Рабочая программа второй иностранный язык (немецкий) 9 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с: Федеральной образовательной программой основного общего образования,
утвержденной приказом Министерства просвещения РФ от 18.05.2023 № 370; Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 г. № 1897 (в действующей редакции); Основной образовательной программой основного общего образования МАОУ СОШ №25
города Тюмени, утвержденной приказом директора от 19.05.2020 № 108а-ОД; Концепцией преподавания предмета «Второй иностранный
язык. Немецкий язык» в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 24.12.2013 года № 2506-р.
Для реализации программы используется учебник «Горизонты» 5-9 классы под редакцией М.М. Аверина, Е.Ю. Гуцалюк,
Е.Р. Харченко.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет изучается в 9 классе, рассчитан на 2 часа в неделю, общее количество часов в год 68, в том числе на контрольные
работы 6 часов, что не превышает 10% от всего объема учебного времени (письмо Минпросвещения России № СК-228/03 и Рособрнадзора
№ 01.169/08-01 от 06.08.2021).

Содержание учебного предмета
9 класс (68 часов)
Предметное содержание речи
1.

Выбор профессии. Мир профессий. Проблема выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее.

2.

Окружающий мир. Природа: растения и животные. Погода. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Жизнь в городе/

в сельской местности.

3.

Свободное время. Досуг и увлечения (музыка, чтение; посещение театра, кинотеатра, музея, выставки). Виды отдыха. Поход

по магазинам. Молодежная мода.
4.

Здоровый образ жизни. Режим труда и отдыха, занятия спортом, здоровое питание, отказ от вредных привычек.

5.

Мои друзья. Внешность и черты характера. Межличностные взаимоотношения с друзьями и в школе.

6.

Спорт. Виды спорта. Спортивные игры. Спортивные соревнования.

7.

Школа. Школьная жизнь. Изучаемые предметы и отношения к ним.

8.

Немецкоязычные страны и Россия. Страны, столицы, крупные города. Государственные символы. Географическое

положение. Климат. Население. Достопримечательности. Культурные особенности: национальные праздники, памятные даты, исторические
события, традиции и обычаи. Выдающиеся люди и их вклад в науку и мировую культуру.
Коммуникативные умения
Говорение
Диалогическая речь
Развитие умений диалогической речи в рамках изучаемого предметного содержания речи: умений вести диалоги разного характера:
этикетный диалог в ситуации бытового общения (о погоде, о здоровье), диалог-расспрос (о будущем и о выборе профессии, об интересах и
увлечениях), диалог-обмен мнениями (об экологических проблемах, об отношении к спорту и красоте, о техническом прогрессе и о новых
технологиях в обучении), комбинированный диалог (покупка одежды, запись на прием и посещение-врача).
Объем диалога не менее 4-5 реплик со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога – до 2,5-3 минут.
Говорение (монологическая речь)
Развитие умений строить связные высказывания о планах на будущее и о профессиях, о красоте и здоровье, о еде, о своем месте
жительства, о свободном времени и занятиях спортом, о своем участии в политической жизни, об экологических проблемах и их решении, о
техническом прогрессе, об истории России и Германии с использованием основных коммуникативных типов речи (повествование, описание,

рассуждение), с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией за и против с опорой и без опоры на зрительную наглядность,
прочитанный/прослушанный текст и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы).
Объем монологического высказывания от 10-12 фраз. Продолжительность монологического высказывания – 1,5-2 минуты.
Аудирование
Восприятие на слух и понимание несложных аутентичных аудиотекстов, содержащих наряду с изученными и некоторое количество
незнакомых языковых явлений, с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с
выборочным пониманием) в зависимости от решаемой коммуникативной задачи. Развитие умения определять основную тему и главные
факты/события в воспринимаемом на слух тексте, а также умения выделить значимую информацию в одном или нескольких несложных
аутентичных коротких текстах.
Жанры текстов: прагматические, информационные, научно-популярные.
Типы текстов: высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, сообщение, беседа, интервью, радиопередача,
песня. Время звучания текстов для аудирования – до 1,5–2 минут.
Чтение
Чтение и понимание текстов с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание: с пониманием основного
содержания, с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации, с полным пониманием.
Жанры текстов: публицистические, художественные, прагматические, научно-популярные.
Типы текстов: статья, интервью, электронное письмо, блог, проспект, рассказ и др. в том числе нелинейные тексты.
Чтение с пониманием основного содержания осуществляется на несложных аутентичных текстах в рамках предметного содержания,
обозначенного в программе. Тексты могут содержать некоторое количество неизученных языковых явлений. Объем текстов для чтения – до
700 слов.
Чтение с выборочным пониманием нужной /интересующей /запрашиваемой информации осуществляется на несложных аутентичных
текстах, содержащих некоторое количество незнакомых языковых явлений. Объем текста для чтения – около 350 слов.

