Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 города Тюмени Дополнительная общеразвивающая программа «Фантазия» 5 – 8 класс Составитель: Учитель изобразительного искусства Рудаева Е.Г. Тюмень, 2024 год Пояснительная записка Образовательная программа кружка «Фантазия» реализуется в рамках художественного - эстетического направления и разработана для детей, как не имеющих начальной специальной подготовки в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, так и получающих систематическое художественное образование. Программа «Фантазия» на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения ФОП ООО, утвержденной приказом Министерства просвещения РФ от 18.05.2023 № 370; планируемым результатам обучения в соответствии с обновленным ФГОС ООО, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ 31 мая 2021 г. № 287; с учётом Федеральной рабочей программы воспитания. Программа разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности «Художественное творчество»: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов. – М.: Просвещение, 2014 (Работаем по новым стандартам) и авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-9 классы под руководством Б. М. Неменского, Москва «Просвещение», 2016 г. В современной концепции обучения детей заложен принцип обучения, воспитания, развития и формирования богатого внутреннего мира, нравственного становления детей. Одним из главных компонентов духовности любого общества является народная культура, поэтому приобщение детей к прикладному народному творчеству, развитие у них интереса к народным промыслам и ремеслам способствует укреплению национального сознания, сохранению исторических культурных корней, формирование духовно богатой личности ребенка. Основным видом искусства на занятиях кружка выбрано искусство декоративное. Оно по своему языку ближе детскому мышлению. Ребенок осваивает содержание и образный язык разных видов декоративно-прикладного искусства – традиционного народного, классического и современного. Каждая тема занятия – это новый шаг в познании особенностей языка декоративного искусства. Декоративно – прикладное искусство открывает ребенку практическую возможность познания окружающего мира путем изучения богатства выразительных средств – красок, пластилина, бумаги, ткани, природных материалов и т.д. Кроме того, занятия изобразительным и декоративноприкладным искусством дают возможность раскрыть заложенную в человеке потребность в творчестве, желание созидать, создавать прекрасное своими руками. Каждому ребенку важно почувствовать себя творцом, открыть для себя 2 мир изобразительного искусства, дизайна, народной культуры, научиться видеть красоту окружающей природы. Декоративно-прикладное искусство, а именно оно в первую очередь направлено на практическую деятельность, сопряженную с применением искусства в быту, особенно глубоко дает почувствовать место искусства в жизни человека, создать красивые, и одновременно практичные, применимые в быту вещи. Цели, задачи и актуальность программы Целью данной программы является знакомство и освоение различных техник и способов художественной деятельности и творчества; развитие своего, индивидуального взгляда и подхода к искусству, развитие таланта, дарования и творческих способностей детей; приобщение к искусству как к великому духовному наследию многих поколений. Занятия по данной программе направлены на достижение следующих задач: Освоение теоретических знаний и понятий изобразительного и художественного творчества; Обучение практическим знаниям, умениям и навыкам в области изобразительного, художественного и декоративного творчества; Знакомство с различными техниками изобразительного и художественного творчества; Развитие стремления к углублению и расширению знаний; Формирование нарастающего интереса к художественно-эстетической деятельности; Развитие образного мышления, творческой активности и фантазии учащихся; Создание комфортной обстановки на занятиях; Развитие аккуратности опрятности, умения организовать свое рабочее место, а также выбрать материалы для работы Возраст детей Программа рассчитана на детей от 11 до 14 лет. Оптимальное количество обучающихся в группах – 12-15 человек. Программа обучения для разных возрастов одинакова, но в более старшем возрасте, уделяется особое внимание проработке композиции, деталей, использованию более сложных приемов, возможно утверждение