Алгоритм разработки и оформления индивидуального образовательного маршрута младшего школьника

30.08.2022

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

 Если тронуть их умелой рукой – они красиво зазвучат».

В.А. Сухомлинский

 

В словах Василия Александровича с одной стороны заключена простая истина, что в каждом из нас есть уникальные неповторимые особенности и способности, которые  при должном «умелом» подходе можно развивать. С другой стороны сформулирована проблема,  лишь «умелой рукой» можно достичь индивидуального прогресса.

Вопрос лишь в том, как организовать учебный процесс так, чтобы ориентироваться  на

 индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.

ФГОС начального образования предлагает нам системно-деятельностный подход, как методологическую основу, которая предусматривает как активную учебно-познавательную деятельность учащихся, так и построение образовательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей.

 «Организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся, позволяющих создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика» в «Российской педагогической энциклопедии» определяется как индивидуализация.

 Индивидуализация обучения с одной стороны - организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся. С другой - различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.

Реализация индивидуального подхода в обучении школьников не разовое "мероприятие”, это динамичный процесс, протекающий вместе с развитием и изменением ребёнка. Поэтому важно видеть перспективы развития учащихся и перспективы работы с ними.

Индивидуальный образовательный маршрут, рассматриваемый как путь, по сути, связан с индивидуальным восхождением учащегося к образованию, сопровождаемым достижением тех или иных результатов. Индивидуальный образовательный маршрут как путь показывает, что каждый учащийся идет в образовании своим путем, и этот путь во многом отражает личностные, социальные и познавательные его особенности, специфику мотивации, интересов, потребностей, наконец, постепенно формирующийся стиль образовательной деятельности. В основе ИОМ - прогресс (количественный и качественный), достигаемый учащимся при продвижении в образовательном процессе.

Индивидуальный образовательный маршрут не может быть определенным, заранее рассчитанным. Он во многом неопределен, непредсказуем, поскольку связан с индивидуальностью, развивающимся субъектом, с одной стороны, с другой, с процессом и результатом образования субъекта, разнообразной деятельностью учащегося, его прогрессом, продвижением в образовании.

Понятие «индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ учащегося» (ИОМ) пока мало разработано, понимается по-разному, формирование ИОМ трактуется также весьма широко. Рассмотрим существующие варианты интерпретаций понятия ИОМ представленые на схеме 1 [Кунаш М.А. Индивидуальный образовательный маршрут школьника. – Волгоград: изд-во «Учитель». – 2012].

 

Анализ схемы позволяет выделить несколько направлений интерпретации понятия «индивидуальный образовательный маршрут» различными авторами.

Первое связано с организационно-управленческим подходом, позволяющим осуществить достижение установленного стандартом содержания образования через определение ключевых знаниевых блоков. В этом смысле в определении используются понятия «учебный план», «образовательная программа», «траектория».

Bтopoe направление аналогично предыдущему, но ориентировано на более узкие содержательные блоки — отдельные темы, разделы учебных курсов, конкретизируясь на уровне шагов-действий. В случае ориентации на данное направление в определении присутствуют понятия «путь компенсации», «структура учебной деятельности».

Третье направление акцентирует внимание на достижении личностью самостоятельно поставленных целей, не ограничивая пространство школы предметным наполнением, что предполагает использование понятий «модель пространства», «система задач» или «путь самореализации».

Последнее направление является не только более широким, но и наиболее перспективным в рамках компетентностного обучения, позволяя рассматривать содержание образования не как цель, а как средство обеспечения саморазвития личности.

Под траекторией в классическом значении понимается «линия движения какого-нибудь тела или точки», а под маршрутом – «путь следования». Эти понятия могут быть разведены лишь тем, что линия движения образовательной траектории приобретает конкретизацию в пути (маршруте).

А.В.Хуторской рассматривает индивидуальную образовательную траекторию как персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Под личностным потенциалом ученика здесь понимается совокупность его оргдеятельностных, познавательных, творческих и иных способностей.

Под траекторией в классическом значении понимается «линия движения какого-нибудь тела или точки», а под маршрутом – «путь следования». Эти понятия могут быть разведены лишь тем, что линия движения образовательной траектории приобретает конкретизацию в пути (маршруте).

