РП_Обществознание_8-9 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Обществознание»
основного общего образования
для обучающихся 8-9 классов
на 2025-2026 учебный год

Тюмень, 2025 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию в 8-9 классах является составной частью основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ №25
г. Тюмени. Рабочая программа составлена в соответствии с:



Приказом Минпросвещения России от 09.10.2024 N 704



Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденным приказом Министерства образования и науки
31 мая 2021 г. № 287;



Федеральной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №
370 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования" (зарегистрирован 12.07.2023); с изменениями, утвержденными
приказами от 27.12.2023 № 1028, от 01.02.2024 № 62, от 19.03.2024 № 171;



Основной образовательной программой основного общего образования МАОУ СОШ №25 г. Тюмени, утвержденной приказом директора №178-ОД от 31.08.2023 года;
Концепцией преподавания истории в Российской Федерации, утвержденной решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации протокол от 30

декабря 2018 г. Для реализации программы используются учебники:
8 кл. «Обществознание» 8 класс под ред. Л.Н. Боголюбова Л.Ф. Ивановой. – Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение». - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 256 с.
9 кл. Обществознание. 9 класс. Учебник 2023 | Иванова Л.Ф., Лобанов И.А., Жильцова Е.И., Половникова А.В., Королькова Е.С., Рутковская Е.Л., Боголюбов Л.Н.,
Лазебникова А.Ю., «Просвещение», 2023 г.
 Учебный предмет изучается в 6-9 классе, рассчитан на 1 час в неделю, в том числе на контрольные работы 2 часа. Итоговый контроль проводится в форме итоговой
контрольной работы (Промежуточная аттестация проводится в форме тестов по решению педсовета.)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание» (2018
г.), а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания. Обществознание играет ведущую роль в выполнении школой функции интеграции молодёжи в современное
общество: учебный предмет позволяет последовательно раскрывать учащимся подросткового возраста особенности современного общества, различные аспекты взаимодействия в
современных условиях людей друг с другом, с основными институтами государства и гражданского общества, регулирующие эти взаимодействия социальные нормы.
Изучение обществознания, включающего знания о российском обществе и направлениях его развития в современных условиях, об основах конституционного строя нашей
страны, правах и обязанностях человека и гражданина, способствует воспитанию российской гражданской идентичности, готовности к служению Отечеству, приверженности
национальным ценностям. Привлечение при изучении обществознания различных источников социальной информации помогает обучающимся освоить язык современной
культурной, социально-экономической и политической коммуникации, вносит свой вклад в формирование метапредметных умений извлекать необходимые сведения, осмысливать,
преобразовывать и применять их.
Изучение обществознания содействует вхождению обучающихся в мир культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «Я»,
формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего места в обществе.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»


воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, приверженности базовым ценностям нашего народа;



развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов, приверженности правовым принципам, закреплённым в Конституции Российской Федерации и
законодательстве Российской Федерации;



развитие личности на исключительно важном этапе её социализации – в подростковом возрасте, становление её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, социального
поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; развитие интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; способности к личному самоопределению,
самореализации, самоконтролю; мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности;



формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний и доступной по содержанию для школьников подросткового возраста; освоение
учащимися знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах, регулирующих общественные отношения, необходимые для взаимодействия с
социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;



владение умениями функционально грамотного человека (получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать
полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства);



создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансово-экономическими и другими социальными
институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском обществе;



формирование опыта применения полученных знаний и умений для выстраивания отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий в общегражданской и в семейнобытовой сферах; для соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и
средствами защите правопорядка в обществе.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом обществознание изучается с 8 по 9 класс. Общее количество времени на два года обучения составляет 68 часов. Общая недельная
нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
8 КЛАСС
Человек в экономических отношениях.
Экономическая жизнь общества. Потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономический выбор.
Экономическая система и её функции. Собственность.
Производство

–

источник

экономических

благ.

Факторы

производства.

Трудовая

деятельность.

