Дополнительная общеразвивающая программа Рукодельница

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №25 города Тюмени

Дополнительная общеразвивающая
программа
«Рукодельница»
5 - 7 класс

Составитель:
Учитель технологии Миропольцева Н.И.

Тюмень, 2024 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Рукодельница» на уровне основного общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения
ФОП ООО,
утвержденной приказом Министерства просвещения РФ от 18.05.2023 № 370;
планируемым результатам обучения в соответствии с обновленным ФГОС ООО,
утвержденным приказом Министерства просвещения РФ 31 мая 2021 г. № 287; с
учётом Федеральной рабочей программы воспитания.
Возраст обучающихся 11-13 лет (5-7 класс). Программа рассчитана на 1 год
обучения. В учебном году– 34 часа (1 раз в неделю по 1 ч). Программа рассчитана
на реализацию в учреждениях дополнительного образования или во внеклассной
работе общеобразовательных школ.
Век бурно развивающихся информационных технологий, бизнеса требует от
личности развития таких качеств, как умение концентрироваться ,рациональное
мышление, практичности характера .Дети много времени проводят за
компьютером, меньше общаются с природой, становясь менее отзывчивыми,
поэтому развитие творческой личности в школе должно быть не только
практическим, но и духовным.
С глубокой древности человек изготовлял различные изделия, стремился сделать
их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ
служило то, что дарила земля, что исходило от самой природы: камень, глина,
солома, трава, дерево.
Общение учащихся с произведениями народного искусства, их участие в процессе
изготовления красивых, полезных и нужных в жизни вещей, очень важны для
общего художественного развития детей, для воспитания у них здорового
нравственного начала, любви и уважения к труду.
Занятия художественным творчеством имеют огромное значение в становлении
личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала
личности, вносят вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка,
его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в
области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить
потребность в созидании реализовать желание что-то создавать своими руками.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи
формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать
и систематизировать новые знания.
Занятия в кружке позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое
воспитание, рационально использовать свободное время учащихся. Работа с
бумагой,
природным
и
бросовым
материалом,
тканью- это самые
распространенные виды декоративно – прикладного искусства среди школьников.
Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов,
доступность работы позволяют заниматься декоративно-прикладным творчеством
учащимся начальной школы. Теоретическая часть включает краткие пояснения по
темам занятий и приемам работы, а практическая состоит из нескольких заданий.
На начальном этапе работы осваивают приемы обработки материала. Необходимо

воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за
соблюдением элементарных правил культуры труда, приучать экономно и
аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их.
Особое внимание в работе кружка уделено вопросам безопасности труда и
санитарной гигиены. Настоящая программа предназначена для развития творческих
задатков детей в различных видах художественно-эстетической деятельности.
Цель программы:
Всестороннее эстетическое и интеллектуальное развитие детей; создание условий
для самореализации ученика в творчестве; формирование практических трудовых
навыков; развитие индивидуальных творческих способностей.
Задачи программы:
Обучающие:
-освоение детьми знаний по различным аспектам декоративно-прикладного
творчества;
-формирование творческого мышления, ассоциативных образов фантазии, умения
решать художественно-творческие задачи на вариации и импровизацию народной
игрушки;
-овладение техникой изготовления изделий из глины и других природных
материалов;
-развитие эстетической взыскательности, самостоятельности суждений
при
восприятии произведений искусства.
Развивающие:
-пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного
искусства, технической эстетики, архитектуры;
-развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству
художника, дизайнера;
-формирование творческих способностей, духовной культуры
-развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
Воспитательные:
- изучать богатейшее наследие отечественных мастеров;
уметь
видеть
материал,
фантазировать,
создавать
интересные
образы, композиции; развивать творческую фантазию детей, художественный
вкус, чувство красоты и пропорций;
-прививать любовь к родине, родной природе, народным традициям.
-воспитание у детей уважения и любви к сокровищам национальной и мировой
культуры;
-формирование аккуратности в работе и трудолюбия;
-развитие уверенности в себе, формирование адекватной самооценки;
-развитие коммуникативных навыков культуры общения со сверстниками.
В программе реализуются основные задачи, направленные на
совершенствование развития, обучения и воспитания подрастающего поколения.
Труд обучающихся как на уроках, так и во внеурочное время способствует

развитию их восприятия, мышления, играет большую роль в деле воспитания, а
также решает задачу профессиональной подготовки. Творческие работы, проектная
деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка,
должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует
поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не
только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный
уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в
различных конкурсах и выставках.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Программа рассчитана на детей школьного возраста 11-13 лет (5-7 класс). В
кружок принимаются все желающие без специального отбора. Занятия
проводятся 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год. Занятия проводятся в
группе по 15 человек. Срок реализации программы 1 год.
Режим работы кружка – 1 занятие в неделю по 1 часа.
Формы работы:






Беседы;
Занятия;
Индивидуальная работа;
Групповая работа;
Оформление выставок.

