Учебный план НОО (вариант 5.1)

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ШКОЛЫ № 25 ГОРОДА ТЮМЕНИ
НА 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД,
реализующей обучение по адаптивной основной общеобразовательной
программе начального общего образования для обучающихся
с тяжёлыми нарушениями речи (вариант 5.1)

Тюмень – 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к учебному плану МАОУ СОШ 25 г. Тюмени на 2025-2026 учебный год, реализующей
обучение по адаптированной основной общеобразовательной
программе для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (вариант 5.1)
Учебный план муниципального автономного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 25 города Тюмени на 2025-2026 учебный год
сформирован в соответствии с нормативными документами, с учетом образовательной
программы, обеспечивающей достижение обучающимися результатов освоения адаптивной
основной общеобразовательной программы для детей с тяжёлыми нарушениями речи
(вариант 5.1).
При составлении учебного плана образовательное учреждение руководствовалось
следующими нормативными документами:
1. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2012
№ 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции от
01.05.2019);
2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014
№ 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
3. Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1023 Об утверждении федеральной
адаптированной образовательной программы начального общего образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 № 345 “О федеральном
перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования» (в действующей редакции от 08.05.2019);
5.
Приказ Министерства просвещения РФ от 18.05.2020 № 249 «О внесении
изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018г №345»;
6. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 года №28 «Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи».
7. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017
№09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятий и
содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных
программ, в том числе в части проектной деятельности»;
8. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.03.2016
№ ВК- 452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»;
9. Локальными актами МАОУ СОШ №25 г. Тюмени.
Сроки освоения адаптированной основной образовательной программы начального
общего образования обучающимися с тяжёлыми нарушениями речи (вариант 5.1)
составляют 4 года.
Учебный план является основным механизмом реализации Адаптированная основная
образовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжёлым
нарушением речи (вариант 5.1).
Учебный план начального общего образования обучающихся с тяжёлым нарушением
речи направлен на уточнение и обогащение словарного запаса, развитие связной речи,

грамматического строя речи, фонематического восприятия, артикуляционной моторики;
коррекцию звукопроизношения, формирование навыков чтения и письма.
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования
реализуется общеобразовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность.
В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционноразвивающая область (Приложение 1). Содержание учебных предметов, входящих в состав
каждой предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых
образовательных потребностей и возможностей обучающихся с тяжёлыми нарушениями
речи (вариант 5.1). Коррекционно-развивающая область включена в структуру учебного
плана с целью коррекции нарушений речи у обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части (80%) и части,
формируемой участниками образовательного процесса (20%). В обязательной части
учебного плана полностью реализуется федеральный компонент государственного
образовательного стандарта для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (вариант 5.1).
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих
государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП НОО,
и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
тяжёлыми нарушениями речи (вариант 5.1):
- формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
- готовность обучающихся к продолжению образования на последующей ступени
основного общего образования;
- формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях;
- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (вариант 5.1).
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ТНР учебного плана,
состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного
процесса, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной
образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с санитарно-гигиеническими
требованиями.
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой
частью образовательного процесса в образовательной организации.
План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и
потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. План внеурочной
деятельности реализуется с учетом психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ и
программами коррекционно-развивающей направленности.
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС НОО, является
обязательной частью внеурочной деятельности и представлено фронтальными и
индивидуальными
коррекционно-развивающими
занятиями
(логопедическими
и
педагогическими), направленными на коррекцию нарушений речи.
Часы коррекционно-развивающей области, которые проводятся в течение учебного
дня, не входят в максимальную нагрузку.

Организация внеурочной деятельности предполагает, что в этой работе принимают
участие все педагогические работники школы (учителя музыки, учителя-логопеды, педагогипсихологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования и др.), так же и
медицинские работники.
Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется
следующим образом: недельная нагрузка ― 10 ч, из них 5 ч отводится на проведение
коррекционных занятий.
Устанавливается следующая продолжительность учебного года: 1 классы – 33 учебных
недели; 2 – 4 классы – 34 учебных недели.
Учебный день включает в себя специально организованные занятия/уроки, а также
паузу, время прогулки, выполнение домашних заданий. Обучение и воспитание происходит,
как в ходе занятий/уроков, так и во время другой (внеурочной) деятельности обучающегося в
течение учебного дня.
Учебные занятия начинаются в 8 часов 30 минут. Проведение нулевых уроков не
допускается. Число уроков в день:
для обучающихся 1 классов – не должно превышать 4 уроков и один день в неделю – не
более 5 уроков, за счет урока физической культуры;
для обучающихся 2 – 4 классов – не более 5 уроков.
Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут. При определении
продолжительности занятий в 1 классах используется «ступенчатый» режим обучения: в
первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябредекабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май – по 4 урока по 40 минут каждый).
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой
перемены (после 2-го или 3-го уроков) – 20-30 минут. Вместо одной большой перемены
допускается после 2-го и 3-го уроков устанавливать перемены по 20 минут каждая. Между
началом коррекционных, внеклассных, факультативных занятий, кружков, секций и
последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45
минут.
При проведении промежуточной аттестации для обучающихся с ОВЗ предусмотрено
адаптирование текстов-инструкций с учетом их особых образовательных потребностей.
Промежуточная аттестация обучающихся по адаптированной основной образовательной
программе вариантов проходит в форме итоговой работы с учетом индивидуальных
возможностей обучающихся по предметам и в форме, представленным в приложении 2.

