РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Графический дизайн» для обучающихся 11 классов среднего общего образования Составитель: Куприянова Н.А. Лебедева М.В. Тюмень, 2023 1 Пояснительная записка Курс «Графический дизайн» разработан для занятий с обучающимся старших классов, с целью создания условий для раскрытия содержания профессиональной художественно-графической деятельности дизайна. На основе формирования целостной картины мира, знакомство обучающихся с большим миром компьютерного дизайна. Данный курс способствует формированию практических художественно-графических навыков творческой деятельности, расширяет представление в различных областях дизайна, знакомит с основными методами художественного проектирования, формируются навыки работы на компьютере, в процессе учебы создается адекватная самооценка собственной профессиональной значимости. Программа рассчитана на 68 часов. Эффективным средством связи теории с практикой являются графические, практические, проектные работы, которые побуждают обучающихся к применению знаний в творческой деятельности, изобретательности. Интегрированный курс «Графический дизайн» строится и реализуется на материале мировой художественной культуры, декоративно-прикладного искусства, компьютерной графики, черчения и дизайна. Его содержание – предметная интеграция. В условиях повышения роли человеческого фактора большое значение приобретает проектная деятельность, целью которой является формирование функциональных и эстетических качеств предметной среды, в которой живет и работает человек. Создание промышленных изделий, комплексов и предметов быта, отвечающих эксплуатационным, композиционным и эстетическим характеристикам, не может быть осуществлено без графического оформления замыслов художника-конструктора (дизайнера) в непосредственном контакте с инженером, технологом, экономистом, экологом, и др. В этой связи особую значимость приобретает изучение курса «Графический дизайн», который является составной частью их эстетической и трудовой политехнической подготовки. Актуальность данного курса заключается в том, что он способствует формированию целостной картины мира у школьников в подростковом возрасте, позволяет им определить свое место в мире для его деятельностного изменения. Новизна концепции базируется на следующих принципах: Общекультурная; Целостность формирования дизайнерского мышления; Вариативность содержания, многообразие и разнообразие форм и методов, максимальное творчество обучающихся. Педагогическая целенаправленность: Знания, полученные при изучении курса «Графический дизайн», обучающиеся могут использовать при создании рекламной продукции, смогут решать поставленные задачи по дизайнерским разработкам и т.д. Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса «Графический дизайн», являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области дизайнерского искусства с использованием графики. Место курса в образовательном процессе: Система образования призвана способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества. Одна из задач – содействовать воспитанию нового поколения, которое будет отвечать запросам современного общества. . 2 Цели курса: Создание условий для раскрытия содержания профессиональной художественно-графической деятельности дизайна на основе формирования целостной картины мира, познакомить с большим миром компьютерного дизайна, помочь выбрать свое направление, способствовать адаптации в современных социально-экономических условиях. формирование компетенций и систематизация знаний в области использования информационных технологий на уровне квалифицированного пользователя; формирование навыков в работе с персональным компьютером, с различными операционными системами и программным обеспечением; освоение приемов и навыков графического проектирования имоделирования произведений печати; изучение и освоение методов практической работы, позволяющихрешать любые творческие задачи при выполнении дизайн-проектов; В результате освоения учебной дисциплины учащийся должен знать: законы композиции; современные принципы, методы и приемы работы с объектами в векторном и растровом графическом редакторе. основные правила и принципы типографского набора; В результате освоения учебной дисциплины учащийся должен уметь: использовать графические средства для достижения образной выразительности типографики. В результате освоения учебной дисциплины учащийся должен владеть: различными графическими техниками при выполнении проектов; терминологией; основными методами композиционного построения; Задачи курса: Основными задачами программы являются: Образовательные: научить основным навыкам работы с компьютером; научить сохранять и обрабатывать информацию на персональном компьютере; познакомить с основными методами художественного проектирования; обучить чтению и выполнению различных видов графических