Рабочая программа по элективному курсу «Актуальные вопросы современного общества»
10 класс
(профильный уровень)
на 2025-2026 учебный год
Тюмень 2025
Рабочая программа элективного курса «Актуальные вопросы современного общества» для 10-х классов
Пояснительная записка
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся __10 «б» класса (профиль
Место предмета в учебном плане: на освоение элективного курса в 10 классах отводится 34 часов (1 час в неделю)
Цели курса:
дать учащимся необходимый минимум знаний о политических реалиях, нормах политического поведения.
помочь овладеть методологией анализа политической жизни.
выработать необходимые мировоззренческие критерии оценки текущих политических событий.
Задачи курса:
Способствовать самоопределению ученика или выбору профессиональной деятельности через интерес к данной области знания.
Создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле и знакомить учащихся с ведущими понятиями и видами
деятельности
3.
Активизировать познавательную деятельность школьника, повышать информационную и коммуникативную компетентность.
4.
Формировать познавательные интересы на основе активной жизненной позиции, что способствует воспитанию истинного гражданина
страны.
5.
Систематизация начальных знаний по политологии, связь данного элективного курса с предметом «Обществознание»;
1.
2.
Содержание курса
Политика как искусство управления обществом.
Понятие политики и ее виды. Концептуальные подходы к политике. Признаки политики. Субъекты политики. Границы политики в
тоталитарном и демократическом обществах. Политология. Соотношение политики и права. Как политика влияет на право. Политические
конфликты. Причины политических конфликтов. Отрицательные и положительные стороны конфликта. Виды политических конфликтов.
Правовые механизмы разрешения политических конфликтов. Власть: её виды и критерии эффективности. Причины появления власти в
обществе. Назначение власти. Виды власти. Особенности государственной власти. Методы осуществления власти. Критерии эффективности
государственной власти. Политическое развитие. Политическое развитие развитых и неразвитых стран. Способы политического развития.
Достоинства и недостатки эволюционного способа. Революционный способ. Сущность революции. Реформистский способ: достоинства и
недостатки. Перевороты (путчи, заговоры). Политическая система общества. Структура политической системы. Государство в политической
системе. Политические партии. Существенные признаки политических партий. Функции политических партий. Виды политических партий.
Партийная система. Правовое регулирование политических партий в РФ. Профсоюзы. Признаки профсоюзов. Права профсоюзов.
Современные тенденции в российском профсоюзном движении. Религиозные организации. Признаки религиозных организаций. Функции
религиозных организаций. Политические аспекты основных мировых религий. Политические составляющие мировых религий. Способы
участия религиозных организаций в политической жизни. Средства массовой информации. Функции СМИ. СМИ, государство и общество.
Правовое регулирование деятельности СМИ в РФ. Политическое лидерство. Функции политического лидерства. Кто становится
политическим лидером? Типы политического лидерства. Правовое регулирование политического лидерства. Политическая элита. Признаки
политической элиты. Задачи политической элиты. Причины существования политической элиты. Правовое регулирование деятельности
политических элит. Политическая культура. Признаки политической культуры. Структура политической культуры. Функции политической
культуры. Типы политической культуры. Российская политическая культура. Проблема правового регулирования политической культуры.
Политическая ответственность. Социальная ответственность и её виды. Политические нормы и их особенности. Понятие политической
ответственности. Виды политических санкций. Право как ограничитель политики и власти. Политика и мораль. Политические субъекты.
Правовые нормы, ограничивающие государственную власть в России. Право как ограничитель деятельности политических партий.
Государство – главный инструмент политики.
Происхождение государства. Теории происхождения государства. Понятие и признаки государства. Государственный аппарат. Особенности
государственного органа. Виды государственных органов. Характеристика законодательных органов, исполнительных органов. Структура
исполнительной власти. Правоохранительные органы. Классификация государств по различным признакам. Государственное устройство.
Виды государств. Социальное назначение государства. Задачи государства. Функции государства. Политический режим и его виды.
