Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 25 города Тюмени Дополнительная общеразвивающая программа Спортивной секции по волейболу 4 - 6 класс Составитель: Учитель физической культуры Пуртов Е.В. Тюмень, 2024 год Пояснительная записка. Программа секции волейбол внеурочной деятельности составлена на основе учебного пособия «Внеурочная деятельность. Волейбол: пособие для учителей и методистов»/Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов.- М. : Просвещение, 2011, в соответствии с ФГОС Программа спортивной секции по волейболу на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения ФОП ООО, утвержденной приказом Министерства просвещения РФ от 18.05.2023 № 370; планируемым результатам обучения в соответствии с обновленным ФГОС ООО, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ 31 мая 2021 г. № 287; с учётом Федеральной рабочей программы воспитания. Система физического воспитания в нашей стране имеет многолетний опыт становления и направлена на решение основных социально значимых задач: укрепление здоровья населения, физическое и двигательное развитие и воспитание высоких нравственных качеств. Особое внимание уделяется детскому возрасту, поскольку на этом этапе развития закладывается основа дальнейшего совершенствования и формируется потенциал физических возможностей, которые могут быть реализованы в различных сферах деятельности человека. Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Рабочая программа по внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительного направления) составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения. Дополнительная образовательная программа имеет физкультурно-спортивную направленность и предназначена для углубленного изучения раздела «Волейбол» образовательной программы средней школы. Целесообразность и актуальность программы заключается в том, что занятия по ней, позволят учащимся восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приёмами игры во внеурочное время, так как количество учебных часов отведённых на изучение раздела «волейбол» в школьной программе недостаточно для качественного овладения игровыми навыками и в особенности тактическими приёмами. Программа актуальна на сегодняшний день, так как её реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у подростков, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма. Новизна программы заключается в том, что в ней предусмотрено уделить большее количество учебных часов на разучивание и совершенствование тактических приёмов, что позволит учащимся идти в ногу со временем и повысить уровень соревновательной деятельности в волейболе. Реализация программы предусматривает также психологическую подготовку, которой в других программах уделено незаслуженно мало внимания. Кроме этого, по ходу реализации программы предполагается использование ИКТ для мониторинга текущих результатов, тестирования для перехода на следующий этап обучения, поиска информации в Интернет, просмотра учебных программ, видеоматериала и т. д. Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной направленности «Волейбол» реализуется для учащихся 6-9 классов. Программа спортивно-оздоровительного направления «Волейбол» во внеурочной деятельности по своему содержательному наполнению ориентируется на укрепление здоровья школьников, целью, которой является: - способствовать всестороннему физическому развитию; - способствовать вовлечению учащихся в двигательную деятельность. В соответствии с целями данной программы можно сформулировать три группы задач, направленных на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов. Основные задачи: 1. Оздоровительная задача. Укрепление здоровья. Совершенствование физического развития. 2. Образовательные задачи. Обучение основам техники и тактики игры волейбол. Развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости; Формирование у занимающихся необходимых теоретических знаний в области физической культуры для самостоятельного использования их в повседневной жизни. 3. Воспитательные задачи. Формирование у занимающихся устойчивого интереса к занятиям волейболом. Воспитание моральных и волевых качеств. Общая характеристика курса Волейбол - один из наиболее массовых и любимых видов спорта у нас в стране. Занятия волейболом улучшают работу сердечно сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению периферического зрения, ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретенными навыками. