Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 25 города Тюмени Дополнительная общеразвивающая программа «Юный патриот» 5-9 класс Составитель: Учитель истории Калинина А.П. Тюмень, 2024 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа кружка «Юный патриот» на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения ФОП ООО, утвержденной приказом Министерства просвещения РФ от 18.05.2023 № 370; планируемым результатам обучения в соответствии с обновленным ФГОС ООО, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ 31 мая 2021 г. № 287; с учётом Федеральной рабочей программы воспитания. Цель рабочей программы: формирование основ патриотизма, воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории страны. Задачи: обучающие–способствовать развитию познавательного интереса к истории страны, родного края, историческому прошлому народа; воспитательные- способствовать формированию общественной активности личности и гражданской позиции; развивающие – содействовать развитию самостоятельности, ответственности, потребности в саморазвитии. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ «ЮНЫЙ ПАТРИОТ» Рабочая программа «Юный патриот» относится к духовно-нравственному направлению и нацелена на необходимость воспитания у учащихся ценностного отношения к России, своему народу, краю, государственной символике РФ, Тюменской области, законам РФ, старшему поколению, к природе. Рабочая программа «Юный патриот» относится к тематическим программам и основывается на принципах: последовательности, гуманизации, системности, культуросообразности. ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРОГРАММЫ «ЮНЫЙ ПАТРИОТ» Рабочая программа «Юный патриот» рассчитана на учащихся 5-9 классов. На реализацию программы отводится 82 часа. Методы обучения 1.Словесный - передача необходимой для дальнейшего обучения информации. 2.Наглядный - просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение музеев г. Тюмени 3.Поисковый - сбор информации по интересующей теме, теме проекта 4.Исследовательский - изучение документальных и вещественных предметов и фондов школьного музея для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности. 5.Средства обучения: научный и практический опыт музеев поисковых отрядов, Формы занятий: беседы, лекции, поисковые экспедиции, индивидуальные занятия с учащимися, занятия – отчеты о проделанной работе, описание поискового материала, оформление выставок. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ЮНЫЙ ПАТРИОТ» Личностные УУД: 1. социализация личности; 2. формирование понятия о национальной истории и представления о вкладе своего народа в мировую историю и культуру; 3. развитие творческого потенциала ученика; 4. воспитание толерантности по отношению к людям других национальностей, политических взглядов и убеждений; 5. воспитание интереса к творческой деятельности; 6. формирование гражданского отношения к Отечеству; 7. бережное отношение к духовным ценностям; 8. активизировать навыки самостоятельной работы по сбору нужной информации Метапредметные УУД: 1. освоение способов решения проблем поискового характера, развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности; 2. формирование умения планировать, контролировать в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы решения; 3. развитие способности осознанно строить речевое высказывание; 4. формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию; 5. воспитание умения и готовности вести диалог, излагать свое мнение,отношение; 6. овладение способами ведения коллективной творческой работы; умения договариваться, распределять функции, осуществлять взаимный контроль. Предметные УУД: 1. сформированность краеведческих знаний; 2. сформированность интереса к изучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких, верно служивших и служащих сегодня Родине, знание своих корней; 3. развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1. Вводное занятие. Выбор актива. Содержание и задачи работы объединения. Организация занятий. Правила ТБ при работе с ПК. Первый раздел «Моя семья – моя Россия». Содержание программного материала: что мы знаем и не знаем о том, откуда я, и где мои корни; работа в семейном архиве, установление имен и фамилий своих предков; сбор воспоминаний родственников, фотографий, реликвий, заметок различного характера, работа по восстановлению фактов из жизни далеких предков, изучение значения твоего рода в истории страны. Второй раздел «Россия – наша Родина». Содержание программного материала: символы государства, историческая справка, географическая справка, народы, населяющие страну, особенности их культуры и истории; ознакомление с образцами народного искусства; природное разнообразие, охрана природы, основы экологической культуры, роль природы в сохранении здоровья человека. Третий раздел «Мой край родной» Содержание программного материала: Символы Тюменской области и города Тюмени, культурное наследие родного края, народы, их нравы и традиции. Город Тюмень: прошлое, настоящее, будущее. Культурное наследие История возникновения Тюмени. История происхождения названия - Тюмень. Встреча с почетными гражданами и знаменитыми выпускниками школы. Музей города Тюмени. Четвертый раздел «Пусть не померкнет никогда веков связующая нить». Содержание программного материала: Вов в судьбах наших земляков. Боевая слава 368 Краснознаменная стрелковая Печенгской дивизии. Формирование 368 дивизии. Место нахождения Штаба дивизии в Тюмени, командный состав и сформированные стрелковые и артиллерийский полки, отдельные батальоны — связи, сапёрный, медико-санитарный, специальные подразделения дивизии. Встреча с ветеранами или родственниками ветеранов ВОВ. Оформление и защита творческих работ. