Проектная деятельность на уроках музыки в общеобразовательной школе. Метод проектов относится к группе методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, принадлежит к виду проблемного обучения. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы. Метод проектов ориентирован на исследовательскую деятельность учащихся. Его применение предполагает: Конструктивное влияние на социализацию личности. Развитие самостоятельности в принятии решений. Критический анализ информации, полученный при изучении научной, искусствоведческой, публицистической, художественной литературы. Участвуя в проектной деятельности, учащиеся показывают: Владение основными исследовательскими методами. Компьютерную грамотность. Умение работать с аудио, видео, мультимедийной техникой. Умение применять знания для решения познавательных задач. Проектная деятельность на уроках музыки позволяет: Систематизировать и углубить полученные учащимися знания. Обогатить художественные интересы учащихся за счёт самостоятельного поиска новой информации. Расширить опыт музыкально – творческой деятельности. Научить школьников применять интернет – ресурсы, музыкальные словари для музыкального самообразования. Проекты бывают разные по своей сложности. Обычно тема проекта относится к какому-либо вопросу, актуальному для практической жизни, и, требующему знаний не по одному предмету, а сразу из нескольких областей. Поэтому учителю, планирующему такую работу, нужно знать типы проектов по музыке. 1. Информационные проекты - направлены на добывание информации, её анализ и обобщение. 2. Исследовательские - предполагают аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, выдвижение гипотезы решения обозначенной проблемы с последующей её проверкой. Обсуждение полученных результатов. 3. Творческие - подразумевают разработку и представление творческого продукта. 4. Ролевые, игровые - участники таких проектов принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Название Тематическое планирование проектной деятельности 5 класс Тема на выбор Цель Продукт раздела 1. Виды театров. В музыкальном 2. Театральное закулисье. 3. В мастерской бутафора. театре. 4. В художественной мастерской. 5. С чего начинается театр. 6. История создания первого театра в России. 7. Путешествуем по театру! 8. Театральные профессии. 9. Я актер. 10.Его величество театр. - обогатить художественные интересы учащихся за счёт самостоятельного поиска новой информации. -расширить опыт музыкально – творческой деятельности. -альбом; -презентация; -коллаж; -музыкально-театральная постановка; -маршрутный лист; -продукт творческой деятельности (поделка, рисунок, маска, костюм). Предметные результаты Работа над проектом поможет ребенку научиться формировать правильную модель поведения в современном мире, познакомит его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Ребенок получит возможность научиться извлекать информацию из различных источников, а также применять полученные знания в реальной жизни. Жизненный и творческий путь любимого композитора. (русские композиторы сказочники.) Название 1.П.И Чайковский. 2.Н.А. РимскийКорсаков. 3.М.И. Глинка. -повысить качество воспитания, обучения и развития ребенка через создание условий для приобщения к ценностям Отечественного музыкального наследия. -альбом; -презентация (фонохрестоматия музыкального материалавидеофильм (подборка документальных, художественных фильмов по выбранной теме) -коллаж; -музыкально-театральная постановка; -маршрутный лист; -продукт творческой деятельности. Тематическое планирование проектной деятельности 6 класс Тема на выбор Цель Продукт Работа над проектом поможет ребенку научиться определять роль композитора в культурном наследии России, познакомит его с традициями создания музыкальных шедевров на основе литературных произведений. Ребенок получит возможность научиться извлекать информацию из различных источников, а также применять полученные знания в реальной жизни. Предметные результаты раздела Музыкальнотеатральные жанры. 1.Виды спектаклей. 2.Его величество балет! 3.Опера и оперетта. 4.История создания мюзикла. 5.История одного балета! 6.Волшебный мир театра. 7.Самый знаменитый балет! 8. Оркестр и театр! 9.Жанры театральной музыки. 10.Главный геройсимфонический оркестр. - обогатить художественные интересы учащихся за счёт самостоятельного поиска новой информации. -расширить опыт музыкально – творческой деятельности. -альбом; -презентация; -коллаж; -музыкально-театральная постановка; -маршрутный лист; -продукт творческой деятельности (поделка, рисунок, маска, костюм). Работа над проектом поможет ребенку научиться формировать правильную модель поведения в современном мире, познакомит его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Ребенок получит возможность научиться извлекать информацию из различных источников, а также применять полученные знания в реальной жизни. Жизненный и творческий путь любимого композитора. (зарубежные композиторы) 1.И.Бах 2.Л.Бетховен. 3.В. Моцарт. 4.Ф. Шопен. 5.Ф.Шуберт 6.