Целостность базы данных. Запросы к многотабличным
базам данных.
Основные принципы нормализации баз данных. Язык управления данными SQL.Создание простых запросов на языке SQL на выборку данных
из одной таблицы.
Нереляционные базы данных. Экспертные системы
Интернет-приложения. Понятие о серверной и клиентской частях сайта. Технология «клиент – сервер», её достоинства и недостатки.
Основы языка HTMLи каскадных таблиц стилей (CSS). Сценарии на языке JavaScript. Формы на веб- странице.
Размещение веб-сайтов. Услуга хостинга. Загрузка файлов на сайт.
Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и
другихустройств). Графический редактор. Разрешение. Кадрирование. Исправление перспективы. Гистограмма. Коррекция уровней, коррекция
цвета. Обесцвечиваниецветных изображений. Ретушь. Работа с областями. Фильтры.
Многослойные изображения. Текстовые слои. Маска слоя. Каналы. Сохранение выделенной области. Подготовка иллюстраций для вебсайтов.Анимированные изображения.
Векторная графика. Примитивы. Изменение порядка элементов. Выравнивание, распределение. Группировка. Кривые. Форматы векторных
рисунков. Использование контуров. Векторизация растровых изображений.
Принципы построения и редактирования трёхмерных моделей. Сеточные модели. Материалы. Моделирование источников освещения.
Камеры. Аддитивныетехнологии (3D-принтеры). Понятие о виртуальной реальности и дополненной реальности.

10

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты отражают готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией
личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского
общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации средствами учебного предмета основных направлений
воспитательной деятельности.
1)
гражданского воспитания:
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение законаи правопорядка, соблюдение основополагающих норм
информационного праваи информационной безопасности;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам в виртуальном пространстве;
2)
патриотического воспитания:
ценностное отношение к историческому наследию, достижениям России в науке, искусстве, технологиях, понимание значения
информатики как науки в жизни современного общества;
3)
духовно-нравственного воспитания:
сформированность нравственного сознания, этического поведения; способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, в том числе в сети Интернет;
4)
эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;
способность воспринимать различные виды искусства, в том числе основанного на использовании информационных технологий;
5)
физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью, в том числе за счёт соблюдения
требований безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий; трудового воспитания:
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такую деятельность;
интерес к сферам профессиональной деятельности, связанным с информатикой, программированием и информационными технологиями,
основанными на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса, умение совершать осознанный выбор будущей профессии
и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
6)
экологического воспитания:
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей информационнокоммуникационных технологий;
7)
ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, достижениям научно-технического прогресса
11

и общественнойпрактики, за счёт понимания роли информационных ресурсов, информационных процессов и информационных технологий в
условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в
группе.
8)
эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: саморегулирования, включающего самоконтроль, умение
принимать
ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым
новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению целии успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать,
исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации,
способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношенияс другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать
конфликты.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения информатики на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы метапредметные
результаты, отраженныев универсальных учебных действиях, а именно – познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия,регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматриватьеё всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения,классификации и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
явлениях; разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатовцелям, оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуальногои комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.
Базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем, способностью и готовностью к
самостоятельномупоиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
осуществлять различные виды деятельности по получению нового знания, егоинтерпретации, преобразованию и применению в различных
учебных ситуациях,в том числе при создании учебных и социальных проектов;
формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельностии жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигатьгипотезу её решения, находить аргументы для доказательства
своих утверждений,задавать параметры и критерии решения;
12

анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт; осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов
действия
в профессиональную среду;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения, ставитьпроблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
Работа с информацией:
владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задачс соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических
норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций
и смягчатьконфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия,аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковыхсредств.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальнойработы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов,и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план действий,
распределять роли с учётоммнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; осуществлять позитивное
стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в
13

образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственностьза решение;
оценивать приобретённый опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень.
Самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности.
Принятия себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;признавать своё право и право других на ошибку;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В процессе изучения курса информатики углублённого уровня в 10 классе обучающимися будут достигнуты следующие предметные
результаты:
владение представлениями о роли информации и связанных с ней процессовв природе, технике и обществе, понятиями «информация»,
«информационныйпроцесс», «система», «компоненты системы», «системный эффект», «информационная система», «система управления»;
владение методами поиска информации в сети Интернет, умение критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет;умение
характеризовать большие данные, приводить примеры источников их получения и направления использования, умение классифицировать
основные задачи анализа данных (прогнозирование, классификация, кластеризация, анализ отклонений), понимать последовательность решения
задач анализа данных: сбор первичных данных, очистка и оценка качества данных, выбор и/или построение модели, преобразование данных,
визуализация данных, интерпретация результатов;
понимание основных принципов устройства и функционирования современных стационарных и мобильных компьютеров, тенденций
развития компьютерных технологий;
владение навыками работы с операционными системами, основными видами программного обеспечения для решения учебных задач по
выбраннойспециализации;
наличие представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире,о базовых принципах организации и функционирования
компьютерных сетей,об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;
понимание угроз информационной безопасности, использование методов и средств противодействия этим угрозам, соблюдение мер
безопасности, предотвращающих незаконное распространение персональных данных, соблюдение требований техники безопасности и
14

