ЭК_Основы политологии_11 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 25 города Тюмени

Рабочая программа по элективному курсу «Основы политологии»
11 класс
(профильный уровень)
на 2025-2026 учебный год

Тюмень 2025

Пояснительная записка
Данная рабочая программа элективного курса по обществознанию «Основы политологии».
разработана для 11 классов.
Общая характеристика учебного курса
Цель изучения курса:
сформировать знания о политической системе, её закономерностях и нормах, так как
без соответствующих познаний не может быть эффективного политического действия.
Задачи изучения курса:
­ познакомить учащихся с основами политических знаний; ­ раскрыть взаимосвязь становления демократического государства с
политической системой в стране;
­ дать первоначальные знания о формировании политической системы,
политической власти демократии как форме политической жизни, типах современных
политических систем, правовом государстве и гражданском обществе, о политических
партиях и партийных системах.
­ воспитывать уважение к демократическому обществу и становлению правового
государства у нас в стране.
Учебно-методический комплект:
­ Право. 10-11 кл. профильный уровень: учебник для общеобразоват.
учреждений/ А.Ф. Никитин. - 4-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2010. - 414,
­ Политология 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ под
ред. Р.Т. Мухаева. М.:.«Дрофа». 2007 г.
­ К.С. Гаджиев, Г.В. Каменская, А.Н. Родионов. Введение в политологию. 1011
классы. 2011.
­

Формы проведения занятий: школьная лекция, практическое занятие, семинарское
занятие, зачет.
Формы обучения: коллективные (фронтальные), индивидуальные (консультации,зачетные занятия, подготовка
сообщений, докладов), парные, групповые. В программ заложено использование следующих видов контроля: устные и
письменные формы опроса, доклады, самостоятельные работы.
Описание места учебного курса в учебном плане
Данный курс относится к образовательной области «Обществознание». В соответствии с базисным учебным
планом элективный курс изучается в 11
. При изучении элективного курса достигается цель углубления и расширения знаний, умений и навыков,
полученных при изучении общеобразовательных курсов истории и обществознания, при этом важной целью элективного
курса является предпрофессиональная подготовка учащихся, желающих продолжить обучение в ВУЗах по гуманитарным
специальностям.
Требования к уровню подготовки учащихся Формирование: общеучебных
умений и навыков:
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную
информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов
познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского
общества и государства.
универсальных способов деятельности:
- деятельность по применению полученных знаний для решения типичных зада в области социальных,
политических, межэтнических отношений.
ключевых компетенций:
- ценностно-смысловая компетенция (мировоззрение, ценностные ориентиры
ученика, механизмы самоопределения в различных ситуациях);
- общекультурная компетенция (познание и опыт деятельности в области
национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека
и человечества, отдельных народов);
- учебно-познавательная компетенция (элементы логической, методоло
методологической, общеучебной деятельности; целеполагание, планирование, анализ, рефлексия,

самооценка; приемы решения учебно-познавательных проблем; функциональная грамотность);
- информационная компетенция (поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение
и передача);
- коммуникативная компетенция (навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными
ролями);
- социально-трудовая компетенция (выполнение роли гражданина, наблюдателя,избирателя, представителя).
Результаты обучения
- сформированность структурированного и актуализированного знания,
лежащего в основе умения решать требующие его применения задачи в разных областях
науки и практики;
- сформированность в целом гражданской позиции на базе полученных знаний;
- умение представить свой взгляд на определенные события в политико- правовой
сфере в России и мире и аргументировано доказать его в форме итоговой практической
работы;
- внутреннее целостное развитие психики и деятельности в мотивационном,
ценностном и смысловом планах;
- умение давать морально-нравственную оценку событиям в политико- правовой
сфере в России и мире;
- сформированность потребности продолжать деятельность по получению новых
знаний, активной гражданской позиции.
Результат изучения предмета: Умения и навыки, которыми должны овладеть выпускники: По окончании курса
выпускники должны знать термин «государственный аппарат», перечислять основные признаки, функции, формы
государства, основные черты гражданского общества; определять понятия «государство», «правовое государство,
«гражданское общество»; описывать государственный аппарат, местное самоуправление, гражданское общество;
сравнивать избирательные системы, политические режимы, формы государства; объяснять роль государства в
политической системе, связь правового государства и гражданского общества; характеризовать власть, её происхождение
и виды, политическую идеологию, политическую культуру; выявлять структуру объекта, соотношение и функции его
элементов: политической системы, системы права, политической идеологии, системы судебной защиты прав человека;
приводитьпримеры политической культуры; давать оценку предлагаемым фактам с точки зрения политической культуры.

Содержание тем учебного курса
Тема 1. «Правовое государство. Гражданское общество» (5 часов)
Основные характеристики правового государства. общество: содержание, предпосылки возникновения и
структура. Трактовки понятия «гражданское общество» в политической науке: либеральная трактовка (Т. Гоббс, Дж.
Локк), трактовка Г. Гегеля, К. Маркса, социал-демократическая трактовка И. Шумпетера. Конституционализм как режим
отношений между обществом и государством. Разновидности конституционализма. Формирование гражданского
общества в России: трудности и специфика.
Тема2. «Политические системы диктаторского типа.»

