РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
предметного курса
«Краеведение»
основного общего образования
на 2024-2025 учебный год
Составители: учителя истории
Ващенко Д.А.,
Ионов И.А.
Тюмень, 2024 год
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Краеведение» в 5-6 классах является составной частью основной образовательной программы основного общего
образования МАОУ СОШ №25 г. Тюмени.
Рабочая программа составлена в соответствии с:
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
основного
общего
образования (ФГОС ООО), утвержденным приказом Министерства образования и науки 31 мая 2021 г. № 287;
Федеральной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (зарегистрирован 12.07.2023); с
изменениями, утвержденными приказами от 27.12.2023 № 1028, от 01.02.2024 № 62, от 19.03.2024 № 171;
Основной образовательной программой основного общего образования МАОУ СОШ №25 г. Тюмени
Концепцией преподавания «Краеведение» в Российской Федерации, утвержден федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
Учебный предмет изучается в 5 классе, рассчитан на 1 час в неделю, в 6 классе 1 час в неделю.
Программа 5 класса рассчитана на 34 часа, программа 6 класса рассчитана на 34 часа
2.СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
5 КЛАСС
Тематический блок 1. Древность
Древняя история Тюменского региона. Доисторический период - характеристика палеолитических, неолитических и энеолитических культур
региона, особенности материальной и духовной культуры коренных этносов, важнейшие археологические памятники и их значение для изучения
древней истории края. Эпоха становления металлургии - развитие производства бронзовых и железных изделий, формирование ранних
государственных образований на территории Тюменской области, взаимодействие местных культур с сопредельными цивилизациями. Железный век освоение железоделательного производства населением региона, хозяйственный и общественный уклад оседлых и кочевых народов, проникновение
тюркских этносов на территорию Западной Сибири. Традиции коренных народов в современности - сохранение и возрождение народных промыслов,
ремёсел, обычаев, роль памятников истории и культуры в формировании регионального самосознания, вклад этнокультурного многообразия в развитие
Тюменской области.
Тематический блок 2. Средние века
Изучение основных этапов средневековой истории региона, таких как формирование государственности, быт и культура местных народов, а
также происхождение названий городов. Особое внимание уделяется русской колонизации Сибири, включая основание Тюменской земли и значение
присоединения этих территорий к Российскому государству. Кроме того, программа охватывает новое время - заселение области, развитие сибирского
сельского хозяйства, а также становление ремесленных и торговых центров, культуры первых русских поселенцев.
Тематический блок 3. Новое время
Рассмотрение процесса заселения и освоения региона, изучение сибирского земледелия и основных занятий населения. Особое внимание
уделяется возникновению и развитию первых ремесленных и торговых центров в Сибири. Немаловажным аспектом программы является исследование
культуры и быта первых русских поселенцев, их вклада в формирование сибирской самобытности
Тематический блок 3. 18 век
Изучение особенностей заселения и освоения Сибири, а также динамики демографических процессов. Отдельное внимание уделяется развитию
промышленных производств и характерным занятиям населения. Значительная часть курса посвящена просвещению и культуре Сибири, в том числе
выдающимся деятелям и памятникам архитектуры.
Тематический блок 4. 19 век
Программа предусматривает изучение социально-экономических трансформаций, протекавших в регионе, в том числе развития новых отраслей
промышленности и сельского хозяйства. Особое внимание уделяется влиянию "великих реформ" и последовавших за ними процессов на Западную
Сибирь. Кроме того, программа предполагает рассмотрение вопросов, связанных с образованием и культурой, а также с социально-политической
обстановкой, включая деятельность "государственных преступников" и революционеров.
Тематический блок 5. 20 века
Изучение Великой русской революции, гражданской войны, трудных 20-30-х годов, культурного строительства, ситуации в регионе в годы
Великой Отечественной войны, становления и развития системы образования Тюменской области. Особое внимание уделяется анализу социальноэкономических процессов, в частности, нефтегазовой отрасли региона.
6 КЛАСС
Тематический блок 1. Древность
Древняя история Тюменского региона. Доисторический период - характеристика палеолитических, неолитических и энеолитических культур
региона, особенности материальной и духовной культуры коренных этносов, важнейшие археологические памятники и их значение для изучения
древней истории края. Эпоха становления металлургии - развитие производства бронзовых и железных изделий, формирование ранних
государственных образований на территории Тюменской области, взаимодействие местных культур с сопредельными цивилизациями. Железный век освоение железоделательного производства населением региона, хозяйственный и общественный уклад оседлых и кочевых народов, проникновение
тюркских этносов на территорию Западной Сибири. Традиции коренных народов в современности - сохранение и возрождение народных промыслов,
ремёсел, обычаев, роль памятников истории и культуры в формировании регионального самосознания, вклад этнокультурного многообразия в развитие
Тюменской области.
