Дополнительная общеразвивающая программа Юный патриот

Муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 25 города Тюмени

Дополнительная общеразвивающая
программа
«Юный патриот»
5-9 класс

Составитель:
Учитель истории Калинина А.П.

Тюмень, 2024 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Юный патриот» на уровне основного общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения ФОП ООО, утвержденной
приказом Министерства просвещения РФ от 18.05.2023 № 370; планируемым результатам
обучения в соответствии с обновленным ФГОС ООО, утвержденным приказом
Министерства просвещения РФ 31 мая 2021 г. № 287; с учётом Федеральной рабочей
программы воспитания.
Цель рабочей программы: формирование основ патриотизма, воспитание качеств
человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной
активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и
истории страны.
Задачи:
обучающие–способствовать развитию познавательного интереса к истории страны,
родного края, историческому прошлому народа;
воспитательные- способствовать формированию общественной активности личности и
гражданской позиции;
развивающие – содействовать развитию самостоятельности, ответственности, потребности
в саморазвитии.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ «ЮНЫЙ ПАТРИОТ»
Рабочая программа «Юный патриот» относится к духовно-нравственному
направлению и нацелена на необходимость воспитания у учащихся ценностного
отношения к России, своему народу, краю, государственной символике РФ, Тюменской
области, законам РФ, старшему поколению, к природе.
Рабочая программа «Юный патриот» относится к тематическим программам и
основывается
на
принципах: последовательности, гуманизации, системности,
культуросообразности.
ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРОГРАММЫ «ЮНЫЙ ПАТРИОТ»
Рабочая программа «Юный патриот» рассчитана на учащихся 5-9 классов. На
реализацию программы отводится 82 часа.
Методы обучения
1.Словесный - передача необходимой для дальнейшего обучения информации.
2.Наглядный - просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение музеев г. Тюмени
3.Поисковый - сбор информации по интересующей теме, теме проекта
4.Исследовательский - изучение документальных и вещественных предметов и фондов
школьного музея для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной
деятельности.
5.Средства обучения: научный и практический опыт музеев поисковых отрядов,
Формы занятий: беседы, лекции, поисковые экспедиции, индивидуальные занятия с
учащимися, занятия – отчеты о проделанной работе, описание поискового материала,
оформление выставок.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ЮНЫЙ ПАТРИОТ»
Личностные УУД:
1. социализация личности;

2. формирование понятия о национальной истории и представления о вкладе своего
народа в мировую историю и культуру;
3. развитие творческого потенциала ученика;
4. воспитание толерантности по отношению к людям других национальностей,
политических взглядов и убеждений;
5. воспитание интереса к творческой деятельности;
6. формирование гражданского отношения к Отечеству;
7. бережное отношение к духовным ценностям;
8. активизировать навыки самостоятельной работы по сбору нужной информации
Метапредметные УУД:
1. освоение способов решения проблем поискового характера, развитие
продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности;
2. формирование умения планировать, контролировать в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы
решения;
3. развитие способности осознанно строить речевое высказывание;
4. формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить
информацию;
5. воспитание умения и готовности вести диалог, излагать свое мнение,отношение;
6. овладение способами ведения коллективной творческой работы; умения
договариваться, распределять функции, осуществлять взаимный контроль.
Предметные УУД:
1. сформированность краеведческих знаний;
2. сформированность интереса к изучению истории, родословной своей семьи, жизни
родных и близких, верно служивших и служащих сегодня Родине, знание своих
корней;
3. развитие
творческих
способностей,
детской
самостоятельности
и
самодеятельности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. Вводное занятие.
Выбор актива. Содержание и задачи работы объединения. Организация занятий.
Правила ТБ при работе с ПК.
Первый раздел «Моя семья – моя Россия». Содержание программного материала:
что мы знаем и не знаем о том, откуда я, и где мои корни; работа в семейном архиве,
установление имен и фамилий своих предков; сбор воспоминаний родственников,
фотографий, реликвий, заметок различного характера, работа по восстановлению фактов
из жизни далеких предков, изучение значения твоего рода в истории страны.
Второй раздел «Россия – наша Родина». Содержание программного материала:
символы государства, историческая справка, географическая справка, народы,
населяющие страну, особенности их культуры и истории; ознакомление с образцами
народного искусства; природное разнообразие, охрана природы, основы экологической
культуры, роль природы в сохранении здоровья человека.
Третий раздел «Мой край родной» Содержание программного материала:
Символы Тюменской области и города Тюмени, культурное наследие родного края,
народы, их нравы и традиции. Город Тюмень: прошлое, настоящее, будущее.
Культурное наследие
История возникновения Тюмени. История происхождения
названия - Тюмень. Встреча с почетными гражданами и знаменитыми выпускниками
школы. Музей города Тюмени.
Четвертый раздел «Пусть не померкнет никогда веков связующая нить». Содержание
программного материала: Вов в судьбах наших земляков. Боевая слава 368
Краснознаменная стрелковая Печенгской дивизии. Формирование 368 дивизии. Место
нахождения Штаба дивизии в Тюмени, командный состав и сформированные стрелковые