гигиены
при
работе с компьютерами и другими компонентами цифрового окружения, понимание правовых основ использования
компьютерных программ, баз данных и работыв сети Интернет;
понимание основных принципов дискретизации различных видов информации, умение определять информационный объём текстовых,
графическихи звуковых данных при заданных параметрах дискретизации, умение определять среднюю скорость передачи данных, оценивать
изменение времени передачи при изменении информационного объёма данных и характеристик канала связи;
умение использовать при решении задач свойства позиционной записи чисел, алгоритма построения записи числа в позиционной системе
счисления с заданнымоснованием и построения числа по строке, содержащей запись этого числав позиционной системе счисления с
заданным основанием, умение выполнять арифметические операции в позиционных системах счисления;
умение выполнять преобразования логических выражений, используя законыалгебры логики, умение строить логическое выражение
в дизъюнктивной и конъюнктивной нормальных формах по заданной таблице истинности, исследовать область истинности высказывания,
содержащего переменные, решатьнесложные логические уравнения и системы уравнений;
понимание базовых алгоритмов обработки числовой и текстовой информации(запись чисел в позиционной системе счисления, нахождение
всех простых чиселв заданном диапазоне, обработка многоразрядных целых чисел, анализ символьных строк и других), алгоритмов поиска и
сортировки, умение определять сложность изучаемых в курсе базовых алгоритмов (суммирование элементов массива, сортировка массива,
переборные алгоритмы, двоичный поиск) и приводить примеры нескольких алгоритмов разной сложности для решения одной задачи;
владение универсальным языком программирования высокого уровня (Python,Java, C++, C#), представлениями о базовых типах данных и
структурах данных, умение использовать основные управляющие конструкции, умение осуществлять анализ предложенной программы:
определять результаты работы программы при заданных исходных данных, определять, при каких исходных данных возможно получение
указанных результатов, выявлять данные, которые могут привести к ошибке в работе программы, формулировать предложенияпо
улучшению программного кода;
умение создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных
программных средств и облачных сервисов;
умение использовать электронные таблицы для анализа, представления и обработки данных (включая вычисление суммы, среднего
арифметического,наибольшего и наименьшего значений, решение уравнений, выбор оптимального решения, подбор линии тренда, решение
задач прогнозирования).
В процессе изучения курса информатики углублённого уровня в 11 классе обучающимися будут достигнуты следующие предметные
результаты:
умение строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений (префиксные коды), использовать простейшие
коды, которые позволяют обнаруживать и исправлять ошибки при передаче данных, строить код, обеспечивающий наименьшую возможную
среднюю длину сообщения при известной частоте символов, пояснять принципы работы простых алгоритмов сжатия данных;
умение решать алгоритмические задачи, связанные с анализом графов (задачипостроения оптимального пути между вершинами графа,
определения количества различных путей между вершинами ориентированного ациклического графа), умение использовать деревья при анализе
и построении кодов и для представленияарифметических выражений, при решении задач поиска и сортировки, умение строить дерево игры по
заданному алгоритму, разрабатывать и обосновывать выигрышную стратегию игры;
умение разрабатывать и реализовывать в виде программ базовые алгоритмы, умение использовать в программах данные различных типов с
учётом ограниченийна диапазон их возможных значений, применять при решении задач структуры данных (списки, словари, стеки, очереди,
15

деревья), использовать базовые операциисо структурами данных, применять стандартные и собственные подпрограммы дляобработки числовых
данных и символьных строк, использовать при разработке
программ библиотеки подпрограмм, знать функциональные возможности инструментальных средств среды разработки, умение
использовать средства отладки программ в среде программирования, умение документироватьпрограммы;
умение создавать веб-страницы;
владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними, умение использовать табличные
(реляционные) базы данных (составлять запросы в базах данных, выполнять сортировку и поиск записей в базе данных, наполнять разработанную
базу данных) и справочные системы;
умение использовать компьютерно-математические модели для анализа объектов и процессов: формулировать цель моделирования,
выполнять анализ результатов, полученных в ходе моделирования, оценивать соответствие модели моделируемому объекту или процессу,
представлять результаты моделированияв наглядном виде;
умение организовывать личное информационное пространство с использованием различных средств цифровых технологий, понимание
возможностей цифровых сервисов государственных услуг, цифровых образовательных сервисов;
понимание основных принципов работы, возможностей и ограничения применения технологий искусственного интеллекта в различных
областях, наличиепредставлений о круге решаемых задач машинного обучения (распознавания, классификации и прогнозирования) наличие
представлений об использовании информационных технологий в различных профессиональных сферах.

16

4.

№ п/п

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ИНФОРМАТИКА» 10 КЛАСС (УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ) 4 ЧАСА В НЕДЕЛЮ, ВСЕГО 136 ЧАСОВ

Наименование
разделов и тем
программы

Кол-во часов
всего

Раздел 1. Цифровая грамотность (26ч)
1 .1
Компьютер –
6
универсальное
устройство
обработки данных

1.2

Программное
обеспечение

6

КР

ПР/ЛР/
РР

-

-

1

Основные виды деятельности обучающихся

Анализировать условия использования компьютера и других
доступных компонентов цифрового окружения с точки зрения
требованийтехники безопасности и гигиены.
Описывать составные части
и принципы работы компьютеров, мобильных устройств,
компьютерныхсистем.
Характеризовать компьютеры разныхпоколений.
Искать в сети Интернет информациюоб отечественных специалистах,
внёсших вклад в развитие вычислительной техники.
Приводить примеры, подтверждающие тенденции развития
вычислительной техники.
Пояснять сущность параллельныхвычислений. Приводить
примеры задач, для решения которых применяются
суперкомпьютерныетехнологии или технологии распределённых
вычислений.
Характеризовать роботизированные
производства, мобильные цифровые устройства и их роль в коммуникациях
Работать с графическим интерфейсомоперационной системы (ОС),
стандартными и служебными приложениями, файловыми
менеджерами. Соотносить виды лицензий на использование
программного обеспечения и порядок его использования и
распространения. Приводить примеры проприетарногои свободного
программного обеспечения, предназначенного для решения одних и
тех же задач. Называть основные правонарушения,имеющие место в
области использования программного обеспечения, и ответственность
за них, предусмотренную законодательством РФ.
Практические работы1:
1. Инсталляция и деинсталляцияпрограмм