Чтение с полным пониманием осуществляется на несложных аутентичных текстах, построенных на изученном языковом материале.
Объем текста для чтения – около 500 слов.
Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Письменная речь
Развитие умений письменной речи:


писать открытку с места отдыха (объемом 30 слов, включая адрес);



составлять план, тезисы устного/письменного сообщения; краткое изложение результатов проектной деятельности.



делать выписки из текстов; составлять небольшие письменные высказывания о себе, своем друге/ подруге, о школе (с опорой

на образец) в соответствии с коммуникативной задачей.
 писать личное письмо, в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка с
опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать
совет, просить о чем-либо), объем личного письма около 100–120 слов, включая адрес.
Языковые средства и навыки оперирования ими
Орфография и пунктуация


Правильное написание изученных слов;



Правильное использование знаков препинания (точки, вопросительного и восклицательного знака) после порядковых

числительных, в конце предложения.
Фонетическая сторона речи


Различение на слух в потоке речи всех звуков немецкого языка и навыки их адекватного произношения (без фонетических

ошибок, ведущих к сбою в коммуникации: соблюдение долготы и краткости гласных, твердый приступ, оглушение согласных в конце слога
/ слова, отсутствие смягчения согласных перед гласными переднего ряда). Правильное произношение слов, заимствованных из других
языков (engagieren, Engagement, Make-up, Genie, Recycling, Freeclimbing).



Соблюдение правильного ударения в изученных словах, двойное ударение в сложных словах с главным ударением на первом

слове, ударение в сложных глаголах, в глаголах с отделяемыми и неотделяемыми приставками. Членение предложений на смысловые
группы. Ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений.
Лексическая сторона речи


Навыки распознавания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих ситуации общения в рамках изученной

тематики, оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, характерных для культуры немецкоязычных стран в объеме примерно 1000
единиц: названия частей тела и симптомов болезни, продуктов питания и блюд, помещений и предметов мебели, видов спорта, явлений
природы и результатов воздействия человека на природу, профессий, названия предметов одежды, видов отдыха в выходной, средства для
ведения дискуссии, аргументация за и против, выражение согласия и несогласия с предложением собеседника (например, в ситуации
решения проектной задачи), средства для разрешения конфликтной ситуации.


Навыки распознавания и употребления в речи интернационализмов (der Ozean, der Extremsport, allergisch, virtuell и др.) и

заимствований из английского языка (das Make-up, der Kick, der Podcast и др.).


Основные способы словообразования: аффиксация (суффиксы имен существительных -er, -in, -schaft, -ik, -tät, -tion, -chen, -ung,

-keit, -heit, -nis, -mal, -ei, -um, -e от прилагательных (die Stärke), -t от глаголов (die Auskunft); суффиксы имен прилагательных -ig, -isch, -lich, iv, -bar, -ell; префиксы un-, ge-, суффиксы наречий -lich, -ig; суффиксы причастий -end, -t, приставки глаголов ab-, an-, auf-, aus-, vor-, zu-, ein, mit-, nach-); словосложение (Mülltrennung, Einfamilienhaus, innerdeutsch, leidtun, sich wohlfühlen), конверсия (Müll vermeiden – das
Müllvermeiden, vergleichen – der Vergleich), субстантивация (das Aufräumen, das Recyceln, das Gleiche). Синонимы, антонимы. Лексическая
сочетаемость.
Грамматическая сторона речи


Навыки распознавания и употребления в речи нераспространенных и распространенных простых предложений, в том числе с

несколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке.



Навыки распознавания и употребления в речи коммуникативных типов предложения: повествовательное, вопросительное

(общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), побудительное, восклицательное. Использование прямого и обратного
порядка слов. Использование форм утверждения и отрицания в предложении.


Навыки распознавания и употребления в речи сложносочиненных предложений с союзом denn.



Навыки распознавания и употребления в речи сложноподчиненных предложений с придаточными относительными, а также

сложноподчиненных предложений с союзами weil, wenn, dass, damit, nachdem, с относительными местоимениями wo, was, wie.