А.В.Хуторской рассматривает индивидуальную образовательную траекторию как персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Под личностным потенциалом ученика здесь понимается совокупность его оргдеятельностных, познавательных, творческих и иных способностей.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.)

Понятие образовательной программы отражает, прежде всего, идеи индивидуализации и дифференциации обучения. При этом под термином “индивидуализация” в педагогики понимается учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех формах и методах обучения. “Дифференциация” означает учет индивидуальных особенностей в форме, предполагающей группировку учащихся на основании выделения определенных особенностей.

Цель маршрутизации: создание благоприятных условий для проявления одаренности и особенностей личности. Необходимо понимать, что в силу особенностей здоровья, низкой мотивации, семейных обстоятельств и многих других факторов, не всем школьникам внедряемая система образования дается легко. Для многих детей образовательный маршрут может стать существенной поддержкой при освоении школьной программы.

Таким образом, ИОМ предназначены для решения следующих задач:

 1. Позволяют создать благоприятные условия для общего развития, в том числе посредством удовлетворения потребностей в само- и дополнительном образовании.

2. Обеспечивают условия для выработки главной метапредметной компетенции — умения учиться с поставкой целей и задач, организацией образовательного процесса, выявлением трудностей и их преодолением.

 3. Помогают восстановить недостающие знания отстающим ученикам.

4. Способствуют формированию мотивации и учебной деятельности у слабоуспевающих детей.

5. Поддерживают одаренных ребят с особенностями характера, выраженными в гиперактивности, повышенной эмоциональности, сложностях в общении.

6. Помогают получить образование детям с проблемами со здоровьем путем разработки индивидуального образовательного маршрута школьника с ОВЗ.

7. Дают возможность учащимся, опережающим развитие, получить знания, соответствующие их способностям.

 

Характеристика структурных компонентов ИОМ и алгоритм введения

Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:

-                целевой (постановка целей получения образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей ученика при получении образования);

-                содержательный (обоснование структуры и отбор содержания учебных предметов, их систематизация и группировка, установление межцикловых, межпредметных и внутрипредметных связей);

-                технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);

-                диагностический (определение системы диагностического сопровождения);

-                организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей).

 

Конструируемые ИОМ освоения учебного содержания могут отличаться:

 • сочетанием видов, рекомендуемых для освоения образовательных ресурсов (информационных, практических, лабораторных, диагностических);

• сочетанием средств обучения (справочники, учебники, учебные пособия, энциклопедии, хрестоматии и т. д.);

• временем, предполагаемым для изучения учебного материала, порядком его освоения;

• характером помощи преподавателя (тьюторство, консультирование, проведение специальных занятий и т. д.);

• технологией реализации отдельных компонентов ИОМ;

• уровнем самостоятельности при изучении теоретического материала и при выполнении практических и лабораторных работ;

• формой отчетности.

     

Дифференцирующие факторы при моделировании образовательного маршрута:

1. Возрастной этап – совпадает со ступенью обучения.

2. Степень активности субъекта (обучающегося).

3. Преобладающая функция содержания образования.

Сочетание данных факторов обуславливает характеристику модели индивидуального маршрута младшего школьника.

Педагог. Инициатор, направляющий в ИОМ школьника, формирует цель, ориентированную на содержание образования; задачи ИОМ определяются направленностью на создание первичной знаниевой основы для формирования составляющих познавательной компетентности; осуществляет выбор форм, видов, способов деятельности школьника; формирует и поддерживает мотивацию на уровне любопытства, любознательности; определяет критерии достижения требуемого результата, планирует деятельность, информирует о цели и планируемых результатах ИОМ, осуществляет функцию контроля.

Обучающийся. Получает информацию о цели и содержании ИОМ, требованиях к деятельности по реализации ИОМ, собственных индивидуальных особенностях; действует под руководством педагога, анализирует под руководством педагога собственные достижения при реализации ИОМ.

Примерный алгоритм введения ИОМ

Универсального способа создания индивидуальных маршрутов на сегодня не существует. Есть лишь общие рекомендации, которые могут помочь сориентироваться. Вот приблизительные этапы при построении ИОМ:

1. Диагностика и выбор методов

Учитель (совместно с психологом) проводит ряд тестов с целью определить личностные качества каждого ученика. Здесь важно выявить особенности нервной системы, определить, какой вид деятельности будет более результативным для ребенка, выяснить, что именно мешает заниматься успешно (невозможность работать в коллективе, недостаточное количество индивидуального внимания, невозможность сосредоточиться в классе, пробелы по прошлым темам).

