Дополнительная общеразвивающая программа Юный биолог.7-9 кл

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №25 города Тюмени

Дополнительная общеразвивающая
программа
«Юный биолог»
7 - 9 класс

Составитель:
Учитель биологии Черных Г.Ф.

1

Тюмень, 2024 год

Пояснительная записка
Программа курса «Юный биолог» на уровне основного общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения ФОП ООО, утвержденной
приказом Министерства просвещения РФ от 18.05.2023 № 370; планируемым результатам
обучения в соответствии с
обновленным
ФГОС ООО, утвержденным приказом
Министерства просвещения РФ 31 мая 2021 г. № 287; с учётом Федеральной рабочей
программы воспитания.
Актуальность программы: Слово «Экология» дословно переводится как «наука о
доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его
составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу.
Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.
Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё
воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или
животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются
наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего
мира.
Программа «Юный биолог» эколого-биологической и учебно-познавательной
направленности с практической ориентацией разработана для учащихся 7-9 классов.
В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового
контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, экскурсии и прогулки в
природу, составление памяток, защита проектов и пр.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных
ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации
свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания,
игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся,
развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов
нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Место содержания курса «Юный биолог» в учебном плане
Согласно учебному плану на проведение занятий «Юный биолог» в 7-9 м классе
выделяется 1час в неделю - всего 34 ч. Возраст детей 13-15 лет. Продолжительность одного
занятия - 30 минут.
Цели программы:
- формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом
(формирование экологической культуры);

2

- формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических
проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в
практических делах по защите окружающего мира.
Задачи программы:
Обучающие:
- расширять представления об окружающем мире;
- формировать опыт участия в природоохранной деятельности;
- формировать ответственность за свои поступки;
Развивающие:
- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной
роли человека в природе;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально
относиться к явлениям живой и неживой природы;
Содержание программы предполагает
следующие виды деятельности: познавательная,
игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через
беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии,
заочные путешествия и другие.
Формы и методы организации деятельности детей :
 - индивидуальная;
 - групповая;
 - парная;
 исследовательские задания,
 игровые задания,
 практикумы,
 опытническая работа
 систематические наблюдения
 ролевые, дидактические, игры,
 творческие задания, опыты,
 практические работы,
 создание экологических проектов,
 экскурсии и прогулки в природу,
 моделирование,
 экологические акции,
 составление памяток.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения внеурочной
деятельности «Юный биолог».
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации
Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального
государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в
ожидаемых учебных достижениях выпускников.
Содержание программы внеурочной деятельности, формы и методы работы позволят
достичь следующих результатов:
Личностные результаты:
 развитие интереса к познанию мира природы;
 осознание потребности к осуществлению экологически сообразных поступков;
 осознание места и роли человека в биосфере;
 расширение сферы социально-нравственных представлений;
3







установка на безопасный здоровый образ жизни, умение ориентироваться в мире
профессий и мотивация к творческому труду.
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на
здоровый образ жизни;
экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность
следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего
поведения;
гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты:
 умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
 освоение норм и правил
социокультурного взаимодействиями со взрослыми и
сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья и др.);
 способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего
мира.
Регулятивные универсальные учебные действия
 предвосхищать результат.
 адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других
людей по исправлению допущенных ошибок.
 концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических
препятствий;
 стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
 ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои
затруднения;
 предлагать помощь и сотрудничество;
 определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
 договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
 формулировать собственное мнение и позицию;
 координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
 ставить и формулировать проблемы;
 осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том
числе творческого и исследовательского характера;
 узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в
соответствии с содержанием учебных предметов.
 запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ,
заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
 установление причинно-следственных связей;
Предметные результаты:
 овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами
нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего
поведения в природной и социальной среде;
 усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов
и явлений, характерных для природной и социальной действительности ;
 умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять,
описывать и характеризовать факты и события культуры, истории, общества;
 владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в
окружающем мире природы и социума;
4