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ «ЮНЫЙ ПАТРИОТ» Наименование разделов и тем 1.Вводное занятие. 2.Наследие в школьном музее 3.Профессии в моей родословной. Наш семейный альбом. Характеристика основных видов деятельности учащихся Количество часов Всего Теория Прак тика Форма проведения виды Цифровы деятельн е ости образова тельные ресурсы 1 раздел «Моя семья – моя Россия» Выбор актива 1 1 .Содержание и задачи работы объединения. Организация занятий. Правила ТБ при работе с ПК. Календар ь событий Российска я электронн ая школа (resh.edu.r u) экскурсия 1 1 Беседа о профессиях в семье и составление семейного альбома Составление родословной 4 1 3 беседа 4 1 3 практикум 5.Реликвия в моей семье. Объяснение понятия слова «реликвия», беседа о семейных реликвиях 4 1 3 Взаимо проверк а фотовыставк оформле а ние альбомо в 6.Вклад моей семьи в летопись победы. Защита своего проекта 5 1 4 исследоват.д еятельность 7.Медаль в моем доме. Защита своего проекта 4 1 3 конкурссочинений 4.Как составить родословную. https://mo smetod.ru / написан ие исследо вательск ой работы написан ие исследо вательск Российска я электронн ая школа (resh.edu.r u) Российска я электронн ая школа (resh.edu.r u) ой работы 8.Знакомство с музеями города Тюмени. 9.Государственн ые символы России. 10.Государствен ные праздники России. Посещение тематических выставок 4 4 2 раздел «Россия – наша Родина» Знакомство с 3 1 2 историей гимна, герба и флага России Знакомство с 2 1 1 праздниками России 11.Народный календарь, памятные даты Тюменской области 2 1 экскурсия оформле ние альбомо в классный час час общения сообщен ия 1 сообщения составле ние презента ции 3 сообщения оформле ние альбомо в Российска я электронн ая школа (resh.edu.r u) 2 урокпрезентация Российска я электронн ая школа (resh.edu.r u) Календар ь событий Российска я электронн ая школа (resh.edu.r u) 3 раздел «Мой край родной» 12.Культурное наследие родного края рассказ о поэтах и писателях Тюмени и Тюменской области, чтение стихов. 13.Этнография родного края. 4 1 2 14.Народы, населяющие Тюменскую область знакомство с разнообразием народов Тюменской области 3 1 2 составление альбома оформле ние альбомо в 15.Альбом «Знай и люби свой город». составление альбома 3 1 2 рисунки, сочинения, минидоклады виктори на подготовка текстов для проведения экскурсии 16.«Юный экскурсовод» 17. «Подвиг Героя» 18.Встреча с ветераном Великой Отечественной войны 19. Великая Отечественная война в истории моего города 20.Памятники героям землякам 21.Конкурс чтецов «Дороги войны – дороги Победы». 22.Оформление и защита творческих работ Итого по разделу: 5 1 4 подготовка экскурсовод ов, проведение экскурсий 4 раздел «Пусть не померкнет никогда веков связующая нить» знакомство с 11 4 7 цикл героями краеведческ Печенгской их часов. дивизии в годы Великой Отечественной войны беседа с 3 1 2 встречи ветеранами о Вов в их судьбе знакомство с историческими фактами 5 1 4 сообщения просмотр слайдпрезентации 3 1 3 рисунки, поделки чтение стихотворений 3 3 конкурс 4 4 82 21 ведение ЭКСКУРСИ экскурси Я ПО КРАЕВЕДЧ т ЕСКОМУ МУЗЕЮ ПАМЯТЬ YouTube минисочинен ие Российска я электронн ая школа (resh.edu.r u) творческ https://mo ие smetod.ru работы / 61 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ «ЮНЫЙ ПАТРИОТ» Учащиеся должны знать: -историю своего рода, своей семьи историю своего рода, своей семьи; -историю семейных реликвий; -традиции и обычаи своей семьи; -историю государственных символов России; -культуру своего народа (история, основы), традиции, обычаи, обряды. - историю Малой Родины и родного края; https://mo smetod.ru / -памятники Тюмени -имена и историю жизни знаменитых соотечественников, прославивших Россию; Учащиеся должны уметь: -составить родословную моей семьи, вести семейную летопись; -хранить семейные реликвии; -рассказать об истории своего Отечества; -рассказать о культуре своего народа, его традициях, обычаях, обрядах; -рассказать о соотечественниках, прославивших Россию своими подвигами и деяниями (в том числе о своих предках, родных и близких людях); -умею при необходимости защитить честь и достоинство Родины; -умею правильно анализировать события, происходящие в моей стране. С целью контроля эффективности рабочей программы «Юный патриот» организуется мониторинг эффективности внедрения программы, Формы и средства контроля: -педагогическое наблюдение; -портфолио достижений (положение о портфолио); -участие в социально-значимых акциях, конкурсах; -выполнение проектов; -оформление альбомов. Литература 1. Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей Н.И. Дереклеева. – М.: «5 за знания», 2008. – 224с. учащихся / 2. Журавлёва О.Н. Учимся писать рефераты по истории: Методические рекомендации / О.Н.Журавлёва – Санкт- Петербург: СМИО Пресс, 2002.-32с. 3. Лутовинов В.И. В патриотизме молодёжи - будущее России /В.И. Лутовинов. - М.: «Фонд Андрея Первозванного», 1999- 207с. 4. Митрофанов К. Г., Шаповал В.В. Как правильно написать реферат и эссе по истории / К.Г. Митрофанов, В.В. Шаповал. – М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2003. – 64с. 5. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории/ А.Ф.Родин, Ю.Е. Соколовский - М.: «Просвещение», 1974. – 155с. 6. Савидова Е.П. Школьный краеведческий музей как форма организации поисковоисследовательской деятельности учащихся. Интернет ресурсы, 2009г. 7. Селевко Г.К. Воспитательные технологии. / Г.К.Селевко - М.: НИИ школьных технологий, 2005.-320с.