(6 часов)

Тенденции развития государства в России (от СССР к России). Политические партии и партийные системы:
возникновение и сущность партий. Причины возникновения современных партий и их природа. Типология партий и их
функций. Российская модель партийной системы (Российская империя - СССР - Российская Федерация).Исторические
формы диктаторского правления. Тоталитаризм. Как феномен 20 века. Политические особенности советской системы.
Тоталитаризм на примере фашистской Германии. Авторитарные режимы.
Тема №3. Перспективы российской государственности. (4 часа)
Россия как единое политическое сообщество народов. Грозит ли России судьба СССР. Российская идея-основа
единства народов. Федеративное устройство Российской Федерации. Субъекты государственной власти в Российской
Федерации. Государственное управление в Российской Федерации. Государственная служба и статус государственного
служащего. Опасность коррупции, антикоррупционная политика государства, механизмы противодействия коррупции.
Обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации. Государственная политика Российской Федерации по
противодействию экстремизму.
Тема № 4. Политическая культура. (5 часов)

Политическая культура общества и личности. Политическое поведение. Политическое участие. Причины
абсентеизма. Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идейно-политические течения современности.
Политический процесс и участие в нем субъектов политики. Формы участия граждан в политике. Политические партии
как субъекты политики, их функции, виды. Типы партийных систем.
Тема 5. СМИ (2 часа)
Место и роль СМИ в политике. Сми- инструмент политического маркетинга.
Тема № 6 «Политика как искусство возможного» (2часа)
Политическая власть и субъекты политики в современном обществе. Политические институты. Политическая
деятельность. Политическая система общества, ее структура и функции. Политическая система Российской Федерации
на современном этапе
Тема № 7. Основные идейно- политический течения современности . (4 часа)
Содержание понятия «идеология». Возникновение идеологии и её функции. Типы идеологий: критерии
классификации. Типы идеологий: либерализм, консерватизм, коммунизм, фашизм, социал- демократизм. Формирование
идеологических предпочтений в современной России.
Тема № 8. « Система международных отношений» (4 часа)
Основные составляющие системы международных отношений. Международные отношения и международная
политика, субъекты международных отношений. Сущность международной политики. Содержание и принципы
международной политики. Понятия «национальный интерес» и «национальная безопасность». Типология
международных отношений. Новые тенденции в развитии современных международных отношений. Россия в системе
международных отношений на современном этапе. Резерв свободного учебного времени .
Повторение ( 1 час)

Календарно-тематическое планирование
№
урока

Д

Тема урока

К-

Дата

во

Предметные результаты
результаты

час
ов
Тема 1. «Правовое государство. Гражданское общество» (5 часов)
1

Основные
государства.

правового

1

2

Формирование и основные этапы эволюции
идеи гражданского общества

1

3

Гегель и марксизм о гражданском обществе.

1

4

Гражданское общество: основные параметра и
характеристики

1

5

Принципы разделения
общественной жизни.

сфер

1

системы

1

диктаторского

1

1.
.2

характеристики

3
4
5

различных

Тема
2.
«Политические
диктаторского типа.» (6 часов)
1

Истерические
правления

2

Тоталитаризм как феномен 20 века

3

Политические
системы.

1

формы

1

2
3

особенности

советской

1

Предметные: Объяснять причинно-следственные связи
изучаемых политических событий, различать факты и мнения,
аргументы и выводы
Предметные: Объяснять причинно-следственные связи
изучаемых политических событий, различать факты и мнения,
аргументы и выводы
Предметные: Объяснять причинно-следственные связи
изучаемых политических событий, различать факты и мнения,
аргументы и выводы
Предметные: Объяснять причинно-следственные связи
изучаемых политических событий, различать факты и мнения,
аргументы и выводы
Предметные: Объяснять причинно-следственные связи
изучаемых политических событий, различать факты и мнения,
аргументы и выводы
Предметные: Объяснять причинно-следственные связи
изучаемых политических
(6 часов)событий, различать факты и мнения,
аргументы и выводы
Предметные: Объяснять причинно-следственные связи
изучаемых политических событий, различать факты и мнения,
аргументы и выводы
Предметные: Объяснять причинно-следственные связи
изучаемых политических событий, различать факты и мнения,
аргументы и выводы
Предметные: Объяснять причинно-следственные связи
изучаемых политических событий, различать факты и мнения,
аргументы и выводы

4

Тоталитаризм на примере фашистской
Германии

1

5

Авторитарные режимы

1

6

Реформирование диктаторских режимов

1

Тема №3. Перспективы российской
государственности. (4 часа)

1

Россия как единое политическое
сообщество народов

1

4
5
6

1
1
2

Грозит ли России судьба СССР

1

2
3

Российская идея- основа единства
народов

1

4

От унитаризма к подлинному
федерализму.

