Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 25 города Тюмени Дополнительная общеразвивающая программа «Практическая география» 9 класс Составитель: Учитель географии Никитина А.Ю. Тюмень, 2024 год РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ. 1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность программы заключается в получении новых и закреплении уже имеющихся знаний по географии. Географическое образование в основной школе должно обеспечить формирование картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности. Это позволяет реализовать заложенную в образовательных стандартах метапредметную направленность в обучении географии. Обучающиеся получат возможность познакомиться и овладеть научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить наблюдения, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни. Важную роль играют географические карты в преподавании географии. Использование их как наглядного материала, и работа с ними как важными источниками географических знаний способствует развитию у воспитанников пространственного воображения, географического мышления. Практические работы, построенные на основе географических карт, или с их созданием, активизируют учебную деятельность обучающихся. В последние годы в школе развивается направление, связанное с развитием первичных научных умений и навыков наиболее подготовленных обучающихся. В этом плане картография, картографирование территориального размещения различных объектов и явлений, анализ получившихся картографических материалов может служить примером реальных научных результатов деятельности обучающихся. Максимально широкий спектр возможных творческих и познавательных способствует развитию у детей различных умений и навыков для исследовательской работы. В программу включается изучение теоретических вопросов, направленных на систематизацию и обобщение имеющихся базовых знаний. Новизна данной программы заключается в том, что практические навыки отрабатываются в доступной для обучающихся форме, что позволит через практическую составляющую прикладного курса осознанно воспринимать материал. Программа «Практическая география» на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения ФОП ООО, утвержденной приказом Министерства просвещения РФ от 18.05.2023 № 370; планируемым результатам обучения в соответствии с обновленным ФГОС ООО, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ 31 мая 2021 г. № 287; с учётом Федеральной рабочей программы воспитания. Возраст обучающихся по программе: 14-16 лет (обучающиеся 9 класса). Срок реализации программы: 9 месяцев. Формы и режим занятий: Работа по данной программе предполагает очные групповые занятия в одновозрастной группе 1 час в неделю. Формы и методы работы: научные, проблемные, мотивация на успех, реализация возможностей через аналитическую и поисковую работу. На занятиях также будет применены элементы игровой технологии, в основном, при закреплении полученных навыков и умений. Средства обучения: учебные карты, план местности, глобусы, атласы для 6-11 классов. Направленность: естественнонаучная 1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель курса: формирование знаний и представлений об истории создания географических карт, об образах территории и явлениях, изображаемых на карте, а также навыков работы с картографическими произведениями и умений решать по картам учебные, научные и прикладные задачи Задачи: формирование интереса школьников к изучению географии, формирование у них широких представлений о географической картине мира; сформировать знания об образах территории и явлениях, изображаемых на картах; развитие географического мышления; формирование картографической грамотности и географической культуры; развитие творческих способностей, исследовательской активности обучающихся в при работе с различными источниками географической информации, при использовании приборов и др. расширение знаний обучающихся по знанию географической карты, умению её читать; активизировать самостоятельную познавательную деятельность при выполнении блока самостоятельных заданий по данному курсу. 1.3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Планируемые результаты освоения учебного курса «Практическая география» Личностные: овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; умение взаимодействовать с людьми, представлять себя, вести дискуссию и т.