индивидуальных тем по желанию учеников. Сроки реализации программы Программа рассчитана на год обучения. Общий объем реализации программы – 86 часов за год обучения. Формы и режим занятий 3 Занятия учебной группы проводятся 1 раз в неделю по два часа, включая каникулярное время. Такой режим является оптимальным для наиболее полного усвоения материала и выполнения большого объема практической работы. Программа рассчитана на поэтапное, последовательное обучение, начиная с простых работ и до реализации творчески смелых замыслов и решений. Усложнение программы зависит от возрастных особенностей и темпов творческого роста детей. Содержание программы строится как восхождение по ступенькам познания ребенка огромного и увлекательного мира искусства. Шаг за шагом ребенок постигает духовное содержание искусства, его образный язык и возможности различных художественных материалов и техник. Актуальность и новизна программы. Актуальность программы в сохранении преемственности традиций в современных художественных промыслах. Новизна программы заключается в освоении детьми новых техник и материалов для творческих работ (монотипия, техника «по сырому фону», «батик», «квилинг», «декупаж» и т.д.). Педагогическая целесообразность. В основе педагогических требований к определению содержания, методике и организационных форм занятий с детьми по изобразительному искусству лежит принцип воспитывающего обучения. Воспитание и обучение представляют неразрывное единство. Педагогический процесс строится таким образом, чтобы дети, приобретая знания, овладевая навыками и умениями, одновременно формировали бы свое мировоззрение. Планируемые результаты обучения Личностные результаты освоения программы: В ценностно –ориентированной сфере: Осмысленное и эмоционально – ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства; Понимание эмоционального и аксиологичекого смысла визуально пространственной формы; Освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей, представленных в пространственных формах; Воспитание художественного вкуса и способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства; В трудовой сфере: Овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами; В познавательной сфере: Овладение средствами художественного изображения; 4 Развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать, структурировать визуальный образ; Формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры. Метапредметные результаты освоения программы: В ценностно – ориентированной сфере: Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности; Воспитание уважения у искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно – материальной и пространственной среды и понимании красоты человека; Умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятия мира; В трудовой сфере: Обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности, в различных учебных и жизненных ситуациях; Умение эстетически подходить к любому виду деятельности; В познавательной сфере: Развитие художественно - образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека; Формирование способности к целостному художественному восприятию мира; Развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти; Получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации. Предметные результаты освоения программы: В ценностно – ориентированной сфере: Эмоционально – ценностное отношение к искусству и жизни, осознание и принятие системы общечеловеческих ценностей; Восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций; Активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности; В познавательной сфере: Художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества; Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать 5 специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической работ, т.