изображений, повысить графическую культуру; развивать образное мышление и пространственное представление, имеющее важное значение в художественно-конструкторском творчестве. формировать интерес и положительную мотивацию школьников к направлению дизайна, возникновению меж предметной интеграции через работу над конкретными творческими проектами. сформировать навыки работы на компьютере, которые позволяют решать поставленные задачи по дизайнерским разработкам, а также способствуют формированию качества творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, реально оценивающей результаты этапов выполнения своей работы. сформировать адекватную самооценку собственной профессиональной значимости, привлечь его внимание к общественному статусу работника, чья профессия связана с компьютерной графикой. дать обучающимся первое представление о дизайне, как специфической художественно-творческой конструкторской деятельности 3 человека; формировать практические навыки художественно-графической творческой деятельности в соответствии с законами организации целостной эстетической среды жизни человека; расширить представление в различных областях дизайна; раскрыть специфику изобразительно-выразительных средств в дизайне, способствовать формированию технического мышления и пространственных представлений творческого воображения, художественно-конструкторских способностей; формировать главную эстетическую потребность - создавать вокруг себя гармоничное пространство, как основу будущей профессии; научить работать с программами; научить применять новые информационные технологи. Развивающие: развитие профессиональных навыков; развитие мелкой моторки рук; развитие логического мышления; раскрытие творческого потенциала обучающихся; развитие коммуникативных способностей. Воспитательные: воспитание адекватного отношения к самому себе и к обществу; формирование мировоззрения, взглядов и убеждений; воспитание информационной культуры обучающихся. В процессе изучения данного курса учащиеся рассмотрят вопросы организации предметной среды, приобщатся к проектной деятельности, позволяющей более грамотно подходить к эстетике бытовой среды, рабочей зоны, зоны отдыха и т. п. Программа включает в себя общие сведения о графических изображениях, применяемых в практической деятельности, теоретические основы получения и рациональные приемы их выполнения при отображении различных объектов труда, быта и отдыха людей. Важное место при этом отводится ознакомлению школьников с видами проектной компьютерной графики, принципами типографики, современными способами организации инженерно-конструкторского труда, ролью ПК в создании чертежей и другой технической документации. Эффективным средством связи теории с практикой являются графические и практические работы, которые побуждают обучающихся к применению знаний в творческой деятельности, оригинальности мысли, смелости решений и изобретательности. В программе дается примерный перечень таких заданий, как: изменение и усовершенствование формы предметов, расширение их функциональных свойств, улучшение внешнего вида; чтение и выполнение различных видов изображений; моделирование изделий, интерьера, объектов, размещенных в открытом пространстве. На графические и практические работы по каждой теме следует отводить не менее 75% учебного времени. Содержание и количество этих работ подбирает и устанавливает педагог. При этом рекомендуется избегать излишне громоздких, трудоемких и отвлеченных заданий. Учитывая специфику предмета и его эстетическую и гуманистическую направленность, большое значение в обучении приобретают встречи школьников со специалистами в области дизайна; посещения выставок, экскурсии в отделы технической эстетики, просмотры фильмов; проведение олимпиад, конкурсов, выставок лучших работ и т. д. Данная программа реализуется в течении двух лет в количестве 68 часов. Данный материал курса относится к области компьютерных информационных технологий – технологии работы с графической информацией. 4 Материал данного курса вводит учащихся в мир компьютерной графики. Программы, с помощью которых на компьютере получается трехмерное реалистическое изображение, изобилуют математическими расчетами. Программирование графики – одна из самых сложных областей в современном программировании. Благодаря существованию прикладных графических пакетов, компьютерная графика стала доступна широкому кругу пользователей. Основным методом обучения данному курсу является организация индивидуальной творческой работы по созданию мини-проектов. Занятия включают лекционную и практическую часть. Практическая часть курса организована в форме занятий. Важной составляющей каждого занятия является самостоятельная работа обучающихся. Теоретическую и прикладную часть курса необходимо изучать параллельно, чтобы сразу же закреплять теоретические вопросы на практике. В конце обучения одной из форм контроля может являться публичная защита работ, что позволяет всему коллективу участвовать в обсуждении результатов работы и оценивании. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы Программа элективного курса "Графический дизайн" носит теоретический и практический характер, рассчитанный на 68 часов. Успешность занятий определяется сотрудничеством обучающихся и педагога. Начальная ступень - обучающий процесс. В дальнейшем при овладении обучающимися основными навыками работы с компьютером, программами архивирования данных, с программами из пакета Microsoft Office, а также Paint.net, Inkscape, Blender, Gimp процесс переходит в творческий и развивающийся. Для успешной реализации программы, на занятиях используются следующие формы: групповая; индивидуальная; работа в микрогруппах. Предметные результаты освоения программы: научить основным навыкам работы с компьютером; научить сохранять и обрабатывать информацию на персональном компьютере; научить работать с различными графическими программами научить применять новые информационные технологи. Метапредметные: развитие профессиональных навыков; развитие мелкой моторки рук; развитие логического мышления; раскрытие творческого потенциала обучающихся; развитие коммуникативных способностей. Личностные: воспитание адекватного отношения к самому себе и к обществу; формирование мировоззрения, взглядов и убеждений; воспитание информационной культуры обучающихся. 5 Тематическое планирование 10 класс. Раздел Раздел 2. Слои – 6 часов Основные виды деятельности обучающихся 1 Paint.net, Inkscape, Microsoft Publisher, Blender, Gimp Правила работы и терминология. развитие визуально-пространственного мышления как способа освоения существующих образцов искусства дизайна и творческого проектирования новых дизайнерских объектов; 2 Знакомство с интерфейсом. 3 Работа с документом. Размеры и цветность изображения. 4 Работа со слоями. 5 Эллиптическое выделение. 6 Волшебная палочка. Лассо. 7 накопление учащимися опыта художественно-дизайнерской деятельности, приобретаемого и закрепляемого в процессе освоения учебного курса; · освоение в процессе приобретения новых знаний по курсу и практической творческой деятельности основ формообразования, языковых основ искусства дизайна (точка, пятно, линия, цвет, объём, ритм и т. д.); накопление учащимися опыта художественно-дизайнерской деятельности, приобретаемого и закрепляемого в процессе освоения учебного курса; · освоение в процессе приобретения новых знаний по курсу и практической творческой деятельности основ формообразования, языковых основ искусства дизайна (точка, пятно, линия, цвет, объём, ритм и т. д.); накопление учащимися опыта художественно-дизайнерской деятельности, приобретаемого и закрепляемого в процессе освоения учебного курса; · освоение в процессе приобретения новых знаний по курсу и практической творческой деятельности основ формообразования, языковых основ искусства дизайна (точка, пятно, линия, цвет, объём, ритм и т. д.); накопление учащимися опыта художественно-дизайнерской деятельности, приобретаемого и закрепляемого в процессе освоения учебного курса; · освоение в процессе приобретения новых знаний по курсу и практической творческой деятельности основ формообразования, языковых основ искусства дизайна (точка, пятно, линия, цвет, объём, ритм и т. д.); накопление учащимися опыта художественно-дизайнерской деятельности, приобретаемого и закрепляемого в процессе освоения учебного курса; · освоение в процессе приобретения новых знаний по курсу и практической творческой деятельности основ формообразования, языковых основ искусства дизайна (точка, пятно, линия, цвет, объём, ритм и т. д.); накопление учащимися опыта художественно-дизайнерской деятельности, приобретаемого и закрепляемого в процессе освоения учебного курса; · освоение в процессе приобретения новых знаний по курсу и практической творческой деятельности основ Введение в курс – 1 час Основное назначение программ Раздел 1. Знакомство с интерфейсом Paint.net – 3 часа Номер занятия Тема занятия 6 Раздел 3. Работа с цветом – 2 часа Раздел 4. Инструменты рисования – 6 часов Трансформация объектов. 8 Слияние слоёв. Режимы наложения пикселей. 9 Эффекты слоёв. 10 Управление цветом. 11 Заливка. Градиентная заливка. 12 Инструменты рисования. 13 Специальные кисти. 14 Создание, настройка и использование кистей. 