Тематический блок 2. Средние века
Изучение основных этапов средневековой истории региона, таких как формирование государственности, быт и культура местных народов, а
также происхождение названий городов. Особое внимание уделяется русской колонизации Сибири, включая основание Тюменской земли и значение
присоединения этих территорий к Российскому государству. Кроме того, программа охватывает новое время - заселение области, развитие сибирского
сельского хозяйства, а также становление ремесленных и торговых центров, культуры первых русских поселенцев.
Тематический блок 3. Новое время
Рассмотрение процесса заселения и освоения региона, изучение сибирского земледелия и основных занятий населения. Особое внимание
уделяется возникновению и развитию первых ремесленных и торговых центров в Сибири. Немаловажным аспектом программы является исследование
культуры и быта первых русских поселенцев, их вклада в формирование сибирской самобытности
Тематический блок 3. 18 век
Изучение особенностей заселения и освоения Сибири, а также динамики демографических процессов. Отдельное внимание уделяется развитию
промышленных производств и характерным занятиям населения. Значительная часть курса посвящена просвещению и культуре Сибири, в том числе
выдающимся деятелям и памятникам архитектуры.
Тематический блок 4. 19 век
Программа предусматривает изучение социально-экономических трансформаций, протекавших в регионе, в том числе развития новых отраслей
промышленности и сельского хозяйства. Особое внимание уделяется влиянию "великих реформ" и последовавших за ними процессов на Западную
Сибирь. Кроме того, программа предполагает рассмотрение вопросов, связанных с образованием и культурой, а также с социально-политической
обстановкой, включая деятельность "государственных преступников" и революционеров.
Тематический блок 5. 20 века
Изучение Великой русской революции, гражданской войны, трудных 20-30-х годов, культурного строительства, ситуации в регионе в годы
Великой Отечественной войны, становления и развития системы образования Тюменской области. Особое внимание уделяется анализу социальноэкономических процессов, в частности, нефтегазовой отрасли региона.
3.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
• Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, края, основ культурного наследия народов
России и человечества. Проявление уважительного отношения к культуре других народов.
• Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов,
культур и религий.
• Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов края, творческой деятельности эстетического
характера.
• Воспитание чувства гордости за свой край, свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности.
• Формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края.\
• Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
• Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества.
• Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
1)
патриотического воспитания:
• развитие самоопределения (личностного, профессионального, жизненного) через формирование российской гражданской идентичности,
патриотизма, уважения к Отечеству, его прошлому и настоящему;
• формирование представлений об исторической роли культуры родного края, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в
становлении российской государственности.
2)
гражданского воспитания:
• развитие осознанности своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа и края;
• формирование понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества;
• воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
3)
ценности познавательной деятельности:
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
• развитие ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию.
4)
духовно-нравственного воспитания:
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, традициям, ценностям;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни;
• развитие нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем;
• формирование ценностного отношения к семье и ее традициям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Осуществлять поиск и отбор необходимой информации из различных источников (текстовых, графических, видео- и др.) для решения
познавательных задач.
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, относящиеся к изучаемому краеведческому материалу.
Формулировать выводы и умозаключения на основе проведенного анализа.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при изучении краеведческих тем.
Аргументировать свою точку зрения, вести дискуссию, приходить к общему решению в ходе обсуждения вопросов.
Представлять в устной или письменной форме результаты своей исследовательской и проектной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Определять цель и задачи учебной деятельности, планировать пути их достижения.
Осуществлять контроль и оценку своих действий, вносить необходимые коррективы в их выполнение.
Проявлять инициативу и самостоятельность в организации краеведческой исследовательской работы.
Познавательные универсальные учебные действия:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания
и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное, по аналогии)и проводить выводы (логические универсальные учебные действия);
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
(знаково- символические/моделирование);
смысловое чтение;
развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей для планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация);
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (информационнокоммуникационная компетентность).