е. в процессе создания художественных образов; Восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства; В коммуникативной сфере: Умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах; Диалогический подход к освоению произведений искусства; Понимания разницы между элитарным и массовым искусством, оценка с эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства; В трудовой сфере: Применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно – творческой деятельности. Выпускник научится: организовывать рабочее место; рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства; определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства; чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков; использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков в изображении орнаментов; использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображаемых объектов; экспериментировать с кисточками и красками так, чтобы живописный прием превратился в художественное изображение, образ; смешивать цвета на палитре для получения дополнительных цветов; составлять несложную композицию; работать в коллективе; работать аккуратно, быть трудолюбивыми; выражать свое отношение к произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина); чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний; выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке; 6 чувствовать и определять холодные и теплые цвета; творчески использовать приемы народной росписи: цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных цветов и листьев; пользоваться различными художественными материалами; работать в технике папье-маше, пластилиновая и шерстяная аппликация, монотипия, графика, гравюра, витраж, батик, квилиг, декупаж и т.д.; организовывать свое рабочее место; самостоятельно выполнить творческую работу по окончанию учебного года; доводить работу до логического завершения; воплощать свои фантазии и выражать свои мысли; составлять композиции, узоры и орнаменты; первичные навыки в оформительской деятельности и дизайне; раскрывать связи образа художественной вещи с образами родной природы. Формы подведения итогов реализации программы: Выставка детских работ к праздничным датам; Участие в районных выставках; Школьная итоговая выставка лучших детских работ. Содержание основных тем программы Организация рабочего места и правила безопасной работы (2 часа) Организация рабочего места (по одной, две минуте в начале каждого занятия в течение первого года обучения). Подготовка детей к работе. Правильная посадка при рисовании. Подготовка и оборудование изостудии. Самостоятельная подготовка рабочего места. Материалы и принадлежности для творческих работ. Знакомство с необходимыми материалами, инструментами и правилами их использования на занятиях. Самостоятельная подготовка материалов и принадлежностей для творческих работ. Правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами. Знакомство с миром красок (4 часа) Сказочный мир красок. Представление о роли изобразительного искусства в жизни людей и о работе художника. Изобразительные средства. Знакомство с основами цветоведения и изобразительно грамоты; система требований к работам. Выполнение цветового круга; основные, дополнительные, теплые, холодные, контрастные цвета. Знакомство с работой графическими и живописными материалами; цветовой растяжкой, графическими упражнениями (линией, штрихом, пятном, силуэтом и др.) Выполнение живописных и графических упражнений. Осенние мотивы (16 часов) 7 Многоцветие осенней земли. Теплые цвета, умение использовать их в творческой работе, получение навыка работы кистевым мазком. Выполнение осеннего пейзажа с использованием «теплых» цветов. Приемы кистевого письма (осенние плоды, листья, цветы). Выполнение натюрморта. Передача разнообразия природных форм с использованием раздельного мазка. Рисование с натуры кустов, деревьев, домов, скамеек. Знакомство детей с окружающей природой, ее красотой и разнообразием. Умение выделить в окружающей природе наиболее интересные объекты: деревья, кусты (разные по форме, размеру и цвету). Углубление представления обучающихся об основах реалистического изображения объектов природы, создание собственных композиций. Выполнение осеннего городского пейзажа с использованием зарисовок на предыдущем занятии. Понятие декоративной стилизации формы и цвета предмета; особенности декоративной композиции; ритм и масштаб цветовых пятен. Знакомство с художественно-графическими элементами с использованием различных материалов (гелевые ручки, фломастеры, цветные карандаши). Знакомство с новой техникой – «тиснением». Последовательное выполнение работы. Закрепление знаний о теплых и холодных, дополнительных и контрастных, хроматических и ахроматичеких цветах. Осенний пейзаж, русские пейзажисты. Стилизация растительных форм, композиционном размещении предметов на листе. Рисование фруктов и овощей на прилавке магазина (стилизация). Волшебница зима (20 часов) Черный и белый