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
(для учителя и обучающихся)
Для учителя:
БИНОМ Электронное приложение к
учебнику «Информатика» для 10
класса:
https://lbz.ru/metodist/authors/informati
ka/3/eor10.php
Учебник «Информатика» 10-11
классы. Базовый и углублённый
уровни. ФГОС (презентации, тесты,
практикум):
https://kpolyakov.spb.ru/school/probook/
slides.htm
Для ученика:
РЭШ ИНФОРМАТИКА. 10
КЛАСС:
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5421/st
art/35815/
Для учителя
БИНОМ Электронное приложение к
учебнику «Информатика» для 10
класса:
https://lbz.ru/metodist/authors/informati
ka/3/eor10.php
Учебник «Информатика» 10-11
классы. Базовый и углублённый
уровни. ФГОС (презентации, тесты,
практикум):
https://kpolyakov.spb.ru/school/probook/
slides.htm
Для ученика:
РЭШ ИНФОРМАТИКА. 10
КЛАСС:
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5421/st
art/35815/

17

1.3

Компьютерные

1

5

сети

Пояснять принципы построениякомпьютерных сетей.
Выявлять общее и различияв организации локальных и глобальных
компьютерных сетей.Приводить примеры протоколов стека TCP/IP с
определёнными функциями. Использовать маски подсетей для разбиения
IP-сети на подсети.Применять программное обеспечение для проверки
работоспособности сети.
Практические работы:
1. Сетевое администрирование

Для учителя
БИНОМ Электронное приложение к
учебнику «Информатика» для 10
класса:
https://lbz.ru/metodist/authors/informati
ka/3/eor10.php
Учебник «Информатика» 10-11
классы. Базовый и углублённый
уровни. ФГОС (презентации, тесты,
практикум):
https://kpolyakov.spb.ru/school/probook/
slides.htm
Для ученика:
РЭШ ИНФОРМАТИКА. 11
КЛАСС:
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5497/
start/78858/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5494/
start/221607/

1.4

Информационная
безопасность

7

-

2

Характеризовать сущность понятий «информационная безопасность»,
«защита информации». Формулировать основные правила
информационной безопасности. Анализировать законодательную базу,
касающуюся информационной безопасности.
Применять средства защиты информации: брандмауэры, антивирусные
программы, паролирование и архивирование,шифрование.
Предотвращать
несанкционированный доступк личной конфиденциальной информации,
хранящейся
на персональном компьютере,мобильных устройствах.
Практические работы:
1. Антивирусные программы.
2.Шифрование данных

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5496/
start/78889/
Для учителя:
Электронное приложение к
пособию Правовые основы
информационной безопасности. 1011 классы серии Информационная
безопасность
https://lbz.ru/metodist/authors/ib/1011.php
БИНОМ Электронное приложение к
учебнику «Информатика» для 11
класса:
https://lbz.ru/metodist/authors/informat
ika/3/eor11.php
Учебник «Информатика»
10-11 классы. Базовый и
углублённый уровни. ФГОС
(презентации, тесты, практикум):
https://kpolyakov.spb.ru/school/proboo
k/slides.htm
Для ученика:

18

РЭШ ИНФОРМАТИКА. 11 КЛАСС:
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5496/
start/78889/
Контрольная
работа №1
Наименование
разделов и тем
программы

2

1

4

Кол-во часов

ПР/ЛР
/
РР
Раздел 2. Теоретические основы информатики (44 часа)
19
2
Представление
2.1
информации в
компьютере
№ п/п

Контрольная
работа №2

всего

2

КР

1

Основные виды деятельности обучающихся

Пояснять сущность понятий «информация», «данные», «знания».
Решать задачи на измерение информации, заключённой в тексте,с
позиции алфавитного подхода (в предположении о равной вероятности
появления символовв тексте).
Пояснять необходимость и сущностьдискретизации при хранении,
передаче и обработке данных с помощью компьютеров.
Приводить примеры равномерных и неравномерных кодов.
Кодироватьи декодировать сообщения с использованием равномерныхи
неравномерных кодов.
Строить префиксные коды.Классифицировать системысчисления.
Выполнять сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и
шестнадцатеричнойсистемах счисления.
Осуществлять перевод чисел между двоичной, восьмеричной
и шестнадцатеричной системамисчисления.
Выполнять сложение и вычитание чисел, записанных в двоичной,
восьмеричной и шестнадцатеричнойсистемах счисления.
Осуществлять кодирование текстовойинформации с помощью
кодировочных таблиц.
Определять информационный объёмтекстовых сообщений в разных
кодировках.
Вычислять размер цветовой палитрыпо значению битовой глубины
цвета.Определять размеры графических файлов при известных
разрешении иглубине кодирования цвета.
Вычислять информационный объём цифровой звукозаписи по частоте
дискретизации, глубине кодированияи времени записи.
Практические работы:
1.Дискретизация графическойинформации.
2.Дискретизация звуковойинформации

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
(для учителя и обучающихся)

Для учителя
БИНОМ Электронное приложение к
учебнику «Информатика» для 10
класса:
https://lbz.ru/metodist/authors/informati
ka/3/eor10.php
Учебник «Информатика» 10-11
классы. Базовый и углублённый
уровни. ФГОС (презентации, тесты,
практикум):
https://kpolyakov.spb.ru/school/probook/
slides.htm
Для ученика:
РЭШ ИНФОРМАТИКА. 10
КЛАСС:
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6455/st
art/10503/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5423/st
art/35985/