15 формообразования, языковых основ искусства дизайна (точка, пятно, линия, цвет, объём, ритм и т. д.); накопление учащимися опыта художественно-дизайнерской деятельности, приобретаемого и закрепляемого в процессе освоения учебного курса; · освоение в процессе приобретения новых знаний по курсу и практической творческой деятельности основ формообразования, языковых основ искусства дизайна (точка, пятно, линия, цвет, объём, ритм и т. д.); накопление учащимися опыта художественно-дизайнерской деятельности, приобретаемого и закрепляемого в процессе освоения учебного курса; · освоение в процессе приобретения новых знаний по курсу и практической творческой деятельности основ формообразования, языковых основ искусства дизайна (точка, пятно, линия, цвет, объём, ритм и т. д.); накопление учащимися опыта художественно-дизайнерской деятельности, приобретаемого и закрепляемого в процессе освоения учебного курса; · освоение в процессе приобретения новых знаний по курсу и практической творческой деятельности основ формообразования, языковых основ искусства дизайна (точка, пятно, линия, цвет, объём, ритм и т. д.); накопление учащимися опыта художественно-дизайнерской деятельности, приобретаемого и закрепляемого в процессе освоения учебного курса; · освоение в процессе приобретения новых знаний по курсу и практической творческой деятельности основ формообразования, языковых основ искусства дизайна (точка, пятно, линия, цвет, объём, ритм и т. д.); накопление учащимися опыта художественно-дизайнерской деятельности, приобретаемого и закрепляемого в процессе освоения учебного курса; · освоение в процессе приобретения новых знаний по курсу и практической творческой деятельности основ формообразования, языковых основ искусства дизайна (точка, пятно, линия, цвет, объём, ритм и т. д.); накопление учащимися опыта художественно-дизайнерской деятельности, приобретаемого и закрепляемого в процессе освоения учебного курса; · освоение в процессе приобретения новых знаний по курсу и практической творческой деятельности основ формообразования, языковых основ искусства дизайна (точка, пятно, линия, цвет, объём, ритм и т. д.); накопление учащимися опыта художественно-дизайнерской деятельности, приобретаемого и закрепляемого в процессе освоения учебного курса; · освоение в процессе приобретения новых знаний по курсу и практической творческой деятельности основ формообразования, языковых основ искусства дизайна (точка, пятно, линия, цвет, объём, ритм и т. д.); накопление учащимися опыта художественно-дизайнерской деятельности, приобретаемого и закрепляемого в процессе освоения учебного курса; · освоение в процессе приобретения новых знаний 7 Создание и применение кисти. 16 Текстура. 17 Применение текстуры. 18 Раздел 5. Шрифты – 1 час Работа с текстом 19 Раздел 6. Контуры – 4 часа Линии Безье. 20 Работа с контурами. 21 Стандартные формы и библиотека контуров. 22 Применение контуров. 23 по курсу и практической творческой деятельности основ формообразования, языковых основ искусства дизайна (точка, пятно, линия, цвет, объём, ритм и т. д.); накопление учащимися опыта художественно-дизайнерской деятельности, приобретаемого и закрепляемого в процессе освоения учебного курса; · освоение в процессе приобретения новых знаний по курсу и практической творческой деятельности основ формообразования, языковых основ искусства дизайна (точка, пятно, линия, цвет, объём, ритм и т. д.); накопление учащимися опыта художественно-дизайнерской деятельности, приобретаемого и закрепляемого в процессе освоения учебного курса; · освоение в процессе приобретения новых знаний по курсу и практической творческой деятельности основ формообразования, языковых основ искусства дизайна (точка, пятно, линия, цвет, объём, ритм и т. д.); накопление учащимися опыта художественно-дизайнерской деятельности, приобретаемого и закрепляемого в процессе освоения учебного курса; · освоение в процессе приобретения новых знаний по курсу и практической творческой деятельности основ формообразования, языковых основ искусства дизайна (точка, пятно, линия, цвет, объём, ритм и т. д.); накопление учащимися опыта художественно-дизайнерской деятельности, приобретаемого и закрепляемого в процессе освоения учебного курса; · освоение в процессе приобретения новых знаний по курсу и практической творческой деятельности основ формообразования, языковых основ искусства дизайна (точка, пятно, линия, цвет, объём, ритм и т. д.); накопление учащимися опыта художественно-дизайнерской деятельности, приобретаемого и закрепляемого в процессе освоения учебного курса; · освоение в процессе приобретения новых знаний по курсу и практической творческой деятельности основ формообразования, языковых основ искусства дизайна (точка, пятно, линия, цвет, объём, ритм и т. д.); накопление учащимися опыта художественно-дизайнерской деятельности, приобретаемого и закрепляемого в процессе освоения учебного курса; · освоение в процессе приобретения новых знаний по курсу и практической творческой деятельности основ формообразования, языковых основ искусства дизайна (точка, пятно, линия, цвет, объём, ритм и т. д.); накопление учащимися опыта художественно-дизайнерской деятельности, приобретаемого и закрепляемого в процессе освоения учебного курса; · освоение в процессе приобретения новых знаний по курсу и практической творческой деятельности основ формообразования, языковых основ искусства дизайна (точка, пятно, линия, цвет, объём, ритм и т. д.); накопление учащимися опыта художественно-дизайнерской деятельности, приобретаемого и закрепляемого в процессе освоения 8 Раздел 7. Фильтры – 2 часа Раздел 8. Работа с изображением – 3 часа Практикум – 6 часов Специальные эффекты. 