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Предлагаемая программа помогает улучшить физические, физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих уроки физической культуры. В предложенной программе выделяются четыре раздела: В разделе «Основы знаний» представлен материал, способствующий расширению знаний учащихся о собственном организме; о гигиенических требованиях; об избранном виде спорта. В разделе «Общефизической подготовки» даны упражнения, строевые команды и другие двигательные действия. Общефизическая подготовка способствует формированию общей культуры движений, развивает определенные двигательные качества. В разделе «Специальной подготовки» представлен материал по волейболу способствующий обучению техническим и тактическим приемам. В разделе «Примерные показатели двигательной подготовленности» приведены упражнения и тесты, помогающие следить за уровнем подготовленности занимающихся: Контрольные нормативы по технической подготовке с учетом возраста. Нормативы по физической подготовке. Практическая часть более чем на 90 % представлена практическими действиями – физическими упражнениями. Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, беседу с учащимися, показ изучаемых технических элементов, просмотр презентаций. Два раза в год должны проводиться контрольные испытания по общей и специальной подготовке. Теоретические и практические занятия, общеразвивающие и специальные упражнения. Значение волейбола в общеобразовательной системе, общеразвивающих и специальных упражнений в системе общефизической подготовки. По окончании реализации программы ожидается достижение следующих результатов: - достижение высокого уровня физического развития и физической подготовленности у 100 % учащихся, занимающихся по данной программе; - повышение уровня технической и тактической подготовки в данном виде спорта; - устойчивое овладение умениями и навыками игры; - развитие у учащихся потребности в продолжение занятий спортом как самостоятельно, так и в спортивной секции, после окончания школы; - укрепление здоровья учащихся, повышение функционального состояния всех систем организма; - умение контролировать психическое состояние. Программа «Волейбол» направлена на реализацию следующих принципов: - принцип модификации, основанный на выборе средств, методов и форм организации занятий, учитывающих возрастно - половые и индивидуальные особенности детей. -принцип сознательности и активности, основанный на формирование у детей осмысленного отношения к выполнению поставленных задач. -принцип доступности, основанный на индивидуальном подходе к ученикам, который создает благоприятные условия для развития личностных способностей. - принцип последовательности обеспечивает перевод двигательного умения в двигательный навык Результаты освоения программного материала оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно личностными, метапредметными и предметными результатами. Личностные результаты: - дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей; -умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях; -умение оказывать помощь своим сверстникам. Метапредметные результаты: -определять наиболее эффективные способы достижения результата; -умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять; -умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения. Предметные результаты: -формирование знаний о волейболе и его роли в укреплении здоровья; - умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку; - умение вести наблюдение за показателями своего физического развития Данная программа делает акцент на формирование у учащихся активистской культуры здоровья и предполагает: потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в спортивных соревнованиях, стремление показывать как можно более высокие результаты на соревнованиях; умение использовать полученные знания для успешного выступления на соревнованиях; спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях; стремление индивида вовлечь в занятия волейболом свое ближайшее окружение (семью, друзей, коллег и т.