Навыки распознавания и употребления в речи сложноподчиненных предложений, содержащих косвенный вопрос с союзом ob,

с вопросительными союзами wer, was, wie, wie lange, wann, wo, wie viel, wie viele, с вопросительными местоименными наречиями wofür,
wovor.


Навыки распознавания и употребления в речи имен существительных в родительном падеже с предлогом wegen.



Навыки распознавания и употребления в речи имен прилагательных в функции определения перед существительными.



Навыки распознавания и употребления в речи предлогов времени in, vor; указательных местоимений darauf, daneben, dahinter,



Навыки распознавания и употребления в речи личных местоимений в винительном и дательном падеже; относительных

davor.
местоимений wo, was, wie; указательных местоимений derselbe, dieselbe, dasselbe, dieselben.


Навыки распознавания и употребления в речи глагола lassen в настоящем времени и прошедшем времени Perfekt, возвратных

глаголов с возвратным местоимением в дательном падеже, глаголов в разговорном прошедшем времени (Perfekt), в простом прошедшем
времени (Präteritum), в предпрошедшем времени (Plusquamperfekt), в будущем времени (Futurum I), глаголов в настоящем времени (Präsens)
для обозначения событий в будущем, глаголов в страдательном залоге в настоящем и прошедшем времени (Passiv Präsens и Passiv
Präteritum), инфинитивных конструкций zu + Infinitiv, um … zu + Infinitiv; некоторых глаголов в условном наклонении Konjunktiv II;
модальных глаголов sollen, dürfen, müssen, können, wollen в настоящем времени, в простом прошедшем времени Präteritum, модальных
глаголов sollen , müssen, können в условном наклонении.



Навыки распознавания и употребления в речи наречий viel и wenig в сравнительной степени (mehr, weniger).



Навыки распознавания и употребления в речи количественных и порядковых числительных.

Социокультурные знания и умения


Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях

своей страны и немецкоязычных стран, полученные на уроках немецкого языка и в процессе изучения других предметов (знания
межпредметного характера). Это предполагает овладение:


сведениями о символике стран, говорящих на немецком языке;



знаниями о реалиях немецкоязычных стран: традициях (популярные профессии, посещение кафе и традиционная кухня,

занятия спортом, отношение к здоровому образу жизни, посещение врача, подход к решению экологических проблем и т. д.),
распространенных образцов фольклора и современной культуры (стихи, песни и т. д.);


представлениями о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка; об особенностях образа жизни,

быта, культуры (популярные виды спорта, проведение молодежных вечеринок, отношение к окружающей среде, достопримечательности,
исторические события) немецкоязычных стран;


умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения

основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка (формулы приветствия и прощания, названия некоторых реалий в
Германии, Австрии и Швейцарии);


умением представлять родную страну и ее культуру на иностранном языке; оказывать помощь зарубежным гостям в нашей

стране в ситуациях повседневного общения;


умением ориентироваться в несложном аутентичном тексте, пользуясь сносками, содержащими, в том числе страноведческий

комментарий.
Компенсаторные умения
Совершенствование умений:



переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;



использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые слова, план к тексту, тематический

словарь и т. д.;


прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов и т. д.;



догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по словообразовательным элементам, по используемым собеседником

жестам и мимике, по сходству с русским и английским языком;


игнорировать незнакомое;



использовать синонимы, антонимы, описание понятия при дефиците языковых средств.

Общеучебные умения и универсальные способы деятельности
Формирование и совершенствование умений:


работать с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение, сокращение, создание второго текста по

аналогии, заполнение таблиц;


работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями, Интернет-ресурсами;



самостоятельно работать в классе и дома.

Специальные учебные умения
Формирование и совершенствование умений:


находить ключевые слова и социокультурные реалии в работе над текстом;



семантизировать слова на основе языковой догадки;



осуществлять словообразовательный анализ;



пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым

словарями, мультимедийными средствами).

Планируемые образовательные результаты
Личностные результаты
- Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на
базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на
основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.
- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
- Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопо-нимания.
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего
возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности.
- Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи.
- Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.