24 Фильтры. 25 Установка параметров документа. 26 Ретушь. 27 Каналы и маски. 28 Практическая работа «Коллаж» 29 Практическая работа «Реклама» 30 Практическая работа «Бейдж» 31 Практическая работа «Логотип» 32 Практическая работа «Окраска чёрно-белой фотографии» Практическая работа «Окраска чёрно-белой фотографии» 33 34 учебного курса; · освоение в процессе приобретения новых знаний по курсу и практической творческой деятельности основ формообразования, языковых основ искусства дизайна (точка, пятно, линия, цвет, объём, ритм и т. д.); накопление учащимися опыта художественно-дизайнерской деятельности, приобретаемого и закрепляемого в процессе освоения учебного курса; · освоение в процессе приобретения новых знаний по курсу и практической творческой деятельности основ формообразования, языковых основ искусства дизайна (точка, пятно, линия, цвет, объём, ритм и т. д.); накопление учащимися опыта художественно-дизайнерской деятельности, приобретаемого и закрепляемого в процессе освоения учебного курса; · освоение в процессе приобретения новых знаний по курсу и практической творческой деятельности основ формообразования, языковых основ искусства дизайна (точка, пятно, линия, цвет, объём, ритм и т. д.); накопление учащимися опыта художественно-дизайнерской деятельности, приобретаемого и закрепляемого в процессе освоения учебного курса; · освоение в процессе приобретения новых знаний по курсу и практической творческой деятельности основ формообразования, языковых основ искусства дизайна (точка, пятно, линия, цвет, объём, ритм и т. д.); накопление учащимися опыта художественно-дизайнерской деятельности, приобретаемого и закрепляемого в процессе освоения учебного курса; · освоение в процессе приобретения новых знаний по курсу и практической творческой деятельности основ формообразования, языковых основ искусства дизайна (точка, пятно, линия, цвет, объём, ритм и т. д.); накопление учащимися опыта художественно-дизайнерской деятельности, приобретаемого и закрепляемого в процессе освоения учебного курса; · освоение в процессе приобретения новых знаний по курсу и практической творческой деятельности основ формообразования, языковых основ искусства дизайна (точка, пятно, линия, цвет, объём, ритм и т. д.); Применение полученных знаний и умений для создания своей особенной открытки или календаря. Дизайн грамоты, буклета. Применение полученных знаний и умений для создания своей особенной открытки или календаря. Дизайн грамоты, буклета. Применение полученных знаний и умений для создания своей особенной открытки или календаря. Дизайн грамоты, буклета. Применение полученных знаний и умений для создания своей особенной открытки или календаря. Дизайн грамоты, буклета. Применение полученных знаний и умений для создания своей особенной открытки или календаря. Дизайн грамоты, буклета. Применение полученных знаний и умений для создания своей особенной открытки или календаря. Дизайн грамоты, буклета. 9 Раздел Введение в типографику 1 час. Раздел 1. Техника типографики – 3 часа Раздел 2. Шрифт как основа типографики - 7 часов Тематическое планирование 11 класс. Номер Тема занятия занятия Основные понятия в типографике 1 Техника типографики Типографическое оформление текста зависит от нескольких составляющих: Содержание. Назначение текста. Носители текста. 2 Типографическое оформление текста зависит от нескольких составляющих: Содержание. Назначение текста. Носители текста. История возникновения шрифта. Классификация шрифтов. Виды шрифтов. Композиционные схемы использования шрифтов Особенности использования различных шрифтов и композиционных схем в различных ситуациях. Способы создания шрифта. Модуль и модульная сетка. Комплексная система графики шрифтовых знаков и техники их исполнения. Построение вручную на бумаге по 3 знака 2-х видов шрифта (рубленый - гротеск, контрастный - антиква). Графика буквы. Структуры буквы. Графика слова. Этапы построения слова с помощью композиционных средств шрифтового дизайна Создание шрифтовых композиций. 3-4 5 6 Основные виды деятельности обучающихся развитие визуально-пространственного мышления как способа освоения существующих образцов искусства дизайна и творческого проектирования новых дизайнерских объектов; накопление учащимися опыта художественно-дизайнерской деятельности, приобретаемого и закрепляемого в процессе освоения учебного курса; · освоение в процессе приобретения новых знаний по курсу и практической творческой деятельности основ формообразования, языковых основ искусства дизайна (точка, пятно, линия, цвет, объём, ритм и т. д.); накопление учащимися опыта художественно-дизайнерской деятельности, приобретаемого и закрепляемого в процессе освоения учебного курса; · освоение в процессе приобретения новых знаний по курсу и практической творческой деятельности основ формообразования, языковых основ искусства дизайна (точка, пятно, линия, цвет, объём, ритм и т. д.); 7 8 Развитие художественного вкуса, умение создать свой личный или семейный логотип. 