Программа элективного курса по русскому языку «Теория и практика написания сочинений разных жанров» 10 – 11 классы Пояснительная записка Программа элективного курса составлена на основе авторской программы Л.Д.Беднарской «Современные технологии развития речи». В настоящее время методологической основой программ среднего (полного) образования является системнодеятельностный, т.е. компетентностный, подход. Сегодня цели и результаты образования выступают в виде характеристик сформированности познавательных и личностных способностей на базе усвоения знаний. Деятельностный подход позволяет сформулировать основные результаты обучения и воспитания в терминах ключевых задач и универсальных учебных действий, определяющих способность личности постоянно учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира. Модель современного образования, включающая репродуктивный и продуктивный уровни познания: языковая компетенция – эвристическая работа с данным текстом – творение собственного текста (высказывания) устного или письменного на базе текста-образца, – диктует новые подходы и технологии развития речи. Эти технологии образуют единую систему развития речи от начальной школы до итогового контроля в 9-х и 11-х классах. Целью элективного курса является системное изложение теоретических и практических основ обучения устному и письменному рассуждению в современной школе, совершенствования навыка написания сочинений разных жанров. Задачи курса: – научить системной эвристической работе с текстом во всех формах, предусмотренных школьным образованием; – дать учащимся системные теоретические основы для осознанного создания рассуждения в устной и письменной форме на любую тему по любому предмету школьного курса; – совершенствовать навык написания творческих работ (сочинений-рассуждений, ответов на проблемный вопрос, рецензий и т.д.). Курс предназначен для учащихся 10 – 11 классов и рассчитан на 68 часов. Содержание программы 1. Строение текста Базовые текстоведческие понятия. Основные признаки текста (смысловая цельность и структурная связность). Типы текста – повествование, описание и рассуждение. Структура текста – цепная и параллельная. Структура рассуждения: тезис, аргументы, вывод – его смысловые части. Различение понятий смысловая часть и абзац. Понятие о рамке текста. Роль ключевых слов в построении смысловой части текста. Ключевые слова - основа структуры произведения любой сложности и любого стиля. Выделение ключевых слов и пересказ текста. Формулирование и раскрытие темы текста с опорой на ключевые слова – их логическую цепочку. Системный анализ текста перед созданием рассуждения на его основе. Темы, микротема, их логическая иерархия. Структурная связность текста. Языковых средства воплощения текста. Ответ-рассуждение на проблемный вопрос. Технология анализа публицистического текста. Создание на основе исходного текста собственного сочинения-рассуждения, в котором используются материалы текста – образца; вычленение необходимой информации из исходного текста; планирование собственного сочинения-рассуждения – каждой его смысловой части – на основе текста-образца; написание и анализ сочинения-рассуждения (развёрнутого ответа-рассуждения на проблемный вопрос) определённого объёма. План. Тезисы. Краткий конспект. Подробный конспект. План. Виды планов: вопросный, назывной, тезисный, цитатный, план-опорная схема. Конспект. Краткий и подробный конспект. Последовательность действий при составлении конспекта. Формы изложения авторской позиции в тексте. Формы чужой речи в тексте. Логико-смысловой анализ текста. Основные логические ошибки и способы их устранения. 2. Принципы работы над сочинением Композиция сочинения по тексту. Выражение собственного мнения и способы его аргументации. Речевые нормы. Грамматические нормы. Редактирование. 