п. Предметные: овладение основами картографической грамотности и использования карты как одного из языков» международного общения; формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов. Прогнозируемые результаты обучения: Учащиеся должны уметь: свободно ориентироваться по физической, экономической и политической картам; анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы и заключения на основе анализа географических карт и статистических данных; следить за изменениями, происходящими на политической карте мира в последние годы; решать задачи среднего уровня сложности в сжатых временных рамках; предлагать способы решения задач повышенной сложности и выбирать из них рациональный; решать комбинированные контрольные работы; представлять результаты практических работ в виде таблиц, диаграмм; подготовить устные сообщения с использованием различных источников информации, в том числе исторических и географических карт, литературных источников, материалов периодической печати, информационных ресурсов ИНТЕРНЕТ. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что рассчитана на дополнительное обучение учеников 9-х классов на принципах доступности и результативности. Методы работы предусматривают активное включение учащихся в процесс познавательной деятельности – исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый, метод контроля и др. Формы контроля: творческие работы, исследовательские работы, тестовые задания, анализ и работа со схемами, таблицами. Критерии оценивания: проводится текущий контроль в виде защиты презентаций, по окончании курса проводится итоговый контроль в виде «пробного ОГЭ». Для оценивания результатов работы используется шкала соответствия первичных баллов по результатам ОГЭ отметкам по пятибалльной системе, критерии оценивания выполненных работ, предлагаемых в КИМах. Отличительной особенностью данной программы является подход в обучении, в котором география рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы. В структуру программы входят 2 образовательных блока: теоретический практический. 1.4 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Введение (1 час) Знакомство с программой курса. Определение уровня знаний учащихся и их интересов. 1. План и карта (5 часов) Классификация карт. Глобус. Создание карт. Картография. Искажения карт. Топографическая карта. Условные знаки. Масштаб, азимут, способы изображения рельефа, чтение карты. Чтение топографических и физических карт. Измерение направлений, азимутов, расстояний, географических координат. Комплексный анализ географических условий по топографической карте. Построение профиля рельефа местности. Определение сторон горизонта по параллелям и меридианам. Определение и анализ длин меридианов и параллелей. Решение задач на сравнение протяжённости параллелей и меридианов на глобусе и географической карте. Практическая работа: Составление плана местности. Изображение холма на плане местности. Практическая работа: Решение задач на определение географических координат. Практическая работа: Построение профиля рельефа местности по топографической карте. Практическая работа: Определение расстояний на карте. 2. Путешествия и географические открытия (2 часа) Карта мира, сделанная Птолемеем. Древнейшие описания Земли. Эратосфен, Страбон, Геродот. Древние карты. «География» в 8-ми томах Клавдия Птолемея. Эпоха Великих географических открытий. Карта Европы Меркатора, 1554. Эпоха экспедиций. Джеймс Кук, русские первопроходцы, М. В. Ломоносов, Александр фон Гумбольдт. География Средневековья. Марко Поло. Научные экспедиции и теоретические открытия XIX — начала XX веков. Русское географическое общество, мощные географические школы, (Ф. П. Литке, П. П. СеменовТян-Шанский, Н. М. Пржевальский, П. А. Кропоткин, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. И. Воейков, В. В. Докучаев, К. И. Арсеньев). Географические закрытия на карте. Практическая работа: Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий. 3. Природа Земли (10 часов) Строение Земли. Оболочки Земли. Геохронология. Вулканизм, гейзеры, сейсмические пояса. Горные породы по происхождению. Экзогенные и эндогенные процессы. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры водных объектов. Строение атмосферы, состав, свойства. Климатообразующие факторы. Формирование областей высокого и низкого давления. Виды ветров. Практическая работа. Определение средней температуры за сутки, при подъеме и спуске. Решение задач на определение амплитуды колебания температур за сутки, неделю, месяц, год, составление графика «Роза ветров». Решение задач на определение атмосферного давления. 4. Материки, океаны, народы и страны (9 часов) Уникальные особенности природы материков, океанов Земли. Объяснение закономерностей проявления особенностей природы. Народы Земли, их отличительные особенности и география. Религии народов мира. Классификация стран. Выделение уникальных стран в мире. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов. Практические задания по описанию страны по плану. 5. География России (6 часов) Особенности рельефа, климата, внутренних вод, почв, растительного и животного мира на территории Земли. Уникальные природные объекты нашей страны. Памятники природы. Народы России, их обычаи, традиции, религия, география. Традиционные отрасли хозяйства народов России. Урбанизация в России. Особенности и специализация экономических районов России. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения предприятий. Определение факторов размещения отдельных предприятий по территории страны. Провинциальные города нашей страны. Архитектурные памятники в России. Классификация природных ресурсов. Страны-мировые лидеры по различным показателям. Определение стран по краткому описанию. Практические задания: Решение географических задач на определение поясного времени. Решение географических задач на определение плотности населения, анализ таблиц, графиков. Решение задач по оценке ресурсообеспеченности страны, региона. Решение задач по определению экономических районов по краткому описанию. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов. Определение объектов по краткому описанию. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема Количество часов Всего Теория Практика 1 Вводное занятие 1 1 0 2 План и карта 5 0 5 3 Путешествия и географические открытия 2 0 2 4 Природа Земли 10 0 10 5 Материки, океаны, народы и страны 9 0 9 6 География России 6 0 6 Итого: 34 1 33 Календарно-тематическое планирование по курсу «Практическая география» 9 класс (34 часа) № уро ка Дата проведе ния 1 03.09.20 24 2 Тема урока Кол -во час ов Вводное занятие 1 Ориентирова ние на местности. Азимут. 1 План местности. Составление плана. Определение расстояний на плане местности. Координатна я сетка. 1 10.09.20 24 3 4 17.09.20 24 24.09.20 24 1 Виды деятельности учащихся Форма проведени я занятий Вводное занятие Знакомство с курсом Лекция внеурочной деятельности План и карта Слушают, работают по Практикум заданному вопросу, обсуждают (оппонируют), доказывают своим выступлением, что умеют извлекать необходимую информацию из разных научных источников; уважительно относятся к ответам одноклассников Вспоминают основные Практикум понятия. Определяют расстояние на плане местности. Составляют план местности «Путь от дома до школы» Вспоминают основные Практикум понятия. Работают Цифровые образовательные ресурсы http://guide.mosmet od.ru/tpost/aizztd3h8 1-orientirovanie-namestnosti-i-potopogra https://resh.edu.ru/su bject/lesson/624/ https://resh.edu.ru/su bject/lesson/626/ https://resh.edu.ru/su bject/lesson/628/ № уро ка Дата проведе ния Тема урока Кол -во час ов Широта. Долгота 5 6 Виды деятельности учащихся Форма проведени я занятий картами атласа Построение профиля рельефа местности по топографиче 01.10.20 ской карте. 24 Практическо е решение заданий. 1 1 Строят профиль Практикум местности по топографической карте. Вспоминают и оперируют понятиями: горизонтали, бергштрихи. Решение практических Практикум заданий по разделу 08.10.20 24 Цифровые образовательные ресурсы https://resh.edu.ru/su bject/lesson/442/ https://resh.edu.ru/su bject/lesson/7870/sta rt/272232/ http://nauka.mosmet od.ru/tpost/rpp3xe20 c1-kak-postroitprofil-relefamestnosti https://learningapps. org/display?v=pcnm nr9za01 https://learningapps. org/watch?v=p7j4nk xen20 https://resh.edu.ru/su bject/lesson/7866/sta rt/251605/ Путешествия и географические открытия 7 15.10.20 24 8 22.10.20 24 9 Эпоха Великих географичес ких открытий. Путешествен ники, географы, которые внесли вклад в изучение России. 1 Развитие земной коры. Земная кора на карте. 1 1 05.11.20 24 10 Крупные формы рельефа. 