Рабочая программа элективного курса Теория и практика написания сочинений разных жанров (10-11 классы)

Программа элективного курса по русскому языку «Теория и практика написания сочинений разных жанров»
10 – 11 классы
Пояснительная записка
Программа элективного курса составлена на основе авторской программы Л.Д.Беднарской «Современные
технологии развития речи».
В настоящее время методологической основой программ среднего (полного) образования является системнодеятельностный, т.е. компетентностный, подход.
Сегодня цели и результаты образования выступают в виде характеристик сформированности познавательных и
личностных способностей на базе усвоения знаний.

Деятельностный подход позволяет сформулировать основные

результаты обучения и воспитания в терминах ключевых задач и универсальных учебных действий, определяющих
способность личности постоянно учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.
Модель современного образования, включающая репродуктивный и продуктивный уровни познания: языковая
компетенция – эвристическая работа с данным текстом – творение собственного текста (высказывания) устного
или письменного на базе текста-образца, – диктует новые подходы и технологии развития речи. Эти технологии
образуют единую систему развития речи от начальной школы до итогового контроля в 9-х и 11-х классах.
Целью элективного курса является системное изложение теоретических и практических основ обучения устному
и письменному рассуждению в современной школе, совершенствования навыка написания сочинений разных жанров.
Задачи курса:
– научить системной эвристической работе с текстом во всех формах, предусмотренных школьным образованием;

– дать учащимся системные теоретические основы для осознанного создания рассуждения в устной и письменной
форме на любую тему по любому предмету школьного курса;
– совершенствовать навык написания творческих работ (сочинений-рассуждений, ответов на проблемный вопрос,
рецензий и т.д.).
Курс предназначен для учащихся 10 – 11 классов и рассчитан на 68 часов.
Содержание программы
1. Строение текста
Базовые текстоведческие понятия. Основные признаки текста (смысловая цельность и структурная связность).
Типы текста – повествование, описание и рассуждение. Структура текста – цепная и параллельная.

Структура

рассуждения: тезис, аргументы, вывод – его смысловые части. Различение понятий смысловая часть и абзац. Понятие о
рамке текста.
Роль ключевых слов в построении смысловой части текста. Ключевые слова - основа структуры произведения
любой сложности и любого стиля. Выделение ключевых слов и пересказ текста. Формулирование и раскрытие темы
текста с опорой на ключевые слова – их логическую цепочку.
Системный анализ текста перед созданием рассуждения на его основе.
Темы, микротема, их логическая иерархия. Структурная связность текста. Языковых средства воплощения текста.
Ответ-рассуждение на проблемный вопрос. Технология анализа публицистического текста. Создание на основе
исходного текста собственного сочинения-рассуждения, в котором используются материалы текста – образца;
вычленение необходимой информации из исходного текста; планирование собственного сочинения-рассуждения –

каждой его смысловой части – на основе текста-образца; написание и анализ сочинения-рассуждения (развёрнутого
ответа-рассуждения на проблемный вопрос) определённого объёма.
План. Тезисы. Краткий конспект. Подробный конспект. План. Виды планов: вопросный, назывной, тезисный,
цитатный, план-опорная схема.
Конспект. Краткий и подробный конспект. Последовательность действий при составлении конспекта.
Формы изложения авторской позиции в тексте. Формы чужой речи в тексте. Логико-смысловой анализ текста.
Основные логические ошибки и способы их устранения.
2. Принципы работы над сочинением
Композиция сочинения по тексту. Выражение собственного мнения и способы его аргументации. Речевые нормы.
Грамматические нормы. Редактирование.
3. Теория и практика написания сочинения разных жанров
Аннотация. Портретный очерк. Рецензия.

Рецензия на публицистический источник. Структура рецензии.

Последовательность работы над рецензией.
Технология написания статьи. Композиция и языковые особенности статьи. Сочинению публицистического жанра.
Дневник. Путешествие.
Технология написания письма в газету.
Сочинение-рассуждение на основе публицистического текста. Сочинение-рассуждение на основе художественного
текста.
Технология написания сочинения на лингвистическую тему. Модель сочинения на лингвистическую тему.