цвет – создание образа. Орнамент в круге. Знакомство с творчеством вологодских кружевниц. С ахроматическими цветами и с использованием их в работе. Обучение построения орнамента в круге. Выполнение рисунка кружевной салфетки, используя графические элементы (линия прямая, волнистая, ломаная, точка). Закрепление знаний об ахроматических цветах. Знакомство детей с изображением зимнего пейзажа в работах русских художников, развитие навыков рисования кистью без карандаша (переход от широких линий в тонкие). Выполнение рисунка заснеженных деревьев с передачей характера. Выполнение рисования фигуры человека в зимней одежде. Закрепление знаний о рисовании фигуры человека, развитие творческой фантазии и воображения сказочного образа, используя в работе холодные цвета и графические приемы. Знакомство обучающихся с техникой «граттаж» и «декупаж». Составления композиций, используя новогодние атрибуты. Использование декоративных изображений в быту человека; закрепление знаний о стилизации форм животного мира, об использовании в творческих работах холодных цветов и графических линий. Выполнение декоративной птицы в 8 холодных тонах в технике «холодный батик». Построение орнамента в квадрате. Углубление знаний о симметрии и о холодных цветах. Углубление знания в работе белой гуашью, построение композиции в квадрате. Вырезание снежинок. Последовательность изготовления снежинок. Волшебная Гжель. Возникновение промысла и особенностях гжельской росписи. Понятие об использовании гжельского мазка в зимних композициях. Рисование деревьев, кустов, снега, домов с использованием гжельского мазка. Бумажная импровизация (11 часов) Знакомство с искусством корейской бумажной пластики, термином «квиллинг», материалами и принадлежностями. Последовательность выполнения цветочной композиции в технике «квиллинг». Изготовление разнообразных цветов в технике «квиллинг» и составление коллективной работы. Торцевание. Объемная бумага. Знакомство с техникой «торцевание», материалами и принадлежностями для выполнения работы. Технология изготовления панно из гофрированной бумаги. Бумажно-прорезная пластика. Айрис Фолдинг. Весеннее настроение (16 часов) Знакомство с «монотипией» и с использованием графических элементов в работе в создании художественного образа. Натюрморт в живописи. Знакомство с последовательным выполнением работы «по сырому» фону, используя акварельные краски, выбор компоновки в формате. Знакомство с упрощенным графическим изображением птиц, вырезанием их из цветной бумаги, композиционным размещением их на тонких линиях «проводах». Выполнение композиции: «Птицы на проводах», используя цветную бумагу, клей, ножницы. Знакомство с анималистическим жанром в изобразительном искусстве, строением тела животного, особенностями внешнего облика, используя средства художественной выразительности. Рисование с натуры кустов, деревьев, фонарей. Знакомство с особенностями весенней природы, ее красотой. Углубление представления обучающихся об основах реалистического изображения объектов природы, создание собственных композиций. Знакомство со знаменитым центров Тульской области – деревней Филимоново. Производство филимоновской игрушки, ее характерные особенности. Знакомство с особенностями филимоновской игрушки, ее пропорциями, очертаниями форм, разнообразием, орнаментом. Возникновение промысла и особенности городецкой росписи. Вариации главных элементов орнамента. Составление цветочных композиций. Внутренний и наружний «декупаж», тенология декорирования изделий из стекла. Солнечное лето (15 часов) Декоративное рисование. Элементы городецкой росписи (розаны, купавки и т.д.) Знакомство с центром художественной росписи по дереву – городом Городец, работой городецких мастеров, изучение элементов городецкой росписи. 9 Знакомство с промыслом дымковской игрушки, многоцветием палитры дымковского орнамента. Выполнение элементов дымковской росписи. Знакомство в росписью дымковских игрушек, характерных персонажей промысла и основных мотивов. Зарисовки с натуры трав, цветов, кустарников. Летний пейзаж. Виды рисунка: набросок, эскиз, зарисовка, этюд. Закрепление знаний о технике «монотипия». Знакомство с термином симметрия в живописи. Рисование бабочки в технике «монотипия» с дорисовкой графических элементов. Техника рисования пластилином. Ниткография. Нетканый гобелен. Разработка идеи декоративного панно, выбор материалов для работы. Выставочная деятельность (2 часа) Оформление работ для выставки: изготовление паспарту, этикетки и т.