«Вероятность и статистика» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному курсу "Вероятность и статистика" для обучающихся 7–9 классов является составной частью основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ №25 г. Тюмени. Рабочая программа составлена в соответствии с: Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденным приказом Министерства просвещения РФ 31 мая 2021 г. №287.; Основной образовательной программой основного общего образования МАОУ СОШ №25 г. Тюмени, утвержденной приказом директора; Концепцией преподавания математики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 24.12.2013 года №2506-р; 1) В соответствии с п.32.1 ФГОС ООО в данной рабочей программе учтена рабочая программа воспитания МАОУ СОШ №25 г.Тюмени, утвержденная приказом директора №225-ОД от 30.08.2022 г. В соответствии с Положением о рабочей программе воспитательный потенциал уроков отражен в столбце «Деятельность учителя по реализации рабочей программы воспитания» включен в раздел «Тематическое планирование». 2) В соответствии с п.32.1 ФГОС ООО в поурочном планировании размещены ссылки на электронные (цифровые) образовательные ресурсы, для использования в обучении, содержание которых соответствует законодательству об образовании (приказы Минпросвещения России от 02.08.2022 №653, Минпросвещения России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации № 717/ № 1073 от 15.10.2021) (из каталога цифрового образовательного контента https://educont.ru) 3) В условиях перехода на обновленные ФГОС ООО и наличие содержания материала в соответствующем УМК не в полном объеме и с учетом возрастных особенностей обучающихся предусмотрены альтернативные формы домашнего задания, отличные от выполнения заданий из учебника (задания на карточках, творческие и проектные задания, задания с использованием электронных образовательных ресурсов из каталога цифрового образовательного контента https://educont.ru). 4) Проведение оценочных процедур, что не превышает 10% от всего объема учебного времени (письмо Минпросвещения России № СК-228/03 и Рособрнадзора № 01.169/08-01 от 06.08.2021). Учебный курс изучается в 7–9 классах, рассчитан на 1 час в неделю, в том числе на контрольные работы 9 часов. Итоговый контроль проводится в форме контрольной работы. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА "ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА" В эпоху цифровой трансформации всех сфер человеческой деятельности невозможно стать образованным современным человеком без базовой математической подготовки. Уже в школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а после школы реальной необходимостью становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. Это обусловлено тем, что в наши дни растёт число профессий, связанных с непосредственным применением математики: и в сфере экономики, и в бизнесе, и в технологических областях, и даже в гуманитарных сферах. Таким образом, круг школьников, для которых математика может стать значимым предметом, расширяется. Практическая полезность математики обусловлена тем, что её предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и прикладных идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять расчёты и составлять алгоритмы, находить и применять формулы, владеть практическими приёмами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, жить в условиях неопределённости и понимать вероятностный характер случайных событий. Одновременно с расширением сфер применения математики в современном обществе всё более важным становится математический стиль мышления, проявляющийся в определённых умственных навыках. В процессе изучения математики в арсенал приёмов и методов мышления человека естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений, правила их конструирования раскрывают механизм логических построений, способствуют выработке умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике и в формировании алгоритмической компоненты мышления и воспитании умений действовать по заданным алгоритмам, совершенствовать известные и конструировать новые. В процессе решения задач – основой учебной деятельности на уроках математики - развиваются также творческая и прикладная стороны мышления. Обучение математике даёт возможность развивать у обучающихся точную, рациональную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые, символические, графические средства для выражения суждений и наглядного их представления. Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методах математики, их отличий от методов других естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Таким образом, математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Изучение математики также способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА В современном цифровом мире вероятность и статистика приобретают всё большую значимость, как с точки зрения практических приложений, так и их роли в образовании, необходимом каждому человеку. Возрастает число профессий, при овладении которыми требуется хорошая базовая подготовка в области вероятности и статистики, такая подготовка важна для продолжения образования и для успешной профессиональной карьеры. Каждый человек постоянно принимает решения на основе имеющихся у него данных. А для обоснованного принятия решения в условиях недостатка или избытка информации необходимо в том числе хорошо сформированное вероятностное и статистическое мышление. Именно поэтому остро встала необходимость сформировать у обучающихся функциональную грамотность, включающую в себя в качестве неотъемлемой составляющей умение воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных процессов и зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Знакомство с основными принципами сбора, анализа и представления данных из различных сфер жизни общества и государства приобщает обучающихся к общественным интересам. Изучение основ комбинаторики развивает навыки организации перебора и подсчёта числа вариантов, в том числе, в прикладных задачах. Знакомство с основами теории