Производительность труда. Разделение труда.
Предпринимательство. Виды и формы предпринимательской деятельности.
Обмен. Деньги и их функции. Торговля и её формы.
Рыночная экономика. Конкуренция. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Невидимая рука рынка.
Многообразие рынков.
Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль. Как повысить эффективность производства.
Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица.
Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компании, кредитные союзы, участники фондового
рынка). Услуги финансовых посредников.
Основные типы финансовых инструментов: акции и облигации.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит, платёжная карта, денежные переводы, обмен
валюты). Дистанционное банковское обслуживание. Страховые услуги. Защита прав потребителя финансовых услуг.
Экономические функции домохозяйств. Потребление домашних хозяйств. Потребительские товары и товары
длительного пользования. Источники доходов и расходов семьи. Семейный бюджет. Личный финансовый план.
Способы и формы сбережений.
Экономические цели и функции государства. Налоги. Доходы и расходы государства. Государственный
бюджет. Государственная бюджетная и денежно-кредитная политика Российской Федерации. Государственная политика
по развитию конкуренции.
Человек в мире культуры.
Культура, её многообразие и формы. Влияние духовной культуры на формирование личности. Современная
молодёжная культура.
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в развитии общества.
Образование. Личностная и общественная значимость образования в современном обществе. Образование в
Российской Федерации. Самообразование.
Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации.
Понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества. Свобода совести и свобода вероисповедания.
Национальные и мировые религии. Религии и религиозные объединения в Российской Федерации.
Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни человека и общества.
Роль информации и информационных технологий в современном мире. Информационная культура и
информационная безопасность. Правила безопасного поведения в Интернете.
9 КЛАСС
Человек в политическом измерении.
Политика и политическая власть. Государство – политическая организация общества. Признаки государства.
Внутренняя и внешняя политика.
Форма государства. Монархия и республика – основные формы правления. Унитарное и федеративное
государственно-территориальное устройство.
Политический режим и его виды.
Демократия, демократические ценности. Правовое государство и гражданское общество.
Участие граждан в политике. Выборы, референдум.

Политические партии, их роль в демократическом обществе. Общественно-политические организации.
Гражданин и государство.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Россия – демократическое федеративное правовое
государство с республиканской формой правления. Россия – социальное государство. Основные направления и
приоритеты социальной политики российского государства. Россия – светское государство.
Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти в Российской Федерации.
Президент – глава государства Российская Федерация. Федеральное Собрание Российской Федерации: Государственная
Дума и Совет Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система в Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации.
Государственное управление. Противодействие коррупции в Российской Федерации.
Государственно-территориальное устройство Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации:
республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Конституционный
статус субъектов Российской Федерации.
Местное самоуправление.
Конституция Российской Федерации о правовом статусе человека и гражданина. Гражданство Российской
Федерации. Взаимосвязь конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации.
Человек в системе социальных отношений.
Социальная структура общества. Многообразие социальных общностей и групп.
Социальная мобильность.
Социальный статус человека в обществе. Социальные роли. Ролевой набор подростка.
Социализация личности.
Роль семьи в социализации личности. Функции семьи. Семейные ценности. Основные роли членов семьи.
Этнос и нация. Россия – многонациональное государство. Этносы и нации в диалоге культур.
Социальная политика Российского государства.
Социальные конфликты и пути их разрешения.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика
негативных отклонений поведения. Социальная и личная значимость здорового образа жизни.
Человек в современном изменяющемся мире.
Информационное общество. Сущность глобализации. Причины, проявления и последствия глобализации, её
противоречия. Глобальные проблемы и возможности их решения. Экологическая ситуация и способы её улучшения.
Молодёжь – активный участник общественной жизни. Волонтёрское движение.
Профессии настоящего и будущего. Непрерывное образование и карьера.
Здоровый образ жизни. Социальная и личная значимость здорового образа жизни. Мода и спорт.
Современные формы связи и коммуникации: как они изменили мир. Особенности общения в виртуальном
пространстве.
Перспективы развития общества.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные

и

метапредметные

результаты

представлены

с

учётом

особенностей

преподавания

обществознания в основной школе.
Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета распределены по годам обучения с
учётом входящих в курс содержательных модулей (разделов) и требований к результатам освоения основной
образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного
общего образования, а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания. Содержательные модули (разделы)
охватывают знания об обществе и человеке в целом, знания всех основных сфер жизни общества и знание основ
российского права. Представленный в программе вариант распределения модулей (разделов) по годам обучения
является одним из возможных.
Научным сообществом и представителями высшей школы предлагается такое распределение содержания, при
котором модуль (раздел) «Основы российского права» замыкает изучение курса в основной школе.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и духовно-нравственные
ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность обучающихся руководствоваться ими в жизни,
во взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся установки на решение практических задач
социальной направленности и опыта конструктивного социального поведения по основным направлениям
воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных
интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного
края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов
в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и
правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах
противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию
и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности
(волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов
России; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым
подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам; историческому,
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё
поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных
форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки
безопасного поведения в интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации,
города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни
для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к труду и
результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных последствий своих действий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в
практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях
развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение
языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской
деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям
социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей
деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям
других;
способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, повышать
уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей;
осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и
связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия,
гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит
собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в
соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать

понятие и его свойства при решении задач (далее – оперировать понятиями), а также оперировать терминами и
представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления
вызовов, возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса,
корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать
опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении
обществознания:
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии,
формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать
наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта,
самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою
позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей
объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования,
владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из
источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм
представления;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных
информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
оценивать

надёжность

информации

по

критериям,

предложенным

педагогическим

работником

или

сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме
формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи,
нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство
позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в
соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной
проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей,
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей
всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах
работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать
свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным
участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе,
принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с
учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный
алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;

делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи,
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому
опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных
ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
8 КЛАСС
Человек в экономических отношениях


осваивать и применять знания об экономической жизни общества, её основных

проявлениях, экономических системах, собственности, механизме рыночного регулирования экономики,
финансовых отношениях, роли государства в экономике, видах налогов, основах государственной
бюджетной и денежно-кредитной политики, о влиянии государственной политики на развитие
конкуренции;


характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических

системах; объекты спроса и предложения на рынке труда и финансовом рынке; функции денег;


приводить примеры способов повышения эффективности производства; деятельности и

проявления основных функций различных финансовых посредников; использования способов повышения
эффективности производства;


классифицировать (в том числе устанавливать существенный признак классификации)

механизмы государственного регулирования экономики;


сравнивать различные способы хозяйствования;



устанавливать и объяснять связи политических потрясений и социально-экономических

кризисов в государстве;


использовать полученные знания для объяснения причин достижения (недостижения)

результатов экономической деятельности; для объяснения основных механизмов государственного
регулирования экономики, государственной политики по развитию конкуренции, социально-экономической
роли и функций предпринимательства, причин и последствий безработицы, необходимости правомерного
налогового поведения;


определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на

обществоведческие знания, факты общественной жизни своё отношение к предпринимательству и развитию
собственного бизнеса;


решать познавательные и практические задачи, связанные с осуществлением экономических

действий, на основе рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов; с использованием
различных способов повышения эффективности производства; отражающие типичные ситуации и
социальные взаимодействия в сфере экономической деятельности; отражающие процессы;


овладевать смысловым чтением, преобразовывать текстовую экономическую информацию

в модели (таблица, схема, график и пр.), в том числе о свободных и экономических благах, о видах и
формах предпринимательской деятельности, экономических и социальных последствиях безработицы;


извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и Интернета о

тенденциях развития экономики в нашей стране, о борьбе с различными формами финансового
мошенничества;


анализировать,

обобщать,

систематизировать,

конкретизировать

и

критически

оценивать социальную информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных источников
(в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с личным социальным опытом;
используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;


оценивать собственные поступки и поступки других людей с точки зрения их

экономической рациональности (сложившиеся модели поведения производителей и потребителей; граждан,
защищающих свои экономические интересы; практики осуществления экономических действий на основе
рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов; использования различных способов повышения

эффективности производства, распределения семейных ресурсов, для оценки рисков осуществления
финансовых мошенничеств, применения недобросовестных практик);


приобретать опыт использования знаний, включая основы финансовой грамотности, в

практической деятельности и повседневной жизни для анализа потребления домашнего хозяйства,
структуры семейного бюджета; составления личного финансового плана; для выбора профессии и оценки
собственных перспектив в профессиональной сфере; выбора форм сбережений; для реализации и защиты
прав потребителя (в том числе финансовых услуг), осознанного выполнения гражданских обязанностей,
выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере;


приобретать опыт составления простейших документов (личный финансовый план,

заявление, резюме);


осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой

культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе гуманистических ценностей,
взаимопонимания между людьми разных культур.
Человек в мире культуры


осваивать и применять знания о процессах и явлениях в духовной жизни общества, о науке

и образовании, системе образования в Российской Федерации, о религии, мировых религиях, об искусстве и
его видах; об информации как важном ресурсе современного общества;


