ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена в соответствии с: Федеральной образовательной программой основного общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения РФ от 18.05.2023 № 370; Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (в действующей редакции); Основной образовательной программой основного общего образования МАОУ СОШ №25 города Тюмени, утвержденной приказом директора от 19.05.2020 № 108а-ОД; Концепцией преподавания предмета «Второй иностранный язык. Немецкий язык» в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 24.12.2013 года № 2506-р. Для реализации программы используется учебник «Горизонты» 5-9 классы под редакцией М.М. Аверина, Е.Ю. Гуцалюк, Е.Р. Харченко. Общая характеристика учебного предмета Учебный предмет изучается в 9 классе, рассчитан на 2 часа в неделю, общее количество часов в год 68, в том числе на контрольные работы 6 часов, что не превышает 10% от всего объема учебного времени (письмо Минпросвещения России № СК-228/03 и Рособрнадзора № 01.169/08-01 от 06.08.2021). Содержание учебного предмета 9 класс (68 часов) Предметное содержание речи 1. Выбор профессии. Мир профессий. Проблема выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее. 2. Окружающий мир. Природа: растения и животные. Погода. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Жизнь в городе/ в сельской местности. 3. Свободное время. Досуг и увлечения (музыка, чтение; посещение театра, кинотеатра, музея, выставки). Виды отдыха. Поход по магазинам. Молодежная мода. 4. Здоровый образ жизни. Режим труда и отдыха, занятия спортом, здоровое питание, отказ от вредных привычек. 5. Мои друзья. Внешность и черты характера. Межличностные взаимоотношения с друзьями и в школе. 6. Спорт. Виды спорта. Спортивные игры. Спортивные соревнования. 7. Школа. Школьная жизнь. Изучаемые предметы и отношения к ним. 8. Немецкоязычные страны и Россия. Страны, столицы, крупные города. Государственные символы. Географическое положение. Климат. Население. Достопримечательности. Культурные особенности: национальные праздники, памятные даты, исторические события, традиции и обычаи. Выдающиеся люди и их вклад в науку и мировую культуру. Коммуникативные умения Говорение Диалогическая речь Развитие умений диалогической речи в рамках изучаемого предметного содержания речи: умений вести диалоги разного характера: этикетный диалог в ситуации бытового общения (о погоде, о здоровье), диалог-расспрос (о будущем и о выборе профессии, об интересах и увлечениях), диалог-обмен мнениями (об экологических проблемах, об отношении к спорту и красоте, о техническом прогрессе и о новых технологиях в обучении), комбинированный диалог (покупка одежды, запись на прием и посещение-врача). Объем диалога не менее 4-5 реплик со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога – до 2,5-3 минут. Говорение (монологическая речь) Развитие умений строить связные высказывания о планах на будущее и о профессиях, о красоте и здоровье, о еде, о своем месте жительства, о свободном времени и занятиях спортом, о своем участии в политической жизни, об экологических проблемах и их решении, о техническом прогрессе, об истории России и Германии с использованием основных коммуникативных типов речи (повествование, описание, рассуждение), с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией за и против с опорой и без опоры на зрительную наглядность, прочитанный/прослушанный текст и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы). Объем монологического высказывания от 10-12 фраз. Продолжительность монологического высказывания – 1,5-2 минуты. Аудирование Восприятие на слух и понимание несложных аутентичных аудиотекстов, содержащих наряду с изученными и некоторое количество незнакомых языковых явлений, с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием) в зависимости от решаемой коммуникативной задачи. Развитие умения определять основную тему и главные факты/события в воспринимаемом на слух тексте, а также умения выделить значимую информацию в одном или нескольких несложных аутентичных коротких текстах. Жанры текстов: прагматические, информационные, научно-популярные. Типы текстов: высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, сообщение, беседа, интервью, радиопередача, песня. Время звучания текстов для аудирования – до 1,5–2 минут. Чтение Чтение и понимание текстов с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание: с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации, с полным пониманием. Жанры текстов: публицистические, художественные, прагматические, научно-популярные. Типы текстов: статья, интервью, электронное письмо, блог, проспект, рассказ и др. в том числе нелинейные тексты. Чтение с пониманием основного содержания осуществляется на несложных аутентичных текстах в рамках предметного содержания, обозначенного в программе. Тексты могут содержать некоторое количество неизученных языковых явлений. Объем текстов для чтения – до 700 слов. Чтение с выборочным пониманием нужной /интересующей /запрашиваемой информации осуществляется на несложных аутентичных текстах, содержащих некоторое количество незнакомых языковых явлений. Объем текста для чтения – около 350 слов. Чтение с полным пониманием осуществляется на несложных аутентичных текстах, построенных на изученном языковом материале. Объем текста для чтения – около 500 слов. Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря. Письменная речь Развитие умений письменной речи: писать открытку с места отдыха (объемом 30 слов, включая адрес); составлять план, тезисы устного/письменного сообщения; краткое изложение результатов проектной деятельности. делать выписки из текстов; составлять небольшие письменные высказывания о себе, своем друге/ подруге, о школе (с опорой на образец) в соответствии с коммуникативной задачей. писать личное письмо, в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чем-либо), объем личного письма около 100–120 слов, включая адрес. Языковые средства и навыки оперирования ими Орфография и пунктуация Правильное написание изученных слов; Правильное использование знаков препинания (точки, вопросительного и восклицательного знака) после порядковых числительных, в конце предложения. Фонетическая сторона речи Различение на слух в потоке речи всех звуков немецкого языка и навыки их адекватного произношения (без фонетических ошибок, ведущих к сбою в коммуникации: соблюдение долготы и краткости гласных, твердый приступ, оглушение согласных в конце слога / слова, отсутствие смягчения согласных перед гласными переднего ряда). Правильное произношение слов, заимствованных из других языков (engagieren, Engagement, Make-up, Genie, Recycling, Freeclimbing). Соблюдение правильного ударения в изученных словах, двойное ударение в сложных словах с главным ударением на первом слове, ударение в сложных глаголах, в глаголах с отделяемыми и неотделяемыми приставками. Членение предложений на смысловые группы. Ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений. Лексическая сторона речи Навыки распознавания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих ситуации общения в рамках изученной тематики, оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, характерных для культуры немецкоязычных стран в объеме примерно 1000 единиц: названия частей тела и симптомов болезни, продуктов питания и блюд, помещений и предметов мебели, видов спорта, явлений природы и результатов воздействия человека на природу, профессий, названия предметов одежды, видов отдыха в выходной, средства для ведения дискуссии, аргументация за и против, выражение согласия и несогласия с предложением собеседника (например, в ситуации решения проектной задачи), средства для разрешения конфликтной ситуации. Навыки распознавания и употребления в речи интернационализмов (der Ozean, der Extremsport, allergisch, virtuell и др.) и заимствований из английского языка (das Make-up, der Kick, der Podcast и др.). Основные способы словообразования: аффиксация (суффиксы имен существительных -er, -in, -schaft, -ik, -tät, -tion, -chen, -ung, -keit, -heit, -nis, -mal, -ei, -um, -e от прилагательных (die Stärke), -t от глаголов (die Auskunft); суффиксы имен прилагательных -ig, -isch, -lich, iv, -bar, -ell; префиксы un-, ge-, суффиксы наречий -lich, -ig; суффиксы причастий -end, -t, приставки глаголов ab-, an-, auf-, aus-, vor-, zu-, ein, mit-, nach-); словосложение (Mülltrennung, Einfamilienhaus, innerdeutsch, leidtun, sich wohlfühlen), конверсия (Müll vermeiden – das Müllvermeiden, vergleichen – der Vergleich), субстантивация (das Aufräumen, das Recyceln, das Gleiche). Синонимы, антонимы. Лексическая сочетаемость. Грамматическая сторона речи Навыки распознавания и употребления в речи нераспространенных и распространенных простых предложений, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке. Навыки распознавания и употребления в речи коммуникативных типов предложения: повествовательное, вопросительное (общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), побудительное, восклицательное. Использование прямого и обратного порядка слов. Использование форм утверждения и отрицания в предложении. Навыки распознавания и употребления в речи сложносочиненных предложений с союзом denn. Навыки распознавания и употребления в речи сложноподчиненных предложений с придаточными относительными, а также сложноподчиненных предложений с союзами weil, wenn, dass, damit, nachdem, с относительными местоимениями wo, was, wie. Навыки распознавания и употребления в речи сложноподчиненных предложений, содержащих косвенный вопрос с