Демократия: её признаки и виды. Условия создания демократического общества. Конституция – манифест политики. Структура
Конституции. История Конституции в России. Особенности Конституции РФ. Политические основы российского государства. Права и
свободы как показатель гуманизма политики. Правовой статус и правовое положение личности. Понятие прав человека. Особенности прав
человека. Этапы освоения прав человека. Классификация прав и свобод. Политические права и свободы. Плебисцит, референдум,
всенародный опрос. Исторические корни плебисцита, референдума. Понятие и цель референдума. Вопросы, выносимые на референдум.
Виды референдума. Порядок проведения референдума. Практика проведения референдумов в России. Выборы. Достоинства и недостатки
выборной системы управления государством. Понятие избирательного права. Нормативная основа выборов. Принципы избирательного
права. Права избирателя. Виды избирательных систем. Избирательный процесс и ответственность за его нарушение. Избирательные органы.
Избирательный процесс и его стадии. Ответственность за нарушение избирательного законодательства. Парламентаризм как форма
выражения политики. Эволюция парламентаризма. Парламенты их типы. Понятие законотворчества. Требования к законотворчеству.
Законотворческий процесс. Правовой нигилизм как отрицательный фактор политики. Понятие и виды нигилизма. Понятие правового
нигилизма. Правовой нигилизм – хроническая болезнь российского общества. Причины и формы правового нигилизма. Пути преодоления
правового нигилизма. Правовое государство. Признаки правового государства. Судьба правового государства в России. Социальное
государство. Условия возникновения социального государства. Признаки социального государства. Государство и гражданское общество.
Личность в гражданском обществе. Признаки гражданского общества. Структура гражданского общества. Взаимодействие государства и
гражданского общества. Становление гражданского общества в России. Итоговое обобщение. Политика как искусство управления
обществом. Государство – главный инструмент политики.
Требования к результатам обучения
Изучение курса элективного курса ««Актуальные вопросы современного общества»» для 10-х классов направлено на достижение
следующих результатов (освоение универсальных учебных действий – УУД).
Личностные результаты:
• определение жизненных ценностей, направленность на активное и созидательное участие в общественной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей
Родины;
• наличие ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
• уважительное отношение к окружающим, их правам и свободам; умение соблюдать культурное поведения и проявлять терпимость при
взаимодействии со взрослыми и сверстниками;
• признание равноправия народов;
• осознание важности семьи и семейных традиций;
• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим, выражать
собственное отношение к явлениям современной жизни;
• осознание своей ответственности за судьбу страны.
Метапредметные результаты:
1) регулятивные УУД
– формирование и развитие навыков и умений:
• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель работы, ставить задачи, планировать – определять
последовательность действий и прогнозировать результаты работы;
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства
достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
• составлять (индивидуально или в группе) план решения учебной задачи;
• работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать
план);
• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;
2) познавательные УУД
– формирование и развитие навыков и умений:
• проводить наблюдение под руководством учителя и объяснять полученные результаты;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
• анализировать, сравнивать, классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; обобщать факты и
явления;
• давать определения понятий;
3) коммуникативные УУД
– формирование и развитие навыков и умений:
• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
• адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, различать мнение и
доказательство (аргументы), факты;
• критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
• уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
• оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей.
Планируемые результаты изучения курса «Основы политологии» в 10-11 классах должно быть направлено на овладение обучающимися
следующими знаниями, умениями и навыками.
Ученик должен знать (понимать):
данный курс поможет учащимся самостоятельно и творчески разбираться в сложных проблемах политической жизни современного
общества и при необходимости делать правильный политический выбор, а также принимать соответствующие решения в своей
деятельности и поведении в тех или иных политических обстоятельствах;
итогом реализации программы может служить успешная сдача Единого государственного экзамена по истории, экзамена по выбору
предмета – “обществознание”, а также экзаменов при поступлении в высшие учебные заведения.
Обучающийся получит возможность научиться:
выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия;
различать политическую власть и другие виды власти;
устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности;
высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике;
раскрывать роль и функции политической системы;
характеризовать государство как центральный институт политической системы;
различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии;
обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии)
демократии;
характеризовать демократическую избирательную систему;
различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;
устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства;
определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;
конкретизировать примерами роль политической идеологии;
раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе;
оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение
о значении участия граждан в политике.