графов создаёт математический фундамент для формирования компетенций в области информатики и цифровых технологий. Помимо этого, при изучении статистики и вероятности обогащаются представления учащихся о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления. В соответствии с данными целями в структуре программы учебного курса «Вероятность и статистика» основной школы выделены следующие содержательно-методические линии: «Представление данных и описательная статистика»; «Вероятность»; «Элементы комбинаторики»; «Введение в теорию графов». Содержание линии «Представление данных и описательная статистика» служит основой для формирования навыков работы с информацией: от чтения и интерпретации информации, представленной в таблицах, на диаграммах и графиках до сбора, представления и анализа данных с использованием статистических характеристик средних и рассеивания. Работая с данными, обучающиеся учатся считывать и интерпретировать данные, выдвигать, аргументировать и критиковать простейшие гипотезы, размышлять 4 над факторами, вызывающими изменчивость, и оценивать их влияние на рассматриваемые величины и процессы. Интуитивное представление о случайной изменчивости, исследование закономерностей и тенденций становится мотивирующей основой для изучения теории вероятностей. Большое значение здесь имеют практические задания, в частности опыты с классическими вероятностными моделями. Понятие вероятности вводится как мера правдоподобия случайного события. При изучении курса обучающиеся знакомятся с простейшими методами вычисления вероятностей в случайных экспериментах с равновозможными элементарными исходами, вероятностными законами позволяющими ставить и решать более сложные задачи. В курс входят начальные представления о случайных величинах и их числовых характеристиках. Также в рамках этого курса осуществляется знакомство обучающихся с множествами и основными операциями над множествами, рассматриваются примеры применения для решения задач, а также использования в других математических курсах и учебных предметах. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В 7–9 классах изучается учебный курс «Вероятность и статистика», в который входят разделы: «Представление данных и описательная статистика»; «Вероятность»; «Элементы комбинаторики»; «Введение в теорию графов». В учебном плане на изучение данного курса отводится в течение учебного года 1 учебный час в неделю (в 7 классе - 1 учебный час в неделю, в 8 классе – 1 учебный час в неделю, в 9 классе - 1 учебный час в неделю). Всего 34 часа в течение каждого учебного года (102 учебных часа за три года обучения). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА "ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА" 7 КЛАСС Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Заполнение таблиц, чтение и построение диаграмм (столбиковых (столбчатых) и круговых). Чтение графиков реальных процессов. Извлечение информации из диаграмм и таблиц, использование и интерпретация данных. Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана, размах, наибольшее и наименьшее значения набора числовых данных. Примеры случайной изменчивости. Случайный эксперимент (опыт) и случайное событие. Вероятность и частота. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе. Монета и игральная кость в теории вероятностей. Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин. Представление о связности графа. Цепи и циклы. Пути в графах. Обход графа (эйлеров путь). Представление об ориентированном графе. Решение задач с помощью графов. 8 КЛАСС Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Множество, элемент множества, подмножество. Операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение. Свойства операций над множествами: переместительное, сочетательное, распределительное, включения. Использование графического представления множеств для описания реальных процессов и явлений, при решении задач. Измерение рассеивания данных. Дисперсия и стандартное отклонение числовых наборов. Диаграмма рассеивания. Элементарные события случайного опыта. Случайные события. Вероятности событий. Опыты с равновозможными элементарными событиями. Случайный выбор. Связь между маловероятными и практически достоверными событиями в природе, обществе и науке. Дерево. Свойства деревьев: единственность пути, существование висячей вершины, связь между числом вершин и числом рёбер. Правило умножения. Решение задач с помощью графов. Противоположные события. Диаграмма Эйлера. Объединение и пересечение событий. Несовместные события. Формула сложения вероятностей. Условная вероятность. Правило умножения. Независимые события. Представление эксперимента в виде дерева. Решение задач на нахождение вероятностей с помощью дерева случайного эксперимента, диаграмм Эйлера. 9 КЛАСС Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков, интерпретация данных. Чтение и построение таблиц, диаграмм, графиков по реальным данным. Перестановки и факториал. Сочетания и число сочетаний. Треугольник Паскаля. Решение задач с использованием комбинаторики. Геометрическая вероятность. Случайный выбор точки из фигуры на плоскости, из отрезка и из дуги окружности. Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха. Серия испытаний Бернулли. Вероятности событий в серии испытаний Бернулли. Случайная величина и распределение вероятностей. Математическое ожидание и дисперсия. Примеры математического ожидания как теоретического среднего значения величины. Математическое ожидание и дисперсия случайной величины «число успехов в серии испытаний Бернулли». Понятие о законе больших чисел. Измерение вероятностей с помощью частот. Роль и значение закона больших чисел в природе и обществе. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Освоение учебного курса «Вероятность и статистика» должно обеспечивать достижение на уровне основного общего образования следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов: ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы учебного курса «Вероятность и статистика» характеризуются: Патриотическое воспитание: проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах. Гражданское и духовно-нравственное воспитание: готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.); готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного. Трудовое воспитание: установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей. Эстетическое воспитание: способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве. Ценности научного познания: ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладением простейшими навыками исследовательской деятельности. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека. Экологическое воспитание: ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: — готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; — необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; — способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения программы учебного курса «Вероятность и статистика» характеризуются овладением универсальными познавательными действиями, универсальными коммуникативными действиями и универсальными регулятивными действиями. 1) Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией). Базовые логические действия: — выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями; формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; — воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие; условные; — выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; — делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; — разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; обосновывать собственные рассуждения; — выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: — использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение; — проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой; — самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений; — прогнозировать возможное развитие процесса, а также вы- двигать предположения о его развитии в новых условиях. Работа с информацией: — выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи; — выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; — выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; — оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно. 2) Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальных навыков обучающихся. Общение: — воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат; — в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения; — представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории. Сотрудничество: — понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач; — принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать мнения нескольких людей; — участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.); — выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды; — оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия. 3) Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых установок и жизненных навыков личности. Самоорганизация: самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации. Самоконтроль: — владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи; — предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей; — оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты освоения курса «Вероятность и статистика» характеризуются следующими умениями. 7 КЛАСС Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах. Представлять данные в виде таблиц, строить диаграммы (столбиковые (столбчатые) и круговые) по массивам значений. Описывать и интерпретировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках. Использовать для описания данных статистические характеристики: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах. Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен, физических величин, антропометрических данных; иметь представление о статистической устойчивости. 8 КЛАСС Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков; представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков. Описывать данные с помощью статистических показателей: средних значений и мер рассеивания (размах, дисперсия и стандартное отклонение). Находить частоты числовых значений и частоты событий, в том числе по результатам измерений и наблюдений. Находить вероятности случайных событий в опытах, зная вероятности элементарных событий, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями. Использовать графические модели: дерево случайного эксперимента, диаграммы Эйлера, числовая прямая. Оперировать понятиями: множество, подмножество; выполнять операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение; перечислять элементы множеств; применять свойства множеств. Использовать графическое представление множеств и связей между ними для описания процессов и явлений, в том числе при решении задач из других учебных предметов и курсов. 9 КЛАСС Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в различных источниках в виде таблиц, диаграмм, графиков; представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков. Решать задачи организованным перебором вариантов, а также с использованием комбинаторных правил и методов. Использовать описательные характеристики для массивов числовых данных, в том числе средние значения и меры рассеивания. Находить частоты значений и частоты события, в том числе пользуясь результатами проведённых измерений и наблюдений. Находить вероятности случайных событий в изученных опытах, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями, в сериях испытаний до первого успеха, в сериях испытаний Бернулли. Иметь представление о случайной величине и о распределении вероятностей. Иметь представление о законе больших чисел как о проявлении закономерности в случайной изменчивости и о роли закона больших чисел в природе и обществе. Тематическое планирование по учебному курсу «Вероятность и статистика» в 7 классе 1 час в неделю, всего 34 часа за учебный год № урок а Тема урока Количество часов всег КР ПР/ЛР/ о РР Раздел 1. Представление данных 1.1 Представление 1 данных в таблицах, графиках. 