союзом ob, с вопросительными союзами wer, was, wie, wie lange, wann, wo, wie viel, wie viele, с вопросительными местоименными наречиями wofür, wovor. Навыки распознавания и употребления в речи имен существительных в родительном падеже с предлогом wegen. Навыки распознавания и употребления в речи имен прилагательных в функции определения перед существительными. Навыки распознавания и употребления в речи предлогов времени in, vor; указательных местоимений darauf, daneben, dahinter, Навыки распознавания и употребления в речи личных местоимений в винительном и дательном падеже; относительных davor. местоимений wo, was, wie; указательных местоимений derselbe, dieselbe, dasselbe, dieselben. Навыки распознавания и употребления в речи глагола lassen в настоящем времени и прошедшем времени Perfekt, возвратных глаголов с возвратным местоимением в дательном падеже, глаголов в разговорном прошедшем времени (Perfekt), в простом прошедшем времени (Präteritum), в предпрошедшем времени (Plusquamperfekt), в будущем времени (Futurum I), глаголов в настоящем времени (Präsens) для обозначения событий в будущем, глаголов в страдательном залоге в настоящем и прошедшем времени (Passiv Präsens и Passiv Präteritum), инфинитивных конструкций zu + Infinitiv, um … zu + Infinitiv; некоторых глаголов в условном наклонении Konjunktiv II; модальных глаголов sollen, dürfen, müssen, können, wollen в настоящем времени, в простом прошедшем времени Präteritum, модальных глаголов sollen , müssen, können в условном наклонении. Навыки распознавания и употребления в речи наречий viel и wenig в сравнительной степени (mehr, weniger). Навыки распознавания и употребления в речи количественных и порядковых числительных. Социокультурные знания и умения Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях своей страны и немецкоязычных стран, полученные на уроках немецкого языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера). Это предполагает овладение: сведениями о символике стран, говорящих на немецком языке; знаниями о реалиях немецкоязычных стран: традициях (популярные профессии, посещение кафе и традиционная кухня, занятия спортом, отношение к здоровому образу жизни, посещение врача, подход к решению экологических проблем и т. д.), распространенных образцов фольклора и современной культуры (стихи, песни и т. д.); представлениями о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка; об особенностях образа жизни, быта, культуры (популярные виды спорта, проведение молодежных вечеринок, отношение к окружающей среде, достопримечательности, исторические события) немецкоязычных стран; умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка (формулы приветствия и прощания, названия некоторых реалий в Германии, Австрии и Швейцарии); умением представлять родную страну и ее культуру на иностранном языке; оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного общения; умением ориентироваться в несложном аутентичном тексте, пользуясь сносками, содержащими, в том числе страноведческий комментарий. Компенсаторные умения Совершенствование умений: переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов; использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.; прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов и т. д.; догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по словообразовательным элементам, по используемым собеседником жестам и мимике, по сходству с русским и английским языком; игнорировать незнакомое; использовать синонимы, антонимы, описание понятия при дефиците языковых средств. Общеучебные умения и универсальные способы деятельности Формирование и совершенствование умений: работать с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение, сокращение, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц; работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями, Интернет-ресурсами; самостоятельно работать в классе и дома. Специальные учебные умения Формирование и совершенствование умений: находить ключевые слова и социокультурные реалии в работе над текстом; семантизировать слова на основе языковой догадки; осуществлять словообразовательный анализ; пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами). Планируемые образовательные результаты Личностные результаты - Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. - Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде. - Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. - Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопо-нимания. - Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. - Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. - Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты - Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты, идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему, ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей, формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности). - Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения, обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач, составлять план решения проблемы, планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию). - Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности, отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований, оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата, работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно). - Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения (определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи, оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности, фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов). - Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности (наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки, соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы, самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха, ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности). - Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства, объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать, строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки, излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи, вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником, делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными). - Умения смыслового чтения (находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности), ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст, резюмировать главную идею текста, преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, критически оценивать содержание и форму текста). - Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем (определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы, осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями). - Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учи-телем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. - Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. - Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТкомпетенции) (целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ, использовать информацию с учетом этических и правовых норм, создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности). Предметные результаты Говорение. Диалогическая и монологическая речь Ученик научится: вести диалог-расспрос, диалог этикетного характера, диалог побуждение к действию, комбинированный диалог в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках освоенной тематики, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка; строить связное монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность и вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках освоенной тематики (о будущем и о профессиях, о жилище и месте жительства, об экстремальных видах спорта и занятиях в свободное время, о еде, о красоте и здоровье, о политике, об экологических проблемах, о технике, об истории Германии и России); описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальную опору (ключевые слова, план, вопросы); формулировать аргументы за и против; описывать картинку/ фото с опорой или без опоры на ключевые слова/план/ вопросы; передавать основное содержание прочитанного текста с опорой или без опоры на текст, ключевые слова/план/вопросы; кратко излагать результаты выполненной проектной работы. Ученик получит возможность научиться: вести диалог-обмен мнениями; брать и давать интервью; вести диалог-расспрос на основе нелинейного текста; кратко высказываться на заданную тему, используя изученный речевой материал в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного; комментировать факты из прочитанного/прослушанного текста, выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному/прослушанному; кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы и др.). Аудирование Ученик научится: воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений; воспринимать на слух и понимать нужную/интересующую/запрашиваемую информацию в аутентичных текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений. Ученик получит возможность научиться: выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте; использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова. Чтение Ученик научится: читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащие отдельные неизученные языковые явления; читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные неизученные языковые явления, нужную/интересующую/запрашиваемую информацию, представленную в явном виде; читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные на изученном языковом