Метапредметные результаты
- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (анализировать существующие и планировать будущие
образовательные результаты, идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему, ставить цель деятельности на
основе определенной проблемы и существующих возможностей, формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности).
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач (определять необходимые действия в соответствии с учебной и
познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения, обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов
решения учебных и познавательных задач, составлять план решения проблемы, планировать и корректировать свою индивидуальную
образовательную траекторию).
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией (определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии
оценки своей учебной деятельности, отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей
деятельности в рамках предложенных условий и требований, оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или
отсутствия планируемого результата, работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений
ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки самостоятельно).
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения (определять критерии
правильности (корректности) выполнения учебной задачи, оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно

определенным критериям в соответствии с целью деятельности, фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных
результатов).
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности (наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других
обучающихся в процессе взаимопроверки, соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности
и делать выводы, самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха,
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося
продукта учебной деятельности).
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания
и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки
и свойства, объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать, строить
рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки, излагать полученную информацию,
интерпретируя ее в контексте решаемой задачи, вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником, делать вывод на
основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными
данными).
- Умения смыслового чтения (находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности),
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст, резюмировать главную идею текста,
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, критически оценивать содержание и форму текста).
- Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем (определять
необходимые ключевые поисковые слова и запросы, осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями).

- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учи-телем и сверстниками; работать индивидуально и
в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТкомпетенции) (целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач
с помощью средств ИКТ, использовать информацию с учетом этических и правовых норм, создавать информационные ресурсы разного типа
и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности).
Предметные результаты
Говорение. Диалогическая и монологическая речь
Ученик научится:


вести диалог-расспрос, диалог этикетного характера, диалог побуждение к действию, комбинированный диалог в стандартных

ситуациях неофициального общения в рамках освоенной тематики, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка;


строить связное монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность и вербальные опоры (ключевые слова,

план, вопросы) в рамках освоенной тематики (о будущем и о профессиях, о жилище и месте жительства, об экстремальных видах спорта и
занятиях в свободное время, о еде, о красоте и здоровье, о политике, об экологических проблемах, о технике, об истории Германии и
России);


описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальную опору (ключевые слова, план, вопросы);



формулировать аргументы за и против;



описывать картинку/ фото с опорой или без опоры на ключевые слова/план/ вопросы;



передавать основное содержание прочитанного текста с опорой или без опоры на текст, ключевые слова/план/вопросы;



кратко излагать результаты выполненной проектной работы.

Ученик получит возможность научиться:


вести диалог-обмен мнениями;



брать и давать интервью;



вести диалог-расспрос на основе нелинейного текста;



кратко высказываться на заданную тему, используя изученный речевой материал в соответствии с поставленной

коммуникативной задачей;


делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;



комментировать факты из прочитанного/прослушанного текста, выражать и аргументировать свое отношение к

прочитанному/прослушанному;


кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы и др.).

Аудирование
Ученик научится:


воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество

неизученных языковых явлений;


воспринимать на слух и понимать нужную/интересующую/запрашиваемую информацию в аутентичных текстах, содержащих

как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений.
Ученик получит возможность научиться:


выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте;



использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова.

Чтение
Ученик научится:



читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащие отдельные неизученные языковые

явления;


читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные неизученные языковые явления,

нужную/интересующую/запрашиваемую информацию, представленную в явном виде;


читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные на изученном языковом материале;



выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом материале аутентичные тексты, демонстрируя

понимание прочитанного.
Ученик получит возможность научиться:


устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий, изложенных в несложном аутентичном тексте.



восстанавливать текст из разрозненных абзацев.

Письменная речь
Ученик научится:


писать электронное письмо (e-mail) зарубежному другу в ответ на электронное письмо-стимул;



создавать небольшие письменные высказывания с опорой на образец/план.

Ученик получит возможность научиться:


составлять план/тезисы устного или письменного сообщения;

 писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка:
сообщать краткие сведения о себе и запрашивать аналогичную информацию о друге по переписке; выражать благодарность, извинения,
просьбу; давать совет и т. д. (объемом 120 слов, включая адрес);


писать небольшое письменное высказывание с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы и т. п.).



кратко излагать в письменном виде результаты проектной деятельности.

Языковые навыки и средства оперирования ими

Орфография и пунктуация
Ученик научится:


правильно писать изученные слова;



правильно расставлять знаки препинания в создаваемых письменных продуктах.



расставлять в личном письме знаки препинания, диктуемые его форматом, в соответствии с нормами, принятыми в стране

изучаемого языка.
Ученик получит возможность научиться:


сравнивать и анализировать буквосочетания изучаемых языков.