д.). Место программы в учебном плане Программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта второго поколения и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 6-9 класса. Режим занятий: занятия по данной программе проводятся в форме тренировок, лекций, экскурсий, просмотра видеоматериала, соревнований, товарищеских встреч, сдачи контрольных нормативов, мониторинга, контрольного тестирования, самостоятельных подготовок, индивидуальных занятий. Периодичность - два раза в неделю по одному учебному часу ограниченному временем (40мин) . Тематическое планирование № Тема занятия 1 2 Техника передвижений, остановок и стоек. Содержание занятия виды деятельности Овладение техникой передвижения и стоек. Стойка игрока Правила техники Анализировать упражнения, применяемые в безопасности. История развития волейбола в России и учебно-тренировочном процессе по волейболу. мире. России и мира. Техника передвижений, остановок и стоек. Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий . Формы занятий Цифровые образовательные ресурсы Лекция учителя Практическая работа Цифровой образовательный контент: https://multiurok.ru/f iles/riefierat-natiemu-pravila-ighryv-volieibol-1.html https://resh.edu.ru/s ubject/lesson/2687/s tart/ 3 4 5 6 7 8 Техника приема и передачи мяча. Овладение техникой приема и передач мяча сверху двумя руками Игра и комплексное развитие психомоторны х способностей. Игра по упрощенным правилам мини-волейбола. Игра по упрощенным правилам волейбола. Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2х2, 3х3, 4х4) и на укороченных площадках. Анализировать упражнения, применяемые в учебно-тренировочном процессе по волейболу. Совершенство вание техники передвижений, остановок и стоек Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.). Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановки, ускорения). Овладение техникой передвижения и стоек. Стойка игрока Совершенство вание техники 10 приема и 9 Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передача мяча над собой. То же через сетку. Передача мяча над собой, во встречных колоннах. Отбивание мяча через сетку. Передача мяча сверху, стоя спиной к цели. Анализировать упражнения, применяемые в учебно-тренировочном процессе по волейболу. Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передача мяча над собой. То Осуществлять индивидуальные, групповые и командные действия при игре в волейбол. Анализировать упражнения, применяемые в учебно-тренировочном процессе по волейболу. Устный опрос; Практическая работа; Практическая работа; Учебнотренировочна я игра. Практическая работа; Учебнотренировочна я игра. Овладение техникой приема и передач мяча сверху двумя руками Практическая работа; Анализировать упражнения, применяемые в Учебно- Цифровой образоват ельный контент: https://you tu.be/5S8Z ueug22w?t =3 Цифровой образовател ьный контент: https://youtu. be/D661ojU DRb4 Цифровой образовательный контент: https://resh.edu.ru/s ubject/lesson/2687/s tart/ Смотреть игру лучших команд России. передачи мяча. же через сетку. Передача мяча над собой, во встречных колоннах. Отбивание мяча через сетку. Передача мяча сверху, стоя спиной к цели. учебно-тренировочном процессе по волейболу. 11 Игра и комплексное 12 развитие Игра по упрощенным психомоторны правилам мини-волейбола. х способностей Игра по упрощенным правилам волейбола. Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2х2, 3х3, 4х4) и на укороченных площадках. Применять полученные знания на занятиях волейболом, анализировать разбор проведенных игр, понимать тактический план игры. 13 Техника нижней 14 прямой подачи. Овладение техникой подачи: нижняя прямая подача; через сетку; подача в стенку, через сетку с расстояния 9 м; подача через сетку из-за лицевой линии; подача нижняя боковая. 15 Техника владения 16 мячом. Нижняя прямая подача с расстояния 3-6 м от сетки. Нижняя прямая подача через сетку. Прием подачи. Прием мяча отраженного сеткой. Нижняя прямая подача в заданную часть площадки. Комбинации из освоенных элементов. Анализировать упражнения, применяемые в учебно-тренировочном процессе по волейболу. Овладение техникой приема и передач мяча сверху тренировочна я игра. Практическая работа; Учебнотренировочна я игра. Практическая работа; Учебнотренировочна я игра. Лекция учителя Цифровой образовательный контент: https://resh.edu.ru/ subject/lesson/323 4/start/ https://resh.edu.ru/ subject/lesson/323 3/start/ https://resh.edu.ru/ subject/lesson/346 6/start/ Цифровой образовательный контент: https://resh.edu.ru/ subject/lesson/323 4/start/ https://resh.edu.ru/ subject/lesson/323 3/start/ https://resh.edu.ru/ subject/lesson/346 6/start/ Цифровой образовательный контент: https://infourok.ru/pr двумя руками Анализировать упражнения, применяемые в учебно-тренировочном процессе по волейболу. 