материале; выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом материале аутентичные тексты, демонстрируя понимание прочитанного. Ученик получит возможность научиться: устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий, изложенных в несложном аутентичном тексте. восстанавливать текст из разрозненных абзацев. Письменная речь Ученик научится: писать электронное письмо (e-mail) зарубежному другу в ответ на электронное письмо-стимул; создавать небольшие письменные высказывания с опорой на образец/план. Ученик получит возможность научиться: составлять план/тезисы устного или письменного сообщения; писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка: сообщать краткие сведения о себе и запрашивать аналогичную информацию о друге по переписке; выражать благодарность, извинения, просьбу; давать совет и т. д. (объемом 120 слов, включая адрес); писать небольшое письменное высказывание с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы и т. п.). кратко излагать в письменном виде результаты проектной деятельности. Языковые навыки и средства оперирования ими Орфография и пунктуация Ученик научится: правильно писать изученные слова; правильно расставлять знаки препинания в создаваемых письменных продуктах. расставлять в личном письме знаки препинания, диктуемые его форматом, в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка. Ученик получит возможность научиться: сравнивать и анализировать буквосочетания изучаемых языков. Фонетическая сторона речи Ученик научится: различать на слух и адекватно, без фонетических ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова немецкого соблюдать правильное ударение в изученных словах; адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить фразы с точки зрения их ритмико-интонационных языка; особенностей (побудительное предложение; общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), в том числе, соблюдая правило отсутствия фразового ударения на служебных словах. Ученик получит возможность научиться: выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации. Лексическая сторона речи Ученик научится: распознавать и употреблять в речи в соответствии с коммуникативной задачей основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета) в ситуациях общения в пределах следующей тематики: «Выбор профессии», «Мой дом», «Будущее и технический прогресс», «Еда», «Красота и здоровье», «Политическая жизнь», «Спорт и свободное время», «Окружающая среда и ее проблемы», «Родная страна и немецкоязычные страны». соблюдать существующие в немецком языке нормы лексической сочетаемости; распознавать и образовывать родственные слова с использованием словосложения в пределах изученной тематики в соответствии с коммуникативной задачей; распознавать и образовывать родственные слова с использованием аффиксации в пределах изученной тематики в соответствии с коммуникативной задачей: - имена существительные при помощи суффиксов -er, -in, -schaft, -ik, -tät, -tion, -chen, -ung, -keit, -heit, -nis, -mal, -ei, -um, -e от прилагательных (die Stärke), -t от глаголов (die Auskunft, die Macht), приставок ge-, un-, субстантивации глаголов, прилагательных, словосочетаний (das Aufräumen, das Recyceln, das Gleiche, das Müllvermeiden, das Bungeespringen); безаффиксального сокращения глагола (der Einsatz, der Vergleich); - имена прилагательные при помощи суффиксов -ig, -isch, -lich, -iv, -bar, -ell, приставки un-; - наречия при помощи суффикса -lich, -ig, приставок un-; - причастия с помощью суффиксов -end и -t. Ученик получит возможность научиться: определять род сложного существительного; распознавать и употреблять в речи сложные глаголы; распознавать и употреблять в речи предлоги времени in, vor, предлог причины wegen; распознавать и употреблять в речи относительные местоимения (wo, was, wie), указательные местоимения (derselbe, dieselbe, dasselbe, dieselben); наречия; распознавать и употреблять в речи указательные (dafür, davon, daran) и вопросительные (wofür, wovon, woran) местоименные знать различия между явлениями синонимии и антонимии; употреблять в речи изученные синонимы и антонимы адекватно ситуации общения; распознавать и употреблять в речи различные средства связи в тексте для обеспечения его целостности (zuerst, dann, deshalb, deswegen); распознавать и употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные в пределах тематики основной школы; распознавать немецкие, австрийские и швейцарские варианты некоторых лексических единиц (das Krankenhaus – нем., das Spital – австр. и швейц.). Грамматика Ученик научится: оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими конструкциями и морфологическими формами в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте: распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (в утвердительной и отрицательной форме) вопросительные (общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме) и восклицательные; распознавать и употреблять в речи распространенные и нераспространенные простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке; распознавать и употреблять в речи: - предложения, содержащие косвенный вопрос с союзом ob, с вопросительным словом и с вопросительными местоименными наречиями wofür, wovor; - сложноподчиненные предложения с придаточными относительными; - сложноподчиненные предложения с придаточным причины с союзом weil; - сложноподчиненные предложения c придаточными цели с союзом damit; - сложноподчиненные предложения c придаточными времени с союзом nachdem; - имена существительные в родительном падеже с предлогом wegen; - имена прилагательные в функции определения перед существительными; - имена прилагательные в превосходной степени сравнения; - личные местоимения в дательном и винительном падеже; - относительные местоимения (wo, was, wie); - указательные местоимения (derselbe, dieselbe, dasselbe, dieselben); - возвратные глаголы с возвратным местоимением в дательном падеже (Ich habe mir den Finger verletzt); - глагол lassen настоящем времени и прошедшем времени Perfekt; - глаголы в разговорном прошедшем времени (Perfekt); - глаголы в простом прошедшем времени (Präteritum); - глаголы в предпрошедшем времени (Plusquamperfekt); - глаголы в будущем времени (Futurum I); - глаголы в настоящем времени (Präsens) для обозначения событий в будущем; - глаголы в страдательном залоге в настоящем и прошедшем времени (Passiv Präsens и Passiv Präteritum); - инфинитивные конструкции zu + Infinitiv, um … zu + Infinitiv; - модальные глаголы sollen, dürfen, müssen, können, wollen в настоящем времени; - модальные глаголы sollen, dürfen, müssen, können, wollen в простом прошедшем времени Präteritum; - модальный глагол sollen в условном наклонении; - количественные и порядковые числительные. Ученик получит возможность научиться распознавать и употреблять в речи: - сложносочиненные предложения с союзом denn; - модальные глаголы müssen, können в условном наклонении; - наречия viel и wenig в сравнительной степени (mehr, weniger); - некоторые глаголы в условном наклонении Konjunktiv II (würden wählen). Социокультурные знания и умения Ученик научится: употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в Германии и других немецкоязычных странах; представлять себя, свои планы на будущее, свой город или деревню, свое отношение к занятиям спортом, к экологическим проблемам, к проблемам здорового образа жизни, представлять Россию, ее климат, географические особенности и культурные традиции, важные исторические события на немецком языке; понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного материала. Ученик получит возможность научиться: использовать социокультурные реалии при создании устных и письменных высказываний; находить исторические параллели, а также сходство и различие в традициях России и немецкоязычных стран. Компенсаторные умения Ученик научится: переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов; использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.; выходить из положения при дефиците языковых средств: использовать переспрос при говорении. прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов и т. д.; догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике. Ученик получит возможность научиться: использовать перифраз, синонимические и антонимические средства при говорении; пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при аудировании и чтении. Тематическое планирование, 9 класс (68 часов) Тема (предметное содержание речи) Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся Контроль Beruf (Будущая профессия) (6 часов) Выбор профессии. Мир профессий. Проблема выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее - Рассказывать о планах после окончания школы. - Рассказывать о своих ожиданиях по отношению к будущей профессии (используя сложноподчиненные предложения с придаточными определительными). - Находить в сети Интернет ин-формацию о необычных профессиях и кратко излагать результаты поиска. - Отвечать на вопросы анкеты о своих сильных и слабых сторонах. - Расспрашивать собеседника о его интересах и увлечениях (диалограсспрос) и давать советы по выбору профессии. - Рассказывать о дуальном образовании в Германии, формулировать аргументы за и против, используя информацию из текста учебника и сети Интернет Лексико-грамматический тест. Монологическая речь (рассказ о профессии). Диалогическая речь (диалограсспрос об интересах и увлечениях собеседника). Чтение с извлечением необходимой информации Wohnen (Где мы живем?) (7 часов) Окружающий мир. Жизнь в городе/ в сельской местности. - Извлекать