д. Подбор работ и оформление тематической выставки. Оформление авторской выставки, выставки декоративно-прикладного творчества. Методическое обеспечение образовательной программы 1) Материально-техническое обеспечение: оборудованный кабинет, согласно нормам СанПин; столы; стулья; доска, мел; компьютер проектор 1а) Материалы для работы: альбомные листы для рисования ф А4 и ф А3; кисти беличьи №2 - №6; цветные масляные восковые мелки; краски акварельные, гуашь; палитры; палочки «тычки» на каждого ребенка; простые карандаши; цветные карандаши; фломастеры; цветная бумага; цветной картон; гелевые цветные ручки; мелованный картон; ножницы; клей; 10 линейка. Методические разработки, пособия, дидактические материалы: наглядные пособия (таблицы, репродукции); муляжи (3 коробки) – овощи, фрукты; раздаточный материал (шаблоны для выполнения декоративных работ, индивидуальные наглядные пособия); Методическая литература. 2а) Интернет-ресурсы: http://fun-paint.ru/ нетрадиционные техники рисования Ирины Колобовой. http://www.artrusse.ca/russian/Gjel_rus.htm русское народное искусство Гжель. www.lisichka.tv мастер-классы по нетрадиционным техникам рисования. http://kidsmoy.su/index/netradicionnye_tekhniki_risovanija/0-44 нетрадиционные техники рисования. 2) Список литературы для педагога: Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2000. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду 1 часть. – М.: ООО Издательство Скрипторий 2003, 2010. Дубровская Н.В. Игры с цветом. – СПб: Детство-Пресс, 2005. Катханова Ю.Ф. Изобразительное искусство 2 кл. – М.: Владос, 2000. Калинина Т. В. Большой лес. – СПб: Речь, 2009. Калинина Т. В. Башня, растущая в небо. – СПб: Речь, 2009. Кузин В.С. Изобразительное искусство 1 кл. – М.: Дрофа, 2010. Кузин В.С. Изобразительное искусство 2 кл. – М.: Дрофа, 2009. Куревина О.А. Изобразительное искусство 1 кл. Рабочая тетрадь. – М.: Баласс, 2009. Куревина О.А. Изобразительное искусство 2 кл. Рабочая тетрадь. – М.: Баласс, 2010. Неменский Б.М. Искусство вокруг нас 2 кл. – М.: Просвещение, 1998. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство 1 кл. – М.: Просвещение, 2000. Шпикалова Т.Я. Методическое пособие к учебнику ИЗО. – М.: Просвещение, 2000. Список литературы для обучающихся и их родителей: Дубровская Н.В. Игры с цветом. – СПб: Детство-Пресс, 2005. Корчмарош Пал «Карандаш-волшебник». – Минск: НПФ БЛЛ, 1994. 11 Куревина О.А. Изобразительное искусство 1 кл. Рабочая тетрадь. – М.: Баласс, 2009 год. Куревина О.А. Изобразительное искусство 2 кл. Рабочая тетрадь. – М.: Баласс, 2010. Николас Кэтлоу «Ты рисуешь закорючки?». – М.: Рипол классик, 2007. Список использованной литературы для написания программы 1. Дополнительное образование детей./ Учебное пособие для студентов высших учебных заведений./ Под редакцией Лебедева О. Е.- М.: ВЛАДОС, 2000 год. 2. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1. 3. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года. 4. Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844. 5. Программа развития ОДОД ГБОУ СОШ № 182 на 2011-2020 уч. г. 6. Программа по созданию условий для воспитания школьников в СанктПетербурге на 2011-2015 г. Приложение к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 08.11.2011 № 1534. 7. Сборник «Методика и практика», выпуск 5 «Методические рекомендации к написанию образовательных программ дополнительного образования детей». Составитель Л. М. Вакуленко. Раздел 1: «Методические комментарии к написанию образовательных программ дополнительного образования детей». 8. Устав ГБОУ СОШ № 182 Красногвардейского района СПб. 9. Калинина Т. В. Большой лес. – СПб: Речь, 2009. 10.Калинина Т. В. Башня, растущая в небо. – СПб: Речь, 2009. 12 11.Кузин В.С. Изобразительное искусство 1 кл. – М.: Дрофа, 2010. 12.Кузин В.С. Изобразительное искусство 2 кл. – М.: Дрофа, 2009. 13.Неменский Б.М. Искусство вокруг нас 2 кл. – М.: Просвещение, 1998. 14.Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство 1 кл. – М.: Просвещение, 2000. 