Аннотация к рабочей программе по внеурочной деятельности «Я- исследователь»
Название курса Я исследователь
Класс
1АБВГДЕЖ 2АБВГДЕЖ 3 АБВГДЕЖ
Количество
часов
1 класс – 33 часа в год
2 класс – 34 часа в год
3 класс-34 часа в год
4 класс-34 часа в год
4 АБВГДЕЖ
Образовательн ФГОС НОО
ый стандарт
Составители
Учителя начальных классов МАОУ СОШ №25 города Тюмени
Цель курса
Цель курса «Я - исследователь»- создание условий для развития интеллектуально-творческого потенциала личности
ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития
Задачи:
• Развитие познавательных потребностей младших школьников.
• Развитие познавательных способностей младших школьников.
• Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных
исследований.
• Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.
• Формирование у младших школьников представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной
деятельности.
Структура
курса
1 класс
Что такое исследование? - 1ч
Как задавать вопросы? – 2 ч
Как выбрать тему исследования? – 2
ч
Учимся выбирать дополнительную
литературу – 3ч.
Наблюдение как способ выявления
проблем– 2ч.
2 класс
Что можно исследовать?
Формулирование темы - 1 ч.
Как задавать вопросы? Банк идей 2ч.
Тема, предмет, объект
исследования. Цели и задачи
исследования – 4ч
Учимся выдвигать гипотезы - 2 ч
Организация
3 класс
Наблюдение. Эксперименты с
реальными объектами -3ч
Как выбрать друга по общему
интересу? (группы по интересам) –
1ч.
Какими могут быть исследования?
– 2ч.
Формулирование цели, задач
исследования, гипотез – 2ч.
4 класс
Знания, умения и навыки,
необходимые в исследовательской
работе. Культура мышления- 3 ч.
Умение выявлять проблемы.
Ассоциации и аналогии. .
Обсуждение и выбор тем
исследования, актуализация
проблемы- 5 ч.
Целеполагание, актуализация
Совместное или самостоятельное
планирование выполнения
практического задания- 2 ч.
Постановка вопроса (поиск
гипотезы). Формулировка
предположения (гипотезы).
Развитие умения выдвигать
гипотезы. Развитие умений задавать
вопросы – 4ч.
Экскурсия как средство
стимулирования исследовательской
деятельности детей- 1ч.
Обоснованный выбор способа
выполнения задания- 2ч.
Составление аннотации к
прочитанной книге, картотек- 2ч.
Учимся выделять главное и
второстепенное. Как делать схемы?2ч.
Методика проведения
самостоятельных исследований– 2ч.
Коллективная игра-исследование1ч.
Индивидуальные творческие работы
на уроке по выбранной тематике –
4ч.
Выставки творческих работ. Анализ
исследовательской деятельности 3ч.
Используемый
УМК
исследования(практическое занятие)
– 4ч
Наблюдение и наблюдательность.
Наблюдение как способ выявления
проблем – 4ч.
Коллекционирование. Экспрессисследование «Какие коллекции
собирают люди» - 5 ч.
Что такое эксперимент – 2 ч.
Сбор материала для исследования 4 ч.
Обобщение полученных данных.
Как подготовить сообщение о
результатах исследования и
подготовиться к защите - 2 ч.
Индивидуальные консультации - 2
ч.
Подведение итогов работы. Защита.
- 2 ч.
Авторская программа «Я - исследователь» А.И.Савенкова
Планирование работы – 2ч.
Знакомство с методами и
предметами исследования.
Эксперимент познания в действии –
3 ч.
Обучение анкетированию,
социальному опросу,
интервьюированию – 2ч.
Работа в библиотеке с каталогами.
Отбор и составление списка
литературы по теме исследования –
2ч.
Анализ прочитанной литературы –
3ч.
Исследование объектов – 2ч.
Основные логические операции.
Учимся оценивать идеи, выделять
главное и второстепенное – 2ч.
Анализ и синтез. Суждения,
умозаключения, выводы – 2ч.
Как сделать сообщение о
результатах исследования.
Оформление работы – 3 ч.
Работа в компьютерном классе.
Оформление презентации – 3 ч.
Мини- конференция по итогам
собственных исследований . Анализ
исследовательской деятельности–
2ч.
проблемы, выдвижение гипотез- 2 ч.
Предмет и объект
исследования – 1 ч.
Работа в библиотеке с
каталогами. Отбор литературы по
теме исследования – 3ч.
Ознакомление с литературой
по данной проблематике, анализ
материала -2ч.
Наблюдение и
экспериментирование -2ч
Техника экспериментирования -2ч.
Наблюдение
наблюдательность.
Совершенствование техники
экспериментирования – 2ч.
. Правильное мышление и
логика – 2ч.
Обработка и анализ всех
полученных данных - 2ч
Что такое парадоксы -2 ч.
Работа в компьютерном
классе. Оформление презентации –
3ч.
Подготовка публичного
выступления. Как подготовиться к
защите Защита исследования перед
одноклассниками - 2 ч.
Выступление на школьной
научно-практической конференции
– 1ч.
Итоговое занятие. Анализ
исследовательской деятельности –
1ч.