12.11.20 Внешние и 24 1 Вспомнить великих Семинар первооткрывателей и их маршруты путешествий. Сделать обобщение Проследить маршруты Семинар путешественников внесших вклад в изучение России. Составить обобщающую таблицу Природа Земли Рассмотреть карту Семинар тектонического строения Земли. Определить крупные тектонические структуры, сделать вывод об их расположении. Вспомнить как тектонические структуры меняли свой облик со временем Определить Семинар крупнейшие формы рельефа Земли, описать внутренние https://resh.edu.ru/su bject/lesson/7861/sta rt/251636/ http://guide.mosmet od.ru/tpost/7bczlxrd h1-podvizhnayazemnaya-tverd https://resh.edu.ru/su bject/lesson/7874/sta rt/ № уро ка Дата проведе ния Тема урока Кол -во час ов внутренние силы Земли 11 Атмосфера. Температура воздуха. Ветер. «Роза ветров». 1 Атмосферно е давление. Практикум 1 Климатическ ие пояса Земли. Климатическ ие области Земли. 1 19.11.20 24 12 26.11.20 24 13 03.12.20 24 Виды деятельности учащихся Форма проведени я занятий (эндогенные) и внешние (экзогенные) силы, которые влияют на внешний облик планеты. Определить виды хозяйственной деятельности человека которые оказывают наибольшее влияние на внешний облик рельефа Вспомнить слои Практикум атмосферы. Как распределяется температура воздуха и от каких факторов она зависит. Построение графика «Роза ветров» по данным из таблицы. Устанавливать связи между свойствами воздушных масс и характером поверхности, над которой они формируются. Составлять характеристику воздушных масс с разными свойствами. Рассмотреть пояса Практикум атмосферного давления, вспомнить как меняется атмосферное давление с изменением высоты. Решение задач Объяснять размещение Семинар на Земле климатических поясов. Составлять характеристику одного из климатических поясов. Выявлять причины выделения климатических Цифровые образовательные ресурсы https://resh.edu.ru/su bject/lesson/7189/sta rt/290759/ https://resh.edu.ru/su bject/lesson/7190/sta rt/308271/ https://resh.edu.ru/su bject/lesson/7191/sta rt/308303/ https://resh.edu.ru/su bject/lesson/1660/sta rt/ № уро ка 14 15 Дата проведе ния Тема урока Работа с 10.12.20 климатограм 24 ами Воды суши: состав, свойства, происхожден ие. Кол -во час ов 1 1 17.12.20 24 Природные зоны Земли. Практикум 1 Взаимосвязь природных компонентов 1 18 Практическо 21.01.20 е решение 25 заданий 1 19 Особенности природы Африки. 16 24.12.20 24 17 14.01.20 25 28.01.20 25 Виды деятельности учащихся Форма проведени я занятий Цифровые образовательные ресурсы областей в пределах поясов. Читать климатограммы Практикум Устанавливать зависимость рек от рельефа и климата. Составлять характеристику одной из рек материка по плану. Объяснять появление заболоченных территорий и их зависимость от климата Описывать природные зоны Земли. Объяснять соотношение тепла и влаги в каждой из природных зон. Выявлять изменения природы зон под влиянием хозяйственной деятельности человека Вспомнить понятие «Природный комплекс». Сравнить территориальные и аквальные комплексы. Привести примеры различных природных комплексов Выполнение практической работы Семинар http://academy.mos metod.ru/kollektsiya /gidrosfera-ivodnye-ob-ektyplanety https://resh.edu.ru/su bject/lesson/1662/sta rt/ Практикум https://resh.edu.ru/su bject/lesson/1663/sta rt/ Семинар https://resh.edu.ru/su bject/lesson/7194/sta rt/313997/ Практикум Материки, океаны, народы и страны 1 Определять Семинар географическое положение материка и объяснять его влияние на природу. Оценивать результаты исследований Африки зарубежными и русскими https://resh.edu.ru/su bject/lesson/2941/sta rt/ № уро ка Дата проведе ния Тема урока Особенности природы Южной Америки 20 Кол -во час ов 1 04.02.20 25 21 Особенности природы Австралии. 1 Особенности природы Антарктиды. 1 11.02.20 25 22 18.02.20 25 Виды деятельности учащихся Форма проведени я занятий путешественниками и исследователями. Описывать природные зоны материка. Объяснять соотношение тепла и влаги в каждой из природных зон. Выявлять изменения природы зон под влиянием хозяйственной деятельности человека Объяснять причины Семинар преобладания влажных типов климата, богатства материка поверхностными водами. Сравнивать климат Южной Америки и Африки. Оценивать климат материка в природе и жизни населения Объяснять причины Семинар сухости климата на большей территории, бедности поверхностными водами. Читать климатограммы. Описывать реки материка. Объяснять причины эндемичности органического мира Объяснять причины Семинар особенностей природы материка и его влияние на природу всей Земли. Анализировать климатограммы. Составлять описание климата внутренних и Цифровые образовательные ресурсы http://academy.mos metod.ru/kollektsiya /udivitelnayaamazonka https://resh.edu.ru/su bject/lesson/1667/sta rt/ https://resh.edu.ru/s ubject/lesson/2939 https://resh.edu.ru/su bject/lesson/1670/ № уро ка Дата проведе ния 23 Тема урока Кол -во час ов Особенности природы Евразии. 