Выпускник получит возможность научиться:
Находить, анализировать информацию о формировании правового государства и гражданского общества в Российской Федерации,
выделять проблемы;
выделять основные этапы избирательной кампании;
в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;
отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления;
самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности политических лидеров;
характеризовать особенности политического процесса в России;
анализировать основные тенденции современного политического процесса.
Обучающийся должен уметь:
• конспектировать информацию, выделять главное;
• использовать дополнительные источники социальной информации (газеты, журналы, справочники, интернет-ресурсы);
• классифицировать, систематизировать информацию – составлять таблицы, схемы и диаграммы, анализировать предложенные таблицы,
схемы и диаграммы;
• правильно применять специальные термины и понятия; иметь относительно целостное представление об обществе и человеке, механизмах
и регуляторах деятельности людей;
• сравнивать основные процессы и явления, происходящие в современном обществе, делать вы
воды и умозаключения на основе сравнения;
Тематическое планирование:
№
1.
Тема
Количество часов
15 часов
2.
Политика как искусство управления обществом
Государство – главный инструмент политики.
17 часов
3
Повторение
1 час
Календарно-тематическое планирование
№
Дата
Тема урока
урока
К-во
Предметные результаты
часов
результаты
Контроль,
инструментарий
Политика как искусство управления обществом 15 часов
1
2
Сущность науки о
политике и власти,
содержание и основные
проблемы политологии.
1
«Человекполитическое
1
Предметные: Объяснять причинно-следственные
связи изучаемых политических событий, различать
факты и мнения, аргументы и выводы
Предметные: Устанавливать связи между
социальными интересами, целями и методами
Вид контроля
Выборочный
Измерители
Заполнение таблицы.
Обсуждение
«Хорошая политика не
отличается от
здоровой
нравственности».
Вид контроля
Выборочный
животное» Аристотель.
Свойства человека как
существа разумного:
свобода, выбор,
ответственность, поиск
выгоды,
целеустремленность
Политические
конфликты.
3
4
политической деятельности;
высказывать аргументированные суждения о
соотношении средств и целей в политике
Власть: ее виды и
критерии
эффективности. .
«Мыслители прошлого
о проблемах власти». (
анализ исторических
источников – труды Ф.
Энгельса, Дидро Д.,
Ж.Ж.Руссо, Н.
Макиавелли и т. д.)
1
Политическое развитие
и его способы:
эволюция, революция,
реформы.
1
Предметные: Различать политическую власть и
другие виды власти; высказывать
аргументированные суждения о соотношении
средств и целей в политике;
Предметные: Осуществлять комплексный поиск,
систематизацию социально-политической
информации по теме
контроль.
Измерители
Просмотр, анализ и
обсуждение видео
фрагментов
Вид контроля
Выборочный
Измерители
Составление схемы,
взаимопроверка.
Вид контроля
Выборочный
контроль.
Измерители
Составление таблицы.
Проверка таблицы.
5
Политическая система
общества.
1
Предметные: Раскрывать роль и функции
политической системы, характеризовать
государство как центральный институт
политической системы; формулировать
Вид контроля
Индивидуальный
Измерители
Комментирование
6
Политические партии
1
собственные суждения и аргументы по теме
политических
высказываний
Предметные: Определять роль политической
элиты и политического лидера в современном
обществе; конкретизировать примерами роль
политической идеологии; раскрывать на примерах
функционирование различных партийных систем;
Вид контроля
Выборочный
контроль.
Измерители
Тест. Просмотр ,
анализ и обсуждение
видео фрагментов
7
Профсоюзы.
1
Предметные: Различать факты и мнения,
аргументы и выводы; раскрывать на примерах
важнейшие теоретические положения и понятия
политологии.
Вид контроля
Выборочный
Измерители
. Беседа с элементами
самостоятельной
работы с текстом,
устные ответыаргументации
8
Религиозные
организации
1
Предметные: Объяснять причинно-следственные
связи изучаемых политических событий, различать
факты и мнения, аргументы и выводы
Вид контроля
Выборочный
контроль.
Беседа с элементами
самостоятельной
работы с текстом.