характеризовать духовно-нравственные ценности (в том числе нормы морали и

нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость) нашего общества, искусство как сферу
деятельности, информационную культуру и информационную безопасность;


приводить примеры политики российского государства в сфере культуры и образования;

влияния образования на социализацию личности; правил информационной безопасности;


классифицировать по разным признакам формы и виды культуры;



сравнивать формы культуры, естественные и социально-гуманитарные науки, виды

искусств;


устанавливать и объяснять взаимосвязь развития духовной культуры и формирования

личности, взаимовлияние науки и образования;


использовать полученные знания для объяснения роли непрерывного образования;



определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на

обществоведческие знания, факты общественной жизни своё отношение к информационной культуре и
информационной безопасности, правилам безопасного поведения в Интернете;


решать познавательные и практические задачи, касающиеся форм и многообразия духовной

культуры;


овладевать смысловым чтением текстов по проблемам развития современной культуры,

составлять план, преобразовывать текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и
преобразовывать предложенные модели в текст;


осуществлять поиск информации об ответственности современных учёных, о религиозных

объединениях в Российской Федерации, о роли искусства в жизни человека и общества, о видах
мошенничества в Интернете в разных источниках информации;


анализировать, систематизировать, критически оценивать и обобщать социальную

информацию, представленную в разных формах (описательную, графическую, аудиовизуальную), при
изучении культуры, науки и образования;


оценивать собственные поступки, поведение людей в духовной сфере жизни общества;



использовать полученные знания для публичного представления результатов своей

деятельности в сфере духовной культуры в соответствии с особенностями аудитории и регламентом;



приобретать опыт осуществления совместной деятельности при изучении особенностей

разных культур, национальных и религиозных ценностей.
9 КЛАСС
Человек в политическом измерении


осваивать и применять знания о государстве, его признаках и форме, внутренней и

внешней политике, о демократии и демократических ценностях, о конституционном статусе гражданина
Российской Федерации, о формах участия граждан в политике, выборах и референдуме, о политических
партиях;


характеризовать государство как социальный институт; принципы и признаки демократии,

демократические ценности; роль государства в обществе на основе его функций; правовое государство;


приводить примеры государств с различными формами правления, государственно-

территориального устройства и политическим режимом; реализации функций государства на примере
внутренней и внешней политики России; политических партий и иных общественных объединений
граждан; законного участия граждан в политике; связи политических потрясений и социальноэкономического кризиса в государстве;


классифицировать современные государства по разным признакам; элементы формы

государства; типы политических партий; типы общественно-политических организаций;


сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) политическую власть с

другими видами власти в обществе; демократические и недемократические политические режимы,
унитарное и федеративное территориально-государственное устройство, монархию и республику,
политическую партию и общественно-политическое движение, выборы и референдум;


устанавливать и объяснять взаимосвязи в отношениях между человеком, обществом и

государством; между правами человека и гражданина и обязанностями граждан, связи политических
потрясений и социально-экономических кризисов в государстве;


использовать полученные знания для объяснения сущности политики, политической власти,

значения политической деятельности в обществе; для объяснения взаимосвязи правового государства и
гражданского общества; для осмысления личного социального опыта при исполнении социальной роли
гражданина;

о

роли

информации

и

информационных

технологий

в

современном

мире

для

аргументированного объяснения роли СМИ в современном обществе и государстве;


определять и аргументировать неприемлемость всех форм антиобщественного поведения в

политике с точки зрения социальных ценностей и правовых норм;


решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие

типичные взаимодействия между субъектами политики; выполнение социальных ролей избирателя, члена
политической партии, участника общественно-политического движения;


овладевать смысловым чтением фрагментов Конституции Российской Федерации, других

нормативных правовых актов, учебных и иных текстов обществоведческой тематики, связанных с
деятельностью субъектов политики, преобразовывать текстовую информацию в таблицу или схему о
функциях государства, политических партий, формах участия граждан в политике;


искать и извлекать информацию о сущности политики, государстве и его роли в обществе:

по заданию учителя выявлять соответствующие факты из разных адаптированных источников (в том числе
учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе
в Интернете;


анализировать и конкретизировать социальную информацию о формах участия граждан

нашей страны в политической жизни, о выборах и референдуме;



оценивать политическую деятельность различных субъектов политики с точки зрения учёта

в ней интересов развития общества, её соответствия гуманистическим и демократическим ценностям:
выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии;