Содержание программы
7-9 класс (34 ч)
1. Мой край (7 ч)
Растительный и животный мир родного края. Многообразие растений и животных
области. Основные
экогруппы
растений. Особенности жизни животных области.
Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края. Причины исчезновения
их и необходимость защиты каждым человеком. Красная книга области.
2. Вода – источник жизни (10 ч)
Вода в моём доме и в природе. Круговорот воды в природе. Источники загрязнения
воды. Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется. Куда удаляется? Вода,
которую мы пьём. Вода сырая, кипячёная, загрязнённая. Сколько стоит вода? Почему её надо
экономить? Как можно экономить воду? Как вода влияет на жизнь растений? Как вода
влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте? Зачем человеку нужна
вода? Как поступает вода в организм человека? Как расходуется, как выделяется из
организма? Водные процедуры, закаливание водой. Почему нужно чистить зубы и мыть
руки?
3. Солнце и свет в нашей жизни (7 ч)
Солнце, Луна, звёзды – источники света. Влияние тепла и света на комнатные
растения. Наблюдение по выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений.
Как животные относятся к свету и теплу. Роль света в жизни человека. Освещённость
рабочего места. Глаз – орган зрения. Гигиена зрения. Зарядка для глаз. Влияние ТЭЦ, АЭС,
газопроводов на экологическое состояние планеты. Экономия света и тепла. Телевизор, его
влияние на окружающих, режим работы, правила просмотра. Источники света и тепла в
русской избе.
4. Воздух и здоровье (4 ч)
Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Чистый и загрязнённый воздух. Источники
загрязнения воздуха. Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов
дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом
дыхательной гимнастики. Проветривание.
5. Весенние работы (6 ч)
Подготовка почвы к посеву на пришкольном участке. Разбивка грядок. Посадка
растений. Уход и наблюдение за всходами.
Информационно – методическое обеспечение
Печатные пособия: тестовые работы, дидактические карточки.
Видео-, аудиоматериалы:
Компьютер (технические требования: графическая операционная система, привод для
чтения-записи компакт-дисков, аудио- и видеовходы/выходы, возможности выхода в
Интернет; оснащение акустическими колонками; с пакетом прикладных программ
(текстовых, графических и презентационных).
Мультимедиапроектор.
Принтер лазерный.
Копировальный аппарат.
Экран на штативе или навесной (минимальные размеры 1,25 х 1,25).
Аудиоцентр (с возможностью использования аудиодисков CDR).
5

CD-диски по биологии, презентации (готовые и авторские), видеоролики о природе.
Цифровые ресурсы: ЦОР
Оборудование: гербарий, гербарные папки, набор таблиц по ботанике, набор таблиц по
зоологии.

Тематический план
Дата

Название разделов и тем

Мой край

Количество часов
всег
о

теория

практи
ка

7

3

4
1

Экскурсия в парк
«Осень
в
нашем
городе»
3.0
9

10.
09

17.
09

24.
09

2.1
0

Растительный
животный
области

и
мир

1

Основные
экологические группы
животных

1

Основные
экологические группы
растений

1

«Исчезающие
растения и животные
родного края»
(парный проект)

1

виды
деятельности

Формулиру
ют
и
выдвигают
простейшие
гипотезы.
Составляют
ленту
природных
явлений
Учатся
работать с
инструкция
ми,
оборудовани
ем.
Изготовлени
е
макета
животных из
подручного
материала
Составляют
список
видов,
использующ
их
для
озеленения.
Изготовлени
е
макета
растения
или
животного
из

Формы
занятий

Беседа.
Экскурсия

Лекция о
многообраз
ии живого
мира.
Беседа об
экологичес
ких
группах
живых
организмов
Игра
«Узнай –
кто Я?»

Оформлен
ие
буклетов.

Цифровые
образователь
ные ресурсы

Цифровой
образовате
льный
контент:
https://educ
ont.ru/

Цифровой
образовате
льный
контент:
https://educ
ont.ru/
Библиотека
ЦОК
https://m.ed
soo.ru/7f41
c292
Библиотека
ЦОК
https://m.ed
soo.ru/7f41
c292
Библиотека
ЦОК
https://m.ed
soo.ru/7f41
c292

6

9,
16.
10

Экскурсии
в
краеведческий музей

10
Вода – источник жизни
23.10
Операция
«Живи,
родник, живи»

Круговорот
природе

воды

в

2

4

Формулиру
ют
и
выдвигают
простейшие
гипотезы.

1

Наблюдение
за
водоемами,
ведение
дневника.

Источники
загрязнения воды

1

Просмотр
фильма
«Вода – жизнь»

1

Изучают и
описывают
влияние
воды, света
и
температуры
на
рост
растений.
Делать
выводы
Просмотр
видеофильм
а,
постановка
опыта

Вода
в
животных

1

5.1
1

12.
11

19.
11

26.
11

6
1

подручного
материала
Проводить
простейшие
наблюдения,
измерения.

жизни

Работать
текстами

Экскурсия

Практическ
ая работа

Беседа о
круговорот
е воды и
его
значении.
Презентаци
я
«Антропог
енный
фактор
загрязнени
я» (с
комментар
иями)

Цифров
ой
образов
ательны
й
контент:
https://e
ducont.r
u/
Библиоте
ка ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/7f
418886
Библиотека
ЦОК
https://m.ed
soo.ru/7f41
cc74

https://me
Видеороли dia.prosv.r
к о роли
u/content/i
воды.
tem/reader
/11234/
с
Царство
животны
е
Сообщения
https://fo
детей о
xford.ru/
значении
воды для
wiki/biol
животных.
ogiya/tsar
stvozhivotnye
7

3,
12

10,17.
12

Вода
в
растений

жизни

«Вода в моем доме»
(индивидуальный
проект)

Вода
и
человека

здоровье

Просмотр
видеофильм
ов

1

2

1

24.
12
Защита
проектов
«Вода – источник
жизни на Земле»
7
Солнце и свет в нашей жизни
Солнце, Луна, звёзды
– источники света
14.
01
Отношение к свету и
теплу
различных
животных

1

6
1

21.
01

28.
01

Роль света в жизни
растений
4.0
2

1

1

Библиотека
ЦОК
https://m.ed
soo.ru/7f41
cc74

Библиоте
ка ЦОК
https://m.e
dsoo.ru/7f
418886

Работа над
Защита
проектом.
проектов –
Создание
сообщения.
плакатов.