необходимую информацию из аудиотекста и представлять ее в виде таблицы. - Описывать свое любимое место, используя относительные место- Лексико-грамматический тест. Монологическая речь «Дом (квартира) моей мечты». Россия. Культурные особенности: традиционная архитектура имения wo, was, wie - Писать письмо читателя, используя инфинитивные конструкции с частицей zu - Выразительно читать письмо. - Понимать объявления в газете о сдающихся квартирах (извлечение необходимой информации). - Описывать дом (квартиру) своей мечты. - Писать электронное письмо другу по заданной структуре Чтение с извлечением необходимой информации. Аудирование с извлечением необходимой информации. Письменная речь (электронное письмо) Zukunft (Будущее) (6 часов) Окружающий мир. Жизнь в городе. Свободное время. Досуг и увлечения (музыка; посещение театра, кинотеатра, музея, выставки) - Делать прогнозы на будущее (используя глаголы в будущем времени Futurum I и предлоги времени in, vor). - Извлекать необходимую информацию из текста, содержащего некоторое количество незнакомой лексики. - Выражать согласие /несогласие с предсказаниями будущего. - Описывать город будущего (используя настоящее время Präsens в функции будущего). - Составлять вопросы для интервью по тексту - Отвечать на вопросы интервью, пользуясь информацией из текста. - Писать рекламу выставки, которую посетил Лексико-грамматический тест. Монологическая речь «Город будущего». Диалогическая речь «Интервью о посещении выставки». Чтение с извлечением необходимой информации. Письменная речь (электронное письмо) Essen (Еда) (6 часов) Здоровый образ жизни. Здоровое питание. Россия. Культурные особенности: традиционная кухня - Извлекать из аудиотекста необходимую информацию (находить картину по ее описанию). - Описывать картину и вызванные ей ассоциации (используя местоименные наречия davor, daran, daneben, dahinter). - Извлекать основную информацию из текстов, содержащих новое грамматическое явление (превосходная степень сравнения имен прилагательных). - Понимать меню. - Вести комбинированный диалог в ситуации «В кафе». - Делиться впечатлениями о вкусе блюд. - Жаловаться на качество еды и обслуживания. Лексико-грамматический тест. Чтение с извлечением основной информации. Аудирование с извлечением необходимой информации. Монологическая речь «Блюда традиционной кухни». Диалогическая речь в ситуации «В кафе» - Рассказывать об истории традиционных русских блюд Gute Besserung! (Выздоравливай!) (6 часов) Здоровый образ жизни. Режим труда и отдыха, занятия спортом, здоровое питание, отказ от вредных привычек. Родная страна. Выдающиеся люди и их вклад в науку и мировую культуру - Описывать проблемы со здоровьем (используя глаголы с возвратным местоимением в дательном падеже). - Вести комбинированный диалог по телефону (записаться на прием к врачу). - Вести комбинированный диалог в ситуации «У врача». - Давать советы по улучшению самочувствия (используя придаточные предложения цели с союзом damit, глагол sollen в условном наклонении Konjunktiv II и наречия viel и wenig в сравни-тельной степени). - Читать с извлечением необходимой информации инструкцию к лекарству. - Читать с извлечением необходимой информации текст, содержащий некоторое количество незнакомой лексики Лексико-грамматический тест. Диалогическая речь в ситуации «У врача». Чтение с извлечением необходимой информации. Аудирование с извлечением необходимой информации Die Politik und ich (Мое место в политической жизни) (6 часов) Немецкоязычные страны и Россия. Страны, столицы. Государственные символы. Политическая система - Рассказывать о событиях далее-кого прошлого (используя глаголы в прошедшем времени Präteritum). - Рассказывать о политических проблемах немецкоязычных стран. - Называть цели политиков (используя инфинитивный оборот um … zu …). - Выражать свое мнение о выбор-ном праве для подростков, используя аргументы за и против из аудиотекстов (с. 39). - Писать сочинение-рассуждение на заданную тему по предложенной структуре (с. 40). - Находить информацию в сети Интернет о политическом устройстве немецкоязычных стран и делать сообщение по результатам поиска. - Делать доклад о политической системе в Российской Федерации на основе информации из текста и из схемы Лексико-грамматический тест. Монологическая речь «Политическая система страны». Чтение с извлечением необходимой информации. Письменная речь (сочинениерассуждение) Planet Erde (Планета Земля) (6 часов) Окружающий мир. Природа: - Описывать фотографии, используя лексику по теме. Лексико-грамматический тест. растения и животные. Проблемы экологии. Защита окружающей среды - Извлекать необходимую инфор-мацию из газетной статьи. - Отвечать на вопросы по результатам опроса (используя косвенные вопросы с с вопросительными местоименными наречиями