2

19

2.2

Основы алгебры
логики

14

1

Приводить примеры элементарныхи составных высказываний.
Различать высказывания и предикаты.Устанавливать связь между
алгеброй логики и теорией множеств.
Вычислять значения логическихвыражений с логическими
операциями конъюнкции, дизъюнкции, инверсии, импликации,
эквиваленции.
Проводить анализ таблиц истинности.Строить таблицы истинности
логических выражений.
Осуществлять эквивалентныепреобразования логических
выражений с использованием законовалгебры логики.
Осуществлять построение логического выражения с данной таблицей
истинности и егоупрощение.
Решать простые логические уравнения и системы уравнений.
Характеризовать логические элементы компьютера.
Пояснять устройство сумматораи триггера.
Записывать логическое выражениепо логической схеме.
Строить схемы на логических элементах по заданному логическому
выражению.
Практические работы:
1. Построение и анализ таблиц истинности в табличном процессоре

2.3

Компьютерная
арифметика

Контрольная
работа №3

7

2

Получать внутреннее представлениецелых и вещественных чисел
в памяти компьютера; определять
по внутреннему коду значение числа.
Характеризовать беззнаковые изнаковые данные.
Пояснять порядок выполнения арифметических операций с целымии
вещественными числами в процессоре.
Применять побитовые логические операции.
Характеризовать представление и хранение в памяти компьютера
вещественных чисел.
Пояснять причины накопленияошибок при вычислениях
с вещественными числами.
Практические работы:
1. Изучение поразрядного машинного представления целых и
вещественныхчисел

1

1

Для учителя
БИНОМ Электронное приложение к
учебнику «Информатика» для 10
класса:
https://lbz.ru/metodist/authors/informat
ika/3/eor10.php
Учебник «Информатика»
10-11 классы. Базовый и
углублённый уровни. ФГОС
(презентации, тесты, практикум):
https://kpolyakov.spb.ru/school/proboo
k/slides.htm
Для ученика:
РЭШ ИНФОРМАТИКА. 10
КЛАСС:
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5426/
start/163620/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4714/
start/163744/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4713/
start/202991/
Для учителя
БИНОМ Электронное приложение к
учебнику «Информатика» для 10
класса:
https://lbz.ru/metodist/authors/informati
ka/3/eor10.php
Учебник «Информатика» 10-11
классы. Базовый и углублённый
уровни. ФГОС (презентации, тесты,
практикум):
https://kpolyakov.spb.ru/school/probook/
slides.htm
Для ученика:
РЭШ ИНФОРМАТИКА. 10 КЛАСС:
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4713/st
art/202991/

2

20

Наименование
разделов и тем
программы

Кол-во часов

ПР/ЛР
/
РР
Раздел 3. Алгоритмы и программирование (48 часов)

№ п/п

3.1

Введение в
программирование

всего

16

КР

3

Основные виды деятельности обучающихся

Выяснять результат работыалгоритма для исполнителя
при заданных исходных данных, определять возможные исходные
данные для известного результата.Приводить примеры алгоритмов,
содержащих последовательные, ветвящиеся и циклические структуры.
Анализировать циклические алгоритмы для исполнителя.
Выделять этапы решения задачина компьютере.
Пояснять сущность выделенных этапов. Отлаживать программы с
помощьютрассировочных таблиц и с использованием возможностей
отладчика среды программирования.
Составлять документациюна программу.
Разрабатывать и реализовыватьна языке программирования
алгоритмы обработки целых чисел, в том числе переборные алгоритмы.
Разрабатывать программы для обработки данных, хранящихсяв текстовых
файлах.
Практические работы:
1. Выделение и обработка цифр целого числа в различных системах
счисления с использованием операцийцелочисленной арифметики.
2.Решение задач методом перебора.
3.Обработка данных, хранящихсяв файлах

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
(для учителя и обучающихся)

Для учителя
БИНОМ Электронное приложение к
учебнику «Информатика» для 10
класса:
https://lbz.ru/metodist/authors/informati
ka/3/eor10.php
Учебник «Информатика» 10-11
классы. Базовый и углублённый
уровни. ФГОС (презентации, тесты,
практикум):
https://kpolyakov.spb.ru/school/probook/
slides.htm
Для ученика:
РЭШ ИНФОРМАТИКА. 11
КЛАСС:
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5492/st
art/10410/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5457/st
art/166581/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6456/st
art/

3.2

Вспомогательные
алгоритмы

8

4

Разбивать задачу на подзадачи. Оформлять логически целостныеили
повторяющиеся фрагменты программы в виде подпрограмм. Пояснять
сущность рекурсивногоалгоритма.
Находить рекурсивные объектыв окружающем мире.
Определять результат работы простого рекурсивного алгоритма.
Использовать стандартные библиотеки подпрограмм языка
программирования, библиотеки сторонних производителей.
Применять модульный принцип при разработке программ.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5818/st
art/80634/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4905/st
art/15665/
Для учителя
БИНОМ Электронное приложение к
учебнику «Информатика» для 10
класса:
https://lbz.ru/metodist/authors/informati
ka/3/eor10.php
Учебник «Информатика» 10-11
классы. Базовый и углублённый

21

Практические работы:
1.Использование подпрограмм стандартной библиотеки языка
программирования.
2.Разработка подпрограмм.
3.Рекурсивные подпрограммы.
4.Модульный принцип построенияпрограмм

уровни. ФГОС (презентации, тесты,
практикум):
https://kpolyakov.spb.ru/school/probook/
slides.htm
Для ученика:
РЭШ ИНФОРМАТИКА. 11
КЛАСС:
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5492/st
art/10410/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5457/st
art/166581/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6456/st
art/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5818/st
art/80634/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4905/st
art/15665/