1.2 Практические вычисления по табличным данным. 1 1.3 Извлечение и интерпретация табличных данных. Чтение графиков реальных процессов. 1 1.4 Практическая «Таблицы». работа 1 1.5 Графическое представление данных в виде круговых, столбиковых (столбчатых) диаграмм. Чтение и построение диаграмм. Примеры демографических диаграмм. 1 1.6 1 1 Виды деятельности Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении. Овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.ru https://urok.1c.ru Деятельность учителя по реализации программы воспитания Стимулирование обучающихся интеллектуальной деятельности. интереса к http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.ru https://urok.1c.ru http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.ru https://urok.1c.ru Формирование ценностного отношения к достижениям России http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.ru https://urok.1c.ru http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.ru https://urok.1c.ru Стимулирование интереса обучающихся к интеллектуальной деятельности. http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.ru https://urok.1c.ru Формирование интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого Формирование понимания роли различных социальных институтов в жизни человека Стимулирование интереса обучающихся к интеллектуальной деятельности. 1.7 Практическая работа «Диаграммы». 1 1 ИТОГО по разделу 7 Раздел 2. Описательная статистика 2 2.1 Числовые наборы. 1 2.2 Среднее арифметическое. 1 2.3 Медиана набора. 1 2.4 Устойчивость медианы. 2 2.5 Практическая работа «Средние значения». 1 числового 1 1 http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.ru https://urok.1c.ru Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении. Овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.ru http://schoolcollection.edu.ru https://www.yaklass.ru/p/al gebra/9-klass/elementykombinatoriki-statistiki-iteorii-veroiatnostei10205/elementy-statistikimetody-obrabotkiinformatcii-10215 https://uchebnik.mos.ru http://schoolcollection.edu.ru https://www.yaklass.ru/p/al gebra/9-klass/elementykombinatoriki-statistiki-iteorii-veroiatnostei10205/elementy-statistikimetody-obrabotkiinformatcii-10215 https://uchebnik.mos.ru https://urok.1c.ru http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.ru https://urok.1c.ru http://schoolcollection.edu.ru предметного знания Формирование готовности к разнообразной совместной деятельности, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи Стимулирование интереса обучающихся к интеллектуальной деятельности Формирование навыка рефлексии, признания своего права на ошибку и такого же права другого человека Формирование навыка рефлексии, признания своего права на ошибку и такого же права другого человека Создание условий для развития и реализации интереса обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и самообразованию Формирование готовности к разнообразной совместной https://uchebnik.mos.ru https://urok.1c.ru 2.6 2.7 Наибольшее и наименьшее значения числового набора. Размах. 1 1 1 ИТОГО по разделу 8 1 http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.ru https://urok.1c.ru http://schoolcollection.edu.ru https://www.yaklass.ru/p/al gebra/9-klass/elementykombinatoriki-statistiki-iteorii-veroiatnostei10205/elementy-statistikimetody-obrabotkiinformatcii-10215 https://uchebnik.mos.ru https://urok.1c.ru деятельности, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи Стимулирование интереса обучающихся к интеллектуальной деятельности Создание условий для формирования позитивной самооценки 2 Раздел 3. Случайная изменчивость 3.1 Случайная изменчивость (примеры). 1 3.2 Частота значений в массиве данных. 1 3.3 Группировка. 1 Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении Овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия Овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.ru https://urok.1c.ru http://schoolcollection.edu.ru https://www.yaklass.ru/p/al gebra/9-klass/elementykombinatoriki-statistiki-iteorii-veroiatnostei10205/otnositelnaiachastota-i-statisticheskaiaveroiatnost-sobytiia-12692 https://uchebnik.mos.ru https://urok.1c.ru http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.ru https://urok.1c.ru Стимулирование интереса обучающихся к интеллектуальной деятельности Формирование навыка рефлексии, признания своего права на ошибку и такого же права другого человека 3.4 Гистограммы. 2 3.5 Практическая работа «Случайная изменчивость». 1 1 ИТОГО по разделу 6 1 http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.ru https://urok.1c.ru http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.ru https://urok.1c.ru Формирование позитивной самооценки Создание условий для осознания важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности Раздел 4. Введение в теорию графов 4.1 Граф. Вершина. Ребро. Представление задач с помощью графа. Степень (валентность) вершины. 1 4.2 Число ребер и суммарная степень вершин. Цепь и цикл. 1 4.3 Путь в графе. Представление о связности графа 1 1 Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении Овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия Овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.ru https://reshator.com/sprav/ algebra/7-klass/reshenieprostyh-kombinatornyhzadach-s-pomoshchyugrafov/?ysclid=l4lggrwcxg 944674665 https://foxford.ru/wiki/mat ematika/grafy http://schoolcollection.edu.ru https://reshator.com/sprav/ algebra/7-klass/reshenieprostyh-kombinatornyhzadach-s-pomoshchyugrafov/?ysclid=l4lggrwcxg 944674665 https://foxford.ru/wiki/mat ematika/grafy https://uchebnik.mos.ru https://urok.1c.ru http://schoolcollection.edu.ru https://reshator.com/sprav/ algebra/7-klass/reshenieprostyh-kombinatornyhzadach-s-pomoshchyu- Стимулирование интереса обучающихся к интеллектуальной деятельности Формирование навыка рефлексии, признания своего права на ошибку и такого же права другого человека Создание условий для развития и реализации интереса обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и самообразованию 4.4 Обход графа (эйлеров путь). Представление об ориентированных графах. 