Решение
познавательных задач.
9
Средства массовой
информации.
1
Предметные: Формулировать суждение о значении
многопартийности и идеологического плюрализма
в современном обществе;
Вид контроля
выборочный
Измерители Просмотр,
оценивать роль СМИ в современной политической
жизни;
анализ и обсуждение
видео фрагментов,
устные ответыаргументации
10
Политическое
лидерство.
1
Предметные: Определять роль политической
элиты и политического лидера в современном
обществе; Различать факты и мнения, аргументы и
выводы; раскрывать на примерах важнейшие
теоретические положения и понятия политологии.
Вид контроля
Выборочный
Индивидуальный
Измерители
Просмотр, анализ и
обсуждение видео
фрагментов, устные
ответы- аргументации
11
Политическая элита.
1
Предметные: Определять роль политической
элиты и политического лидера в современном
обществе;
Осуществлять комплексный поиск, систематизацию
социально-политической информации по теме
Вид контроля
Выборочный
контроль.
Измерители Работа в
группах.
Просмотр, анализ и
обсуждение видео
фрагментов
12
Политическая
культура.
1
Предметные: Объяснять причинно-следственные
связи изучаемых политических событий, различать
факты и мнения, аргументы и выводы
Вид контроля
Индивидуальный
Измерители
Создание проблемной
ситуации
13
Политическая
1
Предметные: Различать и приводить примеры
непосредственного и опосредованного
Вид Выборочный
ответственность.
политического участия, высказывать обоснованное
суждение о значении участия граждан в политике.
контроль.
Измерители
Круглый стол, устные
ответы- аргументации
Просмотр, анализ и
обсуждение видео
фрагментов
14
Право как
ограничитель политики
и власти. Политика и
мораль.
1
Предметные: обобщать и систематизировать
информацию о сущности (ценностях, принципах,
признаках, роли в общественном развитии)
демократии; различать факты и мнения, аргументы
и выводы; раскрывать на примерах важнейшие
теоретические положения и понятия политологии.
Вид контроля
Выборочный
Измерители
устные ответыаргументации
Просмотр, анализ и
обсуждение видео
фрагментов
15
Повторительнообобщающий урок
1
Предметные: Объяснять причинно-следственные
связи изучаемых политических событий, различать
факты и мнения, аргументы и выводы
Вид контроля
Выборочный
Измерители
устные ответыаргументации
Просмотр, анализ и
обсуждение видео
фрагментов
Государство – главный инструмент политики. 15 (часов)
16
Происхождение
государства
1
Предметные: Характеризовать государство как
центральный институт политической системы;
Формулировать собственные суждения и
аргументы по теме
Вид контроля
Индивидуальный
Измерители
устные ответыаргументации,
работа с
документом.
17
Понятие и признаки
государства.
1
Предметные: объяснять причинноследственные связи изучаемых политических
событий, различать факты и мнения, аргументы
и выводы
Выборочный
контроль.
Заполнение
таблицы. устные
ответыаргументации
«Задача
государства
состоит только в
устранении зла и
государство не
обязано
содействовать
благосостоянию
гра-ждан».
В.Гумбольдт
18
Государственный
аппарат.
1
Предметные: Характеризовать государство как
центральный институт политической системы;
Осуществлять комплексный поиск,
систематизацию социально-политической
Вид контроля
Выборочный
Индивидуальный
Измерители
Решение
информации по теме
познавательных
задач.
устные ответыаргументации
19
20
Классификация
государств.
Социальное
назначение
государства.
1
1
Предметные: Формулировать собственные
суждения и аргументы по теме; характеризовать
государство как центральный институт
политической системы;
Предметные: Характеризовать государство как
центральный институт политической системы;
осуществлять комплексный поиск,
систематизацию социально-политической
информации по теме
Вид контроля
Выборочный
контроль.
Составление
схемы. Проверка
схемы.
Вид контроля
Выборочный
Измерители
Комментирование
политических
высказываний.
«Благосостояние
государства
обеспечивают не
те деньги,
которое оно
ежегодно
отпускает
чиновникам, а те,
что оно ежегодно
оставляет в
карманах
граждан»
И.Этвеш
21
Политический
режим и его виды.