Представление содержания теоретического раздела в виде таблицы, схемы, алгоритма, опорного сигнала.
Предполагаемые результаты
Учащиеся должны уметь:
 анализировать и критически осмысливать авторский текст;
 оперировать единицами и понятиями разных уровней исследования языка – языка как структуры и как
коммуникативной системы;
 создавать свои аналитические тексты;
 пользоваться научным методом (выделение проблемы, выбор метода и путей анализа текста);
 самостоятельно знакомиться с художественными текстами и осознанного восприятия их во всем многообразии
используемых авторами языковых и структурно-семантических средств, а также для оценки их эстетической
значимости.
Тематическое планирование по учебному курсу «Теория и практика написания сочинений разных жанров» в 10-11 классах
1 час в неделю, всего 68 часов

№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Строение текста

Кол-во часов
всего
КР ПР/
ЛР/
РР

Основные виды деятельности обучающихся

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

1.1

Базовые
текстоведческие
понятия

4

1.2

Роль ключевых слов
в
построении
смысловой
части
текста
Системный
анализ
текста
перед
созданием
рассуждения на его
основе
Ответ-рассуждение
на
проблемный
вопрос. Технология
анализа
публицистического
текста
Системный
анализ
текста.
План.
Тезисы.
Краткий
конспект. Подробный
конспект
Формы
изложения
авторской позиции в
тексте
Формы чужой речи в
тексте

2

1.8

Логико-смысловой
анализ текста

2

1.9

Основные
логические ошибки и
способы
их

2

1.3

1.4

1.5

1.6
1.7

3

1

3

1

5

2
2
1

Совершенствование речевой деятельности, развитие
общей речевой культуры учащихся строится на
базовом уровне прежде всего на основе усвоения
элементов современной теории речевого общения,
теории речевой деятельности.
Умение адекватно воспринимать устную и
письменную речь, точно, правильно, логично,
выразительно излагать свою точку зрения,
соблюдать нормы устной и письменной речи,
извлекать необходимую информацию из разных
источников, осмысливать цель чтения,
систематизировать информацию и предъявлять ее
различными способами.
Умение формулировать проблему, выдвигать
аргументы, определять основную и второстепенную
информацию.

http://www.edu.ru
http://www.profile-edu.ru
http://www.ege.edu.ru
http://festival.1september.ru/article
s/509353

устранения
Итого

25

1

2

Принципы работы над сочинением

2.1

Композиция
сочинения по тексту

2

2.2

Выражение
собственного мнения
и
способы
его
аргументации
Речевые нормы

2

2.4

Грамматические
нормы

2

2.5

Редактирование

1

Итого

9

2.3

1

2

1

Теория и практика написания сочинения разных жанров

Осознавать русский язык как духовную,
нравственную и культурную ценность народа; как
возможность приобщения к ценностям
национальной и мировой культуры. Использовать
разные виды чтения с выборочным извлечением
информации в зависимости от коммуникативной
установки. Извлекать необходимую информацию из
различных источников: учебно-научных текстов,
справочной литературы, средств массовой
информации, в том числе представленных в
электронном виде на различных информационных
носителях. Владеть приемами информационной
переработки прочитанных и прослушанных текстов
и представлять их в виде развернутых планов,
выписок, конспектов, рефератов
Умение строить логическую цепь рассуждения,
извлекать необходимую информацию.
Умение формулировать проблему, находить
аргументы, осуществлять самоконтроль, самооценка,
самокоррекцию.

http://www.edu.ru
http://www.profile-edu.ru
http://www.ege.edu.ru
http://festival.1september.ru/article
s/509353

3.1

3.2
3.3
3.4

3.5

3.6
3.7

3.8

3.9

Сочинения
публицистических
жанров. Аннотация.
Отзыв
Портретный очерк

4

Рецензия. Рецензия
на публицистический
источник
Технология
написания
статьи.
Композиция
и
языковые
особенности статьи
Сочинению
публицистического
жанра.
Дневник.
Путешествие
Технология
написания письма в
газету
Сочинениерассуждение
на
основе
публицистического
текста
Сочинениерассуждение
на
основе
художественного
текста
Технология
написания сочинения
на лингвистическую
тему

3

1

2
1

3

5

1

2
4

4

3

1

Иметь представление о понятиях «язык» и «речь»,
основных особенностях чтения, говорения, письма.
Редактировать собственные
тексты. Создавать устные и письменные
монологические и диалогические высказывания
различных типов и жанров в учебно-научной (на
материале изучаемых учебных дисциплин),
социально-культурной и деловой сферах общения.
Иметь представление об основных
классификационных признаках выделения
функциональных разновидностей языка, о
функционально-стилевой дифференциации
современного русского литературного языка.

http://www.edu.ru
http://www.profile-edu.ru
http://www.ege.edu.ru
http://festival.1september.ru/article
s/509353

3.10

Представление
содержания
теоретического
раздела
в
виде
таблицы,
схемы,
алгоритма, опорного
сигнала
Итого

3

34

1

3

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».