1 Особенности природы Северной Америки. Практикум 1 Население мира. 1 25.02.20 25 24 04.03.20 25 25 11.03.20 25 Виды деятельности учащихся прибрежных районов материка. Оценивать природные ресурсы Антарктиды. Объяснять международный статус материка. Обсуждение подготовки проектов Объяснять вязь между компонентами природы основных зон материка и особенности в расположении природных зон. Сравнение природных зон Северной Америки и Евразии. Устанавливать степень изменения природных зон человеком Объяснять причины особого размещения природных зон. Составлять описания отдельных зон. Составлять на основе текста учебника определение понятий «тундра», «тайга», «степь». Оценивать степень изменения природы материка. Выявлять по карте расположение заповедников и национальных парков Составление схемы «Основные и переходные человеческие расы». Работа с картами атласа и ответ на вопрос о самых Форма проведени я занятий Цифровые образовательные ресурсы Семинар https://resh.edu.ru/s ubject/lesson/1681/ Практику м https://resh.edu.ru/s ubject/lesson/1678/ Практику м https://resh.edu.ru/s ubject/lesson/1514/ https://resh.edu.ru/s ubject/lesson/2754/ № уро ка 26 27 Дата проведе ния Тема урока Страны мира. Классификац ия стран. Практикум. 18.03.20 25 01.04.20 Океаны 25 Земли, их особенности. Кол -во час ов 1 1 Виды деятельности учащихся Форма проведени я занятий густонаселенных странах мира. Выявление взаимосвязей исторического и современного заселения. Записать в тетрадь основные понятия: народ, нация, языковая семья, языковая группа. Схема в тетрадь «Религии мира». Рассуждение о разнице и схожести мировых религий Выявление признаков, Практикум по которым можно проклассифицировать все страны мира. Обзор крупнейших и карликовых государств. Сравнение государств по численности населения. Обозначение на к/к крупнейших по площади государств и их столиц Определять по картам Семинар географическое положение океанов, глубины, крупнейшие поверхностные течения. Устанавливать по картам атласа особенности компонентов природы океанов. Выявлять характер хозяйственного использования океанов и влияние его на сохранение природы океанов. Цифровые образовательные ресурсы https://resh.edu.ru/su bject/lesson/1664/ https://resh.edu.ru/su bject/lesson/1498/ https://resh.edu.ru/su bject/lesson/1665/ https://resh.edu.ru/su bject/lesson/2942/ https://resh.edu.ru/su bject/lesson/1666/ № уро ка Дата проведе ния Тема урока Кол -во час ов ГП России. Администра тивнотерриториал ьное устройство РФ. Физикогеографичес кие районы России. Экономичес кие районы России. 1 Часовые пояса. Поясное время. 15.04.20 Практикум 25 Общая характерист ика природы России. 1 28 08.04.20 25 29 30 22.04.20 25 1 Виды деятельности учащихся Форма проведени я занятий География России Характеристика ГП Семинар России. Определение географических координат крайних точек. Анализировать и сопоставлять карты атласа. Работать с различными источниками географической информации. Сравнивать размеры и конфигурацию государственной территории России и других стран (Канады, США и т. п.) на основе анализа карт и статистических данных. Оценивать достоинства и недостатки размеров и конфигурации государственной территории России. Сопоставлять размеры территории благоприятной для ведения хозяйства России и других крупнейших стран мира. Обсуждать различные точки зрения по оценке государственной территории России. Определение поясного Практикум времени для разных пунктов России. Решение задач Сопоставление Семинар физической и тектонической карт России. Анализировать внутренние и внешние современные процессы, которые влияют на развитие современного Цифровые образовательные ресурсы https://resh.edu.ru/su bject/lesson/1685/ https://resh.edu.ru/su bject/lesson/1687/ http://nauka.mosmet od.ru/tpost/8kguiblci 1-vremya-v-rossii https://resh.edu.ru/su bject/lesson/1676/ https://resh.edu.ru/su bject/4/8/ № уро ка Дата проведе ния Тема урока Народы, населяющие Россию, их география. Демографич еская ситуация в России. Практикум 31 29.04.20 25 Кол -во час ов 1 Виды деятельности учащихся Форма проведени я занятий рельефа. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий. Анализировать климатические карты и диаграммы, сопоставлять их с физической картой. Характеризовать разные типы климата России. Выявлять особенности Практикум формирования государственной территории России, изменения ее границ, заселения и хозяйственного освоения на разных исторических этапах. Анализировать карты для определения исторических изменений границ Российского государства. Характеризовать изменения национального состава России, связанные с ростом ее территории. Подготавливать и обсуждать сообщения и презентации об основных этапах формирования Российского государства. Анализ основных статистических показателей, характеризующих Цифровые образовательные ресурсы https://resh.edu.ru/su bject/lesson/1708/ https://resh.edu.ru/su bject/lesson/1707/ № уро ка Дата проведе ния 32 Тема урока Кол -во час ов Регионы России. Хозяйство Европейской части России. Заповедники 1 Регионы России. Хозяйство Азиатской части России. Заповедники 1 Кейс 1 06.05.20 25 33 13.05.20 25 34 20.05.20 25 Виды деятельности учащихся Форма проведени я занятий население страны в целом и ее отдельных территорий. Сравнивать показатели воспроизводства население России с показателями других стран. Анализировать переход от одного типа воспроизводства к другому. Анализ по картам и стат. материалам особенностей размещения крупных народов России Выявлять на основе Семинар анализа карт особенности географического положения макрорегиона, специфику территориальной структуры расселения и хозяйства, этнического и религиозного состава населения Выявлять на основе Семинар анализа карт особенности географического положения макрорегиона, специфику территориальной структуры расселения и хозяйства, этнического и религиозного состава населения Решение кейса на Практикум основе изученного материала Цифровые образовательные ресурсы https://resh.edu.ru/su bject/lesson/1528/ https://resh.edu.ru/su bject/lesson/1706/ https://resh.edu.ru/su bject/lesson/1528/ https://resh.edu.ru/su bject/lesson/1706/ Раздел 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1 Формы аттестации и оценочные материалы Оценка эффективности работы: Входящий контроль: определение уровня знаний, умений, навыков ,практических работ, тестирование. Промежуточный контроль: коллективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы. Текущий контроль: опрос, самостоятельная работа, практическая работа, тестирование, творческая работа, наблюдение. Итоговый контроль: тестирование, участие в выставках и мероприятиях, участие в конкурсах исследовательских работ. Формы контроля знаний: устный опрос; письменная работа; тестовый; практическая работа. Устный опрос: позволяет проверять правильность, полноту и глубину усвоения материала. Эта форма опроса даёт возможность непосредственно вступить в контакт с воспитанником, быстро и своевременно выявить уровень его знаний, всесторонне проверить его, а также изучить индивидуальные особенности личности школьника (сообразительность, выдержку, самооценку и др.). Письменный контроль: написание реферата, рассказа. Позволяет оценить полноту раскрытия темы, все ли задания выполнены, аккуратность выполнения, наличие схем, рисунков при необходимости. Тестовый контроль: эта форма контроля позволяет оперативно получать информацию о том, как усвоен материал обучающимися; результаты быстро обрабатываются, охват обучающихся 100 %. Практическая работа: позволяет проверить не только умения обучающихся применять знания при выполнении практических работ, но и умение пользоваться таблицами, картами, схемами и другими источниками информации. Критерии оценки учебных результатов программы: Оценка качества дополнительного образования осуществляется как по бальной системе (от 3 до 10), так и с помощью оценочных суждений (рецензия). Низкий уровень знаний (от 3 до 5 баллов) Средний уровень знаний (от 6 до 8 баллов) Высокий уровень знаний (от 9 до 10 баллов) Критерии оценивания устных ответов обучающихся. Высокий уровень: если логически и последовательно раскрыт ответ на вопрос, самостоятельно обоснован и проиллюстрирован, сделан вывод, во время ответа использовалась научная терминология. Средний уровень: если при правильном ответе воспитанник не способен самостоятельно и полно обосновать его. Низкий уровень: если обучающийся даёт не точный или не полный ответ на поставленный вопрос, не правильно произносит географические термины, не может точно сформулировать, обосновать свой ответ, показать объекты на карте. Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний Высокий уровень: правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы. Средний уровень: правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов. Низкий уровень: правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов. Способы фиксации учебных результатов программы: Результаты проверки фиксируются в зачётном листе (журнале) учителя. Методы выявления результатов воспитания: К основным методам относятся педагогическое наблюдение за обучающимися, беседы, направленные на выявление воспитанности, опросы (устные, анкетные и др.), анализ творческих работ, создание ситуаций для изучения поведения у воспитанников (например - игра). Во время игры педагог может увидеть, как воспитанники способны доброжелательно относиться друг к другу, соревноваться, не проявляя агрессии, уметь проигрывать, брать на себя ответственность, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. При работе в группе педагог обращает внимание на взаимоотношения обучающихся между собой и анализирует ответственность и значимость каждого при выполнении определённого задания. Методы выявления результатов развития: К основным методам относятся: анализ результатов участия обучающихся в конференциях, защите проектов, активности обучающихся на занятиях. Выполнение воспитанниками различных творческих работ (мини – проектов) позволяет педагогу сделать вывод как дети овладели составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. Для выявления уровня самостоятельной познавательной активности использую методы наблюдения, индивидуальную беседу с обучающимися, анкетирование. Формы подведения итогов реализации программы: творческие задания; мультимедийные презентации; публичные выступления; отчеты, доклады. 2.3 Условия реализации программы Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими (топографической и географической картами, глобусом), текстовыми (текстом учебников, дополнительной литературой, энциклопедиями), профилями, диаграммами, рисунками, схемами, приборами. Освоение курса картографии и топографии предполагает самое широкое использование школьных и школьнокраеведческих справочных карт и атласов. Информационные средства: 1. Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания по основным разделам курса географии. Технические средства обучения: 1. Мультимедийный компьютер. 2. Мультимедийный проектор. 3. Интерактивная доска. Список литературы 1. Л.В.Яськина. Программа «Занимательная картография»// География и экология-2015 г. №6 стр.17-19. 2. Н.Г.Чигарева. Программа « Познание мира по картам». 2014 год. Сайт учителя географии: nsportal.ru. 3. И.В.Чернова. Программа «Практическая география»// География и экология-2013 г.№9 стр.33-36. 4. В.В.Зимина. Программа «Основы картографии».//География и экология-2015 г.№11 стр.40-42. Список литературы для педагога 1. Н.В.Андреев.Основы топографии и картографии. М.: Просвещение, 2000. 2. И.Н.Зинченко, Л.А.Звонцова.Активные формы обучения: нескучные уроки, интернетвикторины. Издательство «Учитель», 2013. 3. И.Е.Михайлов. Литературная география в школе. М.: «ВАКО», 2014. 4. К.С.Лазаревич. Я иду на урок географии. Книга для учителя. М. Издательство «Первое сентября», 2000. 5. Г.П.Аксакалова. Факультативные занятия по географии. М.: Просвещение, 2010. Список литературы для обучающихся 1. Е.Н.Селищев. География для любознательных, или чего не узнаешь на уроке. Издательство Академия развития, 2001. 2. С.И.Ивченко. Занимательно о географии. Смоленск «Русич», 2001. 3. А.М.Куприн.Занимательная картография. М.: Просвещение, 2003. 4. И.А.Кугут. Интерактивные дидактические материалы 9 класс. Москва «Планета», 2012. Интернет-сайты 1. http //school-collection.edu.ru. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. 2. www.school 2100.ru. Образовательная система «Школа 2100». 3. http://standart.edu.ru. Приоритетный национальный проект «Образование». 4. http://www.it-n.ru. Сайт «Сеть творческих учителей». 5. http://nsportal.ru. Социальная сеть работников.