То есть, на данном этапе фиксируется, что ученик может и хочет узнать в рамках данного предмета и что ему может помочь/помешать в этом.

2. Разработка образовательного маршрута

Определение целей и задач ИОМ

Для учащихся начальных классов цели и задачи определяет учитель. Это может быть кратковременная цель (например, "Ликвидация пробелов по теме "Сложение столбиком"), так и долгосрочная (например, ребенок пишет стихи, и для его ИОМ важно определить те задачи, которые помогут ему развить свой литературный талант).

Составление ИОМ. Теперь важен вопрос: "Как я буду двигаться к выполнению цели?". В маршруте указываются цели, которые нужно достичь, способы реализации, источники получения знаний, сроки для каждой задачи в отдельности, способ контроля и итоговые результаты.

3. Организация работы по маршруту

Инструктирование обучающегося, обеспечение дидактическим материалом, установление благоприятного психологического климата, оказание поддержки. Обучающийся выполняет задания, инструкции, требования, предусмотренные индивидуальным образовательным маршрутом.

5. Презентация личных образовательных результатов. Хочу такой сайт

После завершения прохождения учеником ИОМ обязательно проводится итоговая аттестация (тестирование, контрольная, устный опрос, доклад и т.д.). Здесь важно не только оценить знания ребенка и уровень его умений и навыков, но и определить, насколько успешным было прохождение ИОМ, уложился ли он в срок, с какими трудностями ребенок столкнулся, что ему необходимо доработать.

6.  Рефлексивно-оценочный

Оценка путем анализа результатов, полученных в образовательном процессе. Решение о продолжении обучения по теме или её смене.

 

Рекомендации к разработке индивидуального образовательного маршрута для одаренных детей

Образец оформления (Приложение 1.)

Педагог, разрабатывающий индивидуальный образовательный маршрут должен действовать примерно по такой схеме:

-       определить уровень развития ребенка - диагностика (в т.ч. его качества и способности);

-       очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению;

-       определить время, которое должен затратить ребенок на освоение базовой и специальной программы;

-       определение роли родителей;

-       разработка учебно-тематического плана;

-       определение содержания;

-       определить способы оценки успехов ребенка.

В индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим ребенком определяется срок действия маршрута в соответствии с поставленными целями и задачами. Предусматривается участие родителей в разработке маршрута, определении целей в совместной творческой деятельности со своим ребенком (Например, изготовление костюма для выступления на концерте и др.).

Педагогу необходимо совместно с ребенком и родителями подобрать:

Ø темы занятий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы ребенка, его возможности и поставленные цели;

 Ø методы работы с одаренным ребенком по индивидуальному образовательному маршруту и добавить их к традиционным методам из базовой программы.

 

В индивидуальном маршруте необходимо:

-       предложить подборку заданий определенной сложности (повышенной или упрощенной) в зависимости от особенностей развития детей и их возможностей;

-       представить тематику исследовательских или творческих проектов.

Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов включает как учебную, так и внеучебную деятельность одарённого ребенка. Причем, взаимодействие педагога и ребенка возникает уже в ходе проектирования индивидуального образовательного маршрута.

 

Рекомендации  к разработке индивидуального образовательного маршрута для слабоуспевающих учащихся

Образец оформления (Приложение 2.)

Основные способы обнаружения отставаний учащихся

· наблюдения за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;

· вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;

 · обучающие самостоятельные работы в классе.

 При проведении самостоятельных работ учитель получает материал для суждения как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.

Основные признаки неуспеваемости учащихся

 1. Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия.

2. Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков.

3. Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.

Педагогические технологии, используемые при работе:

 · индивидуализация образовательного процесса;

· обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;

 · диалоговая форма обучения;

· игровые формы;

 · памятки, карточки, творческие задания.

 При работе со слабоуспевающими учащимися необходимо учитывать следующее:

1. При выборе способов индивидуального подхода к учащимся следует опираться на знание их личностных особенностей.

2. Расширять и осваивать разные приёмы развития познавательных интересов детей. Замечать даже небольшие успехи и достижения учащихся с низкой учебной мотивацией к учебе, но не подчеркивать это как нечто неожиданное.