Регулятивные универсальные учебные действия:
умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивыи интересы своей познавательной деятельности (целеполагание);
умение
самостоятельно
планировать
пути
достижения
целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способырешения учебных и познавательных задач (планирование);
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция);
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (оценка);
владение
основами
самоконтроля,
самооценки,
принятия
решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной (познавательнаярефлексия, саморегуляция) деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для
соответствующей предметной области, предпосылки научного типа мышления, виды деятельности по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
п/п
1
2
3
4
5
6
Название
темы
Древность
Количество Основные виды и формы деятельности
часов
4
Знать историю Тюменского региона.
Традиции коренных народов в современности.
Средние века 7
Знать этапы и аспекты истории, географии, экономики и культуры Сибирского
региона.
В средневековый период
Новое время 4
Знать историю и период колонизации Сибири, включая основание Тюменской
земли и значение присоединения этих территорий к Российскому государству.
Заселение области, развитие сибирского сельского хозяйства, а также становление
ремесленных и торговых центров, культуры первых русских поселенцев
18 век
6
Знать об экономическом, социальном и культурном развитии Сибири в новое
время, раскрывая ключевые особенности и тенденции этого периода.
19 век
6
Сформировать всесторонние знания об истории, экономике и культуре Тюменской
области, раскрывая ее региональную специфику и уникальные черты этого периода.
20 век
7
Знать историю Тюменского края в контексте ключевых событий и тенденций XX
столетия.
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5-6 КЛАСС
№
п/п
Наименование
Количество
разделов и тем
часов
учебного предмета
Тематический блок 1. «Древность»
Начало истории
1.1
1
Тюменской области.
1.2
Эпоха первых
металлургов
1
Программное содержание
Изучение географического
положения и природных условий
Тюменской области.
Знакомство с коренными народами
Западной Сибири, их культурой и
традициями.
Рассмотрение основных этапов и
событий в истории освоения и
развития Тюменского региона.
Анализ влияния географических,
климатических и исторических факторов на
формирование хозяйственной деятельности
и быта населения.
Знакомство с эпохой первых металлов на
территории Тюменской области.
Изучение основных археологических
культур и памятников этого периода.
Ознакомление с особенностями
хозяйственной деятельности, быта и
культуры населения.
Рассмотрение роли металлообработки в
развитии древних обществ.
Анализ влияния природно-климатических
условий на формирование материальной и
Основные виды деятельности
обучающихся
Анализ влияния природных условий на
хозяйственную
деятельность
и
быт
населения.
Проведение
сравнительного
анализа
развития Тюменской области в различные
исторические периоды.
Обсуждение
и
подготовка
проектных работ, отражающих
особенности региона.
Участие в дискуссиях и обсуждениях,
направленных на понимание роли
металлообработки
в
развитии
древних обществ.
Развитие навыков критического мышления,
работы в команде и коммуникативных
компетенций
духовной культуры.
1.3
Эпоха железа
1
1.4
Наследники древних
культур
1
Итого по тематическому
блоку
Тематический блок 2. «Средние века»
4
Знакомство с особенностями эпохи
железа в Тюменской области.
Изучение археологических памятников,
отражающих развитие металлургии и
обработки железа в регионе.
Анализ влияния железного века на
социально-экономическое развитие
местных племен и народностей.
Рассмотрение изменений в материальной и
духовной культуре населения Тюменской
области в эпоху железа.
Знакомство с наследием древних культур
Тюменской области, их историческим,
культурным и археологическим
значением.
Изучение основных археологических
памятников и артефактов, отражающих
материальную и духовную культуру
древних народов региона.
Анализ взаимосвязи современной
культуры Тюменской области с
традициями и достижениями предков.
Формирование уважительного отношения к
культурному наследию региона, пониманию
его ценности и важности для современного
общества.
Участие в дискуссиях и обсуждениях,
направленных на понимание роли
металлообработки
в
развитии
древних обществ.
Развитие навыков критического мышления,
работы в команде и коммуникативных
компетенций
Выполнение творческих заданий,
связанных с созданием
художественных образов,
реконструкцией предметов быта,
одежды, украшений древних
культур.
Участие в дискуссиях и обсуждениях,
направленных на осмысление значения
культурного наследия для современного
общества.
2.1
2.2
Формирование
государственности в
Сибири
Быт народов Сибири
1
1
Изучение особенностей процесса
формирования государственности в Сибири.
Анализ роли различных социальных групп и
этносов в становлении государственности в
Сибири.
Рассмотрение культурных и социальноэкономических последствий формирования
государственности в Сибири
Анализ и обсуждение исторических
документов, карт и статистических
данных,
связанных
с
процессом
формирования
государственности
в
Сибири.
Проведение
сравнительного
анализа
развития
Сибири
в
различные
исторические периоды.