1 1 ИТОГО по разделу 4 1 grafov/?ysclid=l4lggrwcxg 944674665 https://foxford.ru/wiki/mat ematika/grafy https://uchebnik.mos.ru http://schoolcollection.edu.ru https://foxford.ru/wiki/mate matika/grafy https://reshator.com/sprav/ algebra/7-klass/reshenieprostyh-kombinatornyhzadach-s-pomoshchyugrafov/?ysclid=l4lggrwcxg 944674665 https://uchebnik.mos.ru Формирование уважения к труду и результатам трудовой деятельности 1 Раздел 5. Вероятность и частота случайного события 5.1 Случайный опыт и случайное событие. Вероятность и частота события. 1 5.2 Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе. Монета и игральная кость в теории вероятностей. Практическая работа «Частота выпадения орла». ИТОГО по разделу 1 5.3 5.4 Раздел 6. Обобщение и контроль 1 1 1 4 1 Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении Овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия Овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира http://schoolcollection.edu.ru https://resh.edu.ru/subject/l esson/2571/start/ https://uchi.ru/catalog/math /9-klass/lesson-51136 https://uchebnik.mos.ru http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.ru Стимулирование интереса обучающихся к интеллектуальной деятельности Создание условий для развития и реализации интереса обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и самообразованию http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.ru Стимулирование интереса обучающихся к интеллектуальной деятельности http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.ru Стимулирование интереса обучающихся к интеллектуальной деятельности 6.1 Представление данных. 1 6.2 Описательная статистика. 2 6.3 Вероятность случайного события. 1 6.4 Итоговая контрольная работа. 1 1 ИТОГО по разделу Общее количество часов по программе 5 34 3 Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении Овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия Овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира 7 http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.ru http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.ru http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.ru http://schoolcollection.edu.ru Информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности Формирование интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания Стимулирование интереса обучающихся к интеллектуальной деятельности Создание условий для осознания важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; формирование установки на активное участие в решении практических задач Тематическое планирование по учебному курсу «Вероятность и статистика» в 8 классе 1 час в неделю, всего 34 часа за учебный год Количество часов Все К ПР / го Р ЛР / РР Те ма № ур урока ок а Раздел 1. Повторение курса 7 класса 1.1 Представление данных. 1 Описательная статистика. 1.2 Случайная изменчивость. 1 Средние числового набора. 1.3 Случайные события. Вероятности и частоты. 1 1.4 Классические модели теории вероятностей: монета и игральная кость. 1 1 Виды деятельности Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении Овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия Овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира ИТОГО по разделу 4 1 Раздел 2. Описательная статистика. Рассеивание данных 2.1 Отклонения. 1 Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении Овладение основными навыками Электронные (цифровые) образовательн ые ресурсы Деятельность учителя по реализации программы воспитания http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.r u http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.r u http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.r u http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.r u Стимулирование интереса обучающихся к интеллектуальной деятельности. http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.ru Создание условий для осознания важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; формирование установки на активное участие в решении 2.2 Дисперсия числового набора. 2.3 Стандартное отклонение 1 числового набора. 2.4 Диаграммы рассеивания. 1 ИТОГО по разделу Раздел 3. Множества 3.1 Множество, подмножество. 3.2 1 4 1 1 Операции над множествами: объединение, пересечение,дополнение. 1 исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия Овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира практических задач http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.ru http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.r u http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.r u Формирование навыка рефлексии, признания своего права на ошибку и такого же права другого человека Стимулирование интереса обучающихся к интеллектуальной деятельности. Формирование интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания 1 Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении Овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия Овладение языковой и читательской культурой как http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.ru http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.ru Создание условий для осознания важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; формирование установки на активное участие в решении практических задач Создание условий для осознания важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; формирование установки на активное участие в решении практических задач 3.3 3.4 Свойства средством познания мира 1 операц ий над множествами: переместительное, сочетательное, распределительное, включения. Графическое 1 представление множеств. ИТОГО по разделу 4 Раздел 4. Вероятность случайного события 4.1 Элементарные события. 1 4.2 Случайные события. 1 45.3 Благоприятствующие элементарные события. 1 4.4 Вероятности событий. 