использовать полученные знания в практической учебной деятельности (включая

выполнение проектов индивидуально и в группе), в повседневной жизни для реализации прав гражданина в
политической сфере; а также в публичном представлении результатов своей деятельности в соответствии с
темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;


осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой

культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе национальных ценностей современного
российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания
между народами, людьми разных культур: выполнять учебные задания в парах и группах,
исследовательские проекты.
Гражданин и государство


осваивать и применять знания об основах конституционного строя и организации

государственной власти в Российской Федерации, государственно-территориальном устройстве Российской
Федерации, деятельности высших органов власти и управления в Российской Федерации; об основных
направлениях внутренней политики Российской Федерации;


характеризовать Россию как демократическое федеративное правовое государство с

республиканской формой правления, как социальное государство, как светское государство; статус и
полномочия Президента Российской Федерации, особенности формирования и функции Государственной
Думы и Совета Федерации, Правительства Российской Федерации;


приводить примеры и моделировать ситуации в политической сфере жизни общества,

связанные с осуществлением правомочий высших органов государственной власти Российской Федерации,
субъектов Федерации; деятельности политических партий; политики в сфере культуры и образования,
бюджетной и денежно-кредитной политики, политики в сфере противодействии коррупции, обеспечения
безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма;


классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный

признак классификации) полномочия высших органов государственной власти Российской Федерации;


сравнивать с опорой на Конституцию Российской Федерации полномочия центральных

органов государственной власти и субъектов Российской Федерации;


устанавливать и объяснять взаимосвязи ветвей власти и субъектов политики в Российской

Федерации, федерального центра и субъектов Российской Федерации, между правами человека и
гражданина и обязанностями граждан;


использовать полученные знания для характеристики роли Российской Федерации в

современном мире; для объяснения сущности проведения в отношении нашей страны международной
политики «сдерживания»; для объяснения необходимости противодействия коррупции;


с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный

опыт определять и аргументировать с точки зрения ценностей гражданственности и патриотизма своё
отношение к внутренней и внешней политике Российской Федерации, к проводимой по отношению к нашей
стране политике «сдерживания»;


решать познавательные и практические задачи, отражающие процессы, явления и события в

политической жизни Российской Федерации, в международных отношениях;


систематизировать и конкретизировать информацию о политической жизни в стране в

целом, в субъектах Российской Федерации, о деятельности высших органов государственной власти, об

основных направлениях внутренней и внешней политики, об усилиях нашего государства в борьбе с
экстремизмом и международным терроризмом;


овладевать

смысловым

чтением

текстов

обществоведческой

тематики:

отбирать

информацию об основах конституционного строя Российской Федерации, гражданстве Российской
Федерации, конституционном статусе человека и гражданина, о полномочиях высших органов
государственной власти, местном самоуправлении и его функциях из фрагментов Конституции Российской
Федерации, других нормативных правовых актов и из предложенных учителем источников и учебных
материалов, составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему;


искать и извлекать информацию об основных направлениях внутренней и внешней

политики Российской Федерации, высших органов государственной власти, о статусе субъекта Федерации,
в котором проживают обучающиеся: выявлять соответствующие факты из публикаций СМИ с соблюдением
правил информационной безопасности при работе в Интернете;


анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать информацию о

важнейших изменениях в российском законодательстве, о ключевых решениях высших органов
государственной власти и управления Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,
соотносить её с собственными знаниями о политике, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;


оценивать собственные поступки и поведение других людей в гражданско-правовой сфере с

позиций национальных ценностей нашего общества, уважения норм российского права, выражать свою
точку зрения, отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии;


использовать полученные знания о государстве Российская Федерация в практической

учебной деятельности (выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты), в
повседневной жизни для осознанного выполнения гражданских обязанностей; публично представлять
результаты своей деятельности (в рамках изученного материала, включая проектную деятельность) в
соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;


самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять простейший

документ при использовании портала государственных услуг;


осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой

культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного
российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания
между народами, людьми разных культур.
Человек в системе социальных отношений


осваивать и применять знания о социальной структуре общества, социальных общностях и

группах; социальных статусах, ролях, социализации личности; важности семьи как базового социального
института; об этносе и нациях, этническом многообразии современного человечества, диалоге культур,
отклоняющемся поведении и здоровом образе жизни;


характеризовать функции семьи в обществе; основы социальной политики Российского

государства;


приводить примеры различных социальных статусов, социальных ролей, социальной

политики Российского государства;


классифицировать социальные общности и группы;