Участие в дискуссиях посвященных
вопросам государственной политики в
отношении Сибири
Изучение особенностей быта и
Работа с историческими источниками,
традиционной культуры народов
этнографическими
материалами
и
Сибири, включая жилище, одежду,
иллюстрациями,
направленная
на
пищу, ремёсла и промыслы.
изучение быта и культуры народов
Формирование представлений о
Сибири.
влиянии природно-климатических
Проведение исследовательских проектов,
условий на хозяйственную деятельность
сравнительный
анализ
особенностей
и материальную культуру сибирских
материальной и духовной культуры
народов.
различных сибирских этносов.
Знакомство с традиционными видами
Подготовка творческих работ,
презентаций, отражающих
деятельности, такими как оленеводство,
традиционные виды деятельности,
охота, рыболовство, изготовление
ремесла, элементы декоративнопредметов быта.
Изучение традиционных верований, обрядов прикладного искусства народов
Сибири.
и праздников народов Сибири.
2.3
Происхождение
названия города
1
Ознакомление с историей
происхождения названия города
Тюмень.
Изучение географического
расположения и природных
особенностей Тюмени.
Анализ влияния географического
фактора на формирование названия
города.
Рассмотрение культурно-исторических
традиций, связанных с происхождением
названия Тюмени.
2.4
Чинги-Тура
1
2.5
Поход Ермака
1
Изучение географического положения и
исторической роли города Чинги-Тура
(Тюмень) в контексте развития
Сибирского региона.
Анализ основных этапов становления и
развития города Тюмени как
административного, культурного и
экономического центра Западной
Сибири.
Изучение исторических предпосылок и
причин похода Ермака в Сибирь.
Знакомство с основными этапами и
событиями самого похода.
Анализ значения и последствий похода
Ермака для дальнейшего освоения и
присоединения Сибири к Российскому
государству.
Формирование представлений об
исторической роли Ермака и его отряда
в расширении границ Российской
Поисково-исследовательская
деятельность (сбор и анализ информации
об истории происхождения названия
города).
Работа
с
картографическими
и
историческими источниками.
Обсуждение и дискуссия по вопросам,
связанным с происхождением названия
Тюмени.
Творческая
деятельность
(создание
презентаций, эссе, рисунков, связанных с
темой урока).
Формирование навыков критического
мышления и умений делать выводы.
Работа с картографическим материалом,
изучение географического положения и
природно-климатических
особенностей
Тюмени.
Анализ исторических источников и
документов,
раскрывающих
процесс
становления и развития города.
Создание презентаций, отражающих ход и
значение похода Ермака.
Проведение дискуссий и обмен мнениями
по вопросам, связанным с ролью Ермака в
истории России.
Выполнение
творческих
заданий,
направленных
на
осмысление
и
интерпретацию похода Ермака.
империи.
2.6
Русская крепость.
Основание
Тюменской земли
1
2.7
Значение
присоединения
Сибири
1
Формирование представлений об
истории основания городов и крепостей
на территории Тюменской области в
ходе освоения Сибири русскими
первопроходцами.
Изучение роли крепостей в системе
русской колонизации Сибири, их
функций по защите новых земель и
установлению контроля над местным
населением.
Рассмотрение особенностей
строительства и архитектуры русских
крепостей в Сибири, их планировки и
фортификационных сооружений.
Знакомство с социально-экономическим
и культурным развитием сибирских
городов-крепостей, их ролью в
хозяйственном освоении региона.
Историческое значение присоединения
Сибири к Российскому государству
Основные этапы и направления
присоединения Сибири
Анализ
и
обсуждение
текстовых
источников, описывающих строительство
и
функционирование
сибирских
крепостей.
Подготовка сообщений, презентаций или
творческих
проектов,
посвященных
истории конкретных сибирских городовкрепостей.
Изучение исторических источников и
документов по теме
Анализ карт и схем, показывающих ход
присоединения Сибири
Сравнение темпов и методов освоения
различных регионов Сибири
Оценка экономических, социальных и
политических
последствий
присоединения Сибири
Подготовка презентаций, докладов, эссе
по теме урока
Дискуссии и обсуждения об исторической
роли и значении присоединения Сибири
Итого по тематическому
блоку
7
Тематический блок 3. «Новое время»
3.1
Новое время заселение области
3.2
Начало сибирского
пашенного
земледелия
1
Изучение предпосылок и причин
заселения данной области в период
Нового времени.
Анализ основных этапов и
особенностей процесса заселения
региона, включая миграционные
потоки, освоение территорий,
формирование населенных пунктов.