wofür, wovor и др.). - Сравнивать экологическую ситуацию в своей стране с информацией из статьи. - Называть причины явлений (используя предлог wegen и имена существительные в родительном падеже). - Извлекать необходимую информацию из аудиотекстов о раздельном сборе мусора - Формулировать идеи уменьшения количества бытовых отходов. - Находить в сети Интернет информацию о достижениях бионики и излагать результаты поиска. - Представлять информацию в виде плаката о нуждающихся в защите животных Монологическая речь в ситуации «Экологические проблемы». Извлечение необходимой информации из нелинейных текстов. Аудирование с извлечением необходимой информации Schönheit (Что такое красота?) (6 часов) Мои друзья. Внешность и черты характера. Свободное время. Поход по магазинам. Молодежная мода. Россия. Культурные особенности: традиционные национальные костюмы - Извлекать основную информацию из коротких аудиотекстов. - Выражать свое мнение о внешности человека (используя имена прилагательные в функции определения и сложносочиненные предложения с союзом denn). - Описывать внешность людей. - Читать газетные статьи с извлечением основной информации. - Выражать свое мнение о красоте и уходе за внешностью (используя указательные местоимения derselbe/ dieselbe/ dasselbe/ dieselben). - Вести комбинированный диалог в ситуации «Покупка одежды». - Писать сочинение-рассуждение о конкурсах красоты. - Описывать национальные костюмы народов Российской Федерации Лексико-грамматический тест. Диалогическая речь «Покупка одежды». Монологическая речь «Описание внешности». Чтение с извлечением основной информации. Аудирование с извлечением основной информации. Письменная речь (сочинениерассуждение) Spaß haben (Получай удовольствие) (6 часов) Спорт. Виды спорта. Спортивные игры. Спортивные соревнования. - Делать краткие записи во время прослушивания интервью. - Описывать свое отношение к экстремальным видам спорта. - Убеждать человека (вести диалог-побуждение к действию), Лексико-грамматический тест. Монологическая речь «Мой выходной день». Свободное время. Виды отдыха используя модальные глаголы в условном наклонении (du könntest, solltest, müsstest). - Писать электронное письмо другу в ответ на текст-стимул - Расспрашивать собеседника о его предпочтениях в видах отдыха в выходной день (используя косвенные вопросы с союзом ob и с вопросительными словами). - Извлекать необходимую информацию из нелинейного текста (диаграмма) и сравнивать с ситуацией в своем классе. - Создавать рекламный проспект о культурной жизни города Аудирование с извлечением необходимой информации. Чтение с полным пони-манием содержания. Письменная речь (электронное письмо) Technik (Техника) (6 часов) Школа. Школьная жизнь. Изучаемые предметы и отношения к ним. - Читать короткие тексты о роботах с извлечением основной и необходимой информации. - Рассказывать об истории робототехники, используя страдательный залог в прошедшем времени (Passiv Präteritum). - Делать прогнозы о будущем робототехники, используя страда-тельный залог в настоящем времени (Passiv Präsens). - Вести дискуссию об использовании новых технологий в обучении. - Писать письмо читателя о школе без учителей (используя глагол lassen в настоящем времени). - Кратко излагать в письменном виде результаты проектной работы «День без компьютера и бытовой техники» (используя глагол lassen в разговорном прошедшем времени Perfekt). - Описывать робота своей мечты Mauer – Grenze – Grünes Band (Стена – граница – зеленый пояс) (7 часов) Лексико-грамматический тест. Монологическая речь «Идеальный робот». Диалогическая речь «Школа без учителей» Чтение с извлечением основной и необходимой информации. Немецкоязычные страны и родная страна. Географическое положение. Культурные особенности: памятные даты, исторические события. Выдающиеся люди и их вклад в науку и мировую культуру - Извлекать основную информацию из коротких текстов. - Делать сообщение об исторических событиях (используя сложноподчиненные предложения с придаточным времени с союзом nachdem и предпрошедшее время Plusquamperfekt). - Извлекать необходимую информацию из аудиотекстов. - Описывать исторические параллели между Россией и Германией. - Кратко представлять в составе группы результаты проектной деятельности. - Находить в сети Интернет необходимую информацию и излагать результаты поиска Распределение учебного времени ( в соответствии с ФОС) по классам 9 класс Четверть Количество: недель в часов в Контрольн проект четверт четверти ые работы и 1 четверть 8 16 1 2 2 четверть 8 16 1 3 3 четверть 10 20 2 3 4 четверть 8 16 2 3 Итого за год 34 68 6 11 Лексико-грамматический тест. Монологическая речь «Зеленый пояс Германии». Чтение с извлечением основной и необходимой информации. Аудирование с извлечением необходимой информации