1 1 http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.ru Формирование навыка рефлексии, признания своего права на ошибку и такого же права другого человека http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.r u Формирование готовности к разнообразной совместной деятельности, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.r u http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.r u Стимулирование интереса обучающихся к интеллектуальной деятельности. 1 Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении Овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия Овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.r u http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.r u Создание условий для осознания важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; формирование установки на активное участие в решении практических задач Стимулирование интереса обучающихся к интеллектуальной деятельности. Формирование навыка рефлексии, признания своего права на ошибку и такого же права другого человека Опыты с 1 равновозможными элементарными событиями. Случайный выбор. Практическая работа 4.6 1 «Опыты с равновозможными элементарными событиями». ИТОГО по разделу 6 Раздел 5. Введение в теорию графов 5.1 Дерево. 1 http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.r u Стимулирование интереса обучающихся к интеллектуальной деятельности. http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.r u Формирование готовности к разнообразной совместной деятельности, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении Овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия Овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.r u Стимулирование интереса обучающихся к интеллектуальной деятельности. Формирование готовности к разнообразной совместной деятельности, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.r u Формирование навыка рефлексии, признания своего права на ошибку и такого же права другого человека Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.ru Стимулирование интереса обучающихся к интеллектуальной деятельности. 4.5 5.2 5.3 Свойства дерева: единственность пути, существованиевисячей вершины, связь между числом вершин и числом рёбер. Правило умножения. 1 1 2 1 ИТОГО по разделу 4 Раздел 6. Случайные события (8 часов) 6.1 Противоположное 1 событие. Диаграмма Эйлера. 1 http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.ru 1 взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении Овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия Овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира 6.2 Объединение и пересечение событий. 6.3 Несовместные события. 1 6.4 Формула сложения вероятностей. 1 1 http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.r u 6.5 Правило умножения вероятностей. 1 1 http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.ru 6.6 Условная вероятность. 1 1 6.7 Независимые события. 1 http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.r u http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.r u 6.8 Представление 1 случайного эксперимента в виде дерева. 1 ИТОГО по разделу 1 1 8 http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.ru http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.r u http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.r u 3 Формирование навыка рефлексии, признания своего права на ошибку и такого же права другого человека Создание условий для осознания важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; формирование установки на активное участие в решении практических задач Формирование готовности к разнообразной совместной деятельности, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи Формирование навыка рефлексии, признания своего права на ошибку и такого же права другого человека Формирование навыка рефлексии, признания своего права на ошибку и такого же права другого человека Формирование готовности к разнообразной совместной деятельности, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи Стимулирование интереса обучающихся к интеллектуальной деятельности. Раздел 7. Обобщение и контроль 7.1 Представление данных. 1 Описательная статистика. 7.2 Графы. 7.3 Вероятность случайного 1 события. Элементы комбинаторики. 7.4 Итоговая контрольная работа. Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении Овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия Овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира 1 1 ИТОГО по разделу 4 Общее количество часов 34 по программе 1 1 3 7 http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.r u http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.r u http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.r u Формирование готовности к разнообразной совместной деятельности, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи Стимулирование интереса обучающихся к интеллектуальной деятельности. Формирование навыка рефлексии, признания своего права на ошибку и такого же права другого человека Создание условий для осознания важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; формирование установки на активное участие в решении практических задач Тематическое планирование по учебному курсу «Вероятность и статистика» в 9 классе 1 час в неделю, всего 34 часа за учебный год Количество часов Все КР го № Тема урока урока ПР / ЛР / РР Раздел 1. Повторение курса 8 класса 1.1 Представление данных. 1 1.2 Описательная статистика. 1 1.3 Операции над событиями. 1 1.4 Независимость событий. 1 1 ИТОГО по разделу 4 Раздел 2. Элементы комбинаторики 2.1 Комбинаторное правило 1 умножения. Перестановки. 1 Виды деятельности Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении Овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия Овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.ru Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном http://school-collection.edu.ru https://uchebnik.mos.ru http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.ru http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.ru http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.ru Деятельность учителя по реализации программы воспитания Стимулирование интереса обучающихся к интеллектуальной деятельности. Стимулирование интереса обучающихся к интеллектуальной деятельности. Стимулирование интереса обучающихся к интеллектуальной деятельности. Формирование навыка рефлексии, признания своего права на ошибку и такого же права другого человека Формирование готовности к разнообразной совместной деятельности, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи 2.2 Факториал. 