Рассмотрение роли государственной
политики и административных мер в
ходе заселения области.
Изучение влияния заселения на
социально-экономическое и культурное
развитие региона.
Формирование представлений об
исторической значимости процесса
заселения для становления области.
Предпосылки и причины развития
пашенного земледелия в Сибири в
период Нового времени.
Изучение основных этапов освоения и
Работа с историческими источниками,
картографическими и статистическими
материалами, характеризующими процесс
заселения.
Организация дискуссий по вопросам,
связанным
с
исторической
ролью
заселения региона.
Выполнение
творческих
заданий,
направленных
на
осмысление
и
интерпретацию
процесса
заселения
области.
Работа с историческими источниками
(документами, картами, статистикой),
отражающими
процесс
развития
сибирского земледелия.
3.3
Первые ремесленные
и торговые центры
3.4
Культура первых
русских поселенцев
распространения земледелия на
сибирских территориях.
Анализ специфики сибирского
пашенного земледелия: используемые
орудия труда, агротехнические приемы,
культуры и сорта.
Рассмотрение роли государственной
политики, переселенческих процессов и
взаимодействия с коренными народами
в развитии сибирского земледелия.
Оценка влияния становления
пашенного земледелия на социальноэкономическое и демографическое
развитие Сибири.
Познакомиться с историческими
предпосылками развития ремесленного
и торгового дела в Тюмени;
Изучить основные виды ремесел и
торговых отношений, характерные для
ранней истории города;
Рассмотреть роль и значение первых
ремесленных мастерских, торговых
лавок и ярмарок в экономическом и
социальном развитии Тюмени.
Рассмотреть особенности быта,
традиций и обычаев русских
первопроходцев и колонистов;
Познакомиться с основными
элементами материальной и духовной
культуры первых русских жителей
Тюмени;
Изучить влияние культуры коренных
народов на формирование культурного
Создание презентаций, иллюстрирующих
ход и результаты освоения земледелия в
Сибири.
Организация дискуссий по вопросам,
связанным
с
ролью
сибирского
земледелия
в
хозяйственном
и
социальном развитии региона.
Выполнение
творческих
заданий,
позволяющих обучающимся проявить
навыки критического осмысления и
интерпретации исторического процесса.
Анализ исторических источников и
документов, связанных с развитием
ремесленного и торгового дела в Тюмени;
Создание презентаций или докладов,
раскрывающих
особенности
первых
ремесленных и торговых центров города;
Обсуждение и дискуссии по вопросам
влияния ремесленного и торгового
развития на формирование города.
Продолжай
Ещё
Анализ
исторических
источников,
этнографических
материалов
и
артефактов,
отражающих
культуру
первых русских поселенцев;
Создание тематических презентаций,
реконструирующих различные аспекты
повседневной жизни, жилища, одежды,
пищи, обрядов русских первопроходцев;
Разработка и представление проектов,
Итого по тематическому
блоку
облика русских поселенцев.
посвященных традиционным ремеслам,
промыслам, фольклору первых русских
жителей Тюмени;
Сравнительный
анализ
культурных
заимствований и взаимовлияний между
русскими и коренными народами региона;
Изучение особенностей расселения и
численности населения Сибири в 18
веке, включая коренные народы и
русское население.
Анализ демографических процессов и
миграционных потоков в регионе в
исследуемый период.
Рассмотрение социальноэкономического положения и
традиционных занятий различных
этнических групп в Сибири.
Знакомство с культурой, бытом и
укладом жизни народов Сибири в 18
столетии.
Проследить эволюцию хозяйственной
деятельности в Сибири от мелкого
производства к мануфактурному
производству в XVIII-XIX веках.
Изучить характерные особенности и
основные отличия мелкого и
мануфактурного производства на
примере Сибирского региона.
Проанализировать влияние
Работа с историческими источниками,
картами и статистическими данными для
изучения динамики населения Сибири.
Анализ и сравнение демографических
показателей различных регионов Сибири.
Подготовка сообщений, презентаций или
эссе об особенностях жизни и быта
конкретных этнических групп.
Выполнение
практических
заданий,
направленных на развитие умений
работать с историческими документами и
извлекать
из
них
необходимую
информацию.
4
Тематический блок 4. «18 век»
4.1
Население Сибири
1
4.2
От мелкого
производства к
мануфактуре
1
Работа с историческими источниками и
литературой для изучения процесса
перехода от мелкого производства к
мануфактурному в Сибири.