3.3

Контрольная
работа № 4
Численные методы

2
5

1

7
3

Пояснять принципы работы численных методов, разницу между точным и
приближённымрешениями вычислительных задач.
Разрабатывать и отлаживатьпрограммы, реализующие численные методы
решенияуравнений, приближённое вычисление длин кривых
и площадей фигур, поиск максимума(минимума) функции одной
переменной.
Практические работы:
1.Численное решение уравнений.
2.Приближённое вычисление длинкривых и площадей фигур.
3.Поиск максимума (минимума) функции

Для учителя
БИНОМ Электронное приложение к
учебнику «Информатика» для 10
класса:
https://lbz.ru/metodist/authors/informati
ka/3/eor10.php
Учебник «Информатика» 10-11
классы. Базовый и углублённый
уровни. ФГОС (презентации, тесты,
практикум):
https://kpolyakov.spb.ru/school/probook/
slides.htm
Для ученика:
РЭШ ИНФОРМАТИКА. 11
КЛАСС:
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5492/st
art/10410/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5457/st

22

art/166581/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6456/st
art/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5818/st
art/80634/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4905/st
art/15665/
3.4

Алгоритмы
обработки
символьных данных

5

3

Использовать встроенные функцииязыка программирования
для обработки символьных строк. Разрабатывать и отлаживать
программы, реализующие типовыеалгоритмы обработки символьных
данных на выбранном языке программирования.
Преобразовывать числа в символьную строку и обратно.
Практические работы:
1.Посимвольная обработка строк.
2.Обработка строк с использованием функций стандартной библиотеки
языкапрограммирования.
3.Генерация всех слов, удовлетворяющих заданному условию

Для учителя
БИНОМ Электронное приложение к
учебнику «Информатика» для 10
класса:
https://lbz.ru/metodist/authors/informati
ka/3/eor10.php
Учебник «Информатика» 10-11
классы. Базовый и углублённый
уровни. ФГОС (презентации, тесты,
практикум):
https://kpolyakov.spb.ru/school/probook/
slides.htm
Для ученика:
РЭШ ИНФОРМАТИКА. 11
КЛАСС:
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5492/st
art/10410/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5457/st
art/166581/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6456/st
art/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5818/st
art/80634/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4905/st
art/15665/

23

3.5

Алгоритмы
обработкимассивов

10

9

Приводить примеры одномерныхи двумерных массивов.
Приводить примеры задачиз повседневной жизни, предполагающих
использованиемассивов. Разрабатывать и отлаживать программы,
реализующие типовые алгоритмы обработки одномерных и двумерных
массивов, на выбранномязыке программирования.
Разрабатывать программы для решения простых задач анализаданных.
Практические работы:
1. Заполнение массива.
2. Вычисление обобщённых характеристик массива (числовой
последовательности).
3. Поиск минимального (максимального) элемента в числовоммассиве.
4. Линейный поиск заданногозначения в массиве.
5. Простые методы сортировкимассива.
6. Быстрая сортировка массива.
7. Двоичный поиск.
8. Обработка матриц.
9. Анализ данных

Для учителя
БИНОМ Электронное приложение к
учебнику «Информатика» для 10
класса:
https://lbz.ru/metodist/authors/informati
ka/3/eor10.php
Учебник «Информатика» 10-11
классы. Базовый и углублённый
уровни. ФГОС (презентации, тесты,
практикум):
https://kpolyakov.spb.ru/school/probook/
slides.htm
Для ученика:
РЭШ ИНФОРМАТИКА. 11
КЛАСС:
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5492/st
art/10410/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5457/st
art/166581/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6456/st
art/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5818/st
art/80634/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4905/st
art/15665/

Контрольная
работа № 5

2

1

21

24

№ п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Кол-во часов
всего

КР

ПР/ЛР
/
РР

Основные виды деятельности обучающихся

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
(для учителя и обучающихся)

Раздел 4 .Информационные технологии (16 ч)
4.1

Обработка
текстовых
документов

6

3

Разрабатывать структуру документа. Использовать средства
автоматизациипри создании документа.
Применять правила цитированияисточников и оформления
библиографических ссылок.
Принимать участие в коллективнойработе над документом.
Выполнять набор и простую вёрсткуматематических текстов.
Практические работы:
1.Вёрстка документов с математическими формулами.
2.Многостраничные документы.
3.Коллективная работас документами

Для учителя БИНОМ Электронное
приложение к учебнику
«Информатика» для 10 класса:
https://lbz.ru/metodist/authors/informati
ka/3/eor10.php
Учебник «Информатика» 10-11
классы. Базовый и углублённый
уровни. ФГОС (презентации, тесты,
практикум):
https://kpolyakov.spb.ru/school/probook/
slides.htm
Для ученика:
РЭШ ИНФОРМАТИКА. 10
КЛАСС:
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5422/st
art/11157/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5348/st
art/15186/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5424/st
art/116842/

25

4.2

Анализ данных

5

8

Приводить примеры задач анализаданных.
Пояснять на примерах последовательность решения задач анализа
данных. Решать простые задачи анализа данных с помощью
электронныхтаблиц. Использовать сортировку и фильтры.Использовать
средства деловой графики для наглядного представления данных.
Решать простые расчётные и оптимизационные задачи с помощью
электронных таблиц.
Практические работы:
1. Анализ данных с помощьюэлектронных таблиц.
2. Наглядное представление результатов статистической
обработки данных в виде диаграмм средствами редактора
электронныхтаблиц.
3. Подбор линии тренда,прогнозирование.
4. Численное решение уравненийс помощью подбора параметра.
5. Решение задач оптимизации с помощью электронных таблиц