Фонетическая сторона речи
Ученик научится:


различать на слух и адекватно, без фонетических ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова немецкого



соблюдать правильное ударение в изученных словах;



адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить фразы с точки зрения их ритмико-интонационных

языка;

особенностей (побудительное предложение; общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), в том числе, соблюдая
правило отсутствия фразового ударения на служебных словах.
Ученик получит возможность научиться:


выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации.

Лексическая сторона речи
Ученик научится:


распознавать и употреблять в речи в соответствии с коммуникативной задачей основные значения изученных лексических

единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета) в ситуациях общения в пределах следующей тематики: «Выбор профессии»,

«Мой дом», «Будущее и технический прогресс», «Еда», «Красота и здоровье», «Политическая жизнь», «Спорт и свободное время»,
«Окружающая среда и ее проблемы», «Родная страна и немецкоязычные страны».


соблюдать существующие в немецком языке нормы лексической сочетаемости;



распознавать и образовывать родственные слова с использованием словосложения в пределах изученной тематики в

соответствии с коммуникативной задачей;


распознавать и образовывать родственные слова с использованием аффиксации в пределах изученной тематики в соответствии

с коммуникативной задачей:
- имена существительные при помощи суффиксов -er, -in, -schaft, -ik, -tät, -tion, -chen, -ung, -keit, -heit, -nis, -mal, -ei, -um, -e от
прилагательных (die Stärke), -t от глаголов (die Auskunft, die Macht), приставок ge-, un-, субстантивации глаголов, прилагательных,
словосочетаний (das Aufräumen, das Recyceln, das Gleiche, das Müllvermeiden, das Bungeespringen); безаффиксального сокращения глагола
(der Einsatz, der Vergleich);
- имена прилагательные при помощи суффиксов -ig, -isch, -lich, -iv, -bar, -ell, приставки un-;
- наречия при помощи суффикса -lich, -ig, приставок un-;
- причастия с помощью суффиксов -end и -t.
Ученик получит возможность научиться:


определять род сложного существительного;



распознавать и употреблять в речи сложные глаголы;



распознавать и употреблять в речи предлоги времени in, vor, предлог причины wegen;



распознавать и употреблять в речи относительные местоимения (wo, was, wie), указательные местоимения (derselbe, dieselbe,

dasselbe, dieselben);

наречия;

распознавать и употреблять в речи указательные (dafür, davon, daran) и вопросительные (wofür, wovon, woran) местоименные



знать различия между явлениями синонимии и антонимии; употреблять в речи изученные синонимы и антонимы адекватно

ситуации общения;


распознавать и употреблять в речи различные средства связи в тексте для обеспечения его целостности (zuerst, dann, deshalb,

deswegen);


распознавать и употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные в пределах тематики основной

школы;


распознавать немецкие, австрийские и швейцарские варианты некоторых лексических единиц (das Krankenhaus – нем., das

Spital – австр. и швейц.).
Грамматика
Ученик научится:


оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими конструкциями и морфологическими

формами в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте:


распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (в утвердительной и

отрицательной форме) вопросительные (общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), побудительные (в
утвердительной и отрицательной форме) и восклицательные;
 распознавать и употреблять в речи распространенные и нераспространенные простые предложения, в том числе с несколькими
обстоятельствами, следующими в определенном порядке;


распознавать и употреблять в речи:

- предложения, содержащие косвенный вопрос с союзом ob, с вопросительным словом и с вопросительными местоименными
наречиями wofür, wovor;
- сложноподчиненные предложения с придаточными относительными;
- сложноподчиненные предложения с придаточным причины с союзом weil;

- сложноподчиненные предложения c придаточными цели с союзом damit;
- сложноподчиненные предложения c придаточными времени с союзом nachdem;
- имена существительные в родительном падеже с предлогом wegen;
- имена прилагательные в функции определения перед существительными;
- имена прилагательные в превосходной степени сравнения;
- личные местоимения в дательном и винительном падеже;
- относительные местоимения (wo, was, wie);
- указательные местоимения (derselbe, dieselbe, dasselbe, dieselben);
- возвратные глаголы с возвратным местоимением в дательном падеже (Ich habe mir den Finger verletzt);
- глагол lassen настоящем времени и прошедшем времени Perfekt;
- глаголы в разговорном прошедшем времени (Perfekt);
- глаголы в простом прошедшем времени (Präteritum);
- глаголы в предпрошедшем времени (Plusquamperfekt);
- глаголы в будущем времени (Futurum I);
- глаголы в настоящем времени (Präsens) для обозначения событий в будущем;
- глаголы в страдательном залоге в настоящем и прошедшем времени (Passiv Präsens и Passiv Präteritum);
- инфинитивные конструкции zu + Infinitiv, um … zu + Infinitiv;
- модальные глаголы sollen, dürfen, müssen, können, wollen в настоящем времени;
- модальные глаголы sollen, dürfen, müssen, können, wollen в простом прошедшем времени Präteritum;
- модальный глагол sollen в условном наклонении;
- количественные и порядковые числительные.
Ученик получит возможность научиться