и артиллерийский полки, отдельные батальоны — связи, сапёрный, медико-санитарный,
специальные подразделения дивизии. Встреча с ветеранами или родственниками
ветеранов ВОВ.
Оформление и защита творческих работ.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ «ЮНЫЙ ПАТРИОТ»
Наименование
разделов и тем

1.Вводное
занятие.

2.Наследие в
школьном музее
3.Профессии в
моей
родословной.
Наш семейный
альбом.

Характеристика
основных видов
деятельности
учащихся

Количество часов
Всего Теория Прак
тика

Форма
проведения

виды
Цифровы
деятельн е
ости
образова
тельные
ресурсы

1 раздел
«Моя семья – моя Россия»
Выбор
актива 1
1
.Содержание и
задачи работы
объединения.
Организация
занятий.
Правила ТБ при
работе с ПК.

Календар
ь событий
Российска
я
электронн
ая школа
(resh.edu.r
u)

экскурсия

1

1

Беседа о
профессиях в
семье и
составление
семейного
альбома
Составление
родословной

4

1

3

беседа

4

1

3

практикум

5.Реликвия в
моей семье.

Объяснение
понятия слова
«реликвия»,
беседа
о семейных
реликвиях

4

1

3

Взаимо
проверк
а
фотовыставк оформле
а
ние
альбомо
в

6.Вклад моей
семьи в летопись
победы.

Защита своего
проекта

5

1

4

исследоват.д
еятельность

7.Медаль в моем
доме.

Защита своего
проекта

4

1

3

конкурссочинений

4.Как составить
родословную.

https://mo
smetod.ru
/

написан
ие
исследо
вательск
ой
работы
написан
ие
исследо
вательск

Российска
я
электронн
ая школа
(resh.edu.r
u)
Российска
я
электронн
ая школа
(resh.edu.r
u)

ой
работы
8.Знакомство с
музеями города
Тюмени.

9.Государственн
ые символы
России.
10.Государствен
ные праздники
России.

Посещение
тематических
выставок

4

4

2 раздел
«Россия – наша Родина»
Знакомство с
3
1
2
историей гимна,
герба и флага
России
Знакомство с
2
1
1
праздниками
России

11.Народный
календарь,
памятные даты
Тюменской
области

2

1

экскурсия

оформле
ние
альбомо
в

классный
час
час общения

сообщен
ия

1

сообщения

составле
ние
презента
ции

3

сообщения

оформле
ние
альбомо
в

Российска
я
электронн
ая школа
(resh.edu.r
u)

2

урокпрезентация
Российска
я
электронн
ая школа
(resh.edu.r
u)

Календар
ь событий
Российска
я
электронн
ая школа
(resh.edu.r
u)

3 раздел
«Мой край родной»
12.Культурное
наследие
родного края

рассказ о поэтах
и писателях
Тюмени и
Тюменской
области, чтение
стихов.

13.Этнография
родного края.