Промежуточная
аттестация

2

1

Для учителя БИНОМ Электронное
приложение к учебнику
«Информатика» для 10 класса:
https://lbz.ru/metodist/authors/informati
ka/3/eor10.php
Учебник «Информатика» 10-11
классы. Базовый и углублённый
уровни. ФГОС (презентации, тесты,
практикум):
https://kpolyakov.spb.ru/school/probook/
slides.htm
РЭШ ИНФОРМАТИКА. 10 КЛАСС:
https://resh.edu.ru/subject/19/10/
Для ученика:
РЭШ ИНФОРМАТИКА. 11
КЛАСС:
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5816/st
art/10940/

8

Повторение
2

26

№ п/п

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ИНФОРМАТИКА» 11 КЛАСС (УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ) 4 ЧАСА В НЕДЕЛЮ, ВСЕГО 136 ЧАСОВ
Электронные (цифровые)
Кол-во часов
Наименование
образовательные ресурсы
разделов и тем
Основные виды деятельности обучающихся
всего
КР ПР/ЛР/
(для учителя и обучающихся)
программы
РР

Раздел 1. Теоретические основы информатики (20ч)
10
4
1.1
Информация и

Характеризовать различные теоретические подходы к оценкеколичества
информации. Описывать изучаемые алгоритмысжатия данных,
сравнивать результаты их работы. Решать задачи на определение времени
передачи данных по каналу связи с известными характеристиками.
Пояснять принципы обнаружения и исправления ошибок при передаче
данных с помощью помехоустойчивых кодов. Пояснять значение понятий
«система», «подсистема», «системный эффект», «управление»; значение
обратнойсвязи для достижения цели управления.
Практические работы:

информационные
процессы

1.
2.
3.
4.

1.2

Моделирование

Определять понятия «модель», «моделирование». Классифицировать
моделипо заданному основанию. Определять цель моделированияв
конкретном случае. Применять алгоритмы нахождения кратчайших
путей между вершинамиориентированного графа. Применять алгоритмы
определенияколичества различных путей междувершинами
ориентированного ациклического графа. Приводить примеры
использованиядеревьев и графов при описании объектов и процессов
окружающегомира. Строить дерево перебора вариантов.Характеризовать
игру как модель некоторой ситуации. Давать определение выигрышной
стратегии. Описывать выигрышную стратегиюв заданной игровой
ситуации в форме дерева или в табличнойформе. Пояснять понятия
«искусственныйинтеллект», «машинное обучение».Приводить примеры
задач, решаемых с помощью искусственного интеллекта.
Практические работы:
1. Поиск выигрышной стратегиив игре с полной информацией.

2

8

2.
Контрольная
работа № 1

2

1

Сжатие данных с помощьюалгоритма RLE.
Сжатие данных с помощьюалгоритма Хаффмана.
Сжатие данных с потерями(алгоритмы JPEG, MP3).
Помехоустойчивые коды

Для учителя
БИНОМ Электронное приложение к
учебнику «Информатика» для 11
класса:
https://lbz.ru/metodist/authors/informat
ika/3/eor11.php
Учебник «Информатика»
10-11 классы. Базовый и
углублённый уровни. ФГОС
(презентации, тесты, практикум):
https://kpolyakov.spb.ru/school/proboo
k/slides.htm
Для ученика
РЭШ ИНФОРМАТИКА. 10 КЛАСС:
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6471/
start/51669//
Для учителя БИНОМ Электронное
приложение к учебнику
«Информатика» для 11 класса:
https://lbz.ru/metodist/authors/informat
ika/3/eor11.php
Учебник «Информатика»
10-11 классы. Базовый и
углублённый уровни. ФГОС
(презентации, тесты, практикум):
https://kpolyakov.spb.ru/school/proboo
k/slides.htm
Для ученика:
РЭШ ИНФОРМАТИКА. 11 КЛАСС:
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5489/
start/36669//

Средства искусственногоинтеллекта

6

27

№ п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Кол-во часов
всего

КР

ПР/ЛР/
РР

Основные виды деятельности обучающихся

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
(для учителя и обучающихся)

Раздел 2. Алгоритмы и программирование (54ч)
2.1

2.2

Элементы теории
алгоритмов

Алгоритмы
и структуры данных

6

28

1

11

Пояснять понятия «вычислительный процесс», «сложность алгоритма»,
«эффективность алгоритма». Приводить примеры эффективных
алгоритмов. Составлять программы для машины Тьюринга.
Использовать нормальные алгоритмы Маркова.
Давать оценку сложности известных алгоритмов.
Практические работы:
1. Составление простой программы для машины Тьюринга

Использовать алгоритм «решето Эратосфена» для поиска простых чисел в
заданном диапазоне. Пояснять принципы обработки
многоразрядных целых чисел и реализовывать соответствующие
алгоритмы на языке программирования. Применять словари
(ассоциативные массивы, отображения) в задачах обработки данных.
Выполнять простой анализ текста на естественном языке, в том числе с
использованием регулярных выражений. Пояснять принципы работы
стека и очереди, использовать стеки и очереди для решения
алгоритмических задач. Реализовывать и использовать двоичные
(бинарные) деревья и графы для решения задач обработки данных.
Использовать динамическое программирование
для вычисления рекурсивных функций, подсчёта количества вариантов и
решения задач оптимизации.
Практические работы:
Поиск простых чисел в заданном диапазоне.
Реализация вычислений с многоразрядными числами.
Построение алфавитно- частотного словаря для заданного текста.
Анализ текста на естественном языке.
1. Вычисление арифметическоговыражения, записанного в
постфиксной форме.
2. Использование очереди.
3. Использование деревьев для вычисления арифметическихвыражений.
4. Вычисление длины кратчайшегопути между вершинами графа
(алгоритм Дейкстры).
5. Вычисление рекурсивных функцийс помощью динамического
программирования.