9-10 Развитие художественного вкуса, умение создать свой личный или семейный логотип 11 Развитие художественного вкуса, умение создать свой личный или семейный логотип 12 Развитие художественного вкуса, умение создать свой личный или семейный логотип 10 Раздел 3. Стилевые особенности типографики - 3 часа Раздел 4. Создание календарей и открыток в Microsoft Publisher – 10 часов. Практикум – 9 часов Письмо и печать как две различные, несовместимые техники. Взаимоотношение печати и письма. Письмо (написание шрифтового знака) Практическая работа «Создание стиля» 13 Развитие художественного вкуса, умение создать свой личный или семейный логотип 14 Практическая работа «Создание стиля» 13 Интерфейс и возможности программы 16 Развитие художественного вкуса, умение создать свой личный или семейный логотип Развитие художественного вкуса, умение создать свой личный или семейный логотип Применение полученных знаний и умений для создания своей особенной открытки или календаря. Дизайн грамоты, буклета. Применение полученных знаний и умений для создания своей особенной открытки или календаря. Дизайн грамоты, буклета. Применение полученных знаний и умений для создания своей особенной открытки или календаря. Дизайн грамоты, буклета. Применение полученных знаний и умений для создания своей особенной открытки или календаря. Дизайн грамоты, буклета. Применение полученных знаний и умений для создания своей особенной открытки или календаря. Дизайн грамоты, буклета. Применение полученных знаний и умений для создания своей особенной открытки или календаря. Дизайн грамоты, буклета. Применение полученных знаний и умений для создания своей особенной открытки или календаря. Дизайн грамоты, буклета. Применение полученных знаний и умений для создания своей особенной открытки или календаря. Дизайн грамоты, буклета. Применение полученных знаний и умений для создания своей особенной открытки или календаря. Дизайн грамоты, буклета. Применение полученных знаний и умений для создания своей особенной открытки или календаря. Дизайн грамоты, буклета. Microsoft Publisher Создание календаря. 17 Практическая работа «Многостраничный календарь» 18 Создание открытки. 19 Практическая работа «Поздравительная открытка» 20 Создание грамот и приглашений 21 Практическая работа «Грамота» 22 Создание буклета. 23 Практическая работа «Реклама тура» 24 Выполнение проектной работы: «Создание журнала» 25-33 Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения элективного курса «Графический дизайн на базовом уровне ученик должен знать: основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи графических объектов различного типа с помощью современных программных средств и технологий; уметь: 11 оперировать различными технологиями построения графических объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами; иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий; создавать графические объекты сложной структуры; соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: эффективного применения доступных программных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании; соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией; Литература: 1) «Программы образовательных учреждений. Технология и трудовое обучение 1-4,5-11 классы» Москва. «Просвещение» 2009г. 2) Королькова А. Живая типографика. - М.: IndexMarket, 2007. 3) Кнабе Г.А. Энциклопедия дизайнера печатной продукции / Г. А. Кна- бе. - М.: Вильямс, 2006. - 736 с.: ил. - (Профессиональная работа). 4) 1000 способов шрифтового дизайна [Текст]: шрифты, достигшие совершенства.: пер. с англ. / Wilson Harvey/ Loewy; дизайн P. Burgess, B. Wood. - М.: РИП-Холдинг, 2005. - 297, [30] c.: ил. - Пер. изд.: Rockport Publishers, Inc., U.S., 2005. 5) Водчиц С.С. Эстетика пропорций в дизайне. Система книжных пропорций: учебное пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 052400 «Дизайн» / С.С. Водчиц. - М.: Техносфера, 2005. - 416 с.: ил.,[16цв. ил.] - (Мир дизайна). 6) Булгаков Ф.И. Иллюстрированная история книгопечатания и типографскаго искусства: в 2 т. Т. 1: С изобретения книгопечатания по 7) Ахти Индов. Оптический орнамент.- Рига.1995. 8) Бесчастнов Н.П. Черно – белая графика. - М. Владос.2002. 12 9) Демчев П.Г., Черемных Г.В. Художественное оформление в школе.-М.Владос.2004. 10) Джон Доме. Энциклопедия знаков и символов. – М. Вече-АСТ. 1997. 11) Мусорин М.К. Фотография.- М.Владос.2003. 12) Панкратов Ф.Г. Рекламная деятельность. - М. Дашков и К. 2004. 13