1
Предметные: Различать типы политических
режимов, давать оценку роли политических
режимов различных типов в общественном
Выборочный
контроль.
Составление
схемы. Проверка
схемы.
Обсуждение
«Лучшие должны
править во всех
государствах и
при всех
режимах. Всякий
режим плох, если
при нем
правят худшие».
И. Ильин
22
Демократия: ее
признаки и виды.
1
Предметные: Обобщать и систематизировать
информацию о сущности (ценностях,
принципах, признаках, роли в общественном
развитии) демократии;
Индивидуальный
Обсуждение
«Демократию мы
выбираем не
потому, что она
изобилует
добродетелями, а
чтобы избежать
тирании».
К.Поппер
23
Конституция –
манифест
политики.
1
Предметные: Устанавливать взаимосвязь
правового государства и гражданского
общества, раскрывать ценностный смысл
правового государства;
Выборочный
Работа с текстом
Конституции РФ.
устные ответыаргументации
24
25
Права и свободы
как показатель
гуманизма
политики.
1
Политические права
и свободы.
1
Предметные: устанавливать взаимосвязь
правового государства и гражданского
общества, раскрывать ценностный смысл
правового государства;
Вид контроля выборочный
контроль.
Предметные: Осуществлять комплексный
поиск, систематизацию социальнополитической информации по теме
Вид контроля
Индивидуальный
Измерители
дискуссии.
Составление
таблицы.
Проверка
таблицы.
Измерители
самостоятельная
работа с текстом.
Просмотр, анализ
и обсуждение
видео фрагментов
26
27
Плебисцит,
референдум,
всенародный опрос.
Выборы.
1
1
Предметные: Объяснять причинноследственные связи изучаемых политических
событий, различать факты и мнения, аргументы
и выводы
Предметные: характеризовать
демократическую избирательную систему;
различать мажоритарную, пропорциональную,
Вид контроля выборочный
контроль.
Работа в группах
проверка
выполнения
заданий
Вид контроля
Индивидуальный
смешанную избирательные системы;
Измерители
Обсуждение
результатов игры.
Просмотр. анализ
и обсуждение
видео фрагментов
28
29
30
1
Парламентаризм
как форма
выражения
политики.
Правовой нигилизм
как отрицательный
фактор политики.
1
0,5
Предметные: Объяснять причинноследственные связи изучаемых политических
событий, различать факты и мнения, аргументы
и выводы
Предметные: Различать факты и мнения,
аргументы и выводы; раскрывать на примерах
важнейшие теоретические положения и понятия
политологии.
Предметные: Работать в группе, выступать
публично, формулировать собственные
суждения и аргументы по определенным
проблемам
Вид контроля
Индивидуальный
Измерители
Обсуждение
результатов
«круглого стола»,
устные ответыаргументации
Вид контроля
Выборочный
контроль.
Измерители
Самостоятельная
работы с текстом.
Заполнение
таблицы,
проверка таблиц
Вид контроля
Индивидуальный
Измерители
Просмотр, анализ
и обсуждение
видео фрагментов
31
Правовое
государство.
0,5
Предметные: устанавливать взаимосвязь
правового государства и гражданского
общества, раскрывать ценностный смысл
правового государства;
Вид контроля выборочный
контроль.
Измерители
устные ответыаргументации
Просмотр, анализ
и обсуждение
видео фрагментов
32
Социальное
государство.
0.5
Предметные: Формулировать собственные
суждения и аргументы по теме
Вид контроля
Индивидуальный
Измерители
Просмотр, анализ
и обсуждение
видео фрагментов
33
34
Государство и
гражданское
общество.
Повторительнообобщающий урок
0.5
1
Предметные: Работать в группе, выступать
публично, формулировать собственные
суждения и аргументы по определенным
проблемам
Предметные: Формулировать собственные
суждения и аргументы по теме
Вид контроля выборочный
контроль.
Измерители
Самостоятельная
работы с текстом.
Заполнение
таблицы,
проверка таблиц
Вид контроля
Выборочный
Измерители
Просмотр, анализ
и обсуждение
видео фрагментов