13 Тематическое планирование Кружок «Фантазия» (5-8 классы) № п\п Название раздела, темы 1. Организация рабочего места и правила безопасной работы 1 Организация рабочего места. Правила ТБ 2 Кол. часов теория практика всего 1 1 2 1 Материалы и принадлежности для творческих работ 2. Знакомство с миром красок 3 4 Сказочный мир красок Летние каникулы 5 6 Цветоведение Живописные графические упражнения 2 1 1 1 1 1 2 4 1 1 1 1 1 1 Виды деятельности учащихся Самостоятельная подготовка рабочего места. Самостоятельная подготовка материалов и принадлежностей для творческих работ. Знают правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами. Знакомятся с основами цветоведения и изобразительно грамоты. Выполняют цветовой круг используя основные, дополнительные, теплые, холодные, контрастные цвета. Знакомятся с работой графическими и Формы занятий Цифровые образовательные ресурсы беседа https:// resh.edu.ru/ subject/lesson/ 7877/start/ 277317/ https://resh.edu.ru/subje ct/lesson/7877/start/277 317/ практикум практикум беседа https://resh.edu.ru/ subject/lesson/7877/star t/277317/ https://resh.edu.ru/ subject/lesson/7877/star t/277317/ 3. Осенние мотивы 16 16 1 1 1 1 9-10 Многоцветие осенней земли Приемы кистевого письма (осенние плоды, листья) Отговорила роща золотая 2 2 11-12 13-14 Прогулка по осеннему парку Осенний город 2 2 2 2 7 8 живописными материалами; цветовой растяжкой, графическими упражнениями (линией, штрихом, пятном, силуэтом и др.), выполняют живописные и графические упражнений. Знают теплые цвета, умеют использовать их в творческой работе. Выполняют осенний пейзаж с использованием «теплых» цветов, используют риемы кистевого письма (осенние плоды, листья, цветы). Рисуют с натуры кусты, деревья, дома. с Знакомятся с окружающей природой, ее красотой и разнообразием. Умеют выделить в окружающей природе наиболее интересные объекты: деревья, кусты (разные по форме, размеру и цвету). Выполняют осенний выполнение творческих работ https://resh.edu.ru/subje ct/lesson/7877/main/27 7322/ выполнение творческих работ https://resh.edu.ru/subje ct/lesson/7878/main/30 8915/ 16 городской пейзаж. 15 Осень в твоем натюрморте 1 1 16 Рисование крупных цветов с листьями (графика) Чудо-дерево Осенний букет Жар-птица 1 1 1 1 1 1 1 1 Русская матрёшка в осеннем уборе Рисование животных с завитками. Осенняя мозаика 1 1 1 1 1 1 17 18 19 20 21 22 Выполняют натюрморт. Передают разнообразие природных форм с использованием раздельного мазка Знакомятся с понятием декоративной стилизации формы и цвета предмета; особенностями декоративной композиции; ритм и масштаб цветовых пятен. Знакомятся с новой техникой – «тиснением». Закрепляют знания о теплых и холодных, дополнительных и контрастных, хроматических и ахроматичеких цветах. Осенний пейзаж, русские пейзажисты, стилизации растительных форм, композиционном размещении предметов на листе. выполнение творческих работ https://resh.edu.ru/subje ct/lesson/7891/start/308 967/ выполнение творческих работ https://resh.edu.ru/ subject/lesson/ 7830/start/313083/ выполнение творческих работ https://resh.edu.ru/subject/ lesson/7832/main/277142/ 17 4. Волшебница зима 23-24 Орнамент в круге. Вологодское кружево 25 Рисование заснеженных деревьев (белая гуашь по цветному фону с использованием соли) Тематическое рисование: «Образ зимы» 27-28 В гостях у сказки 6 14 20 1 1 2 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 26 29 30 Декоративная работа. Вырезание снежинок Волшебная Гжель. Синяя роза 1 Черный и белый цвет – создание образа. Орнамент в круге. Знакомятся с творчеством вологодских кружевниц, с ахроматическими цветами и с использованием их в работе. Обучаются построению орнамента в круге. Выполняют рисунк кружевной салфетки, используя графические элементы Знакомятся с изображением зимнего пейзажа в работах русских художников, развивают навыки рисования кистью без карандаша (переход от широких линий в тонкие). Выполняют рисунок заснеженных деревьев с передачей характера. Знают последовательность изготовления снежинок. Знают основы пропорций беседа https://resh.edu.ru/subject/ lesson/7882/main/277401/ выполнение творческих работ https://resh.edu.ru/subject /lesson/7828/start/277014 / практикум https://resh.edu.ru/subject /lesson/466/ выполнение творческих работ https://resh.edu.ru/subject /lesson/7832/main/27714 2/ практикум https://resh.edu.ru/ subject/lesson/ 7829/start/313051/ 18 31 – главный цветок Гжели Роспись кувшина или чайника по шаблонам. Гжель 1 1 32 Гжельский мазок в зимнем пейзаже 1 1 33 Рисование Снегурочки элементами гжели) (с 1 1 34 Выполнение открытки: «Новогодние мотивы» 1 1 «Символ года по восточному календарю» (плакат с новогодней символикой) 