Содержание программы.
1. Вводное занятие. Цветоведение и композиция. Инструменты и материалы.
(1 ч.)
Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий.
История развития декоративно- прикладного творчества. Инструменты и
материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное
положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности.
Теоретические сведения. Основы цветоведения. Комбинирование цветов и
составление композиций.
2. Изготовление поделки из ткани (8ч.)
Теоретические сведения. Эскизы. Рабочие рисунки. Пэчворк и кинусайга. Виды
материалов. Назначение и последовательность выполнения. Условные
обозначения. Анализ и зарисовка простейших схем.
Практическая работа. Освоение приемов выполнения работы Изготовление
поделки в технике пэчворк и кинусайга.
3. Изготовление поделки из солёного теста (6 ч.)

Теоретические сведения. Основные приёмы работы с солёным тестом,
используемые для изготовления игрушек и картин. Техника выполнения. Анализ
образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.
Практическая работа. Выполнение поделки из солёного теста. Составление
композиции. Оформление. Применение.
4. Изготовление поделки в технике декупаж (5ч.)
Теоретические сведения. Декупаж, материалы необходимые для работы. Приёмы,
используемые для изготовления поделки. Комбинирование приёмов.
Практическая работа. Выполнение поделки в технике декупаж.
5. Изготовление поделки из природного материала (5ч.)
Теоретические сведения. Эскизы. Рабочие рисунки. Виды материалов. Назначение
и последовательность выполнения. Зарисовка простейших схем.
Практическая работа. Освоение приемов выполнения работы. Изготовление
поделки из природного материала.
6. Изготовление поделки в технике валяние. (7ч.)
Теоретические сведения. Эскизы. Валяние сухое и мокрое. Картины из шерсти.
Виды материалов. Назначение и последовательность выполнения. Условные
обозначения.
Практическая работа. Освоение приемов выполнения работы Изготовление
поделки в технике валяния. Картина из шерсти.
Ожидаемые результаты.
Личностными результатами изучения курса является формирование
следующих умений:
 называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых
произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с
позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
 самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения,
возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения,
самые простые общие для всех людей правила поведения (основы
общечеловеческих нравственных ценностей);
 в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые
правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
 проговаривать последовательность действий на занятии учиться
высказывать своё предположение (версию) с помощью учителя

объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания
материалов и инструментов;
 учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по
предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки
учебника;
 выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
 учиться совместно с учителем и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.
Познавательные УУД:
 ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя;
Коммуникативные УУД:
 донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках,
доступных для изготовления изделиях;
- слушать и понимать речь других.
Предметными результатами работы в кружке являются доступные по
возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне
труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметнопреобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения
ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной
деятельности.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы
1.Составление альбома лучших работ.
2. Проведение выставок.
3.Использование поделок-сувениров в качестве подарков
4. Участие в городских конкурсах, выставках детского прикладного и технического
творчества.
Список литературы.
Технологии ведения дома. / И. А. Сасова, М. Б. Павлова, А. Ю. Шарутина и др.;
под ред. И. А. Сасовой. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2018. – 208 с.
.Алебастрова, А.А. Лучшие поделки, игрушки и сувениры из папье-маше / А.А.
Алебастрова.
М.:
АКАДЕМ.РАЗВИТИЯ
Яро, 2019.
192
c.
Алебастрова, А.А. Лучшие поделки, игрушки и сувениры из папье-маше / А.А.
Алебастрова.
М.:
Академия
развития, 2019.
- 682 c.
Анна, Щеглова Бумажные картины: папье-маше, декупаж, трехмерные панно /
Щеглова Анна. - Москва: Наука, 2022. - 200 c.
Данкевич, Е.В. Игрушки и цветы из шерсти. Техника валяния / Е.В. Данкевич. М.:
АСТ,
Сова,
2013.
32
c.
2. Дмитриева-Макерова, Е. М. Валяная игрушка / Е.М. Дмитриева-Макерова. - М.:
Питер, 2008. - 104 c.
Дополнение о козьей шерсти / Коллектив авторов. - М.: Книга по Требованию,
2012.
11
c.

Зельке, Карстен Войлочный зоопарк. Валяние пробивной иглой / Карстен Зельке. М.: Арт-Родник, 2014. - 80 c.

Учебно-тематическое планирование

Тематический план
Да
та

1

Название разделов и
тем

. Введение.
Цветоведение и
композиция

Количество часов
всего

теори
я

1

1

виды деятельности

практ
ика

Цифровые
образовательные
ресурсы



Познавательная деятельность ;
владение алгоритмами и
методами решения
организационных и техникотехнологических задач; владение
способами научной организации
труда, формами деятельности,
соответствующими культуре
труда и технологической
культуре производства;



планирование технологического
процесса и процесса труда;
подбор материалов с учетом
характера объекта труда и
технологии; соблюдение
трудовой и технологической
дисциплины;

РЭШ

РЭШ



2

Изготовление
поделки из ткани

8

1

7





3

Изготовление
поделки из
солёного теста

6

1

7



дизайнерское проектирование
изделия или рациональная
эстетическая организация работ;

РЭШ

4

Изготовление
поделки в технике
декупаж

7

1

7



эстетическое и рациональное
оснащение рабочего места с
учетом требований эргономики и
научной организации труда;

РЭШ

5

Изготовление
поделки из
природного
материала

5

1

4



наличие экологической культуры
при обосновании объекта труда и
выполнении работ;

РЭШ

6

Изготовление
поделок в технике
валяние.