Ф Лист -повысить качество воспитания, обучения и развития ребенка через создание условий для приобщения к ценностям Отечественного музыкального наследия. -альбом; -презентация (фонохрестоматия музыкального материалавидеофильм (подборка документальных, художественных фильмов по выбранной теме) -коллаж; -музыкально-театральная постановка; -маршрутный лист; -продукт творческой деятельности. Работа над проектом поможет ребенку научиться определять роль композитора в культурном наследии России, познакомит его с традициями создания музыкальных шедевров на основе литературных произведений. Ребенок получит возможность научиться извлекать информацию из различных источников, а также применять полученные знания в реальной жизни. Название Тематическое планирование проектной деятельности 7 класс Тема на выбор Цель Продукт раздела 1.Острый ритм – джаза звуки. Классика и современность. 2.По следам одного шедевра. 3.Почему сказки о силе музыки есть у многих народов мира? 4.Поэзия и музыка. 5.Профессии, связанные с музыкой. 6.Разнообразие жанров народной музыки России. 7.Ритм, темп в музыке и в других видах искусства. 8.Российские музыкальные коллективы и исполнители. 9.Слияние музыки двух столетий – рождение нового шедевра. 10.Современна ли музыка Баха? 11.Есть ли у симфонии будущее? 12.Женские образы в музыкальном искусстве. - обогатить художественные интересы учащихся за счёт самостоятельного поиска новой информации. -расширить опыт музыкально – творческой деятельности. -повысить качество воспитания, обучения и развития ребенка через создание условий для приобщения к ценностям Отечественного музыкального наследия. -альбом; -презентация; -коллаж; -музыкально-театральная постановка; -маршрутный лист; -продукт творческой деятельности: (поделка, рисунок, маска, костюм). Предметные результаты Работа над проектом поможет ребенку научиться -формировать правильную модель поведения в современном мире; -определять роль композитора в культурном наследии России и мира; -познакомит его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, а так же с традициями создания музыкальных шедевров на основе литературных произведений. Ребенок получит возможность научиться извлекать информацию из различных источников, а также применять полученные знания в реальной жизни. Название Тематическое планирование проектной деятельности 8 класс Тема на выбор Цель Продукт раздела Пусть музыка звучит! 1.Современная популярная музыка: любимые исполнители. 2.Музыка и религия: обретение вечного. 3.Музыка мира: диалог культур. 4.Народные праздники в нашем городе. 5.Музыка из любимых кинофильмов. 6. Культурные центры нашего города 7.Песни, которые пели бабушки и дедушки. 8. Музыкальные традиции моей семьи. 9.Музыкальные завещания потомкам. 10.Неизвестный Свиридов. 11.В концертном зале. В гостях у композитора. 12.Великие мюзиклы мира. 13.Портреты великих исполнителей. 14.Классика в нашей жизни. 15. Музыка и я. - обогатить художественные интересы учащихся за счёт самостоятельного поиска новой информации. -расширить опыт музыкально – творческой деятельности. -альбом; -презентация; -коллаж; -музыкально-театральная постановка; -маршрутный лист; -продукт творческой деятельности. Предметные результаты Работа над проектом поможет ребенку научиться формировать правильную модель поведения в современном мире, познакомит его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Ребенок получит возможность научиться извлекать информацию из различных источников, а также применять полученные знания в реальной жизни. Жизненный и творческий путь любимого композитора. (Русские, советские, зарубежные композиторы) На выбор. -повысить качество воспитания, обучения и развития ребенка через создание условий для приобщения к ценностям Отечественного музыкального наследия. -альбом; -презентация (фонохрестоматия музыкального материалавидеофильм (подборка документальных, художественных фильмов по выбранной теме) -коллаж; -музыкально-театральная постановка; -маршрутный лист; -продукт творческой деятельности. Работа над проектом поможет ребенку научиться определять роль композитора в культурном наследии России, познакомит его с традициями создания музыкальных шедевров на основе литературных произведений. Ребенок получит возможность научиться извлекать информацию из различных источников, а также применять полученные знания в реальной жизни. № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Критерии, показатели/ФИ ученика Соответствие назначению, возможная сфера использования Соответствие формы и содержания, учет принципов гармонии, целостности, соразмерности и т.д. Своеобразие, необычность Последовательность и логичность Материал изложен в доступной форме Раскрыты все аспекты темы, имеются рассуждения и выводы Культура речи и её эмоциональная окрашенность Всего баллов: ФИ ученика Оценивание успеваемости по предмету «Музыка» осуществляется в виде анализа каждой творческой работы по составленным критериям. Предлагается оценить каждую из позиций по следующей шкале: 1. Достигнуто в высокой степени 2. Достигнуто частично 3. Достигнуто в малой степени 4. Не достигнуто 3 балла 2 балла 1 баллов 0 баллов Перевод баллов в отметку (показатель уровня): «5» - 18-21 баллов «4» - 14-17 баллов «3» - 7-13 баллов «2» - 0-6 баллов