36 Рисование птиц в зимнем лесу в технике «холодный батик». Снегири 37-38 Зимние забавы (выполнение панно в технике декупаж) 39-40 Узоры на окне 35 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 фигуры человека. Выполняют рисование фигуры человека в зимней одежде. Волшебная Гжель. Возникновение промысла и особенностях гжельской росписи. Понятие об использовании гжельского мазка в зимних композициях. Рисование деревьев, кустов, снега, домов с использованием гжельского мазка. Знакомятся с техникой «граттаж» и «декупаж». Составления композиций, используя новогодние атрибуты. Выполняют плакат с новогодней символикой Закрепляют знания о стилизации форм животного мира, об использовании в творческих работах холодных цветов и практикум практикум https://resh.edu.ru/ subject/lesson/ 7886/start/277457/ https://resh.edu.ru/subje ct/lesson/7891/start/308 967/ практикум https://resh.edu.ru/ subject/lesson/ 7829/start/313051/ практикум https://resh.edu.ru/subje ct/lesson/7877/start/277 317/ https://resh.edu.ru/ subject/lesson/ 7886/start/277457/ викторина практикум https://resh.edu.ru/subje ct/lesson/7884/start/277 429/ практикум https://resh.edu.ru/subject/l esson/7892/main/313875/ 19 41-42 Декоративная работа. Ковер для Снежной Королевы 1 1 2 5. Бумажная импровизация 6 6 12 43-44 Волшебные ленты. Квилинг 1 1 2 1 1 2 47-48 Торцевание. Объемная бумага 1 1 2 49-50 Выполнение панно «Вальс цветов» 1 1 2 Тюльпаны. Нарциссы Квиллинг 45-46 Одуванчики и ромашки. Квиллинг Букет цветов. Коллективная работа графических линий. Выполняют рисунок декоративной птицы в холодных тонах в технике «холодный батик». Строят орнамент в квадрате. Углубляют знания о симметрии и о холодных цветах. Знакомятся с искусством корейской бумажной пластики, термином «квиллинг», материалами и принадлежностями, последовательностью выполнения цветочной композиции в технике «квиллинг». Учатся изготовлению разнообразных цветов в технике «квиллинг» и составлению коллективной работы. Торцевание. Объемная бумага. Знакомятся с техникой «торцевание», материалами и практикум https://resh.edu.ru/subject /lesson/7832/main/27714 2/ практикум https://resh.edu.ru/subje ct/lesson/7878/main/30 8915/ практикум https://resh.edu.ru/subjec t/lesson/4569/main/2737 61/ практикум https://resh.edu.ru/subje ct/lesson/7877/start/277 317/ практикум https://resh.edu.ru/subjec t/lesson/7882/main/2774 01/ https://resh.edu.ru/subject/ 20 51-52 Оригами. Модульное оригами 1 1 2 53-54 Царевна-лебедь (коллективная работа) 1 1 2 3 13 16 1 1 1 1 6. Весеннее настроение 55 56 Весна разноцветная. Картинамонотипия с графической дорисовкой гелиевыми ручками Рисование весеннего букета по «сырому» фону с графической дорисовкой принадлежностями для выполнения работы, технологией изготовления панно из гофрированной бумаги. Знакомятся с техникой «квилинг», материалами и принадлежностями для выполнения работы, технологией изготовления изделия из модулей. Отрабатывают навыки работы в группах. Знакомятся с техникой с «монотипия» и с использованием графических элементов в работе в создании художественного образа. Натюрморт в живописи. Знакомятся с последовательным выполнением работы «по сырому» фону, используя акварельные краски, выбор компоновки в формате. lesson/7892/main/313875/ практикум https://www.youtube.com/w atch?v=UBHN-kPF0wQ практикум https://resh.edu.ru/subject/le sson/7890/main/277589/ https://resh.edu.ru/subject/le sson/1271/ выполнение творческих работ https://www.youtube.com/w atch?v=UBHN-kPF0wQ выполнение творческих работ https://resh.edu.ru/subje ct/lesson/7878/main/30 8915/ 21 Айрис Фолдинг. Открытка на 8 марта 1 1 Птицы на проводах (аппликация) 59-60 Декоративная работа. Филимоновские узоры 61-62 Декоративная работа. Хозяйство деда Филимона 63 Грачи прилетели 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 57 58 64 Прогулка по весеннему парку. Рисование с натуры кустов, деревьев, фонарей 1 1 65 Вербное воскресенье (зарисовка распустившейся вербы) Пасха (изготовление пасхальных сувениров в технике декупаж) 1 1 1 1 66 Бумажно-прорезная пластика. Айрис Фолдинг. Знакомятся с упрощенным графическим изображением птиц, вырезанием их из цветной бумаги, композиционным размещением их на тонких линиях «проводах». Знакомятся со знаменитым центром Тульской области – деревней Филимоново. Производство филимоновской игрушки, ее характерные особенности. Рисование с натуры