7

1

6



осознание ответственности за
качество результатов труда;
наличие экологической культуры
при обосновании объекта труда и
выполнении работ;

РЭШ



Календарно-тематическое планирование
№

Дата
проведения

Тема урока

Количест Форма
во часов занятий

1.Введение. Цветоведение и композиция -1ч.
1

Октябрь
нед.

1 Инструктаж по Т.Б Вводное 1ч.
занятие.
Материалы
и
инструменты
для
занятий.
Цветоведение и композиция.

Беседа

2. Изготовление поделки из ткани – 8ч.
2

Октябрь
нед.

2 Материалы
и
инструменты, 1ч.
используемые для изготовления
поделки в технике пэчворк и
кинусайга

Беседа

3

Октябрь
нед.

3 П/р Выполнение эскиза

1ч.

Практич
еская
работа

4

Октябрь
нед.

4 П/р
Изготовление
раскрой

поделки, 1ч.

Практич
еская
работа

5

Ноябрь
нед.

1 П/р
Изготовление
соединение деталей.

поделки, 1ч.

Практич
еская
работа

6

Ноябрь2 нед

поделки, 1ч.

Практич
еская
работа

7

Ноябрь

поделки, 1ч.

Практич

П/р
Изготовление
обработка подклада.

3 П/р

Изготовление

нед.

изготовление
деталей.

дополнительных

еская
работа

8

Ноябрь
нед.

4 П/р
Изготовление
оформление.

поделки, 1ч.

Практич
еская
работа

9

Декабрь
нед.

1 П/р
Изготовление
окончательная отделка

поделки, 1ч.

Практич
еская
работа

3. Изготовление поделки из солёного теста – 6ч.
10

Декабрь
нед.

2 Инструменты
и
материалы, 1ч.
используемые для изготовления
поделок из соленого теста.
Выполнение эскиза

Беседа

11

Декабрь
нед.

3 П/р Изготовление теста.

1ч.

Практич
еская
работа

12

Декабрь
нед.

4 П/р Изготовление заготовок.

1ч

Практич
еская
работа

13

Январь
нед.

1 П/р Соединение
шаблонам.

по 1ч.

Практич
еская
работа

14

Январь
нед.

2 П/р Окрашивание поделки.

1ч.

Практич
еская
работа

15

Январь 3 нед. П/р Окончательная отделка.

1ч

Практич
еская
работа

заготовок

4. Изготовление поделки в технике декупаж -5ч.
16

Январь 4 нед. Инструменты
и
материалы, 1ч.
используемые для изготовления
поделок в технике декупаж..
Выполнение эскиза

Беседа

17-18

Февраль
нед.

1 П/р Подготовка
Окрашивание.

поверхности. 2ч.

Практич
еская
работа

19-20

Февраль
нед.

2 П/р Подготовка и приклеивание 2ч.
салфеток.

Практич
еская

работа
21

Февраль
нед.

3 П/р Дополнительный декор.

1ч.

Практич
еская
работа

22

Февраль
нед.

4 П/р Окончательная отделка.

1ч.

Практич
еская
работа

5. Изготовление поделки из природного материала 5ч.
23

Март 1 нед.

Материалы
и
инструменты, 1ч.
используемые для изготовления
поделок из природного материала.

Беседа

24

Март 2 нед.

П/р Изготовление основы.

1ч.

Практич
еская
работа

25

Март 3нед.

П/р
Соединение
материалами..

с 1ч.

Практич
еская
работа

26

Март 4нед.

П/р Дополнительный декор.

1ч.

Практич
еская
работа

27

Апрель
нед.

1 П/р Окончательная отделка.

1ч.

Практич
еская
работа

основы

6.Изготовление поделки в технике валяние 7ч
28

Апрель
нед.

2 Материалы
и
инструменты, 1ч.
используемые для изготовления
поделок из шерсти. Техника
сухого и мокрого валяния.

Беседа

29

Апрель
нед.

3 П/р
Изготовление
животного.

Практич
еская
работа

30

Апрель
нед.

4 П/р Изготовление головы
конечностей животного.

31

32

туловища 1ч.

и 1ч.

Практич
еская
работа

Май 1 нед.

П/р
Соединение
деталей 1ч.
животного.
Окончательная
отделка.

Практич
еская
работа

Май 2 нед.

П/р

Практич

Изготовление

картины

из 1ч.

шерсти. Выполнение эскиза.

еская
работа

33

Май 3 нед.

П/р Изготовление картины.

1ч.

Практич
еская
работа

34

Май 4 нед.

П/р Окончательная отделка.

1ч.

Практич
еская
работа

Всего:34часа.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».