1

Тема № 4. Политическая культура.
(5 часов)

1

3
4

1

Общая характеристика

1

1
2
2
3
3

Составные элементы политической
культуры.
Политическая символика

1
1

Предметные: Объяснять причинно-следственные связи
изучаемых политических событий, различать факты и мнения,
аргументы и выводы
Предметные: Объяснять причинно-следственные связи
изучаемых политических событий, различать факты и мнения,
аргументы и выводы
Предметные: Объяснять причинно-следственные связи
изучаемых политических событий, различать факты и мнения,
аргументы и выводы
Предметные: Объяснять причинно-следственные связи
изучаемых политических событий, различать факты и мнения,
аргументы и выводы
Предметные: Объяснять причинно-следственные связи
изучаемых политических событий, различать факты и мнения,
аргументы и выводы
Предметные: Объяснять причинно-следственные связи
изучаемых политических событий, различать факты и мнения,
аргументы и выводы
Предметные: Объяснять причинно-следственные связи
изучаемых политических событий, различать факты и мнения,
аргументы и выводы
Предметные: Объяснять причинно-следственные связи
изучаемых политических событий, различать факты и мнения,
аргументы и выводы
Предметные: Объяснять причинно-следственные связи
изучаемых политических событий, различать факты и мнения,
аргументы и выводы
Предметные: Объяснять причинно-следственные связи
изучаемых политических событий, различать факты и мнения,
аргументы и выводы
Предметные: Объяснять причинно-следственные связи
изучаемых политических событий, различать факты и мнения,
аргументы и выводы
Предметные: Объяснять причинно-следственные связи
изучаемых политических событий, различать факты и мнения,
аргументы и выводы

4

Идеология и религия в политической
культуре.

1

5

Типологизация
культуры

1

4
5

1

политической

Тема 5. СМИ (2 часа)

1

Место и роль СМИ в политике

1

1
2
2

1

СМИ
маркетинга

инструмент

политического

1

Тема № 6 «Политика как искусство
возможного» (2часа)

1

Взаимосвязь морали и политики

1

1
2
2

Противоречия
реальностью

между

идеалом

и

1
1

Тема № 7. Основные идейнополитический течения современности . (4
часа)
1

Либерализм

1

2

Консерватизм

1

1
2

Предметные: Объяснять причинно-следственные связи
изучаемых политических событий, различать факты и мнения,
аргументы и выводы
Предметные: Объяснять причинно-следственные связи
изучаемых политических событий, различать факты и мнения,
аргументы и выводы
Предметные: Объяснять причинно-следственные связи
изучаемых политических событий, различать факты и мнения,
аргументы и выводы
Предметные: Объяснять причинно-следственные связи
изучаемых политических событий, различать факты и мнения,
аргументы и выводы
Предметные: Объяснять причинно-следственные связи
изучаемых политических событий, различать факты и мнения,
аргументы и выводы
Предметные: Объяснять причинно-следственные связи
изучаемых политических событий, различать факты и мнения,
аргументы и выводы
Предметные: Объяснять причинно-следственные связи
изучаемых политических событий, различать факты и мнения,
аргументы и выводы
Предметные: Объяснять причинно-следственные связи
изучаемых политических событий, различать факты и мнения,
аргументы и выводы
Предметные: Объяснять причинно-следственные связи
изучаемых политических событий, различать факты и мнения,
аргументы и выводы
Предметные: Объяснять причинно-следственные связи
изучаемых политических событий, различать факты и мнения,
аргументы и выводы
Предметные: Объяснять причинно-следственные связи
изучаемых политических событий, различать факты и мнения,
аргументы и выводы

3

Социал-демократизм

1

4

Марксизм

1

3
4
1
Тема№ 8. « Система международных
отношений» (4 часа)
1

Основные составляющие
международных отношений

системы

1

2

Что такое национальный интерес и
национальная
безопасность.
Территориальный императив.
Конец евроцентристского мира и
формирование единого мирового сообщества.

1

1
2
3
3
4
4

Повторение

1
1

Предметные: Объяснять причинно-следственные связи
изучаемых политических событий, различать факты и мнения,
аргументы и выводы
Предметные: Объяснять причинно-следственные связи
изучаемых политических событий, различать факты и мнения,
аргументы и выводы
Предметные: Объяснять причинно-следственные связи
изучаемых политических событий, различать факты и мнения,
аргументы и выводы
Предметные: Объяснять причинно-следственные связи
изучаемых политических событий, различать факты и мнения,
аргументы и выводы
Предметные: Объяснять причинно-следственные связи
изучаемых политических событий, различать факты и мнения,
аргументы и выводы
Предметные: Объяснять причинно-следственные связи
изучаемых политических событий, различать факты и мнения,
аргументы и выводы
Предметные: Объяснять причинно-следственные связи
изучаемых политических событий, различать факты и мнения,
аргументы и выводы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».