1

1

Практическое занятие
«Фенологические
наблюдения
за
животными»

Сообщения
учащихся о
значении
воды для
растений.
Формулиру
Рассказы
ют
и учащихся
выдвигают
об
простейшие использова
гипотезы.
нии воды и
расходе.
Работать с
текстами
Лекция
учителя.

Учатся
работать с
инструкция
ми,
оборудовани
ем.
Изучают и
описывают
влияние
света
на
рост
животных.
Делать
выводы
Составляют
список
видов,
использующ
их
для
озеленения
района.
Изучают и
описывают
влияние
света
на
рост
растений.
Делать
выводы

Лекция
учителя об
интересны
х фактах из
жизни
планет.
Беседа о
роли света
в жизни
животных
организмов

https://me
dia.prosv.r
u/content/i
tem/reader
/11234/

Библиоте
ка ЦОК
Практическ https://m.e
ая работа
dsoo.ru/7f
418886

Беседа о
роли света
в жизни
растений.

8

11.
02

Роль света в жизни
человека

1

Работать
текстами

Гигиена зрения.

1

Создание
плакатов.

Сколько стоят свет и
тепло

1

Просмотр
видеофильм
ов

18.
02
25.
02

Воздух и здоровье
Воздух и
человека

4
здоровье

1
1

с Беседа о
роли света
в жизни
человека.
Лекция о
сохранении
хорошего
зрения.

3
Просмотр
видеофильм
ов
Беседа о
вреде
веществ
содержащи
хся в
воздухе.

4.0
3

Источники
загрязнения воздуха

1

11.
03

18.
03

«Автотранспорт
воздух поселка»
(индивидуальный
проект)

и

2

Учатся
работать с
инструкция
Практическ
ми,
ая работа
оборудовани
ем.
Работа над
проектом.
Рассказы
учащихся.

104

6
Весенние работы
Практическое занятие
по подготовке почвы к
8.0 посеву
4
15.
04

22.

Беседа об
экономике.

Практическое занятие

0

6
2

2

Составляют
список
видов,
использующ
их
для
озеленения
школьного
участка.
Выполнение

Метаболизм.
Клеточное
дыхание
https://www.ya
klass.ru/p/biolo
gia/10klass/vnutriklet
ochnyebiokhimicheski
e-reaktcii6844011/metab
olizmkletochnoedykhanie6844012

Библиотека
ЦОК
https://m.ed
soo.ru/7f41
c292

https://me
dia.prosv.
ru/conten
t/item/rea
der/1123
4/

Подготовка
почвы и
ящиков к
посадке
семян
цветов.
Посадка
9

04
29.
04

6.0
5
13.
05

по посадке растений и
уход за ними

Экологический десант
по уборке школьной
территории
Итоговое занятие

1

1

основных
семян на
действий по рассаду.
высадке
растений и
поддержани
я
периода
вегетации
растения
Практическ
ая работа
Выступлени
е и защита
проекта.

Итого: 34 часа

Список литературы:
1. Биология. 5-11 классы: внеклассные мероприятия. – Вып. 2/авт-сост. Е.А.Якушина и
др. – Волгоград: Учитель. 2015.
2. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по
биологии и экологии в 10-11 классах / авт.-сост. М.М.Бондарук, Н.В. Ковылина. –
Волгоград: Учитель, 2009.
3. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников:
Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. – М.: 5 за знания, 2007.
4. Международные экологические акции в школе. 7-9 классы (Конференции, праздники,
ролевые игры, театрализованные представления). / Авт.-сост. Г.А.Фадеева.Волгоград: Учитель, 2011.
5. Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры,
викторины, экскурсии / авт.-сост. В.А.Суворова. – Волгоград: Учитель, 2009.
6. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни / Сост.
В.В.Балабанова, Т.А.Максимцева. – Волгоград: Учитель, 2003.
7. Сорокина Л.В. Тематические игры и праздники по биологии. Методическое пособие.
– М.: ТЦ Сфера, 2005
8. Человек и природа: дискуссии, ролевые игры, библиотечные уроки. 5-11 классы /
авт.-сост. Т.Н.Андреева. – Волгоград: Учитель, 2009.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».