4

1

2

14.Народы,
населяющие
Тюменскую
область

знакомство с
разнообразием
народов
Тюменской
области

3

1

2

составление
альбома

оформле
ние
альбомо
в

15.Альбом «Знай
и люби свой
город».

составление
альбома

3

1

2

рисунки,
сочинения,
минидоклады

виктори
на

подготовка
текстов для
проведения
экскурсии

16.«Юный
экскурсовод»

17. «Подвиг
Героя»

18.Встреча с
ветераном
Великой
Отечественной
войны
19. Великая
Отечественная
война в истории
моего города
20.Памятники
героям землякам

21.Конкурс
чтецов «Дороги
войны – дороги
Победы».
22.Оформление
и защита
творческих
работ
Итого по
разделу:

5

1

4

подготовка
экскурсовод
ов,
проведение
экскурсий

4 раздел
«Пусть не померкнет никогда веков связующая нить»
знакомство с
11
4
7
цикл
героями
краеведческ
Печенгской
их часов.
дивизии в годы
Великой
Отечественной
войны
беседа с
3
1
2
встречи
ветеранами о
Вов в их судьбе

знакомство с
историческими
фактами

5

1

4

сообщения

просмотр слайдпрезентации

3

1

3

рисунки,
поделки

чтение
стихотворений

3

3

конкурс

4

4

82

21

ведение ЭКСКУРСИ
экскурси Я ПО
КРАЕВЕДЧ
т
ЕСКОМУ
МУЗЕЮ
ПАМЯТЬ YouTube

минисочинен
ие

Российска
я
электронн
ая школа
(resh.edu.r
u)

творческ https://mo
ие
smetod.ru
работы
/

61

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ
ПРОГРАММЫ «ЮНЫЙ ПАТРИОТ»
Учащиеся должны знать:
-историю своего рода, своей семьи историю своего рода, своей семьи;
-историю семейных реликвий;
-традиции и обычаи своей семьи;
-историю государственных символов России;
-культуру своего народа (история, основы), традиции, обычаи, обряды.
- историю Малой Родины и родного края;

https://mo
smetod.ru
/

-памятники Тюмени
-имена и историю жизни знаменитых соотечественников, прославивших Россию;
Учащиеся должны уметь:
-составить родословную моей семьи, вести семейную летопись;
-хранить семейные реликвии;
-рассказать об истории своего Отечества;
-рассказать о культуре своего народа, его традициях, обычаях, обрядах;
-рассказать о соотечественниках, прославивших Россию своими подвигами и деяниями (в
том числе о своих предках, родных и близких людях);
-умею при необходимости защитить честь и достоинство Родины;
-умею правильно анализировать события, происходящие в моей стране.
С целью контроля эффективности рабочей программы «Юный патриот»
организуется мониторинг эффективности внедрения программы,
Формы и средства контроля:
-педагогическое наблюдение;
-портфолио достижений (положение о портфолио);
-участие в социально-значимых акциях, конкурсах;
-выполнение проектов;
-оформление альбомов.

Литература
1. Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей
Н.И. Дереклеева. – М.: «5 за знания», 2008. – 224с.

учащихся /

2. Журавлёва О.Н. Учимся писать рефераты по истории: Методические рекомендации
/ О.Н.Журавлёва – Санкт- Петербург: СМИО Пресс, 2002.-32с.
3. Лутовинов В.И. В патриотизме молодёжи - будущее России /В.И. Лутовинов. - М.:
«Фонд Андрея Первозванного», 1999- 207с.
4.
Митрофанов К. Г., Шаповал В.В. Как правильно написать реферат и эссе по
истории / К.Г. Митрофанов, В.В. Шаповал. – М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2003. –
64с.
5. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории/ А.Ф.Родин,
Ю.Е. Соколовский - М.: «Просвещение», 1974. – 155с.
6. Савидова Е.П. Школьный краеведческий музей как форма организации поисковоисследовательской деятельности учащихся. Интернет ресурсы, 2009г.
7. Селевко Г.К. Воспитательные технологии. / Г.К.Селевко - М.: НИИ школьных
технологий, 2005.-320с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».