распознавать и употреблять в речи:

- сложносочиненные предложения с союзом denn;
- модальные глаголы müssen, können в условном наклонении;
- наречия viel и wenig в сравнительной степени (mehr, weniger);
- некоторые глаголы в условном наклонении Konjunktiv II (würden wählen).
Социокультурные знания и умения
Ученик научится:


употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого

этикета, принятые в Германии и других немецкоязычных странах;


представлять себя, свои планы на будущее, свой город или деревню, свое отношение к занятиям спортом, к экологическим

проблемам, к проблемам здорового образа жизни, представлять Россию, ее климат, географические особенности и культурные традиции,
важные исторические события на немецком языке;


понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного материала.

Ученик получит возможность научиться:


использовать социокультурные реалии при создании устных и письменных высказываний;



находить исторические параллели, а также сходство и различие в традициях России и немецкоязычных стран.

Компенсаторные умения
Ученик научится:


переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;



использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые слова, план к тексту, тематический

словарь и т. д.;


выходить из положения при дефиците языковых средств: использовать переспрос при говорении.



прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов и т. д.;



догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике.

Ученик получит возможность научиться:
 использовать перифраз, синонимические и антонимические средства при говорении;
 пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при аудировании и чтении.
Тематическое планирование, 9 класс (68 часов)
Тема (предметное содержание
речи)

Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся

Контроль

Beruf (Будущая профессия) (6 часов)
Выбор профессии. Мир профессий.
Проблема выбора профессии. Роль
иностранного языка в планах на
будущее

- Рассказывать о планах после окончания школы.
- Рассказывать о своих ожиданиях по отношению к будущей профессии
(используя сложноподчиненные предложения с придаточными
определительными).
- Находить в сети Интернет ин-формацию о необычных профессиях и
кратко излагать результаты поиска.
- Отвечать на вопросы анкеты о своих сильных и слабых сторонах.
- Расспрашивать собеседника о его интересах и увлечениях (диалограсспрос) и давать советы по выбору профессии.
- Рассказывать о дуальном образовании в Германии, формулировать
аргументы за и против, используя информацию из текста учебника и
сети Интернет

Лексико-грамматический тест.
Монологическая речь (рассказ о
профессии).
Диалогическая речь (диалограсспрос об интересах и
увлечениях собеседника).
Чтение с извлечением
необходимой информации

Wohnen (Где мы живем?) (7 часов)
Окружающий мир. Жизнь в городе/
в сельской местности.

- Извлекать необходимую информацию из аудиотекста и представлять
ее в виде таблицы.
- Описывать свое любимое место, используя относительные место-

Лексико-грамматический тест.
Монологическая речь «Дом
(квартира) моей мечты».

Россия. Культурные особенности:
традиционная архитектура

имения wo, was, wie
- Писать письмо читателя, используя инфинитивные конструкции с
частицей zu
- Выразительно читать письмо.
- Понимать объявления в газете о сдающихся квартирах (извлечение
необходимой информации).
- Описывать дом (квартиру) своей мечты.
- Писать электронное письмо другу по заданной структуре

Чтение с извлечением
необходимой информации.
Аудирование с извлечением
необходимой информации.
Письменная речь (электронное
письмо)

Zukunft (Будущее) (6 часов)
Окружающий мир. Жизнь в городе.
Свободное время. Досуг и
увлечения (музыка; посещение
театра, кинотеатра, музея,
выставки)

- Делать прогнозы на будущее (используя глаголы в будущем времени
Futurum I и предлоги времени in, vor).
- Извлекать необходимую информацию из текста, содержащего
некоторое количество незнакомой лексики.
- Выражать согласие /несогласие с предсказаниями будущего.
- Описывать город будущего (используя настоящее время Präsens в
функции будущего).
- Составлять вопросы для интервью по тексту
- Отвечать на вопросы интервью, пользуясь информацией из текста.
- Писать рекламу выставки, которую посетил