3. Теория и практика написания сочинения разных жанров Аннотация. Портретный очерк. Рецензия. Рецензия на публицистический источник. Структура рецензии. Последовательность работы над рецензией. Технология написания статьи. Композиция и языковые особенности статьи. Сочинению публицистического жанра. Дневник. Путешествие. Технология написания письма в газету. Сочинение-рассуждение на основе публицистического текста. Сочинение-рассуждение на основе художественного текста. Технология написания сочинения на лингвистическую тему. Модель сочинения на лингвистическую тему. Представление содержания теоретического раздела в виде таблицы, схемы, алгоритма, опорного сигнала. Предполагаемые результаты Учащиеся должны уметь: анализировать и критически осмысливать авторский текст; оперировать единицами и понятиями разных уровней исследования языка – языка как структуры и как коммуникативной системы; создавать свои аналитические тексты; пользоваться научным методом (выделение проблемы, выбор метода и путей анализа текста); самостоятельно знакомиться с художественными текстами и осознанного восприятия их во всем многообразии используемых авторами языковых и структурно-семантических средств, а также для оценки их эстетической значимости. Тематическое планирование по учебному курсу «Теория и практика написания сочинений разных жанров» в 10-11 классах 1 час в неделю, всего 68 часов № п/п Наименование разделов и тем программы Строение текста Кол-во часов всего КР ПР/ ЛР/ РР Основные виды деятельности обучающихся Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1.1 Базовые текстоведческие понятия 4 1.2 Роль ключевых слов в построении смысловой части текста Системный анализ текста перед созданием рассуждения на его основе Ответ-рассуждение на проблемный вопрос. Технология анализа публицистического текста Системный анализ текста. План. Тезисы. Краткий конспект. Подробный конспект Формы изложения авторской позиции в тексте Формы чужой речи в тексте 2 1.8 Логико-смысловой анализ текста 2 1.9 Основные логические ошибки и способы их 2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 3 1 3 1 5 2 2 1 Совершенствование речевой деятельности, развитие общей речевой культуры учащихся строится на базовом уровне прежде всего на основе усвоения элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности. Умение адекватно воспринимать устную и письменную речь, точно, правильно, логично, выразительно излагать свою точку зрения, соблюдать нормы устной и письменной речи, извлекать необходимую информацию из разных источников, осмысливать цель чтения, систематизировать информацию и предъявлять ее различными способами. Умение формулировать проблему, выдвигать аргументы, определять основную и второстепенную информацию. http://www.edu.ru http://www.profile-edu.ru http://www.ege.edu.ru http://festival.1september.ru/article s/509353 устранения Итого 25 1 2 Принципы работы над сочинением 2.1 Композиция сочинения по тексту 2 2.2 Выражение собственного мнения и способы его аргументации Речевые нормы 2 2.4 Грамматические нормы 2 2.5 Редактирование 1 Итого 9 2.3 1 2 1 Теория и практика написания сочинения разных жанров Осознавать русский язык как духовную, нравственную и культурную ценность народа; как возможность приобщения к ценностям национальной и мировой культуры. Использовать разные виды чтения с выборочным извлечением информации в зависимости от коммуникативной установки. Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях. Владеть приемами информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде развернутых планов, выписок, конспектов, рефератов Умение строить логическую цепь рассуждения, извлекать необходимую информацию. Умение формулировать проблему, находить аргументы, осуществлять самоконтроль, самооценка, самокоррекцию. http://www.edu.ru http://www.profile-edu.ru http://www.ege.edu.ru http://festival.1september.ru/article s/509353 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 Сочинения публицистических жанров. Аннотация. Отзыв Портретный очерк 4 Рецензия. Рецензия на публицистический источник Технология написания статьи. Композиция и языковые особенности статьи Сочинению публицистического жанра. Дневник. Путешествие Технология написания письма в газету Сочинениерассуждение на основе публицистического текста Сочинениерассуждение на основе художественного текста Технология написания сочинения на лингвистическую тему 3 1 2 1 3 5 1 2 4 4 3 1 Иметь представление о понятиях «язык» и «речь», основных особенностях чтения, говорения, письма. Редактировать собственные тексты. Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения. Иметь представление об основных классификационных признаках выделения функциональных разновидностей языка, о функционально-стилевой дифференциации современного русского литературного языка. http://www.edu.ru http://www.profile-edu.ru http://www.ege.edu.ru http://festival.1september.ru/article s/509353 3.10 Представление содержания теоретического раздела в виде таблицы, схемы, алгоритма, опорного сигнала Итого 3 34 1 3 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)