17 Развитие скоростных и 18 скоростносиловых способностей. Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма, из различных положений. Подвижные игры, эстафеты с мячом и без мяча. 1 3 2 Практическая работа; Учебнотренировочна я игра. Соревнование 4 19 Совершенство вание техники 20 передвижений, остановок и стоек Стойки игрока. Перемещения Анализировать упражнения, применяемые в в стойке приставными учебно-тренировочном процессе по волейболу. шагами, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий . Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановки, ускорения). 21 Совершенство вание техники 22 приема и передачи мяча. 23 Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передача мяча над собой. То же через сетку. Передача мяча над собой, во встречных Выполнять передачу мяча сверху двумя руками, отбивание мяча в прыжке кулаком через сетку, разные виды подач и нападающие удары. ezentaciya-pofizicheskoj-kulturena-temu-volejbolobuchenie-tehnikepriyoma-i-peredachimyacha-dvumyarukami- snizu-nameste-i4344146.html Цифровой образовательный контент: https://youtu.be/D66 1ojUDRb4 5 Практическая работа; Учебнотренировочна я игра. Практическая работа; Учебно- Цифровой образовательный контент: https://youtu.be/D66 1ojUDRb4 Смотреть игру лучших команд Мира. 24 колоннах. Отбивание мяча через сетку. Передача мяча сверху, стоя спиной к цели. Передача мяча сверху двумя 26 руками на месте и после 27 перемещения Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передача мяча над собой. То же через сетку. Передача мяча над собой, во встречных колоннах. Отбивание мяча кулаком через сетку. Передача мяча у сетки и в прыжке через сетку. Передача мяча сверху, стоя спиной к цели. 25 28 29 Игра и комплексное 30 развитие психомоторны х способностей. 31 Техника нижней 32 прямой подачи. тренировочна я игра. Цифровой образовательный контент: https://infourok.ru/pr ezentaciya-pofizicheskoj-kulturena-temu-volejbolobuchenie-tehnikepriyoma-i-peredachimyacha-dvumyarukami- snizu-nameste-i4344146.html Игра по упрощенным правилам мини-волейбола. Игра по упрощенным правилам волейбола. Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2х2, 3х3, 4х4) и на укороченных площадках. Анализировать упражнения, применяемые в учебно-тренировочном процессе по волейболу. Нижняя прямая подача с расстояния 3-6 м от сетки. Нижняя прямая подача через сетку. Прием подачи. Прием мяча отраженного сеткой. Нижняя прямая подача в заданную часть площадки. Анализ техники подачи мяча в разные зоны площадки соперника. Применять полученные знания на занятиях волейболом, анализировать разбор проведенных игр, понимать тактический план игры. Тактика игры. Контроль техники выполнения игровых действий другими учащимися, выявление возможных ошибок, способы их устранения. Нижняя прямая подача. Верхняя прямая подача. Приём мяча с подач. Прием мяча, отраженного Лекция учителя Практическая работа; Цифровой образовательный контент: https://youtu.be/D66 1ojUDRb4 Учебнотренировочна я игра. Практическая работа; Учебнотренировочна я игра. Цифровой образовательный контент: https://infourok.ru/pr ezentaciya-pofizicheskoj-kulturena-temu-volejbolobuchenie-tehnikepriyoma-i-peredachi- 33 34 Совершенство вание техники владения мячом. 35 36 Развитие скоростных и скоростно37 силовых 38 способностей. 39 40 41 Совершенство вание техники 42 владения сеткой. myacha-dvumyarukami- snizu-nameste-i4344146.html Анализировать упражнения, применяемые в учебно-тренировочном процессе по волейболу. Цифровой образовательный контент: https://youtu.be/D66 1ojUDRb4 Комбинации из освоенных элементов. Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма, из различных положений. Игровые упражнения с набивными мячами, в сочетании с прыжками, метаниями и бросками мячей разного веса в цель и на дальность. Практическая работа; Учебнотренировочна я игра. Развивать физические качества, совершенствовать навыки естественных видов движения, подготавливаться к сдаче нормативных требований по видам подготовки и их выполнению. Лекция учителя Практическая работа; Цифровой образовательный контент: https://youtu.be/D66 1ojUDRb4 Учебнотренировочна я игра. Подвижные игры, эстафеты с мячом и без мяча Игровые упражнения с набивными мячами, в сочетании с прыжками, метаниями и бросками мячей разного веса в цель и на дальность. Комбинации из освоенных элементов. Практическая Смотреть игру лучших команд мячом. работа; России. Учебнотренировочна я игра. Соревнование 1 2 43 Игра и комплексное 44 развитие психомоторны х способностей. 