Сравнительный анализ характеристик
мелкого и мануфактурного производства,
выявление их ключевых отличий.
Обсуждение и дискуссия по влиянию
мануфактурного
производства
на
мануфактурного производства на
социально-экономическое развитие
Сибири в указанный период.
4.3
Бунтари
1
Исторический контекст восстания
декабристов в Сибири.
Роль и деятельность основных
участников сибирских бунтов.
Влияние ссылки декабристов на
культурное и социальное развитие
Сибири.
Уроки и значение сибирских восстаний
в истории России.
4.4
Просвещение и
культура Сибири
1
Рассмотрение основных аспектов
просвещения и культурного развития
Сибирского региона в исторической
перспективе.
Изучение вклада представителей
сибирской интеллигенции и научнотворческой элиты в развитие
образования, науки, литературы и
искусства.
Анализ роли сибирских учебных
заведений, библиотек, музеев и
культурных центров в распространении
знаний и сохранении культурного
социально-экономическое
развитие
Сибирского региона.
Подготовка
кратких
сообщений,
презентаций или эссе по теме урока.
Работа в группах для коллективного
анализа и решения проблемных вопросов.
Анализ исторических источников и
документов, связанных с сибирскими
восстаниями.
Подготовка
и
презентация
исследовательских
проектов
о
конкретных участниках и событиях
сибирских бунтов.
Дискуссия
о
причинах,
ходе
и
последствиях сибирских восстаний.
Сравнительный
анализ
восстаний
декабристов в Европейской России и
Сибири.
Написание эссе или творческих работ,
отражающих личностное отношение к
данной теме.
Изучение
и
анализ
исторических
источников, документов, литературных и
художественных
произведений,
связанных с культурой и просвещением
Сибири.
Участие в дискуссиях и обсуждениях,
направленных на выявление ключевых
факторов, повлиявших на становление и
развитие просвещения и культуры
Сибири.
Разработка и реализация творческих
заданий,
связанных
с
отражением
культурно-исторических
особенностей
4.5
Знаменитые земляки
1
4.6
Архитектура
Тюменской области в
18 веке
1
Итого по тематическому
блоку
6
наследия.
Изучение особенностей народной
культуры, традиций и быта коренных
народов Сибири.
Изучение биографий и достижений
известных личностей, родившихся или
проживавших в Сибири. Например,
учёных, писателей, политиков,
спортсменов и т.д.
Анализ вклада этих людей в развитие
различных сфер: науки, культуры,
образования, промышленности и т.п.
Рассмотрение того, как их деятельность
повлияла на жизнь региона и страны в
целом.
Формирование чувства гордости и
уважения к выдающимся землякам
Сибири.
Изучение архитектурных стилей и
особенностей строительства в
Тюменской области в 18 веке.
Рассмотрение основных архитектурных
памятников и построек того времени,
их характеристики.
Анализ влияния исторических событий,
культурных и религиозных традиций на
развитие архитектуры региона.
Ознакомление с видами и техниками
строительства, используемыми
материалами.
Сибирского региона.
Поисково-исследовательская работа по
сбору
информации
о
знаменитых
сибиряках.
Подготовка
докладов,
презентаций,
творческих проектов, посвященных жизни
и достижениям земляков.
Обсуждение и анализ вклада каждой
личности в развитие Сибири и России.
Анализ исторических источников и
фотографий архитектурных объектов 18
века.
Подготовка презентаций и творческих
проектов,
посвященных
архитектуре
Тюменской области.
Обсуждение и дискуссии по вопросам
влияния
исторических
событий
и
культурных традиций на развитие
архитектуры.
Сравнительный анализ архитектурных
стилей и техник строительства.
Тематический блок 5. «19 век»
5.1
Великие реформы» и их
влияние на Западную
Сибирь
1
Изучение основных реформ,
проведённых в Российской империи в
19 веке
Анализ влияния данных реформ на
социально-экономическое развитие
Западной Сибири в 19 веке
Рассмотрение особенностей протекания
реформ в регионе с учётом
географических, этнических и
культурных факторов.
5.2
Земледелие и новые
отрасли
промышленности
Тобольской губернии
XIX века
1
Изучение развития земледелия в
Тобольской губернии в XIX веке
Исследование новых отраслей
промышленности в регионе
5.3
«Государственные
преступники».
1
Исторический контекст восстания
декабристов в Сибири.
Роль и деятельность основных
участников сибирских бунтов.