Для учителя БИНОМ Электронное
приложение к учебнику
«Информатика» для 11 класса:
https://lbz.ru/metodist/authors/informat
ika/3/eor11.php
Учебник «Информатика»
10-11 классы. Базовый и
углублённый уровни. ФГОС
(презентации, тесты, практикум):
https://kpolyakov.spb.ru/school/proboo
k/slides.htm
Для учителя БИНОМ Электронное
приложение к учебнику
«Информатика» для 11 класса:
https://lbz.ru/metodist/authors/informat
ika/3/eor11.php
Учебник «Информатика»10-11
классы. Базовый и углублённый
уровни. ФГОС (презентации, тесты,
практикум):
https://kpolyakov.spb.ru/school/proboo
k/slides.htm

28

6.
7.

2.3

Контрольная
работа № 2
Основы объектноориентированного
программирования

Контрольная
работа № 3

2

1

16

2

12
Пояснять основные принципыобъектно-ориентированного
программирования.
Проектировать и использоватьпростые классы объектов.
Проектировать иерархии классовдля описания предметной области.
Разрабатывать программы с графическим интерфейсом.Изучать второй
язык программирования
Практические работы:
1. Использование готовых классовв программе.
2. Разработка простой программыс использованием классов.
3. Разработка класса, использующего инкапсуляцию.
4. Разработка иерархии классов.
5. Разработка программы с графическим интерфейсом

5

1

Подсчёт количества вариантовс помощью динамического
программирования.
Решение задач оптимизации с помощью динамического
программирования

Для учителя БИНОМ Электронное
приложение к учебнику
«Информатика» для 11 класса:
https://lbz.ru/metodist/authors/informat
ika/3/eor11.php
Учебник «Информатика»10-11
классы. Базовый и углублённый
уровни. ФГОС (презентации, тесты,
практикум):
https://kpolyakov.spb.ru/school/proboo
k/slides.htm

5

29

№ п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Кол-во часов
всего

КР

ПР/ЛР/
РР

Основные виды деятельности обучающихся

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
(для учителя и обучающихся)

Раздел 3. Информационные технологии (58ч)
3.1

3.2

Компьютерноматематическое
моделирование

Базы данных

8

10

4

4

Выделять этапы компьютерно-математического моделированияи
реализовывать их с помощью программного обеспечения.
Пояснять необходимость и сущностьдискретизации при решении
вычислительных задач с помощью компьютеров.
Использовать имитационное моделирование, в том числе на основе
вероятностных моделей. Обрабатывать результатыэксперимента.
Практические работы:
1. Моделирование движения.
2. Моделирование биологическихсистем.
3. Имитационное моделирование с помощью метода МонтеКарло.
4. Обработка результатовэксперимента

Характеризовать базу данных какмодель предметной области.
Проектировать многотабличную базуданных.
Осуществлять ввод и редактированиеданных.
Осуществлять сортировку, поиски выбор данных в готовой базе данных.
Формировать запросы на поиск данных в среде системы управления
базами данных.
Управлять базой данных
с помощью простых запросовна языке SQL.
Пояснять области применения,достоинства и недостатки нереляционных
баз данных в сравнении с реляционными.
Практические работы:
1. Работа с готовой базой данных.
2. Разработка многотабличной базыданных.
3. Запросы к многотабличной базеданных.
4. Управление данными с помощью языка SQL

Для учителя БИНОМ Электронное
приложение к учебнику
«Информатика» для 11 класса:
https://lbz.ru/metodist/authors/informati
ka/3/eor11.php
Учебник «Информатика»
10-11 классы. Базовый и углублённый
уровни. ФГОС (презентации, тесты,
практикум):
https://kpolyakov.spb.ru/school/probook/
slides.htm
Для ученика:
РЭШ ИНФОРМАТИКА. 11
КЛАСС:
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5489/st
art/36669/
Для учителя БИНОМ Электронное
приложение к учебнику
«Информатика» для 11 класса:
https://lbz.ru/metodist/authors/informati
ka/3/eor11.php
Учебник «Информатика»
10-11 классы. Базовый и углублённый
уровни. ФГОС (презентации, тесты,
практикум):
https://kpolyakov.spb.ru/school/probook/
slides.htm
РЭШ ИНФОРМАТИКА. 11 КЛАСС:
https://resh.edu.ru/subject/19/11/

30

№ п/п
3.3

Наименование
разделов и тем
программы
Веб-сайты

Кол-во часов
всего

КР

14

ПР/ЛР/
РР
4

Основные виды деятельности обучающихся
Пояснять принципы технологии «клиент – сервер» на примере
взаимодействия браузера и веб-сервера. Создавать простые вебстраницы, используя язык разметки HTML, каскадные таблицыстилей и
сценарии на языке JavaScript. Описывать технологию размещения
сайтов в сети Интернет.
Практические работы:
1. Создание текстовойвеб-страницы.
2. Создание веб-страницы, включающей мультимедийные объекты
(рисунки, звуковые данные,видео).
3. Оформление страницы с помощьюкаскадных таблиц стилей.
4. Использование сценариев на языке JavaScript

3.4

Контрольная
работа № 4
Компьютерная
графика

Контрольная
работа № 5

2

1

8

4

Для учителя БИНОМ Электронное
приложение к учебнику
«Информатика» для 11 класса:
https://lbz.ru/metodist/authors/informat
ika/3/eor11.php
Учебник «Информатика»10-11
классы. Базовый и углублённый
уровни. ФГОС (презентации, тесты,
практикум):
https://kpolyakov.spb.ru/school/proboo
k/slides.htm