1 2.3 Сочетания и число сочетаний. Треугольник Паскаля. 1 2.4 Практическая работа 1 «Вычисление вероятностей с использованием комбинаторных функций электронныхтаблиц». ИТОГО по разделу 4 Раздел 3. Геометрическая вероятность .1 Геометрическая 2 вероятность. 3.2 Случайный выбор точки из 2 фигуры на плоскости, из отрезка, из дуги окружности. ИТОГО по разделу 4 1 1 самоуправлении Овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия Овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира http://school-collection.edu.ru https://uchebnik.mos.ru Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении Овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия Овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.ru http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.ru http://school-collection.edu.ru https://uchebnik.mos.ru Стимулирование интереса обучающихся к интеллектуальной деятельности. Стимулирование интереса обучающихся к интеллектуальной деятельности. Формирование навыка рефлексии, признания своего права на ошибку и такого же права другого человека 2 http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.ru Стимулирование интереса обучающихся к интеллектуальной деятельности. Формирование навыка рефлексии, признания своего права на ошибку и такого же права другого человека Раздел 4. Испытания Бернулли 4.1 Испытание. 4.2 Успех и неудача. Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении Овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия Овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира 1 1 4.3 Серия испытаний до первого 1 успеха. 4.4 Испытания Бернулли. 1 4.5 Вероятности событий в 1 серии испытаний Бернулли. 4.6 Практическая работа «Испытания Бернулли». 1 ИТОГО по разделу Раздел 5. Случайная величина 5.1 Случайная величина и распределение вероятностей. 6 1 1 1 1 http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.ru http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.ru http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.ru http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.ru http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.ru http://school-collection.edu.ru https://uchebnik.mos.ru Стимулирование интереса обучающихся к интеллектуальной деятельности. Стимулирование интереса обучающихся к интеллектуальной деятельности. Стимулирование интереса обучающихся к интеллектуальной деятельности. Формирование готовности к разнообразной совместной деятельности, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи Формирование навыка рефлексии, признания своего права на ошибку и такого же права другого человека Формирование готовности к разнообразной совместной деятельности, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи 1 Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.ru Формирование готовности к разнообразной совместной 5.2 Математическое ожидание 1 и дисперсия случайной величины. 5.3 Примеры математического ожидания как теоретического среднего значения величины. 1 5.4 Понятие о законе больших чисел. 1 5.5 Измерение вероятностей с помощью частот. 1 5.6 Применение закона больших 1 чисел. 1 взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении Овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия Овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.ru http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.ru http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.ru http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.ru 1 http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.ru деятельности, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи Стимулирование интереса обучающихся к интеллектуальной деятельности. Формирование навыка рефлексии, признания своего права на ошибку и такого же права другого человека Создание условий для осознания важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; формирование установки на активное участие в решении практических задач Стимулирование интереса обучающихся к интеллектуальной деятельности. Создание условий для осознания важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; формирование установки на активное участие в решении практических задач ИТОГО по разделу Раздел 6. Обобщение и контроль 6.1 Представление данных. 6 6.2 Описательная статистика. 2 6.3 Вероятность случайного события. 2 6.4 Элементы комбинаторики. 2 http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.ru 6.5 Случайные величины и распределения. 1 http://school-collection.edu.ru https://uchebnik.mos.ru 1 1 2 1 Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении Овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия Овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.ru http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.ru http://schoolcollection.edu.ru https://uchebnik.mos.ru Создание условий для осознания важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; формирование установки на активное участие в решении практических задач Стимулирование интереса обучающихся к интеллектуальной деятельности. Формирование навыка рефлексии, признания своего права на ошибку и такого же права другого человека Формирование готовности к разнообразной совместной деятельности, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи Формирование навыка рефлексии, признания своего 6.6 Итоговая контрольная работа. ИТОГО по разделу Общее количество часов по программе 1 1 10 34 права на ошибку и такого же права другого человека Создание условий для осознания важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; формирование установки на активное участие в решении практических задач 1 3 6