Лексико-грамматический тест.
Монологическая речь «Город
будущего».
Диалогическая речь «Интервью
о посещении выставки».
Чтение с извлечением
необходимой информации.
Письменная речь (электронное
письмо)

Essen (Еда) (6 часов)
Здоровый образ жизни. Здоровое
питание.
Россия. Культурные особенности:
традиционная кухня

- Извлекать из аудиотекста необходимую информацию (находить
картину по ее описанию).
- Описывать картину и вызванные ей ассоциации (используя местоименные наречия davor, daran, daneben, dahinter).
- Извлекать основную информацию из текстов, содержащих новое
грамматическое явление (превосходная степень сравнения имен
прилагательных).
- Понимать меню.
- Вести комбинированный диалог в ситуации «В кафе».
- Делиться впечатлениями о вкусе блюд.
- Жаловаться на качество еды и обслуживания.

Лексико-грамматический тест.
Чтение с извлечением основной
информации.
Аудирование с извлечением
необходимой информации.
Монологическая речь «Блюда
традиционной кухни».
Диалогическая речь в ситуации
«В кафе»

- Рассказывать об истории традиционных русских блюд
Gute Besserung! (Выздоравливай!) (6 часов)
Здоровый образ жизни. Режим
труда и отдыха, занятия спортом,
здоровое питание, отказ от вредных
привычек.
Родная страна. Выдающиеся люди
и их вклад в науку и мировую
культуру

- Описывать проблемы со здоровьем (используя глаголы с возвратным
местоимением в дательном падеже).
- Вести комбинированный диалог по телефону (записаться на прием к
врачу).
- Вести комбинированный диалог в ситуации «У врача».
- Давать советы по улучшению самочувствия (используя придаточные
предложения цели с союзом damit, глагол sollen в условном наклонении
Konjunktiv II и наречия viel и wenig в сравни-тельной степени).
- Читать с извлечением необходимой информации инструкцию к
лекарству.
- Читать с извлечением необходимой информации текст, содержащий
некоторое количество незнакомой лексики

Лексико-грамматический тест.
Диалогическая речь в ситуации
«У врача».
Чтение с извлечением
необходимой информации.
Аудирование с извлечением
необходимой информации

Die Politik und ich (Мое место в политической жизни) (6 часов)
Немецкоязычные страны и Россия.
Страны, столицы. Государственные
символы. Политическая система

- Рассказывать о событиях далее-кого прошлого (используя глаголы в
прошедшем времени Präteritum).
- Рассказывать о политических проблемах немецкоязычных стран.
- Называть цели политиков (используя инфинитивный оборот um … zu
…).
- Выражать свое мнение о выбор-ном праве для подростков, используя
аргументы за и против из аудиотекстов (с. 39).
- Писать сочинение-рассуждение на заданную тему по предложенной
структуре (с. 40).
- Находить информацию в сети Интернет о политическом устройстве
немецкоязычных стран и делать сообщение по результатам поиска.
- Делать доклад о политической системе в Российской Федерации на
основе информации из текста и из схемы

Лексико-грамматический тест.
Монологическая речь
«Политическая система
страны».
Чтение с извлечением
необходимой информации.
Письменная речь (сочинениерассуждение)

Planet Erde (Планета Земля) (6 часов)
Окружающий мир. Природа:

- Описывать фотографии, используя лексику по теме.

Лексико-грамматический тест.

растения и животные. Проблемы
экологии. Защита окружающей
среды

- Извлекать необходимую инфор-мацию из газетной статьи.
- Отвечать на вопросы по результатам опроса (используя косвенные
вопросы с с вопросительными местоименными наречиями wofür, wovor и
др.).
- Сравнивать экологическую ситуацию в своей стране с информацией из
статьи.
- Называть причины явлений (используя предлог wegen и имена
существительные в родительном падеже).
- Извлекать необходимую информацию из аудиотекстов о раздельном
сборе мусора
- Формулировать идеи уменьшения количества бытовых отходов.
- Находить в сети Интернет информацию о достижениях бионики и
излагать результаты поиска.
- Представлять информацию в виде плаката о нуждающихся в защите
животных

Монологическая речь в
ситуации «Экологические
проблемы».
Извлечение необходимой
информации из нелинейных
текстов.
Аудирование с извлечением
необходимой информации