Влияние ссылки декабристов на
культурное и социальное развитие
Работа с историческими источниками
(документы,
статистические
данные,
карты) для выявления последствий
реформ.
Анализ
и
сравнение
социальноэкономических показателей Западной
Сибири до и после реформ.
Составление развёрнутых ответов на
проблемные вопросы по теме.
Написание
эссе
или
реферата,
раскрывающего
ключевые
аспекты
влияния реформ на регион.
Участие в дискуссии по дискуссионным
вопросам реализации реформ в Западной
Сибири.
Презентация результатов индивидуальной
или групповой исследовательской работы.
Работа с историческими источниками
(документы,
статистические
данные,
карты)
Проектная
и
исследовательская
деятельность
Разработка исследовательских проектов,
связанных с историей местного края
Дискуссии и обсуждения
Анализ исторических источников и
документов, связанных с сибирскими
восстаниями.
Подготовка
и
презентация
исследовательских
проектов
о
конкретных участниках и событиях
Сибири.
Уроки и значение сибирских восстаний
в истории России.
5.4
5.5
Экономическая жизнь:
успехи и тупики
Революционеры и
реформаторы
1
Изучение особенностей экономического
развития Сибири в 19 веке
Анализ успехов и тупиков в
экономическом развитии Сибири
Рассмотрение социальноэкономических последствий развития
СибириРоль Сибири в экономике
Российской империи
1
Знакомство с ключевыми
революционными и реформаторскими
движениями в Сибири в 19 веке
Изучение роли отдельных личностей в
социально-политических
преобразованиях
Анализ влияния революционных и
сибирских бунтов.
Дискуссия
о
причинах,
ходе
и
последствиях сибирских восстаний.
Сравнительный
анализ
восстаний
декабристов в Европейской России и
Сибири.
Написание эссе или творческих работ,
отражающих личностное отношение к
данной теме.
Работа с историческими документами,
статистическими данными и отчетами для
изучения
экономического
развития
Сибири.
Анализ
и
сравнение
социальноэкономических
показателей,
характеризующих развитие региона.
Обсуждение и дискуссии по ключевым
вопросам экономической жизни Сибири в
19 веке.
Подготовка презентаций, эссе или
исследовательских проектов по теме.
Работа в группах для выявления факторов
успеха и тупиков в экономическом
развитии региона.
Составление
схем,
диаграмм
и
инфографики
для
визуализации
экономических процессов.
Работа с историческими источниками
(мемуары, письма, документы) для
изучения событий и биографий.
Анализ и сравнение различных точек
зрения на роль революционеров и
реформаторов в развитии Сибири.
Подготовка докладов, презентаций, эссе
реформаторских процессов на
экономическое, социальное и
культурное развитие Сибири в 19 веке.
5.6
Образование и культура
в Тобольской губернии
1861-1917
Итого по тематическому
блоку
1
Образование в Тобольской губернии в
1861-1917 годах:
Культурная жизнь Тобольской
губернии в указанный период
по ключевым персоналиям и движениям.
Дискуссии и круглые столы для
обсуждения влияния революционных и
реформаторских процессов.
Проектная деятельность по изучению
вклада
ссыльных
в
социальноэкономическое развитие Сибири.
Работа с историческими источниками и
документами
Проектная
и
исследовательская
деятельность
Дискуссии и круглые столы
Экскурсии и посещение музейных
экспозиций
6
Тематический блок 6. «29 век»
6.1
Великая русская
революция
1
Изучение предпосылок и причин
Великой русской революции 1917 года
и её влияния на развитие Сибирского
региона.
Анализ основных событий и этапов
революции, их воздействие на
политическую, экономическую и
социальную сферы жизни Сибири.
Рассмотрение роли сибирских регионов
в революционных процессах, их вклад в
формирование новой
государственности.
Изучение последствий революционных
преобразований для Сибири, их
влияние на дальнейшее развитие края.
Изучение
и
анализ
исторических
документов, воспоминаний, фотографий,
отражающих события Великой русской
революции в Сибири.
Проведение
сравнительного
анализа
социально-экономического
и
политического развития Сибири до и
после революции.
Подготовка презентаций, докладов, эссе
по теме "Великая русская революция и её
влияние на развитие Сибири".
6.2
Гражданская война
1
Основные этапы Гражданской войны в
Сибири
Социально-экономические и
политические последствия Гражданской
войны в Сибири
6.3
В тяжелые 20-30-е
1
Исторический контекст и социальноэкономические условия в Сибири в
1920-1930-е годы.
Политические и идеологические
процессы в регионе, в том числе
коллективизация и индустриализация.