Приложение 1
Учебный план МАОУ СОШ № 25 г. Тюмени
(ФГОС ОВЗ – вариант 5.1)
на 2025-2026 учебный год
Предметные области
Русский язык и литературное
чтение
Иностранный язык
Математика и информатика
Обществознание
и естествознание
(окружающий мир)

Учебные предметы
Обязательная часть
Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык
(английский)
Математика

Классы/часы
1 часов/классы
2
3
4
АА
АБ
5
5
5
5
АА
4
4
4
4
Б
2
2
2
4
4
4
4

Окружающий
мир
язык)

2

2

2

2

Основы религиозных культур Основы религиозных культур
и светской этики
и светской этики

1

Искусство

Музыка
Изобразительное искусство

1
1

1
1

1
1

1
1

Технология
Физическая культура

Технология
Физическая культура

1
3

1
2

1
2

1
2

21

22

22

23

Итого

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Введение в геометрию

1

1

21

23

23

23

Максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневной 21
учебной неделе

23

23

23

Объем аудиторной нагрузки

Максимально допустимая годовая нагрузка при 5дневной учебной неделе

693 782

782

782

5

5

5

5

5

5

5

5

Компонент образовательного учреждения

Внеурочная деятельность
Коррекционно-развивающая
работа

Коррекционные курсы

Максимальный объем учебной нагрузки при 5-дневной учебной 31
неделе

33

33

33

Коррекционно-развивающая область для обучающихся с ТНР
(Вариант 5.1)
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Внеурочная деятельность (включая коррекционно– 10
10
10
10
развивающую область)
Коррекционно-развивающая область:
5
5
5
5
Логопедические развивающие занятия

2

2

2

2

Коррекция речи и письма

3

3

3

3

План внеурочной деятельности
(ФГОС ОВЗ – вариант 5.1)
Распределение часов внеурочной деятельности по направлениям в 1-4 классах
Направления

1(Доп.)

Спортивно-оздоровительная
деятельность
Проектно-исследовательская
деятельность
Коммуникативная деятельность
Художественно-эстетическая
творческая деятельность
Информационная культура
Интеллектуальные марафоны
Учение с увлечением
Итого

1

1

1
3

Количество часов в неделю
1
2
3
1

1

1
1
4

4

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5
1

0,5
1

0,5
1

0,5
1
1
5

0,5
1
1
5

0,5
1
1
5

Группы для организации внеурочной деятельности формируются на основе выбора
обучающихся и их родителей (законных представителей) с учётом реальных кадровых,
материально-технических, организационных возможностей школы.
Организация внеурочной деятельности
Программа
(Ф.И.О. автора)

Формы
организации

Класс

Направление

Колво
часов

Спортивнооздоровительная
деятельность

1

«Школа здоровья»
(Л.А.Обухова)

Лаборатория
здоровья

1, 2

1

«Растём здоровыми и
сильными»

Лаборатория
здоровья

3, 4

Должности
педагогов,
организующих
внеурочную
деятельность
учитель
начальных
классов
учитель
начальных

Проектноисследовательск
ая деятельность
Коммуникативн
ая деятельность

1

Факультатив

1, 2, 3,
4

учитель
начальных
классов

Студия

Час общения

1-4

«Творческая работа со
словом. Театр»
для детей младшего
школьного
возраста
(7–10 лет)
(И.А.Генералова)
Программа
«Праздники,
традиции,
ремесла
народов России»
(Л.Н. Михеева)
Основы
информационной
культуры
Финансовая
грамотность
(О.М.Лескина,
Ю.А.Корлюгова)
Эрудит

Театральная
студия

1, 2, 3

Экскурсии,
поисковая
деятельность,
конкурсы,
проекты
Факультатив

4

учитель
начальных
классов

1, 2, 3,
4

Учитель
начальных
классов
Учитель
начальных
классов

1

1

1

1

Информационна
я культура

1

Интеллектуальн
ые марафоны

0,5

0,5

Учение с
увлечением

классов

«Тропинка к своему я»
(Хухлаева
О.В.,
Хухлаев
О.Е.,
Первушина И.М.),
Разговоры о важном

1

1

Художественноэстетическая
творческая
деятельность

(Н. Я. Дмитриева, К.А.
Семенова)
Программа
«Я
–
исследователь»
(Савенков А.И.)

1

Факультатив

1-4

Клуб

1-4

Тропинка в
профессию

Факультатив

1-4

Грамотный читатель
(Антошин М.К.)

Литературный
кружок

2, 3, 4

Педагогпсихолог
Учителя
начальных
классов
учитель
начальных
классов

Учитель
начальных
классов
Учителя
начальных
классов
учителя
начальных
классов

Приложение 2

Промежуточная аттестация обучающихся
Промежуточная аттестация в 3 классе по адаптивной основной общеобразовательной
программе для обучающихся с тяжёлым нарушением речи (вариант 5.1) в 2025-2026
учебном году по итогам учебного года проводится в формах, представленным в таблице:
Учебные предметы
Русский язык

2 класс

3 класс

4 класс

Стандартизированная Стандартизированная Стандартизированная
контрольная работа
контрольная работа
контрольная работа

Литературное чтение

Проверка
читательских умений

Проверка
читательских умений

Проверка
читательских умений

Математика

Комбинированная
контрольная работа

Комбинированная
контрольная работа

Комбинированная
контрольная работа

Окружающий мир

Тест

Тест

Тест

Иностранный язык
Изобразительное
искусство
Технология
Физическая культура
Музыка
ОРКСЭ

Творческая работа
для итоговой
выставки
Проект
Портфель
спортивных
достижений
Проект

Творческая работа
для итоговой
выставки
Проект
Портфель
спортивных
достижений
Проект

Итоговая
административная
контрольная работа
(лексикограмматический тест)
Творческая работа
для итоговой
выставки
Проект
Портфель
спортивных
достижений
Проект
Тест


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».