3. Обеспечить на занятии преобладание положительных эмоций, позитивного восприятия учебной ситуации и учебной деятельности, атмосферы благожелательности.

4. Укреплять в себе позиции не противопоставлять  себя и более успешных учеников слабоуспевающему школьнику.

5. Замечания педагога должны быть лишены отрицательной эмоциональной окраски и осуждения. Подвергать критике нужно только конкретные действия ученика. Не задевая его личность.

6. Следует помнить, что чрезмерные напористость и активность воздействий учителя истощают запас нервно-психической прочности ребёнка (особенно если он чувствителен, менее вынослив, психически неуравновешен) и вынуждают его защищаться. Детские (незрелые) способы самозащиты включают в себя негативизм, стремление к стремлению к освобождению от старших, конфликтность и блокировку самопонимания.

 

Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья

В настоящее время идет активный процесс модернизации системы специального (коррекционного) образования в ее технологическом, содержательном и функциональном аспекте. В этой связи одним из актуальных вопросов специальной педагогики является поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с их особыми образовательными потребностями. До настоящего времени отсутствует единство подходов как в отношении структуры, так в вопросах содержательного наполнения индивидуальных образовательных программ и маршрутов для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Индивидуальная образовательная программа – это документ, который составляется на основе базовой программы с учетом актуального уровня развития ребенка с ОВЗ. Комплекс индивидуальных образовательных программ выражает образовательный маршрут ребенка. Индивидуальная образовательная программа направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения ребенка с психофизическим нарушением по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможностями ребенка исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей.

В качестве нормативно-правовых оснований проектирования индивидуальных образовательных программ для воспитанников и обучающихся выступает закон РФ № 3266-1 от 10.07.1992 «Об образовании», в котором отмечается, что разработка и утверждение образовательных программ относятся к компетенции образовательного учреждения (статьи 9, 32). При этом законодательно установлен минимум содержания образовательной программы, определяемый федеральным государственным образовательным стандартом для учащихся с сохранным интеллектуальным развитием. По отношению к детям с нарушением интеллекта следует ориентироваться на требования программ для С (К) ОУ VIII вида. Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать и реализовывать образовательные программы с учетом интересов и возможностей обучающихся, в том числе и индивидуальные образовательные программы.

Индивидуальная образовательная программа, как и любая другая программа, разрабатываемая педагогами образовательных учреждений, должна быть утверждена на педагогическом совете образовательного учреждения, если составлена на основе базовой программы, так как образовательное учреждение в лице руководителя несет ответственность за содержание реализуемых образовательных программ.

В качестве оптимальной структуры сопровождения обучающихся в образовательном учреждении выступает психолого-медико-педагогический консилиум; согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка по индивидуальной образовательной программе. Порядок разработки и корректировки индивидуальных образовательных программ и маршрутов следует закрепить локальным нормативным актом (Положение об индивидуальной образовательной программе (маршруте)), который позволит упорядочить работу педагогов посредством четкого разъяснения в его содержании структуры индивидуальной программы или маршрута, порядка их разработки, реализации и корректировки.

Структура индивидуальной образовательной программы для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья может быть представлена в следующем виде:

1. Титульный лист, который включает в себя наименование учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя обучающегося, год обучения), гриф утверждения на педагогическом совете (либо рецензия внешнего специалиста), согласование с родителями.

 2. Пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем умений и навыков, сформированных и тех, которые не сформированы в должной степени. На основе данных психолого-педагогической диагностики формулируются цель и задачи сопровождения ребенка на определенный временной промежуток. В пояснительной записке обязательно следует указать программы, на основе которых подготовлена индивидуальная образовательная программа, а также обосновать варьирование, если имеет место перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др.

3. Содержание программы.

4. Основные требования к результатам реализации программы. В данном разделе следует соотнести цель и задачи индивидуальной программы с ее планируемыми результатами, а также конкретно сформулировать результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического и психологического развития обучающегося и уровне сформированности ключевых компетенций.

 Эти требования являются основой для осуществления промежуточной и итоговой оценки результативности индивидуальной программы.

 

Заключение

ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации.

Обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика.

 

 


Просмотров всего: , сегодня:

Алгоритм разработки и оформления ИОМ.pdf (скачать) (посмотреть)

Дата создания: 30.05.2023

Дата обновления: 30.05.2023

Дата публикации: 30.08.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».