сравнивать виды социальной мобильности;



устанавливать

и

объяснять

причины существования

разных социальных групп;

социальных различий и конфликтов;


использовать полученные знания для осмысления личного социального опыта при

исполнении типичных для несовершеннолетних социальных ролей; аргументированного объяснения

социальной и личной значимости здорового образа жизни, опасности наркомании и алкоголизма для
человека и общества;


определять

и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты

общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к разным этносам;


решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные

взаимодействия; направленные на распознавание отклоняющегося поведения и его видов;


осуществлять смысловое чтение текстов и составлять на основе учебных текстов план (в

том числе отражающий изученный материал о социализации личности);


извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и Интернета о

межнациональных отношениях, об историческом единстве народов России; преобразовывать информацию
из текста в модели (таблицу, диаграмму, схему) и из предложенных моделей в текст;


анализировать, обобщать, систематизировать текстовую и статистическую социальную

информацию из адаптированных источников, учебных материалов и публикаций СМИ об отклоняющемся
поведении, его причинах и негативных последствиях; о выполнении членами семьи своих социальных
ролей; о социальных конфликтах; критически оценивать современную социальную информацию;


оценивать собственные поступки и поведение, демонстрирующее отношение к людям

других национальностей; осознавать неприемлемость антиобщественного поведения;


использовать полученные знания в практической деятельности для выстраивания

собственного поведения с позиции здорового образа жизни;


осуществлять совместную деятельность с людьми другой национальной и религиозной

принадлежности на основе веротерпимости и взаимопонимания между людьми разных культур.
Человек в современном изменяющемся мире


осваивать и применять знания об информационном обществе, глобализации, глобальных

проблемах;


характеризовать

сущность

информационного

общества;

здоровый

образ

жизни;

глобализацию как важный общемировой интеграционный процесс;


приводить примеры глобальных проблем и возможных путей их решения; участия

молодёжи в общественной жизни; влияния образования на возможности профессионального выбора и
карьерного роста;


сравнивать требования к современным профессиям;



устанавливать и объяснять причины и последствия глобализации;



использовать полученные знания о современном обществе для решения познавательных

задач и анализа ситуаций, включающих объяснение (устное и письменное) важности здорового образа
жизни, связи здоровья и спорта в жизни человека;


определять

и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты

общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к современным формам коммуникации; к
здоровому образу жизни;


решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, связанные с

волонтёрским движением; отражающие особенности коммуникации в виртуальном пространстве;


осуществлять смысловое чтение текстов (научно-популярных, публицистических и др.) по

проблемам современного общества, глобализации; непрерывного образования; выбора профессии

Тематическое планирование
8 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Контрольные
работы

Всего

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Раздел 1. Человек в экономических отношениях
1.1

Экономика — основа жизнедеятельности
человека

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

1.2

Рыночные отношения в экономике

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

1.3

Финансовые отношения в экономике

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

1.4

Домашнее хозяйство

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

1.5

Экономические цели и функции
государства

4

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

1

20

Раздел 2. Человек в мире культуры
2.1

Культура, её многообразие и формы

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

2.2

Наука и образование в Российской
Федерации

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

2.3

Роль религии в жизни общества

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

2.4

Роль искусства в жизни человека

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

2.5

Роль информации в современном мире

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

Итого по разделу

11

Защита проектов, итоговое повторение

3

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
0

9 КЛАСС
№
п/п

Количество часов
Наименование разделов и тем программы

Контрольные
работы

Всего

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Раздел 1. Человек в политическом измерении
1.1

Политика и политическая власть

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

1.2

Участие граждан в политике

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Итого по разделу

6

Раздел 2. Гражданин и государство
2.1

Основы конституционного строя Российской
Федерации

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

2.2

Высшие органы публичной власти в
Российской Федерации

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

2.3

Государственно-территориальное устройство
Российской Федерации

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

2.4

Конституция Российской Федерации о
правовом статусе человека и гражданина

2

Итого по разделу

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

8

Раздел 3. Человек в системе социальных отношений
3.1

Социальные общности и группы

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

3.2

Статусы и роли. Социализация личности.
Семья и её функции

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

3.3

Этносы и нации в современном обществе.
Социальная политика Российского государства

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

3.4

Отклоняющееся поведение и здоровый образ
жизни

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Итого по разделу

11

Раздел 4. Человек в современном изменяющемся мире

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Защита проектов, итоговое повторение

4

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414
0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».