45 46 47 Совершенство вание техники 48 приема и передачи мяча. 49 50 3 4 5 Игра по упрощенным правилам мини-волейбола. Игра по упрощенным правилам волейбола. Осуществлять индивидуальные, групповые и командные действия при игре в волейбол. Лекция учителя Учебнотренировочная игра. Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2х2, 3х3, 4х4) и на укороченных площадках. Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передача мяча над собой. То же через сетку. Передача мяча над собой, во встречных колоннах. Отбивание мяча кулаком через сетку. Передача мяча у сетки и в прыжке через сетку. Передача мяча сверху, Цифровой образовательный контент: https://youtu.be/D66 1ojUDRb4 Цифровой образовательный контент: https://youtu.be/D66 1ojUDRb4 Учебнотренировочная игра. Цифровой образовательный контент: https://infourok.ru/pr ezentaciya-pofizicheskoj-kulturena-temu-volejbolobuchenie-tehnikepriyoma-i-peredachimyacha-dvumya- стоя спиной к цели. 51 Совершенство вание техники 52 нижней прямой 53 подачи. 54 55 56 57 Развитие скоростных и скоростносиловых способностей. 58 59 Совершенство 60 вание техники владения rukami- snizu-nameste-i4344146.html Нижняя прямая подача с расстояния 3-6 м от сетки. Нижняя прямая подача через сетку. Прием подачи. Прием мяча отраженного сеткой. Нижняя прямая подача в заданную часть площадки. Анализ техники подачи мяча в разные зоны площадки соперника. Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма, из различных положений. Игровые упражнения с набивными мячами, в сочетании с прыжками, метаниями и бросками мячей разного веса в цель и на дальность. Развивать физические качества, совершенствовать Практическая работа навыки естественных видов движения, подготавливаться к сдаче нормативных требований по видам подготовки и их выполнению. Игровые упражнения с набивными мячами, в сочетании с прыжками, метаниями и бросками мячей разного веса в цель и на дальность. Комбинации из освоенных элементов. Контроль техники выполнения игровых действий другими учащимися, выявление возможных ошибок, способы их устранения. Цифровой образовательный контент: https://youtu.be/D66 1ojUDRb4 Нижняя прямая подача. Верхняя прямая подача. Приём мяча с подач. Прием мяча, отраженного сеткой. Смотреть игру лучших команд России. Цифровой образовательный контент: https://infourok.ru/pr ezentaciya-pofizicheskojЦифровой образовательный контент: https://youtu.be/D66 61 мячом 1ojUDRb4 62 Применять полученные знания на занятиях волейболом, анализировать разбор проведенных игр, понимать тактический план игры. 63 64 Учебные игры Игра по упрощенным правилам волейбола. Учебнотренировочная игра. Смотреть игру лучших команд России. Знания правил игры в волейбол. 65 66 67 68 Совершенство вание техники приема и передачи мяча. Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передача мяча над собой. То же через сетку. Передача мяча над собой, во встречных колоннах. Отбивание мяча кулаком через сетку. Передача мяча у сетки и в прыжке через сетку. Передача мяча сверху, стоя спиной к цели. Овладение техникой приема и передач мяча сверху двумя руками Условия реализации программы. Табель оборудования и снаряжения необходимого для занятий волейболом и находящегося на балансе МАОУ СОШ № 25 № Единица Наименование оборудования и инвентаря Количество п/п измерения 1. Сетка волейбольная шт. 1 2. Мяч волейбольный 15 3. Мяч теннисный 8 4. Набивной мяч 2 кг. 8 5. Набивной мяч 1кг. 8 Цифровой образовательный контент: https://youtu.be/D66 1ojUDRb4 6. Форма (трусы, майка) Литература комплект 12 1. Амалин М. Е. Тактика волейбола. Москва. «Физкультура и спорт» 2005. 2. Волейбол. Правила соревнований. Москва. «Физкультура и спорт» 2003. 3. Волейбол. Тестовые задания по изучению правил соревнований. – Омск: СибГАФК, 2002 4. Голомазов В. А., Ковалёв В. Д., Мельников А. Г.. Волейбол в школе. Москва. «Физкультура и спорт» 1976. 5. Ивойлов А. В. Волейбол (техника, обучение, тренировка). Минск. «Беларусь» 1991. 6. Книжников А.Н., Книжников Н.Н. Основы судейства волейбола: Учебно-метод. пособие – Нижневартовск, 2001 7. Лях В. И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания. Москва. «Просвещение» 2010. 8. Эйнгорн А. Н.. 500 упражнений для волейболистов. Москва. «Физкультура и спорт» 2007.