Schönheit (Что такое красота?) (6 часов)
Мои друзья. Внешность и черты
характера.
Свободное время. Поход по
магазинам. Молодежная мода.
Россия. Культурные особенности:
традиционные национальные
костюмы

- Извлекать основную информацию из коротких аудиотекстов.
- Выражать свое мнение о внешности человека (используя имена
прилагательные в функции определения и сложносочиненные
предложения с союзом denn).
- Описывать внешность людей.
- Читать газетные статьи с извлечением основной информации.
- Выражать свое мнение о красоте и уходе за внешностью (используя
указательные местоимения derselbe/ dieselbe/ dasselbe/ dieselben).
- Вести комбинированный диалог в ситуации «Покупка одежды».
- Писать сочинение-рассуждение о конкурсах красоты.
- Описывать национальные костюмы народов Российской Федерации

Лексико-грамматический тест.
Диалогическая речь «Покупка
одежды».
Монологическая речь
«Описание внешности».
Чтение с извлечением основной
информации.
Аудирование с извлечением
основной информации.
Письменная речь (сочинениерассуждение)

Spaß haben (Получай удовольствие) (6 часов)
Спорт. Виды спорта. Спортивные
игры. Спортивные соревнования.

- Делать краткие записи во время прослушивания интервью.
- Описывать свое отношение к экстремальным видам спорта.
- Убеждать человека (вести диалог-побуждение к действию),

Лексико-грамматический тест.
Монологическая речь «Мой
выходной день».

Свободное время. Виды отдыха

используя модальные глаголы в условном наклонении (du könntest,
solltest, müsstest).
- Писать электронное письмо другу в ответ на текст-стимул
- Расспрашивать собеседника о его предпочтениях в видах отдыха в
выходной день (используя косвенные вопросы с союзом ob и с
вопросительными словами).
- Извлекать необходимую информацию из нелинейного текста
(диаграмма) и сравнивать с ситуацией в своем классе.
- Создавать рекламный проспект о культурной жизни города

Аудирование с извлечением
необходимой информации.
Чтение с полным пони-манием
содержания.
Письменная речь (электронное
письмо)

Technik (Техника) (6 часов)
Школа. Школьная жизнь.
Изучаемые предметы и отношения
к ним.

- Читать короткие тексты о роботах с извлечением основной и
необходимой информации.
- Рассказывать об истории робототехники, используя страдательный
залог в прошедшем времени (Passiv Präteritum).
- Делать прогнозы о будущем робототехники, используя страда-тельный
залог в настоящем времени (Passiv Präsens).
- Вести дискуссию об использовании новых технологий в обучении.
- Писать письмо читателя о школе без учителей (используя глагол lassen
в настоящем времени).
- Кратко излагать в письменном виде результаты проектной работы
«День без компьютера и бытовой техники» (используя глагол lassen в
разговорном прошедшем времени Perfekt).
- Описывать робота своей мечты

Mauer – Grenze – Grünes Band (Стена – граница – зеленый пояс) (7 часов)

Лексико-грамматический тест.
Монологическая речь
«Идеальный робот».
Диалогическая речь «Школа без
учителей»
Чтение с извлечением основной
и необходимой информации.

Немецкоязычные страны и родная
страна. Географическое положение.
Культурные особенности:
памятные даты, исторические
события. Выдающиеся люди и их
вклад в науку и мировую культуру

- Извлекать основную информацию из коротких текстов.
- Делать сообщение об исторических событиях (используя
сложноподчиненные предложения с придаточным времени с союзом
nachdem и предпрошедшее время Plusquamperfekt).
- Извлекать необходимую информацию из аудиотекстов.
- Описывать исторические параллели между Россией и Германией.
- Кратко представлять в составе группы результаты проектной
деятельности.
- Находить в сети Интернет необходимую информацию и излагать
результаты поиска

Распределение учебного времени ( в соответствии с ФОС) по классам
9 класс
Четверть
Количество:
недель в
часов в
Контрольн
проект
четверт
четверти
ые работы
и
1 четверть
8
16
1
2
2 четверть
8
16
1
3
3 четверть
10
20
2
3
4 четверть
8
16
2
3
Итого за год
34
68
6
11

Лексико-грамматический тест.
Монологическая речь «Зеленый
пояс Германии».
Чтение с извлечением основной
и необходимой информации.
Аудирование с извлечением
необходимой информации


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».