Жизнь и быт населения Сибири в
сложный переходный период.
Влияние репрессий и политических
изменений на развитие региона.
6.4
Культурное
строительство
1
Изучение истории культурного
строительства в Сибири, включая
развитие образования, науки, искусства
и других сфер культуры в регионе.
Анализ вклада выдающихся деятелей
культуры и науки Сибири в культурное
Анализ исторических источников и
документов, связанных с Гражданской
войной в Сибири.
Составление хронологической карты
основных событий Гражданской войны в
Сибири.
Интерпретация и обсуждение роли
Сибири в контексте общероссийских
событий Гражданской войны.
Подготовка
и
презентация
исследовательских
проектов,
посвященных
отдельным
аспектам
Гражданской войны в Сибири.
Анализ
исторических
документов,
фотографий
и
других
источников
информации по теме.
Обсуждение социальных, экономических
и политических аспектов развития
Сибири в указанный период.
Сравнение условий жизни различных
слоев населения региона в 1920-1930-е
годы.
Выявление
причинно-следственных
связей между политикой государства и ее
влиянием на регион.
Формулирование собственных выводов и
оценок
исторических
событий
и
процессов.
Поиск, анализ и обобщение информации
об истории и современном состоянии
культурного строительства в Сибири.
Подготовка докладов, презентаций или
творческих
проектов,
посвященных
выдающимся деятелям культуры Сибири.
наследие страны.
Знакомство с особенностями
культурной жизни коренных народов
Сибири и их традициями.
Рассмотрение роли государственной
политики в культурном развитии
Сибири в различные исторические
периоды.
6.5
Тюменский край в годы
Великой Отечественной
войны.
1
Вклад Тюменского края в победу в
Великой Отечественной войне
Роль Сибири в обеспечении фронта и
тыла
6.6
Фронт и тыл
1
Формирование представлений о роли и
вкладе Сибири в победу СССР в
Великой Отечественной войне, в том
числе на фронте и в тылу.
Изучение основных направлений
деятельности сибирского региона по
обеспечению фронта военной техникой,
продовольствием, сырьём.
Рассмотрение трудового подвига
сибирского населения в условиях
военного времени.
Участие в дискуссиях и обсуждениях по
вопросам
сохранения
и
развития
культурного наследия региона.
Организация и проведение экскурсий,
музейных и культурных мероприятий,
направленных на popularizatsIyu cultural
achievements of Siberia.
Изучение и сравнение традиций и
особенностей культуры коренных народов
Сибири.
Анализ исторических документов и
источников о вкладе Тюменского края и
Сибири в годы войны
Создание
презентаций
или
эссе,
раскрывающих
роль
региона
в
обеспечении фронта и тыла
Подготовка докладов об участии земляков
в боевых действиях и трудовом подвиге
Проведение поисковой работы по истории
своей семьи в годы войны
Участие в проектной деятельности,
направленной на сохранение памяти о
военном подвиге жителей Сибири
Поиск, анализ и обобщение информации
из различных источников (исторические
документы,
научно-популярная
литература, СМИ) о роли Сибири в годы
Великой Отечественной войны.
Составление хронологической таблицы
важнейших
событий,
связанных
с
участием Сибири в войне.
Подготовка сообщений, презентаций,
творческих
проектов,
отражающих
основные
направления
деятельности
6.7
Образование
Тюменской области
Итого по тематическому
блоку
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
7
34
Анализ вклада эвакуированных
промышленных предприятий, научных
и культурных учреждений в развитие
Сибири.
Этапы образования и становления
Тюменской области как
административно-территориальной
единицы.
Основные исторические события,
повлиявшие на формирование
современной Тюменской области.
Административно-территориальное
деление Тюменской области,
крупнейшие города и населенные
пункты.
Экономический потенциал и основные
отрасли хозяйства региона.
Культурное наследие и
достопримечательности Тюменской
области.
Сибири на фронте и в тылу.
Работа
с
картографическими
материалами, изучение географического
положения и природных условий региона.
Анализ
исторических
документов,
хронологии событий, приведших к
образованию Тюменской области.
Подготовка презентаций, рефератов или
эссе
об
истории,
культуре
и
достопримечательностях
Тюменской
области.
Проведение
сравнительного
анализа
экономического развития региона в
разные исторические периоды.
Проектная деятельность, направленная на
изучение и сохранение культурного
наследия Тюменской области.
Участие в дискуссиях, круглых столах,
посвященных актуальным проблемам
развития региона.