кустов, деревьев, фонарей. Знакомятся с особенностями весенней природы, ее красотой. Углубляют представления об основах реалистического изображения объектов природы, создание собственных композиций. выполнение творческих работ https://resh.edu.ru/subje ct/lesson/7879/start/308 939/ выполнение творческих работ https://resh.edu.ru/subject /lesson/7832/main/27714 2/ выполнение творческих работ https://resh.edu.ru/subject /lesson/7831/start/313112 / экскурсия https://resh.edu.ru/subject/le sson/7890/main/277589/ https://resh.edu.ru/subject/le sson/1271/ практикум https://resh.edu.ru/subject/les son/7890/main/277589/ практикум https://resh.edu.ru/subje ct/lesson/7881/main/27 7377/ 22 Городец. Фазаны, петухи, кони в росписи Городца. 1 1 Вариации главных элементов орнамента. Составление цветочных композиций. 69-70 Роспись хозяйственных досок по шаблонам. 1 1 1 1 2 3 11 14 1 1 67 68 7. Солнечное лето 71 Декоративное рисование. Традиции празднование Пасхи. Изготавливают пасхальные сувениры в технике «декупаж» Знакомятся с анималистическим жанром в изобразительном искусстве, строением тела животного, особенностями внешнего облика, используя средства художественной выразительности. Знакомятся с возникновением промысла и особенности городецкой росписи. Вариации главных элементов орнамента. Составление цветочных композиций. Внутренний и наружний «декупаж», тенология декорирования изделий из стекла Знакомятся с декоративным практикум практикум https://resh.edu.ru/subject /lesson/7830/start/313083 / https://resh.edu.ru/subject /lesson/7830/start/313083 / выполнение творческих работ https://resh.edu.ru/subje ct/lesson/7881/main/27 7377/ практикум https://resh.edu.ru/subject/ 23 72 73 74 75 76 Элементы городецкой росписи (розаны, купавки и т.д.) Декоративная работа. Составление букетов из элементов городецкой росписи. 1 1 Декоративная работа. Элементы дымковской росписи. Роспись дымковских игрушек по шаблону, составление композиции 1 1 1 1 Прогулка по лесопарку с целью наблюдения природы. Зарисовки с натуры трав, цветов и т.д. Рисование букета полевых 1 1 1 1 рисованием, элементами городецкой росписи (розаны, купавки и т.д.), знакомятся с центром художественной росписи по дереву – городом Городец, работой городецких мастеров, изучают элементы городецкой росписи. Знакомство с промыслом дымковской игрушки, многоцветием палитры дымковского орнамента. Выполнение элементов дымковской росписи. Знакомство в росписью дымковских игрушек, характерных персонажей промысла и основных мотивов. Зарисовки с натуры трав, цветов, кустарников. Летний пейзаж. Виды рисунка: набросок, эскиз, зарисовка, этюд. Закрепление знаний о lesson/7830/start/313083/ выполнение творческих работ https://resh.edu.ru/subject /lesson/7830/start/313083 / выполнение творческих работ выполнение творческих работ https://resh.edu.ru/ subject/lesson/ 7832/start/277138/ https://resh.edu.ru/subject/ lesson/7834/main/313179/ экскурсия https://resh.edu.ru/ subject/lesson/ 7832/start/277138/ выполнение https://resh.edu.ru/subject 24 цветов. 77 78 Волшебный цветок. Декоративная работа. Рисование бабочек. Монотипия 1 1 1 1 79-80 Я рисую детство (рисуем пластилином) 81-82 Ниткография. Нетканый гобелен 1 1 2 1 1 2 83-84 Декоративное панно «Пусть всегда будет солнце» (коллективная работа) в технике «торцевание». 8. Выставочная деятельность 85 Оформление паспарту и этикеток 86 Правила размещения работ на выставке 1 1 2 1 1 1 2 1 1 1 технике «монотипия». Знакомство с термином симметрия в живописи. Рисование бабочки в технике «монотипия» с дорисовкой графических элементов. Техника рисования пластилином. Ниткография. Нетканый гобелен. Разработка идеи декоративного панно, выбор материалов для работы. Отрабатывают навыки работы в группе творческих работ выполнение творческих работ выполнение творческих работ https://resh.edu.ru/ subject/lesson/7839/ start/313480/ Знакомятся с правилами оформления работ для выставки: изготовление паспарту, этикетки и т.д. Подбор работ и оформление тематической выставки. Оформление авторской выставки, выставки выставка работ https://resh.edu.ru/ subject/lesson/ 7832/start/277138/ выполнение творческих работ /lesson/7839/main/31348 4/ https://resh.edu.ru/subject /lesson/7839/main/31348 4/ https://schoolcollection.edu.ru/catalog /rubr/3709fea8-1ff726a5-c7c032f1d04346a8/39231/?in terface=electronic 25 декоративно-прикладного творчества и т.д. 26