12
Выполнять общую коррекциюцифровых изображений.
Применять инструменты
графического редактора к отдельнымобластям изображения.
Строить многослойные изображения
с использованием масок, готовить иллюстрации для размещенияна вебсайтах, создавать анимированные изображения.
Создавать векторные изображенияс помощью редактора векторной
графики или инструментов
текстового процессора.
Практические работы:
1. Обработка цифровых фотографий (кадрирование, исправление
перспективы, коррекцияуровней, коррекция цвета).
2. Ретушь цифровых фотографий.
3. Многослойные изображения.
4. Анимированные изображения.
5. Векторная графика

5

1

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
(для учителя и обучающихся)

Для учителя БИНОМ Электронное
приложение к учебнику
«Информатика» для 11 класса:
https://lbz.ru/metodist/authors/informat
ika/3/eor11.php
Учебник «Информатика»10-11
классы. Базовый и углублённый
уровни. ФГОС (презентации, тесты,
практикум):
https://kpolyakov.spb.ru/school/proboo
k/slides.htm

5

31

№ п/п
3.5

Наименование
разделов и тем
программы
3D-моделирование

Кол-во часов
всего

КР

8

ПР/ЛР/
РР
3

Основные виды деятельности обучающихся
Пояснять принципы построениятрёхмерных моделей.
Выполнять операции по построениюи редактированию трёхмерных
моделей.
Размещать на виртуальной сцене источники освещения и камеры.
Приводить примеры использованиятехнологий виртуальной
и дополненной реальности.
Практические работы:
1. Создание простых трёхмерныхмоделей.
2. Сеточные модели.
3. Рендеринг

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
(для учителя и обучающихся)
Для учителя БИНОМ Электронное
приложение к учебнику
«Информатика» для 11 класса:
https://lbz.ru/metodist/authors/informat
ika/3/eor11.php
Учебник «Информатика»10-11
классы. Базовый и углублённый
уровни. ФГОС (презентации, тесты,
практикум):
https://kpolyakov.spb.ru/school/proboo
k/slides.htm
РЭШ ИНФОРМАТИКА. 11
КЛАСС:
https://resh.edu.ru/subject/19/11/

Контрольная
работа № 6

2

1

3

32

ЛИТЕРАТУРА
1.

Босова Л.Л. Современные тенденции развития школьной информатики в России и за рубежом / Л.Л. Босова // Информатика и образование. – 2019. – № 1 (300).
– С. 22–32.

2.

Калинин И.А. Информатика. 10 класс: углубленный уровень: учебник / И.А. Калинин, Н.Н. Самылкина. – М.: Бином; Лаборатория знаний, 2020. – 256 с. – (ФГОС).

3.

Калинин И.А. Информатика: углубленный уровень: учебник для 11 класса / И.А. Калинин, Н.Н. Самылкина.– Москва: Бином; Лаборатория знаний, 2020. – 211 с. –
(ФГОС).

4.

Калинин И.А. Информатика: углубленный уровень: задачник-практикумдля 10–11 классов / И.А. Калинин, Н.Н. Самылкина, П.В. Бочаров. – М.: Бином; Лаборатория
знаний, 2014. – 247 с. – (ФГОС). – URL: https://files.lbz.ru/ authors/informatika/8/kal-zp10-11.pdf (дата обращения: 23.06.2023).

5.

Калинин И.А. Искусственный интеллект: 10–11 классы: учеб. пособие / И.А. Калинин, Н.Н. Самылкина, А.А. Салахова. – М.: Просвещение, 2023. –144 с.–
(Профильная школа). – URL: https://shop.prosv.ru/iskusstvennyj-intellekt-- 10-11-klassy21811 (дата обращения: 23.06.2023).

6.

Самылкина
с.

7.

Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
/files/urKHm0gTPPnzJlaKw3M5cNLo6gczMkPF.pdf (дата обращения:23.06.2023).

8.

Поляков К.Ю. Программирование. Python. С++. Ч. 1: учеб. пособие. – М.:Бином; Лаборатория знаний. – 2022. – URL: https://catalog.prosv.ru/item/48891 (дата обращения:
23.06.2023).

9.

Поляков К.Ю. Программирование. Python. С++. Ч. 2: учеб. пособие. – М.: Бином; Лаборатория знаний. – 2022. – URL: https://catalog.prosv.ru/item/48892(дата обращения:
23.06.2023).

Н.Н.

Информатика:

8–11

классы:

практикум

/ Н.Н. Самылкина, И.А. Калинин, А.А. Салахова, В.В. Тарапата. – М.: Просвещение, 2023. – 157
[Электронный ресурс].

–

URL:

http://static.government.ru/media

10. Поляков К.Ю. Программирование. Python. С++. Ч. 3: учеб. пособие. – М: Бином; Лаборатория знаний. – 2022. – URL: https://catalog.prosv.ru/item/48893(дата обращения:
23.06.2023).
11. Поляков К.Ю. Программирование. Python. С++. Часть 4: учебное пособие. – М.: Бином. Лаборатория знаний. – 2022. – URL: https:// catalog.prosv.ru/item/48894 (дата
обращения: 23.06.2023).
12. Федеральный закон
от 29.12.2012
г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (последняя редакция). – URL: https://www.
consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 23.06.2023).
13. Чихольд Я. Облик книги. Избранные статьи о книжном оформлении и типографике / Ян Чихольд; пер. c нем. Е. Шкловской-Корди. – 5-е изд. – М.: Изд-во Студии
Артемия Лебедева, 2009. – 228 с.
14. Щерба А.В. Программирование на Python: первые шаги. – М.: Лаборатория знаний, 2022. – URL: https://pilotlz.ru/books/276/11128/ (дата обращения: 23.06.2023).
15. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»
(Зарегистрирован Минюстом России 12.09.2022 № 70034).
16. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программысреднего общего
образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74228).

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».